Научная статья на тему 'Финансирование здравоохранения в Донецкой Народной Республике: проблемы и перспективы'

Финансирование здравоохранения в Донецкой Народной Республике: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1091
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОТРАСЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PUBLIC HEALTH / HEALTHCARE SECTOR / HEALTHCARE FINANCING / WORLD HEALTHORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сподарева Е.Г.

Определены основные факторы, влияющие на здоровье населения; проведен сравнительный анализ финансирования здравоохранения с позиции Всемирной организации здравоохранения; выявлены основные проблемы финансирования здравоохранения в ДНР; представлены возможные перспективы развития данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthcare financing in the Donetsk People's Republic: problems and prospects

The article contains the main factors affecting public health and the comparative analysis of healthcare financing from the position of the World Health Organization; identifies the main problems of healthcare financing in the DPR; presents possible prospects for the development of this sector.

Текст научной работы на тему «Финансирование здравоохранения в Донецкой Народной Республике: проблемы и перспективы»

УДК 613: 336

Е.Г. СПОДАРЕВА, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, e-mail: len_spod@inbox.ru

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР», г. Донецк, ДНР

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Определены основные факторы, влияющие на здоровье населения; проведен сравнительный анализ финансирования здравоохранения с позиции Всемирной организации здравоохранения; выявлены основные проблемы финансирования здравоохранения в ДНР; представлены возможные перспективы развития данной отрасли.

Ключевые слова: здоровье населения, отрасль здравоохранения, финансирование здравоохранения, Всемирная организация здравоохранения.

Spodareva E.G. Healthcare financing in the Donetsk People's Republic: problems and prospects.

The article contains the main factors affecting public health and the comparative analysis of healthcare financing from the position of the World Health Organization; identifies the main problems of healthcare financing in the DPR; presents possible prospects for the development of this sector.

Keywords: public health, healthcare sector, healthcare financing, World Health Organization.

Здравоохранение является довольно сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, которая существует для обеспечения реализации фундаменталь-

ного социального принципа - сохранения и улучшения здоровья населения, оказания ему высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи. Обеспечение населения медицинской помощью является проблемой для всех стран независимо от их уровня развития, моделей хозяйствования и организации функционирования финансовой системы. Финансовое обеспечение здравоохранения Донецкой Народной Республики затруднено из-за ограниченных возможностей финансирования, что негативно отражается на оказании качественных медицинских услуг населению. В этой связи рассмотрение проблем существующей системы финансирования здравоохранения, обоснование путей ее совершенствования для повышения качества медицинских услуг является актуальным и придает данной работе теоретическую и практическую значимость.

Оценке источников финансирования здравоохранения и проблем, связанных с этим процессом, посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. Так, вопросами организации финансирования здравоохранения на уровне региона занимались С.Я. Алибеков, С.В. Манукянц [1], М.М. Шутов [2]; факторам, влияющим на процесс расстановки приоритетов финансирования здравоохранения, посвящены работы Ю.П. Лисицына [3] и Васкес Абанто Х.Э. [4]; срав-

© Е.Г. Сподарева, 2019

нительный анализ моделей финансирования здравоохранения и возможности адаптации определенных преимуществ этих моделей в отечественной практике отражены в работах С.В. Шишкина [5], А.В. Рагозина [6], И. Шеймана [7] и др.

Целью исследования является выявление основных проблем и перспектив развития финансирования здравоохранения в Донецкой Народной Республике.

Здоровье населения выступает важнейшим показателем благополучия любой нации. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), принятому Международной конференцией здравоохранения в 1946 г., «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не

только отсутствием болезней и физических дефектов» [8].

Как и на любой показатель, на здоровье населения влияют определенные факторы, основными из которых являются: социально-экономические (материальное благосостояние, образ жизни, условия труда и проживания); эколого-климатические (состояние воздуха, качество воды, уровень радиации); социально-биологические (возраст, пол, наследственность); медико-организационные (качество, эффективность, доступность медицинской и социальной помощи).

По мнению академика РАМН Ю.П. Лисицина, принято считать, что доля влияния определенного фактора на здоровье населения распределяется следующим образом (рис. 1).

II социально-биологические факторы I эколого-климатические факторы : социально-экономические факторы медико-организационные факторы

Рис. 1. Структура факторов, влияющих на здоровье населения [3]

Как видно из рис. 1, доля медико-организационных факторов, включающих финансирование здравоохранения, составляет 10%. Таким образом, первоочередная задача государства в целом и здравоохранения в частности заключается в разработке и внедрении ряда мероприятий по снижению негативных факторов и улучшению позитивных факторов, влияющих на здоровье населения.

В целях улучшения здоровья населения, по мнению ВОЗ, необходимо стратегическое управление системой здравоохранения, которое «характеризуется выраженной заботой о состоянии здоровья и справедливости во всех направлениях политики, а также подотчетностью по отношению к конечным результатам и мерам здравоохранения» [8].

Проблемы, связанные с распределением финансовых ресурсов на здравоохранение, сильно отличаются в различных странах. В экономически развитых странах финансирование здравоохранения направлено на совершенствование административно-управленческих механизмов и внедрение новых медицинских технологий, что приводит к удорожанию медицинской помощи. В менее развитых странах акцент делается на развитие служб первичного звена. Но проблемы финансирования здравоохранения остаются актуальными и для тех, и для других

[9].

Основное воздействие на процесс расстановки приоритетов при финансировании здравоохранения оказывают государственные органы (политическая

18 -

16 14 12

10

2007 2012 2017

Рис. 2. Государственные расходы на нужны здравоохранения в % от ВВП за 2007, 2012 и 2017 гг. (по данным [10])

обстановка, борьба с коррупцией, законодательство); лечебно-профилактические и медицинские учреждения; общественность (население, пациенты), а также данные статистических исследований о медико-санитарных потребностях, стоимости и эффективности имеющихся медицинских услуг (консультаций, вмешательств и процедур) [4].

Несмотря на возрастающие финансовые трудности в последние годы большинство стран постоянно повышают уровень своих расходов на финансирование здравоохранения (рис. 2).

Как видно из рис. 2, в большинстве стран наблюдается рост уровня государственных расходов на финансирование здравоохранения (в процентах от внутреннего валового продукта).

Что касается Донецкой Народной Республики, то в структуре расходов ее бюджета на финансирование здравоохранения выделяется около 7,0% от всех бюджетных расходов [11]. Источники финансирования учреждений здравоохранения ДНР представлены на рис. 3.

В рамках реализации гуманитарной помощи из РФ в 2017 г. произведена

модернизация оборудования на сумму более 150 млн. руб. в 6 лечебных учреждения.

В 2017 г. получена гуманитарная помощь в виде медицинского оборудования (928 единиц - лабораторное, диагностическое, реанимационно-хирургическое, офтальмологическое и др. оборудование) на общую сумму 161,7 млн. руб. и медикаментов на общую сумму 1 038,3 млн. руб.

Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения ДНР

J L

Бюджетное финансирование r^J Гуманитарная помощь из Российской Федерации

Дорогостоящие онкологические препараты, инсулины, материалы для гемодиализа и вакцины

Рис. 3. Источники финансирования учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики [11]

Расходы на содержание Республиканских и муниципальных учреждений представлены в таблице 1.

Следует отметить, что в 2017 г. профинансированы расходы на капитальный ремонт в сумме 35 млн. руб., которые включают в себя расходы на капитальный ремонт медицинского оборудования на общую сумму 6,2 млн. руб.; а также расходы по капитальному ремонту зданий и сооружений, коммуникаций, приборов учета тепловой энергии - на общую сумму 28,7 млн. руб. Профинансированы расходы на реконструкцию и реставрацию объектов в сумме 3,8 млн. руб. В Республике за счет бюджетных средств финансируется ограниченный состав

расходов - в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда, питание, медикаменты, коммунальные услуги. Финансирование остальных видов расходов (услуги по текущему ремонту и обслуживанию техники, инвентаря и медицинской аппаратуры, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств, привлеченных путем платных дополнительных услуг и ведения предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход согласно действующему законодательству, а также гуманитарной помощи из Российской Федерации.

Таблица 1

Расходы на содержание учреждений здравоохранения ДНР в 2017 г.

Статьи расходов Расходы на содержание республиканских учреждений здравоохранения, млн. руб. Расходы на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, млн. руб.

на заработную плату 2 300,0 2 600,0

на медикаменты и перевязочные материалы 345,2 166,0

на продукты питания 188,0 149,0

на капитальные расходы 96,0 16,0

другие расходы 1270,8 1269,0

Всего расходов 4 200,0 4 200,0

Сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в Донецкой Народной Республике структурирована по трем уровням оказания медицинской помощи:

первичная медицинская помощь; вторичная (специализированная) медицинская помощь;

третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь [12].

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению оказывается по 70 врачебным специальностям, коечный фонд учреждений здравоохранения составляет 21 123 койки.

В течение 2017 г. стационарную помощь получили более 350 000 человек, зарегистрировано свыше 20 000 000 амбулаторных посещений, выполнено свыше 100 000 оперативных вмешательств.

Финансирование здравоохранения Донецкой Народной Республики основывается на следующей законодательной базе:

Конституции ДНР, принятой 14 мая 2014 г. [13];

Законе ДНР от 24 апреля 2015 г. № 42-1НС (Постановление Народного Совета ДНР № 1-150П-НС) «О здравоохранении» [12];

Законе ДНР от 10 апреля 2015 г. № 40-1НС «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» [14].

Кроме того, Министерство здравоохранения ДНР постоянно разрабатывает

законопроекты. Так, в течение 2017 г. Министерством здравоохранения ДНР разработаны и приняты 11 нормативных правовых актов Главы ДНР; 12 Постановлений Совета Министров ДНР; 3 094 приказа Минздрава; 276 порядков оказания медицинской помощи и унифицированных клинических протоколов; разработаны и утверждены «Правила проведения экспертиз лекарственных средств для медицинского применения» и «Порядок государственной регистрации лекарственных препаратов» [15].

Одной из главных задач эффективного функционирования здравоохранения является лекарственное обеспечение населения Донецкий Народной Республики. Для этого созданы и функционируют Республиканская служба лекарственных средств и сеть аптек государственного предприятия Торговый дом «Лекарства Донбасса».

Фармацевтический рынок базируется на закупке лекарственных средств и медицинских изделий в Российской Федерации и реализации их на территории Донецкой Народной Республики [15].

Несмотря на многочисленные разрушения больниц в прифронтовых районах в Донецкой Народной Республике функционируют 296 учреждений здравоохранения, оснащенных современным оборудованием, которое осталось еще с довоенного времени. Среди учреждений здравоохранения - 54 больницы, 37 амбула-торно-поликлинических учреждения, 16

диспансеров, 30 поликлиник и 16 специализированных республиканских центров и больниц [11]. Однако следует отметить, что по данным Республиканского Центра занятости ДНР в учреждениях здравоохранения не хватает медицинского персонала (дефицит медицинских кадров в Республике составляет около 30%) [11].

Медицинское обслуживание населения в Донецкой Народной Республике осуществляется на условиях государственной социальной помощи из республиканского бюджета, учреждения здравоохранения структурно отделены от учреждений социальной защиты, а их управление осуществляется Министерством здравоохранения ДНР.

Вопросы финансирования и формирования бюджета в здравоохранении регулируются распорядительными документами Министерства финансов Донецкой Народной Республики. Бюджет в данной отрасли формируется на квартал с помесячной разбивкой лимитных ассигнований, согласно требованиям Министерства финансов Донецкой Народной Республики.

Согласно ст. 72 Закона Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» объемы бюджетного финансирования определяются на основании научно-обоснованных нормативов из расчета на одного жителя с учетом фактически произведенных расходов за прошлый отчетный период, изменениями форм и условий оплаты труда и цен на товары и услуги [12].

Таким образом, бюджетное финансирование здравоохранения Донецкой Народной Республики не обеспечивает в достаточной мере финансовыми ресурсами основные потребности отрасли и характеризуется низкими показателями качества медицинской помощи и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений, оплаты труда медицинских работников, отсутствием организационно-экономического механизма контроля необходимого объема и качества медицинской помощи, наличием остаточного принципа финансирования отрасли здравоохранения и не создает

предпосылок для оказания качественной медицинской помощи населению в необходимых объемах и относится к низкоэффективной отрасли экономики. Об этом свидетельствуют показатели рождаемости и смертности (4,8 и 17,4 соответственно в расчете на 1 000 человек на начало 2017 г.).

Основными перспективами в финансировании здравоохранения должны стать разработка и реализация основных направлений оптимизации системы здравоохранения Донецкой Народной Республики, среди которых:

усовершенствование законодательной базы;

всеобщий охват и вовлечение в процесс финансирования здравоохранения всех заинтересованных сторон, включая население;

ассигнование достаточных финансовых средств на здравоохранение, которые варьируются в зависимости от потребностей республики;

исследование всех возможных источников дохода, включая формы косвенного налогообложения (налоги на валютные операции, налоги на продажи табака и алкоголя);

модернизация оборудования; внедрение медицинского страхования;

стремление к получению наибольшей отдачи от каждого рубля, потраченного на здравоохранение;

обеспечение доступа к необходимым медицинским учреждениям социально незащищенных категорий населения Донецкой Народной Республики; развитие телемедицины; внедрение системы непрерывного медицинского образования;

развитие научно-практических связей с Российской Федерацией и др. странами, в т.ч. обмен опытом врачей ДНР с российскими коллегами, проведение Международных медицинских форумов; развитие медицинского туризма в

ДНР.

Выводы

Таким образом, в Донецкой Народной Республике финансирование

здравоохранения происходит за счет двух источников - бюджета Донецкой Народной Республики и гуманитарной помощи из Российской Федерации. Такое финансирование недостаточно для оптимальной поддержки существующей инфраструктуры, поэтому необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья населения, а также оказания высококвалифицированной медицинской помощи являются поиски дополнительных источников финансирования здравоохранения.

Список использованной литературы

1. Алибеков, С.Я. Формирование эффективных механизмов финансирования здравоохранения региона / С.Я. Алибеков, С.В. Манукянц // Вестник МарГТУ. - 2011. - № 3. - С. 89-97.

2. Шутов, М.М. Организационно-экономический механизм развития системы здравоохранения в регионе: монография / М. Шутов. - Донецк: ВИК, 2005. - 320 с.

3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.

4. Васкес Абанто, Х.Э. Здравоохранение и вопросы его финансирования / Х.Э. Васкес Абанто, А.Э. Васкес Абанто // Медицина неотложных состояний. -2014. - № 3 (58). - С. 174-179.

5. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» / С.В. Шишкин и др. -Москва, 2016. - 67 с.

6. Рагозин, А.В. Сравнение национальных систем здравоохранения стран, использующих «страховую» и «бюджетную» модели финансирования / А.В. Рагозин, Н.А. Кравченко, В.Б. Розанов // Здравоохранение. - 2012. - № 12. - С. 30-40.

7. Шейман, И. Международное сравнение эффективности бюджетной и страховой моделей финансирования

здравоохранения / И. Шейман, С. Терен-тьева // Экономическая политика. - 2015. - Т. 10. - № 6. - С. 171-193.

8. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/90197 7493

9. Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в Европе, 2015 г. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euro. who.int

10. Экономические тренды и статистика [Электронный ресурс]. - URL: http://data.trendeconomy .ru/dataviewer/oe cd/Health/ health_reac

11. Официальный сайт Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. -URL: - http://mzdnr.ru/news/ob-obespe chenii-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya-dnr-medicinskimi-preparatami-i-izdeliyami

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. О здравоохранении [Электронный ресурс]: закон Донецкой Народной Республики [принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 24 апреля 2015 г.] - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zdravohrane nii

13. Конституция Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]: офиц. текст [принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая

2014 г.]. - URL: http://dnr-online.ru/konsti tuciya-dnr/

14. Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения [Электронный ресурс]: закон Донецкой Народной Республики [принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 апреля

2015 г.]. - URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obespechenii-sanitarnogo-i-epidemi cheskogo-blagopoluchiya -naseleniya/

15. Официальный сайт Совета Министров ДНР [Электронный ресурс]. -URL: http://smdnr.ru/v-dnr-snizilis-poka zateli-rosta-socialno-znachimyx-zabolevanij

Статья поступила в редакцию 18.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.