СО УДК 332.14(57) А.В. Самаруха
eßj ББК 65.046.1(2Рос) Г.И. Краснов
© ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
_ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА*
О
<м .
Определены экономический смысл, сущность и высокое значение конкурентоспособности для регионального и государственного социально-экономического развития. Сформулировано определение понятия «региональная конкурентоспособность». Даны рекомендации по оценке конкурентоспособности региона и по ее комплексному усилению.
Ключевые слова: рыночная экономика, регион, конкуренция, конкурентоспособность, социально-экономическое развитие, качество, технологии, инвестиции, инновации.
A.V. Samarukha G.I. Krasnov
FACTORS THAT ENHANCE COMPETITIVENESS OF REGION
The article determines the economic reason, the main point and the great value of competitiveness for social and economic development of a region and a state. The notion ‘regional competitiveness’ is defined. The authors give recommendations on estimating regional competitiveness and its complex strengthening.
Keywords: market economy, region, competition, competitiveness, social and economic development, quality, technologies, investments, innovations.
Исследуя вопросы конкурентоспособности региона, следует пони-ssf мать, что в настоящее время появились новые факторы воздействия на
S региональную экономику. Так, в мировой экономике происходят сущес-
Е --
И
нЦ| твенные качественные изменения, связанные с глобализацией, нерав-
номерностью территориального развития, обострением конкурентной ^ | борьбы между странами, регионами, транснациональными компаниями
| и отдельными фирмами.
§§ I Следует учитывать и тот факт, что за последние десять лет беспово-
и н I ротно и окончательно даже в странах бывшего социалистического лаге-
О О от-\о
ой | ря основной парадигмой развития стало рыночное хозяйство. Рыночный
| механизм экономики, основанный на демократии, получил признание в
качестве общецивилизационной ценности, поэтому уровень развития и мощь любого государства во все большей степени определяются конку-
рентоспособностью его производителей. В этой связи, достижение высокой степени конкурентоспособности российской продукции лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, отрасли, фирмы.
Конкурентоспособность страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от степени развития конкуренции на уровне фирм. Роль страны и региона базирования фирмы в последнее время уси-
И
* Печатается при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона со при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276), выполняемого в
рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)».
Н
© А.В. Самаруха, Г.И. Краснов, 2010
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
лилась, а успех фирм в состязании с конкурентами зависит, прежде всего, от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Не вызывает сомнения, что обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.
Конкурентоспособность формируется на различных уровнях. Различается конкурентоспособность товара (услуги), компании, отрасли, муниципального образования, региона, страны. В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, муниципалитета, региона, страны. В широком смысле конкурентоспособность означает способность какой-либо социально-экономической системы выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях свободного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими либо эталонными, но в случае отсутствия протекционизма, административного лоббирования и коррупции, что, в современных условиях разгула данных негативных для добросовестной конкуренции явлений, определяет высокую сложность задачи обеспечения стремительного инновационного развития российской рыночной экономики на основе честной свободной конкуренции.
Конкурентоспособность относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается) и цели (критериев) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются: товар, фирма, организация, отрасль, муниципальное образование, регион, страна. Критериями оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, потребительские свойства по отношению к цене товара и другие, поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.
На наш взгляд, общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано так: — это, во-первых, способность социально-экономической системы региона обеспечивать и наращивать экономическую, социальную и экологическую устойчивость, определяя привлекательность его территории для внутренней и международной миграции, во-вторых, способность региональных социально-экономических подсистем выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка и с учетом экономических, социальных, политических и других особенностей региона. Конкурентоспособность региона оценивается системой показателей (индикаторов), адекватно характеризующих состояние и динамику развития региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности. Самым распространенным в мире является подход к оценке конкурентоспособности, предложенный М. Портером [1]. Конкурентоспособность регио-
%
СО | на — продуктивность использования региональных ресурсов, и в первую
очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) О на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой слож-
ности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.
5^ По методике Всемирного банка благополучие региона может быть
оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности).
В нынешней экономической ситуации в России, с учетом большой износа основных фондов (как физического так и морального), важное значение приобретает обеспечение в национальной экономике воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. В этой связи, ряд методик оценки конкурентоспособности региона, разработанных российскими учеными, содержат такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство [2].
Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.
В связи с тем, что конкурентоспособность необходимо формировать и поддерживать, возникает вопрос об управлении ею. На наш взгляд, управление конкурентоспособностью региона это процесс создания условия для устойчивого развития региона, осуществляемый региональным субъектом управления.
При оценке факторов формирования конкурентоспособности региона и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие, на наш взгляд, за основу можно использовать модель «нацио-; нального ромба», предложенная М. Портером для страны. Роль региона
в создании конкурентных преимуществ фирм исследуется по четырем ой § взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «реги-
ональный ромб»:
^ | - параметры основных факторов производства (природные ресурсы,
1 квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.);
в - условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требователь-
| ность покупателей к качеству товаров и услуг и др.);
в - соседние регионы и поддерживающие программы «центра» (обес-
иоэ печивают регион дополнительными необходимыми ресурсами, инфор-
к®Э мацией, услугами; изменяют спрос на товары и услуги, например, пос-
тавляют в регион более дешевый товар);
- стратегии социально-экономических подсистем региона (муници-23 пальных образований, отраслей, фирм, они создают конкурентную сре-
ду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.
Отличие выше предложенной модели от модели Портера заключается в двух последних составляющих.
Н Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по
М. Портеру, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням):
О
н
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
конкуренция на основе факторов производства, конкуренция на основе инвестиций, конкуренция на основе нововведений, конкуренция на основе богатства.
Конкурентное преимущество региона обеспечивается:
- на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе;
- на второй стадии — на основе интенсивного инвестирования;
- на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений;
- на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
На наш взгляд, в современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию, в создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.
На практике для формирования конкурентоспособности региона часто используется программно-целевой подход. Не решенной является лишь оценка эффективности намеченных целей. Для такой оценки сначала нужно структурировать проблемы формирования конкурентоспособности региона.
Например, стратегическая цель может быть представлена, как повышение конкурентоспособности региона, индикатором эффективности может стать рост ВРП на душу населения в размере 30% к 2015 г. путем обеспечения роста объемов производства в приоритетных наукоемких отраслях промышленности на 40%, строительства, транспорта и связи — на 25%, агропромышленного комплекса — на 20% и т.д. Задачи, которые нужно решить для реализации этих целей можно сформулировать следующим образом: увеличить подготовку квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса региона на 20%, обеспечить прирост инвестиций в строительство на 40% и т.д.
Для оценки значимости детерминантов и факторов развития, их влияния на формирование конкурентоспособности региона разрабатывается матрица оценки целей и задач. Далее формируются анкеты, и производится опрос экспертов, рассчитываются параметры целей и заполняются матрицы. Фрагмент матрицы оценки представлен в таблице.
Матрица оценки целей
Критерии оценки Вес кри- терия Цели второго уровня (задачи)
Подго- товка кадров Z2 Обеспеченность природными ресурсами Zз Производствен-ная инфраструктура Z 4 Инвестиции Z5 Инно- вации Zn
Увеличение ВРП на душу населения, 0,7 0,14 0,03 0,19 0,36 0,13 0,44
Увеличение доли импортозамещающего производства, mj 0,3 0,16 0,02 0,11 0,29 0,11 0,29
Коэффициенты относительной важности целей 0,0224 0,0006 0,021 0,104 0,114 0,128
%
СО Определение общего коэффициента важности каждой задачи для
достижения главной цели осуществляется путем перемножения соответствующих коэффициентов относительной важности: Kj = kt ■ m¡. О | Например, общий коэффициент важности образования будет равен:
K11 = k1 ■ mi = 0,14 ■ 0,16 = 0,0224. Рассчитанные таким образом общие 5^ коэффициенты важности будут характеризовать оценку влияния каж-
дого фактора на конкурентоспособность региона. Следует отметить, что целей и критериев может быть гораздо большее количество, чем в данном примере. Суммарный коэффициент относительной важности целей можно рассчитать как среднегеометрическую.
Подобные оценки могут быть использованы для распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния разных факторов и детерминантов на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности региона, муниципальных образований и отдельных производителей.
В ближайшие годы в условиях резкого сокращения инвестиционной активности регионы с благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, менее озабоченными проблемами его создания. Сейчас единственным оставшимся на сегодняшний день крупным инвестором является государство, оно будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. Следует понимать, что федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием.
Частный инвестор в последние два года еще больше стал дорожить своими деньгами и более тщательно подходить к выбору места инвестирования, он выбирает только хорошо зарекомендовавшие себя регионы с §ЦЦ¥ устойчиво благоприятным инвестиционным климатом и, прежде всего,
== с надежными правовыми гарантиями инвестиционной деятельности и
устойчивой финансовой системой. ой § Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по
пути инновационного развития, поэтому в современных условиях ее | повышение становится одной из главных стратегических целей эконо-
og 1 мического развития регионов и страны в целом. В настоящее время пер-
s воочередные шансы на выход из кризиса получают регионы, успевшие
| конвертировать благоприятный инвестиционный климат в крупные ин-
в вестиционные проекты.
h¿0 §
Список использованной литературы
1. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Междунар. отношения, 1993.
2. Шеховцева Л.С. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ / Л.С. Шеховцева, О.В. Грудинов; Калинингр. ун-т // Межвуз. сб. науч. труд. — Калининград, 2008. — С. 75-88.
«
К
н
о
ГУЧ Bibliography (transliterated)
шцш 1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya / M. Porter. — M.: Mezhdunar.
otnosheniya, 1993.
CO 2 Shekhovtseva L.S. Otsenka napravlenii investitsii pri proektirovanii
Hprogramm razvitiya OEZ / L.S. Shekhovtseva, O.V. Grudinov; Kaliningr. un-t // Mezhvuz. sb. nauch. trud. — Kaliningrad, 2008. — S. 75-8
о
тН
О
(N
Информация об авторах
Самаруха Алексей Викторович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: samarukha_alex@mail.ru.
Краснов Григорий Игоревич — аспирант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, e-mail: krasnovgregorj@rambler.ru.
Authors
Samarukha Aleksey Victorovich — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: samarukha_alex@mail.ru.
Krasnov Grigoriy Igorevich — post-graduate student, Khakass State University, Abakan, e-mail: krasnovgregorj@rambler.ru
ss?
2s!
Kgs
«2!
ОЙ"
°i<s ^ I
P« і
^ Л £
I
« ¡Ґ і
8s!
о
Е-Ю!
kEl
ИОЦ
H
H
о
H P3
CO
H