13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1.047 : 378.663 - 0.57. 875 : 331.546 Е.А. АЛДОШИНА
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Орловского государственного аграрного университета E-mail: sport@orelsau
UDC 378.1.047: 378.663 - 0.57 . 875: 331.546
E.A. ALDOSHINA
саndidate of pedagogical sciences, senior teacher of Departament of the Physical education, Orel state agrarian
universtitet E-mail: sport@orelsau
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНОГО ВУЗА
FACTORS, WHICH DETERMINE THE HIGH DEGREE OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE GRADUATES OF THE AGRARIAN UNIVERSITY
В статье рассматривается процесс формирования профессионально-педагогической готовности студентов аграрного вуза к деятельности, определяются факторы, помогающие сформировать профессиональные качества, определяется сущность профессионального развития личности будущего специалиста аграрной отрасли. В результате анализа научной литературы автор определяет готовность к профессиональной деятельности как целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих студентов к реализации своих профессиональных знаний, навыков и умений в современной сфере; наличием высокого уровня сформированной общепрофессиональной компетенции.
Ключевые слова: профессиональная готовность, факторы, профессиональные качества, мотивация, общепрофессиональная компетенция.
The article approach the process of formation of the professional-pedagogical readiness of students of agrarian University by the activities are determined by factors that help create professional quality, determined by the nature of professional development of the personality of a future specialist of the agricultural industry. As a result of the analysis of scientific literature, the author determines readiness for professional activity as an integral personality formation, characterized by a set of external and internal motives for students to realize their professional knowledge and skills in modern sphere; the presence of high levels formed General professional competence.
Keywords: professional readiness, factors, professional qualities, motivation, General professional competence.
Формирование профессиональных качеств у студентов аграрных вузов представляет собой сложный, противоречивый процесс, на который влияет множество разных факторов. Педагогическая практика показывает, что данный процесс эффективен только тогда, когда опирается на современную теорию интенсификации обучения, концепцию формирования профессиональных качеств [1]. Обоснование данной концепции позволит выявить сущность профессионального развития личности студентов аграрных вузов.
Теоретическая концепция сущности профессионального развития студентов аграрных вузов базируется на синтезе нескольких психолого-педагогических подходов к процессу формирования профессиональных качеств. Основными подходами являются: личностный, системный, проблемно-деятельностный подход, поэ-тайного наращивания формируемых профессиональных качеств, интенсификация обучения и др.
Личностный подход предполагает организацию и управление процессом профессионального развития личности будущего специалиста аграрной отрасли с позиции развития личности отдельного студента. Следует обратить особое внимание на личностные факторы и психические механизмы процесса формирования про-
фессиональных качеств. Ценность личностного подхода заключается в том, что он актуализирует роль личности студента и создает научную основу для организации процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у будущих специалистов аграрной отрасли.
Деятельностный подход требует изучения процесса поэтапного профессионального развития в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, способов регулирования, корректирования, контроля и анализа достигаемых результатов. На каждом этапе профессионального развития у студентов ориентиром является необходимость сформировать те качества, которые профессионально важны в предстоящей деятельности. В связи с этим, каждый этап подготовки специалиста должен выводить студента на более высокую ступень зрелости, сформированности профессиональных качеств, которые помогут с выпуска из вуза успешно исполнять функциональные обязанности. Системно-структурный подход имеет большое значение для методологии педагогического исследования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у студентов. Диалектический системный подход требует рассматривать целостно и во взаимосвязи все возможные формы
© Е.А. Алдошина © E.A. Aldoshina
и методы решения задачи по профессиональному развитию личности студента и на основе сравнения возможностей каждого из них - выбирать оптимальные варианты [2].
Исходя из концепции поэтапного формирования умственных действий, следует, что формирование навыков, привычек поведения, профессиональных качеств будущих специалистов аграрной отрасли должно осуществляться последовательно, поэтапно, проходя путь от получения знаний о профессиональных качествах и формирования первичных основ до требуемого практикой [3].
Целенаправленное изучение данной проблемы показывает, что поэтапное профессиональное развитие студентов предполагает разъяснение сущности профессиональной деятельности; уяснение и осознание важности профессиональных качеств самими студентами; убеждение в возможности развить профессиональные качества до требуемого уровня; постоянное проявление профессиональных качеств преподавателями; длительные систематические упражнения в правильном поведении. Невозможно сформировать то или иное качество, если студент не знает, чего от него хотят, в чем смысл предъявляемых к нему требований. На базе усвоенных знаний о формируемых качествах специалиста аграрной отрасли у студента формируются глубокие и прочные убеждения. Содержание и форма педагогического воздействия должны стимулировать мотивацию студентов, активизировать учебную и общественную деятельность, самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Если воздействие воспринимается положительно, то оно существенно влияет на психику обучаемого, его сознание, чувства, волю, стимулирует самовоспитание. Поэтому, чтобы студент положительно воспринимал психолого-педагогическое воздействие, оно должно быть разработано и проведено с учетом динамической функциональной структуры личности обучаемого и формируемых профессиональных качеств будущего специалиста аграрной отрасли, представленной в таблице 1.
Таблица 1.
Динамическая функциональная структура личности
специалиста аграрной отрасли
Подструктура личности Профессионально важные качества
Свойства личности Мотивация к работе в сложных условиях агропромышленного комплекса Эмоционально-волевая устойчивость Нервно-психическая устойчивость Организаторские способности Склонность к руководству
Общее развитие Логичность мышления Способность к формированию технических понятий и представлений в аграрной отрасли Способность к систематизированной планомерной интеллектуальной деятельности
Психофизиологические качества Скорость переработки информации
Физиологические резервы организма Выносливость Физическая работоспособность
Между знаниями о практической деятельности и самой деятельностью существуют определенные противоречия. Поэтому формируемые качества, привычки только тогда можно считать развитыми, прочными, когда они осознаются и проявляются в практической деятельности будущего специалиста аграрной отрасли в повседневных условиях и в сложных ситуациях профессиональной деятельности.
Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные систематические упражнения в правильных действиях, реальные взаимоотношения, организацию жизни студентов на основе их повседневной деятельности и общения.
Таким образом, сущность профессионального развития личности будущего специалиста аграрной отрасли определяется как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность руководства, преподавательского состава вуза и студентов по последовательному, систематическому, поэтапному переносу в сознание студентов необходимых специалисту аграрной отрасли качеств для эффективного выполнения своих обязанностей. Для повышения эффективности профессионального развития личности студента необходимо, чтобы этот процесс осуществлялся на основе проблемного обучения, с использованием инновационных педагогических технологий.
В процессе профессионального развития личности студента происходит его подготовка к профессиональной деятельности, т. е. формируется профессиональная готовность.
Ученые отмечают, что в настоящее время существенно возросла психическая нагрузка, большое значение придается общей работоспособности человека, способности к адаптации к неблагоприятным факторам.
Существенным компонентом процесса обучения, влияющим на формирование мотивов, повышение интереса к труду и подтверждающим правильный выбор профессии, является формирование профессиональной готовности, отмечает В.И. Ковалёв. Один из важных выводов, который он делает, заключается в том, что с позиции психолого-педагогического аспекта существуют и широко известны закономерности, подтверждающие прямые взаимосвязи между занятиями физическими упражнениями и становлением профессионально-важных качеств, психофизиологических функций и характерологических особенностей личности специалиста [6].
По-видимому, современная система подготовки специалистов аграрной отрасли должна строиться с учетом индивидуального подхода, которая наиболее полно реализуется с использованием модели. Сличение индивидуальных показателей и модели позволяет уменьшить объем работы для достижения цели. Как правило, модельный подход применяется совместно с использованием компьютерной техники. Компьютерная техника существенно расширяет возможности при передаче и
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 58. 2014
контроле знаний, выработке управляющих решений. По мнению R.F. Bales, J.E.McGrath, T.A. Niva, проводивших анкетирование среди преподавателей университетов, использование компьютеров может привести к кризису традиционной технологии обучения [7, 8, 9].
Таким образом, профессиональное развитие студентов вуза аграрной отрасли предполагает совершенствование когнитивных способностей, физических, психологических, организаторских и других качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
С целью определения факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников аграрного вуза к будущей профессиональной деятельности, был проведен опрос профессорско-преподавательского состава вуза и специалистов-аграриев. Всего в опросе участвовало 117 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Ранговая структура факторов, определяющих высокую степень профессиональной готовности выпускников аграрного вуза (п=117)
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Необходимый уровень развития профессиональных знаний, умений и навыков 23,7
2 Высокая мотивация выпускников к профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе 21,2
3 Наличие сформированных навыков у выпускников по организации самообразовательной деятельности 19,2
4 Активная жизненная позиция 14,5
5 Необходимый уровень развития психологических и личностных качеств 9,3
6 Наличие необходимого уровня физической готовности к профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе 7,8
7 Наличие умений принимать правильные решения и нести за них ответственность 4,3
Проблемы формирования профессионалов для аграрной отрасли не могут рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста и новых требований к их подготовке. В настоящее время необходимо учитывать изменения особенностей профессиональной деятельности и роли специалистов аграрной отрасли в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности жизнедеятельности [5].
Выпускник вуза аграрной отрасли должен не только вписаться в новую реальность, но и быть эффективным в своей профессиональной деятельности [4].
Профессионал - это человек в целом (и биологический индивид, и личность, и субъект деятельности), поэтому при рассмотрении профессионального развития студентов вузов аграрной отрасли следует учитывать все уровни: индивидуальный (конституцию, тип нервной системы); уровень личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.); субъектный (профессиональные знания, умения, навыки) и уровень индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, особенности адаптации, жизненный опыт и др.). Все вышесказанное тесно связано с индивидуальным ресурсом профессионального развития. Индивидуальный ресурс профессионального развития личности студента вуза аграрной отрасли - это системное качество, характеризующее не только специалиста (как индивида, личность, субъекта профессиональной деятельности и индивидуальность), но и параметры той социальной (и профессиональной) среды, в которой протекает профессиональная деятельность данного человека. При анализе индивидуального ресурса профессионального развития личности студента вуза аграрной отрасли необходимо учитывать конкретно-исторические условия его появления и функционирования [1].
Таким образом, профессиональные способности следует рассматривать не как изначально ему присущие, а как потенциальную динамическую структуру, тесно связанную с пространственно-временными и другими структурными характеристиками социального окружения студента. Профессиональные способности являются необходимой составляющей индивидуального ресурса профессионального развития личности студента вуза аграрной отрасли, а профессиональные знания - его характеристикой. Эти теоретические положения должны лежать в основе создания педагогической технологии формирования профессиональной готовности у студентов аграрного вуза.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности. В кн.: Проблемы способностей. Под ред. В. Н. Мясищева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982. С. 15-32.
2. БлаумбергИ.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В.Блаумберг, Э.Г.Юдин. М.: Наука, 1983. 270 с.
3. БодалевА.А. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы формирование личности. М., 1983. 272 с.
4. ДушковБ.А. Основы инженерной психологии. М.: Наука, 1986. 371 с.
5. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., Педагогика, 2001. 321 с.
6. КовалёвВ.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 191 с.
7. Bales R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. - Cambridge, 1992. Р. 29.
8. McGrath J.E. Small group research. A syntesis and critique of the field/ J.E. McGrath, J. Altman. - N.Y.: Holt, Rinehard and Winston, 1996.
9. Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry/ T.A. Niva// IROSS. 1998. № 3.
References
1. Ananyev B. About an ability and endowments ratio. - In book: Problems of abilities / B. G. Ananyev; under the editorship of V N. Myasishchev. - M: Publishing house of NPA of RSFSR, 1982. - Page 15-32.
2. BlaumbergI.V. Formation and essence system approach / I.V.Blaumberg, E.G.Yudin. - M: Science, 1983. - 270 pages.
3. Bodalev A.A. Personality and communication. Psikhologo-pedagogichesky problems personality / A.A formation. Bodalev. - M, 1983. - 272 pages.
4. Dushkov B. A. Bases of engineering psychology / B.A.Dushkov. - M: Science, 1986. - 371 pages.
5. Dyachenko V. K. Novaya didactics /V. K. Dyachenko. - M, Pedagogics, 2001. - 321 p.
6. Kovalyov V. I. Motives of behavior and activity / V. I. Kovalyov. - M.: Science, 1988. - 191 p.
7. Bales R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. - Cambridge, 1992. R. 29.
8. McGrath J.E. Small group research. A syntesis and critique of the field/ J.E. McGrath, J. Altman. - N.Y.: Holt, Rinehard and Winston, 1996.
9. Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry/ T.A. Niva// IROSS. 1998. № 3.
УДК 378.026/7:80 UDC 378.026/7:80
Л.А. БОНДАРЬ L.A. BONDAR
кандидат филологических наук, доцент кафедры тео- candidate of philological sciences, associate professor
рии и практики обучения иностранным языкам по про- departament of the theory and practice of training in foreign
фессиональному направлению Криворожского нацио- languages in the professional direction, Krivorozhsky
нального университета national university
Е-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ACTIVIZATION OF INDEPENDENT INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS PHILOLOGISTS IN THE COURSE OF STUDYING OF DISCIPLINES OF A PEDAGOGICAL CYCLE
В статье раскрыты пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов-филологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в контексте организации учебного процесса по требованиям кредитно-модульной системы. Интерпретированы в практическое русло операционно-педагогические условия, направленные на формирование у будущих филологов самообразовательных навыков и умений.
Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность студентов-филологов, организация самостоятельной работы, активизация самостоятельной познавательной деятельности, формирование профессиональных знаний и умений, организационно-педагогические условия.
The ways of activating independent cognitive activity of philological students in the process of learning subjects of pedagogical cycle in the context of the educational process by requirements of credit-modular system are revealed in this article. Operational and pedagogical conditions aimed at creating a future philologists" self-education skills are interpreted into practical direction.
Keywords: independent cognitive activity of students of philological department, the organization of independent work, the activation of self-educated cognitive activities, forming professional knowledge and skills, organizational and pedagogical conditions.
Тематический анализ научных достижений отечественных и зарубежных ученых показывает, что было сделано определение основных компонентов подготовки будущего учителя иностранного языка к самообразовательной деятельности (А. Алексюк, Ю. Бабанский, В. Вергасов, И. Лернер, С. Сысоева), выделение педагогических условий ее организации (К. Альбуханова-Славская, П. Гальперин, Б. Зейгарник,
Н. Ланге, А. Леонтьев, В. Петровский, А. Реан), выяснение роли преподавателя в формировании личностно-профессиональных качеств будущего учителя, моделировании его педагогической деятельности (И. Богданова, С. Елканов, Л. Кондрашова, В. Краевский, Н.В. Кузьмина, К. Платонов, В. Сластенин).
Большое значение для научного поиска имели исследования В. Бондаря, Н. Кузьминой, С. Мартыненко,
© Л.А. Бондарь © L.A. Bondar