_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ_
УДК 370:947.1(470.40)
Логинова Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессиональная педагогика и психология» Пензенский государственный университет, [email protected], Пенза
факторы формирования образовательного пространства
учебного заведении: истории и современности
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования образовательных пространств учебных заведений России. Проведен анализ факторов, влиявших на формирование образовательного пространства учебных заведений XIX века и факторов, определяющих строение образовательных пространств современности. Для анализа процесса формирования образовательных пространств в учебных заведениях выбраны пограничные исторические периоды, наглядно демонстрирующие переменчивость факторологического влияния, что обусловило новизну проводимого исследования.
Ключевые слова: образовательное пространство, социокультурные институты, социальный заказ, государственный заказ.
Loginova Olga Alexandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Penza State Univer, [email protected], Penza
factors of formation of educational space of educational institution: history and present*
Abstract. In this article the problem of formation of educational spaces of Russian institutions was examined. The analysis of factors, influenced on formation of educational space of institutions of the 19th century, and factors, determined the structure of educational spaces of contemporaneity was conducted. For analysis of the process of formation of educational spaces in the institutions there were chosen the frontier historical periods which visually demonstrate the changeability of factorial influence which became the novelty of the conducted investigation.
Keywords: educational space, social cultural institutions, social order, state order.
Сегодняшнее общество, находясь в условиях агрессивной информационной среды, пытается адаптироваться к возрастающему потоку информации и скорректировать процессы своего развития, в соответствии с темпами мирового прогресса. Однако эта коррекция неминуемо затрагивает важнейшие для личностного развития человека сферы, в частности, образование. Действительно, с одной стороны, образование на всех уровнях его становления должно коррелировать с теми изменениями, которые происходят в обществе, но с другой стороны, образование - это процесс, который должен быть управляемым и направляемым. Это означает, что на всех уровнях образования, сам процесс его формирования и развития должен быть стратегически продуман. При этом, план по развитию российского образования должен включать в себя не только общегосударственные научно-
образовательные и социальные задачи, решаемые в том числе на региональных уровнях, но и отражать узкоориентированные направления развития конкретных учебных заведений с учетом их специфики. Таким образом, речь идет о формировании и развитии образовательных пространств учебных заведений в контексте общеинформационного развития общества.
Данный вывод является базовым для другого аналитического предложения. Так, отталкиваясь от происходящих изменений в обществе и информационном обмене в нем, возникает гипотетическое предположение о том, что процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений непосредственно зависим от различных внешних факторов, влияющих на его протекание, в том числе информационных и социальных.
Для рассмотрения указанного вопроса обратимся к началу XIX века. Именно в этот период в России происходило становление системы отечественного образования, отражающее как общественные тенденции, так и государственную политику в сфере образования. Поэтому рассматриваемый период можно выделить как период становления образовательных пространств. Заметим, что к понятию «образовательное пространство» отечественная наука шла с 80-хх годов прошлого столетия, и применяла его, ориентируясь только на современные учебные заведения. Тем не менее содержательное составляющее понятия, на наш взгляд, позволяет применять его к учебным заведениям прошлого. Однако, в современной педагогике, нет единой трактовки данного понятия. Так, М. Ю. Олешков, В. М. Уваров указывают, что образовательное пространство представляет собой совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [12, с. 32]. В. Д. Гатальскийопределяет образовательное пространство через его системность, которая обеспечивается, по мнению автора, такими взаимоисключающими свойствами, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость, сохранение и изменение [2, с. 52-57]. Ю. С. Песоцкий рассматривает в образовательном пространстве работу «в единстве комплекса его характеристик, не только средовых, но процессуальных и институциональных» [10, с. 26-35]. Л. П. Русинова определяет образовательное пространство как «...существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [11, с..].
Наиболее близким к нашему пониманию образовательного пространства является подход, предложенный И. К. Шалаевым и А. А. Веряевым, которые указывают на то, что «образовательное пространство является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано .с фундаментальными процессами, происходящими
в обществе» [13, с. 85]. Заметим, что этот принцип формирования образовательных пространств учебных заведений опирается на многовековой опыт развития российского образования.
Действительно, обращаясь к историко-педагогическим документам, можно найти активные обсуждения российских педагогов-практиков, философов и общественных деятелей проблемы формирования образовательных пространств гимназий, университетов и прочих учебных заведений. Однако сам термин «образовательное пространство» не был введен и поэтому не использовался. Ученые и педагоги прошлого рассматривали проблему развития образования в целом и личностного развития учащегося под влиянием разнообразных факторов. Особо отметим, что ключевым из них являлась нормативно подкрепленная политика государства в области образования. Можно утверждать, что с созданием системы российского образования в начале XIX в., построенной на нормативно-правовой базе, началось формирование подходов и взглядов к проблеме развития образовательных пространств учебных заведений.
Действительно, образовательное пространство конкретных школ, гимназий, лицеев, университетов, академий и институтов, как основных учебных заведений, распространенных в XIX - начале XX в. в Российской империи, строилось под влиянием нескольких факторов (Рисунок 1)
Так, образовательное пространство учебного заведения находилось в тесной зависимости от государственного и социального заказа. Если государственный заказ строго опирался на законодательную базу, то социальный заказ зависел от общественных представлений конкретной губернии, от удаленности или приближенности к образовательным центрам, что в последствии определяло скорость информационного обмена в ней. В зависимости от того, как развивалась та или иная губерния, каков был ее численный, сословный и национальный состав, каковы экономические, политические и культурно-социальные характеристики, насколько быстро и четко откликалась ее общественная и политическая власть на распоряжения и приказы министерств и ведомств и проч., определялся и социально- обще-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ
С
Е ^
Б О
В О К
З А
АЗ Н
Р
Б
О
«
АА КК
О Н О
К
Рисунок 1 - Модель формирования образовательного пространства учебных заведений XXIX - начала XX века [88, С. 190]
ственный заказ на образование. Отметим, интересный факт, социально-общественный заказ на образование в значительной мере, определялся ценностными ориентациями сословий российского общества вообще, и семьи, в частности. Однако роль конкретной семьи при формировании образовательного пространства учебного заведения - гимназии и университета - была малозначительна. Тем не менее, например, в средних учебных заведениях, эта связь все-таки поддерживалась. Например, с учащихся непременно собирали «разрешительные» справки из
семьи, о том, что родители, или опекуны ребенка, обязуются «не создавать помех ... в деле воспитания» [6, с. 16].
Следует указать и на значительное влияние на образовательное пространство учебного заведения таких социокультурных институтов как религия, культура, средства массовой информации и т.д., выступавших как весомые факторы его формирования и развития. Каждый из них коррелировал с особенностями губернии в которой находилось учебное заведение. Действительно, чем выше социальный статус губернии, тем
более активно происходил процесс развития учебного заведения, тем более проявлялась общественная заинтересованность в развитии образования в регионе. Так, учебные заведения центральных округов значительно отличались от гимназий и школ провинциальных губерний по ряду критериев:
- оперативность реагирования на содержательно-целевые установки в политике государства в области образования и на изменения в нормативной базе;
- социально-культурный уровень ученического и преподавательского состава учебного заведения;
- оснащенность учебного заведения необходимыми учебными средствами;
- степень взаимодействия с семьей и обществом и т.д.
Очевидно, что все выше указанное непосредственно влияло на процесс формирования образовательного пространства конкретного учебного заведения.
Необходимо отметить и то, что образовательные пространства учебных заведений одной губернии также значительно отличались. Подтверждение этому выводу можно найти, проанализировав архивную документацию образовательных учреждений. Например, рассмотрим критерий оснащенности образовательного заведения учебными средствами. Так, в Пензенской мужской гимназии к 1821 году находилось всего 758 учебных книг, к 1828 году их количество увеличилось до 913 экземпляров. Спустя четверть века, в 1849 году, в образовательном заведении начитывается 1405 названий учебной литературы [4; 7]. У экспертов ? -так в архиве или диссертации? Состояние библиотеки несколько улучшается ближе к 1874 году - 2573 наименования в фундаментальной библиотеке и 449 книг - в ученической [5; 7]. Тот же вопрос В другом учебном заведении - Пензенской первой женской гимназии - оснащение учебной литературой было еще более скромным. Так, в фундаментальной библиотеке этого учебного заведения было всего 227 наименований книг, в ученической - 60 названий [7]. Однако после реорганизации Пензенского дворянского института, учебный фонд которого был более многообразен, часть книг перекочевала в библиотеку мужской и женской гимназий, увеличив количество книг в последней на
1021 экземпляр [5]. Оснащенность учебного заведения необходимыми учебными средствами была значительно выше в частной женской гимназии Е. П. Шор и М. Ф. Ман-сыревой, которая насчитывала в своем фонде 1087 томов [3; 7]. Анализ представленной информации позволяет сделать вывод о том, что образовательные пространства указных учебных заведений, находящихся в одной губернии, были отличными. Во многом причиной таких различий являлся социально-экономический статус обучающихся в учебных заведениях. Этот вывод, в свою очередь, напрямую затрагивает вопрос социально-общественного заказа на образование как одного из факторов формирования образовательного пространства учебного заведения.
Социально-культурный уровень ученического и преподавательского состава учебного заведения в этих гимназиях был так же различным и зависел от общественного осознания необходимости образования в губернии. Так, как замечает П. П. Зеленецкий, для того чтобы исключить халатное отношение как самих гимназистов, так и их родителей к учебе, начальство учебного заведения приняло особое решение «.по которому отбирались от родителей подписки, что их дети не будут уклоняться от занятий в школе без законной на то причины.в противном случае, ежели в течение месяца более трех раз без законной причины кто из них отлучится, таковых исключать из гимназии.» [6]. Действительно, как показывает гимназическая документация, пропуски уроков учениками в 1884 году становились уже редким явлением [9]. Однако, рассматриваемая проблема, была нехарактерна для учащихся частных гимназий, где общий уровень посещаемости был около 87%. Таким образом, представленные данные подтверждают вывод о том, что образовательное пространство учебных заведений одной губернии было отличным и по социально-культурному уровню учебного заведения.
Рассмотрим влияние на образовательное пространство учебных заведений других социокультурных институтов. Так, средства массовой информации, представленные в XIX веке исключительно печатными изданиями, вносили существенный вклад в формирование образовательного пространства. Например, в газетах и журналах прошлого
активно обсуждались наиболее актуальные вопросы, касающиеся устройства образования в стране, особенности воспитания и обучения, а также публиковались детальные отчеты по учебным округам и отдельным учебным заведениям. По сути, журналы в XIX веке являлись единственным общественно доступным средством обсуждения вопросов широкого спектра: от государственного и социального масштаба - до частнометодических и педагогических вопросов образования.
Кроме влияния на формирование образовательного пространства вышерассмо-тренных факторов, следует обратить особое внимание на особенности конкретной губернии. В частности, на факт принадлежности губернии к тому или иному учебному округу. Данный факт определял множественные особенности учебных заведений подведомственных округу: от окружной политики, проводимой окружным университетом, до конкретных указаний и распоряжений определенному училищу, гимназии и т.д. Таким образом, можно утверждать, что политика государства в области образования реализо-вывалась через призму окружного устройства. Поэтому, особенности формирования образовательного пространства конкретного учебного заведения должны были соответствовать, прежде всего, окружному представлению об образовании и требованиям к обучению, воспитанию и социализации учащихся. Принадлежность губернии к определенному округу затрагивала так же вопросы культуры, религии, экономики, что в свою очередь, определяло особенности образовательных пространств учебных заведений.
Возвращаясь к современным реалиям, необходимо отметить, что факторы, влияющие на формирование образовательных пространств несколько трансформировались. Образовательное пространство сегодняшних учебных заведений формируется несколько иначе (Рисунок 2):
Заметим так же, что изменился и удельный вес влияния рассматриваемых факторов на образовательное пространство учебного заведения. Так, например, средства массовой информации, имевшие в XIX веке значительное влияние на образовательное пространство, на современном этапе упрочили свои позиции. Это произошло из-за расши-
рения возможностей их влияния за счет появления телекоммуникационных каналов передачи информации, а так же вследствие изменения скорости обмена информацией в современном обществе. Напротив, другой фактор, рассматриваемый нами в XIX веке как один из основных - особенности губернии, - на современном этапе развития образовательных пространств потерял свою определяющую роль.
Отметим так же и то, что позиции социального и государственного заказа на образование, как факторов, влияющих на формирование образовательного пространства учебного заведения, стали более тождественными. Разрыв в их направленности и содержательном составляющем был сокращен вследствие значительного повышения скорости обмена информацией между обществом и нормативно-правовыми органами. Это привело к тому, что образовательное пространство современных учебных заведений более мобильно, адаптировано к сегодняшним реалиям. Однако, исследователи современных образовательных пространств (А. С. Гаязов, И. Д. Демакова, С. Д. Дерябо, В. А. Конев, В. В.Чекмарев и др.), обращают внимание на необходимость его рассмотрения с нескольких позиций. Так, И. Б. Бондырева, А. В. Яковлева отмечают, что «в настоящее время отношения субъектов инновационного образовательного пространства в значительной мере не подкреплены взаимными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективной интеграции» [1].
И. К. Шалаев, А. А. Веряеев рассматривают современное образовательное пространство как «. некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий...Образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный, имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, естественный процесс - такой, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования» [13].
Итак, понимая, что образовательное про-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
Л
Я
Е С
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Н^ 1—Н
О В Т С
Е ^
Б О
Е
НА КА
В ОИ УА
З
АЗ Н
Р
Б
О
АА КК ИИ 2 ^
° Ёт
НЛ КП
Рисунок 2 Модель формирования образовательного пространства современньах учебных заведений
странство есть качественная характеристика образовательного процесса, связанная с фундаментальными, различными по своей направленности и содержанию процессами, происходящими обществе, затрагивающая его социальнокультурную характеристику, можно утверждать, что:
- образовательное пространство современных учебных заведений формируется и развивается под прямым руководством нормативных документов в сфере образования; его структура и особенности зависят от специфики государственных стандартов, которые реализует образовательное учреж-
дение; таким образом, образовательное пространство отражает специфику государственного заказа на образование;
- образовательное пространство находится в прямом взаимодействии с социальным заказом на образование; с одной стороны, оно во многом определяет социальный заказ на образование; с другой - социальный заказ на образование является отражением происходящих в обществе изменений, и напрямую затрагивает процесс формирования и развития образовательного пространства конкретного учебного заведения.
- образовательное пространство форми-
руется под влиянием политики государства в сфере образования, государственного заказа на образование, социального заказа на образование, а так же под влиянием группы факторов, отражающих социально-культурное, информационно-прогрессивное развитие общества, как в масштабах государства, так и в рамках конкретного региона.
В эволюционном контексте формирования образовательных пространств можно выделить разнообразие структурных подходов к его содержательному и функциональному назначению. Образовательное пространство учебного заведения современности и прошлого формируется схожей системой факторов, однако их определяющее значение и взаимовлияние кардинально изменяется в зависимости от происходящих социально-культурных и информационных процессов конкретного времени и общества.
Библиографический список
1. Бондырева И. Б. Взаимодействие субъектов образовательного пространства./ А.В..Бондыре-ва И.Б., Яковлева //Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - №2 . URL: http://www. economics.open-mechanics.com (дата обращения: 20.10.2013).
2. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 52-57.
3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО): Ф. 114. Оп. 1. Д. 50.
4. ГАПО: Фонд 58. Опись 1. Дело 59.
5. ГАПО:. Ф. 81. Оп. 1. Д. 671.
6. Зеленецкий П. П. Исторический очерк первой Пензенской гимназии с 1804 по 1871 г. - Пенза, ПГПИ, 1889-224 с.
7. Костюкова О. А. Становление и развитие гимназического образования в российской губернии в XIX-начале XX века: дисс. .. .канд. пед. наук. - Пенза, 2006. - 274 с.
8. Логинова О. А. Концептуальные основы формирования и развития образовательного пространства средних и высших учебных заведений России в XIX - начале XX века: современный подход // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2012. - №4 (24). - С. 187-193.
9. Логинова О. А. Эволюция системы оценивания знаний учащихся в гимназиях Пензенской губернии и России в XIX - начале XX в. // Известия высших учебных заведений поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 4 (12). - 138 с.
10. Песоцкий Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26-35.
11. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб.пособие . - Сарапул, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/ dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo (дата обращения: 12.10.2013).
12. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. - 2006. - 32 с. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/ dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo (дата обращения: 12.10.2013).
13. Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998. - № - 4. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-altai. ru/Journal/pedagog/pedagog_5/index.html (дата обращения: 12.10.2013).