Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТ-МУЗЫКАНТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / COMPETENCE / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM / PERSONAL QUALITIES / STUDENT-MUSICIAN / INDIVIDUAL PROGRAMS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Инна Витальевна

Статья содержит анализ проблемы компетентности как условия личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта в вузе. Рассмотрены понятия «компетенция», «компетентность», условия и компоненты, составляющие компетентность будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Выделены и рассмотрены ряд важных человеческих качеств как инициативность, целеустремленность, критичность мышления, эмоциональность и воля. Раскрыты специфические показатели, характеризующие индивидуальную компетентность специалиста в области образования и разработаны алгоритмы индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AS A CONDITION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A MUSIC STUDENT IN A UNIVERSITY

The article contains an analysis of the problem of competence as a condition for the personal and professional self-development of a musician student at a university. The concepts of “competency”, “competence”, the conditions and components that make up the competence of a future specialist in the field of musical and pedagogical education are examined. A number of important human qualities were highlighted and considered as initiative, determination, critical thinking, emotionality and will. Specific indicators are disclosed that characterize the individual competence of a specialist in the field of education and algorithms for individual programs of personal and professional self-development of a student musician are developed.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Субботина Инна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

Аннотация. Статья содержит анализ проблемы компетентности как условия личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта в вузе. Рассмотрены понятия «компетенция», «компетентность», условия и компоненты, составляющие компетентность будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Выделены и рассмотрены ряд важных человеческих качеств как инициативность, целеустремленность, критичность мышления, эмоциональность и воля. Раскрыты специфические показатели, характеризующие индивидуальную компетентность специалиста в области образования и разработаны алгоритмы индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта.

Ключевые слова: компетентность, саморазвитие, профессионализм, личностные качества, студент-музыкант, индивидуальные программы, образовательная среда вуза.

Annotation. The article contains an analysis of the problem of competence as a condition for the personal and professional self-development of a musician student at a university. The concepts of "competency", "competence", the conditions and components that make up the competence of a future specialist in the field of musical and pedagogical education are examined. A number of important human qualities were highlighted and considered as initiative, determination, critical thinking, emotionality and will. Specific indicators are disclosed that characterize the individual competence of a specialist in the field of education and algorithms for individual programs of personal and professional self-development of a student musician are developed.

Keywords: competence, self-development, professionalism, personal qualities, student-musician, individual programs, educational environment of the university.

Введение. Для достижения профессиональной компетентности специалиста в области образования (науки или искусства), прежде всего, необходимо саморазвитие его личностно-профессиональных качеств. Подготовка студента вуза к практической деятельности всегда являлась актуальной проблемой, она связана с готовностью выпускника к самостоятельному совершенствованию своих профессиональных способностей. От степени его мотивированности к личностно-профессиональному саморазвитию зависит уровень развития его профессиональной компетентности. В словаре русского языка и в психологической литературе при рассмотрении процесса формирования профессионализма используются такие понятия как «компетенция» и «компетентность». Компетенция - это круг вопросов, в которых следует быть хорошо осведомленным, а компетентность - это та совокупность качеств, которыми необходимо владеть [5].

Изложение основного материала статьи. Психолог Э.Ф. Зеер выделяет несколько конструктов содержания образования: базовые компетентности, ключевые компетентности, а также учебно-познавательные и метапрофессиональные качества. Рассматривая взаимосвязь ведущих конструктов компетентностного подхода, ученого интересует мотивационная и эмоционально-волевая сфера как своеобразное место их пересечения [1]. С нашей точки зрения, мотивационная и эмоционально-волевая сферы - это системообразующие элементы формирования компетентности с позиции личностно-профессионального саморазвития субъекта деятельности. Кроме того, доминирующим качеством, как в формировании компетентности, так и в личностно-профессиональном саморазвитии студента (будущего учителя музыки) является педагогическая рефлексия.

Совокупность различных компетенций зависит от характера профессиональной деятельности, организации образовательного процесса и индивидуально-личностных особенностей будущего специалиста. Рефлексивная компетентность, по мнению В.А. Метаевой, является одной из ведущих в структуре профессиональной компетентности, особенно в педагогической практике и раскрывается через способности и умения [4].

Далее необходимо отметить, что компетентность специалиста определяется совокупностью профессиональных и личностных качеств, что непосредственно связано с его индивидуальностью. Студент-музыкант усваивает необходимые знания, умения и навыки, прежде всего, в личностном контакте. Следовательно, качественно овладеть профессией он может только на индивидуально-творческом уровне. Индивидуально-творческий подход к личностно-профессиональному саморазвитию будущего специалиста -это не какая-то раз и навсегда сформированная система, а относительно устойчивая, но адекватно развивающаяся система, как развивающийся сам человек.

Профессиональная компетентность специалиста музыкально-педагогической направленности представляет собой личностное качество, обусловленное интегративной способностью в осуществлении данной деятельности. В условиях специфики музыкально-педагогической деятельности, связанной с художественным и педагогическим творчеством, требуется готовность студентов к успешному владению профессиональными умениями и навыками.

Говоря о компетентности как условии личностно-профессионального саморазвития будущего специалиста, необходимо выделить ряд важных общественно значимых качеств индивида таких, как инициативность, целеустремленность, критичность мышления, эмоциональность и воля. На наш взгляд, компонентами, составляющими компетентность специалиста, являются:

- инициатива как внутренняя мотивация к освоению профессиональных знаний, умений и навыков;

- ценностный компонент как склонность анализировать, умение отбирать нужную информацию и способность предпринимать нечто новое, творчески подходить к решению проблемы и конечному результату;

- профессионально-личностный компонент как наличие значимых личностных качеств: готовности и способности к самостоятельному обучению, музыкальности, рефлексии, музыкального мышления, наличие исполнительских способностей, интерпретации композиторского замысла;

- эмоционально-волевой компонент - это эмпатия, артистизм, аффективность, настойчивость, целеустремленность, активность, способность к разрешению конфликтов [2].

Все эти компоненты взаимосвязаны между собой, а из их общего числа, по мнению Дж. Равена, мы можем выбрать те специфические показатели, характеризующие индивидуальную схему компетентности человека, позволяющую достичь ему личностно значимых целей [7].

Педагогический потенциал вузовской среды создает предпосылки для профессионального роста будущего учителя музыки, закладывает представление о профессиональном эталоне, образе учителя, на основе которого формируется профессиональное отношение к действительности, педагогическая рефлексия, эмпатия, возникает потребность в самовыражении себя в будущей профессии.

В процессе саморазвития студента-музыканта мы всегда исходим из индивидуальности (т.е. глубины психических особенностей и высоты личностных наклонностей), опираясь на его уровень профессиональных способностей и возможностей. И перед нами, как педагогами-методистами вуза, всегда встает вопрос разработки алгоритмов индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта.

Многолетний педагогический опыт работы со студентами в рамках их практической деятельности позволяет констатировать, что в процессе практики «они сталкиваются с проблемой взаимодействия своих профессиональных знаний, умений и личностных качеств в осуществлении учебного процесса с детьми на уроке музыки» [3, с. 34]. Для решения этой проблемы определяющую роль играет умение педагога эмоционально погружаться в педагогические ситуации, умение вызвать детей на художественное общение с музыкой, проявляя при этом волю и целеустремленность в реализации поставленных задач. Следовательно, необходим синтез специальных, общепедагогических способностей, и личностных качеств, который способствует решению данной проблемы.

При разработке индивидуально-образовательных программ личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта, мы использовали технологию самопроектирования М.М. Поташника [6], которая содержит следующие действия:

- самодиагностика, как проблемный анализ собственной деятельности и личности, которая включает характеристику ценностно-смысловых образований, уровень интеллектуального, мотивационного, эмоционального, волевого, предметно-практического развития личности (опросники, карты самооценки, рефлексию);

- формирование общей компетенции «Я в будущем», представления студентов об особенностях их характера, потребностях, мотивах, способностях; профессионального самоопределения и побуждения к самопознанию, самоопределению, саморазвитию;

- выбор стратегии саморазвития, основных направлений и этапов работы над собой («Я-концепция» как смыслообразующая модель самого себя);

- конкретизация ожидаемых результатов, составление плана действий по саморазвитию (осознание целей, задач и возможностей своего саморазвития; участие в самостоятельной и творческой деятельности) [3].

Для этого нам необходимо найти компетентностные образовательные механизмы, влияющие на мотивацию к профессиональной деятельности учителя музыки. Во многом этому способствует педагогическая практика студентов, которая «позволяет справиться с множеством проблем профессионально-личностной подготовки выпускников и реализует задачи, связанные с формированием профессионально-педагогической компетентности» [3, с. 34]. Практические навыки необходимы будущему учителю музыки в силу специфики самой музыки, т. к. она требует музыкально-исполнительских умений, способностей при передаче художественного образа изучаемых произведений. Умение самостоятельно интерпретировать композиторский замысел, художественный образ, способствует развитию творческих, профессиональных качеств учителя.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» включает в себя: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинацию личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств. В структуре профессиональной компетентности учителя музыки необходимо выделить следующие компоненты - это знания, практические навыки, общение, творчество и способность к самосовершенствованию. Профессиональные знания являются основой любой профессии, они предполагают высокий уровень компетентности не только в предмете, но и в области методологических знаний.

Методологическая подготовка студента в вузе должна быть нацелена на создание условий для формирования потребности в методологических знаниях и ценностно-смыслового отношения к ним. Ценностно-смысловой компонент уровня методологической подготовки студента способствует преодолению экзистенциального вакуума (В. Франкл), помогает увидеть личностный смысл в окружающем образовательном пространстве среди ее ценностей и придает образованию ценностно-смысловую направленность [11]. Только через овладение смыслом как отмечает В.В. Сериков приходит понимание ценности знаний и ее роли в жизни человека [8]. Следовательно, ценностно-смысловой компонент методологической подготовки тесно связан с личностным опытом, который имеет эмоционально-чувственную форму и компетенции его сформированности:

- избирательность в способе выбора ценностей, линии поведения, выбора позиции в определенной жизненной ситуации;

- способность к адекватной самооценке, самоанализу собственного жизненного опыта;

- потребность в поиске смысла профессионального образования;

- способность к волевому самоконтролю за собственным поведением;

- потребность во внутренней свободе, самостоятельности, независимости от внешних обстоятельств и стремления в реализации себя [9].

Исходя из вышесказанного следует отметить, что в образовательном процессе студенты включаются в ценностно-значимую деятельность информационную, коммуникативную, а в процессе формирования личностного опыта запускаются механизмы личностно-профессионального саморазвития и дальнейшего применения их в практической деятельности.

Педагогический процесс сложен и динамичен, он характеризуется совместной деятельностью, активизируя индивидуальность учителя и ученика на уроке, что способствует возникновению

интеллектуально-эмоционального напряжения как условия для оптимального функционирования субъект-субъектных отношений. А профессиональная компетентность раскрывает специфику педагогической деятельности, обусловленную социально-психологическими качествами, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно они являются важнейшим признаком профессионализма учителя, и, в первую очередь, к ним мы относим рефлексивность, гибкость, общительность, эмпатичность, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность.

Для осознания студентами механизмов формирования своей профессиональной компетентности необходимы соответствующие условия и организация образовательно-развивающей среды, которая бы обеспечила переконструирование внутренней деятельности, формирование соответствующей мотивации. Следовательно, необходимы подготовленные нами методические рекомендации при совместной разработке индивидуальных программ в помощь студентам для их практической деятельности в общеобразовательной школе:

- моделирование определенного эмоционального состояния исходя из актуализации собственного опыта (метод интонационного вживания в музыку);

- моделирование слушательской художественно-творческой деятельности учащихся на уроке музыки (выстраивание диалога, разработка проблемно-поисковых вопросов, актуализирующих их музыкальный опыт);

- моделирование исполнительской художественно-творческой деятельности учащихся на уроке музыки (обучающие, развивающие и воспитательные задачи, инновационные методы: например, сочинение сочиненного - текста на мелодию или мелодии на текст; пластического интонирования, изобразительной интерпретации песни и др.).

Выводы. Таким образом, чтобы повысить уровень компетентности личностно-профессионального саморазвития студента-музыканта в образовательном пространстве вуза, как показывает наша практика, необходимо соблюдение следующих условий:

- осознание личностно значимых целей и задач своего саморазвития (организация процесса самопознания, выявления своих типологических особенностей с дальнейшей саморегуляцией и компенсацией качественных свойств личности);

- самодиагностика ценностно-смыслового значения профессиональной деятельности и личностного саморазвития (мотивационно-формирующие беседы о сущности личностно-профессионального саморазвития, самооценка, рейтинг);

- овладение знаниями и опытом профессиональной деятельности на основе интеграции специальных и психолого-педагогических дисциплин по саморазвитию;

- научно-исследовательская деятельность над курсовыми, дипломными и проектными работами (конференции, диспуты, спецкурсы);

- активизация познавательной деятельности через исполнительскую, музыковедческую, художественно-творческую на педагогической практике;

- восприятие себя, как педагога, в рамках педагогической практики на тренингах саморегуляции в процессе работы хормейстерами на учебном и школьном хорах;

- выбор способов саморазвития в условиях педагогической деятельности на практике и межличностных отношений при овладении технологиями диалогического общения;

- использование диагностики в профессионально-личностном становлении и анализ ситуаций саморазвития, самоопределения [10].

Изложенный выше материал наглядно свидетельствует о том, что от степени мотивированности студента-музыканта к личностно-профессиональному саморазвитию зависит уровень формирования его профессиональной компетентности.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. - 480 с.

2. Кевля, Ф.И. Квинтэссенция педагогического мастерства (практико-ориентированная монография) [Текст] / Ф.И. Кевля. - Москва: издательство ИП Минина Е. В., 2018. - 142 с.

3. Личностно-профессиональное становление будущего педагога-музыканта в образовательном пространстве вуза: монография [Текст] / [Т.П. Брова, И.В. Субботина, В.Л. Сигова и др.; отв. ред. Т.П. Брова]; М-во науки и высш. образ. РФ, Вологод. гос. ун-т. - Вологда: ВоГУ, 2019. - 158 с.: ил. // И.В. Субботина. Индивидуально-образовательные программы профессионально-личностного саморазвития студентов вуза. -С. 27-44.

4. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность [Текст] // Педагогика, 2006. - № 3. - С. 57-61.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва: Русский язык, 1983. - 900 с.

6. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М.М. Поташника. - Москва: Центр педагогического образования, 2011. - 448 с.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / пер. с англ. под общ. ред. В.И. Белопольского - М.: «Когито-Центр», 2002. - 306 с.

8. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография [Текст] / В.В. Сериков. -Москва: Логос, 2012. - 448 с.

9. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2013. - 432 с.

10. Субботина, И.В. Индивидуализация обучения в вузе как условие готовности студентов к профессионально-личностному саморазвитию [Текст] // «Вестник ВоГУ» Серия: гуманитарные, общественные педагогические науки № 3 (6) - Вологда: ВоГУ, 2017 - С. 65-67.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл, пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.