Научная статья на тему 'Конкурентоспособность экономики: комплексный подход'

Конкурентоспособность экономики: комплексный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3836
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкуренция / конкурентоспособность / конкурентные преимущества

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газизуллин Н. Ф., Нуруллина А. Х.

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность». Показаны существующие трактовки конкуренции, ее виды, функции, слагаемые конкурентоспособности предприятия, региона, страны. Доказывается, что усложнение экономической жизни на всех уровнях требует комплексного подхода к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность экономики: комплексный подход»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Н.Ф. Газизуллин,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук gazizullin@mail.ru;

А.Х. Нуруллина,

доцент кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, кандидат экономических наук

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «конкурентоспособность». Показаны существующие трактовки конкуренции, ее виды, функции, слагаемые конкурентоспособности предприятия, региона, страны. Доказывается, что усложнение экономической жизни на всех уровнях требует комплексного подхода к повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.

УДК 338.2; ББК 65.9(2)

В литературе, посвященной конкуренции, можно выделить три подхода к определению этого понятия. Первый подход, характерный для классической экономической теории, рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. (А.Смит). Второй подход, характерный для отечественной литературы, определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (ЭЧемберлин, Дж.Блей, Штакельберг). Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Существуют три трактовки конкуренции: поведенческая (борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей), структурная (анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него), функциональная (соперничество старого с новым, с инновациями)1.

В современной экономической литературе существуют два подхода к исследованию конкуренции как закона развития рыночной экономической системы: неолиберальный и институциональный. Первый представлен в трудах Й. Шумпетера, Я. Корнаи, Ф. Хайека, М. Фридмена. Его суть в том, что роль предпринимателя на рынке двойственна. С одной стороны он выступает как рыночный субъект, способствующий стабильности на рынке. С другой стороны, предприниматель выступает как инноватор, создающий неравновесие, вовлекающий в производство новые ресурсы или создающий новые возможности их использования. Таким образом, конкуренция есть «процедура открытия, т.е. использования рассеянного в обществе знания для создания конкретных новых товаров, услуг и технологий»2.

Институциональная теория конкуренции (Ж. Ламбен и др.) учитывает не только экономические, но и социальные, социально-психологические, организационные, политические факторы, а также особенности каждой конкретной системы (менталитет, уклад жизни, исторические традиции и др.).

Бесспорным, на наш взгляд, является тезис о том, что конкуренция является побудительным мотивом, стимулом развития. Высокие результаты в экономике возможны только в условиях конкуренции, что подтверждают примеры из мировой, в частности немецкой и японской истории. «Конкуренция сделала нашу промышленность великой» — отмечал А. Морита, основатель японской корпорации «СОНИ»3.

Сторонники всех подходов подчеркивают значение конкуренции как стимула экономического развития, наилучшего удовлетворения потребностей покупателей, более качественного решения проблемы редкости ресурсов и т.д.

В настоящее время в рыночной экономике выделяют несколько видов конкуренции, в частности, совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция предполагает наличие на рынке неограниченного количества продавцов и покупателей и невозможность установления ими контроля над ценами. Для этого вида конкуренции характерны легкость входа предпринимателя в отрасль, равные возможности покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка. Для специалистов в теории цены «совершенная конкуренция означает ситуацию, где каждый субъект рынка делает то же самое, что и любой другой, где совершенно бессмысленно пытаться достичь чего-то лучшего, чем-то, что делают другие, и в которой фактически нет необходимости следить за тем, что делают другие»4.

Совершенная конкуренция имела место на первых этапах развития индустриального общества, «когда на рынке преобладали стандартные товары, качество которых могло быть сравнительно легко оценено покупателем»5. В дальнейшем эти свойства были характерны лишь для рынка сырья и сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция определяется, во-первых, как рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; во-вторых, как характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; в-третьих, как рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция предполагает активное включение в конкурентные отношения элементов монополизации, установление контроля за ценами со стороны некоторых субъектов рынка. Несовершенная конкуренция создает такое положение на рынке, при котором имеют место осложнения при входе в рынок и выходе из него, ограничены доступ к информации, число покупателей и продавцов.

На рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на условия деятельности ее конкурентов. Крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это возникает из-за неопределенности реакции фирм-конкурентов на изменение цены и наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.

На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как Соединенные Штаты Амери-

ки, где фиксирование цен является нелегальным, сговор чаще происходит не в явной, а в «подразумеваемой» форме.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Ведущей формой конкурентных отношений в современном бизнесе является монополистическая конкуренция, при которой достаточно большое число субъектов делает ставку на выпуск какой-то особой продукции, играя при этом роли и монополиста и конкурента с реальной возможностью контроля за ценами на свои особые продукты или услуги.

Олигополия — это тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар при этом может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Монополия — это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья или при помощи недобросовестной конкуренции6.

В экономической теории описаны и другие виды конкуренции.

По степени дифференциации товара выделяют однородную, гомогенную конкуренцию (без дифференциации товара) и разнородную, гетерогенную конкуренцию (с дифференциацией товара).

По степени свободного проникновения в отрасль выделяют открытую конкуренция (без барьеров вхождения в отрасль) и закрытую (с барьерами вхождения в отрасль).

По отличию в применяемых действиях существует конкуренция, осуществляемая изменением цен (ценовая) и конкуренция, осуществляемая изменением товара (неценовая).

Выделяют также добросовестную и недобросовестную; внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

В настоящее время появился термин «внутренняя конкуренция», обозначающий конкуренцию сотрудников внутри компании. Такая конкуренция может, с одной стороны, способствовать повышению эффективности производства, более активному поиску новых стратегических решений. С другой стороны, внутренняя конкуренция может превратиться в «подковерную борьбу» за новые более высокие должности, расположение начальства, получение премии и т.п. Такая форма внутренней конкуренции способна подорвать стабильность компании за счет подрыва единства коллектива сотрудников.

Для развития конкурентной ситуации в экономике необходим ряд условий, в частности низкая монополизация экономики, наличие на рынке некоторого количества свободных капиталов, достаточно большого числа собственников, работающей законодательной базы по регулированию конкурентных отношений, инфраструктуры рынка (связь, транспорт), превышения предложения над спросом. Кроме этого необходима возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы внутри отрасли, между отраслями и регионами страны, а также человеческая и деловая порядочность участников рынка7.

Можно выделить следующие условия, при которых конкуренция усиливается: увеличение количества соперничающих фирм; когда крупная фирма присоединяет другую и предпринимает усилия по выводу ее на рынок; когда фирма снижает цену или иным способом увеличивает объем продаж; когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другую невелики; когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка; когда велики затраты на выходе из рынка8.

Выделяют шесть основных функций конкуренции: регулирующую (воздействие на установление соответствия предложения спросу), аллокационную (размещение факторов производства в местах, где их применение обеспечит наибольшую отдачу), инновационную (стимулирование использования нововведений),

адаптационную (приспособление фирмы к условиям внутренней и внешней среды), распределительную (воздействие на распределение ВНП среди потребителей), контролирующую (не допуск монополизма на рынке)9.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, к которым, в частности, относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективного стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность10. Можно оценивать конкурентоспособность предприятия по удельному весу его продукции на мировом рынке аналогичного товара.

Обычно выделяют шесть основных критериев оценки конкурентоспособности фирмы: доля, занимаемая на рынке и ее динамика, качество товаров и услуг, эффективность производства, финансовое положение фирмы, эффективность организации сбыта, участие в международном разделении труда11.

Наиболее удачную, на наш взгляд, методику оценки конкурентоспособности предприятия предлагает РА. Фатхутдинов. Эта методика заключается в оценке уровня конкурентоспособности как средневзвешенной величины по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках, в проведении анализа эффективности деятельности организации, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке, в отдельном расчете показателя устойчивости функционирования предприятия. Все эти три комплексных показателя прогнозируются сроком на 5 лет12.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать в экстенсивном (рост физических размеров деятельности) и интенсивном (увеличение степени использования всех ресурсов предприятия) аспектах.

Интенсивный аспект конкурентоспособности рассчитывается по эффективности использования материальных ресурсов, трудовых ресурсов, организационных факторов (уровень использования производственных мощностей, длительность производственного цикла, темпы обновления продукции и др.), финансовых факторов13.

Конкурентоспособность отрасли определяется М. Портером как обладание конкурентными преимуществами в сравнении с наиболее конкурентоспособными участниками мирового рынка. К параметрам конкурентоспособности отрасли относятся наличие существенного и стабильного экспорта в достаточно большое количество стран и/или весомый экспорт инвестиций, базирующийся на опыте и созданных активах в своей стране14.

Конкурентоспособность региона, страны зависит от многих факторов, в частности, от большого количества дешевой рабочей силы, от обилия природных ресурсов, от политики правительства, от практики управления предприятиями, от отношений «работник-работодатель» и др. По мнению М. Портера, «единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны — это продуктивность использования ресурсов»15. Уровень жизни в стране напрямую зависит от способности компаний постоянно увеличивать эту продуктивность.

Ни одна страна не может быть конкурентоспособной абсолютно во всем. Наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Например, несколько крупнейших автомобильных компаний находится в Японии («Тойота», «Ниссан» и др.), в Швейцарии расположены три крупнейшие фармацевтические фирмы, в США — компьютерные фирмы, в Швеции — машиностроительные и т.д. Лидерство фирм распространяется на смежные отрасли — поставщиков, потребителей, конкурентов (например, в США находятся лидеры не только по производству компьютеров, но и программного обеспечения к ним). В итоге формируется «кластер» — сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга16.

Эксперты международной организации «Всемирный экономический форум», выделяют несколько сот экономических факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономики региона. К ним, в частности, относятся: эффективность промышленности, степень рыночной ориентации, динамизм финансовой системы, человеческие ресурсы, природные ресурсы, социально-политическая стабильность и т.д.

Современная мировая экономика развивается в условиях непрерывного усиления конкуренции. Еще не так давно она от-

сутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усиление конкуренции с другой, связаны, в частности, с известным экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособны сегодня, например, такие отрасли экономики Японии, как электроника и машиностроение, которые развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Высокий рост конкуренции в течение XX века отмечен в Соединенных Штатах. Телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

В настоящее время ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Главными факторами современной конкуренции становятся: технологические факторы (появление новых технологий, новых отраслей, ускорение внедрения инноваций); экономические факторы (в условиях экологичес-

кого кризиса конкуренция требует от фирм повышения качества продукции, усиления диверсификации продукции при одновременном повышении экономической эффективности производства и соблюдения природоохранных технологий); конкурентные (глобализация рынков, глобализация конкуренции, появление новых конкурентов и изменение структуры конкуренции)17.

Подводя итог, следует отметить значение конкуренции для общества в целом. Рынок при наличии на нем конкуренции расширяет возможности для удовлетворения материальных и духовных запросов людей. Конкуренция стимулирует экономическое развитие путем снижения себестоимости и цены на товары и услуги (что выгодно обществу в целом), создает новые товары и услуги, расширяет список самих потребностей. Конкуренция означает появление у потребителя гражданского выбора — одного из принципов демократического общества.

Развитие конкуренции приносит обществу экономическую свободу, эффективность, устойчивость развития, раскрывает и развивает частную инициативу, национальную деловую культуру, ускоряет развитие производства, дает возможность потребителю воздействовать на производителя, страхует потребителя на случай закрытия того или иного производства18.

Современные подходы к осуществлению конкуренции предполагают ориентацию на потребителя, на инновации, на стратегическое планирование, на способность функционировать и конкурировать на международных рынках.

1 Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. — Краснодар, 2002. — С.9.

2 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С.13.

3 Цит.по: Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. — Краснодар, 2002. — С.15.

4 Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. — М., 200. — С.94.

5 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С. 7.

6 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. С.Г Светунькова (из гл 3. Конкурентные рынки, конкуренция и конкурентоспособность) http://marketing.spb.rU/read/m19/3.htm

7 Тавасиев А.М., Ребельский Н.М. Конкуренция в банковском секторе России. — М., 2001. — С.57-58.

8 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М., 2002. — С.226-227.

9 Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М., 2002. — С.414.

10 см.: Андриянов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. — 1999. — №2.

11 Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. — СПб., 2004. С.102.

12 Фатхутдинов РА. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М., 2001. — С.177.

13 Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития. Краснодар, 2002. — С.60.

14 Портер М. Конкуренция. — СПб., 2001. — С.176.

15 Портер М.Э. Международная конкуренция. — М., 1993. — С.24.

16 Портер М.Э. Международная конкуренция. — М., 1993. — С. 170.

17 Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М., 1999. — С.13.

'8 Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: В 2 т. М., 1993. Т. 1. — С.40.

массовое предпринимательство как база модернизации экономики

А.П. Жигунов,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

ya.and-art@yandex.ru

В статье рассматривается специфика развития предпринимательства с учетом посткризисной ситуации. Показана необходимость и причины перехода к массовому предпринимательству как базовой составляющей модернизации экономики.

Ключевые слова: массовое предпринимательство, модернизация экономики.

УДК 330.341.1:338.486.4; ББК 65.012.1

В Гражданском кодексе РФ предпринимательской названа «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Однако это определение не отражает современные тенденции развития предпринимательства. Во-первых, расширяется перечень целей предпринимательства, к ним относится не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта. В 2007-2010 гг. в России были приняты законы о некоммерческом предпринимательстве с социально-значимыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.