УДК 339.13:796 (571.62)
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12223
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В ФИТНЕС-КЛУБАХ Г. ГОМЕЛЯ
Гусинец Евгений Владимирович
старший преподаватель, кафедры теории и методики физической культуры, аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Беларусь, г. Гомель
Аннотация: Представленное исследование направлено на изучение спроса активных потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, занимающихся в фитнес-центрах г. Гомеля, Республика Беларусь. В статье представлены результаты многолетнего опроса участников фитнес-клубов, по таким важнейшим направлениям спортивного маркетинга как: отношение к своему здоровью, цели и мотивы потребления фитнес-услуг, возрастная активность потребителей, их материальное положение и род занятий, а также количество и оценка качества потребляемых услуг в комплексе с рекомендациями потребителей по улучшению условий их предоставления.
Ключевые слова: Физическая культура и спорт, спортивный менеджмент и маркетинг, здоровье, фитнес, физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, рынок фитнес-услуг, фитнес-индустрия, фитнес-центры, фитнес-клубы, потребительские предпочтения в физкультурно-оздоровительных занятиях.
FEATURES OF CONSUMER PREFERENCES IN GOMEL FITNESS CLUBS
Gusinets Evgeny Vladimirovich
senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, graduate student of the Department of Economic Theory and World Economy Gomel State University F. Skorina Belarus, Gomel
Annotation: The presented study is aimed at studying the demand of active consumers of fitness and sports services engaged in fitness centers in Gomel, The Republic oа Belarus. The article presents the results of a multi-year survey of participants in fitness clubs in such important areas of sports marketing as: attitude to their health, goals and motives for the consumption of fitness services, age activity of consumers, their financial situation and occupation, as well as the number and assessment of the quality of services consumed in conjunction with consumer recommendations to improve the conditions for their provision.
Keywords: Physical culture and sport, sports management and marketing, health, fitness, sports and improving and sports services, the market of fitness services, the fitness industry, the fitness centers, fitness clubs, consumer preferences in sports and improving classes.
Современное общество уже давно воспринимает фитнес как многогранное явление, что не может не вызывать различных научных споров и дискуссий на предмет его важнейших концептуальных основ в теории и практике физической культуры: природы, содержания и основных функций [1-6].
Многие учены сегодня с различных сторон рассматривают влияние физической культуры, спорта, а также различных фитнес-программ как на организм отдельно взятого
человека, какой-то определенной половозрастной группы лиц или на экономику города, региона, страны [7-17].
Ряд авторов в своих публикациях рассматривают региональный рынок фитнес-услуг, исследуя потребительские предпочтения граждан исследуемого региона, а также инфраструктуру фитнес-клубов и спектр предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг [18-24].
Следует также отметить, что самыми новейшими разработками в области фитнес-индустрии главным образом занимаются зарубежные ученые из США [25-27], Канады [27], Японии [28], Китая [29, 30], Малайзии [31] и различных европейских государств [32-36], однако в последние годы интерес к изучению данной категории появился и на территории России [37-40 ], Украины [ 41-43], Беларуси [20,44,45], Казахстана [46-47] и Молдовы [48].
В связи с постоянным стремлением в направлении экономического роста, который во многом сегодня спровоцирован не только огромным объемом кредитования современной мировой экономики, но и с активным внедрением IT-технологий в трудовой процесс современного общества, что провоцирует значительное снижение его двигательной активности и как следствие - снижение уровня физического развития, функциональной подготовленности, физической и умственной работоспособности, а также показателей здоровья в целом. Эта отмеченная тенденция стимулирует современную экономику в направлении повышения значимости здоровья, как личного капитала отдельно взятого человека [10, 49]. Поэтому большинство высокоразвитых стран проявляет особую заботу о человеческих ресурсах, от качества и количества которых напрямую зависит состояние их экономики. Так, например, США до сих пор является государством, в котором свыше 43% населения вовлечено в регулярные занятия физической культурой и спортом [50], в Германии это показатель превышает 61% [51], а в России - чуть более 30 % [24]. Что касается Республики Беларусь, то в нашей стране, в настоящее время, регулярным физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям отдают предпочтение лишь 22 % населения [38].
Решение проблемы, связанной с удовлетворением потребностей населения в систематических занятиях физической культурой и спортом с целью укрепления его здоровья, продолжает оставаться, одной из важнейших задач государственного значения. В этой связи возникает объективная необходимость эффективного развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на благо всего человечества [37].
С целью исследования потребительских предпочтений в потреблении различных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг занимающихся в различных фитнес-клубах г. Гомеля было организовано и проведено исследование, на основе анкетирования, в котором приняли участие 607 гомельчан (211 мужчин - 34,8% опрошенных и 396 женщин - 65,2% опрошенных) различного возраста, которые проживают в разных районах г. Гомеля (Республика Беларусь). Исследование с использованием метода анкетного опроса проводилось в двух формах: печатной (напечатанные анкеты раздавались в различных фитнес-клубах людям, которым такая форма ответов на вопросы была более приемлемая -в основном население старшего и пенсионного возраста) и электронной форме с использованием интернет-платформы «Google forms» (такая форма была удобна большинству опрашиваемых респондентов, так как ссылка на предлагаемую анкету высылалась им непосредственно через социальную сеть посещаемого фитнес-центра и не вызывала у опрашиваемых отторжения).
Проведенное исследование проводилось в течение 3-х лет (с 2018 по 2020 гг.) и помогло выявить определенный набор популярных физкультурных услуг и значимых мест их получения, а также определенные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на предпочтения занимающихся в фитнесс-центрах в выборе физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Для глубокого исследования потребителей фитнес-услуг, нами были разработаны основные характеристики, отражающие потребительские запросы занимающихся в различных фитнес-центрах:
- отношение к собственному здоровью и способам его улучшения;
- частота и продолжительность занятий в посещаемом фитнес-центре или клубе в недельном цикле, а также предшествующий этому опыт физической активности в прошлом;
- целевые установки физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий;
- наиболее востребованные разновидности фитнес-программ и оздоровительных систем в том числе в зависимости от пола, возраста, рода деятельности и доходов;
- структура личного окружения при посещении оздоровительных тренировок;
- содержание основных причин, препятствующих регулярным занятиям в тренажерных залах, бассейнах и помещениях фитнес-клубов;
- ценовой диапазон наиболее востребованных фитнес-услуг;
- индивидуальные предпочтения в выборе спортивных мероприятий и событий, а также физкультурно-спортивных сооружений для дополнительных самостоятельных или организованных занятий в зависимости от пола, возраста, рода деятельности и доходов;
- индивидуальная оценка цены и качества и предоставляемых услуг и степень удовлетворения потребностей потребителя;
- размер доходов потребителя и их ежемесячные расходы на физкультурно-оздоровительные занятия;
- размер потенциальных расходов покупателей фитнес-услуг при условии, что их потребительские запросы будут максимально удовлетворены;
- потребительские запросы в строительстве новых спортивных объектах по месту жительства населения;
Результаты исследования показывают, что большинство опрошенных (98%) проявляют высокую заинтересованность в своем здоровье. Внимательное отношение к собственному здоровью постепенно приобретает очертания важной ценностной установки человека в современном белорусском обществе. При этом, следует отметить, что, отвечая на вопрос анкеты «Что Вы делаете обычно для улучшения своего здоровья?», респонденты отвечали не всегда в соответствии с ранее заявленной заинтересованностью в собственном здоровье. Ответы на данный вопрос представлены в таблице 1 в порядке значимости в соответствии с результатами опроса.
Таблица 1 - Результаты ответов на вопрос «Что Вы делаете обычно для улучшения своего здоровья?» (п=607 человек)_
№ Вариант ответа на вопрос Результат
% чел.
1 Занимаюсь регулярными физическими упражнениями 82 498
2 Не курю 65,1 395
3 Стараюсь следить за своим рационом питания 63,6 386
4 Прогуливаюсь на свежем воздухе 51,9 315
5 Не употребляю сладкие напитки (Coca Cola, Sprite, Pepsi и др.) 49,4 300
6 Почти не употребляю алкоголь (могу позволить себе выпить только в праздники) 46,3 281
7 Принимаю различные витамины и (или) биологически активные добавки 44,8 272
8 Регулярно пью достаточное количество воды (8-9 стаканов в сутки) 41,2 250
9 Слежу за режимом сна и отдыха (сплю не менее 7-8 часов) 38,1 231
Окончание таблицы 1
10 Не употребляю алкоголь (никогда, даже в праздники) 18 109
11 Регулярно хожу в баню 16,3 99
12 Занимаюсь закаливанием и обливанием 6,8 41
13 Не употребляю напитки, содержащие кофеин (кофе, чай) 5,8 35
14 Посещаю лечебные санатории, базы отдыха 4,6 28
15 ничего не делаю 1,2 7
Как видно из представленной таблицы 1 около 65% опрошенных следят за своим питанием и не курят, в то время как лишь более 41 % регулярно выпивают достаточное количество воды и принимаю различные витамины и (или) биологически активные добавки. Менее 7% опрошенных респондентов занимаются закаливанием и обливанием, не употребляют такие кофеин содержащие напитки как кофе или чай и периодически посещают санатории, базы отдыха и другие оздоровительные заведения. Половина всех опрошенных находят время для прогулок на свежем воздухе и не употребляют сладкие напитки. Отрадно отметить, что 85% опрошенных регулярно выполняют физические упражнения, при том, что все эти люди являются посетителями фитнес-центров, т.е. можно сделать вывод о том, что около 15% всех опрошенных - это те, кто посещает подобные заведения время от времени. Что касается отношения к спиртному, то здесь полный отказ практикуют лишь 18% респондентов, в то время как чуть менее половины занимающихся фитнесс-центрах (46,3%) время от времени, на праздники позволяют себе употребить алкоголь. Эти цифры значительно отличаются от тех, что мы получили при исследовании населения. Проживающего в различных районах г. Гомеля, опубликованного нами ранее в рецензируемом сборнике «Экономическая наука сегодня» (выпуск 8, 2018 год.). Вот некоторые результаты тех исследований: «менее 40% опрошенных следят за своим питанием и регулярно выполняют физические упражнения, лишь 50,9% опрошенных не курит и чуть более 20% никогда не употребляют спиртные напитки, а 27,2 % - могут позволить себе выпить только в праздники. Т.е. получается, что более 80% населения г. Гомеля выпивают спиртные напитки. Это отчетливо видно из двух абсолютно независимых исследований. Менее трети опрошенных уделяют достаточное внимание качеству своего сна и количеству употребляемой воды» [45].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что белорусское общество, не смотря на высокий уровень информированности, по-прежнему недостаточно серьезно, а порой даже легкомысленно, относится к своему здоровью.
Опрос жителей Гомеля, занимающихся в фитнес-центрах, позволил определить значимые целевые установки (мотивы потребления) непосредственных потребителей физкультурно-оздоровительных услуг (таблица 2).
1 Иметь красивое телосложение 79,9%
2 Хорошее самочувствие и настроение 72,0%
3 Укрепить здоровье 68,2%
4 Желание уйти от повседневного однообразия 37,2%
5 Избавиться от избыточного веса 36,6%
6 Просто отдохнуть 27,0%
7 Составить компанию и пообщаться с друзьями 11,9%
8 Соответствовать современному образу жизни... 7,9%
9 Победить на соревнованиях | 1,6%
■ % опрошенных 0,0% 10,0% 20,0% 30,0%40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0% 90,0%
Рисунок 1 - Основные мотивы потребления физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, занимающихся в фитнес-центрах г. Гомеля
Как видно из рисунка 1, главным мотивом физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий в фитнес-клубах (более 79% опрошенных) считают возможность иметь красивое телосложение; иметь хорошее самочувствие и настроение - 72% и стремление к укреплению здоровья - 68,2% являются вторым и третьи по значимости потребительским мотивом регулярных оздоровительных тренировок.
Итак, через определение значимых мотивов тренировочных занятий в фитнес-клубах было установлено, что в г. Гомеле физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги выполняют значимую роль в практической реализации многообразия социальных функций физической культуры, которые удовлетворяют не только потребность личности в улучшении здоровья, но удовлетворяют эмоциональным, рекреационным и коммуникативным потребностям, а также в улучшении телосложения, в формировании красивой и привлекательной внешности, соответствию модным тенденциям и т. д.
Да, занимался
■ Нет,не занимался
■ Затрудняюсь ответить
■ Нет так как имел освобождение от занятий ФК по состоянию здоровья
Рисунок 2 - Результаты ответов на вопрос «Занимались ли Вы в детстве (до 16 лет) каким-либо видом спорта или физическими упражнениями помимо уроков ФК в школе?»
Исследование потребителей гомельского рынка фитнес-услуг позволило установить, что 64,4% опрошенных, еще в юном возрасте (до 16 лет) занимались в спортивных секциях и клубах или были учащимися-спортсменами специализированных учебно-спортивных учреждений: ДЮСШ, СДЮСШОР и т.д., причем 85% из них более двух лет.
Согласно данным многолетнего опроса самыми востребованными видами спорта в г. Гомеле были выделены: легкая и тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, игровые виды спорта и различные виды единоборств (борьба, каратэ, бокс и др). Обращает также на себя внимание и тот факт, что 27,7% участвующих в опросе не занимались в детстве регулярными физическими упражнениями по мимо уроков физической культуры и здоровья, проводимых в школе, а 4,9% респондентов и вовсе имели освобождение от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья (рисунок 2).
Фитнес 55,8%
Бодибилдинг (Атлетизм) 29,8%
Шейпинг 11,7%
Кроссфит 11,2%
Аэробика 7,7%
Оздоровительная гимнастика 5,3%
Калланетика 3,3%
Йога 3,2%
Аквааэробика 3,1%
% опрошенных 0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%
Рисунок 3 - Наиболее популярные физкультурно-оздоровительные направления по данным анкетного опроса (п=607 человек)
Как видно из рисунка 3, первая пятерка самых популярных физкультурно-оздоровительными направлений в г. Гомеля представлена следующими физкультурно-оздоровительными и спортивными занятиями:
1. Занятия фитнесом - 55,8%;
2. Занятия атлетизмом и бодибилдингом в тренажерном зале - 29,8%;
3. Занятия шейпингом - 11,7%;
4. Функциональный тренинг «Кроссфит» - 11,2%;
5. Занятия аэробикой - 7,7%;
Как и следовало ожидать победу здесь одерживает фитнес, набравший во всем мире огромную популярность, которая продолжает расти, особенно среди женщин, так как мода на спортивную, даже скорее атлетическую женскую фигуру не прекращается на протяжении последнего десятилетия. Учитывая, что женщин в опросе приняло участие почти в 2 раза больше, чем мужчин (65,2% против 34,8%), то и результаты поражения атлетизма по сравнению с фитнесом нам понятны, так как тренажерный зал для бодибилдинга и атлетизма выбирают в основном мужчины (83% опрошенных мужчин против 17% женщин). Наиболее привлекательным здесь по-нашему мнению является кроссфит. Он очень вырос за последнее время не только в Беларуси, но и в России и то, что более 11%, а это каждый 10 посетитель фитнес-клубов, а если учесть, что мужчин в опросе было меньше в 2 раза, чем женщин, то тогда каждый пятый мужчина готов выбрать сегодня брендированную систему физической подготовки, созданную Грегом Глассманом, тренировок высокой интенсивности под названием «Кроссфит».
Особое внимание в нашем исследование было направлено на изучение рода деятельности, образования, возраста и материального благосостояния потребителей фитнес-услуг г. Гомеля. В своем опросе мы также не обошли стороной и вопросы доступности, и удовлетворение качеством потребляемых физкультурно-оздоровительных услуг.
Большинство занимающихся приходят на тренировки одни - 69% опрошенных, 23,6% занимаются с друзьями и коллегами по работе и лишь 5,6% с семьей. Такой низкий процент семейного посещения фитнес-центров мы связываем с отсутствием полноценных семейных фитнес-клубов в нашем городе и те респонденты, которые посещают с семьей, скорее всего имею в виду свою вторую половинку или взрослых детей, а не малышей.
Более 30% респондентов отмечают тот факт, что их фитнес-центр находится в самом удобном для посещения месте и они не собираются его менять на другой, в то время как 15,7% готовы легко перейти в другой фитнес-клуб, находящийся в более доступном для них месте, только при условии, что его оснащение будет не хуже того, который они посещают в настоящее время, а 2,6% занимающихся поменяли бы свой оздоровительный клуб на другой только по причине появления более близкого, не взирая на его оснащение. На вопрос «Вы бы сменили место занятий на более близкое к месту вашего проживания или работы, если имелась бы такая возможность?» 24,1% опрошенных ответили: «Нет, мне очень нравится, как работает инструктор этого фитнес-центра, а 9,2% на этот же вопрос ответили утвердительно, но только если бы это был филиал того центра, который они посещают. У 5,9% опрошенных заданный выше вопрос вызвал затруднения с ответом.
Анализируя представленные данные, мы видим, что успех современного фитнес-клуба - это прежде всего его шаговая доступность или удобное место расположение, а также высококачественное оборудование, наличие высококвалифицированных специалистов и развитая система филиалов, расположенная по основным районам города. Применяя такую стратегию можно быть уверенным, в том, что более 80% клиентов останутся именно в таком фитнес-центре.
Таблица 2 - Ежемесячные расходы занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля на оплату услуг и совокупный месячный доход на всю семью в рублях (BYN)
Затраты на физкультурно-оздоровительные услуги (в рублях BYN) Результат, в % Совокупный месячный доход на всю семью в рублях (BYN) Результат, в %
5 - 10 1,6 До 265 2,8
11 - 15 1,3 265 - 400 4
16 - 20 3,8 401 - 567 8,3
25 - 30 10,2 568 - 767 12,9
31 - 40 16,3 768 - 1133 27
41 - 50 23,2 1134 - 1500 16,6
51 - 70 18,8 1500 - 2000 13,1
71-90 6,9 2000-2500 9,8
90-200+ 9,2 2510-3000+ 2,7
Как видно из таблицы 2, фактические ежемесячные расходы занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля на оплату соответствующих услуг достаточно сильно разнятся и, как и предполагалось, во многом зависят от совокупного месячного дохода на всю семью. Серым цветом в таблице обозначены соответствующие величины, которые наиболее точно отражают описанную выше зависимость. Возможность потратить на физкультурно-оздоровительные услуги 41-50 рублей в месяц имеется у 23,2% опрошенных респондентов, в то время, как лишь 17,3% жителей областного центра могут позволить себе расходы на эти услуги, превышающие 70 белорусских рублей или около 29 $ (долларов США) ; при этом более 75% опрошенных ежемесячно тратят на эти услуги 25-90 рублей (BYN) или 1037$ ежемесячно. Данные, представленные в таблице, также свидетельствую о том, что более 79% потребителей фитнес-услуг имеют среднемесячный доход на всю семью в диапазоне между 568 и 2500 белорусскими рублями (BYN) или 235-1037$ соответственно и именно они представляют собой основную долю потребителей на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. «В связи с этим, запланированный правительством Республики Беларусь планомерный рост средней заработной платы несомненно окажет положительное влияние и на спрос горожан на более качественные физкультурно-оздоровительные услуги, увеличивая тем самым и количество потребляемых услуг на душу населения и соответственно, общие затраты на их потребление» [15].
Исследуя финансовые возможности потребителей фитнес-услуг нам удалось узнать о том, что почти 70% из них имеют собственное жилье и 62,6% - как минимум один автомобиль, при этом количественный состав семьи, опрашиваемых выглядит следующим образом: 32,1% - это семья из трех человек, 27,2% - 2 человека, 26,9 - 4 человека, 7% -один человек и менее 5% - это семьи, где насчитывается 5 и более членов.
Из представленных данных выходит, что основная доля рынка физкультурно-оздоровительных услуг принадлежит малочисленным семьям, так как доходы и денежные расходы многодетных семей, а также время, затрачиваемое на воспитание и управление детьми, не позволяют многим из них посещать фитнес-клубы.
Довольно часто случается, что люди по различным причинам не могут посещать физкультурно-спортивные сооружения и занятия в фитнес-клубах. Исследуя потребительские предпочтения жителей областного центра Беларуси, мы не могли обойти стороной и эту проблему. По данным проведенного исследования основными факторами, ограничивающими возможность занятий физкультурой и спортом, являются:
1) недостаток свободного времени - 42,7% опрошенных;
2) недостаток требуемых денежных средств - 11,9% опрошенных;
3) нет компании для совместного посещения, а мешает собственная лень - 4,1% опрошенных;
4) потребитель является новичком, поэтому пока рано увеличивать количество тренировок -1,8%;
5) неудобное месторасположение мест для занятий - 1,2% опрошенных;
При этом 33,8% опрошенных отмечают полное отсутствие препятствий ограничивающих возможность тренировочных занятий, считая, что они и так занимаются довольно часто.
Большинство потребителей услуг, предоставляемых фитнес-центрами Гомеля, имеют высшее образование - более 70% опрошенных и лишь 23,9% получили среднее или средне специальное образование на момент участия в анкетном опросе, при этом основной возраст большинства составляет 24-40 лет (более 68% респондентов).
Что касается их рода деятельности или профессии, то здесь данные анкетного опроса распределились следующим образом: более 30% - это сотрудники частных компаний и бизнесмены, около 22% составляют работники госпредприятий и бюджетной сферы, свыше 16% - студенты и магистранты, 6,8% - домохозяйки и около 2,8% - школьники и безработные.
Одним из важнейших вопросов в области маркетинга физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых фитнес-клубами, является понимание, того, что хотели бы улучшить или изменить клиенты в работе посещаемого ими фитнес-центра. В своем исследовании мы также не обошли стороной и этот значимый компонент (рисунок
4).
Ничего, меня вполне всё устраивает ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 31,6% Увеличить пространство в зале для занятий 26,2%
Снизить цену на занятия 20,6%
Материально-техническое оснащение ^^^^^^^^^^^^^^^^^ 18,3% Комплекс для занятий фитнесом 16,0%
Создать комнату для детей 15,7%
Добавить детский фитнес ^^^^^^^^^^ 10,9% Разнообразить тренировочные программы 9,2%
Увеличить количество мест для авто 9,2%
Увеличить количество душевых кабинок 8,2%
% 0Пр0ШеННЫХ 0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0%
Рисунок 4 - Потребность клиентов в улучшении или внесении изменений в работу
посещаемого фитнес-центра (п=607 человек)
Представленные результаты отражают потребность в изменениях как в конкретном фитнес-клубе, так и в фитнес-индустрии г Гомеля в целом. Постоянная проблема с ограниченным пространством для занятий часто связана со стоимостью аренды или строительства новых помещений, а цена предоставляемых услуг, упирается в условия их предоставления. Материально-техническое оснащение, это также постоянная и до конца не решаемая проблема многих центров, предоставляемых услуги фитнеса. Здесь причин может быть несколько: от нехватки доступных финансовых средств предприятия, до постоянно растущих запросов потребителей на регулярное обновление тренажеров, беговых дорожек и различного инвентаря не реже чем раз в 5 лет в связи с постоянным совершенствованием ^ -технологий и нарастанием материально-технического прогресса.
Несмотря на то, что большинство, а это 79,4% считают вполне адекватной цену на потребляемые ими услуги, в то же время каждый 5-й посетитель гомельских фитнес-клубов считает важным изменением, которое необходимо учесть в работе - это снижение стоимости занятий.
На вопрос «Достаточно ли физкультурно-спортивных сооружений находится в Вашем районе проживания?» 56,8 % ответили утвердительно, против 43,2%, которые считают, что таких объектов явно не хватает, при этом 62,8% опрошенных хотели бы заниматься еще каким-нибудь видом спорта, если бы в их районе были необходимые объекты в шаговой доступности. Данное противоречие, как нам кажется, можно объяснить,
только наличием факторов, ограничивающих возможность занятий в фитнес-клубах, представленных выше.
Бассейн
Спортивная детская площадка Воркаут площадка Площадки для катания на роликовых коньках Комплекс для занятий фитнесом Тренажерный зал Ледяной каток для массового катания Крытый зал для спортивных игр Открытого теннисного корта
31,5%
25,7%
21,7%
16,3% 16,0% 15,5%
13,2% 12,4% 10,7%
% опрошенных 0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0%
Рисунок 5 - Наиболее востребованные физкультурно-спортивные сооружения в районе проживания респондентов (п=607 человек)
На рисунке 5 представлены наиболее востребованные физкультурно-спортивные сооружения в районе проживания респондентов. В тройку самых необходимых объектов по версии, занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля, вошли: бассейн-31,5% опрошенных, спортивная площадка для детей - 25,7% и воркаут-площадка - 21,7% опрошенных соответственно.
Заключение. Проведенное исследование показывает, что на первый взгляд заметное желание и стремление посетителей фитнес-клубов к совершенствованию своей телесной природы оказалось лишь внешней причиной потребления, за которой, как оказалось, спрятаны совершенно другие потребности и мотивы: иметь хорошее самочувствие, желание уйти от повседневного однообразия, просто отдохнуть или встретится со своими друзьями (связывают между собой более 70% опрошенных респондентов).
Результаты исследования позволили установить тот факт, что среди занимающихся в фитнес-клубах г. Гомеля, 15% составляют непостоянные потребители, которые приходят на тренировки от случая к случаю, приобретая обычно разовый или минимальный месячный абонемент. Что касается отношения к своему здоровью, то 35% опрошенных не указали, что не курят в своих опросных листах, в связи с этим мы предполагаем, что большая часть из них - это либо постоянные либо периодические курильщики, которые на самом деле очень легкомысленно относятся к своему здоровью и посещают фитнес-клуб по любым мотивам, кроме сохранения и укрепления здоровья. Очень малое количество людей - менее 20% отказывается полностью от употребления алкоголя, регулярно посещают баню или сауну, занимаются закаливанием или обливанием, посещаю лечебные санатории и не употребляют напитки, содержащие кофеин. Только около 40% занимающихся в фитнес-центрах и клубах регулярно пьют достаточное количество воды (8-9 стаканов в сутки) и следят за своим режимом сна и отдыха (спят не менее 7-8 часов).
Все эти данные подталкивают нас к необходимости в организации и проведении специальных тренингов и семинаров для посетителей фитнес-клубов в направлении повышения уровня информированности о важности принципов ЗОЖ. В проведение этих программ нужно вовлекать самих посетителей клубов, практикующих здоровые привычки, предлагая им в качестве бонусов скидки или бесплатные абонементы на посещение оздоровительных занятий, а также инструкторов, врачей или педагогов, которые ведут полноценный здоровый образ жизни и имеют высокий авторитет в обществе.
Основными посетителями по гомельских фитнес-центров являются люди со средним и более высоким уровнем доходов (600-2000 рулей (BYN)), в основном имеющие высшее образование. Их возрастной диапазон составляет 24-40 лет. У большинства из них небольшие семьи (не более двух детей), есть свой автомобиль и собственное жильё.
Наиболее популярными видами активности, которые предпочитают большинство потребителей фитнес-услуг - это фитнес, атлетизм, шейпинг, кроссфит и аэробика со всем и ее разновидностями. В связи с этим работа большинства фитнес-клубов должна опираться именно на эти самые востребованные направления.
Анализ представленных данных, показывает так же, что успех современного фитнес-клуба - это прежде всего его шаговая доступность или удобное место расположение. Кроме этого, важными составляющими являются: высококачественное оборудование, наличие высококвалифицированных специалистов и развитая система филиалов, расположенная по основным районам города. Применение такой стратегии, на наш взгляд, позволит сохранить и приумножить более 80% клиентов в своих фитнес-центрах.
Результаты проведенного массового опроса жителей областного центра подталкивают нас к дальнейшему исследованию рынка фитнес-услуг не только в Гомельском регионе, но и в других областных городах, а также в столице Республике Беларусь - городе Минске. Исследования, подобные этому, могут найти свое практическое применение в разработке концептуальных предложений для создания или совершенствования региональных программ развития организаций физической культуры и спорта, направленных не только на поддержание и активизацию культурно-развлекательного досуга граждан, но и на формирование и развитие концепции здорового образа жизни, основанной на массовом характере потребления физкультурных услуг различными категориями населения.
Список литературы:
1. Сайкина Е. Г., Смирнова Ю. В., Гераськин А. А. Концептуальные основы фитнеса в теории и практике физической культуры //Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №. 2. - С. 38-38.
2. Buche D., Schraudolph N. N., Koumoutsakos P. Accelerating evolutionary algorithms with Gaussian process fitness function models //IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Part C (Applications and Reviews). - 2005. - Т. 35. - №. 2. - С. 183-194.
3. Baresel A., Sthamer H., Schmidt M. Fitness function design to improve evolutionary structural testing //Proceedings of the 4th Annual Conference on Genetic and Evolutionary Computation. - 2002. - С. 1329-1336.
4. Burri M., Schär R. The reform of the EU data protection framework: outlining key changes and assessing their fitness for a data-driven economy //Journal of Information Policy. -2016. - Т. 6. - №. 1. - С. 479-511.
5. Осипенко Е.В. Структура физкультурно-оздоровительного сервиса в Республике Беларусь // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 20-21 января 2020 г. - ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА», Чебоксары, 2020. - С. 35-41.
6. Taha A. et al. Energy efficient multipath routing protocol for mobile ad-hoc network using the fitness function //IEEE access. - 2017. - Т. 5. - С. 10369-10381.
7. Скидан А.А. Оптимизация психофизиологического состояния женщин среднего возраста в процессе занятий оздоровительным шейпингом / А.А. Скидан [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 165-168.
8. Djordjevic D. et al. The effects of two fitness programs with different metabolic demands on oxidative stress in the blood of young females //Serbian Journal of Experimental and Clinical Research. - 2015. - Т. 16. - №. 2. - С. 101-107.
9. Скидан А.А. Изучение мотивации женщин зрелого возраста к оздоровительным занятиям шейпингом // Наука-2020. - 2016. - №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-zhenschin-zrelogo-vozrasta-k-ozdorovitelnym-zanyatiyam-sheypingom (дата обращения: 14.06.2020).
10. Гусинец Е.В., Казанцева, Н.С., Дергунова, Н.В. Физическая культура и спорт в экономике и жизни общества Республики Беларусь // Современное состояние проблемы и
перспективы развития отраслевой науки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, МИИТ, - М.: Издательство «Перо», 2016. - 543с., с.70
11. Misjura A., Vrublevskiy E. Research of physical development, functional state and lifestyle of students //Спортивний вюник Придншров'я. - 2018. - №. 2. - С. 74-80.
12. Врублевский, Е. П. Образ жизни студентов гомельского государственного университета имени Франциска Скорины по результатам анкетного опроса / Е.П. Врублевский, А.А. Мисюра, В.Ф. Коджебаш // Адаптацшш можливост д^ей та молодо матерiали XII Мiжнародноi науково-практично'1 конференцп, 13-14 вересня 2018 року, м. Одеса / голов. ред. А. I. Босенко. - Одеса: Видавець Букаев Вадим Вшторович, 2018. - Ч. 2. - С. 42-45.
13. Скидан А. А., Севдалев С. В., Врублевский Е. П. Технология проектирования макроциклов оздоровительной шейпинг тренировки женщин зрелого возраста //Физическая культура и спорт: теория и практика. - 2018. - №. 1. - С. 4.
14. Восприятие будущего в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и перспективы = Perception of future in physical education and sports process: problems and prospects / А.Н. Яковлев [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 98-100.
15. Енченко, И. В. Значение услуг физической культуры и спорта в жизни общества / И. В. Енченко // Формирование и развитие инновационного потенциала на рынке труда региона : межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 245-250.
16. Осипенко Е. В. Физкультурно-оздоровительные услуги в сфере физической культуры и спорта Республики Беларусь и Российской Федерации //Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. -2019. - С. 345-351.
17. Гусинец, Е. В. Физическая культура и спорт как социально-экономическое явление в национальной экономике Республики Беларусь // Известия Гомельского гос. унта им. Ф. Скорины. - 2016. - № 5(98). - С.107-111.
18. Енченко И. В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения //Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - №2, 33-38с.
19. Prystupa Y., Zhdanova O., Chekhovska L. Analysis of the market of physical culture and health services in Lviv //Slobozhanskyi herald of science and sport. - 2017. - №. 6 (62). - С. 72-76.
20. Гусинец Е. В. Исследование потребительских запросов жителей г. Минска в выборе услуг физической культуры и спорта // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора В. Н. Зуева. - Тюмень: Вектор Бук, 2018. - С. 32-35.
21. Gon9alves C., Meireles P., Carvalho M. J. Consumer behaviour in Fitness Club: study of the weekly frequency of use, expectations, satisfaction and retention //The Open Sports Sciences Journal. - 2016. - Т. 9. - №. 1.
22. García-Fernández J. et al. Exploring fitness centre consumer loyalty: differences of non-profit and low-cost business models in Spain //Economic research-Ekonomska istrazivanja. -2018. - Т. 31. - №. 1. - С. 1042-1058.
23. Veiga O. L. et al. 2019 National Survey of Fitness Trends in Spain //RETOS-Neuvas Tendencias en Educacion Fisica, Deporte y Recreacion. - 2019. - №. 35. - С. 341-347.
24. Енченко И. В., Гусинец Е. В. Анализ развития спортивно-оздоровительных услуг в России и за рубежом // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии : сб. науч. трудов по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2017. -С. 77-86.
25. Hutson D. J. "Your body is your business card": Bodily capital and health authority in the fitness industry //Social science & medicine. - 2013. - Т. 90. - С. 63-71.
26. Hutson, D. J. "Training bodies, building status: Negotiating gender and age differences in the US fitness industry." Qualitative Sociology 39.1 (2016): 49-70.
27. Heroux L. Comparative marketing strategies of fitness clubs in the United States and Canada //Economics World. - 2017. - Т. 5. - №. 6. - С. 529-538.
28. SHOJI N. et al. Developing Guidelines for Collecting and Using Feedback in Japanese Fitness Clubs //Juntendo Medical Journal. - 2016. - Т. 62. - №. Suppl. 1. - С. 139-142.
29. Yue W. Research on the Development Path of Chinese Fitness Clubs //Journal of Health Science. - 2018. - Т. 6. - С. 390-391.
30. Chen K. C., Yu Y. The Effectiveness of Corporate Advertising in a Collegiate Fitness Center //Int'l J. Soc. Sci. Stud. - 2017. - Т. 5. - С. 97.
31. Teik D. O. L. Enhancing the experience of needs satisfaction through service engagement: A case of commercial fitness centers in Malaysia //Journal of Global Scholars of Marketing Science. - 2015. - Т. 25. - №. 2. - С. 109-121.
32. Vos S. et al. The value of human resources in non-public sports providers: the importance of volunteers in non-profit sports clubs versus professionals in for-profit fitness and health clubs //International Journal of Sport Management and Marketing 2. - 2012. - Т. 11. - №. 1-2. - С. 3-25.
33. Llopis-Goig R., Vilanova A., Sánchez J. M. SPAIN: Evolution and characteristics of the private sport sector-Focus on fitness centres and gyms //The Private Sport Sector in Europe. -Springer, Cham, 2017. - С. 309-324.
34. Pawlowski T., Breuer C. The demand for sports and recreational services: Empirical evidence from Germany //European Sport Management Quarterly. - 2011. - Т. 11. - №. 1. - С. 5-34.
35. Zopiatis A. et al. Quality, satisfaction and customers' future intention: The case of hotels' fitness centers in Cyprus //Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism. - 2017.
- Т. 18. - №. 1. - С. 1-24.
36. Григорян А. В., Якубова Т. Н. Международный рынок фитнес-услуг: состояние и перспективы развития //Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - №. 2.
- С. 106-109.
37. Енченко И.В. Современное состояние рынка фитнес-услуг // Современный научный вестник. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 7-8.
38. Гусинец Е. В., Енченко И.В. Особенности рынка услуг физической культуры в Российской Федерации и в Республике Беларусь // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. - 2017. - № 2(101). - С.107-111.
39. Никифорова О. Н., Петрова О. А. Анализ основных направлений развития спортивно-физкультурных услуг и фитнес-индустрии в России //Современные научные исследования: теория, методология, практика. - 2020. - С. 171 -176.
40. Ефремова М. В., Чкалова О. В., Бошман Т. К. Анализ российского рынка фитнес-услуг //Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №. 21 (420).
41. Shymko V., Vystavkina D., Ivanova I. Motivational and value preferences of townspeople in the field of fitness //Technologies of intellect development. - 2020. - Т. 1. - С. 26
42. Stadnyk S. Fitness clubs activities in Kharkiv //Slobozhanskyi herald of science and sport. - 2018. - №. 2 (64). - С. 53-56.
43. Dutchak M., Chekhovska L. Staffing as a topical issue of the modern fitness industry //Slobozhanskyi herald of science and sport. - 2018. - №. 6 (68). - С. 26-31.
44. Гусшец Я. У. Даследаванне асаблiвасцяy рынка ф1зкультурна-аздарауленчых паслуг г. Гомеля //Молодежь в науке и предпринимательстве. - 2019. - С. 484-487.
45. Гусинец Е. В. Особенности потребительских предпочтений жителей г. Гомеля в выборе физкультурно-оздоровительных услуг // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. БНТУ. - Минск, 2018. - Вып. 8. - С. 194-203.
46. Moldasheva A. B., Atasheva D. O., Muratova D. B. The Market of Fitness Services in Kazakhstan: Problems and Directions of Development //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2016. - Т. 7. - №. 4. - С. 53-57.
47. Yagudina Z. A. B. The current state of the market of fitness services in the Republic of Kazakhstan and the city of Almaty //The Journal of Economic Research & Business Administration. - 2016. - Т. 116. - №. 4/2.
48. Teodora N. I., Anatolie B. P. The Management of Sports Activities within a Fitness Center //Sport & Society/Sport si Societate. - 2019. - Т. 19. - №. 2.
49. Гусинец, Е.В. Физическая культура и спорт как социально-экономическое явление в национальной экономике Республики Беларусь // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. - 2016, №5(98). - 137с., с.107-111.
50. Репкин, С.Б. Организационно-экономические аспекты развития спорта в США / С.Б. Репкин //Вестник Полоцкого государственного университета: экономические и юридические науки. - 2015. -№ 6. - С. 15-23.
51. Репкин, С.Б. Анализ системы управления спортом в Германии / С. Б. Репкин // Бух. учет и анализ. - 2015. - № 3(219). - С. 3-7.