Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 99-104.
УДК 332.142
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ THE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL TOOLS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF REGIONS З.Н. Борбасова Z.N. Borbasova
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (Казахстан)
А.М. Гельмле A.M. Gelmle
Современный гуманитарно-технический университет (г. Караганда, Казахстан)
Представлен анализ методического инструментария оценки конкурентоспособности регионов. Предметом анализа стали разработки российский ученых, в том числе сибирской и уральской школ регионалистики, а также исследования, проведенные в этой области М. Портером. Были выявлены общие тенденции и основные различия в трактовке основных составляющих конкурентоспособности регионов и факторов, коренным образом влияющих на нее.
На основании изучения теоретических взглядов ведущих ученых на понятие «конкурентоспособность региона», существующих методов оценки уровня экономического развития стран и регионов авторами сделан вывод, что все существующие методики используют комплексный подход в оценке конкурентоспособности, каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Большинство современных методик в расчете своих показателей опираются на сравнительные рейтинговые оценки стран и регионов зарубежных авторов, в основном они охватывают только социально-экономическое развитие региона и не учитывают интересы отраслевых производителей. Следовательно, методический инструментарий конкурентоспособности находится на стадии разработки.
This article presents an analysis of the methodological tools for regional competitiveness evaluation. The subject of the analysis are developments of Russian scientists, including Uralian and Siberian schools of regionalistics, as well as research conducted in this field by M.Porter. There were identified common trends and the main differences in the interpretation of the main components of the region competitiveness and factors that radically affect it.
On the basis of study of the theoretical views of leading scientists on the concept of "competitiveness of the region", the existing methods of evaluating the level of economic development of countries and regions, the authors conclude that all existing methods use an integrated approach in the assessment of competitiveness, each of them has both its advantages and disadvantages. The most advanced methods in the calculation of their indicators are based on comparative rating of the countries and regions of foreign authors, and do not take into account the interests of manufacturers of the industry. They mostly cover only the social-economic development of the region. Therefore, the methodological tools of competitiveness are under development.
Ключевые слова: регион, экономический потенциал, конкурентоспособность, инновации, социально-экономическое развитие.
Key words: region, economic potential, competitiveness, innovation, socio-economic development.
Конкурентоспособность каждой страны имеет свою особенную структуру и базируется на различных факторах. Конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.
По мнению М. Портера, несмотря на наличие большого числа исследований в области конкурентоспособности, на сегодняшний день не существует понятия «конкурентоспособность» применительно к стране [1].
Мировые эксперты давно занимаются проблемой оценки конкурентоспособности стран и регионов на мировом рынке [2]. Американские ученые Р. Фармер и Б. Ричмэн охарактеризовали конкурентоспособность с помощью
использования матрицы, включающей четыре группы факторов:
• политические и правовые;
• образовательные;
• социально-культурные;
• экономические [3].
Это явилось попыткой определения международной конкурентоспособности по принципу, которого придерживаются экономисты и по сей день. По другому ситуация состоит в вопросах определения конкурентоспособности регионов.
С экономической точки зрения под «регионом» следует понимать «территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса» [4]. Различные определения региона в раз-
© З.Н. Борбасова, А.М. Гельмле, 2014
ное время даются такими отечественными и зарубежными учеными, как У. Изард, Р. Тейлор, Г. Ричардсон, А. Гранберг, И. Суслов [5; 6]. Тем не менее, в современном понимании сущности региона можно выделить два подхода:
1. Регион как территория.
2. Регион как социальный компонент.
По мнению Г. А. Унтуры, можно выделить шесть субъектов региона: властные структуры, предпринимательские, коммерческие, финансово-кредитные структуры, инфраструктура, население.
H.Я. Калюжнова выделяет три основные группы экономических субъектов региона -правительство, бизнес и население, - объектами интересов которых являются налоги, прибыль и заработная плата [7].
Существует большое число методов оценки уровня экономического развития стран и регионов. Большинство существующих методик опираются на такие количественные показатели, как ВНП, ВВП, ВВП на душу населения. Расширенные методики оценки включают в себя такие показатели, как вопросы состояния окружающей среды, личной безопасности, образования и т. д.
А.З. Селезнев предлагает тридцать показателей определения региональной конкурентоспособности: мощности производимого на территории региона сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов; обеспеченности производственной, рыночной и социальной инфраструктурой; степени износа оборудования и перспективы его замены; отдаленности поставщиков и потребителей основной массы ввоза-вывоза (не менее 60 % объема); наличия транспортных скоростных магистралей, морских и речных портов, инфраструктуры международной связи; экологической обстановки; обеспеченности высококвалифицированными кадрами и т. д. [8]. Н.Я. Калюжно-ва предлагает рассматривать конкурентоспособность региона с трех позиций:
I. Конкурентные преимущества (выгодные позиции региона в конкурентном взаимодействии с другими регионами).
2. Конкурентные позиции региона (выявленные характерные для региона специфические условия (черты), определяющие наиболее важные особенности региональных целевых рынков для потребителей).
3. Конкурентные ресурсы (совокупность материальных и нематериальных элементов региона, которые обладают рыночной ценностью или способствуют повышению спроса на другие элементы региона и могут использо-
ваться для создания конкурентного преимущества региона и достижения конкурентного успеха).
Методология, предложенная М. Портером для оценки кластеров, легла в основу мирового рейтинга конкурентоспособности, определяемого всемирным экономическим форумом. Кластерный подход к анализу структуры экономики стал применяться при разработке промышленной политики многих государств с 1995 г.
Потенциальная конкурентоспособность фиксировалась в случае, если темпы роста объемов продаж, прибыли и инвестиций, а также уровень производительности труда в данной отрасли выше среднеотраслевых в мире [9].
Страны могут находиться в неодинаковом положении из-за различной степени зависимости международного обмена в соответствии со связанной с ним долей производства и потребления. США и Япония менее зависимы от международной торговли, чем страны Западной Европы. Зависимость особенно велика, когда за границу продается лишь несколько определенных продуктов - например, в Казахстане это нефть, черные и цветные металлы, зерно [10]. Региональная конкуренция является важнейшим стимулом к повышению эффективности экономики и поэтому требует совершенствования методических подходов к ее оценке.
Анализ конкурентоспособности регионов, а не отдельно взятых городов и предприятий, наиболее точно позволяет сформировать представление о реальном состоянии уровня конкурентоспособности страны в целом. В настоящее время отмечается рост количества и увеличения глубины проблем регионального масштаба, которые выходят за границы компетенции местного уровня власти [11].
Первой работой по оценке конкурентных отношений региона была работа Г. Унтуры «Конкурентные позиции» (1997), в которой проводится исследование данной проблемы на примере Кемеровской области.
Наиболее распространенный на сегодняшний день способ страновых сопоставлений - это рейтинги. На первом этапе происходит отбор рейтинговых показателей, которые характеризуют конкурентоспособность в регионе. На этом же этапе производится сбор данных и проведение расчетов. На втором этапе происходит начисление баллов по каждому показателю, затем формируется шкала (для этого показатели обычно приводятся к безразмерному виду). На третьем этапе происходит агрегирование промежуточных показателей в итоговый.
Он, как правило, представляет собой среднее арифметическое показателей, рассчитанных на втором этапе исследования. Наиболее близкой методикой к страновым рейтингам является методика Н.И. Лариной и А.И. Макаева [12]. Вычисляется индекс стратегической конкурентоспособности, который базируется на четырех группах показателей: общие экономические показатели (ВРП, оборот розничной торговли); внешние связи регионов (густота ж/д путей, наличие телефонной и сотовой связи); инновационный потенциал; внешнеторговые связи и инвестиционная привлекательность региона (рис. 1).
Сводный индекс конкурентоспособности рассчитывается как среднее арифметическое текущей и стратегической конкурентоспособности.
Методика Л.И. Ушвицкого и В.Н. Пара-хиной [13] использует концепцию оценки конкурентоспособности региона, основанную на трех составляющих: уровень жизни населения, инвестиционная привлекательность региона и эффективность использования ресурсов. Данная методика позволяет получить качественную и количественную оценки параметров конкурентоспособности (табл. 1).
Индекс внешнеэкономической деятельности
Рис. 1. Структура конкурентоспособности (по методике Н.И. Лариной и А.И. Макаева)
Таблица 1
Основные показатели, входящие в состав интегрального уровня конкурентоспособности (по методике Л.И. Ушвицкого и В.Н. Парахиной)
Наименование показателей Ед. изм.
Показатели инвестиционной привлекательности и активности региона, Кин
1. Инвестиции в основной капитал млн руб.
2. Инвестиции на 1 руб. ВРП руб.
3. Индекс физического объема инвестиций %
4. Инвестиции в основной капитал на душу населения тыс. руб./чел.
Показатели уровня жизни населения региона, Кур
1. Обеспеченность населения жильем и/или инвестиции в жилье м2/чел.
2. Средняя заработная плата работников руб./чел.
3. Уровень безработицы %
4. Величина прожиточного минимума руб./чел.
5. Объем платных услуг населению руб./чел.
6. Денежные доходы населения региона руб./чел.
7. Доля малоимущего населения %
8. Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. чел населения ед.
Показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона, Кэф
1. Объем ВРП руб./чел.
2. Темпы изменения объема ВРП %
3. Удельный вес убыточных организаций %
4. Объем розничного товарооборота руб./чел.
5. Экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье дол. США/чел.
6. Густота автомобильных путей общего назначения км путей/1000 км2 территории
В.В. Печаткин, С.У. Салихов, В.А. Саб-лина считают, что конкурентоспособность региона - это способность стабильно производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах. В их исследовании проводится оценка с помощью многофакторного корелляционно-регрессионнного анализа. Интегральный показатель конкурентоспособности включает способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции и характеристику качества жизни населения. На основе полученных данных про-
водится ранжирование регионов по уровню конкурентоспособности [14].
В.Е. Андреев считает, что конкурентоспособность региона обеспечивается, в первую очередь, через повышение качества жизни населения и рассматривает конкурентоспособность как возможность обеспечения высокого уровня жизни за счет потенциала региона (трудового, сырьевого, инновационного и т. д.) [15].
Общая схема подхода В.Е Андреева к оценке конкурентоспособности представлена на рис. 2.
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности и регионального рынка
Оценка производится путем использования функциональной зависимости, базирующейся на следующих составляющих:
• БР - наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала);
• У - уровень жизни населения региона (уровень занятости населения, доходы и их дифференциация);
• 8Р - социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка - администрации, населения, предпринимателей, взаимоотношения с федеральным центром.
В итоге, конкурентоспособность описывается с помощью комплексной многофакторной модели, которая может быть представлена в следующем виде:
ЯС = / (7,1)
Таким образом, по мнению В.Е. Андрее -ва, из всего многообразия можно выделить основную группу факторов, коренным образом влияющую на показатели конкурентоспособности региона, а именно: 7 - показатели уровня жизни населения в регионе; I - инвестиционная привлекательность.
В методике оценки В.В. Меркушова вычисляется интегральная оценка конкурентоспособности на основе трех частных систем показателей: экономического потенциала, региональной эффективности и конкурентных преимуществ [16]. Согласно В.В. Меркушову, конкурентоспособность базируется на следующих показателях (см. рис. 3).
По мнению В.В. Меркушова, анализ конкурентоспособности региона имеет смысл только при условии сравнения состояний объекта в различные моменты (интервалы) времени, либо при сравнении исследуемого объекта с сопоставимыми объектами-конкурентами.
Исследователи С.Г. Важенин, А.Р. Зло-ченко, А. И. Татаркин оценивают конкурентоспособность макрорегионов по следующим параметрам их экономического поведения: затраты на рабочую силу и их структура, интенсивность обновления основных фондов, конъюнктура инвестиционного рынка, инновационная мобильность. С.В. Казанцев предлагает оценивать конкурентоспособность регионов по отношению ВРП региона к ВВП страны в душевом исчислении.
Таким образом, анализ существующих на сегодняшний день методических подходов к исследованию региональной конкурентоспособности выявил, что существующие на данный момент методики не в полной мере позволяют оценить конкурентоспособность с точки зрения различных субъектов региона, с учетом их целей. Результаты анализа приведены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности
Методика оценки конкурентоспособности Достоинства Недостатки
Интегральная оценка конкурентоспособности С.У. Салихова, В.В. Пе-чаткина, В. А. Саблиной 1. Доступность информационной базы. 2. Проведение апробации 1. Большое число показателей для оценки. 2. Нет концепции оценки конкурентоспособности региона. 3. Сложный математический аппарат
Комплексная многофакторная оценка конкурентоспособности региона В.Е. Андреева 1. Доступность информационной базы. 2. Имеется структурный подход к оценке конкурентоспособности региона 1. Методика опирается в основном на ценовые показатели регионального рынка (такой подход является субъективным). 2. Отсутствие социальных показателей. 3. Требуется экспертная оценка
Интегральная оценка конкурентоспособности регионов В.В. Меркушова 1. Трехкомпонентная система показателей для оценки конкурентоспособности. 2. Полностью охватывает экономическое развитие региона. 3. Доступность информационной базы 1. Отсутствие показателей социальной направленности. 2. Методика показывает только общее экономическое развитие
Интегральная оценка конкурентоспособности регионов Л.И. Ушвицкого, В.Н. Парахиной 1. Сформулирована четкая концепция оценки конкурентоспособности региона. 2. Доступность информационной базы 1. Не обоснован перечень показателей, характеризующих конкурентоспособность региона. 2. Отсуствие системного подхода при выборе показателей
Сводная оценка конкурентоспособности регионов Н.И. Лариной, А.И. Макаева 1. Наиболее близкая к популярным страновым рейтингам методика с учетом специфики России. 2. Доступность информационной базы. 3. Легкость математических расчетов 1. Не обоснован перечень показателей, характеризующих конкурентоспособность региона. 2. Методика показывает только общее экономическое развитие
В целом можно отметить, что все приведенные выше методики используют комплексный подход в оценке конкурентоспособности, каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Большинство современных методик в расчете своих показателей опирается на сравнительные рейтинговые оценки стран и регионов зарубежных авторов. По мнению
Н.Я. Калюжновой, рейтинговый подход и сопоставительные рейтинговые оценки характерны для западной методологии, где ощущается стремление выставить оценки участникам конкурентного процесса и сравнить их критерии по разным позициям. Таким образом, можно сделать вывод о том, что методический инструментарий конкурентоспособности находится на стадии разработки. Большинство методик не учитывают интересы отраслевых производителей в регионе, в основном они охватывают только социально-экономическое развитие региона.
1. Портер М. Конкуренция. - СПб. : Вильямс, 2003. - 494 с.
2. Современный Казахстан: стратегия успеха / кол. авт. ; под ред. М. Е. Шайхутдинова. - Алматы : Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2008. - 286 с.
3. Farmer R. N., Richman В. M. A Model for Research in Comparative Management // California Management Review. - 1964. - Vol. II. -№ 2. - P. 55-68.
4. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. - М. : Инфра-М. - 665 с.
5. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М., 1966.
6. Гранберг А. Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. -М. : Экономика, 1973.
7. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. - М. : ТЕИС, 2003. - 427 с.
8. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М. : Юристъ, 1999. - 139 с.
9. Важенин С. Г., Берсенев В. Л., Важе-нина И. С., Татаркин А. И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. -Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2011. - 540 с.
10. Иванов Д. Новые маршруты экспорта казахстанского зерна // Агроинформ. - 2008. -№ 11. - С. 71.
11. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / под ред. А. И. Та-таркина. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2003. - 232 с.
12. Ларина Н. И., Макаев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // Эко. - 2006. - № 10. - С. 2-26.
13. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2005. - № 1. - С. 1-20.
14. Печаткин В. В., Салихов С. У., Сабли-на В. А. Рейтинговая оценка конкурентоспособности регионов России. - Уфа : Ин-т социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, 2004.
15. Андреев В. Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки // Экономика и жизнь. - 2005. - № 12. - С. 3-10.
16. Меркушов В. В. Интегральная оценка уровня конкурентоспособности региона // Межрегиональные экономические сопоставления : сб. статей. - М., 2004. - С. 24-38.