Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества региона'

Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сандомирская И. К.

В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности регио­на. Особое внимание уделяется особенностям формирования конку­рентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества региона»

приобретает особую актуальность. Кластерный подход служит средством достижения целей экономического политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), а так же является мощным инструментом для стимулирования регионального развития.

Для экономики региона кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, в результате происходит повышение конкурентоспособности региона.

Список литературы:

1. Наролина Т.С., Акулинин С.А. Определение эффективности функционирования промышленных кластеров в экономике региона // Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: труды всерос. конф. - Воронеж, 2006. - С. 130-133.

2. Англичанинов В.В., Развитие промышленных комплексов на основе кластерных образований: монография / В.В. Англичанинов. - Издательство «Вектор ТиС», 2009. - 340 с.

3. Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 9(66).

4. Самойлов М.А. Субконтрактинг как организационно-экономическая основа формирования и функционирования региональных промышленных кластеров // Экономические науки. - 2009. - № 5 (54).

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА

© Сандомирская И.К.*

Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы, г. Выборг

В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности региона. Особое внимание уделяется особенностям формирования конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития.

Конкурентоспособность региона определяет его положение на определённом рынке, а так же отражает его привлекательность для различных субъектов. Она складывается на основе совокупности факторов конкурентоспособности, которые при определённом значении их показателей стано-

* Главный государственный таможенный инспектор, соискатель Северо-Западной академии государственной службы, г.Санкт-Петербург.

вятся конкурентным преимуществом и выгодно отличают регион от других, являются его преимуществом в конкурентной борьбе. К факторам конкурентоспособности относятся те направления, в которых регион может иметь конкурентное преимущество. На наш взгляд, конкурентное преимущество -это конкретный показатель фактора конкурентоспособности.

Межевич Н.М. выделяет несколько видов конкурентных преимуществ. Ресурсные преимущества - конкурентные преимущества фирм, увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции, и складывающиеся по следующим причинам: а) благоприятного налогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны, размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках; б) выгодного местоположения (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры); в) благоприятного условия доступа к природным ресурсам и недвижимости; г) низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала); д) дешевизны, а значит доступности природных ресурсов, а также ресурсов литосферы и гидросферы, рабочей силы. Технологические конкурентные преимущества производителей обусловлены наличием и эксплуатацией фирмами технологий массового производства, обеспечивающих экономию на масштабах и увеличивающих потребительский эффект, связанный с ценовыми характеристиками приобретаемой продукции. Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за счет реализации в производстве результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами приобретаемой продукции. Глобальные конкурентные преимущества производителей связаны с формированием внеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и их реализацией в политике фирм и государства. Культурные конкурентные преимущества производителей обусловлены культурной близостью (различиями) стран, позволяющей фирмам поддерживать рынки сбыта и ресурсов в странах близкой культуры [1].

Важно то, что конкурентные преимущества, характерные для стран, можно использовать и на уровне регионов. Есть только одна оговорка. Если в межгосударственной торговле страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара, то в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ.

Регион как экономический субъект действует в условиях ограниченных ресурсов. Из этого следует основополагающий методологический

вывод, что каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства [1]. Рост мобильных факторов производства приводит к повышению производственных возможностей в экспортных отраслях, а экспортный потенциал (который зависит не от относительных преимуществ, а от абсолютных) создаёт инвестиционную привлекательность региона.

Рассматривая факторы конкурентоспособности региона, Л. С. Шехов-цева использует модель «национального ромба», предложенную М. Портером. По её мнению, создание конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам): 1) параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); 2) стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества); 3) условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара, услуг и др.); 4) родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информациейи другимиуслугами) [2, с. 11-16]. В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад [2].

Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):

- на первой стадии - благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);

- на второй стадии - на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

- на третьей стадии - за счет создания новых видов продукции, производстве нных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

- на четвертой стадии - за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Таблица 1

Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития

Стадии Детерминанты

Факторы Стратегии Условия спроса Родственные отрасли

Факторов производства

Инвестиций +++++ +++++

Инноваций __^__^__^__^ __^__^__^__^ __^__^__^__^ __^__^__^__^

Богатства ^^^^ ++++

- детерминант не используется

- детерминант используется частично

- детерминант используется

Другими словами, таблица в теории показывает, какие факторы конкурентоспособности необходимо развивать региону для перехода на следующую стадию развития. И, наоборот, по источнику конкурентного преимущества можно определить стадию развития региона. Например, если регион стремится перейти на стадию инвестиций, то ему необходимо повышать спрос на товары и услуги, повышать качество конкурентной среды, чтобы фирмы могли честно конкурировать, а также поддерживать ресурсные возможности региона. Если же в регионе развита, активно используется и продолжает совершенствоваться инфраструктура, наблюдается высокий уровень доходов и качество товаров (что обеспечивает высокий спрос), фирмами принимаются совершенно новые организационные решения, и при этом полностью используется ресурсный потенциал региона, то можно утверждать что регион находится на стадии инноваций.

Конкурентоспособность региона - это есть интегральный показатель, образующийся из преимуществ предприятий и организаций, производящих конкурентоспособные товары и услуги и представляющих регион на рынках. В условиях глобализации факторы производства, информационные и финансовые связи становятся все более доступными. Поэтому, по нашему мнению, при формировании конкурентоспособности предприятия, важной становится региональная среда, которая включает в себя местоположение региона, предпринимательскую среду, структуру населения, действующее законодательство, региональное руководство. Другими словами, региональная среда - это комплекс характеристик региона. На наш взгляд, региональная среда является комплексным фактором конкурентоспособности региона, определяющим его общую привлекательность для предпринимателей. Рассмотрим подробнее каждую характеристику.

Примечание:

Географическое положение региона может способствовать повышению его конкурентоспособности. Всё зависит от свойств территории, способных придать дополнительные стимулы хозяйственному развитию и повысить конкурентоспособность региона. Такими свойствами являются наличие факторов производства или разнообразные ресурсы, их количество и состояние. Предпринимательская среда предполагает конкуренцию внутри региона и её характер, инфраструктуру, необходимую для предпринимательской деятельности. Данная среда находится под влиянием законодательства и регионального руководства. В основе благоприятной предпринимательской среды лежат: развитая система кредитования предпринимателей, доступ к рынкам сбыта, честная конкуренция и т.д. Чем лучше в регионе условия для бизнеса, тем больше вероятность того, что на его территории будет производиться, товар конкурентоспособный как внутри региона, так и на межрегиональном, и на международном рынке. Структура населения оказывает влияние на создание привлекательности региона через такие показатели как численность трудоспособного населения, уровень доходов населения, уровень образования и др. население -это человеческие ресурсы региона. Их состояние обязательно учитывается при создании нового производства. Поэтому большая доля высокообразованного, экономически активного, платёжеспособного населения значительно усиливает позиции региона в борьбе за предпринимателей. В целях поддержания высокого уровня названных показателей руководство региона должно принимать соответствующие меры. Законодательство, действующее на территории региона, устанавливает правила ведения предпринимательской деятельности. Законодательство делает регион более привлекательным в том случае, если способствует созданию благоприятного налогового климата, обеспечивает поддержку предпринимательства и социальные гарантии. Очевидно, что предпринимательская активность выше в тех регионах, где для этого благоприятнее условия, которые созданы посредством законодательства региональным руководством. Роль регионального руководства в конкурентоспособности региона является ключевой. Руководство региона оказывает влияние на все компоненты региональной среды. Именно региональные власти осуществляют деятельность по созданию, развитию и управлению конкурентными преимуществами региона. Эта деятельность осуществляется в рамках разработки, принятия и реализации стратегии развития региона. Немаловажной является способность региональных властей обеспечивать достижение высокого уровня доходов населения и мобилизации его финансовых ресурсов. Так как производственные (транспорт, связь) и непроизводственные услуги привязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличии платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения. Чем эффективнее руководство, тем благоприятнее среда.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что благоприятная региональная среда является фактором конкурентоспособности региона.

Таким образом, видно, что конкурентоспособность региона включает разнообразные по своей природе факторы. Здесь имеют место и традиционные природные ресурсы, и географическое положение региона, и используемые фирмами технологии, и инновации, и др. Конкурентным преимуществом региона может стать любой показатель, выгодно отличающий его от конкурентов. Представляется очевидным, что чем шире набор конкурентных преимуществ региона, тем выше уровень его конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации: учебное пособие. Ч. 2. Механизмы региональной политики. Конкурентные преимущества как стартовое условие регионального развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dvo.sut.ru, свободный.

2. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. -№ 4. - С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.