Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентовфилологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла'

Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентовфилологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF PHILOLOGICAL DEPARTMENT / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / THE ACTIVATION OF SELF-EDUCATED COGNITIVE ACTIVITIES / FORMING PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарь Л.А.

В статье раскрыты пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов- филологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в контексте организации учебно- го процесса по требованиям кредитно-модульной системы. Интерпретированы в практическое русло операционно-педагогические условия, направленные на формирование у будущих филологов самообразователь- ных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF INDEPENDENT INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS PHILOLOGISTS IN THE COURSE OF STUDYING OF DISCIPLINES OF A PEDAGOGICAL CYCLE

The ways of activating independent cognitive activity of philological students in the process of learning subjects of pedagogical cycle in the context of the educational process by requirements of credit-modular system are revealed in this article. Operational and pedagogical conditions aimed at creating a future philologists` self-education skills are interpreted into practical direction.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентовфилологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла»

References

1. Ananyev B. About an ability and endowments ratio. - In book: Problems of abilities / B. G. Ananyev; under the editorship of V N. Myasishchev. - M: Publishing house of NPA of RSFSR, 1982. - Page 15-32.

2. BlaumbergI.V. Formation and essence system approach / I.V.Blaumberg, E.G.Yudin. - M: Science, 1983. - 270 pages.

3. Bodalev A.A. Personality and communication. Psikhologo-pedagogichesky problems personality / A.A formation. Bodalev. - M, 1983. - 272 pages.

4. Dushkov B. A. Bases of engineering psychology / B.A.Dushkov. - M: Science, 1986. - 371 pages.

5. Dyachenko V. K. Novaya didactics /V. K. Dyachenko. - M, Pedagogics, 2001. - 321 p.

6. Kovalyov V. I. Motives of behavior and activity / V. I. Kovalyov. - M.: Science, 1988. - 191 p.

7. Bales R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. - Cambridge, 1992. R. 29.

8. McGrath J.E. Small group research. A syntesis and critique of the field/ J.E. McGrath, J. Altman. - N.Y.: Holt, Rinehard and Winston, 1996.

9. Niva T.A. Methodological study on the group cohesiveness of sport group based on sociometry/ T.A. Niva// IROSS. 1998. № 3.

УДК 378.026/7:80 UDC 378.026/7:80

Л.А. БОНДАРЬ L.A. BONDAR

кандидат филологических наук, доцент кафедры тео- candidate of philological sciences, associate professor

рии и практики обучения иностранным языкам по про- departament of the theory and practice of training in foreign

фессиональному направлению Криворожского нацио- languages in the professional direction, Krivorozhsky

нального университета national university

Е-mail: Lilia565656@i.ua E-mail: Lilia565656@i.ua

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ACTIVIZATION OF INDEPENDENT INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS PHILOLOGISTS IN THE COURSE OF STUDYING OF DISCIPLINES OF A PEDAGOGICAL CYCLE

В статье раскрыты пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов-филологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в контексте организации учебного процесса по требованиям кредитно-модульной системы. Интерпретированы в практическое русло операционно-педагогические условия, направленные на формирование у будущих филологов самообразовательных навыков и умений.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность студентов-филологов, организация самостоятельной работы, активизация самостоятельной познавательной деятельности, формирование профессиональных знаний и умений, организационно-педагогические условия.

The ways of activating independent cognitive activity of philological students in the process of learning subjects of pedagogical cycle in the context of the educational process by requirements of credit-modular system are revealed in this article. Operational and pedagogical conditions aimed at creating a future philologists" self-education skills are interpreted into practical direction.

Keywords: independent cognitive activity of students of philological department, the organization of independent work, the activation of self-educated cognitive activities, forming professional knowledge and skills, organizational and pedagogical conditions.

Тематический анализ научных достижений отечественных и зарубежных ученых показывает, что было сделано определение основных компонентов подготовки будущего учителя иностранного языка к самообразовательной деятельности (А. Алексюк, Ю. Бабанский, В. Вергасов, И. Лернер, С. Сысоева), выделение педагогических условий ее организации (К. Альбуханова-Славская, П. Гальперин, Б. Зейгарник,

Н. Ланге, А. Леонтьев, В. Петровский, А. Реан), выяснение роли преподавателя в формировании личностно-профессиональных качеств будущего учителя, моделировании его педагогической деятельности (И. Богданова, С. Елканов, Л. Кондрашова, В. Краевский, Н.В. Кузьмина, К. Платонов, В. Сластенин).

Большое значение для научного поиска имели исследования В. Бондаря, Н. Кузьминой, С. Мартыненко,

© Л.А. Бондарь © L.A. Bondar

М. Солдатенко, Л. Хоружей, в которых освещены проблемы самообразовательной деятельности с позиции определения ее места и роли в профессиональной подготовке. Обстоятельное изучение трудов А. Бабич, Л. Галузы, И. Кореневой, В. Стельникова позволило определить компоненты содержательно-технологического обеспечения процесса подготовки будущего учителя иностранного языка к самообразовательной деятельности.

Самостоятельная работа студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки толкуется большинством исследователей как самостоятельная профессиональная деятельность, которая может осуществляться как в учебной аудитории, так и в производственных условиях, внеаудиторной деятельности [1, с. 7]. Однако в научном поле современной дидактики данная проблема в условиях современного университетского образования не нашла должного освещения.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании путей активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов-филологов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в условиях университетского образования.

Поскольку самостоятельная познавательная деятельность студентов-филологов в вузе в значительной степени влияет на формирование профессиональных речевых компетенций, то в педагогике она рассматривается как один из действенных факторов профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

В статье самообразовательную деятельность рассматриваем как сложное, многоуровневое и динамично развернутое явление, которое выполняет практически-преобразовательную, научно-просветительскую

функции, формирует профессиональные компетентности будущих специалистов, субъект-субъектное взаимодействие.

В учебном процессе современного вуза при изучении дисциплин педагогического цикла особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной работы студентов филологических специальностей, которая тесно связана со многими функциями учебного процесса, одной из которых является выработка у студента навыков рационально организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Продуктивной, по нашему мнению, является позиция В. Казакова относительно выделения таких аспектов проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, как: деятельностный подход к самостоятельной работе студентов; определение цели обучения в условиях самостоятельной работы; разработка профессионально ориентированных заданий для самостоятельной работы; информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы [5, с. 94-95].

Поскольку самостоятельная профессиональная деятельность студентов филологических специальностей в условиях университетского образования в значительной степени способствует сближению профессионального

обучения и профессиональной деятельности, предопределяет обеспечение повышенного уровня мотивации и учета практической значимости самостоятельной профессиональной деятельности студента, способствует формированию профессиональных знаний и умений, необходимых для самостоятельного решения будущим филологом профессиональных задач, поэтому поиск путей активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла необходимо осуществлять по следующим предлагаемым направлениям работы: повышение в академической нагрузке преподавателей веса консультаций-бесед, направленных на овладение студентами самостоятельной деятельностью; методическое обеспечение студентов учебно-методическим комплексом (программы, учебники, пособия, методические рекомендации, планы для проведения практических занятий в бумажных вариантах и электронных); использование в учебно-воспитательном процессе электронных дидактических средств, обеспечивающих контроль и прогнозирование; применение инновационных форм обучения (модульное обучение, деловые игры, сплошное чтение, круглые столы, учебно-производственные практики, семинары, конференции, тренинги); широкое привлечение студентов к научным исследованиям, конкурсам, олимпиадам.

Одним из направлений этой работы является дальнейшее совершенствование руководства за самостоятельной учебной деятельностью студентов. Это может быть решено в двух аспектах: во-первых, предоставлением студенту большей свободы в самостоятельной деятельности, во-вторых, путем углубления подготовленности к этой работе.

Решение проблемы на пересечении двух подходов в значительной мере сводится к нахождению оптимального соотношения между самостоятельной познавательной деятельностью студента и педагогическим руководством, которое обеспечивает преподаватель.

Определяя меры по повышению эффективности самостоятельной профессиональной деятельности будущего филолога, преподаватель педагогических дисциплин обязан создать соответствующие условия для реализации и раскрытия таких профессионально значимых черт личности, как: восприятие профессиональной проблемы, способность ее квалифицировать, определить конкретные пути решения; интегративность мышления; способность обобщать, анализировать, доказывать целесообразность выбора эффективных путей решения поставленной учебной проблемы.

Как убеждает практика процесс совершенствования самостоятельной познавательной деятельности студентов-филологов проходит три основных этапа.

Этап I. Определение преподавателями и студентами необходимого уровня эффективности организации самостоятельной познавательной деятельности.

Этап II. Анализ путей повышения эффективности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Этап III. Принятие решений по развязыванию кон-

кретных профессиональных проблем.

Определение надлежащего уровня эффективности в организации самостоятельной познавательной деятельности студентов может охватывать различные ее составляющие: методы выяснения профессиональной проблемы (метод «мозговой атаки», системный анализ проблемной ситуации, контрольные вопросы и т.п.); методы анализа профессиональной проблемы (причинно-следственные, групповой анализ реальной ситуации, теоретико-деятельностный анализ речевых ситуаций); осознание стандарта «высокий уровень организации самостоятельной познавательной деятельности как норма деятельности»; методы сбора и классификации данных; документальная репрезентация результатов исследования проблемы (графики, таблицы, ответы преподавателю и др.); результаты диагностирования эффективности организации самостоятельной познавательной деятельности; контрольные цифры и выборочный контроль.

Именно поэтому на этапе анализа путей повышения эффективности самостоятельной познавательной деятельности необходимо учитывать следующие аспекты: цели организации самостоятельной работы; процессы совершенствования самостоятельной работы.

Заключительный этап является итогом работы, направленной на совершенствование познавательной деятельности. Студенты выбирают показатели для определения качества организации этой работы, вместе с преподавателями намечают план для достижения целей, определяют новые задачи. В дальнейшем цикл заново повторяется.

При решении проблемы студенты должны проанализировать каждый предыдущий этап совершенствования деятельности и только после этого определить новые цели и задачи.

Важно при этом понимать, что, во-первых, эффективность организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, изучающих языковедческие и педагогические дисциплины, находится в непосредственной зависимости от уровня развития их системного мышления, и, во-вторых, преподаватели должны обладать достаточными знаниями, и навыками организации самостоятельной познавательной деятельности студентов на практических занятиях по языковедческим и педагогическим дисциплинам.

Экспериментальные исследования показывают, что на филологических факультетах высших учебных заведений организационная работа преподавателей осложняется еще и потому, что им необходимо выполнять, помимо собственно организаторской функции, еще и активационную. Активация (лат. Activus - деятель-ностный) относительно функций преподавателя - это характеристика, направленная на усиление активности студента, выявления у него тех качеств, которые позволяют перейти из состояния покоя к активной самостоятельной познавательной деятельности [8].

Собственно организаторская функция преподавателя реализуется через определение индивидуальных перспектив для студентов, подготовку их как к

организации самостоятельной познавательной деятельности, так и к работе в группе наследников, налаживания сотрудничества с ними, разработку и подготовку методических материалов для занятий и др. Очевидно, самостоятельная профессиональная деятельность будущего филолога должна начинаться с организации составных частей познавательной деятельности. Первым компонентом этой организации может служить составление опорных конспектов по дисциплинам гуманитарного и педагогического циклов. Это позволит в дальнейшем сформировать навыки студента к освоению сугубо профессиональных дисциплин. На новом этапе совершенствования языкового образования следует усилить внимание к теоретическим основам образования будущих специалистов, совершенствованию содержания филологической подготовки, усилить внедрение новых форм, методов и приемов самообразовательной деятельности [3, с. 109].

Система подготовки будущих специалистов предусматривает:

1. последовательное раскрытие целей и задач обучения студентов-филологов;

2. обоснованный выбор научно-познаватель-ного материала;

3. использование традиционных и новых средств, форм и методов обучения;

4. систематический учет и оценку результатов самостоятельной работы.

Филологическое образование способствует формированию у студентов новых принципов мышления, развивает в них творческие способности, помогает сформировать комплекс компетенций (языковых, речевых, коммуникативных, предметных, исследовательских, организационных, профессиональных).

В практической деятельности высших учебных заведений Украины формы и методы филологической подготовки студентов находят разнообразное применение. Вот почему необходимо бережно относиться к формам, которые уже существуют в учебном заведении, а не отказываться от них. Педагогическая практика имеет случаи, когда эти или другие методы в одном учебном заведении эффективны, а в другом - нет [6, с. 346].

Продуктивной формой самостоятельной профессиональной деятельности филологических специальностей является также самостоятельный анализ профессиональных ситуаций. Наличие пакета типовых и нетиповых профессиональных ситуаций по специальности позволяет студенту, как в аудитории, так и во внеаудиторное время, работать над их решением, углубляя тем самым профессиональные знания и умения.

Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, основной формой самостоятельной профессиональной деятельности будущего филолога является решение учебных задач, связанных с профессиональной сферой. Особый вес предоставляется самостоятельному выполнению студентом исследовательских задач.

Самостоятельное решение студентом реальной задачи может осуществляться по следующему плану:

• выбор методов исследования;

• исследование влияния профессиональной проблемы на характер дальнейшего развития предметных компетенций.

Определенная роль в решении этих задач отводится методам обучения, которые влияют на развитие филологического мышления [6]. На наш взгляд, практические методы обучения имеют исключительное значение. Особенности классификации этих методов заключаются в репродуктивном характере их использования. Эти методы делятся на: практически-репродуктивные (иллюстрации образца, модели, продукта действий, анализ его эффективности, технологии выработки, оценки по данному образцу); практически-эвристические (выдвижение эвристических задач практического характера, самостоятельная оценка эффективности выполненного задания, совместный поиск (студентами и преподавателями) эффективных технологий в процессе общения; практически-исследовательские (самостоятельный практический поиск эффективного решения задач, самостоятельное выполнение студентами практических работ, поиск новых логических действий творческого характера, их обоснованность).

Эта классификация ориентировочная и предусматривает включение и таких методов, как программируемые, проблемные на основе применения электронных дидактических средств, которые активно внедряются в учебно-воспитательный процесс. Филологическое мышления студента развивается от образца и действия к данным обобщениям через частично-поисковую к вполне самостоятельной творческой деятельности, что и нашло воспроизведение в нашем исследовании. Решение учебно-производственных задач способствует целостному самостоятельном восприятию конкретных типовых и нетиповых профессиональных проблем, формированию соответствующей системы профессиональных знаний и умений будущего филолога по различным учебным дисциплинам, способности применять их при решении сложных производственных задач.

Задача такого типа наиболее эффективно приближает самостоятельную профессиональную деятельность студента к реальным условиям, имеющим профессиональное направление. Например, если студент на начальном этапе профессиональной подготовки получил индивидуальное задание на тему: «Сравнительная характеристика фонетической системы украинского и английского языков», то уже после второго курса он имеет возможность конкретизировать задачи в теме «Эффективные формы и методы обучения фонетики», которые могут быть использованы в той или иной фор-

ме. Выполнение таких задач требует составления плана поиска с четким определением основных этапов: провести апробацию полученных результатов исследований, разработать формы их внедрения. Результаты этих исследований могут быть базовыми в процессе выполнения студентом курсовых работ.

По нашему мнению, курсовую работу необходимо рассматривать как завершающий этап повышения самостоятельной профессиональной деятельности студента, которая интегрирует все другие имеющиеся формы самостоятельной работы студентов. При этом важным подготовительным этапом в курсовом проектировании является исследование актуальных проблем теории обучения, лингвистики и лингводидактики. Целесообразно при этом изучение современных технологий обучения, проведение анкетирования, которое может проводиться студентами в период прохождения практики. Причем анкетирование должно предусматривать перечень конкретных вопросов по изучению реального состояния, использования тех или иных технологий, выявлению конкретных недостатков, проблем в обучении. Такая организация самостоятельной познавательной деятельности студента способствует изучению и пониманию языковой системы, обогащению словарного запаса, внедрению эффективных форм обучения. Кроме того, позволяет анализировать и прогнозировать дальнейшее ее совершенствование. Практическая значимость самостоятельной учебной деятельности обеспечивает целостность системы интегрированных профессиональных знаний, умений и навыков будущего филолога [10, с. 217]. Мониторинг полученных результатов проведенного исследования позволил определить основные подходы к совершенствованию организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.

Заметим, что, кроме профессионального уровня студента, существенное значение имеют компетентность по предмету, владение специальными знаниями, умениями и навыками. Активизации самостоятельной познавательной деятельности способствуют также работа над профессионально направленными рефератами, выполнение тестовых заданий, подготовительная работа к игровым занятиям и т.п. Использование различных форм самостоятельной познавательной деятельности возможно при условии ее четкого направления, что обеспечит формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих филологов, способных удо -влетворить требования современной школы, самостоятельно решать реальные профессиональные задачи.

Биб.шографический список

1. Алексюк А.М. Организация самообразовательной работы студентов в условиях интенсификации обучения: учеб. пособие. / А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн, П. И. Пидкасистый и др. К. : ИСДО, 1993. 336 с.

2. Володько В.М. Самостоятельная познавательная деятельность студентов : метод. Реком / В.М. Володько; И.С. Дима; Т.В. Иванова. К. : ИСДО, 1993. 52 с.

3. Журавская Л.М. Концептуальные условия управления за самостоятельной работой студентов в высших учебных заведениях. / / Образование и управление. 1999. № 2. С. 105-115.

4. Князян М.А. Взаимотворчество преподавателя и студента как средство формирования исследовательской направленности личности студента. // Вестник Львовского университета. Серия педагогическая. 2005. Вып. 19. Ч. I. С. 140-147.

5. Казаков В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: учеб. пособие. К. : Высшая школа, 1990. 180 с.

6. Словарь иностранных слов / М. П. Новикова. 7-е изд. М. : Рус. язык, 1980. 644 с.

7. ПадалкаА.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для вузов. М. : 1995. 250 с.

8. Сенашенко В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнин / / Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103-109.

9. Черниговская Н.С. Самообразование студентов в условиях модульного обучения. / / Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследований: тезисы доп. VII Всеукр. конф. молодых ученых (28 октября 2004). К., 2005. С. 216-218.

References

1. Aleksyuk A. M. The organization of self-educational work of students in the conditions of a training intensification: studies. grant. / A.M. Aleksyuk, Ayurzanayn, P.I.Pidkasisty, etc. - To. : ISDO, 1993. - 336 pages.

2. Volodko V. M. Independent informative activity of students: method. Reky / Century of M. Volodko; I.S. Dima; T.V. Ivanov. -To. : ISDO, 1993. - 52 pages.

3. Zhuravsky L. M. Conceptual conditions of management behind independent work of students in higher educational institutions/L. M Zhuravsky / / Education and management. - 1999 . - No. 2. - Page 105-115.

4. Knyazyan M. A. Mutually creativity of the teacher and student as means of formation of a research orientation of the identity of the student/M. A.Knyazyan//Messenger of the Lvov university. Series pedagogical. - 2005 . - Vyp. 19 . - H. I. - Page 140-147.

5. Cossacks V.A. Samostoyatelnaya work of students and its information and methodical providing: studies. Grant / Century. And. Cossacks. - To. : The higher school, 1990. - 180 pages.

6. Dictionary of foreign words / L. S. of Novikov. - 7th prod. - M: Russian language, 1980. - 644 pages.

7. Padalka A.S. Pedagogical technologies: studies. grant for higher education institutions/Ampere-second. Padalka. M: 1995. -250 pages.

8. Senashenko V. Independent work of students: actual problems / Century of Senashenko, N. Zhalnin / / the Higher education in Russia. - 2006 . - No. 7. - Page 103-109.

9. Chernigovskaya jV.S.Samoobrazovaniye of students in the conditions of modular training/N of S.Chernigovskaya / / the Problem of the personality in modern science: results and prospects of researches: theses additional VII Vseukr. конф. young scientists (on October 28, 2004). - To. 2005 . - Page 216-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.