О. Н. Петрова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ДОМИНАНТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
Особенностью региональной системы, характеризующей состояние развития территории региона, является устойчивость (стабильность) положительной динамики ее параметров. Эта особенность тесно связана с конкурентоспособностью региональной социально-экономической системы, обеспечением стабильной работы всех ее элементов, сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий.
В этой связи, большое значение приобретает анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности региональной экономической системы как важнейшей составляющей национальной экономики.
Понятие конкурентоспособность дословно обозначает "быть способным к конкуренции". Термин "конкуренция" происходит от латинского "concurrentia" и переводится как состязание, соперничество. В переводе с французского "courir" означает бегать, соответственно "concurrrence" - совместные бега с соперником.
Конкуренция - глобальная основа поведения в условиях ограниченных возможностей достижения цели. Генезис теории конкуренции совпадает со становлением и развитием рыночной экономики. Первые теоретические исследования конкуренции появились в XVIII-XIX вв. Затем развитие получила неоклассическая концепция, которая и в настоящее время имеет своих сторонников. Заметные исследования в области теории конкуренции были осуществлены во второй половине ХХ в.
В экономической литературе существуют три подхода к определению конкуренции. Первый поведенческий подход, изначально установлен еще Адамом Смитом и определяет конкуренцию как состязательность на рынке с целью получения дефицитных товаров или с целью быстрейшего сбыта общества [24]. Поведенческую интерпретацию конкуренции
разделяет и современный американский ученый Майкл Портер [18]. Такой подход к понятию "конкуренция" характерен и для большинства российских экономистов [12].
Второй структурный подход позволяет сместить акцент на анализ структуры рынка, на котором собственно и происходит борьба фирм друг с другом. Эта позиция характерна для значительной части западных экономистов. Так в частности, известные ученые К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю в своем учебнике "Экономикс" также дают структурную трактовку понятия "конкуренция" [13].
Первооткрывателями структурного подхода являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, которые заложили фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Функциональный подход дает возможность обратить особое внимание на последствия конкурентной борьбы [32]. Так Й. Шумпетер в рамках своей теории экономического развития говорил о том, что именно механизм конкуренции позволяет вытеснить с рынка предприятия, применяющие устаревшие технологии производства. Ф. фон Хайек указывал, что в условиях нехватки информации на рынке привлекательными могут оказаться несколько линий поведения фирмы, и только конкуренция может "открыть", какая из них наиболее целесоообразна в данных условиях [26].
В современный экономический лексикон прочно вошли понятия совершенной, несовершенной, монополистической, олигополистической, ценовой, неценовой конкуренции. Однако в этих понятиях отражается статика, но не динамика конкуренции. Поскольку в реальной экономической обстановке отсутствует полная информированность хозяйствующих субъектов и результаты конкуренции являются непредсказуемыми, возникает вопрос о том, можно ли вообще заниматься исследованиями конкурен-
ции. Отвечая положительно на этот вопрос, каждый ученый приводит свои аргументы, подчеркивая необходимость анализа конкуренции как динамического процесса.
Так, философ и экономист Ф. Хайек считает, что конкуренция подобна науке, функцией которой является не только выявление неизвестных фактов, но и обращение их на пользу общественному производству и удовлетворению общественных потребностей.
По конкурентным приемам различают ценовую конкуренцию (усиление конкурентных позиций посредством снижения цены на товары) и неценовую конкуренцию (приемы конкурентной борьбы, осуществляемые при неизменных ценах и касающиеся других областей конкурентной стратегии). К приемам неценовой конкуренции относят повышение качества товаров, активизацию рекламной деятельности и подбор информации о конкретных преимуществах товара с целью расширения спроса на продукцию, методы стимулирования сбыта, повышение имиджа товара и производителя, диверсификация и производство уникальных продуктов.
Кроме того, по формам конкурентных отношений выделяют добросовестную и не добросовестную (незаконную) конкуренцию. Недобросовестная конкуренция, при которой участники нарушают принятые правила и нормы конкуренции, могут вступать в сговор против других конкурентов, стремятся их дискредитировать, устанавливают дискриминационные цены, в наиболее злостных формах может принять и форму преступной.
Мы считаем наиболее верным мнение ученых, придерживающих той точки зрения, что в условиях переходной экономики преобладают не экономические, а внеэкономические организационно-политические методы борьбы за ресурсы, правительственные лицензии и дотации, информационные каналы. Поэтому, термин "конкуренция" должен использоваться более широко, и оцениваться "как состязательное взаимодействие между организациями и отдельными людьми, причем не только в процессе производства и сбыта товаров, но и в процессе доступа к любым бесплатным благам и ресурсам, а также в процессе профессионального должностного роста, в процессе политической борьбы (за выбороч-
ные должности), даже в процессе межличностного и семейного общения" [33].
Понятие "конкуренция" тесно связано с понятием "конкурентоспособность". В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества и свой потенциал в достижении поставленных целей; выполнять свои функции с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка, то есть управлять спросом на рынке в свою пользу.
Характеристика конкурентоспособности является оценочным показателем, а значит, предполагает наличие объекта, субъекта и цели исследования.
Одним из наиболее важных характеристик конкурентоспособности является критерий субъектности. Как экономическая категория конкурентоспособность в общем случае характеризует наличие определенных свойств и способностей субъекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании. В качестве субъекта, носителя определенных свойств и способностей - конкурентных преимуществ - могут выступать различные виды продукции, предприятия, отрасли, отдельные страны или их объединения. Очевидно, что понятие "конкурентоспособность" применительно к каждому уровню агрегатирования носителей конкурентоспособности будет значительно отличаться. В большинстве научных работ конкурентоспособность рассматривается на макроуровне (национальное хозяйство) и микроуровне (отрасли, отдельные производства, предприятия) [35].
Согласно других точек зрения, выделяют три уровня конкурентоспособности: макро-, мезо- и микроуровень. При этом, субъектами мезоуровня конкурентной борьбы, по мнению одних экономистов, следует выделить либо отрасли и межотраслевые комплексы, микроуровня - отдельные производства, предприятия, с точки зрения других на мезоуровне такими субъектами являются отрасли и межотраслевые комплексы, а также отдельные производства, предприятия, на микроуровне - товары (конкретные виды продукции и услуг) [30]. Исходя из этого, основным признаком систематизации терминов в области конкурентоспособности является объект ее оценки.
Конкурентоспособности присущи и такие свойства, как многовариантность (конкурентоспособность может оцениваться по самым различным характеристикам, зависящим от целей исследования); относительность (конкурентоспособность сохраняется только в определенных сложившихся условиях); системность (конкурентоспособность не может быть определена по одному параметру).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что не существует и общепринятого определения конкурентоспособности, поскольку ее нельзя выразить посредством какого-то одного экономического показателя.
На это обстоятельство указывает и Майкл Портер в своей книге "Международная конкуренция". Он пишет, что для фирм конкурентоспособность означает возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии, для некоторых экономистов - низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу, а для конгрессменов положительный внешнеторговый баланс [19].
М. Портер выделяет в качестве определяющих факторов конкурентоспособности современной национальной экономики, с одной стороны, "качество" самих национальных производителей, с другой стороны качество политико-экономической среды той или иной страны [18]. При этом значение таких "сравнительных преимуществ" как природные ресурсы, климатические условия, а также приобретенных в результате своего предыдущего исторического развития, таких как технологический уровень, опыт производства в современных условиях существенно сокращается, и возрастает значение такого фактора конкурентоспособности как институциональная структура государства. Наиболее конкурентоспособной является национальная экономика государств, имеющих такие политико-экономические институты, как открытая рыночная экономика, преобладание частной собственности при условии ее жесткой защиты, наличие прозрачных компаний и финансовых учреждений, эффективного и подотчетного налогоплательщикам государственного аппарата.
М. Портер подчеркивает, что национальная конкурентоспособность неразрывно связана с общим экономическим процветани-
ем в стране, с повышением уровня жизни в ней, ростом доходов. Поэтому она зависит от продуктивности используемых ресурсов, которая, в свою очередь, определяет национальный уровень заработной платы, процента, ренты, формирует доходы на душу населения.
Кроме прочих факторов на национальную продуктивность влияет мировой рынок. С одной стороны, он способствует повышению продуктивности, т.к. с учетом преимуществ страны, позволяет ей специализироваться на выпуске отдельных товаров. С другой стороны, он вынужден ориентироваться на международные стандарты продуктивности, если фирмы страны хотят конкурировать на мировом рынке.
Многие ученые делают вывод о том, что национальная экономика стран, занимающих верхние строки рейтингов конкурентоспособности, фактически состоит из региональных экономик [3].
С точки зрения академика А. Гранберга "экономика России - не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей" [5].
Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия "регион". В российской экономической науке понятие "регион" было впервые введено академиком Н. Н. Некрасовым. "Под регионом, -отмечал Н. Н. Некрасов, - понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктуры" [17].
В настоящее время существует много точек зрения на определение этого понятия. В переводе с латинского "regio" означает "страна, область", и в этом смысле понятие "регион" отождествляется с понятием район, то есть определяется как абстрактная территория или часть территории страны, не выделяя при этом каких-либо факторов, кроме пространственного. В процесс разработки проблем конкурентоспособности необходимо вовлечь труды
классиков региональной экономики: И. Тюнен, А.Вебер, В. Лаунхардт, У Изард, Н. Баранский,
Н. Колосовский.
В монографии классика американской региональной экономики У Изард "Методы регионального анализа: введение в науку о регионах" регион характеризуется как "открытая экономическая единица в пределах данного государства" [7].
И. В. Арженовский в своей книге "Введение в экономику региона" определяет в условиях РФ регион как "территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующая следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией, управляемостью" [1].
С точки зрения Н.М. Межевича нельзя отождествлять понятия "регион" и "территория", т.к. одного территориального компонента недостаточно для того, чтобы назвать территорию регионом. "Необходимой предпосылкой формирования региона на определенной территории является наличие специфики экономического, этнографического, конфессионального, социально-культурного состава, особый характер политической организации общества и властных элит" [14].
По мнению А. Гранберга, регион представляет собой "отдельную территорию отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов" [6].
Наиболее распространенной является точка зрения, выраженная В. Н. Лексиным, Л. И. Ситниковым, О. Н. Юнкиной. "Регион это часть экономического, социального, природного, экономического, культурного, исторического, собственно-пространственного потенциала государства в границах властного установленных административно-территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, признанные обеспечить интересы регионального развития" [11].
В Основных положениях региональной политики в РФ указывается, что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ, либо объединять территорию нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации. При этом,
по мнению П. Г. Щедровицкого и В. Н. Княгинина, необходимо использовать такое понятие как "административный регион", представляющий собой сообщество, формируемое в границах юрисдикции административных органов (органов управления) субъектов федерации. Основной характеристикой административного региона является создание экономической системы, в которой бюджет рассматривается в качестве главного источника для финансирования социально-экономического развития, а все подпадающие под юрисдикцию субъекты выступают в качестве доноров бюджета либо реципиентов бюджетных средств [16].
Многозначность термина "регион" отметили в своей книге " Региональная политика" Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев, по мнению которых, понятие "регион" сегодня употребляется: во-первых, как синоним термина "район"; во- вторых, для обозначения сопоставления таксонов, принадлежащих к различным системам таксонирования; в-третьих, для обозначения любых территорий, по своим признакам не подходящим к уже принятой системе территориального членения [4].
Основными признаками, которыми ха-растеризуются регионы, по мнению И. И. Сигова, являются: а) экономика в целом; б) природная среда; в) население (социальная среда) и их сочетания [22].
Таким образом, в настоящее время доминируют два подхода к определению понятия "регион". Первый подход - территориально-географический, согласно второму подходу регион рассматривается как социальная конструкция, научная абстракция, отражающая наличие общих черт объектов, объединяемых этим понятием.
Мы разделяем мнение сторонников второго подхода, содержащего указания на определенную произвольность границ региона, которые обуславливаются исследовательской задачей, и, в частности, мнение профессора А. А. Сергунина, считающего, что "регион" является супертермином, включающим ряд основополагающих признаков, в числе которых население, территория, общность истории, природные условия, характер решаемых проблем и т.п. Выбор того или иного значения термина зависит от характера задач, стоящих перед исследователями. В принципе, рас-
сматриваемое понятие допускает различное содержание, а также комплексное использование критериев, при выделении того или иного "региона" [23].
Поскольку экономические проблемы государства и его регионов носят системный характер и связаны между собой многочисленными элементами системы, целесообразно рассматривать конкурентоспособность экономики с позиций системного подхода, используя вместо терминов "национальная экономика" и "региональная экономика" термины "национальная" и "региональная экономические системы". При этом под системой следует понимать совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.
Системность предполагает:
- наличие существенной связи между ее элементами;
- доминирование роли внутренней связи компонентов по отношению к внешним воздействиям;
- преобразующее действие системы на свои элементы, в результате которого эти элементы обогащаются;
- устойчивость состояния, которая способствует целостности объекта в процессе функционирования и изменения.
В настоящее время характерными чертами развития социально-экономической системы являются:
- интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;
- комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических и других аспектов;
- усложнение решаемых проблем и объектов;
- рост количества связей между объектами;
- динамичность изменяющихся ситуаций;
- дефицитность ресурсов;
- повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих;
- глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации;
- усиление роли человеческого фактора в управлении [10].
Функционирование и национальной и региональной экономических систем как единого организма обеспечивает институционализация, т.е. нормы, правила, механизмы их реализации, структурирующие отношения между экономическими субъектами, которые должны обеспечить конкурентное преимущество этих систем на международном и общероссийском уровне.
Таким образом, большинство экономистов считает регион не только подсистемой социально-экономического комплекса, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и спецификой протекания социальных и экономических процессов. Регионализм опирается на объективную дифференциацию природных и экономических условий, однако формируется лишь в том случае, если он "оформлен" экономическими интересами тех или иных групп, как в центре, так и на местах. Но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы.
Перемещение конкуренции на уровень отдельных регионов требует специфического
Понятие "конкурентоспособность региональной экономической системы" также не имеет единого устоявшегося общепринятого определения. Приведем наиболее типичные определения этого понятия (табл. 1).
Анализируя вышеприведенные макроэкономические определения, можно сделать следующие выводы:
1. Регион является самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и спецификой протекания социальных и экономических процессов.
2. Конкурентоспособность региональной социально-экономической системы можно определить как результирующий относительный показатель, отражающий степень эффективности производства в промышленном и аграрном секторах экономики, уровень жизни населения региона, распределения товаров как внутри региона, так и за его пределами. Этот показатель складывается из множества элементов или факторов, комбинация которых и определяет уровень конкурентос-
Таблица 1
Определения понятия "конкурентоспособность региональной социально-экономической системы"
Определение Авторы
Потенциальная возможность занимать и расширять соответствующий сегмент на межрегиональном и мировом рынке товаров и услуг Изард У [15]
Способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой) Чуб Б.А. [29]
Определяется конкурентоспособностью производимой в регионе продукции, так и региональными особенностями социальноэкономического, научно- технического, кадрового потенциала, ресурсными возможностями для размещения новых, реконструкции и развития существующих производств Унтура Г. А. [8]
Способность региона противостоять международной конкуренции на собственном рынке и на рынках других стран Шубина В.Ю. [34]
Обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику Селезнев А.З. [21]
Обеспечивается за счет постоянных инноваций, именно они устанавливают мировые стандарты и экспортируют как знания, так и основанные на знаниях новые товары, завоевывающие временные монополии и диктующие высокие премиальные цены Чоудхаури С. [28]
Способность создавать условия на внутренних и внешних рынках Воротников А. [2]
Продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами Шеховцева Л.С. [31]
Способность производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышения их качества, ускорение экономического развития при соблюдении международных экономических стандартов Рябцев В.М. [20]
Взаимосвязь элементов социально-экономической системы, свойства которых образуют множество функций, определяющих способность данного региона к конкуренции Чайников В.Н. [27]
Проявляется по отношению к другим регионам в ходе борьбы за привлечение инвестиционных ресурсов вообще и конкретных инвесторов в частности, за возможное размещение производственных мощностей на территории региона, за привлечение квалифицированной рабочей силы, за получение тех или иных бюджетных вливаний Яковенко Н.Н. [36]
Совокупность физико-географических и социально-экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения Смирнов Н.И. [15]
Способность к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с прогрессивными тенденциями, что обеспечивает успешное продвижение региона ... в определенных наиболее актуальных для конкретной территории направлениях, по которой развивается конкуренция в данный период времени Костылева Н.Е. [9]
Успешная реализация комплекса преимуществ в процессе жесткой борьбы (конкуренции) за (людские, денежные, природные и т.д.) ресурсы с целью обеспечения более высокого экономического и социального уровня жизнедеятельности территории Тихомирова Е.Н., Чаплыгин С.И. [25]
пособности региональной социально-экономической системы.
3. Конкурентоспособность региональной социально-экономической системы, прежде всего, проявляется по отношению к другим регионам в ходе борьбы за привлечение инвестиционных ресурсов вообще и конкурентных инвесторов в частности, а также как способность к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с прогрессивными тенденциями, привлечением квалифицированной рабочей силы.
4. Конкурентоспособность региональной социально-экономической системы - не краткосрочный феномен, она должна быть устойчивой и иметь долгосрочное влияние.
5. Продуктивность использования региональных ресурсов, и, в первую очередь, рабочей силы и капитала, является одним из важных показателей конкурентоспособности региональной социально-экономической системы.
6. Конкурентоспособная экономика региона должна создавать рабочие места, причем не любые рабочие места, а качественные и способствующие росту реальных доходов и уровня жизни.
В то же время некоторые ученые считают, что попытки выделить конкурентные преимущества отдельных региональных экономических систем в России несколько искусственны, так как они фактически оказывают друг
другу помощь через государственный бюджет путем перераспределения бюджетных средств от регионов - доноров к регионам -реципиентам. При этом, отказ от региональной конкуренции, совсем не означает отказа от определенной соревновательности между регионами [12].
В современной России для регионов характерна конкуренция на нескольких уровнях: в пределах одного федерального округа (например, Северо-Западного федерального округа); в пределах большого экономического пространства (Европейская часть); в пределах России; на приграничных территориях с регионами соседних стран.
Таким образом, территориальная конкурентоспособность представляет собой способность территориальных социально-экономических организационно-управленческих систем к внедрению инноваций и осуществлению модернизации и структурных перемен в соответствии с прогрессивными тенденциями, что обеспечивает успешное продвижение региона, города, района в определенных наиболее актуальных для конкретной территории направлениях, по которым развивается конкуренция в данный период времени. Для уровня регионов и городов это понятие требует дальнейшей детализации сточки зрения анализа, факторов и определения методов обеспечения роста территориальной конкуренции.
Литература
1. Арженовский И. В. Введение в экономику региона. Часть 3. Региональное развитие и региональная политика. Учеб. пособие. Н.Новгород: ВВАГС, 1999. 113 с.
2. Воротников А. Стратегия повышения конкурентоспособности региона // Экономические стратегии. 2000.
3. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро-уровневом измерении // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С.67-77.
4. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
5. Гранберг А. Стратегия территориально социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.
6. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
7. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
8. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка / Под ред. Г. А. Унтура. Новосибирск, ИЭ и ОПП СО РАН, 1997.
9. Костылева Н. Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов, и регионов. СПб.: ИРЭ РАН, 2005.
10. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д. Ю., Лагинина Г. А. Стратегическое развитие организации. М.: КНО-РУС, 2005.
11. Лексин В. Н., Ситников Л. И., Юнкина О. Н. Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект. М.: Экономика, 1990.
12. Лифшиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2000.
13. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, Т. 1, 1992.
14. Межевич Н. М. Определение категории "регион" в современном научном дискурсе // Псковский регионологический журнал . 2006. № 2. С. 3-22.
15. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / Под ред. Н. И.Смирнова. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
16. На пороге новой регионализации России. Н.Новгород, 2001.
17. Некрасов Н. Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. Изд. 2-е. М.: Экономика, 1978.
18. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 495 с.
19. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2003. 896 с.
20. Рябцев В. М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа. Самара: Изд-во СГЭА, 2002.
21. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.
22. Сигов И. И. Основы регионоведения. М.: Пресс-сервис, 1998.
23. Сергунин А. А. Проблемы и возможности регионалистики // Полис. 1994. № 5. С. 149-150.
24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
25. Тихомирова Е. Н., Чаплыгина С. И. Многомерный сравнительный анализ конкурентоспособности Самарской области в системе регионов Волго-Уральской зоны. Самара, 2003.
26. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989. № 12.
27. Чайников В. Н. Прогнозирование конкурентоспособности продукции в региональной социальноэкономической системе. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. ун-та, 2006.
28. Чоудхаури С. Менеджмент ХХ1 века. М.: Инфра, 2002.
29.Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Буквица, 1999. 186 с.
30. Шевченко И. В., Александрова Е. Н.Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы // Финансы и кредит. 2004. № 16. С. 48-55.
31. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
32. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процентов и циклов конъюнктуры / Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
33. Шмелев А. Г. Продуктовая конкуренция. М.: Изд-во "Магистр", 1997.
34. Шубина В. Ю. Повышение конкурентоспособности в условиях экономического глобализма за счет привлечения иностранных инвестиций // Международная студенческая конференция / http: //www.kneu. kiev/ua/STCONF/DOKLAD/dokl22r/htnl
35. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
36. Яковенко Н. Н. К вопросу о принципах формирования стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 12.