УДК: 378.14 ГРНТИ: 14.35.07
К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
К. А. Бессонов*
Саратовская государственная юридическая академия Россия, 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1 * email: studentbes@yandex.ru
В статье рассматривается специфика активизации самообразовательной деятельности студентов в условиях образовательного процесса высших учебных заведений. Актуальность исследования обусловлена текущим состоянием современного образовательного процесса в высшей школе, где для подавляющего большинства студентов самообразовательная деятельность потеряла определяющий смысл, а профессиональна подготовка видится для них в отрыве от современных реалий. Происходит всё большая формализация учебных ценностей и как следствие полное угасание, а иногда и неприятие активной самообразовательной деятельности. Автор проводит теоретический анализ понятия и процесса активизации самообразовательной деятельности студентов, выявляет их сущностную и содержательную стороны. Данный анализ способствует разработке и внедрению новых передовых, результативных и наиболее перспективных методик, направленных на развитие личности студента, повышение уровня его самообразовательной активности в соответствии с его личностными потребностями и требованиями современного социального заказа общества.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная активность, образовательный процесс, самостоятельная познавательная деятельность.
THE PROBLEM OF ENHANCING STUDENTS' SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY K. A. Bessonov*
Saratov State Academy of Law 1 Volskaya Str., 410056, Saratov, Russia * email: studentbes@yandex.ru
The article deals with the specificity of activation of self-activity of students in the conditions of the educational process of higher educational institutions. The relevance of the study due to the current state of the modern educational process in high school, where the vast majority of self-educational activity of students have lost the meaning, and vocational training for them is seen in isolation from the modern realities. There is an increasing formalization of educational values and as a result the complete extinction, and sometimes rejection of active self-educational activity. The author carries out a theoretical analysis of the concept and the process of self-activating activity of students, identify their essential and substantial part. This analysis contributes to the development and implementation of new cutting-edge, efficient and the most promising methods, aimed at developing the student's personality, raising his self-education activity in accordance with his personal needs and requirements of the modern social order of society.
Keywords: self-education, self-educational activity, educational process, independent cognitive activity.
Проблема активизации самообразовательной деятельности студентов на сегодняшний день занимает одно из ведущих положений в проблематике педагогического научного поиска. Необходимость наличия самостоятельной познавательной и самообразовательной активности и включения студентов в активную познавательную деятельность диктуется не только требованиями к активизации самообразовательной деятельности студентов, но и требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность образовательных на территории Российской Федерации (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»), а также подтверждается в работах многих исследователей - Л.И. Божович, Т.В. Кудрявцевой, В.Г. Разумовского, В.Г. Рындак, Р.А. Низамовой, Г.И. Щукиной, А.Ф. Эсаулова, Н.М. Яковлевой.
Под активизацией самообразовательной деятельности студентов многие исследователи понимают систематический целенаправленный процесс, организуемый преподавателем с целью обеспечения развития и функционирования познавательной активности студентов в
период обучения [1].
Т.И. Шамова характеризует активизацию самостоятельной познавательной деятельности как «мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил студента и их проявления для достижения конкретных целей обучения и воспитания, приводящих к удовлетворению потребностей в конкретном виде деятельности» [5]. Причём, как отмечает автор, для осуществления активизации необходимо создание особых психолого-педагогических условий, учитывающих организационные особенности педагогического процесса высшей школы, а также индивидуальные особенности личности каждого студента в отдельности. В такой трактовке самообразовательная активность выступает качественной характеристикой личности студента, проявляющаяся в нравственно-ценностном отношении студента к самообразовательной деятельности, готовности мобилизовать внутренние резервы для достижения поставленной цели - получения нового достоверного и актуального знания, необходимого для его личностного и профессионального роста, развития, самосовершенствования.
Похожую точку зрения приводит в своих исследованиях И.Ф. Харламов, рассматривающий активизацию как
PEDAGOGY | Juvenis scientia 2016 № 5
27
введение студента в «состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» [4]. В данном случае автор выражает самообразовательную активность как состояние студента, в которое он должен уметь погружаться каждый раз, как того требует логика самообразовательной деятельности.
Несколько иную точку зрения приводит Г.И. Щукина, рассматривающая самообразовательную активность в качестве многомерного интегративного образования личности студента, как ментальной проекции внутреннего сознания студента в ответ на самостоятельный процесс познания, непосредственное участие в учебной, поисковой, аналитической и мыслительной деятельности [7]. Данной образование отражает личностное отношение студента к процессу обучения в целом и к самообразовательной деятельности в частности, что в свою очередь позволяет диагностировать и предупредить возможные трудности при последующем процессе обучения.
Большинство исследователей придерживаются мнения, что активизация самообразовательной деятельности является усиление самостоятельной учебной деятельности студента по направлению увеличения объёма самостоятельной работы при выполнении учебных заданий различного уровня сложности. По их мнению, положительный эффект самообразовательной деятельности может быть достигнут именно за счёт интенсификации деятельности студента, без непосредственно участия преподавателя, отводя ему роль контролирующего звена только на завершающей стадии самообразовательного цикла. В данном случае положительный эффект может быть достигнут только лишь за счёт морально-волевых качеств личности студента, его стремлении завершить начатую работу и довести самообразовательную деятельность до логического финала. Однако, как мы выяснили ранее самообразовательная деятельность не может быть полноценно реализована без соответствующей подпитки, определяющей уровень активности студента. В данном случае необходимо правильная организация и руководство со стороны преподавателя, который обеспечивает активизацию умственных, морально-волевых и физических сил студентов за счет внедрения в образовательный процесс необходимого и достаточного комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих правильную ориентацию студентов на достижение поставленных целей и решение учебных, исследовательских, поисковых и аналитических задач. Сопоставляя эти два подхода, В.С. Да-нюшенков пришел к выводу, что наиболее оптимальный вариант активизации самообразовательной деятельности студентов лежит в плоскости синергетического подхода - одновременной интенсификации самостоятельной деятельности студентов с использованием целостной системы дидактических методик «для целенаправленной мобилизации тех внутренних компонентов личности, которые в данный момент наиболее эффективно усиливают познавательную деятельность каждого в отдельности учащегося для решения конкретных задач обучения, воспитания и развития» [2].
Анализируя исследовательскую литературу по проблеме активизации самообразовательной деятельности студентов, мы пришли к выводу, что первостепенная роль в активизации самообразовательной деятельности студентов отводится преподавателю, как руководите-
лю, организатору и контролеру [6]. Наряду с этим мы не уменьшаем значимости подходов других исследователей в изучении проблемы активизации самообразовательной деятельности студентов и соглашаемся с точкой зрения В.С. Данюшенкова, внедряющего интенсификацию самостоятельной деятельности студентов и первостепенную роль преподавателя в единую самоорганизующуюся систему. Цель такой системы заключается в активизации и достижении высокого уровня самообразовательной активности студентов за счёт своей внутренней саморегуляции и под воздействием внешних и внутренних стимулов к самостоятельному познанию, самосовершенствованию и саморазвитию. Таким образом под активизацией самообразовательной деятельности студентов мы будем понимать организованную системную деятельность преподавателя по созданию психолого-педагогических условий, отбору, апробации и внедрению соответствующих средств, методов и приемов обучения, с целью повышения уровня самообразовательной активности и самостоятельности студентов, развития познавательной мотивации и интереса, креативных способностей при изучении учебных дисциплин в рамках образовательного процесса высшей школы.
Деятельность преподавателя по активизации самообразовательной деятельности студентов представляет собой организованную педагогическую деятельность, основанную на профессиональном умении проектировать, моделировать и организовывать образовательный процесс в реальных условиях высших учебных заведений [3]. Содержательную структуру данного вида деятельности составляют четыре взаимосвязанных этапа, обеспечивающих целостную, полноценную и системную активизацию самообразовательной деятельности студентов.
Первый этап - диагностический. На данном этапе преподаватель осуществляет первоначальный входной контроль студенческой группы, определяет исходный уровень самообразовательной активности каждого студента с целью получения общей объективной картины теоретической и практической готовности студентов к продуктивной самообразовательной деятельности. Полученная диагностическая информация, собранная на первом этапе, является базисом и отправной точкой во всей дальнейшей работке преподавателя по стратегическому планированию его деятельности, а также служит важным оценочным показателем эффективности используемых дидактических методик, направленных на активизацию самообразовательной деятельности студентов.
Второй этап - постановка целей, разработка методологических задач и проектирование плана действий. При отборе имеющихся и разработке новых методов, способов, средств и приёмов активизации самообразовательной деятельности студентов преподаватель учитывает личностные психологические особенности студентов, психоэмоциональный фон в студенческой группе.
Третий этап - внедренческий. Он предусматривает внедрение в образовательный процесс целостной и самодостаточной системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих активизацию, положительный рост и устойчивую динамику уровня самообразовательной активности студентов. Данный этап имеет наибольшую продолжительность во временном исчислении и как правило занимает продолжается на протяжении всего семестра или учебного года. Внесение необходимых коррективов
и сбор диагностической информации происходит непосредственно во время прохождения данного этапа без прерывания процесса активизации. Параллельно с основной работой проводятся дополнительные мероприятия, направленные на исследование новых методов и приёмов активизации, проведение экспериментальных исследований, накопление эмпирических данных о состоянии студенческой группы.
Четвёртый этап - оценочный. Он предполагает завершение практической работы преподавателя со студенческой группой, анализ и систематизацию накопленных данных, сопоставление полученных результатов с целями, поставленными в начале. В зависимости от достигнутых результатов делается вывод об эффективности используемых дидактических методик и внедрённых психолого-педагогических условий и принимается соответствующее решение о целесообразности их применения.
Эффективность прохождения рассмотренных этапов процесса активизации самообразовательной деятельности напрямую зависит от наличия у студентов необходимого базисного уровня теоретических знаний о сущности, содержании и структуре самообразовательной деятельности, а также практических умений поиска, анализа, систематизации необходимой информации, навыков работы с источниками информации и поисковыми системами, оценки результативности своей деятельности и прогнозирования предполагаемых результатов. Совокупность данных ЗУН представляет собой взаимосвязанную систему из четырёх компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. Формирование, функционирование и развитие этих компонентов происходит и обеспечивается правильным выбором со стороны преподавателя одного или нескольких подходов к активизации самообразовательной деятельности студентов.
Изучив особенности и структуру процесса активизации самообразовательной деятельности студентов, мы пришли к выводу, что данный феномен имеет двойственную природу. С одной стороны, активизация самообразовательной деятельности студентов - это не просто побуждение к более активной, систематической работе по реализации целей и задач самообразовательной деятельности, а работа преподавателя по углублению и расширению теоретических и практических знаний студента о сущности и методах организации управления и самоконтроля за самообразовательной деятельностью в контексте непрерывной профессиональной подготовки будущего специалиста к современным условиям трудовой деятельности. Следовательно, активизация представляет собой алгоритм действий, направленных на достижение и поддержку высокого уровня самообразовательной активности студентов в долгосрочной перспективе, с возможностью выхода студента на полностью самостоятельное планирование, реализацию и контроль своей самообразовательной деятельности. С другой стороны, активизация
есть результат планомерной работы преподавателя по формированию и развитию у студентов умений и навыков самообразовательной деятельности, проявляющийся в наличии положительной динамике высокого уровня самообразовательной активности студентов.
Опираясь на концепцию педагогического управления, можно констатировать, что деятельность преподавателя по активизации самообразовательной деятельности студентов предусматривает рассмотрение традиционных подходов через призму феномена самообразовательной деятельности. Причём, согласно данной концепции основная деятельность преподавателя заключается в отборе и создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию целей и задач активизации самообразовательной деятельности студентов [8]. Следовательно, эффективность реализации личностно-ори-ентированного подхода может быть обеспечена путём разработки и внедрения в образовательный процесс совокупности психолого-педагогических условий, которые учитывают сущностные и содержательные особенности процесса активизации самообразовательной деятельности студентов, принципы организации и проведения аудиторных занятий в высших учебных заведениях. Внедрение совокупности данных условий позволит обеспечить правильную активизацию и положительную динамику, характеризующуюся ростом самообразовательной активности студентов, поэтапное развитие и совершенствование знаний, умений и навыков самообразовательной, поисковой, аналитической, синтетической, оценочной и креативной деятельности студентов, правильное формирование ценностного отношения, рост интереса и повышение устойчивой мотивации к самообразовательной деятельности, развитие культуры рефлексивного поведения, и в совокупности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего высококвалифицированного специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гебос А. И. Психология познавательной активности в обучении /А. И. Гебос. - Кишинев, 1975. - 103 с.
2. Данюшенков В.С. Методологические основы активности в обучении / В.С. Данюшенков // Вестник ВятГГУ. - 2010. - № 2(3). -Том 3. Педагогика и психология. - С. 6-13.
3. Плетенева И.Ф., Лапшина Г.А. Формирование у студентов готовности к самообразовательной деятельности. М.: ВЛАДОС, 2006.
- 150 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.
5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
6. Щербаков А.С. Научно-методологическое значение идей Р.Г. Кузеева при преподавании истории в высшей школе // «Кузеев Раиль Гумерович. Ученый. Творец. Гражданин». Сборник статей. Уфа: ГУП РБ УПК, 2012. С. 123 - 130.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
8. Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 349 с.
Поступила в редакцию 01.09.2016