Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ'

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / факторы / агропродовольственная продукция / продовольственная безопасность / рынок

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайдаршина Валерия Александровна

В статье исследуется сущность и понятие конкурентоспособности в сфере АПК. Автор рассматривает различные факторы, влияющие на конкурентоспособность продовольствия на внутреннем и внешнем рынках, выделяя наиболее значимые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ»

• Внедрение механизмов контроля и обратной связи для обеспечения соблюдения законодательства в области земельного кадастра.

Эти рекомендации могут стать отправной точкой для разработки и реализации стратегии улучшения работы АИС ГЗК, способствуя повышению эффективности управления земельными ресурсами и обеспечению доступа к актуальной информации для всехзаинтересованных сторон.

Список литературы

1. Алимбек Т.Б., Бакыт С.О. Преобразование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства вКазахстане//Интерэкспо ГеоСибирь. -2013. -Т.8. -С. 3-14.

2. Елешев Р.Е., Сапаров А.С. Современное состояние земельных и кадастровых служб Республики Казахстан, проблемы и их решение //Почвоведение и агрохимия. 2019. №2. -С. 21-28.

3. Сводный аналитический отчёт о состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2022 г. Нур-Султан, 2023.

4. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000442_

5. [Электронный ресурс]. -URL: https://arcreview.esri-cis.ru/2008/05/09/land-cadaster-ais-gzk/(дата обращения: 4.03.2024).

6. [Электронный ресурс]. -URL: https://aisgzk.kz/aisgzk/ru/content/6-2/ (дата обращения: 9.03.2024).

УДК 339.137:63-021.66 DOI 10.24412^-37231-2024-1-136-141

Хайдаршина В.А., научный сотрудник lerika0792@mail.ru,

Республиканское научное унитарное предприятие «Институт системных исследований АПК Национальной академии наук Беларуси» г. Минск, Республика Беларусь

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ

И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ

Аннотация. В статье исследуется сущность и понятие конкурентоспособности в сфере АПК. Автор рассматривает различные факторы, влияющие на конкурентоспособность продовольствия на внутреннем и внешнем рынках, выделяя наиболее значимые.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, агропродовольственная продукция, продовольственная безопасность, рынок.

Глобализация, укрепление интеграционных процессов и современные вызовы, стоящие перед мировой продовольственной системой, подчеркивают важность повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного ком-

плекса и сельского хозяйства в целом. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции становится все более значимой, так как продовольствие играет важную роль в социальной сфере. Исследование проблемы конкурентоспособности проводится с учетом обеспечения продовольственной независимости от колебаний на мировом рынке, что связано с различными экономическими и социальными условиями.

Достижение продовольственной безопасности включает в себя обеспечение доступности продуктов для населения (физическая доступность) и их доступность с учетом экономических возможностей граждан (экономическая доступность), а также гарантию независимости от импорта и защиту интересов отечественных производителей. При изучении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции учитываются как потребительские, так и производственно-экономические аспекты. Качество продукции, балансировка по питательным веществам, доступная цена и экологическая безопасность являются ключевыми факторами конкурентоспособности сельхозпродукции.

Конкурентоспособная отечественная продукция способствует укреплению доверия потребителей к национальным производителям, что способствует устойчивому развитию сельского хозяйства и сбалансированному функционированию продовольственных рынков.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, носит многопрофильный уровень. Ее можно рассматривать как конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региона, и в целом страны на мировом рынке. Проведенные исследования свидетельствуют, что конкурентоспособность продукции (товара) - это комплекс его стоимостных и потребительских характеристик, рассматриваемых в отношении к аналогичным характеристикам других товаров, предлагаемых на рынке, для удовлетворения одной и той же потребности [1].

На конкурентоспособность продукции предприятия влияет ряд факторов. Под факторами конкурентоспособности нами понимается причина, наличие которой изменяет один или несколько аспектов конкурентоспособности. Количественную или качественную характеристику товара, служащую для ее оценки, называют критерием.

Факторы конкурентоспособности, как правило, относятся к внешним обстоятельствам, которые влияют на способность компании конкурировать на рынке (например, доступ к ресурсам, технологические преимущества, расположение и т. д.). В то время как критерий конкурентоспособности относится к параметрам или свойствам продукции или услуги, которые позволяют компании выделиться на рынке и привлечь потребителей (например, цена, качество, инно-вационность и т. д.).

Однако одна и та же характеристика, например, цена или качество продукции, может рассматриваться как фактор конкурентоспособности (если она оказывает влияние на позицию компании на рынке) и как критерий конкурентоспособности (если потребители используют эту характеристику для выбора продукции). Поэтому важно различать эти понятия и учитывать контекст их использования в конкретной ситуации на рынке. Так, критерии можно классифицировать

по виду потребности (качество, цена и др.) и объему оцениваемых характеристик (единичные, групповые, общие) [2].

Определить и классифицировать основные факторы, определяющие конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, можно при выявлении их основных характеристик, таких как положительное влияние на удовлетворенность потребителя, увеличение прибыльности фирмы-производителя, а так же повышение привлекательности товара для целевой аудитории.

Каждый сегмент рынка имеет свои особенности, и важно адаптировать стратегию конкурентоспособности продовольственных товаров под потребности и предпочтения целевой аудитории для достижения успеха на рынке. Продукт конкурентоспособен, когда он максимально удовлетворяет потребности потенциальных потребителей и в значительной степени соответствует потребительским предпочтениям по сравнению с конкурирующими или аналогичными продуктами.

В ходе исследования нами были изучены факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность агропродовольственной продукции [4]:

- качество производимой продукции, а также исходного сырья;

- цена продукции оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, а также на уровень спроса на данную продукцию;

- ресурсные факторы, включающие в себя обеспеченность предприятия как основными, так и оборотыми средствами, а также степень квалификации трудовых ресурсов отрасли АПК;

- технологические, связанные с инновационной деятельностью предприятия, а так же совершенствованием технологии производства продукции;

- логистический фактор - предполагает экономически выгодное расположение производства на внутреннем рынке, а сокращение цепочек поставок может снизить затраты и сократить сроки доставки на внешнем;

- экономические. Эта группа факторов отражает экономический рост, темпы инфляции, развитие международного сотрудничества;

- нормативно-правовое регулирование. Важной задачей нормативного обеспечения является создание условий для конкурентоспособности продукции на рынке и защита интересов потребителей.

- политические - это те факторы, которые имеют форс-мажорный характер, связанные с международными событиями, политикой государства;

- информационные - это уровень организации информационных потоков на предприятии;

- социально-демографические. К этой группе факторов относится повышение уровня рождаемости, рост образованности населения, рост безработицы и т. д.;

- социально-культурные факторы - это, например, проведение культурных мероприятий в регионе, государственная поддержка социальных программ;

- фактор восприятия - характеризуется степенью доверия потребителя к производителю агропромышленной продукции;

- предпродажная подготовка - способность, предвидя запросы потребителей, убедить их в своих эксклюзивных возможностях по удовлетворению этих запросов (доставка);

- маркетинговый фактор - возможность для проведения эффективной рекламной стратегии и стимулирования спроса на продукцию [3, 4, 5].

Исходя из классификации, выявленные факторы можно разделить на три группы по степени влияния на конкурентоспособность товара (рис. 1).

I уровень влияния -

• Основные параметры товара, такие как качество и цена, которые могот быть оценены как в соотношении "цена-качество", и как отдельные еденицы.

II уровень влияния -

• На втором уровне анализируются ресурсы компании, такие как технологии производства, квалификация персонала, финансовые возможности, доступ к сырью, инновации в производстве, системы стимулирования и регулирования,.

III уровень -

• На третьем уровне рассматриваются маркетинговые стратегии, обслуживание клиентов, репутация компании на рынке, ее взаимоотношения с партнерами, политические, социальные и др.

Рисунок 1 - Классификация факторов конкурентоспособности агропродовольственных

товаров по степени влияния Примечание. Рисунок составлен на основании собственных исследований

Качество продукции является определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность. В силу того, что потребитель стал более требовательным и избирательным в выборе отдельных товаров и в связи с расширением ассортимента и предложения, производителям, для удержания позиций на рынке, следует придавать большое значение качеству конечного продукта. Качество определяется как набор свойств продукции, способных удовлетворить потребности конечных потребителей.

Цена - это решающий фактор для покупателя, поскольку, оценивая качество, оставив себе выбор из наиболее подходящих для потребностей товаров, покупатель принимает решение о стоимости продукта. Следует отметить, что не всегда спрос на продукцию определяется последовательностью выбора качество - цена. Потребители зачастую ориентируются на цену в поисках качественного товара, особенно когда нет других источников информации. Поэтому существенное снижение конкурентной цены на продукт по сравнению с аналогичными товарами может отпугнуть определенную часть аудитории.

Цена на продукцию формируется под воздействием различных факторов. Сначала необходимо учитывать амортизационные, так как они непосредственно влияют на минимальную цену товара. Кроме того, важным аспектом является маркетинговое позиционирование бренда. Третьим ключевым фактором является мировая рыночная ситуация, которая включает в себя спрос, предложение, действия конкурентов, а так же фискальная политика государства [4].

Позиционирование и се-

зонность

Рисунок 2 - Стратегии формирования конкурентоспособной цены в АПК Примечание. Рисунок составлен на основании собственных исследований

Одним из ключевых факторов успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий является управление ресурсами и финансами. Необходимо стратегически планировать расходы и доходы, эффективно использовать ресурсы, сокращать издержки и повышать производительность труда.

Кроме того, конкурентоспособность зависит от уровня инноваций и уникальности продукта. Эксклюзивные товары или товары с уникальными характеристиками могут иметь более высокую стоимость. Важными также являются маркетинговые стратегии и каналы распространения, поскольку они влияют на восприятие потребителями ценности товара [5].

Современные технологии позволяют улучшить качество, а следовательно и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, что способствует увеличению спроса на неё как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Разработка эффективного ценового механизма так же повышает конкурентоспособность предприятия (отрасли) в целом. Однако для повышения эффективности аграрной сферы экономики необходимо уделять внимание не только первостепенным факторам, но и доступности оборотных средств, развитию инфраструктуры, снижению затрат на производство, продвижению продукции на рынке, а также внедрению инновационных технологий.

Таким образом, эффективность аграрной сферы экономики зависит от комплекса мер, включающих в себя доступность оборотных средств, использование современных технологий, профессионализм кадров и развитие научных исследований. Внедрение этих мер позволит улучшить финансово-экономические показатели предприятий, повысить конкурентоспособность сельскохозяйственного сектора и создать благоприятные условия для развития отрасли.

Список литературы

1. Методология оценки конкурентного потенциала пищевых продуктов с улучшенными потребительскими характеристиками / Е.М. Моргунова, С.А. Кондратенко, С.Е. Томашевич, А.Н. Моргунов // Пищевая промышленность: наука и Технологии. - Том 12, № 2 - 2019. - с 52-64.

2. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / И.М. Лифиц. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 437 с.

3. Пилипук А. В. Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности Беларуси в условиях построения Евразийского экономического союза / А. В. Пилипук; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2018.- 237 с.

4. Пилипук А. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК / А. Пилипук [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Беларусская навука, 2012. - 217 с.

5. Данильченко А.В. Конкурентоспособность национальной экономики Республики Беларусь в условиях современных процессов региональной экономической интеграции и интернационализации / А. В. Данильченко [и др.]; под ред. А. В. Данильченко. - Минск: БГУ, 2016. - 283 с.

DOI 10.24412/cl-37231 -2024-1-141-147

Ширяева Е.Н., преподаватель shiryaeva_en@noskolagrokol.ru ОГАПОУ «Новооскольский колледж» г. Новый Оскол, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ РЕСУРСОРСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Аннотация. В статье проведен краткий анализ ресурсосберегающих технологий в животноводстве, представлена экономическая эффективность их использования в сельскохозяйственном производстве.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, животноводство, ресурсосбережение, сельхозпродукция, энергозатраты.

Животноводство считается одной из наиболее важных отраслей экономики. Оно обеспечивает население ценными продуктами высокой калорийности. На животноводческих фермах производятся молоко, мясо, яйца и другие продукты. Также на них изготавливается сырье для легкой промышленности, например, обуви, одежды, тканей, мебели и т. д. В процессе жизнедеятельности животные на фермах производят органические удобрения для растений. Для увеличения роста производства следует на фермах автоматизировать процессы. Комплексная механизация и автоматизация ферм способствует повышению объемов продукции, при этом значительно сокращаются затраты.

На сегодняшний день доказано, что организации с высоким и даже средним объемом механизации несут значительные потери:

• Молочное скотоводство - уровень потерь до 53%;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.