ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА
Научная статья УДК 159.9.075
аок 10.20323/1813-145Х-2021-5-122-159-165
Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей
Владимир Петрович Позняков1Н, Сергей Евтихиевич Поддубный2, Павел Владимирович Позняков3
1 Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт психологии РАН». 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13
2Кандидат психологических наук, доцент, ассоциированный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Институт психологии РАН». 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13
3Старший преподаватель кафедры № 515 ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)». 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4 1р07П_у@ша11.гцн, https://orcid.org/ 0000-0002-6283-9405 2зегроаа@таЛ.ги, https://orcid.org/ 0000-0002-5793-3755 3Р07П_ру1@шаП.ги, https://orcid.org/ 0000-0002-6207-6065
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций российских предпринимателей как факторов их экономического самоопределения. Объект исследования - предприниматели различных сфер малого и среднего бизнеса, проживающие и ведущие свой бизнес в Москве и в других регионах Центральной России (Владимир, Кострома и Ярославль) - всего 120 чел. (то есть по 60 респондентов в каждой выборке). Для диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности предпринимателей были использованы следующие методики: «Опросник ценностей Ш. Шварца» в адаптации В. Н. Карандашева и тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В качестве содержательных характеристик экономического самоопределения были выявлены и проанализированы уровень деловой активности и его динамика (по самооценке респондента) и психологическое отношение к предпринимательской деятельности: оценки благоприятности экономических условий и собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса, оценки успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами.
Результаты регрессионного анализа показали, что оценки уровня деловой активности респондентов и динамики ее изменения статистически детерминированы выраженностью смысложизненной ориентации «Процесс жизни» и ценностной ориентации «Стимуляция». Оценка собственных возможностей в достижении успеха предпринимательской деятельности статистически детерминирована выраженностью смысложизненной ориентации - «Локус Я» и высокой значимостью ценности «Гедонизм». Оценка успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами зависит от такой смысложизненной ориентации, как «Локус жизни», и ценности «Стимуляция». Таким образом, чем более предприниматель удовлетворен своей жизнью в настоящем, чем в большей степени он воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, чем выше убежденность предпринимателя в его способности контролировать свою жизнь, свободе в принятии решений и их осуществлении вместе со стремлением к новизне и переживаниям, тем более высоко он оценивает уровень своей деловой активности и динамику его изменения, успешность своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами. Результаты исследования подтверждают правомерность рассмотрения смысложизненных и ценностных ориентаций личности в качестве факторов экономического самоопределения предпринимателей.
Ключевые слова: психология предпринимательства, экономическое самоопределение, деловая активность, психологические отношения, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-013-00230
© Позняков В. П., Поддубный С. Е., Позняков П. В., 2021
Для цитирования: Позняков В. П., Поддубный С. Е., Позняков П. В. Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 159-165. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-159-165.
PSYCHOLOGY OF LABOR, ENGINEERING PSYCHOLOGY, COGNITIVE ERGONOMICS
Original article
Personal determinants of economic self-determination of russian entrepreneurs Vladimir P. Poznyakov1®, Sergei E. Poddubny2, Pavel V. Poznyakov3
1Doctor of psychological sciences, professor, chief researcher of the Institute of psychology of the Russian academy of sciences. 129366, Moscow, Yaroslavskaya st., 13
2Candidate of psychological sciences, associate professor, associate researcher of the Institute of psychology of the Russian academy of sciences. 129366, Moscow, Yaroslavskaya st., 13
3Senior lecturer of the department № 515, Moscow aviation institute (National research university). 125993, Moscow, Volokolamskoe highway, 4
[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-6283-9405
[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-5793-3755
[email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-6207-6065
Abstract. The article presents the results of the empirical study of the value and meaning-of-life orientations of Russian entrepreneurs as factors of their economic self-determination. The object of the study was entrepreneurs of various spheres of small and medium-sized businesses living and doing business in Moscow and other regions of Central Russia (Vladimir, Kostroma and Yaroslavl) - a total of 120 people (i.e. 60 respondents in each sample). To diagnose the features of the value-semantic sphere of the personality of entrepreneurs, the following methods were used: the methodology «Questionnaire of values of Sh. Schwartz» in the adaptation of V N. Karandashev and the Test «Life Orientations» by D. A. Leontiev. As meaningful characteristics of economic self-determination, the following were identified and analyzed: the level of business activity and its dynamics (according to the respondent's self-assessment) and psychological attitudes to entrepreneurship: assessments of the favorable economic conditions and their own capabilities in increasing the success of their business, assessments of the success of their entrepreneurial activity and satisfaction with its results.
The results of the regression analysis showed that the assessments of the level of respondents' business activity and the dynamics of its change are statistically determined by the severity of the meaning-of-life orientation «Process of life» and the value orientation «Stimulation». The assessment of one's own capabilities in achieving the success of one's entrepreneurial activity is statistically determined by the severity of the meaning of life orientation - the «Locus of Self» and the high significance of the value of «Hedonism». The assessment of the success of one's entrepreneurial activity and satisfaction with its economic results depends on such a meaningful life orientation as the «Locus of life» and values - «Stimulation». Thus, the more an entrepreneur is satisfied with his life in the present, the more he perceives the process of his life as interesting, emotionally saturated and filled with meaning, the higher the entrepreneur's conviction in his ability to control his life, freedom in decision-making and their implementation, along with the desire for novelty and experiences, the more highly he appreciates the level of his business activity and the dynamics of its changes, the success of his entrepreneurial activity and satisfaction with its economic results. The results of the study confirm the validity of considering the meaning of life and value orientations of the individual as factors of economic self-determination of entrepreneurs.
Keywords: psychology of entrepreneurship, economic self-determination, business activity, psychological relations, value orientations, life-meaning orientations
The publication was prepared with the financial support from RFFI grant № 19 013 00230
For citation: Poznyakov V. P., Poddubny S. E., Poznyakov P. V. Personal determinants of economic self-determination of Russian entrepreneurs. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021 ;(5): 159-165. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-159-165.
В настоящей статье мы продолжаем изложение результатов теоретико-эмпирического исследования социально-психологических факторов экономического самоопределения российских
предпринимателей [Позняков, 2019; Позняков, 2021]. В концептуальном плане наше исследование продолжает традицию исследований экономического самоопределения, сложившуюся в
Институте психологии РАН в последние годы [Журавлев, 2007, Купрейченко, 2014]. Вместе с тем исследование направлено на развитие и углубление научных представлений в области психологии предпринимательства, сложившихся в Институте на протяжении последних лет [Ермолаева, 1996; Журавлев, 1995; Журавлев, 2012; Позняков, 2001; Позняков, 2018; Психология предпринимательской деятельности, 1995; Ро-щин, 1993; Социально-психологические исследования ... , 1999; Филинкова, 2007]. Особый научный и практический интерес проблема экономического самоопределения российских предпринимателей приобретает в условиях динамичного роста изменения социально-экономических условий, их неопределенности и непредсказуемости. Об этом свидетельствует рост в последние годы числа публикаций, посвященных разработке проблемы экономического самоопределения российских предпринимателей [Журавлев, 2011; Терехова, 2019] и исследованию особенностей их ценностных ориентаций [Журавлева, 2015; Журавлева, 2019; Мурзина, 2019].
Программа и методика исследования
Целью проведенного исследования было выявить и проанализировать личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей.
Предметом исследования выступали ценностно-смысловые характеристики личности предпринимателя как детерминанты его экономического самоопределения, проявляющегося в характеристиках деловой активности и психологическом отношении к предпринимательской деятельности.
В качестве ценностно-смысловых характеристик личности предпринимателя в данном исследовании выступали ценностные и смысложиз-ненные ориентации личности.
В качестве содержательных характеристик экономического самоопределения были выявлены и проанализированы уровень деловой активности и его динамика (по самооценке респондента) и психологические отношения к предпринимательской деятельности: оценки благоприятности экономических условий и собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, оценки успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами.
Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что содержательные и структурные особенности ценностных и смысложизненных ориентаций личности явля-
ются существенными факторами, определяющими содержательные характеристики экономического самоопределения.
Объектом исследования были предприниматели различных сфер малого и среднего бизнеса, проживающие и ведущие свой бизнес в Москве и в других регионах Центральной России (г. Владимир, Кострома и Ярославль) - всего 120 чел. (то есть по 60 респондентов в каждой выборке).
Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики:
1. Авторская анкета, включающая в себя ряд вопросов из программы исследования социально-психологических особенностей экономического сознания российских предпринимателей [Позняков, 2010].
2. Для диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы личности предпринимателей были использованы следующие методики: «Опросник ценностей Ш. Шварца» в адаптации В. Н. Карандашева [Карандашев, 2004; Schwartz, 2015], тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д. А. Леонтьева [Леонтьев, 2000; Леонтьев, 2011].
С целью выявления личностных детерминант экономического самоопределения предпринимателей был осуществлен множественный линейный регрессионный анализ (пошаговый с включением). Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета компьютерных программ STATISTICA 6.0.
В качестве зависимых переменных были взяты содержательные характеристики экономического самоопределения. Независимыми переменными являлись такие показатели методики «Смысложизненные ориентации личности» (по Леонтьеву), как «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)», «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни», а также ценности «Конформизм», «Традиции», «Доброта», «Универсализм», «Безопасность», «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижения», «Власть» из методики Ш. Шварца.
Результаты исследования
Результаты регрессионного анализа такой характеристики экономического самоопределения, как «Деловая активность», показали, что она на 17,23 % зависит от выраженности показателя «Процесс жизни или интерес и эмоциональная
161
насыщенность жизни» (из методики СЖО), и таких ценностей, как «Стимуляция» и «Безопасность», причем первый показатель и ценность «Стимуляция» положительно влияют на деловую активность (усиливают ее), а ценность «Безопасность» - отрицательно влияет на деловую активность (ослабляет ее).
Таким образом, чем более предприниматель удовлетворен своей жизнью в настоящем, чем более он воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, чем более значима для него ценность «Стимуляция», то есть организ-менная потребность в новизне и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, и чем менее значима для него ценность «Безопасность» - социальный порядок, национальная, семейная и личностная безопасность, тем более высокий уровень деловой активности он проявляет. Следует отметить, что ценность «Стимуляция» (Захватывающая жизнь) относится к блоку ценностей «Открытость изменениям» по Ш. Шварцу, а ценность «Безопасность» (Социальный порядок) - к противоположному блоку - «Консерватизм». Другими словами, деловая активность предпринимателя является эмоциональным смыслом его жизни, средством удовлетворения стремления к новизне и глубоким переживаниям, при игнорировании личностной, семейной и социальной безопасности.
Такая характеристика экономического самоопределения, как «Оценка изменения своей деловой активности в настоящее время», по данным регрессионного анализа, на 16,7 % детерминирована следующими личностными особенностями: смысложизненной ориентацией «Процесс жизни» и ценностями «Стимуляция», «Традиции» и «Безопасность». Первые три личностные особенности положительно влияют на оценку и прогноз динамики деловой активности, а четвертая - отрицательно. Таким образом, удовлетворенность предпринимателя своей жизнью в настоящее время, восприятие процесса своей жизни как интересного, содержательного, эмоционально насыщенного, выраженная потребность в новизне и глубоких переживаниях, значимость уважения, принятия и следования обычаям и идеям, существующим в культуре, благоприятно влияют на положительную оценку и прогноз динамики деловой активности предпринимателя. Явный приоритет и выраженность ценности «Безопасность», мотивационной целью которой
являются безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, и ценности «Традиции», мотивационной целью которой является уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в данной культуре, - снижают оценку и позитивный прогноз деловой активности предпринимателя.
По результатам регрессионного анализа такой характеристики, как «Я - Успех» (оценка собственных возможностей в достижении успеха предпринимательской деятельности), установлено, что она на 25,11 % детерминирована такой ценностью, как «Гедонизм», и смысложизненной ориентацией «Локус Я», которые положительно влияют на оценку собственной успешности предпринимателей. Таким образом, чем более значима для предпринимателя ценность «Гедонизм», мотивационной основой которой является наслаждение или чувственное удовлетворение, и чем более выражено у него представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни, тем более высоко предприниматель оценивает собственные возможности в достижении успеха. Другими словами, в основе собственной успешности предпринимателя лежат представления о себе как сильной и гедонистической личности.
Регрессионный анализ такой характеристики экономического самоопределения, как «Оценка благоприятности экономических условий для осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время», показал, что она на 14,6 % зависит от двух смысложизненных ориен-таций - «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» и «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)», а также от таких ценностей, как «Стимуляция» и «Универсализм». При этом показатели «Локус жизни» и «Стимуляция» положительно влияют на оценку благоприятности экономических условий, а показатели «Локус - Я», и «Универсализм» - отрицательно.
Следовательно, чем более предприниматель убежден в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, и чем более значима для него ценность «Стимуляция» - потребность в новизне и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, тем выше он оценивает благоприятность экономиче-
ских условий для осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время.
Вместе с тем явно выраженное представление предпринимателя о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни, и высокая значимость ценности «Универсализм», мо-тивационная цель которой - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, тем ниже он оценивает благоприятность экономических условий для осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время.
Другими словами, если предприниматель считает себя «Хозяином жизни», но вынужден взаимодействовать с представителями внешней, по отношению к предпринимательской, среды, например, чиновниками, от которых зависит его деятельность, тем более низко он оценивает экономические условия своей деятельности. В то же время, ощущение управляемости жизнью в сочетании с выраженной потребностью в новизне и глубоких переживаниях приводит к более высокой оценке экономических условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Одной из важных характеристик экономического самоопределения является удовлетворенность экономическими результатами предпринимательской деятельности. Результаты регрессионного анализа показали, что данная характеристика на 11,8 % зависит от такой смысложизнен-ной ориентации, как «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни», и от ценности «Стимуляция».
Убежденность предпринимателя в его способности контролировать свою жизнь, свободе в принятии решений и их осуществлении вместе со стремлением к новизне и переживаниям положительно влияет на удовлетворенность экономическими результатами своей предпринимательской деятельности.
Описанные выше личностные особенности -«Локус контроля - жизнь или управляемость жизни», «Стимуляция», в сочетании с ценностью «Универсализм» на 16,7 %, по результатам регрессионного анализа, определяют такую важную характеристику экономического самоопределения, как «Успешность предпринимательской деятельности».
Первые две личностные особенности - потребность в новизне и глубоких переживаниях в
сочетании с убеждением в свободе принятия и реализации решений, сознательном контроле жизненных событий - приводят к возрастанию оценки успешности своей предпринимательской деятельности, а высокая значимость потребности выживания вне своей среды, при необходимости расширения социальных контактов, для осуществления которых требуются понимание, терпимость, ориентация не только на собственное благополучие, но и на благополучие других людей, приводит к снижению оценки успешности деятельности предпринимателя.
В целом результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что ценностные и смысложизненные ориентации выступают личностными факторами экономического самоопределения российских предпринимателей. Перспективы продолжения данного исследования мы связываем с выявлением эмпирических типов экономического самоопределения, а также с анализом половых, возрастных и региональных факторов.
Библиографический список
1. Ермолаева Е. П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. Москва : Академия. 1996. 74 с.
2. Журавлев А. Л. Нравственно-психологические компоненты экономического самоопределения предпринимателей и менеджеров в организации творческого труда / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, Е. И. Горбачева // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 13-28.
3. Журавлев А. Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. Москва : Институт психологии РАН, 1995. 240 с.
4. Журавлев А. Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. Москва : Институт психологии РАН, 2012. 480 с.
5. Журавлев А. Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. Москва : Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
6. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориен-таций предпринимателей в условиях макросоциаль-ных преобразований // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 46-60.
7. Журавлева Н. А. Современные тенденции в профессиональных ориентациях российских предпринимателей на социальную ответственность // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 66-75.
8. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 69 с.
9. Купрейченко А. Б. Нравственная детерминация экономического самоопределения. Москва : Институт психологии РАН, 2014. 463 с.
10. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. Москва : Смысл, 2011. 675 с.
11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО). Москва : Смысл, 2000. 18 с.
12. Мурзина Ю. С. Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса / Ю. С. Мурзина, В. П. Позняков // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 212-224.
13. Позняков В. П. Ценностные и смысложизнен-ные ориентации предпринимателей как факторы их экономического самоопределения / В. П. Позняков, П. В. Позняков // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 4. C. 161-180.
14. Позняков В. П. Взаимосвязь смысложизнен-ных и ценностных ориентаций личности предпринимателей и характеристик их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 150-170.
15. Позняков В. П. Программы и методики социально-психологического исследования российских предпринимателей. Москва : Изд-во МосГУ, 2010. 185 с.
16. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности. Москва : Институт психологии РАН, 2018. 530 с.
17. Психология предпринимательской деятельности / под ред. В. А. Бодрова. Москва : Институт психологии РАН, 1995. 175 с.
18. Рощин С. К. Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 98-109.
19. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. Москва : Институт психологии РАН, 1999. 276 с.
20. Терехова Т. А. Экономическое самоопределение предприн6имателя в свете метасистемного подхода / Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 68-82.
21. Филинкова Е. Б. Психология российского предпринимательства. Москва : Смысл, 2007. 288 с.
22. Schwartz, S. H. (2015) Handbook of Value. Eds. Sander, D., Brosch, T. Oxford Univ. Press, Oxford. 432 p.
Reference list
1. Ermolaeva E. P. Predprinimatel'stvo: samodiagnos-tika i preodolenie psihologicheskih bar'erov = Entrepreneurship: self-diagnosis and overcoming psychological barriers. Moskva : Akademija. 1996. 74 s.
2. Zhuravlev A. L. Nravstvenno-psihologicheskie komponenty jekonomicheskogo samoopredelenija predprinimatelej i menedzherov v organizacii tvorcheskogo truda = Moral and psychological components of economic self-determination of entrepreneurs and managers in the organization of creative work / A. L. Zhuravlev, A. B. Kuprejchenko, E. I. Gorbacheva // Psihologija v jekonomike i upravlenii. 2011. № 1. S. 13-28.
3. Zhuravlev A. L. Delovaja aktivnost' predprinimatelej: metody ocenki i vozdejstvija = Business activity of entrepreneurs: methods of assessment and impact / A. L. Zhuravlev, V P. Poznjakov. Moskva : Institut psi-hologii RAN, 1995. 240 s.
4. Zhuravlev A. L. Social'naja psihologija rossijskogo predprinimatel'stva: Koncepcija psihologicheskih otnoshenij = Social psychology of Russian entrepreneur-ship: The concept of psychological relations / A. L. Zhuravlev, V P. Poznjakov. Moskva : Institut psi-hologii RAN, 2012. 480s.
5. Zhuravlev A. L. Jekonomicheskoe samoopredele-nie: teorija i jempiricheskie issledovanija = Economic self-determination: theory and empirical research / A. L. Zhuravlev, A. B. Kuprejchenko. Moskva : Institut psihologii RAN, 2007. 480 s.
6. Zhuravleva N. A. Dinamika cennostnyh orientacij predprinimatelej v uslovijah makrosocial'nyh preobra-zovanij = Dynamics of value orientations of entrepreneurs in conditions of macro-social transformations // Psiholog-icheskij zhurnal. 2015. T. 36. № 1. S. 46-60.
7. Zhuravleva N. A. Sovremennye tendencii v profes-sional'nyh orientacijah rossijskih predprinimatelej na so-cial'nuju otvetstvennost' = Current trends in the professional orientation of Russian entrepreneurs on social responsibility // Psihologicheskij zhurnal. 2019. T. 40. № 6. S. 66-75.
8. Karandashev V. N. Metodika Shvarca dlja izucheni-ja cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo = Schwartz's methodology for studying the values of personality: concept and methodological guidance. Sankt-Peterburg : Rech', 2004. 69 s.
9. Kuprejchenko A. B. Nravstvennaja determinacija jekonomicheskogo samoopredelenija = Moral determination of economic self-determination. Moskva : Institut psihologii RAN, 2014. 463 s.
10. Leont'ev D. A. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika = Personal potential. Structure and Diagnostics. Moskva : Smysl, 2011. 675 s.
11. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO) = Meaningful Orientation (LM). Moskva : Smysl, 2000. 18 s.
12. Murzina Ju. S. Cennostnye orientacii predprinimatelej v sfere sem'i i biznesa = Value orientations of entrepreneurs in the field of family and business / Ju. S. Murzina, V P. Poznjakov // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019. № 4. S. 212-224.
13. Poznjakov V P. Cennostnye i smyslozhiznennye orientacii predprinimatelej kak faktory ih jekonomich-eskogo samoopredelenija = Value and meaningful orientation of entrepreneurs as factors of their economic self-determination / V. P. Poznjakov, P. V. Poznjakov // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2019. T. 4. № 4. C. 161-180.
14. Poznjakov V. P. Vzaimosvjaz' smyslozhiznennyh i cennostnyh orientacij lichnosti predprinimatelej i harak-teristik ih jekonomicheskogo samoopredelenija = Relationship between the meaningful and value orientations of the personality of entrepreneurs and the characteristics of their economic self-determination // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2021. T. 6. № 1 (21). S. 150-170.
15. Poznjakov V. P. Programmy i metodiki social'no-psihologicheskogo issledovanija rossijskih predprinimatelej = Programs and methods of socio-psychological research of Russian entrepreneurs. Moskva : Izd-vo Mos-GU, 2010. 185 s.
16. Poznjakov V. P. Psihologicheskie otnoshenija in-dividual'nyh i gruppovyh sub#ektov sovmestnoj jekonomicheskoj dejatel'nosti = Psychological relations of individual and group subjects of joint economic activity. Moskva : Institut psihologii RAN, 2018. 530 s.
17. Psihologija predprinimatel'skoj dejatel'nosti = Psychology of entrepreneurial activity / pod red. V. A. Bodrova. Moskva : Institut psihologii RAN, 1995. 175 s.
18. Roshhin S. K. Psihologija predprinimatel'skoj dejatel'nosti = Psychology of entrepreneurial activity // Psihologicheskij zhurnal. 1993. T. 14. № 5. S. 98-109.
19. Social'no-psihologicheskie issledovanija rukovodstva i predprinimatel'stva = Social and psychological research of management and entrepreneurship / otv. red. A. L. Zhuravlev, E. V. Shorohova. Moskva : Institut psihologii RAN, 1999. 276 s.
20. Terehova T. A. Jekonomicheskoe samoopredele-nie predprinimatelja v svete metasistemnogo podhoda = Economic self-determination of an entrepreneur in the light of a metasystem approach / T. A. Terehova, E. L. Trofimova // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2019. T. 30. S. 68-82.
21. Filinkova E. B. Psihologija rossijskogo predprin-imatel'stva = Psychology of Russian entrepreneurship. Moskva : Smysl, 2007. 288 s.
22. Schwartz, S. H. Handbook of Value. Eds. Sander, D., Brosch, T. Oxford Univ. Press, Oxford. 2015. 432 p.
Статья поступила в редакцию 04.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.
The article was submitted on 04.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication on 25.09.2021.