УДК 796.011.3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ, ОГНЕВОЙ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Антон Евгеньевич Эрастов, кандидат педагогических наук, Александр Александрович Фомичев, соискатель, Евгений Андреевич Морозов, соискатель, Сергей Анатольевич Уваров, соискатель, Псковский филиал Академии Федеральной службы исполнения наказаний России
Аннотация
В статье представлены результаты исследования авторов по обоснованию факторов, определяющих необходимость интеграции физической, огневой и тактико-специальной подготовки в вузах ФСИН России. К ним относятся: необходимость создания единой целостной системы профессиональной подготовки в вузах ФСИН России; главенствующая роль физической, огневой и тактико-специальной подготовки в обеспечении готовности выпускников вузов ФСИН России к профессиональной деятельности; особенности профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России; необходимость научного обоснования путей интеграции физической, огневой и тактико-специальной подготовки. Респонденты также обратили внимание на тесную связь физической, огневой и тактико-специальной подготовки в вузах ФСИН России, а также на взаимозависимость этих дисциплин для эффективной профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, факторы, вузы ФСИН России, интеграция физической, огневой и тактико-специальной подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p429-432
FACTORS DETERMINING THE NEED FOR INTEGRATION OF PHYSICAL, FIRE AND TACTICAL-SPECIAL TRAINING IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Anton Evgenievich Erastov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Alexandrovich Fomichev, the competitor, Evgeny Andreevich Morozov, the competitor, Sergey Anatolyevich Uvarov, the competitor, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of
Russia
Annotation
The article presents the results of the authors' research on the justification of factors determining the need to integrate physical, fire and tactical-special training in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. These include: the need to create a single holistic system of professional training in universities of the Federal Penitentiary Service of Russia; the dominant role of physical, fire and tactical-special training in ensuring the readiness of graduates of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia for professional activity; peculiarities of professional activity of graduates of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia; the need for scientific justification of ways to integrate physical, fire and tactical-special training. Respondents also drew attention to the close relationship between physical, fire and tactical-special training at universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as the interdependence of these disciplines for the effective professional activity of graduates of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Keywords: professional activities, factors, universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, integration of physical, fire and tactical-special training.
В современном российском образовании в последние годы наблюдается появление новых педагогических проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием курсантов в вузах ФСИН России. [4]. К числу последних относится целый спектр проблем, связанных с их профессиональной подготовкой (ПП) и адаптацией к будущей профессио-
нальной деятельности. [1,4]. В свою очередь, среди всего многообразия современных видов профессиональной подготовки особое положение занимают проблемы, связанные с интеграцией физической, огневой и тактико-специальной (ФОТС) подготовки в вузах ФСИН России. Основными причинами этого являются: важная роль выпускников вузов ФСИН России в обеспечении правопорядка и нормального функционирования государства, постоянная готовность к эффективной профессиональной деятельности в условиях широкой вариативности решаемых задач в исправительных учреждениях и т.д. Очевидна особая важность и социальная значимость профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России. Поэтому главные усилия в деятельности вузов ФСИН России необходимо сосредоточить на дальнейшем совершенствовании качественных характеристик образовательного процесса, а также на выработке у каждого выпускника профессиональных способностей к эффективным действиям в любой оперативной обстановке. [1,4,6].
Концепция модернизации образовательного процесса, в вузах ФСИН России предусматривает существенное улучшение 1111 курсантов, способных в экстремальных условиях выполнять свои профессиональные обязанности по обеспечению внутренней безопасности в учреждениях УИС. Совершенствование системы образования в вузах ФСИН России требует интеграции ФОТС курсантов в вузах ФСИН России. [4].
Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации образовательного процесса в вузах ФСИН России является интеграция ФОТС подготовки. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость модернизации в системе переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов данного профиля.
Для решения вышеперечисленных задач был проведен опрос 82 специалистов, имеющих опыт работы в системе ФСИН России более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость интеграции физической, огневой и тактико-специальной подготовки в вузах ФСИН России (п=82, при W>0,75)_
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Необходимость создания единой целостной системы профессиональной подготовки в вузах ФСИН России 27,3
2 Главенствующая роль физической, огневой и тактико-специальной подготовки в обеспечении готовности выпускников вузов ФСИН России к профессиональной деятельности 22,7
3 Особенности профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России 15,7
4 Необходимость научного обоснования путей интеграции физической, огневой и тактико-специальной подготовки 14,3
5 Тесная связь физической, огневой и тактико-специальной подготовки в вузах ФСИН России 11,8
6 Взаимозависимость физической, огневой и тактико-специальной подготовки для эффективной профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России 8,2
Было установлено, что главным фактором, определяющим необходимость интеграции ФОТС подготовки в вузах ФСИН России, является необходимость создания единой целостной системы ПП. При этом была отмечена главенствующая роль ФОТС в обеспечении готовности выпускников вузов ФСИН России к профессиональной деятельности. К значимым факторам они отнесли особенности профессиональной деятельности выпускников; необходимость научного обоснования путей интеграции ФОТС. Респонденты также обратили внимание на тесную связь ФОТС в вузах ФСИН России, а также на взаимозависимость этих дисциплин для эффективной профессиональной деятельности выпускников. Необходимость создания единой целостной системы ПП является системообразующим фактором в вузах ФСИН России. Особенно высокое значение данного фак-
тора приобретает для формирования всего комплекса профессионально важных и профессионально значимых качеств у выпускников вузов ФСИН России. Многие из них формируются в процессе физической подготовки. [2, 3, 5, 6]. Другие формируются в процессе огневой и тактико-специальной подготовки. При этом важно подчеркнуть, что решение данной проблемы носит теоретико-методологический характер, связанный с объективной необходимостью выявления новых педагогических путей, условий и средств организации ПП. Респонденты также обратили внимание на главенствующую роль ФОТС в обеспечении готовности выпускников вузов ФСИН России к профессиональной деятельности. Острая общественная потребность в обеспечении наличия у офицеров ФСИН России высокого уровня готовности к профессиональной деятельности обусловливает постановку соответствующих задач, связанных с интеграцией ФОТС в вузах ФСИН России. Особенности профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН также требуют интеграции ФОТС в вузах ФСИН России. Известно, что перед педагогикой стоит задача формирования у курсантов и выпускников вузов ФСИН России адаптации к будущей профессиональной деятельности. Соответственно в образовательной среде вузов ФСИН России должен присутствовать соответствующей элемент ПП максимально приближенный к будущей профессиональной деятельности. Таким элементом является интеграция ФОТС в вузах ФСИН России.
Необходимость научного обоснования путей интеграции ФОТС респондентами была отмечена в качестве основного фактора, направленного и на совершенствование образовательного процесса в вузах ФСИН России. Подходя к данной проблеме в более широком плане можно сказать, что ее решение выступает конструктивным фактором и необходимым условием повышения эффективности функционирования системы высшего образования, в вузах ФСИН России. Решение этой проблемы обеспечивает качественную подготовку офицерских кадров на основе успешного осуществления всей намеченной модернизации образования в вузах ФСИН России.
Респонденты обратили внимание на тесную связь ФОТС в вузах ФСИН России. Исследование показало, что проблема формирования профессиональных навыков у курсантов успешнее решается только на основе учета тесной связи ФОТС в вузах ФСИН России. Это является необходимым условие полноценной самореализации выпускников вузов ФСИН России в профессиональной деятельности, а также гарантом гармоничного развития их личности профессионала.
Респонденты также обратили внимание на взаимозависимость этих дисциплин для эффективной профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России.
Таким образом, сама необходимость формирования профессиональных навыков в процессе ПП курсантов лежит в основе интеграции ФОТС. В то же время, приходится констатировать, что педагогическая сторона интеграции ФОТС в вузах ФСИН России изучена недостаточно хорошо. Недостаточно хорошо разработаны теоретико-методологические основы интеграции ФОТС в вузах ФСИН России. Богатый практический опыт такой подготовки, накопленный в вузах ФСИН России, зачастую не систематизирован и оформлен лишь теоретически.
ВЫВОД. Таким образом, есть достаточно оснований считать, что выявленные факторы помогут созданию целостной системной педагогической концепции, адекватно описывающей данное явление. Это позволит обоснованно организовывать комплексные педагогические воздействия, разрабатывать и применять новые педагогические технологии, направленные на соответствующее улучшение профессиональной подготовки офицерских кадров для ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С.
25-30.
2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих/ А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости / А.Э. Болотин, А.М. Сабанин, А.М. Сильчук, С.М. Сильчук Ю.И. Медведев, В.Г. Гадылгареев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2016. - № 1 (53). - С. 256-259.
4. Показатели готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к профессиональной деятельности / А. Д. Грек, А.Е. Эрастов, А.А. Колодовский, К.И. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 25-30.
5. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of sub-situation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
6. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 11771185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No. 2, pp. 154-156.
3. Bolotin A.E., Sabanin A.M., Silchuk A.M., Silchuk S.M., Medvedev Yu.I. and Gadylgareev V.G. (2016), "Pedagogical model of physical training of cadets of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov with emphasized development of endurance", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 53, No.1, pp. 256-259.
4. Grek A.D., Erastov A.E., Kolodovsky A.A. and Romanov K.I. (2019), "Indicators of the readiness of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia for professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 25-30.
5. Bakaev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
6. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2020