Научная статья на тему 'Структура личностных ценностей и смысложизненных ориентаций современной молодежи (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана)'

Структура личностных ценностей и смысложизненных ориентаций современной молодежи (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
958
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ИЕРАРХИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / НОРМАТИВНЫЕ ИДЕАЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хайбулаева Айшат Гамзатовна

Статье представлены результаты эмпирического исследования личностных ценностей современной дагестанской молодежи, показано, что доминирующими ценностями молодежи являются ценности сохранения и самопреодоления (безопасность, конформность), при этом также настойчиво проявляются открытость изменениям и самостоятельность, связанные с личностным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хайбулаева Айшат Гамзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура личностных ценностей и смысложизненных ориентаций современной молодежи (на материале изучения студенческой молодежи Дагестана)»

12

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

УДК 159.9

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (на материале изучения студенческой

молодежи Дагестана)

THE STRUCTURE OF MODERN YOUTH’S PERSONAL VALUES AND LIFE-MEANING ORIENTATIONS (based on the study of Dagestan students)

© 2015 Хайбулаева А. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Khaybulaeva А. G.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных ценностей современной дагестанской молодежи, показано, что доминирующими ценностями молодежи являются ценности сохранения и самопреодоления (безопасность, конформность), при этом также настойчиво проявляются открытость изменениям и самостоятельность, связанные с личностным развитием.

Abstract. The author of the article represents the results of an empirical study of personal values of modern Dagestan youth. She shows that the dominant values of the youth are the values of preserving and self-overcoming (security, conformity), while the openness to changes and self-independence related to the personal development is displayed with the same insistence.

Rezjume. V stat’e predstavleni rezultati empiricheskogo issledovanya lichnostnyx cennostei sov-remennoi dagestanskoi molodezhi, pokaza.no, dominiruyshimi cennostyami molodezhi cennosti sox-raneniya i samoopredeleniya, pri tom takzhe nastoichivo proyavlyayutsya otkrytost izmeneniyam I sa-mostoyatelnost, svyazannye s lichnostnim razvitiem.

Ключевые слова: ценности, иерархия личностных ценностей, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, доминирующие ценности молодежи.

Keywords: values, hierarchy of personal values, normative ideals, individual priorities, youth’s dominant values.

Kljuchevye slova: cennosti, ierarxiya lichnostnix cennostei, normativnie ideali, individualnie pri-oriteti, dominiruyushie cennosti molodezhi.

Индивидуальная система ценностей чутко реагирует на социально-экономические и духовные перемены в обществе, что проявляется в изменениях в структуре доминирующих ценностей современной молодежи, в иерархии ценностей. Вместе с тем, совокупность различных средовых и этнокультурных особенностей накладывает свой отпечаток на изменения иерархии ценностей и смысложизненных ориентаций отдельных популяций людей. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о вкладе тех или иных средовых,

социальных условий в динамику ценностей и о характере изменений, которые происходят в них. В нашем эмпирическом исследовании изучались ценности и смысложизненные ориентации молодежи в полиэтнической образовательной среде.

При этом мы исходим из различения понятий полиэтничности и поликультурности, хотя в литературе эти понятия часто используются как синонимы, иногда даже отождествляются с понятием «социокультурные особенности». Такое различение здесь является принципиальным, посколь-

Психолого-педагогические науки •••

ку, несмотря на этнокультурные особенности, прежде всего, языковые, дагестанская молодежь отличается общностью исторического пути и во многом единством культуры и традиций. Тем не менее, исследуемые группы студентов компактно проживают в полной мере в полиэтнической среде, где представлены десятки языков и множество особенностей, связанных с обычаями, традициями, этническим самосознанием, установками и стереотипами. Все это обуславливает интерес к изменениям в ценностно-смысловой сфере личности, происходящим под влиянием этой среды.

Целью нашего эмпирического исследования было определить доминирующие ценностные ориентации молодежи и их связь с осмысленностью жизни. Эмпирическое исследование было проведено в апреле - мае 2014 г. Выборка исследования состояла из 156 человек, студентов выпускных курсов филологического, исторического и юридического факультетов Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета, в том числе 70 юношей и 86 девушек.

Ценностные ориентации изучались с помощью методики С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [2].

Согласно автору в качестве ценностей выступают значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. С. С. Бубнова [1; 2] выделяет четыре

13

иерархических уровня в системе ценностных ориентаций личности: наиболее

обобщенные, абстрактные ценности; ценности-идеалы; ценности-свойства личности; реальные ценностные ориентации. Автором экспериментально выделено 11 ценностей, отнесённых к трём типам: духовным, социальным и материальным, и предложена методика их диагностики.

Смысложизненные ориентации определялись по методике «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева [5].

Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. В. Э. Чуднов-ский определяет их как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [6]. Тест СЖО, позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели жизни), либо в настоящем (удовлетворенность процессом жизни) или прошлом (удовлетворенность результатом жизни), или во всех трех составляющих жизни [5].

Структура ценностей дагестанской студенческой молодежи по данным методики С. С. Бубновой представлена ниже (таб. 1, рис. 1).

Таблица 1

Ценности дагестанской молодежи (по методике С. С. Бубновой). Описательные статистики

№ ТИПЫ ЦЕННОСТЕЙ Кол. испыт. Мин. знач. Mara. знач. Средн. знач. Станд. откл. Ранг

10 ЗДОРОВЬЕ 156 2,00 10,00 7,5962 1,94033 1

4 ПОМОЩЬ И МИЛОСЕРДИЕ 156 ,00 10,00 6,4231 2,51457 2

8 ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ 156 ,00 10,00 6,2244 2,20724 3

11 ОБЩЕНИЕ 156 ,00 10,00 5,1282 2,28521 4

5 ЛЮБОВЬ 156 ,00 10,00 5,0769 2,64585 5

9 ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ 156 ,00 10,00 4,6474 2,19326 6

6 ПОЗНАНИЕ НОВОГО 156 ,00 9,00 4,4936 2,06193 7

1 ПРИЯТНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВ. 156 1,00 9,00 4,2051 1,82357 8

3 НАСЛАЖДЕНИЕПРЕКРАСНЫМ 156 ,00 9,00 3,6154 1,87156 9

2 МАТЕР. БЛАГОСОСТОЯНИЕ 156 ,00 10,00 3,5513 2,15914 10

7 ВЫСОКИЙ СОЦ. СТАТУС 156 ,00 9,00 3,2436 2,48446 11

14

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Данные, представленные в таб. 1, позволяют выделить структуру доминирующих ценностей, в которую входят: здоровье, помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение людей (1 - 3 ранговые места соответственно). К ним

примыкают ценности общение и любовь, занимающие 4-ое и 5-ое места. При этом среднее значение и стандартное отклонение ценности «здоровье» свидетельствует о более высокой ее значимости по сравнению с другими, ближайшими ценностями.

////'///у//

/да .да

4

I Средн. знач.

Рис. 1. Гистограмма значимости ценностей (по методике С. С. Бубновой)

8

7

Ценности первой пятерки в рангах близки содержательно к доминирующей тройке - общение и любвь (4 - 5 места), соотносятся с помощью и милосердием к другим людям, и с признанием и уважением людей. Следует отметить, что ценность «признание и уважение людей» здесь связана со стремлением к общности и коллективизму, но не с ценностью «высокий социальный статус», так как последняя занимает в иерархии 11-е место, самой отвергаемой ценности (таб. 1). Эти доминирующие ценности относятся к гуманистическому типу по классификации С. С. Бубновой [2].

Наиболее отвергаемыми являются ценности: высокий социальный статус, материальное благосостояние, наслаждение

прекрасным и приятное времяпрепровождение.

Таким образом, представленная иерархия ценностей дагестанской молодежи подтверждает доминирование у неё гуманистических, коллективистских и консервативных ценностей, которые вытесняют ценности, связанные с открытостью к изменениям, индивидуальными достижениями и возвышением. Доминирующие ценности в иерархии, полученные с применением методики С. С. Бубновой, составляют непротиворечивую структуру. Однако следует иметь в виду, что они представляют собой ценности-идеалы и не всегда проявляются в реальном поведении.

В таблице 2 даны описательные статистики показателей смысложизненных ориентаций дагестанской молодежи.

Таблица2

Показатели смысложизненных ориентаций дагестанской молодежи

(по тесту СЖО Д г. А Леонтьева). Описательные статистики

ПАРАМЕТРЫ (Шкалы теста СЖО) Кол. испыт. Мин. знач. Mara. знач. Средн. знач. Станд. откл.

ЦЕЛИ ЖИЗНИ 156 20,00 42,00 31,8846 6,13605

ПРОЦЕСС ЖИЗНИ 156 19,00 42,00 30,8141 5,87263

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖИЗНИ 156 15,00 33,00 25,1474 4,54909

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - Я 156 12,00 30,00 21,3077 3,88482

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - ЖИЗНЬ 156 18,00 41,00 29,8526 5,97285

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ (Общий показатель) 156 91,00 180,00 138,1154 21,64850

Психолого-педагогические науки •••

15

35

30

25

20

15

10

5

0

I Ряд1

Рис. 2. Гистограмма средних значений шкал смысложизненных ориентаций дагестанской молодежи (по тесту СЖО Д. А Леонтьева)

Гистограмма на рис. 2 отражает средние значения шкал теста СЖО и их соотношение.

Наибольшее среднее значение получено по шкале «цели жизни», характеризующей наличие или отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Юношеский возраст и ранняя молодость, как известно, вообще характеризуются направленностью в будущее, поэтому относительно высокие значения по этому показателю легко объясняются.

Вместе с тем наименьшее среднее значение по шкале «локус контроля - Я» (Я -хозяин жизни), указывающей на восприятие себя как обладающего достаточной свободой выбора в реализации своих жизненных целей, свидетельствует о том, что цели жизни недостаточно подкрепляются личной ответственностью за их реализацию и верой в свои возможности контролировать события собственной жизни. При этом относительно высокое среднее значение по шкале «локус контроля - жизнь» (или управляемость жизни) является показателем достаточной уверенности в свободе принимать решения и реализовывать их в жизни, а также свойственного данному возрасту большего оптимизма. Невысокое среднее значение по шкале «результативность жизни» (или удовлетворенность самореализацией), как и более высокое зна-

чение по шкале «процесс жизни» (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), также соответствуют тестовой норме.

Таблица 3 содержит результаты корреляционного анализа (по критерию Пирсона) шкал теста СЖО и ценностей по С. С. Бубновой.

Анализ данных таблицы 3 показывает, что значимые положительные корреляции выявлены между шкалами: цели жизни и материальное благосостояние, и высокий социальный статус; значимую отрицательную связь - с познанием нового.

Показатели по шкалам «процесс жизни» и «результат жизни», а также «локус контроля - жизнь» и общий показатель «осмысленность жизни» не имеют статистически значимых связей ни с одной из ценностей по С. С. Бубновой.

«Локус контроля - Я» имеет значимые положительные корреляции так же с ценностями: материальное благосостояние и высокий социальный статус.

Таким образом, цели жизни у дагестанской молодежи тесно взаимосвязаны, прежде всего, с достижением материального благополучия и, связанного с ним в оценках испытуемых высокого социального статуса. Шкала «локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни) также имеет значимые положительные связи только с двумя указанными ценностями. Познание нового здесь, наоборот, отрицательно связано с

16

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

целями жизни, что указывает на девальвацию престижа знания и его роли в социальном успехе. Заметим также, что ценность «познание нового» не имеет значимых положительных связей ни с одной из

ценностей по С. С. Бубновой, но значимо отрицательно коррелирует с признанием людей, любовью и, как уже отмечалось, с материальным благосостоянием (таб. 3).

Таблица 3

Взаимосвязи шкал теста СЖО и ценностей по С. С. Бубновой.

(Результаты корреляционного анализа по критерию Пирсона)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕРЕМЕННЫЕ Ценности по С. С. Бубновой КОРРЕЛЯЦИЯ ПО ПИРСОНУ (коэффициенты значимости связи) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева

Цели жизни Про- цесс жизни Резуль- тативн. жизни Локус контроля -Я Локус контроля -жизнь Осмыс- ленность жизни (общая)

ПРИЯТНОЕ ВРЕМЯПРЕПРО- ВОЖДЕНИЕ Correlation -,010 ,012 -,003 -,010 ,077 ,014

Sig. (2-tailed) ,903 ,878 ,975 ,897 ,342 ,863

N 156 156 156 156 156 156

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ Correlation ,221(**) ,125 ,101 ,194(*) ,119 ,150

Sig. (2-tailed) ,006 ,120 ,208 ,015 ,139 ,062

N 156 156 156 156 156 156

НАСЛАЖДЕНИЕ ПРЕКРАСНЫМ Correlation ,092 -,055 -,011 ,017 ,030 ,036

Sig. (2-tailed) ,252 ,495 ,893 ,830 ,712 ,654

N 156 156 156 156 156 156

ПОМОЩЬ И МИЛОСЕРДИЕ Correlation -,099 ,025 ,005 ,084 -,002 ,010

Sig. (2-tailed) ,220 ,760 ,954 ,300 ,981 ,904

N 156 156 156 156 156 156

ЛЮБОВЬ Correlation -,094 ,021 -,044 -,110 -,050 -,078

Sig. (2-tailed) ,241 ,793 ,585 ,174 ,534 ,335

N 156 156 156 156 156 156

ПОЗНАНИЕ НОВОГО Correlation -,201(*) -,054 -,098 -,141 -,155 -,119

Sig. (2-tailed) ,012 ,502 ,225 ,079 ,054 ,140

N 156 156 156 156 156 156

ВЫСОКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Correlation ,157(*) ,048 ,089 ,180(*) ,070 ,116

Sig. (2-tailed) ,050 ,554 ,269 ,025 ,383 ,151

N 156 156 156 156 156 156

ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ Correlation -,097 -,087 -,005 -,024 ,018 -,034

Sig. (2-tailed) ,226 ,280 ,954 ,768 ,821 ,673

N 156 156 156 156 156 156

ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Correlation ,070 ,004 -,036 -,046 ,022 ,004

Sig. (2-tailed) ,383 ,959 ,655 ,570 ,785 ,963

N 156 156 156 156 156 156

ЗДОРОВЬЕ Correlation -,136 ,036 ,023 -,122 -,056 -,090

Sig. (2-tailed) ,091 ,658 ,775 ,128 ,489 ,263

N 156 156 156 156 156 156

ОБЩЕНИЕ Correlation ,012 -,147 -,065 -,131 -,102 -,079

Sig. (2-tailed) ,885 ,068 ,423 ,102 ,205 ,329

N 156 156 156 156 156 156

Примечание: ** Корреляция на уровне значимости 0.01. Двухсторонний тест.

* Корреляция на уровне значимости 0.05. Двухсторонний тест.

Correlation - Корреляция. Sig. (2-tailed) - Значимость 2-сторонняя. N - количество испытуемых.

Психолого-педагогические науки •••

Выводы

1. Доминирующие ценностные ориентации дагестанской молодежи являются социоориентированными и отражают стремление к здоровью (безопасности), оказанию помощи и принятию группой. Их высокая значимость вытесняет на второй план ценности индивидуализма, собственных достижений, а также духовные ценности.

2. Цели жизни молодые люди связывают, прежде всего, с достижением материального благополучия и высокого социального статуса. При этом они (цели жизни) больше носят декларативный характер, так как материальное благополучие и вы-

17

сокий социальный статус не являются доминирующими в ценностных ориентациях, а способность достигать своих целей и контролировать события собственной жизни испытуемыми оценивается низко.

3. Имеет место расхождение между целями в жизни и доминирующими ценностными ориентациями дагестанской молодежи, так как цели жизни связаны с материальным благосостоянием и высоким социальным статусом, а доминирующие ценности относятся к полюсу сохранения и традиций, ценностный тип достижения для дагестанской молодежи в целом не значим.

Литература

1. Бубнова С. С, Сытин А. Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006. 2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20. С. 38-44.

3. Далгатов М. М., Магомедов П. Ш., Джамалудинова А. Г. Иерархия личностных ценностей современ-

ной дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 4. 4. Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева

У. М., Гадисова И. А. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. 5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с. 6. Чудновский В. Э., Бодалев А. А., Вайзер Г. А., Вахромов Е. Е., Карпова Н. Л., Суворов А. В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1.

References

1. Bubnova S. S, Sytin A. N. The value orientations of young people from various regions of Russia: principles, methods, results of research / Scientific proceedings of the international forum and school of young scientists of IP RAS. 24-28 September 2006, Sochi, 2006. 2. Bubnova S. S. Values of the personality as a multidimensional nonlinear system // Psychological journal. 1999. # 5. Vol. 20. P. 38-44. 3. Dalgatov

M. M., Magomedov P. Sh., Dzhamaludinova A. G. Hierarchy of personal values of modern Dagestan youth // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2014. # 4.

4. Dalgatov M. M., Magomedova N. T., Asadulaeva U. M., Gadisov I. A. Values and life-meaning orientations of students of Islamic and secular universities // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2011. # 3. 5. Leontyev D. A. Test of life-meaningful orientations (LMO). 2nd ed. M. : Smysl, 2000. 18 p. 6. Chudnovsky V. E., Bodalev A. A., Weiser G. A., Vakhromov E. E., Karpova N. L., Suvorov A. V. The role of life-meaningful orientations and Acme in the professional activity // Psychological journal. 2004. Vol. 25, # 1.

Literatura

1. Bubnova S. S, Sytin A. N. Cennostnye orientacii molodezhi razlichnyh regionov Rossii: principy, metody, rezul'taty issledovanija / Nauchnye materialy mezhdunarodnogo foruma i shkoly molodyh uchenyh IP RAN. 24-28 sentjabrja 2006 g. Sochi, 2006. 2. Bubnova S. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomerna-ja nelinejnaja sistema // Psihologicheskij zhurnal. 1999. № 5. T. 20. S. 38-44. 3. Dalgatov M. M., Ma-

gomedov P. Sh., Dzhamaludinova A. G. Ierarhija lichnostnyh cennostej sovremennoj dagestanskoj molodezhi // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014. № 4. 4. Dalgatov M. M., Magomedova N. T., Asadulaeva U. M., Gadisova

I. A. Cennostnye i smyslozhiznennye orientacii studentov islamskih i svetskih vysshih uchebnyh zavedenij // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011. № 3. 5. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO). 2-e izd. M. : Smysl, 2000.

18 s. 6. Chudnovskij V. Je., Bodalev A. A., Vajzer G. A., Vahromov E. E., Karpova N. L., Suvorov A. V. Rol' smyslozhiznennyh orientacij i akme v professional'noj dejatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. 2004. T. 25, № 1.

Статья поступила вредкцию 12.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.