Научная статья на тему 'Основные аспекты составления бизнес-плана полиграфического предприятия'

Основные аспекты составления бизнес-плана полиграфического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6613
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескоровайная С. А.

Бизнес-план это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить полиграфическому предприятию при реализации коммерческого проекта. Он содержит способы достижения поставленных целей, технико-экономический анализ основных показателей на момент принятия решения о начале проекта и прогнозный анализ ситуации, которая может сложиться в результате его реализации, анализ основных рисков, а также способы снижения влияния выявленных рисков на деятельность предприятия. В нем также содержится оценка сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о будущих потенциальных заказчиках полиграфических работ. Поскольку инвестор не обязан вкладывать деньги именно в данный проект, поэтому основная задача бизнес-плана доказать выгодность предлагаемого проекта в соотношении с рискованностью вложений. В статье приведена структура бизнес-плана для полиграфического предприятия и дана его характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты составления бизнес-плана полиграфического предприятия»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С. А. БЕСКОРОВАЙНАЯ, кандидат экономических наук

Исходным пунктом любой управленческой деятельности является определение цели, достижению которой подчиняются все рабочие процессы. Как правило, основная цель современного полиграфического предприятия, ориентированного на свободный рынок, — это удовлетворение потребностей потребителей в высококачественных и по возможности недорогих услугах в области цветной полиграфии с применением высокоскоростного оборудования ведущих мировых производителей. Это должно обеспечить конкурентоспособность предприятия. Однако не все предприятия имеют технологическую базу, позволяющую привлечь внимание заказчиков. Поэтому проблемы модернизации, технического переоснащения и расширения производства являются для полиграфии очень актуальными, а их решение невозможно без привлечения сторонних капиталов.

В настоящее время общепринятой формой ознакомления инвесторов, кредиторов и других партнеров организации с проектом, в котором им предлагается принять участие, является бизнес-план. И хотя об особенностях его составления уже многое написано, тем не менее еще раз обратимся к данной теме, чтобы обобщить и конкретизировать все основные и важные, на взгляд автора, аспекты.

Итак, бизнес-план, бесспорно, является одним из основных инструментов эффективного управления любым предприятием, в том числе и полиграфическим. В условиях рынка бизнес-план может использоваться не только при реализации того или иного инвестиционного проекта, хотя это его основная функция, часто он применяется в качестве рабочего документа, который позволяет оценить экономическое содержание любого конкретного перспективного направления деятельности полиграфического предприятия в создавшихся или прогнозируемых условиях.

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо

решить полиграфическому предприятию при реализации коммерческого проекта. Он содержит способы достижения поставленных целей, технико-экономический анализ основных показателей на момент принятия решения о начале проекта и прогнозный анализ ситуации, которая может сложиться в результате его реализации, анализ основных рисков, атакже способы снижения влияния выявленных рисков на деятельность предприятия. В нем также содержится оценка сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о будущих потенциальных заказчиках полиграфических работ. Поскольку инвестор не обязан вкладывать деньги именно в данный проект, поэтому основная задача бизнес-плана — доказать выгодность предлагаемого проекта в соотношении с рискованностью вложений.

В России строгого государственного стандарта на форму и на содержание разделов бизнес-плана не существует, однако основные методические рекомендации можно найти в Практическом руководстве по составлению бизнес-плана и оценке эффективности инвестиционного проекта полиграфического предприятия [4]. Необходимо также принимать во внимание типовой формат построения бизнес-планов, принятый в странах Запада, согласно которому структура бизнес-планов должна выглядеть следующим образом [2]:

1. Изложение целей деятельности.

2. Краткое описание бизнеса.

3. Анализ рынка.

4. Продукция (услуги).

5. Организация производства.

6. Инвестиционный климат и риски.

7. Конкуренция.

8. Реализация продукции.

9. Управление и кадры.

10. Финансирование.

11. Приложения.

Однако западные методики разработки бизнес-планов не могут применяться один к одному

для российских условий ввиду существенно иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными, по мнению специалистов [1], разделами, в которых авторы должны показать:

1) адекватное понимание проблемы качества и возможность (способность) ее решения;

2) способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность за счет грамотного управления себестоимостью;

3) ясное видение перспектив развития бизнеса и способность доводить начатое дело до конца.

Здесь речь идет прежде всего о представлении бизнес-планов зарубежным партнерам, однако и российские инвесторы и кредиторы положительно оценят раскрытие названных выше позиций.

Таким образом, бизнес-пландолжен:

1) давать возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

2) содержать ориентиры, как должен развиваться проект и предприятие в целом;

3) показывать, что продукт или услуга найдут своего потребителя;

4) установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

5) содержать оценку затрат, необходимых для изготовления и сбыта собственной продукции и выполнения полиграфических работ;

6) определять прибыльность будущего производства и показывать его эффективность для потенциального инвестора.

Итак, состав и структура бизнес-плана могут быть различными в зависимости от особенностей самого инвестиционного проекта, объема предполагаемого рыночного сегмента, наличия конкурентов, перспектив роста предприятия и т. п., но для полиграфических предприятий целесообразно, по мнению автора, включить в него следующие основные разделы:

1. Общий раздел (резюме):

1) общие сведения о предприятии;

2) существо и цель предлагаемого проекта;

3) стоимость проекта;

4) потребность в финансах;

5) ссылка на конфиденциальность.

2. Краткое описание бизнеса:

1) характеристика отрасли;

2) описание предприятия;

3) имидж организации;

4) технико-экономическая характеристика предприятия;

5) характеристика продукции.

3. Описание проектируемого вида работ и продукции, обоснование выбора.

4. Оценка рыночного сегмента:

1) характеристика рынка и его рост;

2) оценочная доля на рынке;

3) потенциальные заказчики;

4) потенциальные конкуренты.

5. План маркетинга:

1) разработка ценовой политики;

2) реклама и методы стимулирования продаж;

3) формирование общественного мнения.

6. Организация производства:

1) производственный процесс;

2)оборудование;

3) производственные помещения;

4) источники поставки материалов, запасных частей и комплектующихдля оборудования;

5) рабочие кадры.

7. Достижение необходимого качества.

8. Обеспечение конкурентоспособности.

9. Организационная структура и управление персоналом: необходимые изменения.

10. Финансовый план:

1) таблица прогнозируемых объемов реализации в денежном выражении по годам;

2) прогнозный баланс денежных расходов и поступлений;

3) прогнозный отчет о прибылях и убытках;

4) сводный прогнозный баланс активов и пассивов предприятия;

5) стратегия финансирования.

И. Инвестиционный план.

12. Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности и риски.

13. Приложения:

1) копии основныхдоговоров;

2) прайс-листы поставщиков;

3) копии документов, из которых взяты исходные данные;

4) расчетные таблицы;

5) образцы выпускаемых изделий;

6) макеты планируемых к выпуску изделий;

7) другие материалы.

Все разделы должны быть органично связаны между собой и в целом представлять собой конкретную схему реализации инвестиционного проекта с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий.

Кратко раскроем содержание основных приведенных выше разделов.

1. Общий раздел (резюме). Этот первый обзорный раздел бизнес-плана содержит титульный лист и общие выводы из последующих разделов. Титульный лист включает в себя полное название предприятия, наименование проекта, сведения о

руководителе предприятия, сведения о разработчиках проекта, дату составления проекта и дату начала его реализации. Далее указываются юридический адрес и телефоны фирмы, имена учредителей, суть и цели предлагаемого проекта (например, суть проекта — оснащение предприятия прогрессивным полиграфическим оборудованием для удовлетворения потребностей рынка в высококачественных работах в области цветной полиграфии; цели проекта: увеличить долю предприятия на сложившемся рынке по конкретному виду полиграфических работ, увеличить рост чистого дохода, повысить качество выпускаемой продукции, освоить новые виды полиграфических работ и т. п.), место его реализации, общую стоимость проекта, в том числе потребность во внешних источниках финансирования, ожидаемую среднегодовую прибыль, контрольные сроки реализации проекта: начало его внедрения; период ввода оборудования в эксплуатацию; начало работ; сроки окупаемости и возврата инвестированных средств. Также в данном разделе должна содержаться ссылка на конфиденциальность характера содержащейся в бизнес-плане информации.

Содержание данного раздела должно убеждать потенциального инвестора в экономической эффективности и возможности реализации задуманного проекта.

Резюме составляется в последнюю очередь на основании данных полностью подготовленных разделов.

2. Краткое описание бизнеса. Характеристика отрасли. Здесь приводится анализ положения дел в отрасли, текущая ситуация и тенденции развития отрасли. При этом обращается внимание на экономические и социально-политические факторы, способные оказать позитивное или негативное влияние на реализацию проекта. Указываются источники получаемой информации (статистические, отраслевые журналы и др.).

Описание предприятия. В данном разделе должны быть указаны:

— дата создания, место расположения, где и кем зарегистрирована фирма, краткая история развития;

— организационно-правовая форма;

— структура капитала предприятия (например, количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных и находящихся в обращении акций, номинальная их стоимость и биржевая цена);

— основной банк, в котором открыты счета фирмы;

— сведения о владельцах предприятия и руководящем составе;

— бухгалтер и юрист фирмы, основные менеджеры,

ихквалификация, образование, стажработы.

Целесообразно выделение в отдельный раздел такой позиции, как «имидж фирмы». Здесь внимание потенциального инвестора можно обратить на следующие (важные для формирования у последнего положительного мнения об организации) вопросы:

1) чем известно предприятие;

2) чем оно отличается от других предприятий того же профиля;

3) кто являются основными заказчиками полиграфических работ;

4) какова устойчивость клиентуры, динамика количества заказов и заказчиков за три-четыре года;

5) какова востребованность работ и услуг предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) основные клиенты (заказчики полиграфических работ) типографии.

Технико-экономическая характеристика предприятия. Разработчикам бизнес-плана необходимо оценить темпы экономического роста предприятия, его конкурентоспособность, продемонстрировать положительную кредитную историю, если таковая имеется. Для этого следует провести:

1) анализ финансового состояния исследуемой организации по информации за три — четыре пред-проектных года. Этот анализ может включать следующие блоки: общая оценка размещения имущества организации и источников его формирования (анализ динамики, состава и структуры активов в целом; оборотных активов, в том числе производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств; собственного и заемного капитала); анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и диагностика риска банкротства организации; анализ эффективности и интенсивности использования капитала (расчет показателей рентабельности и оборачиваемости капитала, показателейделовой активности);

2) анализ внешних условий, на которые фирма существенного влияния оказывать не может, но влияние которых нельзя не учитывать при планировании основной работы предприятия. Такой анализ охватывает оценку изменения вкусов потребителей и конъюнктуры рынка, источников материальных ресурсов, циклов деловой активности и др.;

3) оценку технического потенциала предприятия, которая покажет уровень используемых технологий и оборудования. Для описания технического потенциала полиграфического предприятия следует проанализировать совокупность технико-технологических показателей, которые для удобства можно объединить в три группы. Первая группа показателей (стоимость активной части основных производствен-

ных фондов, индекс роста технического потенциала, коэффициент интенсивности использования технического потенциала и др.) дает стоимостную оценку технического потенциала предприятия. Это важно, так как стоимостное выражение рассматриваемых показателей является одним из основных при проведении экономического и управленческого анализа. Вторая группа призвана обеспечить пользователя данными об объекте исследования в натуральном выражении, что позволит изучить количественный состав парка технологического оборудования, оценить производственные возможности экономического субъекта, а также степень использования имеющейся производственной мощности. Кданной группе относятся следующие показатели: коэффициент использования технического потенциала предприятия по количественному составу; коэффициент временных затрат оборудования на учетную единицу продукции; коэффициент координации простоев оборудования и фактически отработанного времени за период; коэффициент интенсивной загрузки оборудования; коэффициент фактического использования производственной мощности; коэффициент максимального использования (порога использования) технического потенциала по производственной мощности и др. Третья группа показателей служит для определения степени физической и моральной изношенности рассматриваемого оборудования (коэффициент выработанности технического ресурса оборудования, остаточный технический ресурс оборудованияидр.) [1].

Характеристика продукции. В данном разделе приводятся сведения о характере выполняемых полиграфических работ и ассортименте продукции, демонстрируются рисунки с образцами выпускаемых изделий.

3. Описание проектируемого вида работ и обоснование выбора. Цель данного раздела — дать инвесторам необходимые сведения о проектируемом виде работ и, как следствие, о конечном продукте, который типография сможет предлагать заказчикам в результате реализации проекта. Здесь должны быть указаны необходимые условия производства: обновление технологии и потребность в новом оборудовании и приспособлениях; изменение используемых материалов и их поставщиков; потребность в новых конструкторских и технологических разработках; требования квалификации работников и необходимость их переобучения и специальной подготовки и т. п. Обоснование выбора определенного пути развития предприятия может быть приведено кратко, развитие идей данного раздела приводится в последующих пунктах.

4. Оценка рыночного сегмента. Для того чтобы найти свою «нишу» на рынке и получить досто-

верную оценку потенциала рынка, необходимо его изучение и прогнозирование. Данный раздел целесообразно построить следующим образом. Сначала определяются основные характеристики рынка и аналогичного выпускаемого продукта (выполняемых работ, услуг). Для этого определяются:

1) емкостьрынка;

2) степень насыщенности рынка;

3) тенденция изменения емкости и насыщенности на ближайшую перспективу;

4) уникальность проектируемой продукции (вида работ);

5) тенденция спроса на выпускаемый предприятием продукт (выполняемые работы);

6) наиболее перспективные сегменты рынка и причины предпочтения;

7) предпочтения типичного заказчика данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги).

Далее определяется возможная доля на рынке. Для этого изучаются:

1) проектируемая тиражность;

2) прогнозируемый рост объема заказов в ближайшие 5 лет;

3) прогнозируемые цены на проектируемый вид работ (продукцию).

Определение потенциальных заказчиков основывается на следующих исследованиях:

1) определение круга возможных заказчиков;

2) наиболее перспективные заказчики проектируемых работ (продукции).

Оценка потенциальных конкурентов предполагает изучение:

1) количества фирм, предлагающих выполнение аналогичных полиграфических работ;

2) доли рынка, контролируемой конкурирующими организациями;

3) экономической ситуации на конкурирующих фирмах с объемами заказов, а также качеством продукции, скоростью исполнения заказов, доходами ит. д.и тенденции развития этих показателей;

4) объемов средств, выделяемых конкурирующими фирмами на рекламу;

5) основы для конкуренции (цена, качество, сервис, имидж и т. д.).

Ответы на перечисленные вопросы рекомендуется представить в виде сравнительной таблицы, которая даст возможность определить ваши преимущества и уязвимые места перед конкурентами и разработать методы конкурентной борьбы.

5. План маркетинга. В этом разделе необходимо раскрыть все основные элементы стратегии маркетинга с указанием основных мероприятий, сроков их осуществления, исполнителей, объемов

финансирования. Раздел можно сформировать по следующей схеме.

Во-первых, осуществляется разработка ценовой политики, которая включает шесть этапов:

1) постановка задачи ценообразования;

2) определение влияния цены на спрос;

3) оценка издержек;

4) анализ цен и товаров у конкурентов;

5) выбор метода ценообразования;

6) определение окончательной цены.

Оценка издержек производства необходима для

определения базовой точки отсчета ценообразования, т. е. определения минимально возможной цены и минимально возможного объема заказов. Оценка издержек ведется по двум видам — условно-постоянные затраты, которые не зависят от изменения объема выпуска продукции, и условно-переменные затраты, которые находятся в прямой зависимости от уровня производства. Динамика общей суммы издержек производства дает возможность оценить издержки при различных объемах выпуска продукции, определить минимально возможный объем выпуска.

В данном разделе следует рассчитать точки безубыточности для основных групп продукции и услуг.

Во-вторых, описываются методы рекламы и стимулирования продаж. В данном разделе целесообразно представить план-расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение продукции на рынок, указать и обосновать выбор каналов, сроков проведения, исполнителей, бюджет. Для полиграфических предприятий в качестве основных рекламных направлений можно указать участие в полиграфических ярмарках и выставках, подготовку и распространение рекламных буклетов и листовок на выставках и ярмарках по специализации основных заказчиков полиграфической продукции, размещение рекламы в специализированных газетах и журналах, размещение рекламы в Интернете, распространение зажигалок и ручек с напечатанной рекламой. Возможно размещение рекламных вклеек и вкладок в продукции заказчика (по согласованию с последним), что более характерно, конечно, для издательств, чем для полиграфических предприятий.

В-третьих, разрабатывается стратегия формирования общественного мнения о предприятии. Этот раздел описывает мероприятия, которые планируется осуществить для стимулирования роста числа заказчиков. Это могут быть личные контакты с потенциальными заказчиками, участие в выставках и ярмарках, распространение образцов продукции бесплатно, формирование имиджа продукции, система скидок и т. д.

6. Организация производства. Основная цель данного раздела бизнес-плана представить информацию о технико-технологической обеспеченности выполнения проектируемого вида полиграфических работ.

Этот раздел должен описывать производственный процесс, заводские условия, обоснование необходимости приобретения определенного полиграфического оборудования и выбора конкретной модели (моделей), источники поставки материалов, запасных ■частей и комплектующих для оборудования и рабочую силу определенной квалификации, которые необходимы для достижения цели проекта.

Специалисты рекомендуют данные этого раздела бизнес-плана представлять в перспективе на два-три года [5]. Рекомендуется также составлять схему производственных потоков на предприятии, из которой было бы видно, откуда и как будут поступать на предприятие все виды материалов, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и когда эта продукция будет поставляться с предприятия заказчикам. Однако для полиграфических предприятий основным моментом здесь является возможность бесперебойной поставки материалов необходимого качества, чтобы в дальнейшем исключить непредвиденные расходы, связанные со сбоями в работе, ремонтом оборудования и судебными издержкам по искам заказчиков относительно ненадлежащего исполнения заказов.

Завершать производственную часть должна оценка издержек производства и их изменение в перспективе. Обязательно учесть в издержках производства затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды.

7. Достижение необходимого качества. Этот раздел не всегда выделяется в бизнес-планах, однако имеет большое значение для инвесторов, особенно если речь идет об иностранных партнерах. Задание норм качества и проверка их соблюдения с помощью действующих методов измерения и контроля является обязательным условием экономической эффективности полиграфического производства. В данном пункте следует указать:

1) на каких стадиях, какими методами и кем будет производиться контроль качества выполнения проектируемых работ (исполнения новых для предприятия заказов);

2) какие стандарты будут использоваться при контроле качества;

3) объемы затрат, связанные с обеспечением контроля качества.

8. Обеспечение конкурентоспособности. Данный раздел считается обязательным при представлении бизнес-плана иностранным инвесторам. Он должен содержать сведения о себестоимости планируемой

к выпуску продукции, демонстрировать методику управления себестоимостью на предприятии.

Рекомендуется при формировании этого раздела воспользоваться методами функционально-стоимостного анализа — это стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

Конечная цель функционально-стоимостного анализа — поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов достижения основной цели проекта. Для этого решаются следующие задачи:

1) дается общая характеристика объекта исследования, в качестве которого выступает проектируемый вид полиграфических работ или изделия;

2) производятся его детализация на функции и группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные;

3) определяются и группируются затраты соответственно выделенным функциям;

4) исчисляется сумма затрат на изготовление изделия при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

5) подтверждается обоснованность выбора стратегии технологического и организационного усовершенствования производства, для реализации которой задумывался инвестиционный проект;

6) разрабатывается реалистичный бюджет.

9. Организационная структура и управление персоналом: необходимые изменения. В этой части нужно привести организационную схему предприятия, из которой должно быть четко видно следующее:

1) структура органов управления;

2) состав и взаимодействие всех подразделений;

3) координация и контроль деятельности подразделений предприятия.

Если для реализации цели проекта требуется провести изменение структуры и функций управленческого аппарата или отдельных подразделений, то необходимо представить обновленную структуру управления предприятием с пояснениями относительно планируемых изменений.

Далее указываются:

1) наличие работников необходимой квалификации;

2) форма привлечения работников; рекомендуется указать квалификационные требования к специалистам (какого профиля, с каким образованием, каким опытом);

3) затраты на трудовые ресурсы (предполагаемая заработная плата специалистов, в том числе

руководящего персонала, и методы стимулирования оплаты труда).

10. Финансовый план. Этот раздел готовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Финансовый план может состоять из следующих подразделов.

1. Таблица прогнозируемых объемов реализации в денежном выражении по годам. Таблицу рекомендуется составлять не менее чем на 3 — 4 года. Причем первый год данные приводятся помесячно, второй год — поквартально, третий и последующие годы

— общегодовой суммой [5].

2. Прогнозный баланс денежных расходов и поступлений позволяет оценить объемы инвестирования в разбивке по времени, т. е. до начала реализации и уже по ходу дела. Главная задача такого баланса

— установить синхронность поступления и расходования денежных средств, т. е. показать ликвидность предприятия при реализации данного проекта (под ликвидностью в данном случае понимается способность предприятия своевременно погашать долговые обязательства перед кредиторами за счет поступающих средств от реализации продукции). Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости проекта с учетом временного фактора. Баланс денежных расходов и поступлений составляется на первый год помесячно, на второй год — поквартально и на следующие годы — в целом за 12 мес.

3. Прогнозный отчет о прибылях и убытках показывает, как формируется и изменяется прибыль в ходе реализации проекта.

4. Сводный прогнозный баланс активов и пассивов предприятия дает возможность оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

5. Стратегия финансирования. На этом этапе на основании проведенных в рамках выполнения предыдущих пунктов расчетов излагается план получения средств, необходимых для достижения цели проекта, при этом указываются:

1) объемы финансирования, необходимые для реализации проекта;

2) источники финансовых ресурсов и форма их получения:

а) собственные средства;

б) привлеченные средства (кредиты банков; привлеченные средства партнеров; привлеченные средства акционеров и другие источники);

3) срок ожидаемого возврата вложенных средств.

11. Инвестиционный план. В этом разделе приводится конкретный план организационно-технических мероприятий, содержащий наименование

этапов, их длительность, ответственных исполнителей, объемы финансирования каждого этапа с учетом длительности, инфляции, условий оплаты и т. п., с выделением долей финансирования за счет собственных и привлеченных средств. Составляется график взаимосвязи этапов работ во времени в зависимости от готовности инвестора участвовать в реализации предложенного проекта.

12. Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности и риски. На этом этапе рекомендуется провести анализ эффективности и устойчивости проекта по данным прогноза балансов, отчетов о прибылях и убытках, движения денежных средств и рассчитать показатели [4]:

1) ликвидности (индексы текущей и общей ликвидности и чистый оборотный капитал и др.);

2) деловой активности (оборачиваемость товарно-материальных запасов, оборачиваемость средств по счетам дебиторов и др.);

3) рентабельности (активов, собственного капитала, долгосрочных инвестиций, продаж, валовой прибыли, операционной прибыли и др.);

4) финансовой устойчивости;

5) эффективности инвестиций с учетом ставки дисконтирования (период окупаемости проекта, индекс прибыльности, чистый приведенный доход от проекта, внутренняя норма рентабельности и др.).

В данном разделе следует также провести анализ чувствительности проекта, т. е. показать степень влияния на финансовый результат (чистый приведенный доход от проекта) различных факторов (изменение объема продаж, цен реализации, налогов, переменных издержек, условно-постоянных издержек, суммы инвестиционных затрат, стоимости привлеченных финансовых средств, ставки дисконтирования и др.) [4].

При разработке бизнес-плана необходимо также оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления планируемых мероприятий. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью экспертных методов. Необходимо оценить, какие риски наиболее вероятны (например, пожар, изменения в налоговом законодательстве, колебание валютных курсов и т.п.) и какие финансовые затраты могут возникнуть у предприятия вследствие преодоления последствий возникновения рисковых ситуаций. Представляются

меры профилактики рисков и программы страхования от рисков, разрабатываются компенсационные мероприятия, т. е. альтернативные пути обеспечения нормальной деятельности предприятия при возникновении рисковой ситуации. По результатам проведенного прогнозирования рисков дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта.

И, наконец, приведем перечень наиболее типичных ошибок, возникающих при составлении бизнес-планов, характерный для любой отрасли, в том числе и для полиграфии:

1) неправильное понимание определяющих аспектов бизнес-плана, что выражается в излишне подробной разработке разделов «Финансовый план» и «Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности» и недостаточном анализе рынка продукции (работ, услуг) и обосновании конкурентоспособности;

2) низкое качество проводимых маркетинговых исследований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) завышение цен (непреднамеренное или сознательное) на выполнение проектируемых работ, что ведет к составлению излишне оптимистичного прогноза будущего финансово-экономического положения предприятия;

4) занижение издержек, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

5) недооценка внутренних инфляционных процессов и внешнеэкономических тенденций роста цен на основные энергоносители и т.п., в результате чего производится неверная оценка применяемых при расчетах основных показателей коэффициентов дисконтирования.

Таким образом, правильно составленный бизнес-план дает возможность оценить общее состояние дел на текущий момент и спрогнозировать экономический уровень, которого может достичь полиграфическое предприятие в результате реализации инвестиционного проекта.

Литература

1. Бескоровайная С. А. Система показателей оценки технического потенциала полиграфического предприятия // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. — 2008. -№4,- С. 27 - 36.

2. Москвин В. Как избежать ошибок при разработке бизнес плана // www. md-bplan. ru.

3. Никонова И. А. Второе рождение функционально-стоимостного анализа // www. elitarium. ru.

4. Поляков О. В. Практическое руководство по составлению бизнес-плана и оценка эффективности инвестиционного проекта полиграфического предприятия. — М. : МПТР, 2000. - 130 с.

5. Секерин В. Д. Маркетинг: Учеб. -практ. пособие / В. Д. Секерин. — 2-е изд. , испр. и доп. — М. : Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 1999. — 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.