Научная статья на тему 'Факторы, формирующие прибыль полиграфического предприятия'

Факторы, формирующие прибыль полиграфического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, формирующие прибыль полиграфического предприятия»

Факторы,

формирующие

прибыль

полиграфического предприятия

И.В. Орешков,

аспирант кафедры менеджмента

История развития товарно-денежных отношений, как и собственности, производства и государственности, тесно связана с предпринимательством и прибылью, как объектами регулирования и управления. Основными методами регулирования являлись административные и экономические, причем в каждой стране, в конкретных условиях они использовались в определенном сочетании и пропорциях.

Прибыль, выступая в качестве одной из целей предпринимательской деятельности, представляет собой главную движущую силу экономического развития предприятия. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед руководителями, является овладение современными методами эффективного управления формированием прибыли. Для этого необходимо разработать целостную методику управления прибылью, которая станет ядром всей системы управления прибылью.

Современное состояние экономики РФ характеризуется кризисными явлениями, причем ситуация находится в состоянии мнимой стабилизации, которую будет лучше назвать стоянием на месте. Причем кризисная ситуация, начав развитие с финансово-банковского сектора экономики, в итоге охватила все сферы. Многие виды полиграфических производств (например, книжное) и ранее функционировали с минимальной рентабельностью и с приходом кризиса оказались в очень тяжелом положении.

Кроме того, многие полиграфические предприятия, как и предприятия других отраслей, в предкризисный период подъема мало внимания уделяли оптимизации своих производственных и управлен-

ческих процессов. Слаженная методика управления прибылью не внедрена ни на одном отечественном полиграфическом предприятии, а гибкую и оперативную систему управления (включая комплексную автоматизированную систему управления предприятием) имеют единицы - в основном созданные в последнее десятилетие крупные комбинаты. На предприятиях среднего и малого размера планово-экономический отдел зачастую вообще отсутствует в организационной структуре или представлен одним человеком, временных ресурсов которого хватает только на выполнение текущей работы.

Особенность полиграфического производства, практически целиком зависящего от заказчиков, в том числе из других сфер экономики, привела к чрезвычайно резкому падению объема заказов, а также переходу заказчиков к наименее рентабельным (с точки зрения полиграфического производства), видам продукции. Это поставило практически все полиграфические предприятия в тяжелейшую ситуацию, и заставило их функционировать с нулевой рентабельностью или даже сделало их убыточными.

Анализ проблем, с которыми сталкиваются полиграфические предприятия, показывает, что знание, навыки, опыт и интуиция руководителей оказываются не в состоянии обеспечить эффективное управление прибылью в сложных кризисных условиях. Для обеспечения управления прибылью полиграфического предприятия необходимо изучить процесс формирования прибыли, выявить взаимосвязь и взаимозависимость влияющих на прибыль факторов, определить способы и методы управления данными факторами и разработать единую методику управления прибылью предприятия.

Все это в совокупности еще раз подтверждает актуальность создания методики управления прибылью полиграфического предприятия с целью обеспечения его максимально эффективного функционирования и развития.

Факторы, формирующие прибыль полиграфического предприятия, можно разделить на пять основных групп:

- производственные факторы;

- факторы, связанные с работой службы продаж и маркетинговыми коммуникациями;

- факторы, связанные с эксплуатацией рыночных условий и сегментированием рынка;

- факторы, связанные с формированием себестоимости продукции;

- факторы, связанные с ценовой конкуренцией.

Сложно определить, какая из групп факторов оказывает большее влияние на формирование конечной прибыли полиграфического предприятия. В конкретном случае усиление влияния определен-

ной группы возможно, однако в условиях рынка полиграфических работ, по своим параметрам близкого к абсолютно конкурентному, и высокой степени унификации и автоматизации полиграфического производства, прибыль в большинстве случаев формируется при равнозначном влиянии всех перечисленных выше групп факторов.

К производственным факторам следует отнести загрузку всех участков производства и цехов полиграфического предприятия, а также:

• уровень организации производства (и степень автоматизации);

• степень поточности производства;

• использование системы управления полиграфическим предприятием. Использование систем управления, специально созданных для управления полиграфическими предприятиями, гарантирует учет всех особенностей полиграфического производства и высокую степень совместимости с процессами полиграфии, масштабируемость и простое подключение дополнительных модулей;

• степень автоматизации расчетов;

• точность планирования загрузки производства.

Анализ загрузки производственных мощностей за определенный период времени является отправным пунктом изучения состояния производственных факторов, оказывающих влияние на прибыль. При изучении загрузки производственных мощностей важно отследить как абсолютную загрузку, так и ее динамику, а также верно сегментировать печатное оборудование. Особое внимание необходимо уделить загрузке послепечатного оборудования - традиционно узкого места любого полиграфического производства.

Анализ факторов, связанных с работой службы продаж и маркетинговыми коммуникациями, следует начать с изучения функционального разделения обязанностей между менеджерами. Зачастую, несмотря на наличие четких должностных инструкций, происходит нарушение распределения обязанностей между менеджерами по продажам и менеджерами по ведению заказов, что значительно снижает эффективность функционирования службы продаж.

При анализе маркетинговых коммуникаций необходимо

изучить:

• динамику количества обращений;

• распределение обращений по каналам коммуникации;

• сферы деятельности потенциальных и существующих заказчиков;

• соотношение источников информации о предприятии, полученной потенциальными заказчиками;

• соотношение приоритетных требований потенциальных заказчиков к типографии.

Изучение распределения сфер деятельности потенциальных и существующих заказчиков, а также приоритетных источников информации о предприятии для потенциальных заказчиков имеют критическое значение для последующего построения эффективных маркетинговых коммуникаций и PR.

Для эффективной эксплуатации рыночных условий ключевое значение играет сегментация рынка, это первый шаг к созданию успешной рыночной стратегии, направленной на укрепление позиций предприятия, его выручки и прибыли. В связи с чем необходимо провести сегментацию предлагаемых полиграфических работ по следующим критериям:

• рентабельности;

• рабочего рынка;

• количества операций, необходимых для изготовления готовой продукции (технологической сложности);

• по тиражности выпускаемых изданий;

• периодичности заказов.

Впоследствии, используя оптимизацию работы службы продаж, необходима формулировка целей по расширению портфеля заказов за счет наиболее выгодных сегментов, увеличения их доли в общем портфеле заказов.

Также изучение рынка и выделение на нем сегментов, соответствующих заданному направлению оптимизации портфеля заказов, даст ориентиры менеджерам по продажам для поиска новых заказчиков.

При формировании портфеля заказов необходимо анализировать не только общую тиражность, но и динамику тиражей. Для разделения портфеля заказов по тиражности можно использовать АВС-анализ, выделяя приоритетные для предприятия группы изданий. После проведения первичного АВС-анализа необходимо провести анализ сегментарной структуры групп А,В и С по типам изданий (можно создать несколько классификаций). Данный анализ предоставит необходимую информацию для разработки стратегии формирования портфеля заказов. По результатам АВС-анализа необходимо провести сравнительный анализ рентабельности выявленных групп продукции.

Важно провести и анализ фактической и плановой рентабельности различных групп. Можно проводить данный анализ, разделив заказы по временному признаку - например по месяцам. Это даст данные для вычисления критического значения рентабельности и поможет отслеживать уровень рентабельности заказов, принимая оперативные действия по недопущению снижения рентабельности.

Для определенного сегмента полиграфических предприятий важно выявить структуру портфеля заказов в разрезе их периодичности.

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли и увеличения рентабельности выпуска продукции. Для эффективного управления себестоимостью продукции, необходимо изучить ее формирование, состав и структуру.

Задачи анализа себестоимости продукции состоят в том, чтобы дать общую оценку достижению запланированных уровней себестоимости, вскрыть причины отклонений, выявить резервы дальнейшего ее снижения за счет повышения технического уровня производства, улучшения организации производства и труда, эффективного использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации и сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Для анализа себестоимости продукции могут использоваться данные, содержащиеся в формах годовой и периодической отчетности: «Затраты на производство», «Себестоимость товарной продукции», «Расходы по обслуживанию производства и управлению», калькуляции себестоимости важнейших видов продукции.

Кроме того для анализа себестоимости продукции могут привлекаться сведения о соблюдении норм расхода основных видов сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки. В условиях применения нормативного метода учета затрат на производство весьма важно анализировать фактические расходы в сопоставлении с плановыми.

Себестоимость товарной продукции планируется и учитывается по калькуляционным статьям затрат. При анализе себестоимости товарной продукции необходимо проверить выполнение плана по затратам в целом, выявить причины экономии или перерасхода по каждой статье расходов, установить резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Такими резервами могут быть: снижение норм расхода сырья и материалов; экономия, образующаяся от замены одних видов сырья, материалов другими, более прогрессивными; сокращение потерь от брака и отходов производства; более полное использование в производстве вторичных ресурсов; повышение производительности труда и экономное расходование фонда заработной платы; улучшение качества продукции.

В формах отчетности предприятий отражается плановая и фактическая себестоимость фактически выпущенной товарной продукции, то есть представлена плановая и фактическая себестоимость одного и того же (фактического) объема производства. Поэтому выявляемые отклонения раскрывают уровень изменения самих затрат независимо от структурных сдвигов в выпуске продукции.

Анализируя выявленные отклонения от плановых значений (как положительные, так и отрицательные), необходимо выявить причины их возникновения, и устранить их или же стимулировать.

При анализе факторов, связанных с ценовой конкуренцией, на данном временном этапе экономического развития ставятся следующие цели:

• проследить тенденции в ценовой политике конкурентов;

• уловить наметившиеся тенденции в ориентации конкурентов на определенные сегменты в связи с перераспределением мощностей на исследуемом рынке;

• определить конкурентные позиции предприятия и получить обоснование для возможной корректировки цен на предоставляемые услуги;

• сформировать рекомендации относительно наиболее перспективных направлений развития полиграфических работ, предлагаемых предприятием, с целью увеличения портфеля заказов.

Порядок проведения анализа факторов, связанных с ценовой конкуренцией:

• Проведение мониторинга цен по стандартному алгоритму (расчет заказа менеджером полиграфического предприятия); отправка параметров издания в конкурирующие типографии на расчет; получение первичных данных - без предоставления исследуемыми типографиями дополнительных скидок.

• Систематизация и анализ данных по сегментам (например, журнальная ролевая печать, газетная ролевая печать и листовая печать или по другим сегментам, исходя из специализации конкретного предприятия).

• Построение трендов ценовой политики по каждому конкуренту в рассматриваемом периоде.

• Прогноз перспективных направлений развития для предприятия и возможных тенденций развития конкурентов.

Также дополнительно может быть проведено сегментирование конкурентов по их рыночным долям в определенном сегменте. Важно вычислить минимальное, максимальное и среднее значение цен по сегменту, а также медиану.

В дальнейшем необходимо построить профиль данного предприятия в разрезе цен по каждому сегменту рынка.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы о соответствии ценовой политики предприятия существующей рыночной ситуации, выработать рекомендуемые колебания цен для предприятия в каждом сегменте печатной продукции.

Также по выработанным группам конкурентов необходимо провести анализ их ценовых стратегий (например, использует ли предприятие стратегию низкой или высокой цены).

Таким образом, изучение факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли полиграфического предприятия является лишь составной частью процесса выработки методики управления прибылью. Но именно на этом этапе закладываются исходные данные для проведения всей дальнейшей работы. Поэтому анализ данных факторов должен быть проведен с особой тщательностью для получения наиболее полных точных результатов, так как на этом базисе будет строиться вся дальнейшая работа.

Библиографический список

1. БланкИ.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. - К. : Ника-Центр, 2003. - 205 с.

2. Войналович А.В. Управление продажами / А.В. Войнало-вич. - М. : Институт бизнеса и делового администрирования, 2008. -105 с.

3. ДойлД. Управление затратами: стратегическое руководство / Д. Дойл. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - 253 с.

4. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью : учеб. пособие / В.В. Ковалев. - М. : Проспект, 2007. - 330 с.

5. МакдоналдМ. Сегментирование рынка / М. Макдоналд, Я. Данбар. - М. : Дело и Сервис, 2002. - 284 с.

6. Манн Р. Контроллинг: система управления прибылью / Р. Манн, Э. Майер. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 300 с.

7. Никольская Э.В. Прибыль и рентабельность предприятий - залог успеха их деятельности. Вып. 5 / Э.В. Никольская. - М. : Библиотечка «Российской газеты», 2008. - 159 с.

8. Саймон Г. Продажи в кризис: как повысить объем продаж, снизить издержки и увеличить прибыль / Г. Саймон. - М. : Бизнес Психологи, 2010. - 253 с.

9. Саймон Г. Как управлять прибылью современной компании / Г. Саймон, Ф. Билстайн, Ф. Луби. - М. : Вершина, 2008. - 257 с.

10. Харламова Е.А. Организационное развитие и управление изменениями / Е.А. Харламова. - М. : Институт бизнеса и делового администрирования, 2008. - 137 с.

11. M. Schultz, J.E. Doerr Professional Services Marketing. -Hoboken, NJ, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2009. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.