8. Комаров Р.В. Тренды, тенденции и модели развития профориентации / Р.В. Комаров, И.В. Шаповалов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология» - 2018. - № 2 (44). - С. 18-30.
9. Доля высоких технологий в экономике России снизилась до уровня 2015 года. - URL : https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/5c598ccb9a7947731eea7477 (дата обращения: 24.01.2020).
10. Экспорт российского софта резко ускорился и перевалил за $10 млрд в год. - URL : https://cnews.ru/news/top/2019-02-06_eksport_rossijskogo_softa_rezko_uskorilsya_i_perevalil (дата обращения: 24.01.2020).
REFERENCES
1. Belous, A.P. and Lyalkov, S.Yu. (2017), "The vector of development of banks in the stream of the digital revolution", Banking, No. 10, pp. 16-19.
2. The Origins of the Digital Revolution: The Age of Renaissance, available at: https://yan-dex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ftsargrad.tv%2Farticles%2Fistoki-cifrovoj-revoljucii-jepoha-vozrozhdenija_172846.
3. The horror ofdigitalization and the forecast of unemployment in Russia: millions will lose their jobs, one in seven will be fired, available at: https://zen.yandex.ru/me-dia/id/5a73dcafdcaf8e1fb6922365/ujas-cifrovizacii-i-prognoz-bezraboticy-v-rossii-milliony-poteriaiut-rabotu-budet-uvolen-kajdyi-sedmoi-5aed7120799d9d0760153f35.
4. 57professions will disappear, and new 186 will appear: Atlas of New Professions, available at: https://okno.world/57-professij-skoro-ischeznut-a-poyavyatsya-novyh-186/.
5. Advanced training centers, available at: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/czentr-ope-rezhayushhej-professionalnoj-podgotovki.html.
6. Will every seventh be fired in Russia? What professions are out of date? available at: https://delosmi.ru/2018/06/02/v-rossii-budet-uvolen-kazhdyj-sedmoj-kakie-professii-ustareli/.
7. Polovetsky S.D. (2018), "Analysis of the current state of the system of early career guidance and prevocational training of Moscow school students", Professional education and society, No. 2, pp. 262284.
8. Komarov R.V. and Shapovalov I.V. (2018), "Trends and Models of Vocational Guidance Development", Bulletin of Moscow City University. Series "Pedagogy and Psychology", No. 2 (44), pp. 18-30.
9. The share of high technologies in the Russian economy fell to the level of 2015, available at: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/5c598ccb9a7947731eea7477.
10. Export of Russian software accelerated sharply and exceeded $ 10 billion a year, available at: https://cnews.ru/news/top/2019-02-06_eksport_rossijskogo_softa_rezko_uskorilsya_i_perevalil.
Контактная информация: [email protected], [email protected].
Статья поступила в редакцию 25.01.2020
УДК 796.011.3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Ольга Викторовна Финикова, соискатель, Белгородский юридический институт Министерства
внутренних дел России, г. Белгород
Аннотация
В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость повышения качества физической подготовки курсантов в вузах МВД России. К ним относятся: особенности профессиональной деятельности выпускников после окончания вуза; высокие требования к физической готовности выпускников вузов МВД России; появление новых современных педагогических технологий, требующих новых знаний от преподавателей по физической подготовке; необходимость обеспечения высокого уровня работоспособности курсантов в ходе обучения в вузе. Исследования показали, что большое значение имеют: необходимость укрепления физического состояния курсантов в ходе обучения в вузе, а также обеспечение профессионального долголетия у выпускников вузов МВД России.
Ключевые слова: факторы; курсанты; вузы МВД России; качество физической подготовки. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p198-201
FACTORS DETERMINING THE NEED TO IMPROVE THE QUALITY OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Olga Viktorovna Finikova, the competitor, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs
of Russia
Abstract
The article justifies the factors determining the need to improve the quality of physical training of cadets at the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. These include: peculiarities of professional activity of graduates after graduation; high requirements to physical readiness of the graduates of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; The emergence of new modern pedagogical technologies that require new knowledge from teachers on physical training; The need to ensure a high level of efficiency of cadets during their studies at the university. Studies have shown that the need to strengthen the physical condition of cadets during their studies at the university, as well as to ensure professional longevity at graduates of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are of great importance.
Keywords: factors, cadets, higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, quality of physical training.
Повышение качества физической подготовки (ПКФП) с курсантами вузов МВД России является приоритетной задачей [1, 3]. Это связано с особенностями профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России. Готовность к профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России является одной из важнейших характеристик успешного построения их служебной карьеры [1]. Вместе с тем, содержание готовности к профессиональной деятельности включает высокий уровень их физического состояния. [14]. При этом надо учитывать, что требования к этой готовности за последние годы существенно изменились. Многие условия профессиональной деятельности и профессиональной подготовки будущих офицеров в вузах МВД России усложнились [1]. Поэтому формирование физической готовности к профессиональной деятельности у будущих офицеров МВД России требует пристального внимания и научного обоснования. Формирование физической готовности к профессиональной деятельности у будущих офицеров МВД России, в свою очередь, нельзя рассматривать без повышения качества образовательного процесса в вузе. [1]. Поэтому данную проблему нельзя решить без обоснования факторов, определяющих необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России.
С целью решения этой задачи проводился опрос преподавателей кафедр физической подготовки нескольких вузов МВД России. В опросе принимали участие 72 респондента. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В данной таблице представлены факторы, определяющие необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России. К ним относятся: особенности профессиональной деятельности выпускников после окончания вуза; высокие требования к физической готовности выпускников вузов МВД России; появление новых современных педагогических технологий, требующих новых знаний от преподавателей по физической подготовке; необходимость обеспечения высокого уровня работоспособности курсантов в ходе обучения в вузе. Исследования показали, что большое значение имеют: необходимость укрепления физического состояния курсантов в ходе обучения в вузе, а также обеспечение профессионального долголетия у выпускников вузов МВД России. Особенности профессиональной деятельности выпускников после окончания вуза респонденты выделили в качестве главного фактора, определяющего необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России.
Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость повышения качества физической подготовки курсантов в вузах МВД России (п=72)_
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель %
1 Особенности профессиональной деятельности выпускников после окончания вуза 25,8
2 Высокие требования к физической готовности выпускников вузов МВД России 24,2
3 Появление новых современных педагогических технологий, требующих новых знаний от преподавателей по физической подготовке 16,7
4 Необходимость обеспечения высокого уровня работоспособности курсантов в ходе обучения в вузе 13,3
5 Необходимость укрепления физического состояния курсантов в ходе обучения в вузе 11,8
6 Обеспечение профессионального долголетия у выпускников вузов МВД России 8,2
Данный фактор расширяет представления о профессиональных и личностных качествах, обеспечивающих успешную карьеру выпускника, а также эффективность профессиональной деятельности. В настоящее время имеется множество разнородных внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование у курсантов готовности к профессиональной деятельности. Однако их роль в таком формировании, механизмы их действия на физическую готовность остаются недостаточно изученными.
Вторым фактором, определяющим необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России, респонденты отметили высокие требования к физической готовности выпускников вузов МВД России. На основании анализа практики повседневного выполнения служебных задач выпускниками вузов МВД России они пришли к выводу, что профессиональная деятельность аккумулирует в себе все моральные и физические качества личности. А это предъявляет высокие требования к физической готовности выпускников вузов МВД России.
Появление новых современных педагогических технологий, требующих новых знаний от преподавателей по физической подготовке респонденты также рассматривают как один из факторов, определяющих необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России. Современные педагогические технологии, по своей сути, являются средством ПКФП курсантов в вузах МВД России. А требующиеся для их освоения новые знания от преподавателей по физической подготовке являются необходимым фактором, ПКФП. Поэтому данный фактор определяет цель, результат и критерий функционирования всей педагогической системы, определяющей ПКФП в вузе.
Необходимость обеспечения высокого уровня работоспособности курсантов в ходе обучения в вузе и укрепления их физического состояния также требуют ПКФП в вузе. Данный фактор материализует основные задачи физической подготовки с курсантами.
Респонденты также отметили, что обеспечение профессионального долголетия у выпускников вузов МВД России также является основополагающим фактором ПКФП в вузе.
ВЫВОД. Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость ПКФП курсантов в вузах МВД России. ПКФП курсантов в вузах МВД России позволит повысить уровень их функционального состояния, работоспособности, физической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а также будет способствовать росту их профессионального долголетия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Bolotin, A.E. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids" / A.E. Bolotin // Journal of Physical Education and Sport. - No. 15 (3). - P. 417-425.
4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of educational environment, necessary for effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
2. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No. 2, pp. 154156.
3. Bolotin A.E. (2015), "Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids", Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 15(3), pp.417-425.
4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.01.2020
УДК 796.03
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Владимирович Минаев, начальник отдела физической культуры, спорта, детского туризма и формирования здорового образа жизни Министерства просвещения
Российской Федерации, Москва
Аннотация
По данным 2018 года всего в Российской Федерации 41,3 организаций, реализующих образовательные программы начального, основного, среднего общего образования (из них 99,23% государственные и муниципальные), в которых обучаются 16, 1 млн. человек. Подготовку специалистов среднего звена по образовательным программам профессионального образования в Российской Федерации осуществляют более 3600 образовательных организаций и 348 образовательных организаций высшего образования. Из них 2961 государственные образовательные организации и 350 негосударственные. Общая численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составляет 3 млн. человек. В том числе 2,55 млн. чел. по очной форме обучения. Также в Российской Федерации действует 741 образовательная организация высшего образования с 596 филиалами. Общее количество обучающихся во всех формах обучения - 4,2 млн. человек, в том числе - 2,3 млн. студентов очной формы обучения. Таким образом, большую роль в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - Комплекс ГТО) в Российской Федерации играет система образования (кроме обучающихся в дошкольных образовательных организациях).
При этом Минобрнауки России (а теперь - Минпросвещения России) с самого начала разработки и внедрения Комплекса ГТО осуществляет тесное взаимодействие с Минспортом России, которое назначено координатором исполнения Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» и распоряжения Правительства Российской Федерации, касающегося утверждения Плана мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса ГТО от 30 июня 2014 г. № 1165-р.