university students: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. — M.: APN USSR, Research Institute of General Pedagogy, 1974. p. 196.
9. Kononova T.A. Overcoming the underachievement of military university cadets. Collection of scientific articles. Novosibirsk, 2022. p. 142.
10. Mazeina O.N. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2022 - No. 9 (211). pp.275 — 282.
11. Terekhova N.V. Pedagogical guidance of independent work of students (On the example of a pedagogical college): dis. candidate of Pedagogical Sciences / N.V. Terekhova. — M, 1996. p. 168.
12. Kulyutkin Yu.N., Sukhobskaya G.S. The use of cognitive activity of evening school students: Self—organization of cognitive activity of the individual as the basis of readiness for self-education. - M. Pedagogika, 1977. p. 152.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОСВАИВАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
Дубовицкая Татьяна Дмитриевна
Доктор психологических наук, профессор, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Кочнева Любовь Валентиновна
Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Волошина Светлана Викторовна
Аспирант, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-19-30 Аннотация:
Статья содержит результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на отношение студентов к осваиваемой профессии. Выявлено: переживание положительных эмоций по отношению к осваиваемой профессии связано с выраженной профессиональной направленностью, целеустремленностью, удовлетворенностью своими достижениями, уверенностью в себе, способностью контролировать свою жизнь и свободно принимать решения, возможностью проявлять активность в профессии и достигать социально-одобряемых результатов. Переживание отрицательных эмоций по отношению к осваиваемой профессии связано с низкими показателями профессиональной направленности и целеустремленности, с неудовлетворенностью жизнью и пассивностью в профессии.
Заявленные в исследовании факторы могут служить основанием для разработки критериев оценки профессионализма личности на этапе обучения и направлений повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: профессионализм личности, профидентичность, отношение к профессии, смысложизненные ориентации, профессиональная направленность, мотивы трудовой деятельности.
LIFE-MEANING ORIENTATIONS AND ATTITUDE OF STUDENTS TO THE PROFESSION BEING MASTERED
Dubovitskaya Tatiana Dmitrievna
Doctor of Psychology, Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] Kochneva Lyubov Valentinovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected]
Voloshina Svetlana Viktorovna
Postgraduate student, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected] DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-19-30 A
bstract:
The article contains the results of an empirical study of the factors influencing the attitude of students to the acquired profession. The results of the study showed that the experience of positive emotions in relation to the profession being mastered is associated with a pronounced professional orientation, purposefulness, satisfaction with one's achievements, self-confidence and the ability to control one's life, make decisions freely, the ability to be active in the profession and achieve socially approved results. The experience of negative emotions in relation to the acquired profession is associated with low indicators of professional orientation and purposefulness, with dissatisfaction with life and passivity in the profession.
The factors stated in the study can serve as a basis for the development of criteria for assessing the professionalism of an individual and improving the quality of higher education.
Keywords: personal professionalism, professional identity, attitude to the profession, life-meaning orientations, professional orientation, motives of labor activity.
Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим. Карл Т. Ясперс
Введение. Выбор и освоение будущей профессии является одной из значимых проблем, в отношение которой молодым людям приходится принимать решение. Включение человека в активную профессиональную деятельность качественно преобразует его жизнь, которая становится более наполненной, структурированной, осмысленной, имеющей прогностическую цель, содержание, социально и личностно значимый результат. Естественно предположить, что это касается прежде всего той профессии, которая интересна молодым людям, в которой они реализуют себя, готовы развиваться в ней и добиваться значимых успехов, а также преодолевать возникающие трудности. В этой связи представляет интерес выявление особенностей взаимосвязи смысложизненных ориен-таций и отношения к осваиваемой профессии у студентов, стоящих на пороге выхода из высшего учебного заведения. От этого зависит, будет ли студент работать и совершенствоваться по освоенной профессии, видеть в ней определенный смысл и возможность самореализации, либо будет настроен на смену, поиск и освоение другой профессии. Данный аспект принципиально важен для повышения качества профессионального и высшего образования и формирования профессионализма личности, на значимость которого, в частности, указывают А.А. Деркач [3], С.А. Дружилов [5], В.Я. Слепов [16] и др.
В понимании смысложизненных ориентаций мы опираемся на работы В. Франкла, который рассматривал их через призму наличия целей жизни, их осмысленности и умения быть ответственными за них. При этом, стремление человека к поиску смысла и направленность на дело - названы им главными факторами душевного здоровья человека [19; 20]. Понятие смысложизненные ориентации (СЖО) используется в названии теста, разработанного Д. А. Леонтьевым [8], согласно которому личностный смысл отражает связь явлений, объектов с мотивами и ценностями человека [9;10].
Отношение к профессии мы рассматриваем через следующие психологические составляющие: уровень профессиональной направленности, понимаемой как комплекс «интересов, потребностей, склонностей, стремлений, связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих на выбор профессии, желание работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью» [6]; переживаемые эмоции по отношению к профессии (положительные/ отрицательные), а также тип активности в профессии (активное/пассивное отношение), как составляющие профессиональной идентичности личности (согласно У. С. Родыгиной [14]); мотивы трудовой деятельности, в числе которых Г. Ре-запкина [12] называет следующие: «слава», «служение», «власть», «творчество», «деньги».
Исходя из прогностической и профилактической значимости психологических исследований, представляет научный и практический интерес выявление
взаимосвязи перечисленных психологических составляющих и их элементов со смысложизненными ориентациями, что позволит обосновать направления и программы повышения эффективности профессионального и личностного развития студентов.
Обзор литературы. Некоторые аспекты исследуемой нами проблемы представлены в ряде работ. В частности, М. О Доржиева, Н. Б. Гармаева [4] показали, что лишь у студентов со сформированным статусом профессиональной идентичности (в противовес неопределенному и навязанному статусам) отмечаются высокие показатели всех шкал теста СЖО, что характеризует таких студентов как оптимистичных, уверенных в будущем, способных принимать ответственные решения и удовлетворенных жизнью. В свою очередь Ю. В. Сарычева и др. [15] указывают, что для повышения учебной мотивации у студентов-старшекурсников необходимо формировать профидентичность и осуществлять профилактику эмоционального выгорания, наличие которого у студентов снижает интерес к профессиональному будущему, к постановке профессиональных целей. То есть данными исследователями отмечается значимость эмоционального компонента в освоении профессии. Динамику и гендерные аспекты смысложиз-ненных ориентаций студентов рассматривают М.И. Черепанова, А.Н. Домашев [21], указывая на их системообразующую роль в системе потребностей, мотивов и ценностей личности. В научной школе И.В. Ульяновой [18] заявлена как научное направление педагогика смысложизненных ориентаций, направленная, в том числе, на преодоление отчужденности «школьников и студентов от своей национальной культуры».
В исследовании, проведенном Е.И. Огаревой и др. [11], выявлена положительная взаимосвязь СЖО с профессиональной идентичностью у студентов. Причем у высоко успешных в учебе студентов установленная взаимосвязь оказалась значительно выше, чем у средне и низко успешных. Данными авторами предложена программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выстроенная с учетом развития именно компонентов СЖО.
На необходимость целенаправленного, организованного и контролируемого моделирования СЖО и профессиональной компетентности у студентов в системе высшего образования указывает О. В. Карина [7]. Модель и факторы, обуславливающие формирование СЖО студентов - как личностного образования, представлены А.С. Резцовым [13]. В числе таких факторов названы: социокультурные, морально-этические, личностные, мировоззренческие, психолого-педагогические, экономические. Представляет практический интерес исследование особенностей развития СЖО у студентов и специалистов различных направлений подготовки. В частности, Ю.Д. Васькина, Ю.В. Чуманов [2] рассматривают технологии формирования СЖО у молодых сотрудников отделов внутренних дел. В числе таких технологий называются психофизический тренинг, экзистенциальный тренинг, гештальт-терапия и др.
На особенности СЖО обучающихся педагогического вуза указывают О.В. Соловьева, А.В. Кузьминова [17], указавшие на необходимость развития СЖО
у студентов педвуза в направлении актуализации культурных и духовно-нравственных ценностей, повышения субъективной значимости осваиваемой профессии. На необходимость формирования СЖО у студентов-психологов указывает Н.И. Аркаева [1].
При всем разнообразии и значимости представленных исследований вопрос об особенностях взаимосвязи смысложизненных ориентаций и отношения к осваиваемой профессии у студентов остается открытым. Выявление данных особенностей может служить основанием для формулировки критериев профессионализма личности и диагностики его сформированности у выпускников вузов. Наряду с уже изученными факторами представляет интерес роль таких факторов, как уровень профессиональной направленности и мотивов трудовой деятельности. В совокупности они могут служить основой для определения мероприятий по совершенствованию подготовки студентов к будущей профессии.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты старших курсов социально-педагогического факультета Сочинского госуниверситета в количестве 72 человек (8 юношей и 64 девушки). В качестве диагностических методик использовались: «тест СЖО» (автор Д. Леонтьев), включающий следующие шкалы: «цели в жизни» (ЦЖ), «процесс жизни» (ПЖ), «результат жизни» (РЖ), «локус контроля Я» (ЛК-Я), «локус контроля-жизнь» (ЛК-Ж), общий показатель осмысленности жизни (ОП) [8]; методика «Иерархия мотивов труда» (автор Г. Резапкина) [12]; опросник «Профессиональная идентичность студентов» (У. С. Родыгина) [14]; «Методика диагностики профессиональной направленности студентов» (автор Т. Д. Дубовицкая) [6]. В качестве математико-ста-тистических методов исследования использовалось вычисление коэффициентов корреляции Спирмена с помощью табличного процессора Microsoft Excel пакета Office 2010.
Результаты исследования. Показатели корреляции шкал теста СЖО и различных проявлений отношения к профессии представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Показатели корреляции смысложизненных ориентаций, профессиональной направленности и отношения к профессии
Шкалы отношения к профессии Шкалы теста СЖО
ЦЖ ПЖ РЖ ЛК-Я ЛК-Ж ОП
Профессиональная направленно сть 0,581** 0,468** 0,387** 0,514** 0,372** 0,676**
Положительные эмоции 0,250* 0,228 0,224 0,378** 0,314** 0,328**
Отрицательные эмоции -0,300* -0,287* -0,131 -0,232 -0,147 -0,267*
Активное отношение 0,236* 0,285* 0,135 0,289* 0,135 0,360**
Пассивное отношение -0,360** -0,213 -0,246* -0,265* -0,136 -0,467**
Примечание: * - уровень значимости p < 0,05; ** - p < 0,01.
Из табл.1 следуют значимые взаимосвязи следующих показателей:
- профессиональная направленность личности положительно коррелирует с показателями всех шкал теста СЖО (р<0,01);
- показатели шкалы «цели в жизни» положительно коррелируют с показателями шкал отношения к профессии «положительные эмоции» (р<0,05), «активное отношение» (р<0,05); отрицательная корреляция выявлена с показателями шкал «отрицательные эмоции» (р<0,05) и «пассивное отношение» (р<0,01);
- показатели шкалы «процесс жизни» положительно коррелируют с показателями шкалы «активное отношение» (р<0,05); отрицательная корреляция выявлена с показателями шкалы «отрицательные эмоции» (р<0,05);
- показатели шкалы «результаты жизни» отрицательно коррелируют с показателями шкалы «пассивное отношение» (р<0,05);
- «локус контроля-Я» положительно коррелируют с показателями шкалы «положительные эмоции» (р<0,01), «активное отношение» (р<0,05); отрицательная корреляция выявлена с показателями шкалы «пассивное отношение»;
- «локус контроля-Жизнь» положительно коррелируют с показателями шкалы «положительные эмоции» (р<0,01);
- общий показатель осмысленности жизни положительно коррелирует с показателями шкал «положительные эмоции» (р<0,01), «активное отношение» (р<0,01); отрицательная корреляция выявлена с показателями шкал «отрицательные эмоции» (р<0,05) и «пассивное отношение» (р<0,01).
В табл.2 представлены показатели корреляции шкал теста СЖО и мотивов труда.
Таблица 2.
Показатели корреляции смысложизненных ориентаций и мотивов труда
Виды мотивов труда Шкалы теста СЖО
ЦЖ ПЖ РЖ ЛК-Я ЛК-Ж ОП
«Слава» 0,203 0,196 0,113 0,128 0,191 0,275*
«Служение» -0,087 0,002 -0,016 -0,059 -0,117 0,125
«Власть» 0,002 -0,097 0,097 0,197 0,051 -0,248*
«Творчество» -0,025 0,060 0,004 0,004 0,097 0,143
«Деньги» -0,041 -0,103 -0,121 -0,239* -0,199 -0,315**
Из табл.2 следуют значимые взаимосвязи следующих показателей:
- «локус контроля-Я» отрицательно коррелируют с мотивом «Деньги» (р<0,05) и общим показателем осмысленности жизни (р<0,01);
- общий показатель СЖО положительно коррелирует с мотивом «Слава» (р<0,05) и отрицательно коррелирует с мотивами «Власть» (р<0,05) и «Деньги» (Р<0,01).
Также установлено, что профессиональная направленность положитель-
но коррелирует с мотивами «Слава» (г=0,304; р<0,05), «Служение» (г=0,282; р<0,05); отрицательная взаимосвязь выявлена с мотивом «Власть» (г= - 0,281; р<0,05) и мотивом «Деньги» (г=0,351; р<0,01).
Обсуждение. Представленные результаты свидетельствуют о следующих особенностях выявленных взаимосвязей.
Чем выше у обучающихся стремление овладеть осваиваемой профессией и работать по ней в будущем, тем более целенаправленной и осмысленной является их жизнь, тем более они способны получать удовольствие от жизни, от повседневных забот, довольны достигаемыми результатами и успехами, строят свою жизнь в соответствии со своими целями, уверены в своих возможностях и способностях контролировать происходящее, свободно принимать решения по важным для них вопросам.
Чем выше показатели по шкале «цели жизни», тем более у студентов выражено положительное отношение к осваиваемой профессии, желание проявлять в ней активность, и тем менее характерно отрицательное и пассивное отношение к ней.
Удовлетворенность процессом жизни тем выше, чем выше стремление к проявлению активности в профессии и менее выражены отрицательные эмоции по отношению к ней. Удовлетворенность результатом жизни тем выше, чем менее у студента проявляется пассивное отношение к осваиваемой профессии, что вполне логично. Отсутствие значимых корреляций «результата жизни» с показателями по другим шкалам свидетельствует, скорее всего о том, что сами по себе активность в профессии, положительное или отрицательное отношение к ней не всегда гарантируют удовлетворенность достигнутыми результатами. Здесь, по-видимому, играют важную роль и другие факторы. Но чем менее пассивным будет проявление себя в профессии, тем более высока вероятность достижения значимого для субъекта результата.
Также из представленных выше показателей следует, что если студент, осваивающий профессию, чувствует себя «хозяином жизни» (шкала «Локус кон-троля-Я»), готов нести за нее ответственность, то очень высока вероятность проявления у него положительных эмоций и активного отношения к профессии, в противовес к пассивному. Способность контролировать свою жизнь, самостоятельно принимать и воплощать свои решения связана с положительными эмоциями по отношению к осваиваемой профессии, что еще раз указывает на необходимость ответственного отношения к выбору будущей профессии. В целом, чем выше уровень выраженности смысложизненных ориентаций, тем выше уровень связанных с осваиваемой профессией положительных эмоций и проявление активности в ней, и тем ниже уровень отрицательных эмоций и пассивности.
Что касается взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивов труда, то здесь выявлено меньше значимых взаимосвязей. Представленные в табл.2 показатели корреляции свидетельствуют, что если студент, осваивающий профессию, чувствует себя «хозяином жизни», если готов нести ответственность за свой выбор, а также, чем выше уровень осмысленности жизни, то тем меньше у него
выражен мотив «Деньги». То есть деньги для него не являются определяющим фактором осмысленности жизни. Возможно, это связано с тем, что студенты, как правило, еще не работают по осваиваемой профессии, или деньги для них находятся на втором плане по сравнению с другими смыслами, а также с желанием и стремлением самим нести ответственность за происходящее с ними. При этом, чем выше общий показатель (ОП) осмысленности жизни, тем выше показатель мотива «Слава», то есть желания быть успешным в профессии, достигнувшим значимых результатов в глазах других людей.
Особо следует отметить выявленные значимые положительные и отрицательные взаимосвязи профессиональной направленности личности и мотивов труда. Установлено: чем выше у студентов стремление к освоению профессии и стремление работать по ней, тем выше у них желание достигать социально-значимых и одобряемых результатов (мотив «Слава»), готовность приносить пользу другим людям (мотив «Служение»), и тем менее у них выражен мотив влиять на других (мотив «Власть») и ценность денег, как мотива труда (мотив «Деньги»). То есть, мотивы «Слава» и «Сужение» находятся в приоритете у студентов с высоким уровнем профессиональной направленности, по сравнению с мотивами «Власть» и «Деньги». Возможно это связано с тем, что в качестве испытуемых выступили студенты социально-педагогического факультета - будущие логопеды, дефектологи, педагоги-психологи.
Заключение. Проведенное исследование позволило выявить множественные взаимосвязи профессиональной направленности, смысложизненных ориен-таций и мотивов трудовой деятельности с различными типами отношения студентов к осваиваемой профессии. При этом наибольшее число взаимосвязей с исследуемыми параметрами выявлено по шкале «профессиональная направленность».
Переживание положительных эмоций у студентов по отношению к осваиваемой ими профессии связано с профессиональной направленностью, целеустремленностью, удовлетворенностью своими результатами, уверенностью в себе и способностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения, возможностью проявлять активность в профессии и достигать социально-одобряемых результатов (мотив «слава»).
Переживание отрицательных эмоций связано с низкими показателями профессиональной направленности и целеустремленности, неудовлетворенностью жизни и пассивностью в профессии.
Стоящая перед вузами задача повышения качества подготовки студентов к осваиваемой профессии направлена на обеспечение профессионализма будущих субъектов труда, как важной производительной силы общества. Представленные результаты касаются психологических условий достижения профессионализма личности и возможных критериев его оценки, разработка которых является перспективой дальнейшего исследования.
Литература
1. Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Концепт. 2015. № 02 (февраль). С.1-7.
2. Васькина Ю.Д., Чуманов Ю. В. Психологические технологии развития смысложизненных ориентаций у молодых специалистов органов внутренних дел // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. Отв. редактор Т. А. Попова. - Москва: Психологический институт РАО. 2002. С.112-113.
3. Деркач А.А. Акмеология: учебник. - Москва: Изд-во РАГС, 2004. - 688 с.
4. Доржиева М.О., Гермаева Н.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №2. С.73-78.
5. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс профессионального развития человека и личностное здоровье как его ресурс // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №10. С.118-120.
6. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 82-86.
7. Карина О.В. Формирование профессиональной компетентности и смыс-ложизненных ориентаций у студентов в педагогическом процессе высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв.ред.: Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, Н. В. Кисельникова. Москва: Психологический институт РАО, 2021. С.127-131
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. Москва: Смысл, 2000. - 18 с.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2012. - 280 с.
10. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. Москва: Смысл, 1992. - 36 с.
11. Огарева Е.И., Лик Н. В., Осипов П.Д. Профессиональная идентичность и учебная успешность студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2020. № 3. С. 103114. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10112
12. Резапкина Г.В. Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию // Школьные технологии. 2012. № 6. С.160-171.
13. Резцов А.С. Модель формирования смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарного вуза// Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С.102-105.
14. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 4. С. 39-51.
15. Сарычева Ю. В., Курусь И. А., Пономаренко И.В., Лазюк И.В., Гладких М.А., Абрамова Е.Д. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса // Казанский педагогический журнал. 2019. №4. С.132-136.
16. Слепов В.Я. Вечные ценности педагога: профессионализм личности, профессионализм деятельности и профессионализм творчества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №4(52). С.212-216.
17. Соловьева О.В., Кузьминова А.В. Специфика смысложизненных ориен-таций студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С.375-379.
18. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: возвращение российских школьников и студентов к национальным традициям // Смыс-лообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. Отв.редактор Т. А. Попова. - Москва: Психологический институт РАО. 2002. С.76-83.
19. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. Избранные работы по ло-готерапии. Москва, 2015. - 192 с.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Издательство «Прогресс», 1990. - 366 с.
21. Черепанова М.И., Домашев А.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗе // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С.164-166.
References
1. Arkaeva N. I. Formirovanie smyslozhiznennyh orientacij u studentov-psihologov kak faktor psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Formation of life-meaning orientations among psychology students as a factor of psychological security of personality]. Concept. 2015. No. 02 (February). pp.1-7.
2. Vaskina Yu. D., Chumanov Yu. V. Psihologicheskie tekhnologii razvitiya smyslozhiznennyh orientacij u molodyh specialistov organov vnutrennih del [Psychological technologies for the development of life-meaning orientations among young specialists of internal affairs bodies]. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn, struktura, kultura, opyt. Otv. redaktor T.A. Popova. [Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience. Editor T.A. Popova]. Moskva: Psihologicheskij institut RAO [Moscow: Psychological Institute of RAO]. 2002. pp.112-113.
3. Derkach A.A. Akmeologiya: uchebnik [Acmeology: textbook]. Moskva: Izd-vo RAGS [Moscow: RAGS Publishing House]. 2004. - 688 p.
4. Dorzhieva M.O., Germaeva N.B. Osobennosti cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij pervokursnikov s razlichnym statusom professional'noj identichnosti [Features of value and life-meaning orientations of first-year students with different professional identity status]. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021. No.2. pp.73-78.
5. Druzhilov S.A. Stanovlenie professionalizma kak process professional'nogo razvitiya cheloveka i lichnostnoe zdorov'e kak ego resurs [The formation of professionalism as a process of professional development of a person and personal health as his resource]. International Journal of Experimental Education. 2013. No.10. pp.118-120.
6. Dubovitskaya T.D. Diagnostika urovnya professionalnoj napravlennosti studentov [Diagnostics of the level of professional orientation of students]. Psychological science and education. 2004. No. 2. pp. 82-86.
7. Karina O.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti i smyslozhiznennyh orientacij u studentov v pedagogicheskom processe vysshego obrazovaniya [Formation of professional competence and life-meaning orientations among students in the pedagogical process of higher education]. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Sbornik materialov XXV Mezhdunarodnogo simpoziuma / Otv.red.: G. A. Vajzer, T. A. Popova, N. V. Kiselnikova [Psychological problems of the meaning of life and acme: Collection of materials of the XXV International Symposium / Ed.: G. A. Weiser, T. A. Popova, N. V. Kiselnikova]. Moscow: Psychological Institute of RAO, 2021. pp.127-131.
8. Leontiev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test of life orientations]. Moscow: Sense, 2000. - 18 p.
9. Leontiev D.A. Psihologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow: Sense, 2012. - 280 p.
10. Leontiev D.A. Metodika predelnyh smyslov [Methodology of ultimate meanings]. Moscow: Sense, 1992. - 36 p.
11. Ogareva E.I., Lik N. V., Osipov P.D. Professional'naya identichnost' i uchebnaya uspeshnost' studentov-psihologov na nachal'nom etape obucheniya v vuze [Professional identity and educational success of psychology students at the initial stage of study at the university] // Scientific and practical journal «Humanization of education». 2020. No. 3. pp. 103-114. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10112
12. Rezapkina G.V. Motivy i potrebnosti podrostkov: ot diagnostiki k razvitiyu [Motives and needs of adolescents: from diagnostics to development]. SHkolnye tekhnologii [School technologies] 2012. No. 6. pp.160-171.
13. Reztsov A.S. Model formirovaniya smyslozhiznennyh orientacij u studentov gumanitarnogo vuza [Model of the formation of life-meaning orientations among students of a humanitarian university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2012. No. 4. pp.102-105.
14. Rodygina U.S. Psihologicheskie osobennosti professional'noj identichnosti studentov [Psychological features of professional identity of students]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2007. Volume 12. No. 4. pp. 39-51.
15. Sarycheva Yu. V., Kurus I. A., Ponomarenko I.V., Lazyuk I.V., Gladkih M.A., Abramova E.D. Osobennosti motivacionnoj napravlennosti, professional'noj identichnosti, emocional'nogo vygoraniya v krizise professional'nogo stanovleniya u studentov 4 kursa [Features of motivational orientation, professional identity, emotional
burnout in the crisis of professional formation among 4th year students] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2019. No. 4. pp.132-136.
16. Slepov V.Ya. Vechnye cennosti pedagoga: professionalizm lichnosti, professionalizm deyatel'nosti i professionalizm tvorchestva [Eternal values of a teacher: professionalism of personality, professionalism of activity and professionalism of creativity]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2011. No. 4(52). pp.212-216.
17. Solovyova O.V., Kuzminova A.V. Specifika smyslozhiznennyh orientacij studentov pedagogicheskogo vuza [Specificity of life-meaning orientations of pedagogical university students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2021. C.375-379.
18. Ulyanova I.V. Pedagogika smyslozhiznennyh orientacij: vozvrashchenie rossijskih shkol'nikov i studentov k nacional'nym tradiciyam [Pedagogy of life orientations: the return of Russian schoolchildren and students to national traditions]. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura, kul'tura, opyt. Otv.redaktor T.A. Popova [Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience. Editor T.A. Popova]. Moscow: Psihologicheskij institut RAO. 2002. pp.76-83.
19. Frankl V. Psihoterapiya i ekzistencializm. Izbrannye raboty po logoterapii. [Psychotherapy and existentialism. Selected works on logotherapy]. Moscow., 2015. - 192 p.
20. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man in search of meaning]. Moscow: Progress Publishing House, 1990- - 366 p.
21. Cherepanova M.I., Domashev A.N. Dinamika smyslozhiznennyh orientacij studencheskoj molodezhi v processe obucheniya v VUZe. [Dynamics of life-meaning orientations of students in the process of studying at a university]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2019. No. 1 (74). pp.164-166.