УДК 370:947.1 (470.40)
О. А. Логинова
ИСТОРИКО-КОНСТРУКТИВНЫИ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Рассматривается проблема формирования образовательных пространств учебных заведений Российской империи XIX - начала XX в. Предлагаемый подход может быть использован при организации учебного процесса современных средних и высших образовательных учреждений.
Ключевые слова: образовательное пространство, государственный и социальный заказ, общество, социальные институты.
O. A. Loginova
HISTORICAL AND AFFIRMATIVE APPROACH TO STUDYING OF EDUCATIONAL SPACES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MODERN RUSSIA
Abstract. The article analyses the problem of educational spaces of educational institutions formation in the Russian Empire of XIX - the beginning of the XX century. Offered approach can be used during the studying and the organization of educational process of modern colleges and higher educational institutions.
Key words: educational space, state and social order, society, social institutes.
Современная система высшего профессионального образования, базируясь на требованиях новых федеральных государственных стандартов, нацеливается на подготовку выпускника, способного ориентироваться и добиваться высоких показателей работы в условиях быстрой смены инновационных технологий, обладающего развитыми общекультурными и профессиональными компетенциями. По сути, система высшего профессионального образования должна формировать профессионала, самостоятельную, социально адаптированную личность, готовую к сотрудничеству и дальнейшему профессиональному росту, отличающуюся высокой нравственностью и культурой, развитым чувством ответственности и патриотизма. Рассматривая целевое
назначение приоритетных направлений национальной образовательной политики, отраженных в ФГОС высшей школы, следует заметить, что для достижения поставленных задач вузу необходимо разработать собственный инструментарий, адаптированный и учитывающий особенности конкретного образовательного пространства учебного заведения.
Сейчас образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, некий системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства и как итог его социокультурной модернизации. Заметим, что студент и учащийся как субъекты, включенные в процесс получения образования в школе, автоматически становятся субъектами образовательного пространства соответствующего учебного заведения. Эффектность функционирования последнего будет отражать динамику и достижение целей национальной образовательной политики государства. По сути, образовательное пространство учебного заведения выступает как система управления развитием личности учащегося и определяет качественные показатели процессов обучения и воспитания в высшей и средней школе.
Еще одним ключевым условием эффективности и актуальности образовательного пространства учебного заведения будет являться его ориентация на содержательные изменения современных ему социокультурных институтов. Это означает, что образовательное пространство конкретной школы или вуза обязано отражать особенности, направленность, содержательную часть взаимодействия общества, культуры, средств массовой информации, семьи и пр. Заметим, что вопросы соответствия содержания и конструкции образовательных пространств учебных заведений общественно-культурным изменениям, происходившим в государстве, возникали на протяжении всех активных периодов реформирования образования в нашей стране, что отчетливо можно увидеть, обратившись к историко-педагогическому наследию российского образования. Так, для детального рассмотрения происходивших в образовательном пространстве отечественных учебных заведений изменений следует уделить внимание анализу общественных трансформаций в политике, культуре и других важнейших сферах жизни государства. Рассмотрение указанных аспектов позволит спроектировать, воссоздать и понять механизмы, по которым происходило взаимодействие учебных заведений и социокультурных институтов в историческом контексте, как базисную составляющую формирования образовательных пространств средних и высших
учебных заведений прошлого. Это позволит, с одной стороны, предупредить возникновение ошибок на современном этапе модернизации системы образования, а с другой - осознать и эффективно применять исторически сложившиеся в российском обществе образовательные традиции и соответствия.
В качестве основного инструмента для проведения анализа указанной проблемы нами используется современный системный подход к построению образовательных пространств учебных заведений. Это позволит понять принципы формирования и развития образовательных пространств учебных заведений прошлого и воссоздать модель образовательного пространства гимназий и университетов XIX в. в России. Следует отметить, что данный исторический период весьма благоприятен для реконструкции и анализа образовательных пространств, так как именно в это время происходили становление и нормативно-правовое оформление российской системы образования, ее неоднократная доработка и анализ на предмет соответствия социально-общественному и государственному заказу.
Прежде чем перейти к измерительным и аналитическим процедурам, следует уточнить понимание нами термина «образовательное пространство». Следует отметить, что достаточно продолжительное время понятие «образовательное пространство» было нечетким. Так, обращаясь к научным источникам 80-х, 90-х гг. прошлого столетия, можно впервые увидеть использование этого понятия различными учеными и практиками на интуитивном уровне, так как ни в словарях, ни в энциклопедиях того времени термин «образовательное пространство» не описан вообще. Однако даже в нормативных документах, таких как Закон РФ «Об образовании», можно встретить использование данного понятия без его детального разъяснения. Заметим, что и сейчас современная педагогическая наука, содержащая в себе довольно обширный пласт наработок в плане уточнения этого понятия, подходит к дефиниции образовательного пространства с различных точек зрения, что позволяет исследователям самостоятельно определять направление и содержательную характеристику собственных работ.
Так, М. Ю. Олешков, В. М. Уваров указывают, что образовательное пространство: 1) термин, условно обозначающий регион Российской Федерации, в котором отсутствует децентрализация в образовании и реально достигнут единый декларируемый уровень госстандарта; 2) совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образова-
тельных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [1, с. 32].
В. Д. Гатальский определяет образовательное пространство через его системность, которая обеспечивается, по мнению автора, такими взаимоисключающими свойствами, как протяженность и фрагментарность, непрерывность и прерывистость, сохранение и изменение [2, с. 52-57].
Ю. С. Песоцкий указывает в образовательном пространстве работу «в единстве комплекса его характеристик, не только сре-довых, но и процессуальных и институциональных» [3, с. 26-35].
Т. А. Ольховая и С. В. Мазова рассматривают образовательное пространство как фактор становления субъектности будущего педагога [4, с. 45-50].
Л. П. Русинова определяет образовательное пространство как «...существующее в социуме "место", где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [5].
Заметим, что уважаемые ученые затрагивают различные аспекты построения, функционирования и определения образовательных пространств учебных заведений различного уровня и направленности современности, не обращаясь к их историко-педагогическому наследию. Однако существующие подходы и методы исторического моделирования и историко-педагоги-ческого конструирования позволяют рассмотреть исследуемые образовательные явления прошлого с позиции современного видения. Так, наиболее близок к нашему пониманию и интересен подход к научному осмыслению образовательного пространства И. К. Шалаева и А. А. Веряева, которые указывают на то, что «образовательное пространство является важной характеристикой образовательного процесса, тесно связано .с фундаментальными процессами, происходящими в обществе» [6]. Таким образом, понимая, что образовательное пространство есть качественная характеристика образовательного процесса, связанная с фундаментальными, различными по своей направленности и содержанию процессами, происходящими обществе, затрагивающая его социально-культурную характеристику, можно утверждать, что средние и высшие учебные заведения дореволюционной России могут быть рассмотрены с современной позиции построения образовательных пространств и проанализированы с точки зрения современного научного знания.
Вернемся к рассматриваемому историческому периоду. Как известно, наиболее значительным и ярким в плане развития и нормативно-правового обоснования всей системы российского образования принято считать XIX век. Именно в это время русское образование и культура интенсивно развиваются, что отражается на структуре, характере, специфике общества. В это время собственно социально-культурные особенности России в полной мере формируют ключевые цели отечественных учебных заведений того периода, что и является, по сути, основной идеей формирования образовательных пространств. Именно в этот период в России появляется сформированная, стройная, относительно упорядоченная система образования, ориентированная как на государственный, так и на социально-общественный заказ. Именно последний, в нашем случае, и будет мерилом потребностей общества, уровня его развития, содержательной ориентации, что в итоге будет определяющим фактором построения образовательного пространства России. Соотношение образовательных интересов общества, государства и личности в разные исторические периоды России было различным, что естественным образом отражалось на содержании и целеполагании образовательного пространства.
Так, образовательное пространство учебного заведения находилось в тесной зависимости от государственного и социального заказа. Если государственный заказ строго опирался на законодательную базу, то социальный заказ зависел от общественных представлений конкретной губернии. Формирование образовательного пространства российских учебных заведений происходило под пристальным контролем общественности и только согласно общедействующим нормативным документам и должно было отражать сущность государственного и, что немаловажно, общественного заказа на образование. Последний в значительной мере определялся ценностными ориентациями сословий вообще и семьи в частности. Однако отметим противоречие: роль конкретной семьи при формировании целей образовательного пространства учебного заведения - гимназии и университета - была малозначительна. Тем не менее, например, в средних учебных заведениях с учащихся все же непременно собирали «разрешительные» справки из семьи о том, что родители или опекуны ребенка обязуются «не создавать помех ... в деле воспитания» [7, с. 26]. Однако, кроме вышеуказанных факторов, образовательное пространство учебных заведений находилось под влиянием и различных социокультурных институтов, таких как семья, религия, культура, средства массовой информации и
т.д., выступавших как отдельный весомый элемент. Необходимо заметить, что с созданием попечительских советов в гимназиях во второй четверти XIX в. родители учеников стали иметь чуть более широкие возможности взаимодействия с образовательным пространством учебных заведений. Отметим и то, что сам попечительский совет стал одним из элементов образовательного пространства гимназии.
В качестве одного из мощнейших факторов, определяющих особенности образовательного пространства учебных заведений конкретной губернии, следует рассматривать принадлежность ее к определенному учебному округу. Именно окружная политика и личные взгляды Попечителя учебного округа во многом определяли существование, стратегию и принципы развития, построения образовательных пространств учебных заведений губерний. Однако следует заметить, что действия Попечителя учебного округа должны были отражать интересы Министерства просвещения Российской империи, а значит и ее национально-государственного устройства, которое отражалось в государственном заказе на образование [8].
Итак, образовательное пространство средних и высших учебных заведений Российской империи XIX - начала XX в. возникало и развивалось под влиянием государственного и социального заказов, социокультурных институтов, особенностей губернии и, наконец, национально-государственного устройства страны, включающего и политику в области образования. Общий обзор указанной проблемы позволяет утверждать, что образовательное пространство средних и высших учебных заведений XIX - начала XX в. может быть рассмотрено с позиций современного научно-педагогического подхода к структуре и их функционированию.
Библиографический список
1. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - URL: http: //didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo
2. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. - 2009. - № 3.
3. Песоцкий Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / / Педагогика. - 2002. - № 5.
4. Ольховая Т. А., Мазова С. В. Образовательное пространство «колледж-вуз» как фактор становления субъектности будущего педагога // Образование и общество. - 2011. - № 1. - URL: http: //www.jeducation.ru/1_2011/index_1_2011.html
5. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам : учеб. Пособие. - Сарапул, 2010. - URL: http: //didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo
6. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. - 1998. - № 4. URL: http://www.uni-altai.ru /Journal /pedagog/pedagog_4 /articl_1.html
7. Зеленецкий П. П. Исторический очерк первой Пензенской гимназии с 1804 по 1871 г. - Пенза, 1889.
8. Логинова О. А. Учебно-воспитательный процесс дореволюционных гимназий России (на примере гимназий Пензенской губернии) : моногр. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. - 297 с.
References
1. Modern educational process, the main concepts and terms, bus - сост. M.Yu.Oleshkov, V. M. Uvarov, 2006 [Electronic resource] URL: http: //didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo
2. Gatalsky V.D.Kulturno-obrazovatelnoye space as social and pedagogical system//Pedagogics. - 2009 . - No. 3.
3. Pesotsky Yu.S.Vysokotekhnologicheskaya educational environment: principles of design//Pedagogics. - 2002 . - No. 5.
4. Alder T.A. Mazova S. V. Educational space "college higher education institution" as factor of formation of subjectivity of future teacher/Education and society. - 2011 . - No. 1. [Electronic resource] URL: http: //www.jeducation.ru/1_2011/index_1_2011.html
5. Rusinova L. P. Manual "" the pedagogical dictionary on subjects "", Sarapul, 2010 [Electronic resource] URL: http: //didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo
6. Shalaev I.K. Veryaev A.A. From educational environments to educational space: concept, formation, properties. // Teacher. - 1998 . -No. 4 [Electronic resource] - URL: http://www.uni-altai.ru /Journal /pedagog/pedagog_4 /articl_1.html
7. Zelenetsky, P.P.Istorichesky a sketch of the first Penza gymnasium from 1804 to 1871 / Items Zelenetsky. - Penza, 1889.
8. Loginova O. A. Teaching and educational process of pre-revolutionary gymnasiums of Russia (on the example of gymnasiums of the Penza province):/ monograph. - Penza: Publishing house of Penz.Gos.Un-ta, 2009. - 297с.
Информация об авторе
Логинова Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональная педагогика и психология, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected]
Author
Loginova Olga Alexandrovna - Candidate of pedagogy, associate professor, department of Professional Pedagogics and Psychology, Penza State University, 440026, Penza, Krasnaya street 40, Russia, e-mail: [email protected]