УДК 33
ББК 65. 42я73 Л64
UDK 33
BBK 65. 42ia73 l64
Макарова В.И., Новикова Н.А.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗРЕЗЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Makarova V.I., Novikova N.A.
FORMS AND COMPETITION KINDS IN THE CUT OF ENTERPRISE ACTIVITY, FACTORS OF MAINTENANCE OF ITS COMPETITIVENESS
Ключевые слова: конкуренция, формы, виды конкуренции, конкурентоспособность, критерии и факторы конкурентоспособности, предпринимательская деятельность.
Keywords: a competition, forms, competition kinds, competitiveness, criteria and competitiveness factors, enterprise activity.
Аннотация
В работе рассмотрены формы и виды конкуренции, определены факторы и критерии обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг.
Abstract
This paper considered the forms and competition kinds, defined the factors and criteria of maintenance of competitiveness of the goods and services.
На современном этапе мирового развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. Экономический успех субъекта рыночной экономики зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Конкуренция как, рыночный регулятор влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; приводит общую рыночную цену к точке равновесия. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. Кроме того, конкуренция при противоборстве субъектов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
По возможности влияния на рынок конкуренция делится на две формы: совершенная и несовршенная. Совершенная, свободная или чистая конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Основные признаки свободной конкуренции: Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него означают, например, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную
деятельность. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему. В модели совершенной конкуренции рыночная цена является независимой переменной. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками: наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей; максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах. Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга; однородность продаваемой продукции; свободный вход на рынок и выход с него. Совершенная конкуренция или свободная конкуренция - это рынок, где множество независимых продавцов; никем не ограничен доступ на рынок и выход из него; предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
2. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, накотором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. В условиях несовершенной конкуренции фирмы воздействуют на рынок, ведут конкуренцию; ограничен вход на рынок.
Выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и продаж и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции; исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству; в зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства. По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные. Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а
также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт). Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты). Искусственные монополии. Для естественной монополии характерны: положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами; наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли; возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде; нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек; убыточное предельное ценообразование. Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки. Эти “атрибуты” монополий позволяют защитить создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн. Картель- объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции. Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, то есть, путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли. Концерн - это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей. По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. В зависимости от признака различают следующие виды конкуренции: 1 . По методам ведения: ценовая конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию. Чем модель рынка ближе к модели свободной конкуренции, тем больше ее масштабы. При снижении количества продавцов на рынке, эффективности ценовой конкуренции считается, что цена определяет уровень качества товаров. Разновидностью ценовой конкуренции является демпинг; неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения
свойств, качества и ассортимента продукции. К приоритетам также относятся производство новых видов продукции, формирование новых потребностей и создание на этой основе новой структуры спроса, ускорение морального износа товаров, создание новых предпродажных и послепродажных услуг. Эту форму конкуренции следует связывать с ценностными формами ценообразования. Методы неценовой конкуренции применяются тем шире, чем в большей мере цены на рынке регулируется его участниками. Основными формами неценовой конкуренции являются дифференциация продукта (услуг), улучшение его дизайна и потребительских свойств и реклама. В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества. Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному обслуживанию, конкуренция с помощью рекламы. 2. По степени интенсивности конкуренция может быть: привлекательная, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте; умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка; ожесточенная для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента; ожесточенная для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента. 3. По сфере действия выделяют: внутриотраслевую; межотраслевую конкуренцию; конкуренцию на локальных рынках; конкуренцию в общенациональном масштабе; внутринациональную; международную конкуренцию. 4. По субъектам конкурентных отношений различают: конкуренцию между покупателями; конкуренцию между продавцами; конкуренцию между продавцами и покупателями. 5. По соответствию правовым нормам конкуренция классифицируется на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «теневом» рынке и конкуренцию на легальном рынке. 6. По проявлению следует выделить: реально существующую конкуренцию; потенциальную конкуренцию. 7. По влиянию государства на конкурентный механизм: конкуренции свободной;
конкуренции в условиях регулируемого рынка. 8. В сфере маркетинга принято различать три вида конкуренции: предметную, видовую и функциональную. Предметная
конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм. Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками. Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить совершенно различными способами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Отдельным и очень важным видом рыночной конкуренции является конкуренция между производителями, включающая в себя множество подвидов. Например, конкуренция производителей может быть разделена на конкуренцию между крупными предприятиями, малыми предприятиями, крупными и мелкими предприятиями.
Конкуренция эффективно влияет на предпринимательскую деятельность, поскольку она стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению
отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и продаж в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес -важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного
процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Основными функциями конкуренции являются: функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность; функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции); функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам; функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
В процессе предпринимательской деятельности, в условиях конкуренции, необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции с целью обеспечения коммерческого успеха. Конкурентоспособность товаров и услуг - основной фактор качества жизни. По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни, понятие «качество жизни» включает в себя следующее: здоровье; образование;
рациональное (адекватное) питание; стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище; безопасность; здравоохранение; участие в жизни общества, создание необходимых услуг для его развития; справедливость; равенство мужчин и женщин. Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от
конкурентоспособности товаров и услуг. Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами. В этом определении заложены три отличительных признака: пространство- конкретный рынок (страна, сегмент рынка); период - фиксированный отрезок времени; познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время - пространство».
Конкурентное преимущество товара - качественная и (или) стоимостная
характеристика, показывающая превосходство данного товара над товарами-конкурентами в удовлетворении потребности приобретателя. Преимущество может выражаться непосредственно в виде критерия конкурентоспособности или в опосредованной форме - через факторы: улучшенную упаковку, сырье, технологию.
Конкурентоспособность товаров и услуг рассматривается как фактор национальной безопасности и прежде всего экономической, социальной, демографической и экологической безопасности. В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта.
Критерии конкурентоспособности товара - это качественные и (или) количественные характеристики товара, которые используются для оценки его конкурентоспособности. Основными критериями конкурентоспособности товаров и услуг являются:
1. Уровень качества и его стабильность. Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента. Уровень качества позволяет сопоставить полезность конкурирующих товаров и услуг.
2. Социальная адресность - это соответствие характеристик продукции специфическим потребностям социальной группы потребителей или конкретного покупателя.
3. Подлинность товаров и услуг - это соответствие товару (услуге) - оригиналу, то есть, принадлежность к марке, фирме, ассортиментному виду и другим реквизитам, указанным на маркировке товара (услуги). Несоответствие квалифицируется как подделка. Любая подделка нарушает право потребителя, данное ему Законом о защите прав потребителей на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, достоверной и полной информации о качестве. Индикатором поддельного товара (услуги) является относительно низкая цена.
4. Безопасность как ограничительный и оценочный критерий конкурентоспособности товаров и услуг рассматривается как безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, хранения, транспортирования и утилизации.
5. Потребительская новизна. Инновационная деятельность как фактор новизны и критерий конкурентоспсобности товаров (услуг) направлена на развитие хозяйствующих субъектов, увеличение продаж и финансовых результатов. При рассмотрении потребительской новизны объектом оценки является новизна потребительских свойств, а субъектом - квалифицированный потребитель - человек, знающий товар, и поэтому способный установить степень его новизны.
6. Имидж, как критерий конкурентосопособности товаров и услуг означает сложившийся в массовом сознании потребителей образ товара (услуги), который вызывает у них ассоциации с его полезностью, известностью, престижностью и другими характеристиками. Имидж организации (в частности, услуго-дателя) - это известность и репутация услугодателя, способного обеспечить необходимые качество и стоимость услуги. При одинаковом значении отношения качество/цена у конкурирующих товаров
покупатель отдает предпочтение товару с более высоким имиджем. При одинаковом качестве товары с таким имиджем продаются по более высокой цене. Чтобы завоевать рынок, необходимо: превзойти по качеству товар (услуга) конкурирующей фирмы; всеми методами создавать «имя» своей фирме. Высокий положительный имидж (как и авторитет человека) создается медленно, а разрушается быстро. Исследования показали, что потребитель, удовлетворенный качеством товара, сообщает об этом 8 лицам, а недовольный - 23.
7. Информативность как критерий конкурентосопособности товаров и услуг. Информативность продукции - это ее способность выражать свою общественную ценность через информацию о конкурентных преимуществах. В основе принятия потребителем решения о покупке лежит поиск информации о конкурентных преимуществах продукции (работ, услуг). Процесс принятия решения включает осознание проблемы (потребности), поиск информации, предпокупочную оценку возможных вариантов приобретения, покупку товаров (работ, услуг).
В целях повышения конкурентоспособности товаров и услуг возможны различные варианты комбинации изменения цены и качества продукции. В работе проанализированы восемь вариантов конкурентных стратегий при изменении качества и цены. Первый состоит в том, чтобы при сохранении уровня цены повысить качество. Это так называемая стратегия дифференциации, то есть, нахождение метода повышения ценности продукции для потребителя за счет свойств, отсутствующих у массового товара. Второй заключается в том, что фирма повышает качество товара, но пытается за него получить более высокую цену. Указанная стратегия характерна, например, для фирм, выходящих на рынок с супермодной одеждой и обувью, выпускающих изделия сложной бытовой техники, непрерывная модернизация и совершенствование которой являются условием удержания позиций на рынке. Третий заключается в повышении цены без улучшения качества. Такая стратегия характерна для монополистов - транспортных организаций, жилищнокоммунальных служб. Четвертый состоит в повышении цены при снижении качества. Такая стратегия реализуется при остром дефиците товара и услуг на рынке, наличии на рынке монополистов. Пятый заключается в снижении качества при том же уровне цен. Такая ситуация возможна в следующим случаях:
а) фирма торгует товарами с истекшим сроком годности;
б) фирма прибегает к фальсификации. Шестой состоит прежде всего в снижении цены, которое сопровождается снижением качества. Этот вариант проявляется в деятельности организаций сферы услуг, прежде всего в области розничной торговли. Такая стратегия характерна для фирм, которые хотят завоевать сегмент рынка, представленный наименее обеспеченными и наименее требовательными покупателями. Седьмой заключается в повышении конкурентоспособности за счет снижения цены при сохранении качества. Такая стратегия называется фокусировкой на издержках. В менеджменте качества этот вариант определяется как минимизация затрат при заданном уровне качества. Восьмой заключается в повышении качества при снижении цены. Этот вариант имеет место в условиях жесткой конкуренции. Такая стратегия реализуется трудно, но гарантирует укрепление позиции фирмы на рынке и рост продаж. Достижение целей в этом варианте происходит эволюционными и революционными путями. Возможен девятый «прорывной вариант», когда фирма, применив уникальную технологию, снижает издержки и улучшает качество. Таким образом, выбор конкурентной стратегии определяется в основном двумя факторами: видом рынка (варианты 1, 7, 8 характерны для рынка с высокой конкуренцией, варианты 3, 4, 5 - для рынка монополистов или условий слабой конкуренции); особенностями товара (варианты 1, 7, 8 имеют место при проектировании и продвижении на рынок нового товара).
Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности субъектов оценки
конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия. Фактор конкурентоспособности -непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Основные макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров и услуг:
1. Основные (природные) факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Они «достаются» стране даром или задействование их требует небольших вложений. Эти факторы играют значительную роль в ненаукоемком производстве: добывающей промышленности, строительстве гражданских объектов (школ, жилья), отраслях, связанных с сельским хозяйством. В международном товарном обмене Россия участвует, к сожалению, в основном в роли кладовой сырьевых ресурсов, что характерно главным образом для развивающихся стран.
2. Общие и специализированные факторы: общие факторы - это факторы, действующие в широком спектре отраслей: сеть автомобильных и железных дорог, персонал с высшим образованием. Специализированные факторы - это факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной. К ним относятся, например, персонал с узкой специализацией, хорошо развитая сеть НИИ в области оптики, инфраструктура специфического типа (например, порт, специализирующийся на навалочных химических грузах, целевая подготовка инженеров для космической отрасли в связи с освоением космического пространства).
Основные мезоэкономические (отраслевые) факторы конкурентоспособности товаров и услуг: Фактором текущей конкурентоспособности отраслей является фактор -лидер. К группе лидеров на продолжении многих десятилетий относятся экспортносырьевые отрасли (нефтяная и газовая промышленность), металлургия, обороннопромышленный комплекс (ОПК). В эту группу вошел также ряд подотраслей, выпускающих продовольственные и непродовольственные товары. В основе конкурентоспособности указанных секторов экономики лежит такая составляющая, как модернизация производств. Факторы конкурентоспособности в перспективе: запасы природных ресурсов; динамика рынков и достигнутые позиции на них отечественных компаний. Для всех предприятий отрасли существуют факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения конкурентной позиции. Их называют ключевыми факторами успеха (КФУ). КФУ неодинаковы для разных отраслей, и значимость их для конкретной отрасли может меняться во времени. Можно выделить четыре базовых КФУ: научно-техническое превосходство; эффективная организация производства; эффективная сбытовая деятельность; умение быстро создавать и осваивать новую продукцию.
Основные микроэкономические факторы конкурентоспособности товаров и услуг: производственные, рыночные, сбытовые и сервисные. К производственным следует отнести факторы формирующие качество и цену продукции, также управляющие факторы. К рыночным факторам следует отнести факторы спроса и предложения. Сбытовые и сервисные факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Их влияние нужно учитывать изготовителям и посредникам - субъектам канала распределения, осуществляющим продвижение товара от изготовителя к потребителю. Сбытовые факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные факторы, - на конкурентоспособность товаров. Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как организаций-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги организаций розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся: условия приобретения товара и форма его оплаты; демонстрация
сложнотехнического товара в действии и предоставление; покупателю возможности продегустировать пищевой продукт; подбор товара исходя из индивидуальных
особенностей покупателя. На стадии послепродажного обслуживания в качестве факторов конкурентоспособности выступают наличие и качество следующих услуг: упаковка, доставка и установка (монтаж) купленных товаров; организация технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды.
Важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность гарантийного срока и тип организации, которая будет осуществлять гарантийный ремонт. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого больше продолжительность гарантийного срока и техническое обслуживание которого осуществляется фирменным сервисным центром. Важным фактором на этапах пред- и послепродажного обслуживания является культура обслуживания. Связь сбытовых и сервисных факторов с конкурентоспособностью. Необходимо отметить, что сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность его для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, то есть, ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам. Возможность и качество технического обслуживания определяет стабильность уровня качества в части надежности в эксплуатации.
Важным фактором конкурентоспособности товаров и услуг является техническое регулирование. На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы: в выполнении обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве; выполнении рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции; подтверждении соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия. Техническое регулирование - это правовое регулирование в трех областях: техническом законодательстве; стандартизации; оценке соответствия.
В работе предлагается оценивать конкурентоспособность продукции по финансовому показателю «рентабельность продаж». Основные показатели финансовых результатов предприятия сведены в таблицу 1 .
Таблица 1 - Оценка конкурентоспособности предприятия по финансовому
показателю «рентабельность продаж»___________________________________________________
Наименование статей Фактический период Планируемый период
на конец 2009 года на конец 2010 года на конец 2011 года на конец 2012 года
Выручка (нетто) от продажи товаров, (работ, услуг) тыс. руб. 146986,00 225725,00 304728,75 432714,00
Себестоимость проданных товаров, (работ, услуг) тыс. руб 100386,00 157858,00 189428,00 226742,00
доля себестоимости проданной продукции в общем составе выручки % 68,30 69,93 62,16 52,40
Валовая прибыль тыс. руб. 46600,00 67867,00 115300,75 205972,00
валовая рентабельность % 31,70 30,07 37,84 47,60
Коммерческие расходы тыс. руб. 8096,00 9752,00 11593,44 15445,00
доля коммерческих расходов в общем составе выручки % 5,51 4,32 3,80 3,58
Наименование статей Фактический период Планируемый период
на конец 2009 года на конец 2010 года на конец 2011 года на конец 2012 года
Управленческие расходы тыс. руб. 32309,00 47721,00 57375,76 72956,00
доля управленческих расходов в общем составе выручки % 21,98 21,14 18,83 16,86
Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 6195,00 10394,00 46331,55 117571,00
Рентабельность продаж % 4,21 4,6 15,2 26,51
Как видно из таблицы рентабельность продаж на конец фактического периода составила 4,6 %, что почти на 4% больше начала анализируемого периода. Проблема дальнейшего повышения основного показателя конкурентоспособности - рентабельности продаж на предприятии решается в трех аспектах. Технический аспект - это комплекс задач и методов их решения, направленный на совершенствование техники, технологии производства продукции, улучшение потребительских свойств в целях улучшения ее качества; экономический аспект - это комплекс задач и методов их решения, направленных на обеспечение безубыточного и прибыльного производства, формирование оптимальной цены продукции, продвижение ее на рынок. Реализация основных мероприятий направлена в планируемом периоде на оптимизацию затрат на производство и продажу продукции.
Так, доля себестоимости проданных товаров (работ, услуг) на конец планируемого периода составила 52,4%, что почти на 16% меньше по сравнению с началом анализируемого периода. Решение этой задачи направлено на оптимизацию прямых затрат на материалы, сырье, комплектующие, заработную плату производственных рабочих с отчислениями на страховые взносы.
Доля коммерческих расходов на конец планируемого периода уменьшилась на 1,94% за счет оптимизации затрат на упаковку, хранение, транспортировку и других затрат связанных с продажей продукции. Доля управленческих расходов, на конец планируемого периода сократились на 5,1%, в основном за счет оптимизации административноуправленческих расходов. Организационный аспект - это комплекс задач и методов, направленных на повышение качества управления всеми процессами деятельности организации, а именно оптимизация длительности операционного и финансового циклов за счет эффективной организационной системы управления предпринимательской деятельностью. Реализация основных мероприятий, на конец планируемого периода, направленных на повышение конкурентоспособности продукции позволит в целом повысить конкурентоспособность предприятия и обеспечить коммерческий успех организации в условиях конкуренции. Количественной характеристикой конкурентоспособности являются различные показатели, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности - это интегральный показатель качества. Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию. Рентабельность - это отношение уровня прибыли к товарообороту, издержкам обращения .
С целью обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг необходима эффективная система обеспечения конкурентоспособности. Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) - это совокупность объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, задействованных по определенным принципам (правилам) в целях повышения конкурентоспособности. Успешная предпринимательская деятельность,
проявляющаяся для организации в получении прибыли, а для потребителей - в повышенном спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от эффективности сформированной и действующей СОК, которая базируется на принципах менеджмента качества, инновационного менеджмента, маркетинга, финансового менеджмента, в том числе: ориентация на потребителя; процессный подход; постоянное улучшение; взаимовыгодные партнерские отношения; бенчмаркинг; бренд-стратегия. Ориентация на потребителя. На стадии выхода товара на рынок важно сообщить о его конкурентных преимуществах в форме, доступной потребителю, то есть, оперировать не техническими характеристиками, а потребительскими свойствами и показателями качества. Процессный подход. Согласно ИСО 9000 важнейшим условием процессного подхода является обязательное измерение результатов процесса. Постоянное улучшение -это, с одной стороны, улучшение качества и ассортимента, с другой - совершенствование менеджмента. Улучшение качества заключается в основном в модернизации продукции и обеспечении стабильности качества. Улучшение ассортимента - это прежде всего его обновление и расширение. Взаимовыгодные партнерские отношения. На современном этапе данный принцип следует толковать более широко и рассматривать необходимость партнерских отношений не только с заказчиками, но и продавцами продукции и даже с конкурентами. Бенчмаркинг - прием по непрерывному отслеживанию и анализу информации о конкурентах. Хорошо известно изречение о том, что умение извлекать ценный опыт из чужих ошибок и достижений способно принести большую пользу. Стратегический бенчмаркинг предполагает изучение опыта наиболее успешных компаний в различных отраслях в целях поиска наиболее удачных корпоративных стратегий. Бренд-стратегия - прием создания долгосрочного покупательского предпочтения к данному товарному знаку среди конкурирующих товаров. Брендинг - это неотъемлемый инструмент маркетинга. Брендинг как деятельность основана на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений и других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным оформлением, которые выделяют товар среди конкурентов и создают его образ.
Система обеспечения конкурентоспособности - это практически система жизнеобеспечения. Обеспечение конкурентоспособности продукции - это прежде всего управление двумя ее слагаемыми: качеством и стоимостью, то есть. это деятельность, направленная на достижение оптимальной пропорции качества и цены. В проблеме построения СОК можно выделить три главных аспекта: технический, экономический и организационный. Эффективность любой системы управления определяется тем, насколько она охватывает все уровни управления. В России пока «задействованы» низшие и средние звенья - персонал и руководство предприятий, ориентированных на экспорт продукции. Организуемые федеральными органами исполнительной власти конкурсы представляют собой первый опыт участия высших звеньев в управлении конкурентоспособностью. В ряде стран программы повышения конкурентоспособности разрабатываются и контролируются на самом высоком уровне управления государством. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов и страны в целом необходима разработка эффективного механизма повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2010).
2. Бекетов, Н.В. Понятие конкурентоспособности и эволюция [Текст] / Н.В. Бекетов // Маркетинг. - 2007. - № 6. - С. 83-86.
3. Глудов, О.П. Всеобщее управление качеством [Текст] / О.П. Глудов [и др. ]. - М. : Радио и связь, 2009.
4. Завьялов, Ф.Н. Ранговая оценка конкурентоспособности массового потребительского товара (на примере рынка хлебобулочных изделий Ярославской области) [Текст] / Ф.Н. Завьялов [и др. ] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 3.
- С. 90-103.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга[Текст] / Ф. Котлер - М. : Прогресс, 2007.
6. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. - СПб. ; М. ; Киев : Изд. дом «Вильяме», 2010.
7. Сальников, В. А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности -текущее состояние и перспективы [Текст] / В. А. Сальников, Д.И. Галимов // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 2. - С. 55-82.
8. Томсон, А.А. Стратегический маркетинг [Текст] / А.А. Томсон, А. Дж. Стрикленд.
- М. : ЮНИТИ, 2008.