Научная статья на тему 'Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы'

Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФАКТОРЫ / ФИНАНСЫ / РЕСУРСЫ / ИНДИКАТОРЫ / ФУНКЦИЯ / СТРАХОВАНИЕ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Д.Л.

Статья посвящена характеристике факторов, определяющих формирование финансовых ресурсов социальной сферы. Автор рассматривает социально приоритетные цели государственного финансирования. Особое внимание уделено индикаторам дифференциации доходов и зарплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы»

Социальная сфера

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Д.Л. НИКИТЕНКО, аспирант кафедры «Финансы и кредит» Российский государственный социальный университет

Статья посвящена характеристике факторов, определяющих формирование финансовых ресурсов социальной сферы. Автор рассматривает социально приоритетные цели государственного финансирования. Особое внимание уделено индикаторам дифференциации доходов и зарплаты.

Ключевые слова: социальная сфера, факторы, финансы, ресурсы, индикаторы, функция, страхование, гарантии.

Основой перехода к социально ориентированной финансовой системе является постепенное перераспределение социальных обязательств от государства к гражданину. Главной целью при этом выступает обеспечение государством условий для самореализации гражданина, позволяющих ему зарабатывать и обеспечивать себе достойный уровень жизни.

В России финансовые ресурсы социальной сферы формируются в условиях глубокой социальной дифференциации. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, разрыв между средними и богатыми слоями населения огромен. При этом средние слои по уровню и образу жизни приближаются к бедным. Издержки такой закономерности очевидны, поскольку качество человеческого потенциала страны напрямую зависит от состояния среднего класса.

По итогам 2008 г. в России богат каждый двадцатый и беден каждый пятый. На 10 % самых бедных граждан пришлось лишь 1,9 % всех доходов в стране, хотя 10 % самых богатых россиян заработали 30,5 %. Таким образом, доходы беднейших отличаются от доходов богатейших почти в 16 раз. В 2007 г. разрыв между ними был меньше — 15,1 раза. В среднем по России доходы богатых превышают доходы бедных в 42 раза, а в столице — в 50 раз. В то время как в Америке — в 10 раз, в Европе — в 8 раз.

Предполагается, что налог на имущество богатых значительно вырастет, а вырученные деньги пойдут на укрепление муниципальных бюджетов и подъем благосостояния многодетных семей. Ведь забота о матерях и детях ставится во главу угла новой социальной стратегии, над которой работают в правительстве одновременно с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года1.

Цели разработки концепции — формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике, укрепление национальной безопасности, динамичное развитие экономики в долгосрочной перспективе, укрепление позиций России в мировом сообществе2.

Концепция также предполагает увеличение ВВП на душу населения с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. и около 50 тыс. долл. — в 2030 г. Это позволит к 2020 г. совершить большой скачок в социальном развитии и перевести в категорию «средний класс» 60 % населения страны3.

Но для этого необходимо повышать уровень жизни населения, изменить политику в целом, совершенствовать социально ориентированное развитие, обеспечить эффективную экономику, проводить реформы, укреплять законность и порядок, улучшать работу государственного аппарата.

1 Алексеев Ю. Социальная стратегия государства. Социальный барометр. Социальный перекос // Финансовый контроль. — 2008. - № 9(82). - С. 31.

2 Доклад. Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2008 году и задачи на 2009 год. - М. - 2009. - С. 22 - 23.

3 Алексеев Ю. Социальная стратегия государства. Социальный барометр. Большой скачок // Финансовый контроль. - 2008. -№ 9(82). - С. 31 - 32.

70

финансы и кредит

Таким образом, социально приоритетной целью развития общества является повышение уровня и качества жизни. Это важнейшее направление проводимой государством социальной политики, политики доходов и заработной платы. Повышение уровня и качества жизни — не только результат экономического роста, но и его необходимое условие.

В ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия:

— повысить зарплаты, пенсии, пособия, обеспечить их своевременную выплату;

— обеспечить необходимое количество рабочих мест, дать людям возможность зарабатывать;

— повысить заботу о населении, совершенствовать социальную политику в целом; обеспечить бесплатную медицину и образование;

— улучшить жилищные условия, обеспечить нуждающихся жильем;

— разработать конкретные социальные программы;

— усилить борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

При этом в числе приоритетов правительства основными будут восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения.

Для осуществления эффективной экономической политики нужно поднимать промышленное и сельскохозяйственное производство, развивать экономику в целом, бороться с инфляцией, регулировать цены, национализировать, деприватизировать промышленные предприятия и природные ресурсы, совершенствовать систему налогообложения, поддерживать частное предпринимательство, малый бизнес. К другим экономическим мерам можно отнести: экономное бюджетное расходование, стабилизацию рубля, увеличение валового продукта предприятий отечественного производства, уменьшение импорта, увеличение пошлин на импорт.

Социальная функция государства взаимосвязана с экономической функцией государства.

Схема 1

Социальная функция государства

Схема 2

«Социальный капитал»

Последняя имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей интересы производителей и потребителей.

Социальная функция направлена на устранение возможной социальной напряженности в обществе, выравнивание социального положения людей, развитие здравоохранения, образования, культуры. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Для выполнения социальной функции государство разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы; создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование и так далее (схема 1 — 2)4.

4 АхиновГ. А., КамиловД. А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: Вопросы теории и практики. — М: Инфра-М, 2006.

—►

—►

н —►

«

Л

и

Л

« я —►

о

О

—►

—►

Каждый из указанных факторов оказывает свое определенное влияние на инновационное социально ориентированное развитие современной российской финансовой системы. Вместе с тем все эти факторы взаимосвязаны друг с другом, и не всегда легко определить, какой из факторов оказывает наибольшее влияние. В целом же все факторы могут быть подразделены на две группы: «социальный капитал» (вклад социальной организации общества в общественное производство во времени и пространстве) и социальная функция государства.

В условиях кризиса формируются различные социальные модели государства.

Первая модель - государственный патернализм, который представляет собой поддержку малоимущих слоев населения за счет государственных финансовых расходов. В докризисный период социальные расходы Российской Федерации достигали 10 % ВВП. Совершенно ясно, что во время кризиса подобные расходы возрастут, тогда как в 1990-х гг. они составляли 7-8 % ВВП. Решение проблем бедности только лишь за счет государственных ресурсов неэффективно, потому что создает дополнительную нагрузку на экономические субъекты.

Вторая модель - укрепление системы государственных субсидий, где государство отвечает только за обеспечение минимума социальных услуг и обеспечивает условия, когда население самостоятельно решает основную долю своих социальных потребностей. Социальные расходы перераспределяются в пользу самых малоимущих слоев населения. Но подобный подход не может эффективно реализо-вываться на практике без сложившегося массового среднего класса.

Таким образом, необходимо ускорить формирование массового слоя людей со средним достатком, который предполагает переход на новый российский стандарт благосостояния. Он включает: качественное жилье; доступность качественных услуг здравоохранения, образования; автомобиль; высокую обеспеченность товарами длительного пользования и так далее.

Развитие государства по принципу «благосостояние для большинства» ставит стратегические и тактические задачи. К стратегическим можно отнести:

- недопустимость снижения уровня жизни массовых групп населения ни на каком этапе;

- обеспечение всеобщей доступности социальных благ;

- усиление адресности социальных выплат населению;

- постепенный переход на принцип платности социальных услуг в соответствии с увеличением реальных доходов граждан, оплаты труда в бюджетной сфере и социальных выплат.

В качестве основных задач на период до 2012 г. выступают: модернизация образования, демографическое развитие, развитие социальной помощи, развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда, поступательное повышение реальных доходов граждан, снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличение среднего размера пенсий до уровня прожиточного минимума, поддержка и развитие социальных институтов, определяющих качество человеческого капитала.

Формирование современной системы институтов было определено в качестве важнейшей предпосылки достижения стратегических целей Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Среди ключевых институциональных преобразований, реализованных в 2005 - 2008 гг., следует выделить: административную реформу, реформу межбюджетных отношений, налоговую реформу, пенсионную реформу, модернизацию системы образования и здравоохранения, реформу электроэнергетики и железнодорожного транспорта, реформу системы валютного регулирования контроля, реформу системы государственных закупок, формирование института особых экономических зон, совершенствование корпоративного законодательства, реформирование естественных монополий.

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти были утверждены: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, План подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года5.

5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 № 38-р, 17 ноября 2008 № 1662-р, № 1663-р, от 25 декабря 2008 № 1996-р.

72

финансы и кредит

20 -,

2005

2006

2007

2008

Уровень бедности

Рис. 1. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2005 — 2008 гг. (в % от общей численности населения)

2005

2006

2007 2008

■ Прирост валового внутреннего продукта

■ Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения

Рис. 2. Рост реальных доходов населения в 2005 — 2008 гг. (в % от общей численности населения)6

Государство для обеспечения минимальных условий жизнедеятельности всем членам общества должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки. Эти гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ и включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий и стипендий.

Заработная плата остается главным источником доходов населения. Ее доля в структуре

денежных доходов увеличилась с 35,8 % в 2005 г. до 39,7 % в 2008 г. Такое положение объясняется институциональными изменениями (в том числе, введение новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, повышение минимального размера оплаты труда).

Величина минимальной заработной платы не должна быть ниже порога бедности. Например, в странах Евросоюза минимальная заработная плата определяется в процентах к средней заработной плате в экономике данного государства. Согласно установке Европейского комитета по социальным правам, воспроизведенной в Социальной хартии Евросоюза, минимальный уровень зарплаты составляет 60 % от среднего по национальной экономике. В России это соотношение было менее 11 % (рис. 1).

В августе — сентябре 2008 г. обострение ситуации на мировых финансовых рынках, сопровождающееся значительным снижением цен на нефть, привело к сильному замедлению роста реальных доходов населения. В итоге реальные располагаемые доходы населения за весь 2008 г. выросли лишь на 2,7 % (рис. 2).

В период с 2005 по 2008 г. источники формирования доходов населения оставались стабильными (рис. 3).

В настоящее время необходимо значительное повышение производительности труда. При этом основой технологической модернизации экономики должна стать реформа заработной платы.

Н Фонд заработной платы

Ц Социальные

трансферты, выплаты социального характера

□ Доходы от

предпринимательской деятельности

■ Доходы от собственности

■ Прочие денежные доходы

2005 2008

Рис. 3. Структура денежных доходов населения (в %)7

6 Экономика России: Итоги и перспективы роста // Издание Минэкономразвития России. - М. - 2009. - С. 40.

7 Экономика России: Итоги и перспективы роста // Издание Минэкономразвития

России. - М. - 2009. - С. 41.

Увеличение заработной платы приводит, с одной стороны, к росту затрат и отчислений в бюджеты всех уровней, с другой - улучшает уровень и качество жизни населения страны. Такой противоречивый характер исследуемой экономической категории указывает на значимость анализа эффективности затрат на оплату труда.

В отечественной практике анализ затрат на оплату труда преимущественно сводится к рассмотрению формирования и использования фонда заработной платы. Основными задачами при этом являются: оценка динамики заработной платы по категориям работников; анализ состава и структуры фонда заработной платы; анализ факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда на предприятии; анализ показателей эффективности использования фонда заработной платы; изучение соотношения между темпами роста производительности труда и уровнем его оплаты; оценка влияния роста оплаты труда на финансовые результаты8.

Одновременно государственное регулирование оплаты труда обязано опираться на три принципа: зарплата должна равняться прожиточному минимуму; социальный минимум рассчитывается на основе расширенной потребительской корзины для взрослого и ребенка и в 3 - 4 раза превышает прожиточный минимум, то есть обеспечивает воспроизводство рабочей силы; оплата труда должна соответствовать бюджету семьи наемного работника, который обеспечивает душевое потребление на уровне рациональных норм.

Указанный порядок регулирования оплаты труда государством повышает мотивацию персонала в достижении наилучших показателей. Рост зарплаты приводит к увеличению налогооблагаемой базы, в результате чего повышается роль организации в пополнении регионального и федерального бюджетов.

Социальные гарантии затрагивают и такие значимые сферы, как пенсионное обеспечение инвалидов, лечение социально опасных заболеваний, профилактика и предупредительные действия по охране труда на государственном уровне, минимальные гарантии бесплатного образования и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют четыре институциональные формы социальной защиты населения:

- государственная социальная помощь нетрудоспособному населению,

8 Климова Н. В. Оценка эффективности расходов. Анализ эффективности расходов на оплату труда // Экономический анализ. - 2009. - № 5(134). - С. 3.

- обязательное социальное страхование утраты дохода из-за потери трудоспособности или места работы,

- добровольное личное страхование работников,

- корпоративные системы социальной защиты работников.

Обязательное социальное страхование является базовым институтом социальной защиты, важным элементом социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От состояния и эффективности функционирования обязательного социального страхования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста9.

В развитых странах обязательное социальное страхование поглощает от 60 до 70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15 - 25 % ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45 % затрат на цели социальной защиты и 7,3 % ВВП10.

Страхование должно дополняться социальной помощью (семейные пособия, пособия по мало-обеспеченности и социальное обслуживание), которая предполагает финансирование из бюджета при реализации принципа адресности.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования11.

Системность и интеграция социальныхреформ -главное условие реформирования всей экономики страны. В основе социальных преобразований лежит создание новых механизмов перераспределения доходов. Положительная динамика оплаты труда является условием повышения качественного потенциала рабочей силы и обеспечения соци-

9 Е. С. Алехина. Социальное страхование. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития // Финансы и кредит. - 2009. - № 4(340). -С. 73.

10 Финансовая политика России / Коллектив авторов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 330 с.

11 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации. Разд. I. Бюджетное устройство Российской Федерации. Гл. 5. Принципы бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

альной защиты малоимущих слоев населения. В перспективе ключевой проблемой государственной экономической политики станет расширение возможностей управления конечным спросом. В условиях высокой дифференциации доходов населения в России разумным выходом будет разработка некоторого набора регионально-отраслевых минимумов оплаты труда. Это позволит повысить ответственность государства и работодателей, решить многие социальные проблемы. Все преобразования в социальной сфере направлены на достижение экономического роста, и прежде всего на инвестиционный прорыв. Кризис в социальной сфере затрудняет развитие рыночных отношений в стране. Без формирования социального потенциала, создания условий для реализации интересов и возможностей активных слоев и групп населения экономические преобразования окажутся неэффективными, а использование материальных и финансовых ресурсов будет безрезультатным.

Рост уровня жизни создает материальную базу для повышения качества жизни. Некоторые экономисты предлагают для разработки и решения текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы рассчитывать индикаторы уровня жизни. Такими индикаторами являются реальные доходы на душу населения, реальная зарплата, доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды по акциям и облигациям, проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии. Эти индикаторы позволяют изучать и прогнозировать уровень, динамику и структуру доходов из различных источников.

Статистика определяет реальные доходы на душу населения как отношение общей суммы денежных доходов к индексу потребительских цен. Они могут определяться с учетом услуг (часть ВВП, используемая населением на накопление и потребление материальных благ и услуг) и без учета услуг (часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей). Реальная зарплата работников - это составная часть реальных доходов с учетом услуг. Она определяется как отношение номинальной зарплаты к индексу потребительских цен.

При разработке политики доходов и заработной платы важное значение имеют индикаторы дифференциации доходов и зарплаты:

- распределение населения по уровню среднедушевых доходов - это показатель удельного веса населения в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

- распределение общего объема денежных доходов но группам населения - это показатель доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;

- соотношение среднедушевых денежных доходов, выше или ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения (децильный коэффициент дифференциации доходов);

- соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ (коэффициент дифференциации доходов по субъектам РФ);

- коэффициент дифференциации зарплаты - соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней по отраслям, регионам, профессиям и так далее.

В международной практике также используются коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) и кривая Лоренца. Данные индикаторы позволяют судить о степени удаления от состояния равенства и распределении доходов. Индекс Джин-ни является величиной отклонения фактического распределения доходов от линии их равномерного распределения, а кривая Лоренца отклоняется от данной линии и показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости относительно линии абсолютного равенства.

Интегральными индикаторами качества жизни являются:

- индекс развития человеческого потенциала. Это среднеарифметическая трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах по паритету покупательной способности);

- индекс интеллектуального потенциала общества - отражает состояние науки и уровень образования в стране;

- человеческий капитал на душу населения -отражает уровень затрат государства, организаций, граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем выше данный индикатор;

- коэффициент жизнеспособности населения -характеризует эффективность проводимой социально-экономической политики через возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения.

В основу организации заработной платы необходимо, кроме прожиточного минимума, характеризующего преодоление бедности, положить бюджеты разного уровня достатка:

- минимальный потребительский бюджет, свидетельствующий о достижении социально приемлемого достатка;

- бюджет высокого достатка, определяющий благосостояние.

Минимальный (восстановительный) потребительский бюджет необходим для выработки перспективной социальной политики и перспективной политики доходов, позволяющей всеми ее составляющими: заработной платой, социальными трансфертами и др. - обеспечить преодоление абсолютной бедности. Вместе с тем, когда возникает необходимость оценить общий размер заработка с позиций уровня жизни его получателей, недостаточно ориентироваться лишь на прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет, которые применимы в границах простого воспроизводства рабочей силы. Уровень развивающего потребления определяет бюджет высокого достатка. Соответствие ему общего заработка свидетельствует о высоком уровне заработной платы. Обеспечение заработной платы, позволяющей потреблять на уровне потребительского бюджета высокого достатка, является важной перспективной задачей социально-экономической политики государства.

Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюджета высокого достатка -важный индикатор эффективности проводимой социально-экономической политики. В основу определения минимального размера оплаты труда по Трудовому кодексу РФ, положен прожиточный минимум трудоспособных россиян. Оплату труда, даже на минимальном уровне надо ориентировать на потребности работника простого труда. В современных условиях различия в тяжести и напряженности труда работников конкретных профессий целесообразно учитывать в тарифной части заработка. Государственные гарантии по оплате труда должны создавать равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что минимальный размер оплаты труда обязан соответствовать региональному прожиточному минимуму.

Механизм повышения минимального размера оплаты труда необходимо увязать с переходом от единой минимальной заработной платы в стране

к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации. Это можно сделать, используя в каждом субъекте установленное в государственном бюджете на очередной год соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По нему и региональному прожиточному минимуму следует определять региональный минимальный размер оплаты труда.

Чтобы в регионах с более низким прожиточным минимумом, чем его общероссийское значение, не произошло снижения уровня государственных гарантий, потребуется изменение порядка установления соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в федеральном государственном бюджете на очередной год. Это соотношение целесообразно определять по региону с наименьшей величиной прожиточного минимума. При одной и той же покупательной способности минимального размера оплаты труда в целом по стране ее номинальные значения в регионах России могут различаться в 3-4 раза. Время, которое потребуется для повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, зависит, главным образом, от способности работодателей сочетать повышение уровня минимального размера оплаты труда с сохранением, а также с увеличением уже достигнутого уровня занятости.

Исследование показало, что на первый план выходят не просто наличие или отсутствие средств на повышение размера минимальной заработной платы, а сочетание расширения финансовых возможностей с эффективной занятостью населения. В противном случае повышение минимального размера оплаты труда может сопровождаться массовым высвобождением рабочей силы и банкротством организаций. Этим будет определяться продолжительность периода повышения государственных гарантий по оплате труда до величины прожиточного минимума. В России, как и в большинстве стран, минимальная оплата труда оторвалась от прожиточного минимума. Однако в мире минимальная зарплата превысила прожиточный минимум, а в России она почти в четыре раза ниже данного минимума. Во многих странах бедными считают тех, кто имеет доход в размере 40 - 50 % от среднего дохода по стране. Прожиточный минимум в мировой практике не предназначен для борьбы с бедностью, а используется только для определения минимальной зарплаты. В России прожиточный минимум используется для определения

нуждающихся в адресной социальной помощи, а

низкооплачиваемые работники стремятся перейти

в группу получателей социальных пособий.

Список литературы

1. Алексеев Ю. Социальная стратегия государства. Социальный барометр. Социальный перекос // Финансовый контроль. 2008. № 9(82).

2. Ахинов Г. А, Камилов Д. А Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: Вопросы теории и практики. М: Инфра-М, 2006.

3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, от 23 июня 2008 г., № 176.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Эксмо, 2008.

5. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2007.

6. Дидье Сорнетте. Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах // SmartBook, И-Трейд. 2008.

7. Доклад. Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2008 году и задачи на 2009 год. М. 2009.

8. Е.С. Алехина. Социальное страхование. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития //Финансы и кредит. 2009. № 4(340).

9. Жуков В. И. Россия в глобальном мире: Философия и социология преобразований: В 3 т: Т. 1: Россия на рубеже тысячелетий: Социология экономики и политики: 1985 - 2005 гг. Изд. 2-е, перераб., доп. // Т. 2: Социология глобальных процессов Изд. 2-е, перераб., доп. //

Т. 3: Философия и социология образования и культуры Изд. 2-е, перераб., доп. // РГСУ. М. 2007.

10. Климова Н. В. Оценка эффективности расходов. Анализ эффективности расходов на оплату труда // Экономический анализ. 2009. № 5(134).

11. Нелидова А. И. Совершенствование системы управления качеством социальных услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 2 (54).

12. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 год // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2006. № 18.

13. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 № 195-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ).

14. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 324-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.02.2009 № 26-ФЗ).

15. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

16. Федеральный закон от 25 ноября 2008 года № 215-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

17. Финансовая политика России / Коллектив авторов. М.: Финансы и статистика, 2008.

18. Экономика России: Итоги и перспективы роста // Издание Минэкономразвития России. М. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.