современные проблемы
коммуникации
Научная статья УДК 128
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА БАЛИНА
Кандидат психологических наук, профессор кафедры управления, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: [email protected]
АРТЁМ НИКОЛАЕВИЧ ПУДОВ
Аспирант, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог
e-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ
Аннотация. В статье систематизированы основные факторы смысложизненных ориентаций, включающие личный опыт и убеждения, культурные и социальные нормативные институты контроля и регуляции. В работе конкретизированы и раскрыты фундаментальные положения теории смысложизненных ориентаций личности на основе позиций ведущих специалистов. Автор предлагает новый подход к классификации факторов формирования смысложизненных ориентаций, доказывая наличие трехчастной структуры — влияния самой личности как субъекта деятельности, воздействия ее ближайшего окружения и целенаправленного давленияразличных общественных систем.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценности, смысл жизни, развитие, личность, целеполагание
Тематический рубрикатор e-Library: 15.21.51
TATIANA N. BALINA
Candidate of Psychological Sciences (Ph.D.), Professor of the Department ofManagement, Taganroglnstitute ofManagement and Economics, Taganrog
ARTEMN. PUDOV
Ph.D. student,Taganrog Institute ofManagementand Economics, Taganrog
DEVELOPMENT FACTORS OF LIFE ORIENTATIONS
Abstract. The article systematizes the main factors of life orientations, including personal experience and beliefs, cultural and social regulatory institutions of control and regulation. Thepaper concretizes and reveals the fundamental provisions of the theory of meaning-life orientations of personality based on the positions of leading specialists. The author offers a new approach to the classification of factors of the formation of life orientations, proving the presence of a three—part structure — the influence of the personality itself as a subject of activity, the impact of its immediate environment and thepurposefulpressure ofvarious socialsystems.
Keywords: life orientations, values, meaning of life, development,personality, goal-setting
Важность формирования смысложизненных ориентаций трудно переоценить. Когда у человека есть четкое представление о том, что он ценит и чего хочет достичь, он лучше справляется с вызовами, которые ставит перед ним жизнь. Человек часто задается вопросом о цели и смысле своего существования, о месте в мире, о ценностях и о том, чего он хочет достичь в жизни. Эти вопросы являются проявлениями желания сформировать смысложизненные ориентации, которые ведут через жизненные сложности и дают ощущение направления и цели.
Темой смысложизненных ориентаций занимались многие ученые из разных стран: В. Франкл, B.C. Бра-тусь, В.Г. Алексеева, С.С. Бубнова, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, A.A. Волочков, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чуд-новский, И.В. Абакумова и др., которые представляли структуру смысложизненных ориентаций каждый по-своему.
Смысложизненные ориентации (далее - СЖО), по мнению профессора Д.А. Леонтьева, относятся к принципам и убеждениям, которые формируют отношение человека к жизни и поведение в ней [6]. Они
© Т.Н. Балина, 2023 © А.Н Пудов, 2023
являются основой, на которой создаются жизненные цели, принимаются решения и преодолеваются трудности. Смысложизненные ориентации субъективны и уникальны для каждого человека, поскольку они формируются личным опытом, культурными влияниями, ожиданиями общества и отношениями с другими [7].
Формирование смысложизненных ориентации начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни человека. Некоторые люди могут перенимать жизненные ориентации своих родителей или культурные традиции, в то время как другие развивают свои собственные, основанные на личном опыте и убеждениях. Двигаясь по жизни, человек сталкивается с различными ситуациями и вызовами, которые могут сформировать жизненные ориентации или бросить вызов существующим убеждениям [2].
Наличие смысложизненной ориентации может иметь множество преимуществ для благополучия человека. По мнению ряда исследователей, люди, у которых есть чувство цели и направления в жизни, с большей вероятностью испытают положительные эмоции, более высокий уровень удовлетворенности и улучшат психическое здоровье [3]. Однако формирование смысложизненных ориентации также может быть источником стресса и конфликтов. Жизненные ориентации могут вступать в противоречие с общественными нормами или семейными ожиданиями, что приводит к разрыву отношений и чувству разобщенности. В исследовании E.H. Ростовой отмечается, что процесс формирования смысложизненных ориентации может потребовать самоанализа и саморефлексии, что может быть сложным и некомфортным для некоторых людей [9].
Таким образом, формирование смысложизненных ориентации является важной и актуальной проблемой в психологии. В данной работе ставится цель -на основе анализа фундаментальных положений теории смысложизненных ориентации личности систематизировать факторы формирования смысложизненных ориентации, описанные ведущими учеными. При этом следует выполнить следующие задачи:
- проанализировать взгляды современных ученых на проблему формирования смысложизненных ориентации;
- выделить факторы, влияющие на процессы смыслообразования личности;
- определить возможное основание для классификации факторов формирования смысложизненных ориентаций;
- предложить авторскую классификацию факторов формирования смысложизненных ориентаций. Факторы, способствующие формированию смысложизненных ориентаций, изучали такие исследователи, как Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, Т.Н. Балина, А.Ш. Музаева и др. Ученые установили, что на формирование смысложизненных ориентаций влияет множество факторов, включая личный опыт и убеждения, культурные и социальные влияния, а также отношения с другими людьми и
окружающей средой. Личный опыт и убеждения могут формировать ценности и мировоззрение, обеспечивая основу для жизненных ориентаций.
Результаты исследований группы ученых под руководством профессора И.В. Абакумовой показали, что культурные и социальные влияния также играют значительную роль в формировании убеждений и ценностей, побуждая человека к действиям [1]. Культурное и социальное происхождение часто формирует взгляды и ценности, включая убеждения о морали, цели и успехе. Например, культуры, в которых приоритет отдается коллективизму и общинным ценностям, могут способствовать формированию жизненных ориентаций, в которых благополучие группы ставится выше индивидуальных устремлений. Напротив, культуры, в которых подчеркивается индивидуализм, могут способствовать формированию жизненных ориентаций, в которых больший упор делается на личностный рост и достижения.
Отношения с другими людьми и окружающей средой также могут способствовать формированию жизненных ориентаций. Люди, которыми человек себя окружает, и сообщества, к которым принадлежит, могут обеспечить поддержкой, руководством и вдохновением, помогая сформировать более глубокое чувство цели и смысла в жизни [2]. Аналогичным образом взаимодействие с миром природы может способствовать более глубокому чувству связи и признательности, что приводит к лучшему пониманию человека его места в мире.
Одним из наиболее значимых факторов, способствующих формированию жизненных ориентаций, является личный опыт [10]. Этот опыт может быть положительным или отрицательным и может исходить из различных аспектов жизни человека, таких как семья, образование, занятость или социальные взаимодействия. Взрослея, каждый человек приобретает свой собственный набор переживаний, который влияет на его восприятие мира и формирует его убеждения. Этот личный опыт становится основой для развития смысложизненных ориентаций.
Отношения, которые мы поддерживаем с другими людьми и окружающей средой, также играют решающую роль в формировании смысложизненных ориентаций. Взаимодействие с семьей, друзьями, коллегами и окружением может формировать ценности и убеждения, которые, в свою очередь, определяют мировоззрение и жизненную ориентацию. Позитивные отношения могут создать чувство безопасности, принадлежности и целеустремленности, в то время как негативные взаимодействия могут привести к чувству изоляции, озлобленности отклоняющемуся поведению [4].
Одним из наиболее значительных культурных влияний является религия. Религия часто становится направляющей силой в жизни людей, предоставляя принципы и учения, которые формируют их убеждения о том, что значит жить осмысленной жизнью [11]. Например, люди во многих восточных культурах могут ценить взаимосвязанность, внимательность и внутренний покой, в то время как
Таблица 1
Источники влияния на факторы формирования СЖО_
Источники влияния
Личность как субъект деятельности Ближайшее социальное окружение Общественные системы
Факторы формирования СЖО - личный опыт - профессиональное самоопределение - навыки целеполагания - активная жизненная позиция - семья - друзья - межличностные отношения - профессиональное окружение - система воспитания - образование - глобализация - традиции - религия - технологии
представители западных культур могут фокусироваться на достижениях, независимости и свободе. Еще одно культурное влияние - это традиция. Традиции передаются из поколения в поколение и могут влиять на отношение к различным аспектам жизни, таким как брак и семья, взаимоотношения и социальные нормы [5].
Социальные влияния также играют значительную роль в формировании смысложизненных ориентации [6]. Примерами социальных влияний являются глобализация, технологии и социальная мобильность. Глобализация позволила людям легче узнавать о различных культурах и образе жизни и ценить их по достоинству. Технологии проложили людям путь к общению и взаимодействию друг с другом независимо от границ. Социальная мобильность относится к способности индивидов продвигаться вверх или вниз по социальной лестнице в зависимости от их экономического статуса. Люди, выросшие в обществах, где особое внимание уделяется социальной мобильности, могут рассматривать осмысленную жизнь как включающую финансовую стабильность, успех в карьере и свободу передвижения.
Одним из наиболее значительных преимуществ наличия осмысленной жизненной ориентации является чувство цели, которое она обеспечивает. В том числе важную роль в смыслообразовании играют процесс профессионального становления и построение профессиональных целей [8]. Люди, которые имеют четкое представление о своих ценностях, целях и приоритетах, с большей вероятностью сделают осознанный выбор, ведущий их к полноценной жизни.
На основе проведенного анализа и систематизации факторов формирования смысложизненных ориентации целесообразно предложить трехчастную структуру источников, влияющих на их формирование. Это, во-первых, влияние самой личности как субъекта деятельности, поскольку любая деятельность человека строится на имеющихся смыслах и является основой для порождения новых смыслов.
Во-вторых, источником формирования СЖО является воздействие на личность её ближайшего окружения - семьи, друзей, коллег по работе и т.п. В-третьих, на личность всегда оказывается целенаправленное давление различных общественных систем, в которые он неизбежно встраивается в процессе социализации, профессионального становления, творческих и духовных исканий. На основе сказанного нами составлена таблица, которая позволяет сделать вывод, во-первых, о множестве и разноплановости факторов формирования СЖО, во-вторых, о различной степени управляемости данными факторами (табл. 1).
Таким образом, роль смысловой сферы в жизни человека состоит в том, что она представляет собой контур саморегуляции личности, в основании которого лежит система ценностей и значимых отношений, сформировавшихся в ходе жизненного пути. Смысловая сфера придает, с одной стороны, определенную устойчивость поведению личности, а с другой - позволяет гибко адаптироваться к изменениям условий жизни и деятельности. Проведенная работа показывает, что в научной литературе рассмотрены и проанализированы различные факторы, способствующие формированию смысложизненных ориентации. Тем не менее, особенности их взаимодействия, механизмы влияния на постановку целей остаются не до конца изученными. Анализ и систематизация факторов формирования смысложизненных ориентации позволили заметить, что ряд факторов могут быть управляемыми, поддаваться психологической коррекции и развиваться при целенаправленных действиях личности. Например, человек может развивать свои навыки целеполагания, сознательно выбирать партнеров по общению, строить свою траекторию образования. При этом есть факторы слабоуправляемые и практически неуправляемые. Они могут развиваться как фоновые. Управляемые и слабоуправляемые факторы можно включить в программу развития смысложизненных ориентации, что является перспективой нашей дальнейшей работы.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Абакумова И.В. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, В.А. Савин. - Текст : непосредственный // Российский психологический журнал. - 2013. -№1. - С. 46-58.
2. Аркаева H.H. Формирование смысложизненных ориентации у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности / H.H. Аркаева. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - №2. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-smyslozhiznennyh-orientatsiy-u-studentov-psihologov-kak" faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 29.03.2023).
3. Балина Т.Н. Роль способностей в поддержании психического здоровья / Т.Н. Балина. - Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2022. - № 2(36). - С. 7377. -EDN AOQWWE.
4. Балина Т.Н. Значение образа профессионального будущего для профилактики и коррекции девиантного поведения / Т.Н. Балина. - Текст : непосредственный // Феноменология и профилактика девиантного поведения: VIII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Краснодар, 05 декабря 2014 года. - Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2014. - С. 13-16. - EDN ZHRXHF.
5. Колесникова И.В. Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентации / И.В. Колесникова. - Текст : непосредственный //Вестник Оренбургского государственного университета. -2009. - №11 (105). - С. 82-86.
6. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт / Д.А. Леонтьев. -Текст : непосредственный // Мир психологии. - 2014. - № 1(77). - С. 104-117. - EDN SCXUZB.
7. Музаева А.Ш. Смысловая сфера личности как предмет научной рефлексии в отечественной психологии / А.Ш. Музаева, И.В. Абакумова. - Текст : непосредственный // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 28-29 октября 2019 года. - Грозный: ООО «АЛЕФ», 2019 - С. 450-456. - EDN TNJATH.
8. Резцов А.С. Специфика формирования смысложизненных ориентации личности в условиях гуманитарного образования / А.С. Резцов. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. -URF: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-formirovaniya-smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-usloviyah-gumanitarnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.03.2023).
9. Ростова Е.Н. Смысложизненные ориентации как средство формирования толерантности личности / Е.Н. Ростова. - Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2012.-№ 26. - С.46-52.
Ю.Денисова Е.Г. Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях / Е.Г. Денисова, П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, Н.В. Сылка. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 5. - С. 85-96. - DOI 10.17759/pse.2022270507. - EDN VCYAFV.
П.Шалагина Г.Э. О постулировании смысла жизни в эпоху постмодерна: на границе этики, религии и психологии / Г.Э. Шалагина. - Текст : непосредственный // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - №3. - С. 278-282.
REFERENCES
1. Abakumova I.V., Kagermazova Г.С., Savin V.A. Dialog kul'tur kak smyslotehnologija formirovanija ustanovok tolerantnogo soznanija i povedenija studentov vuza [The dialogue of cultures as a semantic technology for the formation of attitudes of tolerant consciousness and behavior of university students], Rossijskij psihologicheskij zhurnal = Russian PsychologicalJournal, 2013, no. 1, pp. 46-58. (In Russ.)
2. Arkaeva N.I. Formirovanie smyslozhiznennyh orientacij u studentov-psihologov kak faktor psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Formation of life-meaning orientations among psychology students as a factor of psychological security of personality], Koncept = Concept, 2015, no. 2. (In Russ.)
3. Balina T.N. Rol' sposobnostej v podderzhanii psihicheskogo zdorov'ja [The role of abilities in maintaining mental health], Vestnik Taganrogskogo instituta upravlenija i jekonomiki = Bulletin of the Taganrog Management and Economics Institute, 2022, no. 2(36), pp. 73-77. (In Russ.)
4. Balina T.N. Znachenie obraza professional'nogo budushhego dlja profilaktiki i korrekcii deviantnogo povedenija [The importance of the image of the professional future for the prevention and correction of deviant behavior]. In: Fenomenologija i profilaktika deviantnogo povedenija. VIII Vserossijskaja s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskaja konferencij a, Krasnodar, 05 dekabrja 2014 goda [,Phenomenology and prevention of deviant behavior. VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, December 05, 2014]. Krasnodar: Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii = Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2014, pp. 13-16. (In Russ.)
5. Kolesnikova I.V. Rol' pogranichnogo bytija cheloveka v formirovanii ego smyslozhiznennyh orientacij [The role of a person's borderline being in the formation of his life-meaning orientations], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University, 2009, no. 11 (105), pp. 82-86. (In Russ.)
6. Feont'ev D.A. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura, kul'tura, opyt [Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience], Mir psihologii = The world of psychology, 2014, no. 1(77), pp. 104117. (In Russ.)
7. Muzaeva A.Sh., Abakumova I.V. Smyslovaja sfera lichnosti kak predmet nauchnoj refleksii v Otechestvennoj psihologii [The semantic sphere of personality as a subject of scientific reflection in Russian Psychology], In: Pedagogicheskaja dejatel'nost' kak tvorcheskij process: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), Groznyj, 28-29 oktjabrja 2019 goda [Pedagogical activity as a creative process: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation), Grozny, October 28-29, 2019].- Groznyj, 2019, pp. 450-456. (In Russ.)
8. Rezcov A.S. Specifika formirovanija smyslozhiznennyh orientacij lichnosti v uslovijah gumanitarnogo obrazovanija [The specifics of the formation of meaningful life orientations of the individual in the conditions of humanitarian education], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2012, no. 2, pp. 45-65. (In Russ.)
9. Rostova E.N., Smyslozhiznennye orientacii как sredstvo formirovanij a tolerantnosti lichnosti [Life-meaning orientations as a means of forming a person's tolerance]. In: Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija = Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application, 2012, pp. 46-52. (In Russ.)
10.Denisova E.G., Ermakov P.N., Abakumova I.V., Sylka N.V. Jemocional'no-lichnostnye i metakognitivnye prediktory psihologicheskogo blagopoluchija studentov v sovremennyh uslovijah [Emotional-personal and cognitive predictors of psychological well-being of students in modern conditions], Psihologicheskaja nauka i obrazovanie = Psychologicalscienceandeducation, 2022,vol. 27,no. 5, pp. 85-96. DOI: 10.17759/pse.2022270507. (In Russ.)
11. Shalagina G.Je. О postulirovanii smysla zhizni v jepohu postmoderna: na granice jetiki, religii i psihologii [On postulating the Meaning of life in the Postmodern Era: on the Border of Ethics, Religion and Psychology], Vestnik jekonomiki, prava i sociologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. Kazan, 2015, no. 3, pp. 278-282. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 20.07.2023; принята к публикации
20.09.2023. The article was submitted 12.07.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted for publication
20.09.2023.