Научная статья на тему 'Конкуренция как фактор экономического роста. Пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности'

Конкуренция как фактор экономического роста. Пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4559
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / факторы экономического роста / прибыль / спрос и предложение / повышение конкурентоспособности. / competitiveness / factors of economic growth / profit / demand and supply / increase of competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробицын Михаил Васильевич

Конкуренция является важным фактором развития рыночной экономики. Так же конкуренция влияет на увеличение или уменьшения спроса и предложения на рынке товаров и услуг. В данной статье будут рассмотрены такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность и как эти понятия влияют на экономическое развитие рынка. Так же будут изучены какие факторы влияют на конкуренцию, виды конкуренции и ее функции на рынке. Для каждого предприятия важно быть востребованным на рынке, с целью получения максимальной прибыли. Востребованность на рыке напрямую зависит от конкурентоспособности предприятия, на умении руководителя анализировать сложившуюся ситуацию и умении принимать верные, своевременные решения. В этой статье будут изучены способы, которые могут помочь предприятию повысить уровень конкурентоспособности на рынке и привлечь как можно больше потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition as a factor of economic growth. Ways to improve the competitiveness of business

Competition is an important factor in the development of a market economy. Competition also affects the increase or decrease in demand and supply in the market of goods and services. This article will discuss such concepts as competition, competitiveness and how these concepts affect the economic development of the market. It will also examine what factors influence competition, the types of competition and its functions in the market. For each company it is important to be in demand in the market, in order to maximize profits. Demand in the market directly depends on the competitiveness of the enterprise, the ability of the head to analyze the situation and the ability to make the right, timely decisions. This article will explore ways that can help an enterprise improve its competitiveness in the market and attract as many consumers as possible.

Текст научной работы на тему «Конкуренция как фактор экономического роста. Пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности»

Конкуренция как фактор экономического роста. Пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности Competition as a factor of economic growth. Ways to improve the competitiveness of

business

1,f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046X-2019-11076 Коробицын Михаил Васильевич,

соискатель ученой степени, Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт экономики, политики и права», кафедра экономики, факультет «Экономика и управление народным хозяйством», E-mail: [email protected]

Korobitsyn Mikhail Vasilievich, Degree applicant, Non-governmental private educational institution of higher education «Moscow Institute of Economics, politics and law», Department of Economics, faculty of Economics and management of national economy

Аннотация: Конкуренция является важным фактором развития рыночной экономики. Так же конкуренция влияет на увеличение или уменьшения спроса и предложения на рынке товаров и услуг. В данной статье будут рассмотрены такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность и как эти понятия влияют на экономическое развитие рынка. Так же будут изучены какие факторы влияют на конкуренцию, виды конкуренции и ее функции на рынке. Для каждого предприятия важно быть востребованным на рынке, с целью получения максимальной прибыли. Востребованность на рыке напрямую зависит от конкурентоспособности предприятия, на умении руководителя анализировать сложившуюся ситуацию и умении принимать верные, своевременные решения. В этой статье будут изучены способы, которые могут помочь предприятию повысить уровень конкурентоспособности на рынке и привлечь как можно больше потребителей. Summary: Competition is an important factor in the development of a market economy. Competition also affects the increase or decrease in demand and supply in the market of goods and services. This article will discuss such concepts as competition, competitiveness and how these concepts affect the economic development of the market. It will also examine what factors influence competition, the types of competition and its functions in the market. For each company it is important to be in demand in the market, in order to maximize profits. Demand in the market directly depends on the competitiveness of the enterprise, the ability of the head to analyze the situation and the ability to make the right, timely decisions. This article will explore ways that can help an enterprise improve its competitiveness in the market and attract as many consumers as possible.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы экономического роста, прибыль, спрос и предложение, повышение конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, factors of economic growth, profit, demand and supply, increase of competitiveness.

Понятие «конкуренция» в экономической литературе имеет различные формулировки.

А. Смит трактовал понятие конкуренции как модель поведения, когда продавцы и покупатели проявляют соперничество на рынке за более выгодные условия сделок.

Й. Шумпстер говорил, что конкуренция являет собой соперничество старого и нового.

С точки зрения ситуации на рынке, конкуренцию можно объяснить, как соперничество, соревнование фирм, занимающих определенные ниши рынка.

Если на рынке имеются продавцы и покупатели идентичного продукта, то такую ситуацию можно назвать чистой конкуренцией. При этом ни продавцы, ни покупатели не могут самостоятельно влиять на цену. Цена устанавливается путем взаимодействия спроса и предложения.

Есть еще понятие совершенной конкуренции - это вид конкуренции с двумя дополнительными параметрами:

- существованием мобильности ресурсов внутри рынка и отсутствием препятствий для входа и выхода из этого рынка;

- наличием у продавцов и потребителей совершенных знаний о рынке.

Понятие совершенной конкуренции применяется как стандарт для определения других форм рыночной деятельности.

Реальная конкуренция может возникнуть только тогда, когда и покупатели, и продавцы взаимодействуют независимо. Конкурентная система должна быть свободной, чтобы рыночная конкуренция оказалась эффективной.

Понятие конкуренции считается относительным, так как нельзя точно выяснить конкурентоспособность. Данное понятие может быть выявлено только при сравнении предприятий в одной сфере деятельности.

Ситуация на рынке показывает, что не все предприятия, обладая конкурентоспособной продукцией, могут быть конкурентоспособными. Так как нет навыков использования грамотных методов управления.

В нынешних условиях рынка каждому предприятию необходимо верно оценивать обстановку, чтобы предпринимать эффективные способы конкурентной борьбы, отвечающие рыночной ситуации и общей тенденции развития экономики в стране. Важными этапами в определении стратегии управления предприятием являются грамотно разработанная конкурентная позиция предприятия и использование принципов управления, которые получили широкое распространение в мировой практике.

С каждым годом конкуренция на рынке все больше набирает обороты, так как происходит расширение границ рынка и приходят западные фирмы, которые имеют более большой опыт деятельности в условиях жесткой конкуренции.

Так же немаловажную роль в конкуренции имеет государственное воздействие на деятельность рынка. Введение разнообразных налогов, пошлин и тарифов должно быть реализовано с учетом того, что эти меры будут содействовать укреплению конкуренции на рынке.

Главными параметрами конкурентоспособности предприятия являются:

- качественное производство товаров и услуг;

- грамотно подобранная и реализованная стратегия управления и сбыта;

- наличие квалифицированного персонала;

- современный уровень производства;

- продуманная финансовая система предприятия.

В связи с этим, анализ конкурентоспособности предприятия надо проводить с учетом данных пунктов. При проведении такого вида анализа могут возникнуть сложности с выбором предприятий, с которыми будет производиться сравнение и с выбором критериев для сравнения.

Сравнивать следует предприятия, которые осуществляют свою деятельность в одной сфере, на одной территории и ориентированы на одинаковую аудиторию. Если не соблюдать эти факторы, сравнение может быть некорректным.

Современный рынок является сложной системой, которая состоит их большого числа различных структур, взаимодействующих между собой.

Рынок - это организованная структура, где происходит взаимодействие производителя и потребителя, устанавливаются цены на товар, услуги и объемы продаж. Важное значение имеет количество продавцов и потребителей, которые участвуют в данном процессе. Данное количество производителей и покупателей, а так же структура и характер взаимодействия между ними определяют наличие спроса и предложения.

Понятие конкуренции выражает всю суть рыночных отношений. Конкуренция - это сердцевина всего рыночного механизма. Стимулом, побуждающим предприятие выигрывать в конкурентной борьбе является стремление обойти соперников, увеличить объем выручки, привлечь новых потребителей. Конкурентная борьба - это процесс, который ускоряет развитие рынка, способствует лучшему обеспечению рынка товарами и услугами.

Как один из способов повышения своих позиций на рынке, предприятие может улучшить качество товаров или оказания услуг, пересмотреть ценовую политику, сервисное обслуживание, расширить наличие ассортимента, организовать грамотную рекламную политику.

У конкуренции есть следующие функции:

- функция регулирования. Чтобы предприятие выдержало борьбу за потребителя необходимо предлагать продукцию, которая будет пользоваться спросом у потребителя;

- функция мотивации. Для предприятия конкуренция является шансом развития деятельности, но одновременно и несет в себе следующие риски:

1. Для производства качественного товара или оказания услуг, можно как увеличивать производственные затраты, так и уменьшать их. Этот момент стимулирует развитие процесса деятельности предприятия и требует грамотной структуры управления, дабы при уменьшении затрат не получилось ухудшение качества производимой продукции или оказываемых услуг;

2. Предприятие, которое не отреагирует вовремя на ситуацию на рынке и потребность потребителя, может потерпеть убытки, потерять своего потребителя или вообще быть вытесненными с рынка.

- функции контроля. Конкуренция контролирует ценообразование и экономическое состояние каждого предприятия. Так же конкуренция предоставляет потребителю возможность выбирать среди разнообразия производителей. Чем более совершенной является конкуренция, тем более справедливой становится цена.

Учитывая эти функции, подразумевается, что предприятие на рынке сможет внедрить в свою деятельность технический прогресс (если он потребуется) и так же сможет гибко адаптироваться к спросу потребителя.

Интенсивность конкуренции можно понять по такому показателю, как прибыль предприятия. Если преимущество у предприятия в размере полученной прибыли по сравнению с другими организациями теряется, то можно говорить об успешно реализованной конкурентной борьбе других предприятий.

В экономике страны существует вариант того, что предприятия, конкурирующие между собой, попытаются уклониться от риска, связанного с конкуренцией, и могут прибегнуть к сговору о ценах или использовать иные способы. Поэтому, государству необходимо издавать нормативные документы, регламентирующие правила борьбы за конкуренцию и гарантирующие качество конкуренции и самое ее существование. Так же должна быть установлена правильная ценовая политика и контролироваться качество изделий и оказываемых услуг. Цена на товар или услугу должна быть соразмерна ценам за аналогичные предложения по рынку. Так же государству необходимо защищать правовыми нормами товарные знаки и марки, которые могут помочь потребителю различить товары по их происхождению и оценить качество товара.

У конкуренции основными методами являются повышение качества продукции, снижение цен, применение продуманной рекламной акции, улучшение сервиса обслуживания, а так же создание новых товаров и услуг с использованием новых технологий и с учетом спроса потребителя.

Манипулирование ценами или так называемая «война цен» является распространенным способом конкурентной борьбы. Данный способ может выражаться в понижении цен, введением сезонных распродаж, удлинением срока потребительского кредита и иными методами. Ценовая конкуренция чаще всего используется для выталкивания других предприятий с рынка или привлечения большего количества потребителей.

Наиболее эффективным методом борьбы за потребителя является повышение качества предлагаемого товара или услуг. Высокое качество продукции затрудняет ответные меры со стороны иного предприятия, что приводит в новому циклу в развитии всех предприятий на данной нише рынка и автоматически поднимается качество товара и оказываемых услуг.

Не стоит так же забывать и о выборе и проведении грамотной рекламной компании. Средства массовой информации оказывают большое влияние на общество и с помощью рекламы можно сформировать мнение потребителя о товаре, услуге, а так же привлечь большее количество потребителей.

Наряду с добросовестными методами конкуренции есть и иные, к таким относятся:

- шпионаж за иными предприятиями;

- подделывание продукции конкурентов;

- подкуп производителей;

- обман потребителей;

- махинации с финансовой отчетностью и деловой репутацией предприятия;

- махинации с валютой;

намеренное сокрытие дефектов и иные.

Состояние конкуренции в определенной сфере рынка можно выяснить следующими основными факторам:

- экономикой масштабов. Новые организации, недавно появившиеся на рынке, сбывают свою продукцию в меньшем объеме, чем предприятия, которые уже давно существуют на рынке. Поэтому, у них прибыль меньше, при более высоких издержках;

- привычностью товарной марки. Часто потребители в выборе товара или услуги ориентируются на определенную марку. Новым предприятиям необходимо приложить усилия, чтобы развить свою марку и вызвать спрос среди потребителей;

- наличием фиксированных затрат, связанных со входом в новую отрасль;

- существенными затратами на основные фонды, которые потребуется сформировать для входа на рынок;

- доступом к системе товарного потока. Предприятия, давно существующие на рынке, могут создать препятствия для новых организаций. В таком случае, новым участникам рынка придется искать и создавать свои каналы сбыта продукции, что может потребовать много времени и затрат;

- доступом к системе снабжения товарами;

- нехваткой или отсутствием опыта в данной сфере;

- возможными ответными действиями рынка.

На ситуацию на рынке оказывают значительное влияние поставщики. Поставщики могут диктовать свои условия. Если такое происходит, то предприятия могут находиться в менее выигрышной позиции.

Насколько сильное влияние поставщики могут оказывать на предприятия можно определить по следующим пунктам:

- оценить разнообразие и качество поставляемых продуктов и услуг;

- возможностью сменить поставщиков;

- величиной объемов продукции, которая закупается у поставщиков. Чем больше закупок производится у поставщиков, тем более зависимыми они становятся от предприятий.

Наравне с поставщиками, покупатели так же оказывают сильное и заметное влияние на рынок. Силу этого влияния можно определить по следующим пунктам:

- по наличию возможности сменить поставщика и использовать продукцию или услугу другого производителя;

- по количеству затрат, связанных со сменой поставщика;

- по объему закупаемой продукции.

Указанные ваше группы факторов показывают, насколько данная отрасль привлекательна для потребителя и есть ли смысл входить предприятию в данный сегмент рынка.

Борьба за потребителя, то есть конкурентная борьба между предприятиями, происходит через определенные рыночные стратегии, которые могут принести

преимущества в соперничестве за покупателя. Стратегии обычно имеют ценовой и неценовой характер и являются совокупностью разных факторов. Чаще всего стратегии формируются по следующим параметрам:

- цене;

- улучшении продукта или выпуске нового;

- расширении ассортимента;

- внедрении в предприятие технических новшеств;

- путем уменьшения издержек производства;

- улучшением сервиса, гарантий для потребителя.

Оказываемое давление на предприятие зависит от того, является ли предприятие лидером на рынке или последователем.

Лидер - это предприятие с наибольшим влиянием на иные предприятия среди определенной рыночной ниши. Для того, чтобы оставаться в лидерах, предприятие должно расширять свой ассортимент на рынке и увеличивать объем продаж, то есть развиваться и стараться оградить свое дело от конкуренции, так же разрабатывать и применять грамотную политику повышения конкурентоспособности на рынке в зависимости от слоажившейся ситуации.

На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние следующие факторы:

- наличие долговременного спроса на производимую продукцию или товар. Увеличение или уменьшение спроса является фактором принятия решения об инвестировании предприятия, увеличении объема производства, улучшении сервиса, создании новых каналов сбыта, изменении ассортимента товаров и услуг;

- технологические инновации. Применение новых технологий помогает увеличить производство товара и снизить издержки производства;

- маркетинговые нововведения. Рынок диктует свои условия и предприятия вынуждены предлагать потребителю новые товары, стараются увеличить интерес покупателя к своей продукции и уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, приводятся в силу действия, изменяющие условия конкуренции и ведущие к развитию деятельности рынка;

- динамика лидерства. То есть вход на рынок новых предприятий и выход других. Перераспределение ролей, появление новых лидеров, изменение структуры рынка;

- предпочтения потребителей. Чаще всего, увеличивающееся число покупателей решает, что им подходит больше всего из всех рыночных предложений и по каким ценам они готовы приобретать разнообразные товары и услуги;

- государственное регулирование рынка;

- уменьшение степени неопределенности и риска на рынке.

Существует несколько способов повышения конкурентоспособности предприятия:

- постоянное отслеживание новых технологий и внедрение их в производство;

- усовершенствование качества выпускаемого товара или оказываемых услуг;

- сбыт продукции в те ниши рынка, где требуются более высокие качества товара и сервисных услуг;

- использование материалов высокого качества;

- повышение квалификации кадров;

- улучшение условий труда и сплоченности кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянный мониторинг рынка с целью отслеживания потребностей потребителей;

- анализ конкурентов с целью выявления их сильных и слабых сторон;

- использование грамотно составленной рекламной компании;

Используя данные методы, у предприятия может получиться повысить спрос на свою продукцию и укрепить финансовое состояние.

Проблемы конкурентоспособности и ее повышения на рынке являются одними из самых важных. Для увеличения конкурентоспособности необходимо участие как со стороны государственного аппарата, так и со стороны предпринимателя и потребителя. Необходимо совершенствование рыночного механизма, устранение негативного воздействия монополистов, если такие присутствуют на определенных нишах рынка. Постоянное повышение конкурентоспособности может быть произведено только при долгосрочном совершенствовании предложения товаров и услуг.

Список литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

2. Ансофф Н. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.-519 с.

3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. - СПб: СПб УЭиФ, 1995. - 116 с.

4. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. —85-87 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. - М.: Финпресс, 1998. - 416 с.

6. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - СПб.: СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.

7. Ковалев А.Н., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 176 с.

8. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 1998. - 73с.

9. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. -М.: Инфарм, 1998. - 251 с.

10. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - Таллинн, 1992.

11. Максимова В.М. Рыночная экономика. Учебник. Т. 1 . Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: Совмин-ТЭК, 1992. - 168 с.

12. Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М: Прогресс, 1986.

13. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. - М.: Перспектива, 1997.

- 103с.

14. Тарасова В.П., Крутикова Ф.А. Толковый словарь рыночной экономики. - М.: Глория, 1993. - 302 с.

15. Экономика предприятия / Под ред. Сафронова Н.А. - М.: ЮРИСТЪ, 1999. - 312с.

16. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - СПб: Специальная литература, 1995. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.