Научная статья на тему 'Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг'

Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6530
1079
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-УСЛУГА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЫНОК ФИТНЕСА / ТАМБОВСКИЙ РЕГИОН / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FITNESS SERVICES / HEALTHY LIFESTYLE / FITNESS MARKET / TAMBOV REGION / HEALTH-PROMOTING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринцев Алексей Николаевич, Лоскутова Марина Владимировна

В статье исследуются перспективы развития фитнес-индустрии в России. Приводится краткая историческая справка развития отечественного рынка услуг в сфере оздоровительных технологий. Авторы делают вывод о том, что индустрия фитнеса стала развиваться около 15 лет назад. До тех пор в нашей стране фитнеса, как такового, практически не было отсутствовали клубы, в которых люди могли заниматься аэробикой, йогой или силовыми упражнениями, не было собственных методик и тренеров. Ситуация изменилась, когда из-за рубежа начали приезжать профессиональные тренеры со своими мастер-классами и владельцы фитнес-клубов, проводившие бизнес-семинары для тех, кто хотел развивать это направление в России. Российский рынок фитнес-услуг свое развитие начал с сегмента премиум-класса. На сегодняшний день развитие бизнеса сетей фитнес-клубов происходит в основном за счет интенсивной региональной экспансии, хотя до сих пор более половины рынка в стоимостном выражении принадлежат Москве и Санкт-Петербургу. С уверенностью можно сказать, что у рынка фитнес-услуг в России огромный потенциал, и в ближайшие 20 лет он будет развиваться стремительными темпами. Тамбовская область является одной из самых удобных с точки зрения транспортной доступности, обеспеченности коллективными средствами размещения, экологической составляющей и приемлемой ценовой политики. Проведен краткий анализ желающих регулярно заниматься фитнесом и спортом в целом (г. Тамбов), представлены направления спроса видов фитнес-услуг. Выявлены мотивы для посещения фитнес-центров, наиболее востребованные услуги и направления, за счет которых будет продолжаться развитие сферы услуг фитнес-клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RUSSIAN MARKET OF FITNESS SERVICES

The article examines the prospects for the development of the fitness industry in Russia. The authors give a brief historical background of development of the domestic market in the field of health technology services. They conclude that the fitness industry began to develop about 15 years ago. Until then there was virtually no fitness in our country there were no clubs in which people can do aerobics, yoga or strength training, we had not special techniques and coaches. The situation changed when from abroad began arriving professional trainers with their master classes and fitness clubs, which conducted business seminars for those who wanted to develop this direction in Russia. The Russian market of fitness services began development from the premium segment. Today the development of the business network of fitness clubs occurs mostly due to intense regional expansion, although more than half of the market in value terms belongs to Moscow and St. Petersburg. We can confidently say that the market of fitness services in Russia has a huge potential and it will grow rapidly in the next 20 years. Tambov region is one of the most convenient in terms of transport accessibility and collective accommodation facilities, the environmental component and a reasonable pricing policy. Scientists was conducted a brief analysis wishing to regularly engage in fitness and sports in general (Tambov), represented the direction of demand types of fitness services. Revealed motives for visiting fitness centers, the most popular services and direction by which will continue the development of services of fitness clubs.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг»

УДК 338.46 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-125-131

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФИТНЕС-УСЛУГ

ТАТАРИНЦЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: a_tatar@mail.ru

ЛОСКУТОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lmv_lock@mail.ru

В статье исследуются перспективы развития фитнес-индустрии в России. Приводится краткая историческая справка развития отечественного рынка услуг в сфере оздоровительных технологий. Авторы делают вывод о том, что индустрия фитнеса стала развиваться около 15 лет назад. До тех пор в нашей стране фитнеса, как такового, практически не было - отсутствовали клубы, в которых люди могли заниматься аэробикой, йогой или силовыми упражнениями, не было собственных методик и тренеров. Ситуация изменилась, когда из-за рубежа начали приезжать профессиональные тренеры со своими мастер-классами и владельцы фитнес-клубов, проводившие бизнес-семинары для тех, кто хотел развивать это направление в России. Российский рынок фитнес-услуг свое развитие начал с сегмента премиум-класса. На сегодняшний день развитие бизнеса сетей фитнес-клубов происходит в основном за счет интенсивной региональной экспансии, хотя до сих пор более половины рынка в стоимостном выражении принадлежат Москве и Санкт-Петербургу. С уверенностью можно сказать, что у рынка фитнес-услуг в России огромный потенциал, и в ближайшие 20 лет он будет развиваться стремительными темпами. Тамбовская область является одной из самых удобных с точки зрения транспортной доступности, обеспеченности коллективными средствами размещения, экологической составляющей и приемлемой ценовой политики. Проведен краткий анализ желающих регулярно заниматься фитнесом и спортом в целом (г. Тамбов), представлены направления спроса видов фитнес-услуг. Выявлены мотивы для посещения фитнес-центров, наиболее востребованные услуги и направления, за счет которых будет продолжаться развитие сферы услуг фитнес-клубов.

Ключевые слова: фитнес-услуга, здоровый образ жизни, рынок фитнеса, Тамбовский регион, оздоровительные технологии

Актуальность здорового образа жизни человека обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера, усложнением социальной структуры. Индустрия фитнес-услуг с каждым годом развивается все более активно. Сейчас спортивные клубы десятками открываются даже в самых маленьких городках. Фитнес-индустрия предлагает широкий комплекс самых необходимых в жизни человека услуг, позволяющих каждому человеку быть здоровым всегда и во всем. Фитнес - это формирование красивого тела, фитнес - это постоянная поддержка душевного равновесия, фитнес - это здоровое и правильное питание.

Фитнес-индустрия сегодня во всем мире переживает бум. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире

после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми. Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки. Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо платежеспособности является непонимание потенциальными клиентами того, что занятие фитнесом изменит их жизнь к лучшему. По-

пулярность фитнеса среди одних обуславливает заинтересованность других - отсюда нечто похожее на цепную реакцию. Еще одна проблема - отсутствие полноценных специалистов на местах [1].

По оценкам экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми. Наиболее активными спортсменами являются американцы, канадцы и норвежцы. В России уровень спортивной активности еще довольно низок. Так, если в США доля населения, занимающегося физической культурой, составляет 40 %, в то время как в России - около 15 %. [2]

В России сегодня насчитывается по разным данным более двух тысяч фитнес-клубов (без учета залов площадью менее 200 м2), из которых треть расположена в Москве. Очевидно, что рынок далек от насыщения. Если в столице клубы посещает не более 3 % населения, то в регионах - меньше 1 % (для сравнения в Лондоне этот показатель - 20 %, в Барселоне - 35 %, а в Берлине - почти 60 %).

Сегмент фитнеса на рынке услуг в России является одним из наиболее динамичным. Если сравнивать цифры занимающихся в России и за рубежом, то мы значительно уступаем в процентном соотношении жителям других стран. По данным ВЦИОМ, количество занимающихся фитнесом составляет всего 3 % от общей численности населения России, тогда как в США - 14,1 % населения, а в Великобритании - 6 % [1]. Поскольку с годами число приверженцев фитнеса в России и других странах растет, резервы у российского рынка фит-нес-услуг очень велики.

Отечественный рынок фитнес-услуг начал свое становление 15-17 лет назад. Именно в этот период в Россию из-за границы стали проникать различные модные веяния, одно из которых - представление о том, как важно иметь красивую спортивную фигуру. Фитнес пришел в нашу страну как на видеокассетах с записями программ, так и в виде практических занятий, мастер-классов, на которые к нам стали приезжать американские профессионалы [3]. Российский рынок услуг фитнеса в настоящее время все еще находится в стадии становления и отстает от западного на 20-30 лет. Объем российского фит-нес-рынка составляет около 1 % от общемирового рынка, объем рынка фитнес-услуг России превышает 1 млрд долл. В основном он сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в регионах ниша фитнес-услуг практически не занята.

Следует отметить, что российский рынок фит-нес-услуг стал развиваться с сегмента премиум-класса, в то время как, например, в США развитие

индустрии фитнеса началось с клубов среднего класса. Таким образом, наш подход к развитию фитнес-индустрии был изначально отличен от американского, потому заполнение среднеценового сегмента происходит во вторую очередь. Пионером отрасли стала сеть «Русской фитнес-группы». Со временем на российский рынок пришли международные сети Golden Gym's и World Gym, однако эта тенденция не получила развития, и сейчас доля зарубежных компаний в сегменте фитнес-клубов составляет менее 1 %.

С периода 2005 по 2008 гг. появилось очень большое количество клубов, позиционируемых как клубы среднего класса, так как большое количество игроков прислушались к мнению экспертов, которые утверждали, что именно этот сегмент наиболее перспективен и стали активно вкладывать средства. Безусловно, это увеличило процент людей, посещающих фитнес-клубы.

В результате ухудшения экономической ситуации в стране в конце 2008 г. произошло снижение доходов населения и рост безработицы, что привело к снижению доли россиян, посещающих фитнес-клубы в 2009 г. до 0,81 %. Но 2010 г. ознаменовался возвратом к тренировкам некоторых корпоративных и частных клиентов, в результате чего рынок увеличился на 14,3 %.

На сегодняшний день молодая в России индустрия фитнеса находится в стадии роста. По мнению экспертов Ассоциации профессионалов фитнеса, последние годы фитнес-индустрия в России стабильно растет в среднем на 20 % в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы, включающие элементы различных видов фитнеса: аэробики, борьбы, калланетики, упражнений на тренажерах - для достижения оптимальной нагрузки и наилучшего результата. В наше время посещение спортивных центров стало уже признаком хорошего тона. По мнению специалистов, последние 2 года степень наполнения рынка в категории «Пре-миум» и «Люкс» составляет около 90 %, в категории «Средний класс» и «Эконом» заполнение составляет лишь 40 %.

Наилучшие перспективы имеют клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, предлагая клиентам широкий спектр сопутствующих услуг, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Игроки рынка считают, что возможен приход в Россию новых западных игроков, но в этом случае им придется вкладывать огромные инвестиции, чтобы компенсировать то время, которым суще-

ствующие операторы смогли воспользоваться для создания своих клубов.

Сегодня на отечественном рынке насчитывается порядка 2500 клубов. В одной только Москве сейчас действует 550 заведений, оказывающих фитнес-услуги, 30 % из которых приходятся на долю сетевых брендов. Московский рынок фитнес-услуг находится в стадии активного развития и формирует основные общероссийские тенденции: появление в первую очередь клубов премиум-сегмента и более медленное освоение ниши среднего и эконом-класса.

При этом эксперты отмечают, что резерв роста российского рынка фитнес-услуг сосредоточен прежде всего в развитии среднего ценового сегмента. Для российского рынка характерно широкое распространение фитнес-сетей, в том числе по франчайзингу. Однако на определенной стадии развития клуба возможен его выход из фран-

чайзинговой программы и создание собственной торговой марки.

Эксперты выделяют ряд особенностей в развитии региональных рынков фитнес-услуг. Основным отличием является то, что провинция на несколько лет отстает от столицы в развитии фитнес-индустрии, однако, в более крупных городах в настоящее время появляются клубы преми-ум-класса, в более маленьких городах цивилизованного фитнеса практически нет. Фитнес-центры наиболее распространены в крупных городах с населением около или свыше 1 млн чел., где наилучшим образом развита инфраструктура и имеются все предпосылки для интенсивного развития, причем во всех возможных сегментах рынка. На сегодняшний день развитие бизнеса сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии, однако по-прежнему почти половина рынка в стоимостном выражении принадлежит Москве (рис. 1, 2) [4].

Рис. 1. Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении в 2010 г., %

Рис. 2. Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении в 2015 г., %

Сегмент клубов для среднего класса пока достаточно свободен, но становится все более привлекательным для инвесторов из премиум-класса с точки зрения расширения бизнеса и повышения его доходности. Расширяя границы бизнеса, фит-нес-операторы выходят на средний сегмент с целью получения новой целевой аудитории.

Эксперты отмечают, что сегодня отдельных клубов больше, чем сетевых. Высокая концентрация клубов в столице заставляет крупных игроков осваивать новые регионы, продумывать стратегию освоения среднего ценового сегмента. Не стал исключением в этом вопросе и Тамбовский регион.

Согласно данным (2013 г.) в г. Тамбове количество желающих регулярно заниматься спортом в среднем по основным возрастным группам населения составило [4]:

- дошкольники - 74,6 %;

- школьники и студенты - 63,7 %;

- взрослые - 63,7 %.

При этом основными причинами отказа от занятий данные категории населения назвали:

- отсутствие времени - 23,8 %;

- отсутствие удобно расположенного физ-культурно-спортивного сооружения - 43,2 %;

- высокие цены - 31,5 %;

- неудобный режим работы ФСС - 27,4 %;

- неудовлетворительное качество услуг -29,1 %;

- неудовлетворительный ассортимент услуг - 33,4 %.

Действительно, существующая база ФСС характеризуется недостаточностью учреждений, ограниченным перечнем услуг (основных, сопутствующих и дополнительных), ориентацией на игровые виды спорта, излишней укрупненностью помещений, недостаточностью оборудования и инвентаря. Анализ спроса показал, что он направлен в основном на индивидуальное обслуживание. Так, за индивидуальность спортивных услуг высказалось 87,9 % из числа желающих заниматься спортом [5]. При этом игровые виды спорта привлекают только 12,1 % желающих. 67,7 % предпочитают заниматься:

- аэробикой - 10 %;

- единоборствами - 13 %;

- гимнастикой - 7 %;

- спортивными танцами - 8 %;

- плаванием - 12 %;

- занятиями на тренажерах - 17 %;

- сквошем - 3 %;

- другими - 7,7 %.

По мнению населения, в здании спортивного сооружения необходимы следующие услуги:

- сауна или баня - 29,7 %;

- солярий - 17,2 %;

- гидромассаж - 9,8 %;

- кафе - 12,3 %;

- прочие виды услуг - 31 %.

Стоит также учитывать, что Тамбовская область является одной из самых удобных с точки зрения транспортной доступности, обеспеченности коллективными средствами размещения, экологической составляющей и приемлемой ценовой политики.

Региональный рынок фитнес-услуг заполнен незначительно по каждому из ценовых сегментов и в меньшей степени нижнему, что предполагает повышенный спрос в особенности на пользование услугами клубов эконом-класса. Среди участников рынка присутствуют как местные спортивные клубы, стремящиеся формировать собственные сети и увеличивать площади помещений, так и московские сети, имеющие своих франчайзи в регионах. Сети уже проникли в Хабаровск, Саратов, Нижний Новгород, Самару, Екатеринбург, Уфу, Ростов-на-Дону и другие крупные города.

Особенность фитнес-индустрии в том, что одним из ключевых конкурентных преимуществ является кадровый состав фитнес-клуба, что немаловажно для поддержания существующей клиентской базы.

Развитие сферы услуг фитнес-клубов в основном идет за счет трех направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Жесткая конкуренция в сегменте люкс подталкивает клубы к использованию различных маркетинговых ходов. Так, многие фитнес-клубы сегодня выдвигают конкурентные предложения по оплате. Время от времени клубы объявляют о скидках (как правило, не более 15 % от стоимости карты), предлагают особые условия для корпоративных клиентов, пенсионеров и детей. Для привлечения клиентов многие фитнес-операторы также предлагают перечень услуг, связанных не только с фитнесом, но и с досугом: организация дня рождения, детские праздники, корпоративные и туристические мероприятия.

По данным экспертов, женщины в четыре раза чаще мужчин увлекаются фитнесом. Среди спортивных женщин 71 % считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот среди спортив-

ных мужчин доля приверженцев фитнеса не превышает 40 %.

Среди возрастных групп наиболее активной частью клиентов фитнеса является группа 20-29 лет. Одновременно с этим сегодня формируется потребитель фитнес-услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2 %. А дальнейшее общественное развитие фитнес-культуры в ближайшие 10 лет потребует от фитнес-клубов разработки специальных программ для тех, «кому за 50».

По данным исследования, проведенного Академией здоровья Wellness, наибольшее количество потребителей фитнес-услуг посещают эти заведения для поддержания хорошей физической формы; около половины потребителей отметили избавление от негативной энергии и поддержание здоровья, примерно каждый четвертый посетитель в фитнес-центре отдыхает или обретает гармонию души и тела (рис. 3).

Рассматривая социальный статус потребителей фитнес-услуг, эксперты отмечают, что среди посетителей наибольшую долю составляют менеджеры среднего или низшего звена (30,1 %) и квалифицированные специалисты, занятые умственным трудом (30,0 %). Менее популярны услуги фитнес-клубов среди рабочих, представителей технического или обслуживающего персонала (0,8 %), и представителей творческой профессии (1,6 %).

По данным исследования Академии здоровья Wellness, посетители фитнес-центров предпочитают посещать тренажерный зал - такой ответ далипочти 60 % респондентов, аэробика или шейпинг востребована 56 % посетителей, сауна или баня - 50 %, на массаж в фитнес-клубы предпочитают ходить 41 % посетителей (рис. 4). Эксперты отмечают, что меньшим спросом пользуются услуги солярия и косметологические услуги, кроме этого, потребители реже пользуются вело- и кардиотренажерами. Это может объясняться слабым развитием данных видов услуг в фитнес-клубах.

Рис. 3. Мотивы, побуждающие к посещению фитнес-центров, %

Среди наиболее важных характеристик клуба, влияющих на выбор потребителя, по данным исследования Академии здоровья Wellness, следует отметить возможность заниматься в любое удобное время; профессионализм инструктора; современное оборудование; внимательное отношение персонала клуба к клиентам; комфорт и уют в помещениях клуба; месторасположение клуба; стоимость услуг.

Эксперты отмечают, что на рынке фитнес-услуг в настоящее время присутствует ряд сдерживающих развитие факторов. В первую очередь, среди таких факторов следует отметить высокую стоимость: в качестве инвестиционных вложений для открытия нового клуба требуется в среднем около 4 млн долл.

Рис. 4. Наиболее востребованные услуги фитнес-клубов, %

По результатам различных исследований аналитики сформулировали основные составляющие коммерческого успеха фитнес-клуба: это постоянное привлечение в клуб клиентов из новых, неосвоенных сегментов, и удержание постоянных клиентов. Игрокам необходимо направить все усилия на поддержание высокого качества услуг (за счет работы персонала), выбор выгодного местоположения клуба, проведение гибкой ценовой политики, введение разнообразных услуг, в том числе применение новых современных (в том числе компьютерных) программ и технологий, своевременное обновление оборудования [6].

Относительно дальнейшего развития рынка эксперты прогнозируют несколько основных направлений. Во-первых, в силу усиления конкуренции на рынке будет происходить сегментация и специализация. Будет расти количество студий, развивающих отдельные направления. Возникнут так называемые «клубы по интересам»: бойцовские центры, нишевые проекты по восточным практикам и другие.

Ожидается, что будут сегментироваться и торговые марки. По мере взросления бренда возрастает его узнаваемость, понимание его сущности, становятся все четче цели и задачи развития.

Согласно прогнозу «Экспресс-Обзор», основной потенциал развития отрасли в дальнейшем будет приходиться на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте, а в регионах, помимо него, на сегмент «эконом-плюс». Это связано с появлением сначала клубов высокого ценового сегмента, а в дальнейшем - развитием более низких ценовых сегментов. Чем более конкурентен рынок, тем чаще руководители будут корректировать свои действия, тем глубже придется исследовать новые

стимулы и мотивацию клиента. Компании будут вынуждены постоянно анализировать и искать более эффективный подход к покупателю.

Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, популяризация и престижность занятий, повышение внимания населения к здоровью и физическому состоянию.

Кроме того, фитнес-клубы перестают быть только центрами спорта. Они становятся клубами по интересам, центрами свободного досугового общения, центрами активного развития детей и т. д.

Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет следующих основных направлений:

- повышения уровня и улучшения качества технического оснащения клубов;

- применения новых современных (в том числе компьютерных) программ и технологий;

- расширения спектра предоставляемых основных и вспомогательных услуг, введения новых эксклюзивных и популярных программ;

- индивидуализации отношения к клиенту и др.

Эксперты уверяют, что в ближайшее время

фитнес перестанет быть роскошью, а станет доступен всем слоям населения. Одной из важнейших тенденций развития фитнес-индустрии на ближайшие годы будет дальнейшее увеличение оборотных средств в данной сфере. Инвесторы будут искать грамотных профессионалов, способных организовать работу современного фитнес-клуба, крупные операторы будут активно проникать в регионы, где им так же понадобятся профессионалы, и где те и другие будут готовы предложить специалистам хорошие финансовые средства за сотрудничество.

Таким образом, российский рынок фитнес-услуг является достаточно молодым, поэтому степень его

насыщенности очень низка по сравнению с другими странами. В отличие от других стран, первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум-класса. Однако в настоящее время идет активное освоение среднего ценового сегмента.

Конкуренция в больших городах вынуждает игроков продумывать новые стратегии продаж клубных карт. Фитнес-клубы стараются привлечь клиентов путем предоставления скидок и подарков. В большей степени потребителями фитнес-услуг являются женщины. Среди возрастных групп, наиболее активной частью клиентов фитнеса является группа 20-29 лет. Успех фитнес-клуба обеспечивает высокое качество услуг (за счет работы персонала), выбор выгодного местоположения клуба, проведение гибкой ценовой политики, введение разнообразных услуг.

Литература

1. Российский рынок спорттоваров и фитнес-услуг: любителей активного образа жизни становится все больше. URL: http://www.rg.ru/2005/10/18/fitnes-rynok.html

2. Анализ рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. URL: http://bmsi.ru/doc/cbfca857-cd53-45c1-b12f-35046962011d

3. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2013.

4. URL: http://rtsport.ru/otchet-olega-betina-o-sporte

5. Программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014-2020 гг. г. Тамбов. URL: http://docs.cntd.ru/document/468001426

6. Татаринцев А. Н., Лоскутова М. В. Особенности организации взаимодействия интернет-предприятий с потребителями товаров и услуг в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 5. С. 105-110.

References

1. Rossijskij rynok sporttovarov i fitnes-uslug: lyubitelej aktivnogo obraza zhizni stanovitsya vse bol'she [The Russian market of sporting goods and fitness services: lovers of active lifestyles becoming more]. URL: http://www.rg.ru/2005/10/18/fitnes-rynok.html

2. Analiz rynka sportivnyh i fizkul'turno-ozdorovitel'nyh uslug [Analysis of the market of sports and health and fitness services]. URL: http://bmsi.ru/doc/cbfca-857-cd53-45c1-b12f-35046962011d

3. Seluyanov V. N. Tekhnologiya ozdorovitel'noj fizi-cheskoj kul'tury [Physical Culture Technology]. M.: SportA-kademPress, 2013.

4. URL: http://rtsport.ru/otchet-olega-betina-o-sporte

5. Programma «Razvitie fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma» na 2014-2020 gg. g. Tambov [The program «Development of physical culture, sport and tourism» for 2014-2020. Tambov]. URL: http://docs.cntd.ru/document-/468001426

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tatarincev A. N, Loskutova M. V. Osobennosti or-ganizacii vzaimodejstviya internet-predpriyatij s po-trebitelyami tovarov i uslug v nacional'noj ekonomike [Features of the organization of the internet enterprises interaction with consumers of goods and services in national economy] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2015. T. 10. № 5. S. 105-110.

* * *

PROSPECTS OF RUSSIAN MARKET OF FITNESS SERVICES

TATARINTSEV ALEXEY NIKOLAEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: a_tatar@mail.ru

LOSKUTOVA MARINA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lmv_lock@mail.ru

The article examines the prospects for the development of the fitness industry in Russia. The authors give a brief historical background of development of the domestic market in the field of health technology services. They conclude that the fitness industry began to develop about 15 years ago. Until then there was virtually no fitness in our country -there were no clubs in which people can do aerobics, yoga or strength training, we had not special techniques and coaches. The situation changed when from abroad began arriving professional trainers with their master classes and fitness clubs, which conducted business seminars for those who wanted to develop this direction in Russia. The Russian market of fitness services began development from the premium segment. Today the development of the business network of fitness clubs occurs mostly due to intense regional expansion, although more than half of the market in value terms belongs to Moscow and St. Petersburg. We can confidently say that the market of fitness services in Russia has a huge potential and it will grow rapidly in the next 20 years. Tambov region is one of the most convenient in terms of transport accessibility and collective accommodation facilities, the environmental component and a reasonable pricing policy. Scientists was conducted a brief analysis wishing to regularly engage in fitness and sports in general (Tambov), represented the direction of demand types of fitness services. Revealed motives for visiting fitness centers, the most popular services and direction by which will continue the development of services of fitness clubs.

Key words: fitness services, healthy lifestyle, fitness market, Tambov region, health-promoting technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.