Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Донецкая Народная Республика / сфера образовательных услуг / высшее профессиональное образование / ГОУ ВПО «ДонАУиГС» / менеджмент / экономика / управление организацией / факторы внутреннего и внешнего воздействия / эффективное управление организациями / Donetsk People's Republic / the sphere of educational services / higher professional education / SEE HPE «DAMPA» / management / economics / organization management / factors of internal and external influence / effective management of organizations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

Матеха А. С.

преподаватель, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова : Донецкая Народная Республика, сфера образовательных услуг, высшее профессиональное образование, ГОУ ВПО «ДонАУиГС», менеджмент, экономика, управление организацией, факторы внутреннего и внешнего воздействия, эффективное управление организациями.

Keywords: Donetsk People's Republic, the sphere of educational services, higher professional education, SEE HPE «DAMPA», management, economics, organization management, factors of internal and external influence, effective manag e-ment of organizations.

Современный этап развития экономики Донецкой Народной Республики предполагает построение общества, основанного на знаниях, в котором социальное и экономическое благосостояние определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Начиная с 2019 г. руководством Республики реализуются программные действия по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы городов ДНР, цели и задачи которых ориентированы на повышение конкурентоспособности территорий и со здание условий для роста благосостояния населения \ Одним из приоритетных направлений развития ДНР на перспективу признается развитие человеческого капитала: формирование системного подхода к решению задачи восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, содействие инвестированию в науку 2. При этом оптимальность развития экономики не может быть достигнута автоматически - она зависит от научно обоснованного ведения хозяйственных дел3. В связи с этим вопросы инновационного развития организаций высшего образования являются предметом научных исследований и дискуссий.

В настоящее время в ДНР активно функционируют 33 научных учреждения, имеющих различную организационно-правовую форму. Из них 19 подведомственны Государственному комитету по науке и технологиям (ГКНТ) ДНР, 4 предприятия координируются и контролируются непосредственно Главой ДНР, 2 научно -исследовательских института в сфере медицины подчинены Министерству здравоохранения ДНР, 2 проектных института включены в структуру Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР, 1 учреждение относится к сфере управления Правительства ДНР, 1 предприятие - в ведении Государственного комитета по земельным ресурсам и 1 институт подчиняется Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР. Кроме того, имеется 3 института, не имеющих государственной формы собственности.

Основная масса институтов (8 академических научно -исследовательских4 и 7 отраслевых институтов)5 была переподчинена Министерству образования и науки ДНР в 2015 г.

В апреле 2017 г на правах научного учреждения было создано Государственное учреждение «Донецкий научный центр» (ГУ «ДНЦ»), одной из задач которого была координация научной, научно -технической и инновационной деятельности подведомственных Министерству образования и науки ДНР учреждений, заведений, организаций и их структурных подразделений. Учреждению не удалось решить ни одной из поставленной перед ним задач, включая подготовку необходимой нормативно -правовой базы функционирования научных учреждений, преодоления кадрового дефицита в науке, укрепления роли науки в обществе и координации деятельности научных учреждений. Также перед Центром ставилась задача разработки Концепции стратегического развития научной и научно -технической деятельности в Республике6, с которой он за год функционирования не справился, поэтому в апреле 2018 г. ГУ «ДНЦ»

1 Руководители местных администраций презентовали программы восстановления и развития экономики и социальной сф еры на 2019 г. - http://mer.govdnr.ru/indexphp?option=com_content&view=artide&id=6710:rukovoditeli-mestnykh-administratsij-prezen tovali-programmy-vosstanovleniya-i-razvitiya-ekonomiki-i-sotsialnoj-sfery-na-2019-god&catid= 8&Itemid=141

2 От восстановления к развитию экономики: Минэкономразвития представило экономический портрет Республики на выставке достижений ДНР. - http://mer.govdnr.ru/indexphp?option=com_content&view=article&id=6759:otvosstanovleniya-k-razvitiyu-ekonomiki-minekonomrazvitiya-predstavilo-ekonomicheskij-portret-respubliki-na-vystavke-dostizhenij-dnr&catid=8&Itemid=141

3 Донецкое агентство новостей. - https://dan-news.info/russia/tovarooborot-mezhdu-dnr-i-rf-v-2018-godu-vyros-vdvoe-i-sostavil-okolo-160-mlrd-rublej-pushilin.html

4 Постановление Совета Министров ДНР от 24.07.2015 г. № 14-5 «О переподчинении академических научно-исследовательских институтов Министерству образования и науки». - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/05/14-5.pdf

5 Постановление Совета Министров ДНР от 22.07.2015 г. № 13-42 «О реорганизации государственных предприятий, находящихся в ведении Министерства образования и науки и Министерства угля и энергетики ДНР». - http://smdnr.ru/wp-content/up loads/2016/06/13-42.p df

6 Полякова Л. поставила актуальные задачи перед Донецким научным центром. - http://smdnr.ru/larisa-polyakova-postavila-aktualny e-z adachi-p ered-doneckim-nauchny m-centrom

было ликвидировано приказом Министерства образования и науки ДНР от 12.04.2018 г. № 322 1. Соответствующие задачи были возложены на ГКНТ ДНР, который был создан в ноябре 2017 г. для стимулирования инновационной деятельности, концентрации усилий науки, инвесторов и бизнес -сообщества. Деятельность комитета координировалась Государственным Советом по науке и технологиям при Главе ДНР 2.

В ведение этого комитета были переданы научные учреждения, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки ДНР, а также ряд институтов двойного подчинения3. Также в 2017 г. для активного внедрения новых разработок и технологий под руководством Государственного Совета по науке и технологиям была создана Государственная корпорация «Научно-производственное объединение «Прогресс»». В состав корпорации вошли крупнейшие предприятия машиностроения и ведущие научные учреждения, обеспечивающие разработку, проектирование и испытание новой высокотехнологичной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках техники и обору-

4

дования .

В ноябре 2018 г. Государственный Совет по науке и технологиям при Главе ДНР был упразднен, а ГКНТ ДНР передан в ведение Министерства образования и науки ДНР, также несколько стратегически важных научно -технических организаций были переведены под непосредственный контроль Главы ДНР5.

Полномочия по официальной регистрации всех научно -исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, которые выполняются за счет средств республиканского бюджета, возложены на ГУ «Институт научно - технической информации»6. За период с 08.12.2016 по 01.04.2019 г. Институтом было зарегистрировано 465 работ, из них 112 были открыты в 2018 г.7

В настоящее время система высшего профессионального образования ДНР представлена 18 образовательными организациями. По итогам вступительной кампании 2018 г. первокурсниками образовательных организаций ВПО стали 9,433 тыс. абитуриента, в том числе 7,586 тыс. чел. - на основании аттестата о среднем общем образовании; 1,847 тыс. - на основании диплома о специальном профессиональном образовании. В магистратуру были зачислены 2,952 тыс. студентов8. За последние 5 лет учреждениями ВПО подготовлено более 36 тыс. профессиональных кадров для экономики ДНР 9.

За период с 2014 по 2018 г. в научных учреждениях и образовательных организациях высшего профессионального образования открыты 26 советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и на соискание ученой степени доктора наук10. Деятельность одного из них была прекращена на основании ходатайства организации, на базе которой был создан диссертационный совет11. Таким образом, на сегодняшний день функционируют 25 диссертационных советов.

При рассмотрении деятельности высших учебных заведений возникает необходимость в детальном изучении факторов внешней и внутренней среды, влияние которых предопределяет эффективность процессов управления организациями сферы образовательных услуг. К основным факторам макросреды организаций в сфере о бразовательных услуг, как правило, относят экономические, политические, социокультурные, научно-технологические, природно-демографические и другие факторы.

Н.Ю. Симонова и Н.В. Пузина полагают, что наибольшее влияние на конкурентоспособность организаций высшего профессионального образования оказывают такие факторы, как научно -образовательный потенциал, материально-техническая база, имеющиеся формы обучения, продвижения образовательных услуг на рынке, конкурентоспособность специалистов.

К числу факторов, оказывающих негативное влияние на развитие инновационного потенциала организаций в сфере образовательных услуг, можно отнести низкую инвестиционную и инновационную активность в освоении новых наукоемких технологий обучения, отсутствие навыков коммерциализации научно-технических разработок; снижение престижа науки, старение научных и научно -педагогических кадров; отток квалифицированных научных и на-

1 «Донецкий научный центр» сообщает о ликвидации. - https://dnr-online.ru/2018/04/12/gu-donetskij-nauchnyj-tsentr-soobshhaet-o-likvidatsii/

2 И.о. заместителя Председателя Совета Министров подвел итоги работы экономического блока министерств и ведомств за 2017 г. - https://dnrsovet .su/i-o-z amestitely a-predsedately a-soveta-ministrov-aleksandr-timofeev-p odvel-ito gi-raboty -za-2017-god/

3 Указ Главы Донецкой Народной Республики от 30.11.2017 г. № 328. -http://gkntdnr.ru/media/static/file/Положение_о_ГКНТ_J5PwEAg.pdf

4 Мы с уверенностью смотрим в 2018 г. Об итогах работы экономического блока ДНР. - https://dnr-online.ru/2017/12/15/my-s-uverennosty u-smotrim-v-2018-god-aleksandr-timofeev-ob-ito gah-raboty -ekonomichesko go-bloka-dnr-video /

5 Указ врио Главы ДНР № 80 от 14.11.2018 г. «Об урегулировании вопросов деятельности Государственного комитета по науке и технологиям ДНР». - https://dnr-online.ru/download/ukaz-vrio-glavy-donetskoj-narodnoj-respubliki-80-ot-14-11-2018-goda-ob-uregulirovanii-voprosov-deyatelnosti-gosudarstvennogo-komiteta-po-nauke-i-tehnologiyam-donetskoj-narodnoj-respubliki/

6 Приказ Министерства образования и науки ДНР от 10.10.2016 г. № 1059 «Об утверждении Порядка государственной регистрации и учета научно-исследовательских, опытно--конструкторских и технологических работ гражданского назначения». -https://gisnp a-dnr.ru/np a/0018-1059-20161010

7 Официальный сайт ГУ «ИНТИ». Реестр регистрационных карт НИОКТР. - http://inti-dnr.site90.net/reg_card.php

8 Почти 10 тысяч абитуриентов зачислено в вузы ДНР по итогам вступительной кампании 2018 года. - https://dan-news.info/obschestvo/pochti-10-tysyach-abiturientov-zachisleno-v-vuzy-dnr-po-itogam-vstupitelnoj-kampanii-2018-goda.html

9 http://smdnr.ru/pedagogi-respubliki-tesno-sotrudnichayut-s-kollegami-iz-rf-goroxov/

10 Действующие советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. - http ://vak.mondnr.ru/?page_id=544

11 Приказ Министерства образования и науки ДНР от 07.12.2016 г. № 1246 «О советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР». - http://vak.mondnr.ru/?p=1289

учно-педагогических кадров в коммерческие структуры и за границу; ухудшение материально -технической базы образования и науки. Эти факторы снижают масштабы научно -исследовательских работ, ослабляют связи образовательных организаций и научных учреждений системы образования с промышленностью, социальной сферой Респу блики, отраслевой и академической наукой и т.д.

К числу наиболее значимых внутренних факторов, оказывающих благоприятное и стимулирующее влияние на формирование процессов эффективного управления организацией и благоприятного климата вузов, можно отнести:

- высокую квалификацию профессорско -преподавательского состава;

- богатые традиции вузов в области организации образовательного процесса, спортивные и культурные достижения;

- наличие востребованных направлений подготовки кадров;

- развитую структуру образования после окончания вуза (докторантура, аспирантура, диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций) разветвленную сеть филиалов;

- наличие потенциала дополнительного профессионального образования;

- наличие баз для проведения практики студентов;

- предоставление высшим учебным заведениям помощи в трудоустройстве выпускников;

- высокую степень обеспеченности обучающихся монографиями, учебными пособиями и нау чно-методичес-кими разработками;

- рост объемов НИР и т.д.

К наиболее значимым внутренним факторам, сдерживающим или ограничивающим эффективность процессов управления организациями ВПО, следует отнести:

- неопределенность критериев содержания образования;

- несоответствие имеющихся педагогических технологий обучения и контроля современным требованиям к образовательному процессу и качеству подготовки выпускников;

-недостаточную степень развития фундаментальных и прикладных научных исследований;

- разрыв между теоретическим обучением и практикой;

- слабую восприимчивость профессорско -преподавательского состава к инновациям в различных областях совершенствования деятельности вуза;

- отсутствие эффективной системы привлечения студентов к НИР и НИРС и использования результатов исследований в образовательном процессе;

- слабую популяризацию научных достижений (научных школ, достижений выпускников);

- недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений, недостаточное развитие материально-технической базы, информационного и научно -методического обеспечения образовательного процесса;

- низкую эффективность действующей системы профориентации;

- несоответствие уровня профессорско -преподавательского состава современным требованиям к качеству подготовки обучающихся;

- низкий уровень оплаты труда профессорско -преподавательского состава;

- старение преподавательского корпуса и т.д.

К внутренним факторам, определяющим эффективность управления организациями ВПО, относятся финансово-экономические, организационно -правовые, научно-технологические и социально -психологические факторы.

Финансово-экономические факторы отражают экономическое развитие вузов, эффективность хозяйственной деятельности, источники финансирования деятельности и развития, уровень финансирования инновационных проектов, научно-исследовательских и опытно -конструкторских работ.

Организационно -правовые факторы включают в себя организационную структуру организаций ВПО, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчиненности и др.

В состав научно-технологических факторов входят: скорость обновления знаний в сфере деятельности образовательного учреждения; изменение образовательных технологий в сфере образования; обязательные расходы на НИР и НИРС; размер расходов на исследования в области методологии преподавания и текущую модернизацию информационно-технологических средств обучения.

Выводы. Высшее образование имеет большое значение для инновационной системы и является значимым ресурсом развития экономики ДНР. Однако повышение качества образовательных услуг и обеспечение эффективности управления организациями ВПО невозможны без учета внешних и внутренних факторов, влияющих на динамику их функционирования. Требуется разработка комплексного подхода к изучению и оценке влияния факторов внешней и внутренней среды на процессы управления организациями ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.