Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморазвитие / компетентностный подход / факторы формирования навыков саморазвития / профессиональное образование / образовательные результаты / self-development / competency-based approach / factors in the formation of self-development skills / professional education / educational results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна

Статья посвящена проблеме формирования компетенции саморазвития в процессе высшего профессионального образования. Обосновывается актуальность навыков саморазвития в современных условиях для успешной адаптации выпускников вузов в социуме и самореализации в профессии. Рассматриваются особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Раскрывается суть понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте профессионального образования, дается характеристика внешних и внутренних факторов формирования компетенции саморазвития у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of developing self-development competence in the process of higher professional education. The relevance of self-development skills in modern conditions for the successful adaptation of university graduates in society and self-realization in the profession is substantiated. The features of the competency-based approach in vocational education are considered. The essence of the concepts of “competence” and “competence” in the context of vocational education is revealed, and a description of external and internal factors in the formation of self-development competence among university students is given.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

2. Изучение запросов кадровых сотрудников дошкольных учреждений. Для оптимизации системы стимулирования следует учитывать индивидуальные потребности сотрудников. Для выявления потребностей следует провести опросы, интервью и проанализировать полученную статистику.

3. Разработка и внедрение инновационных методов стимулирования. Исходя из собранных данных, формируются новые подходы и инструменты, направленные на стимулирование персонала. Это включает в себя разработку персональных планов мотивации, введение системы поощрений, а также формирование программ карьерного роста.

4. Оценить эффективность и адаптацию системы. После внедрения новых подходов и инструментов, провести оценку их эффективности. Это позволит определить, насколько успешно применяемая система стимулирования воздействует на деятельность сотрудников и содействует реализации задач образовательного учреждения. Исходя из полученных данных, в систему вносятся изменения с целью адаптации ее к текущим условиям и получения наилучших результатов.

Исследование по модернизации системы мотивации сотрудников образовательного учреждения ориентировано на формирование рабочей среды, которая была бы не только эффективной, но и вдохновляющей для персонала. Процесс включает в себя анализ, изучение потребностей, формирование новых методов и оценку результативности. Эти шаги являются неотъемлемыми этапами, которые в совокупности содействуют достижению установленных задач.

Таким образом, разработка и внедрение эффективной системы мотивации персонала образовательного учреждения детского дошкольного образования будут достигнуты путем методического и целенаправленного административного и психолого-педагогического влияния, направленного на формирование у педагогов необходимых личностных характеристик, способствующих их самосовершенствованию и развитию учреждения.

Литература:

1. Коваленко, Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. - 2012. - № 8. -С. 32-34

2. Кузнецова, Н.И. Мотивация сотрудников дошкольной образовательной организации / Н.И. Кузнецова // Интерактивная наука. -2018. - №12. - С. 43-46

3. Литвинюк, A.A. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / A.A. Литвинюк. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 398 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-36100. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/508182 (дата обращения: 21.10.2023)

4. Красношлыкова, О.Г. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №2 (22). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/motivatsiya-professionalnogo-rosta-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 21.10.2023)

5. Парахина, П.Е. Опыт мотивации и стимулирования персонала за рубежом / П.Е. Парахина // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью СВИВТ, 2021. - С. 129-136

6. Порошин, A.C. Мотивация персонала: реалии и перспективы / A.C. Порошин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-2(71). - С. 78-81

7. Цику, З.И. Личностно-психологические предпосылки специальных способностей педагога дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида / З.И. Цику // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-psihologicheskie-predposylki-spetsialnyh-sposobnostey-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 21.10.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования компетенции саморазвития в процессе высшего профессионального образования. Обосновывается актуальность навыков саморазвития в современных условиях для успешной адаптации выпускников вузов в социуме и самореализации в профессии. Рассматриваются особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании. Раскрывается суть понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте профессионального образования, дается характеристика внешних и внутренних факторов формирования компетенции саморазвития у студентов вузов.

Ключевые слова: саморазвитие, компетентностный подход, факторы формирования навыков саморазвития, профессиональное образование, образовательные результаты.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing self-development competence in the process of higher professional education. The relevance of self-development skills in modern conditions for the successful adaptation of university graduates in society and self-realization in the profession is substantiated. The features of the competency-based approach in vocational education are considered. The essence of the concepts of "competence" and "competence" in the context of vocational education is revealed, and a description of external and internal factors in the formation of self-development competence among university students is given.

Key words: self-development, competency-based approach, factors in the formation of self-development skills, professional education, educational results.

Введение. В настоящее время темпы и динамика общественного развития обуславливают повышенные требования к специалистам во всех областях общественной жизни и сферах деятельности. Выпускник вуза должен обладать всеми необходимыми компетенциями для самореализации в профессиональной и социальной жизни, быть конкурентоспособным в профессиональной среде, уметь гибко и оперативно реагировать на меняющиеся социальные, экономические, политические условия. Помимо предметных знаний и умений в сфере выбранной профессии ему необходимы профессиональные и личностные качества, обуславливающие способность к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, поскольку в условиях стремительного технического прогресса, информатизации и глобализации всех сфер жизни остановка в самообразовании и саморазвитии в конкурентной среде будет означать отставание и утрату преимуществ.

Концептуальная составляющая перманентного образования, которая предполагает непрерывное приращение, обновление и расширение профессиональных знаний, освоение новых навыков и умений, а также совершенствование личностных качеств на сегодняшний день не является новой. Тем не менее, в рамках современных условий данная идея обретает особое звучание, становясь приоритетной и центральной для комфортной и гармоничной жизни любого индивидуума. Более того, ее значимость неуклонно возрастает, и в наши дни она уже не просто желательна, но и является неотъемлемым условием для полноценного личностного развития и профессионального самосовершенствования современного человека [1]. В современных условиях политических и экономических потрясений, нестабильности и неопределенности будущего компетентность саморазвития приобретает особое значение, поскольку определяет возможность молодых людей адаптироваться в непростых обстоятельствах, ориентироваться в различных сферах деятельности и выбирать оптимальные пути для успешной интеграции в общество и профессиональной самореализации.

Тема саморазвития довольно широко освящена в научной литературе с философской, психологической, педагогической точек зрения. Однако, проблема формирования готовности студентов к профессиональному и личностному саморазвитию, рассматриваемой в качестве одной из составляющих профессиональной компетентности в научных исследованиях представлена недостаточно.

Актуальность настоящей работы, таким образом, обусловлена необходимостью систематизации имеющихся научных данных, посвященных изучению вопросов формирования компетенции саморазвития у студентов вузов, а также определения факторов, способствующих развитию этой компетенции.

Цель исследования: изучение сущности, структуры и особенностей формирования компетенции саморазвития у студентов вузов в современных условиях.

Задачи научной статьи:

- определить роль компетенции саморазвития в структуре профессиональной компетентности будущего выпускника

- на основе систематизации и анализа научных данных по проблеме исследования выявить факторы, способствующие формированию компетенции саморазвития у студентов вузов.

Методы исследования: анализ и систематизация научных данных; обобщение информации; изучение и классификация признаков; дефиниция понятий.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при планировании учебно-воспитательного процесса в вузах, а также разработке стратегий педагогического сопровождения студентов.

Изложение основного материала статьи. Идея саморазвития личности в педагогической науке была заложена в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского и др. Важнейшую роль они играют и сегодня, что находит свое отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [9], Национальной доктрине образования до 2025 г. [8] и других концептуальных документах.

Идея самообразования и самосовершенствования, предусматривающая центральную роль субъекта обучения в педагогическом процессе, является фундаментом компетентностного подхода в образовательном пространстве. Особенность такого подхода заключается в определенной переориентации учебного процесса, где учащийся (будь то школьник или студент) призван, главным образом, осваивать навыки и умения, незаменимые для формирования новых знаний. Такой подход предполагает, что важным становится не только усвоение самого фактического материала, но и процесс учебной деятельности как таковой [4].

Компетентностный подход в профессиональном образовании позволяет подготовить специалиста, готового и способного к принятию самостоятельных решений на основе личного опыта, имеющихся знаний и усвоенных способов действий, обладающего высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, позволяющим выработать собственные стратегии и алгоритмы решения профессиональных задач. Названные качества составляют основу профессиональной компетентности, которая, по мнению Э.Ф. Зеера, основателя научной школы становления личности в непрерывном профессиональном образовании, характеризует знания, умения и навыки, необходимые специалисту для выполнения профессиональной деятельности в рамках своей компетенции. В контексте данной авторской позиции компетентность формируется как совокупность полномочий и способностей специалиста реализовывать свою профессиональную деятельность в соответствии с общественными требованиями и ожиданиями [2].

Способность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности определяется наличием у него необходимых для этого «ключевых» компетенций. И.А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие обобщенно представленные компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме и, в контексте компетентностного подхода в образовании, выступают в качестве целевых образовательных результатов [3]. Автор выделяет десять ключевых компетенций, объединяющих познавательные, социальные, коммуникативные умения и навыки, включая навыки саморазвития. Таким образом, компетенция саморазвития включается в число ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, адаптации и самореализации человека в социуме и представляется одним из основных результатов образования.

Компетентность саморазвития объединяет качества, умения и навыки, определяющие способность и стремление личности к целенаправленному личностному и профессиональному росту. Компетенция саморазвития представляет собой комплексное личностное образование, включающее совокупность ключевых качеств и умений, а именно: адаптивность, способность к саморефлексии, умение и навыки целеполагания и планирования, стремление к самообразованию, коммуникативные навыки.

1. Адаптивность. Компетенция саморазвития предполагает гибкость мышления и способность к быстрому принятию решений с учетом меняющихся обстоятельств, умение корректировать алгоритмы действий в зависимости от соответствия промежуточных результатов ожидаемым, оперативно реагировать на динамику социальных условий и требования рынка труда, оценивать риски и преимущества тех или иных решений.

2. Способность к саморефлексии. Данное качество объединяет умения критично относиться к своим действиям и учебным результатам, оценивать достижения и анализировать причины неудач, разрабатывать стратегии по устранению недостатков и улучшению ситуации в проблемных областях знаний.

3. Целеполагание и планирование. Качество предполагает навыки постановки целей и определения путей их достижения, планирования конкретных шагов, разработки алгоритмов действий для решения поставленных задач, выбор методов и способов обучения, умение оптимально распределять время и ресурсы.

4. Самообразование - основной компонент компетенции саморазвития, который включает умение использовать различные источники информации, составлять индивидуальные планы самообучения, стремление к освоению современных технологий и приобретению новых навыков, а также максимально эффективное использование образовательных возможностей, предоставляемых учебным заведением.

5. Коммуникативные навыки. Навыки конструктивного общения, включающие умение слушать собеседника, аргументированно доказывать свое мнение, выстраивать сотрудничество с сокурсниками и преподавателями, необходимы для достижения учебных целей, и получения высоких образовательных результатов.

Главной задачей вуза является формирование у студентов профессиональной компетентности, включая компетенцию саморазвития, которая обуславливает непрерывность профессионального образования и определяет способность будущего специалиста к профессиональному и личностному росту в течение всей жизни. Профессиональное образование можно интерпретировать как постоянный процесс идентификации собственного положения в области профессиональной деятельности, позволяющий осознать себя и свой потенциал как интегральное явление, основой которого служит мотивационное пространство [7].

Профессиональное образование - это управляемый процесс, одним из основных факторов которого являются преподаватели вуза, осуществляющие организационную, управленческую и стимулирующую функции. Вместе с тем, профессиональное образование предполагает активное участие всех субъектов образовательного процесса и, прежде всего, самих студентов, от усилий, стремлений, способностей и возможностей которых зависят образовательные результаты. Можно утверждать, что именно преподаватели занимают ключевую роль в формировании способности саморазвития и самообразования, которая, в свою очередь, проявляется в процессе беспрерывного развития личности и профессиональных навыков студента. Данный процесс цикличен и продолжается под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов [5].

К внешним факторам относятся:

- материально-техническая база вуза, включающая информационные ресурсы, библиотечную систему, научно-исследовательские центры и профильные лаборатории с современным оборудованием, спортивные сооружения и т.д.;

- инновационная образовательная среда, обеспечивающая доступ к цифровым информационным ресурсам, онлайн образовательным площадкам, современным технологиям обучения и исследовательской деятельности;

- учебная, научная, практическая деятельность студентов, осуществляемая под руководством и управлением профессорско-преподавательского состава и администрации вуза - преподавателей, кураторов, руководителей практики, научных руководителей, заведующих кафедрами, деканов и т.д.;

- воспитательная педагогическая работа, включающая кураторство, руководство творческими объединениями, клубами, кружками;

- педагогическая поддержка (индивидуальный подход, консультации, организация самостоятельной работы, психологическая помощь, наставничество и тьюторство);

- сплоченность студенческой группы - общение с однокурсниками как в учебное, так и во внеучебное время, включая организацию всевозможных культурных и спортивных мероприятий, участие в коллективных научных и исследовательских проектах способствует развитию коммуникативных навыков, навыков делового общения, работы в творческом коллективе.

К внутренним факторам саморазвития относятся: формирование субъектной позиции в учебном процессе, учебная мотивация, самоанализ, самодисциплина.

Формирование субъектной позиции предполагает активность студентов в учебном процессе. Самостоятельность и инициативность в учебной деятельности, участие в научных конференциях, исследовательских проектах, опыт организаторской работы способствуют получению новых знаний и навыков, совершенствованию личностных качеств, что является основным условием саморазвития.

Учебная мотивация служит основным стимулом саморазвития. Понимание целей обучения и стремление к их достижению способствует активизации деятельности по саморазвитию, которое воспринимается студентом в качестве необходимого условия для самореализации в профессии. Мотивация может быть внутренней, обусловленной познавательным интересом, пониманием значимости обучения для профессиональной карьеры или же внешней - связанной со стремлением к успеху и ожиданием одобрения от окружающих.

Самоанализ позволяет объективно оценивать учебные результаты, усилия, приложенные для их достижения, выявлять недостатки личностных качеств и качеств характера с тем, чтобы определить меры по их устранению.

Самодисциплина необходима для эффективной организации своего времени, определения приоритетных задач и распределения трудовых, временных, материальных ресурсов в зависимости от их важности.

Одним из основных механизмов, способных оказать влияние на внутренние факторы саморазвития, служит взаимодействие студентов с преподавателями. Именно преподавателю отводится ведущая роль в воспитательно-образовательном процессе, поэтому личность преподавателя имеет огромное значение для формирования компетенции саморазвития у студентов. Преподаватель должен выстроить взаимодействие со студентами таким образом, чтобы стимулировать их собственную активность, мотивировать к самообразованию и самосовершенствованию. Именно преподаватели, «...по роду своей профессии, обязаны быть инициаторами развития высоких моральных качеств, нравственной культуры всех, с кем они общаются» [6, С. 20].

Таким образом, компетенция саморазвития является одним из ведущих компонентов в структуре профессиональной компетентности, которая формируется у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки под воздействием внешних и внутренних факторов. Важнейшую роль в формировании компетенции саморазвития играет личность педагога.

Выводы. Компетенция саморазвития представляет собой ключевое качество выпускника вуза, позволяющее ему успешно самореализоваться в профессии и адаптироваться в социуме. В рамках компетентностного подхода в профессиональном образовании формирование навыков саморазвития является одним из ведущих целевых образовательных результатов. Среди основных факторов формирования компетенции саморазвития можно выделить: материально-техническое оснащение вуза, создание инновационной образовательной среды, целенаправленную воспитательную работу, влияние личности преподавателя, учебную мотивацию, самоанализ и самодисциплину студентов.

Литература:

1. Бабина, C.B. Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. н. / Бабина, Светлана Валерьевна. - М., 2009. - 29 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -216 с.

3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 28-35

4. Иванова, Л.В. Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов / Л.В. Иванова // Изв. Сарат. унта Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - №3-4. - С.7-12

5. Логинов, В.В. Актуализация потенциала самовоспитания бакалавра в системе средств физической культуры / В.В. Логинов, H.A. Селютина, O.A. Вегера, Н.В. Хрисанфова // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. -2016. - Т. 11. -№ 1. -С. 171-179

6. Макарова, Л.Н. Влияние научного руководителя на формирование профессиональной направленности аспирантов / Л.Н. Макарова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2018. - Т. 17. - № 2 (36). - С. 17-21

7. Молоканова, Е.А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза / Е.А. Молоканова // Вестник ТГУ. -2019. - №180. - С. 24-30

8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 11.10.2023)

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЭ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.10.2023)

Педагогика

УДК 378.14

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Бареева Румия Загимардановна

Пензенский казачий институт технологий Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) (г. Пенза); доцент кафедры романских языков и лингводидактики Казанцева Анжела Анатольевна Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современное общество заинтересовано видеть в выпускниках вузов не только высококвалифицированных специалистов, но и личность с активной жизненной позицией, направленную на преобразование различных сфер жизнедеятельности. Высоко ценятся выпускники, обладающие инновационным мышлением, творческим потенциалом, способностью взаимодействовать с другими членами коллектива, владеющие навыками разработки и применения исследовательских решений. Одним из инструментов, способствующих реализации указанных способностей студентов является организация проектной деятельности. В статье был продемонстрирован опыт реализации проектной деятельности в высшей школе на примере дисциплины «Методика профессионального обучения». Описаны этапы проектирования, способствующие достижению качественного результата проектирования. Благодаря реализации качественной проектной деятельности, выпускники формируют коммуникативные, лидерские, аналитические навыки, гибкость, адаптивность, креативность как показатели личностного развития. Высшие учебные заведения обеспечивают благоприятные условия для самореализации студентов, способствуя тем самым развитию творческого потенциала. Наблюдается активный процесс самоопределения, где результатом выступает высокий уровень развитых компетенций и спрос будущего специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: проектирование, творческое мышление, профессиональные компетенции, взаимодействие, коллективная работа, инновации.

Annotation. Modern society is interested in seeing university graduates not only highly qualified specialists, but also a person with an active life position aimed at transforming various spheres of life. Graduates with innovative thinking, creative potential, the ability to interact with other members of the team, who have the skills to develop and apply research solutions are highly valued. One of the tools contributing to the realization of these abilities of students is the organization of project activities. The article demonstrated the experience of implementing project activities in higher education on the example of the discipline "Methods of vocational training". The design stages contributing to the achievement of a high-quality design result are described. Thanks to the implementation of high-quality project activities, graduates form communicative, leadership, analytical skills, flexibility, adaptability, creativity as indicators of personal development. Higher educational institutions provide favorable conditions for students' self-realization, thereby contributing to the development of creative potential. There is an active process of self-determination, where the result is a high level of developed competencies and the demand of a future specialist in the labor market.

Key words: design, creative thinking, professional competencies, interaction, teamwork, innovation.

Введение. Обучение и воспитание поколения Z оказывает влияние на будущее всего государства. В современное время наблюдается изменение требований, предъявляемых к специалистам. Данная тенденция связана со стремительным развитием постиндустриального общества, появлением инновационных технологий, интенсивными процессами в экономике [4]. При отборе выпускников особое внимание уделяется уровню образования, готовности к дальнейшему самосовершенствованию, умению работать на результат, а также творческому отношению к поставленным задачам. Общество заинтересовано видеть в выпускниках вузов не только высококвалифицированных специалистов, но и личность с активной жизненной позицией, направленной на преобразование различных сфер жизнедеятельности [7].

Образовательная система оказывает влияние на развитие общества и личности. Личностные особенности выпускника, умение осуществлять инновационную деятельность определяют уровень его успешности на рынке труда. Внедрение новых способов обучения и воспитания личности на каждом уровне получения образования становится востребованным направлением педагогической деятельности. Обеспечение целостного процесса способствует развитию необходимых качеств современного специалиста и формированию его профессиональных компетенций [3].

По мнению современных исследователей, высоко ценятся выпускники, обладающие инновационным мышлением, творческим потенциалом, способностью взаимодействовать с другими членами коллектива, владеющие навыками разработки и применения исследовательских решений. Одним из инструментов, способствующих реализации указанных способностей студентов является организация проектной деятельности [2].

Проектная деятельность включает в себя совокупность проектной и исследовательской деятельности. Ключевая цель проектной деятельности состоит в осуществлении основного замысла проекта. В содержание замысла проекта входит система взаимосвязанных взглядов и явлений, вытекающих один из другого [6]. Для исследовательской деятельности свойственно проявление интеллектуального потенциала, направленного на освоение новых знаний, уяснение особенностей рассматриваемых понятий. Результатом исследовательской деятельности становится подготовленная совокупность новых взглядов на рассматриваемую проблему. В результате проектной деятельности появляются инновационные продукты, а также развиваются ключевые компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.