УДК 370:947.1 (470.40)
О. А. Логинова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Аннотация. Рассматривается проблема построения образовательного пространства средних и высших учебных заведений России в XIX - начале XX в. Новизна заключается в применении современных подходов к определению образовательного пространства и интеграции их в историко-педагогическую плоскость.
Ключевые слова: образовательное пространство, социальный заказ, социокультурные институты.
Abstract. The article considers a problem of educational environment creation in high schools and higher educational institutions of Russia in XIX - the beginning of the XX century. The novelty consists in application of modern approaches to the definition of educational environment and their integration into the historical and pedagogical plane.
Key words: educational environment, social order, sociocultural institutes.
Целью современной системы высшего профессионального образования, наряду с подготовкой выпускника, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного ориентироваться и добиваться высоких показателей работы в условиях быстрой смены инновационных технологий, является формирование самостоятельной, социально адаптированной личности, готовой к сотрудничеству и профессиональному росту, отличающейся высокой нравственностью и культурой, развитым чувством ответственности и патриотизма. В этой связи особая роль в достижении целей приоритетных направлений национальной образовательной политики, отраженных в ФГОС средней и высшей школы, принадлежит, на наш взгляд, образовательному пространству учебного заведения.
Сейчас образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, некий системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, и как итог его социокультурной модернизации. Заметим, что студент и учащийся как субъекты, включенные в процесс получения образования в вузе и школе, автоматически становятся субъектами образовательного пространства соответствующего учебного заведения. Эффектность функционирования последнего будет отражать динамику и достижение целей национальной образовательной политики государства. По сути, образовательное пространство учебного заведения, как система управления развитием личности учащегося, определяет качественные показатели процесса обучения и процесса воспитания в высшей и средней школе.
Очевидно, что образовательное пространство лишь тогда будет эффективно действующим и актуальным, когда процесс его формирования и развития будет отражать особенности, направленность, содержательную часть взаимодействия современных ему социокультурных институтов.
В этой связи необходимо обратиться к историко-педагогическому наследию российского образования для детального рассмотрения происходивших в образовательном пространстве отечественных учебных заведений изменений, связанных с общественными трансформациями в политике, культуре и других важнейших сферах жизни государства. Анализ указных аспектов позволит спроектировать, воссоздать и понять механизмы, по которым происходило взаимодействие учебных заведений и социокультурных институтов, а значит, предупредить возникновение ошибок на современном этапе модернизации системы образования, осознать и эффективно применять исторически сложившиеся в российском обществе образовательные традиции и соответствия.
В качестве основного инструмента для проведения анализа указанной проблемы нами используется современный системный подход к построению образовательных пространств учебных заведений. Это позволит понять принципы формирования и развития образовательных пространств учебных заведений прошлого и воссоздать модель образовательного пространства гимназий и университетов XIX в. в России.
Остановимся на некоторых ключевых аспектах построения образовательного пространства, предлагаемых современной педагогической наукой.
Следует отметить, что достаточно продолжительное время понятие «образовательное пространство» было нечетким. Так, обращаясь к научным источникам 80-х, 90-х гг. прошлого столетия, можно впервые увидеть использование этого понятия различными учеными и практиками на интуитивном уровне, так как ни в словарях, ни в энциклопедиях того времени термин «образовательное пространство» не описан вообще. Однако даже в нормативных документах, таких как Закон РФ «Об образовании» в разных редакциях и т.д., можно встретить использование данного понятия без его детального разъяснения.
Современная педагогическая наука, содержащая в себе довольно обширный пласт наработок в плане уточнения понятия образовательного пространства, подходит к нему также с различных точек зрения, что позволяет исследователям самостоятельно определять направление и содержательную характеристику собственных работ.
Так, М. Ю. Олешков, В. М. Уваров указывают, что образовательное пространство: 1) термин, условно обозначающий регион Российской Федерации, в котором отсутствует децентрализация в образовании и реально достигнут единый декларируемый уровень госстандарта; 2) совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [1].
В. Д. Гатальский определяет образовательное пространство через его системность, которая обеспечивается, по мнению автора, такими взаимоисключающими свойствами, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость, сохранение и изменение [2]. Ю. С. Песоцкий указывает в образовательном пространстве работу «в единстве комплекса его характеристик, не только средовых, но и процессуальных и институциональных» [3]. Т. А. Ольховая, С. В. Мазова рассматривают образовательное пространство как фактор становления субъектности будущего педагога [4].
Определение образовательного пространства было также предложено и Л. П. Русиновой: «Образовательное пространство - существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [5].
Современные ученые, такие как Т. Ю. Артюхова, О. В. Архипова, А. В. Виневская, О. А. Еремеева, Е. В. Караваева, И. Б. Котлобовский, Т. Н. Ксензова, А. С. Ляховец, Э. Г. Малиночка, И. В. Маричев, Л. Н. Мирошниченко, А. А. Савостина, Н. Ю. Скрябина, И. В. Смертина, С. П. Фирсо-ва, С. И. Черных и др., затрагивают различные аспекты построения, функционирования и определения образовательных пространств учебных заведений различного уровня и направленности в настоящее время.
Однако наиболее близок к нашему пониманию и интересен подход к научному осмыслению образовательного пространства И. К. Шалаева и А. А. Веряева, которые указывают на то, что «понятие образовательного пространства является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано... с фундаментальными процессами, происходящими в обществе» [6].
Так, понимая, что образовательное пространство есть качественная характеристика образовательного процесса, которая связана с фундаментальными, различными по своей направленности и содержанию процессами, происходящими обществе, и затрагивает его социокультурную характеристику, можно утверждать, что средние и высшие учебные заведения дореволюционной России могут быть рассмотрены с современной позиции построения образовательных пространств. Так, все указанные характеристики и подходы к теоретизации образовательного пространства позволяют провести научный анализ образовательных пространств, существовавших ранее, и дать им характеристику уже с позиции современного научного знания.
Как известно, наиболее значительным и ярким в плане развития и нормативно-правового обоснования всей системы российского образования принято считать XIX век. Именно в это время русское образование и культура интенсивно развиваются, что отражается на структуре, характере, специфике общества. В это время собственно социально-культурные особенности России в полной мере формируют ключевые цели отечественных учебных заведений того периода, что и является, по сути, основной идеей формирования образовательных пространств. Именно в этот период в России появляется сформированная, стройная, относительно упорядоченная система образования, ориентированная как на государственный, так и на социальнообщественный заказ. Именно последний в нашем случае и является мерилом потребностей общества, уровня его развития, содержательной ориентации, что в итоге будет определяющим фактором построения образовательного пространства России. Учитывая, что соотношение образовательных интересов общества, государства и личности в разные исторические периоды России было различным, это естественным образом отражалось на содержании и це-леполагании образовательного пространства. Для научной точности укажем, что в нашем случае, в его современной трактовке, под социальным заказом мы будем понимать требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области образования [7].
Социальный заказ, по своей сути являясь неким образом, аккумулирующим в себе общественные представления о том, каким должно быть образо-
вание, на что оно должно быть направлено, напрямую затрагивает сферу формирования и развития образовательного пространства конкретных учебных заведений. Очевидно, что здесь велика роль и регионального отношения учебного заведения к столичным округам.
На наш взгляд, образовательное пространство конкретных школ, гимназий, лицеев, университетов, академий и институтов, как основных учебных заведений, распространенных в XIX - начале XX в. в империи, строилось под влиянием нескольких факторов (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования образовательного пространства учебных заведений XIX - начала XX в.
Так, образовательное пространство учебного заведения находилось в тесной зависимости от государственного и социального заказа. Если государственный заказ строго опирался на законодательную базу, то социальный заказ зависел от общественных представлений конкретной губернии. В зависимости от того, как развивалась та или иная губерния, каков был ее численный, сословный и национальный состав, каковы экономические и политиче-
ские характеристики, насколько быстро и четко откликалась ее общественная и политическая власть на распоряжения и приказы министерств и ведомств и пр., определялся и социально-общественный заказ на образование.
Так, например, количество учащихся в российских гимназиях XIX -начала XX в. - единственных учебных заведениях, дающих право поступления в вузы, особенно в первый период их становления и развития, было весьма незначительным почти на всей территории Российской империи. Наиболее очевидной причиной этого явления была социальная ориентация общества на сословное образование. С одной стороны, гимназия формально была предназначена для «детей всех сословий» [8], с другой, как показывала практика, в ней обучались преимущественно дети дворян. Причем данная тенденция особенно ярко проявлялась в провинциальных губерниях. Именно поэтому образовательное пространство гимназии, особенно учитывая тот факт, что учебное заведение во многом зависело от меценатских пожертвований состоятельных горожан, должно было удовлетворять интересам и требованиям соответствующих сословий губернии.
Формирование образовательного пространства российских учебных заведений происходило под пристальным контролем общественности и только согласно общедействующим нормативным документам должно было отражать сущность государственного и, что немаловажно, общественного заказа на образование. Последний в значительной мере определялся ценностными ориентациями сословий вообще и семьи в частности. Однако отметим противоречие: роль конкретной семьи при формировании целей образовательного пространства учебного заведения - гимназии и университета - была малозначительна. Тем не менее, например, в средних учебных заведениях с учащихся все же непременно собирали «разрешительные» справки из семьи о том, что родители или опекуны ребенка обязуются «не создавать помех. в деле воспитания» [9].
Кроме выше указанных факторов, образовательное пространство учебных заведений находилось под влиянием и различных социокультурных институтов, таких как семья, религия, культура, средства массовой информации и т.д., выступавших как отдельный весомый элемент.
Так, например, семья как фактор, влияющий на образовательное пространство гимназии, рассматривалась прежде всего как ячейка, в которой воспитывался ученик, и изучалась на предмет «благонадежности и нравственности», соответствия государственной политике и репутации образовательного учреждения. С этой целью учителя гимназий и преподаватели университетов посещали дома и «квартиры» - если ученик был иногородним, смотрели за состоянием быта, но главной целью этих визитов было все-таки определение морально-нравственного облика домашней среды, в которой находятся студент и гимназист. Необходимо заметить, что в связи с созданием попечительских советов в гимназии во второй четверти XIX в. родители учеников стали иметь чуть более широкие возможности взаимодействия с образовательным пространством этих учебных заведений.
Рассматривая религию как социокультурный институт, взаимосвязанный с образовательным пространством, заметим, что с момента введения в учебный план гимназий и университетов такого предмета, как «Закон Божий», в качестве основы духовно-нравственного воспитания и образования именно она становилась оплотом образовательной политики учебных заведений империи.
Следует отметить, что средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы и т.д. для того времени были, пожалуй, одним из основных способов донесения прогрессивных образовательных взглядов до всего общества в целом. На страницах печатных изданий устраивалась полемика, высказывались и оспаривались важные научные и общественные открытия. Несомненно, что СМИ того времени влияли на образовательное пространство конкретных регионов и учебных заведений. Печатные материалы активно обсуждались на «педагогических советованиях» и т.д. Следует заметить также и то, что в университетах и гимназиях XIX в., учитывая нарастающий поток прогрессивной информации, стремились оградить учащихся от «опасной» литературы, не соответствующей принципам и содержательному осмыслению образовательного процесса учебных заведений.
В качестве одного из мощнейших факторов, отражающего особенности губернии и влияющего на образовательное пространство конкретных учебных заведений, следует рассматривать принадлежность губернии к определенному учебному округу. Именно окружная политика и личные взгляды попечителя учебного округа во многом определяли стратегию существования, принципы развития и построения образовательных пространств учебных заведений губерний.
Однако следует заметить, что действия попечителя учебного округа должны были отражать интересы Министерства просвещения Российской империи, а значит и ее национально-государственное устройство, которое отражалось в государственном заказе на образование.
Итак, образовательное пространство гимназий и университетов Российской империи XIX - начала XX в. возникало и развивалось под влиянием государственного и социального заказов, социокультурных институтов, особенностей губернии и, наконец, национально-государственного устройства страны и включало в себя и политику в области образования. Общий обзор указанной проблемы позволяет утверждать, что образовательное пространство средних и высших учебных заведений XIX - начала XX в. может быть рассмотрено с позиций современного научно-педагогического подхода к структуре и функционированию образовательных пространств современности.
Список литературы
1. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / авт.-сост.
М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - 2006. - С. 32. - иЯЬ:
http://didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo
2. Гатальский, В. Д. Культурно-образовательное пространство как социальнопедагогическая система / В. Д. Гатальский // Педагогика. - 2009. - № 3. -
С. 52-57.
3. Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / Ю. С. Песоцкий // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26-35.
4. Ольховая, Т. А. Образовательное пространство «колледж - вуз» как фактор
становления субъектности будущего педагога / Т. А. Ольховая, С. В. Мазова // Образование и общество. - 2011. - № 1. - С. 45-50. - иЯЬ:
http://www.jeducation.ru/1_2011/index_1_2011.html
5. Русинова, Л. П. Педагогический словарь по темам : учеб. пособие / Л. П. Ру-
синова. - Сарапул, 2010. - иКЬ: http://didacts.ru/dictionary/ 1025/word/
obrazovatelnoe-prostranstvo
6. Шалаев, И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / И. К. Шалаев, А. А. Веряев // Педагог. -
1998. - № 4. - иКЬ: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html
7. Федеральный государственный образовательный стандарт. - иКЬ:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=806
8. Зеленецкий, П. П. Исторический очерк первой Пензенской гимназии с 1804 по 1871 г. / П. П. Зеленецкий. - Пенза, 1889. - С. 26.
9. Логинова, О. А. Учебно-воспитательный процесс дореволюционных гимназий России (на примере гимназий Пензенской губернии) : моногр. / О. А. Логинова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2009. - 298 с.
Логинова Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Loginova Olga Alexandrovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of professional pedagogy and psychology, Penza State University
УДК 370:947.1 (470.40)
Логинова, О. А.
Концептуальные основы формирования и развития образовательного пространства средних и высших учебных заведений России в XIX -начале XX в.: современный подход / О. А. Логинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 4 (24). - С. 187-193.