Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности корпоративных структур социально-экономической системы региона'

Факторы конкурентоспособности корпоративных структур социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СФЕРА УСЛУГ РЕГИОНА / COMPETITIVENESS / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / REGION SERVICES SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна, Бондаренко Любовь Викторовна

В данной статье сказано, развитие сферы услуг и усиление конкурентной борьбы за клиентов придают новый, качественно иной, чем ранее, смысл деятельности предприятий, требующий их ориентации не только на общественные запросы, но на личные потребности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна, Бондаренко Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF CORPORATE STRUCTURES OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION1«The Moscow state university of food productions»2

In this article it is told, development of a services sector and strengthening of competitive fight for clients give new, qualitatively other, than earlier, sense of activity of the enterprises, demanding their orientation not only to public inquiries, but to personal needs of the person.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности корпоративных структур социально-экономической системы региона»

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

УДК 330.05

Виолетта Валерьевна Ро котя некая

доцент ФГБОУ ВПО «Московский государствен« ый университет пищевых производств»

Эл. почта: rotofra ns toy frail, ru

Любовь Викторовна Бондарен ко

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Южно-Росси йс кий госуда рственныйуни-версигет экономики и сервиса»

Б да н но й статье сказано, раэвигиесферы услуг и усиление юн курентной борьбы за клиентов придают новый, качественно иной, чем ранее, смысл деятельности предприятий, требующий их ориентации не только на общественные запросы, но на лич н ые потреб ности чело века.

Ключевые спова: кон куре неспособность, социально-экономическая система, сфера услуг региэна.

Violetta V. Rokotyanskaya assistant professor «The Moscow state и n i ve rs ity of food prod и ctk> n s>j E-rrai I: rokotyanstey v v@mail.ru

Lyubov V. Bondarenko

Candidate of Economic Sciences assistant professor «Southern Russian state university of economy and service»

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF CORPORATE STRUCTU RES OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

In this artcle it is tokl, devebpment of aseo/ces secto r a nd st re ngthe n ing of со m petit iv>e fig ht for clients g we new, qualitatively other, than earlier, sense of activity of the enterprises, de ma nd i ng t he ir о he ntatio n not о n ly to pu Ыю inquiries, but to persona I needs of the person.

Keywords: competitiveness, social and economic system, region services sector.

1. Введение

Усложнение конкуренткой борьбы приводит к тому, что каждое гфедприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере услуг, сталкивается с проблемой поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с доугами организациями, которые бы многократно усилили еесобственные позиции в конкурентной борьб- за потребителей. Носителями конкурентных преимуществ в сфер- услуг являются субъекты конкурентоспособности: различные виды услуг предприятия и организации, образующие отраслевые объединения и ассоциации.

2. Факторы, влияющие н а конкурентоспособность услуг

Важньш вопросом при рассмотрении рынка сферы услуг, как и рынка вообще возникает вопрос конкурентной среды. Для того, чтобы систематически привлекать опр-дгленньш сегмент потребителей, необходимо выявить, найти или изоб -рести нечто, что вызывало бы довольно постоянный интерес у широкого круга людей с достаточным уровнем дохода или у узкого круга, но с высоким уровнем дохода [1, с. 46]. При Згом тема должна быть настолько привлекательна, чтобы заинтересовавшиеся ею были готовы поступиться особенностями комфорта, какого в Российской Федерации пока, увы, недостаточно, рада научной цели.

Конкуренция среди фирм в нашей стране огромна. Каждый год на рынок выходят все новые и новые фирмы, каждая со своими особенностями, преимуществами, новинками, видами обслуживания, своими наработками. У каждой фирмы свой уровень на рынке. Часто неосведомленный потребитель не знает, каков авторитет у фирмы [2, с .6 8].

Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособ -ность услуг можно представить в виде схемы (рис. 1).

Конкурент о способность услуг

Внешние факторы:

1) информационные:

2) социально-демографические;

3) финансово-экономические;

4) научно-технические;

5) инновационные;

6) инвестиционные;

7)правовые:

8) природно-экологические;

9) институциональные;

10) внешнеэкономические.

Внутренние факторы:

1) личностные;

2)квалификационные качества персонала;

3) система стратегического управления:

4) финансово-экономическая и ценовая политика;

5)ресурсный и технологический потенциал;

6) система учета и мониторинга; 71 маркетинговая стратегия:

Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность услуг

Первая группа факторов (внешних) включает параметры развития социально -Экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния предприятия сферы услуг

Вторая группа (внутренних) состоит из факторов конкурентного преимущества предприятия, куда включены различные аспекты рыночной деятельности, а также параметры, отражающие степень использования обстоятельств предоставления услуг Среди внутренних факторов

конкурентоспособности важная роль принадлежит ресурсному и технологического потенциал}', который включает в себя технический уровень предоставляемых услуг и собственно технологию их оказания.

Согласно исследованиям З.Г Зайнашевой [3, с. 15-20], важнейшими фактора-

Экономика, Статистика и Информатика 259 №3(2), 2012

ми конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются:

- рациональная рыночная организационная структура;

- способность постоянного совершенствования процесса оказания услуг;

- освоение и внедрение пользующихся спросом новых видов услуг;

- использование передовых технологий;

- повышение качества услуг;

- управление стоимостной цепью;

- совершенствование и развитие кадрового потенциала;

- постоянное совершенствование уровня управления бизнесом, активами, знаниями, интеллектуальным потенциалом.

По мере того, как усиливалась конкуренция за ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».

Как известно, на деятельность предприятия сферы услуг на микроуровне оказывают существенное влияние разнообразные условия внешней среды. Так, в соответствии с фундаментальными исследованиями М. Портера уровень конкурентоспособности компании в значительной степени связан с состоянием экономической среды хозяйствования, которая характеризуется четырьмя основными детерминантами конкурентных преимуществ [4, с. 55-59]:

- факторными условиями, важнейшими среди которых являются природно-климатические, географические, демографические, технологические, инновационные, инвестиционные, инфраструктурные ;

- условиями спроса на продукцию и услуги отрасли;

- наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международных рынках;

- конкурентной стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Использование данных факторов конкурентных преимуществ при анализе функционирования предприятий сферы услуг дает возможность их применения в процессе изучения и формирования факторов их конкурентоспособности. Так, новые системы производства и реализации услуг требуют определенной гибкости, которая диктуется высокой динамичностью отдельных сегментов рынка услуг, где жизнен-

ный цикл услуги достаточно короткий и где клиенты с высокой покупательной способностью и разнообразными вкусами требуют соответствующего разнообразия и качества приобретаемых услуг. В то же время в процессе формирования конкурентоспособности каждого конкретного предприятия сферы услуг особую роль и значение имеют профиль и специфика его деятельности, состояние и уровень развития материальной и технологической базы, специфика активов, особенности и уровень организационно-управленческих технологий, а также содержание и адекватность условиям рынка стратегических целей и задач.

Таким образом, конкурентное преимущество - это объект управления и цель деятельности организации, функционирующей на конкурентном рынке, а также элемент потенциала предприятия, представляющего собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта.

3. Библиографический обзор экономического наполнения термина «конкурентное преимущество»

Под конкурентным преимуществом сферы услуг нами понимается значительное превосходство в стратегии и тактике оказания инновационной услуги с целью более эффективного удовлетворения запросов населения и максимизации прибыли. С позиции системного подхода, наибольшего внимания заслуживает классификация конкурентных преимуществ по ряду признаков: источнику происхождения (поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируются предприятия сферы услуг, а внутренние - определя-

ют как возможность, так и эффективность процесса адаптации), степени устойчивости, профилю деятельности, функциональной принадлежности, периоду действия, возможности воспроизведения, степени защиты, уровню инновационности (табл. 1).

Наряду с предложенной классификацией конкурентных преимуществ самих услуг, важное значение приобретает взаимосвязь условий конкурентоспособности и критериев их оценки (рис. 2). При этом условия жизнедеятельности для предприятий исследуемой сферы должно создавать государство, а потенциальные возможности зависят от уровня квалификации, опыта, креативности и ответственности руководства организаций, которое должно осуществлять эффективный менеджмент, повышая конкурентоспособность предлагаемых услуг.

С позиций теории маркетинга в основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, специфичных для различных культур и людей. П. Диксон [5], например, процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентами рынке называет конкурентной рациональностью. Теория конкурентной рациональности изучает последовательное маркетинговое поведение фирмы, взаимодействующей с потребителем, в ходе организации процесса обмена на постоянно развивающемся высоко-конкурентном рынке. Маркетинговые решения в теории конкурентной рациональности имеют особенности: необходимость постоянного растущего удовлетворения потребностей, требующих от предприятия целенаправленной деятельности по совершенство-

Таблица 1. Классификация конкурентных преимуществ услуг

№ п/п Признак классификации Группы конкурентных преимуществ

1 Источник происхождения Внешние, внутренние

2 Степень устойчивости Устойчивые, частично устойчивые, не устойчивые

3 Профиль деятельности Инновационные, маркетинговые, информационные, экономические, технологические и др.

4 Период действия Кратко-, средне-, долгосрочные

5 Возможность воспроизведения Трудновоспроизводимые, легковоспроизводимые

6 Степень защиты Наличие соответствующих лицензии, патента, сертификата

7 Уровень инновационности Радикальные, модернизированные, модифицированные, комплексные

8 Функциональная принадлежность Местоположение, партнерство (деловые связи), гудвилл (положительная репутация) и т.д.

№3(2), 2012 260

вакию товара как наивысшей потребительской ценности; нссбходит»юсть сокращения издержек при сохранении требуемого потребителем качества, стремление к совершенствованию про -цедуры принятия решении, связанных с созданием отличительных конкурентных преимуществ.

Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно вое -требована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Например, К Сафонова [6, с. 63 -77] с позиций данной теории устанавливает, что понятие «конкурентное преимущество» находится в диалектическом единстве с понятиями «конкуренция», «коккурентоспособ -ность» и «потенциальные возможности компании», но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потробигельенж ценности. Автор утверждает, что конкурентное преимущество - это «заключенная в продукте ценность для потребителя, гк^уждающая этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами. Следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик., влияющих на эф фооив-ность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам [7, с. 21 -23].

Таким образом, конкурентное преимущество - это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии продприятия, действу -ющего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, гфедставляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйству ющего субъекта».

4. Системный подход при формировании конкурентных преимуществ продприпий сферы услуг

Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг в настоящее время становятся: инновации в сфере услуг, качество услуг и управление поведением потребителей.

Достижение конкурентных преимуществ за счет внедрения новшеств на рынке ус луг базируется на следующей классификации [8, с. 36-38]:

Экономика

Социально-экономические условия

1. Существенные инновации в производстве услуг Это абсолютно новые для рынка услуги.

2. Комплекс новых услуг, дополняющий имеющиеся на рынке.

3. Новые услуги для данного рынка, получаемые путем репозиционирова-кия на новые сегменты рынка.

4. Усовершенствованные услуги, полученные в результате развития продуктовой линии Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик производства сущес тву ющих услуг

5. Старые услуги с измененным стилем продажи. Это наиболее скромный тип инноваций, хотя они весьма заметны визуально.

Следует отмстить, что помимо акцентов на повышении эффективности, качества, развитии инфраструктуры, капитализации экономики, освоения рынков сбыта (и прочих, связанных с экономическими показателями характеристик), все большее количество современных специалистов связывают понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» с такими понятиями как «отличие», «уникальность», «своеобразность» и «индивидуальность», огшсьшаютцими целый комплекс ота{читслькыхоссбенностсй, за счет ^сго достигается какизвеслюсть того или иного бренда, так и достижение конкурентных преимуществ по

Критерии оценки

Отражены* условии жизни люден (уровень доходое н расходов. ооъем

потребления данного Енда услуг, количество охватываемых сегментоЕ и

Показатели состояния экономики (величина реального и потенциального спроса на данный енд услуг, доля рынка, ооорот организации, деловая актиЕность и др.)

Ч._

/ \ Экологическая ситуация (уровень загрязнения, отходы потребления и

производства данного Еида услуг и др.) ___

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное регулирование (кол-ео и изменение структуры органоЕ Еластн и

местного самоуправления. осушестЕляюшю: контроль и управление за оказанием данного Енда услуг и др.)

ч_/

способам достижения целей. Это обусловлено тем, что способность субъекта конкурировать и побеждать в кокку -рентной борьбе, которая проявляется в его коккурентньгх отличиях, дает данно-му субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта.

Отсюда в экономической сфере под конкурентоспособностью понимают, прежде всего, обладание уникальными свойствами, создающими преимущества д ля субъекта конкурентной борь -бы. Современные формы конкуренции (как экономического противоборства) изобилуют многообразием способов достижения конкурентных преимуществ, отражая ставшее «классичес-ким» представление о маркетинге, представляющим процесс достижения успеха как. битву за побед}' в сражении, где «цель оправдывает средства».

Из ряда закономерностей, присущих процессу формирования конкурентоспособности, можно выделить следующие:

1) Достижение наивысшей конкуренте с пособности эко комического субъекта по производств}' и реализации конкурентоспособного объекта (товара иди ус жги) возможно только при оптимальном уровне реализации потенциальной конкурентоспособности, обусловленном той или иной степенью

I

Рис. 2. Взаимосвязь условий конкурентоспособности услуг и критериев их оценки

— |—

воздействия внешних факторов.

2) Процесс формирования потенциальной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и ее реализации подвержен влиянию со стороны не только тенденций общего характера, адекватных многим странам мира, но прежде всего, находится в прямой зависимости от комплекса политических, экономических, социальных и других факторов, господствующих в России в настоящий исторический период времени.

3) Конкурентоспособность предприятия с позиций современной теории рассматривается как категория, формирующаяся из двух групп факторов;

- из способности фирмы к быстрому повышению операционной эффективности (росту эффективности использования труда персонала фирмы, особенно ее научных кадров, имеющегося в ее распоряжении оборудования, денежных средств и других ресурсов),

- из способности выработки и реализации уникальной стратегической концепции своего развития, которая одновременно создает труднопреодолимые или вообще непреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов, т.е. выстраивания своеобразных барьеров безопасности. Причем данная группа факторов становится всё более доминирующей, что в будущем может явиться источником серьезных проблем для эффективного развития экономики в целом.

На основе понимания этих ключевых особенностей можно сформулировать следующие требования к разработке механизмов повышения конкурентоспособности [10, с. 65-69];

1) Конкурентоспособная стратегия должна формироваться на основе анализа текущей конкурентной ситуации, прогнозирования ее последствий и, самое главное - определения конкурентоспособных ниш по тем направлениям, где конкуренция отсутствует, либо проявлена наиболее слабо;

2) Технология достижения состояния конкурентоспособности должна базироваться на стратегию с четко определенными целями и включать комплекс взаимосвязанных мер и распределенных во времени действий;

3) При формировании рекомендаций по совершенствованию существующего механизма стимулирования конкурентоспособности особое внимание необходимо уделить экономическим тенденциям, присущим развитию ми-

ровой системы хозяйствования.

Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности услуг организации заключаются в постановке и решении применительно к особенностям сфере услуг ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, включающих постановку целей, анализ факторов внутренней и конкурентной среды, выбор стратегии конкурентоспособности, разработку комплекса конкретных мероприятий, мотивацию исполнителей и реализацию мероприятий, контроль над реализацией мероприятий, корректировку стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды.

Оценка внутренней и конкурентной среды организации сферы услуг, которая может быть проведена с использованием метода экспертных оценок, является основой для постановки целей и разработки стратегии конкурентоспособности.

Наиболее приемлемой для организации сферы услуг является стратегия сегментирования рынка, в рамках которой предприятие стремится эффективно удовлетворять спрос определенных сегментов потребителей на основе минимизации издержек и предложения низких цен или высококачественного обслуживания по ценам выше средних.

Конкурентоспособность предлагаемых услуг во многом определяют обоснованные ценообразование и ценовая политика предприятия.

Одним из важных факторов обеспечения устойчивого развития сферы услуг является ценообразование и политика установления цен на услуги. В сфере услуг ценообразование - одна из наи-более сложных проблем, поскольку цена, с одной стороны, формируется в зависимости от шнъюшауры рынка, но с другой стороны уровень цен воздействует на величину спроса и предложения услуг. Политика цен может разрабатываться как на длительный срок, так и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка.

Системный подход к анализу проблемы позволяет выявить из множества факторов наиболее существенно воздействующие на процесс ценообразования. В условиях монополистической конкуренции в анализируемом секторе экономики, формирование цен на услуги происходит под влиянием существующей структуры спроса, цен конкурентов и собственных затрат. Несмот-

ря на особенности исследуемой деятельности, приемлемым является использование подхода к ценообразованию, который выделяет следующие основные этапы: постановка задач ценообразования; определение спроса; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены. Задачи ценообразования определяются выбранной стратегией конкурентоспособности.

С точки зрения системного подхода, наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам происхождения, поскольку именно факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируются услуги, а внутренние (внутрисистемные) факторы - определяют как возможность, так и эффективность процесса адаптации услуги. Условия жизнедеятельности для предприятий и населения должно создавать государство, а возможности зависят от уровня квалификации, инициативы и ответственности ру ководителей данной организации, которые должны эффективно управлять персоналом и производством.

5. Заключение

Для обоснования приоритетов структурной политики, характеризующей особенности регионов, осуществляется с помощью кластерного метода ранжирования отраслей хозяйственного комплекса с позиций критериев полезности. В процессе применения экспертной процедуры многоцелевой оптимизации структуры экономики региона выделим следующие этапы [11, с. 3641]:

- подготовка исходной информации об объекте и предмете исследования в системе национальных счетов;

- подбор индивидуальных экспертов и элементных групп;

- выбор критериев оценки и показателей с позиции полезности;

- расчет количественных и качественных значений для каждой отрасли экономики и видов экономической деятельности;

- определение удельного веса каждого из выделенных критериев;

- расчет сравнительного влияния отраслей на дальнейшее развитие региональной экономики.

С методологической точки зрения «конкурентоспособность» - понятие сложное, синтетическое. Анализ показывает, что его составляющими являют-

№3(2), 2012 262

ся множества групп факторов, влияющих на состояние и развитие производственной системы [12, с. 56-58]:

- технология основного и вспомогательного производства объекта управления;

- технология системы управления объектом;

- характер экономического и политического влияния внешней среды на производственную систему;

- уровень технической и экономической подготовки персонала;

- уровень развития науки и техники в конкретной и смежных видах деятельности общества;

- насьпденность интересов в каждом конкретном виде деятельности;

- экономический потенциал, привлекаемый в систему (экономическая привлекательность, капитал, ресурсы).

Предприятия, оказывающие услуги, как, например, предприятия транспорта и размещения, нуждаются в торговых агентах, которые представляли бы их интересы в каждом населенном пункте, где имеются покупатели их услуг. Это удобно и потребителю, т.к. предприятие продает, как правило, комплекс услуг, представляя все предприятия сферы услуг одновременно.

Литература

1. Ильина, Е. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст]/ Е.Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2004. -256 с.

2. Милкович, Д. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала [Текст]/ Джордж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман; пер. с англ.- М.: Вершина, 2005.-759 с.

3. Залялова, Л.Р. Базовые факторы конкуренции и кош<урентоспособности в сфере услуг [Текст]/ Л.Р. Залялова//

ВесгаикТИСБИ - 2006. - № 2. - С. 15-20.

4. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]/ Майкл Е. Портер; пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 714 с.

5. Проблемы повышения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики [Текст]: Мат. между нар. науч.-практ. конф., 5-7 июня 2006 г.: [сб. докл., тез. докл. и науч. ст./ под ред. A.A. Стриженко, Э.И.Казитовой]. -Барнаул: Изд-воАлгГТУ 2006.-312с.

6. Родионова, ЯН. Оценка шнкурен-тоспо-собности продукции [Текст]/ Л.Н.Родионова, О.Г.Кантор, Ю.Р.Хаки-мова// Маркетинг в России и за рубежом.-2005.-№ 1.-с. 63-77.

7. Полозов, Ю.Е. Управление качеством продукции [Текст]/ Ю.Е. Полозов. - М.: Знание, 2000. - 63с.

8. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст]/ И.М. Лифиц. - М.: Юрайг, 2004. -335 с.

9. http://www.aqua-expert.ru/enc/?t=2

10. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст]/В.А. Баринов, В.Л, Харченш. -М.: ИНФРА-М, 2005. - 236 с.

11. Богатов, А.П. Туристские формальности [Текст]/А.П.Богатов, ТВ. Бойко, М.В. Зубрева. - М.: Академия, 2006.-297с.

12. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]/ М.С.Абрютина, А.В.Грачев.-М.: Дело и сервис, 2004. -256 с.

References

1 .Ilyin,E.Turopereyting: organization of activity of [Text] / E.Ilyin. - M: Finance and statistics, 2004. - 256 pages.

2. Milkovich, D. Sistema of compensations and methods of

stimulation of the personnel [text] / George T. Milkovich, Gerry M. Newman; the lane with English-M: Top, 2005. -759 pages.

3. Zalyalova, L.R.Base competition and competitiveness factors in [Text] /L.R sendees sector. Zalyalova//Messenger таСБИ. -2006. - No. 2. - Page 15-20.

4. Malt liquor, M. Competitive advantage: how to reach a good result and to provide its stability [Text] / Michael E, Malt liquor; the lane with English - M; Alpina Business Buks, 2005. -714 pages.

5. Problems of increase of competitiveness in the conditions of globalization of world economy [Text]: Mat. междунар. наз^ч. - практ. конф., On June 5-7,2006: [сб. докл., тез. докл. and науч. the Art. / under the editorship of A.A.Strizhenko, E.I.Kazitova]. - Barnaul: Publishing house of ALTGTU, 2006. -312c.

6. Rodionova, L.N. Assessment of a konkurentospoksobnost of production of [Text] / L.N.Rodionov, O.G.Kantor, Yu.R.Khakimova//Marketing in Russia and abroad. - 2005. - No. 1. - page 63-77.

7. Polozov, Yu.E.Product quality control [Text] / Yu.E. Polozov. - M: Knowledge, 2000.-63c.

8. Lifits, I.M.Formation and assessment of competitiveness of the goods and sendees [Texts] / I.M. Lifits. -M: Юрайг, 2004. -335 pages.

9. http://wwwaqua-expert.iu/enc/?t=2

10. Barins, Century. And. Strategic management [Text]/V-A. Barins, V.L.Harchenko. -M: INFRA-M,2005. -236 pages.

11. Bogatov, A.P.Tourist formalities [Text]/A.P.Bogatov, T.V.Quickly, M. V. Zubrev. - M: Academy, 2006. - 297c.

12. Abryutina, M.S.Analiz of financial and economic activity of the enterprise of [Text] / M.S.Abiyutin, A.V.Grachev. -M: Business and service, 2004. - 256 pages.

Экономика, Статистика и Информатика

263

№3(2), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.