Научная статья на тему 'Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ'

Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лыжники-гонщики / факторы демотивации / детско-юношеские спортивные школы / cross-country skiers / demotivation factors / youth sports schools

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Афанасьев Владислав Александрович, Ибрагимов Ренат Рашидович, Ишмухаметова Наиля Фаритовна, Ильин Сергей Николаевич

Глобальной проблемой тренеров спортивных школ по лыжным гонкам является потеря мотивации у спортсменов к тренировочным занятиям [3]. Для выбора пути решения данной проблемы необходимо выявить основные факторы демотивации лыжников-гонщиков. Материал. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению факторов демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов демотивации у лыжников-гонщиков в детско-юношеских спортивных школах. Практическая значимость. Данное исследование будет полезно тренерам спортивных школ по лыжным гонкам при работе с подростковым и юношеским возрастом. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, опрос, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 100 человек (43% женского и 57% мужского полов) в возрасте от 16 до 20 лет, которые ранее проходили подготовку по лыжным гонкам в спортивной школе, но прекратили посещение тренировочных занятий. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с их занятием лыжными гонками, а также определить для себя главную причину ухода из секции по лыжным гонкам. Результат. По результатам исследования было выявлено, что большинство респондентов (43%) прекратили тренировочные занятия в возрасте 18 лет. Нами были определены 5 основных факторов демотивации: отсутствие роста спортивных результатов, состояние здоровья, финансовые проблемы, трудности при совмещении спортивных и учебных занятий и категория «другое», из них два являются ведущими: отсутствие роста спортивных результатов и состояние здоровья. Большой процент опрошенных (44%), заявили, что сожалеют о принятом решении, большинство из них уделяет не менее 4 дней в неделю занятиям спортом. Заключение. Данное исследование показывает факторы демотивации лыжников-гонщиков. На основе предложенных знаний у тренеров появляется возможность проведения профилактики возникновения демотивации, а также своевременной помощи спортсмену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Афанасьев Владислав Александрович, Ибрагимов Ренат Рашидович, Ишмухаметова Наиля Фаритовна, Ильин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers

The global problem of sports schools coaches in cross-country skiing is the loss of motivation among athletes for training sessions [3]. To choose a way to solve this problem, it is necessary to identify the main factors of ski racers’ demotivation. Material. This article presents the results of a study to identify factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers. The scientific novelty consists in the identification of demotivation factors among ski racers in children's and youth sports schools. Practical significance: this study will be useful for coaches of sports schools in cross-country skiing when working with adolescents and young adults. Research methods: analysis and generalization of scientific literature, review, questionnaire, methods of mathematical statistics. The study involved 100 people (43% female and 57% male) aged 16 to 20 years who had previously been trained in cross-country skiing at a sports school, but stopped attending training sessions. Respondents were asked to answer a number of questions related to their skiing, as well as to determine for themselves the main reason for leaving the ski racing section. Results. According to the results of the study, it was revealed that the majority of respondents (43%) stopped training at the age of 18. We identified 5 main factors of demotivation: lack of growth in sports results, health status, financial problems, difficulties in combining sports and educational activities and the "other" category, two of them are leading: lack of growth in sports results and health status. A large percentage of respondents, namely 44%, said that they regret the decision, most of them devote at least 4 days a week to sports. Conclusion: this study shows the factors of ski racers’ demotivation. Based on the proposed knowledge, coaches have the opportunity to prevent the occurrence of demotivation, as well as timely assistance to the athlete.

Текст научной работы на тему «Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ»

УДК 796.921

Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских

спортивных школ

Гибадуллин М.Р.'*, Афанасьев ВА.', Ибрагимов Р.Р.2, Ишмухаметова Н.Ф.2, Ильин

С.Н.3

'Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Казань, Россия ORCID: 0000-0001-6217-0054, gmr_00'@mail.ru* ORCID: 0009-0004-5670-2279, vladik998876@mail.ru 2Казанский национальный исследовательский технологический университет

г. Казань, Россия ORCID: 0009-0006-6537-4937, renat_1980@mail.ru ORCID: 8.0000-0003-4256-4368, inellyaf@mail.ru 3Казанский государственный институт культуры г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-2997-8788, silin8209@mail.ru

Аннотация: Глобальной проблемой тренеров спортивных школ по лыжным гонкам является потеря мотивации у спортсменов к тренировочным занятиям [3]. Для выбора пути решения данной проблемы необходимо выявить основные факторы демотивации лыжников-гонщиков. Материал. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению факторов демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ. Научная новизна исследования состоит в выявлении факторов демотивации у лыжников-гонщиков в детско-юношеских спортивных школах. Практическая значимость. Данное исследование будет полезно тренерам спортивных школ по лыжным гонкам при работе с подростковым и юношеским возрастом. Методы исследования: анализ и обобщеие научной литературы, анкетирование, опрос, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 100 человек (43% женского и 57% мужского полов) в возрасте от 16 до 20 лет, которые ранее проходили подготовку по лыжным гонкам в спортивной школе, но прекратили посещение тренировочных занятий. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с их занятием лыжными гонками, а также определить для себя главную причину ухода из секции по лыжным гонкам. Результат. По результатам исследования было выявлено, что большинство респондентов (43%) прекратили тренировочные занятия в возрасте 18 лет. Нами были определены 5 основных факторов демотивации: отсутствие роста спортивных результатов, состояние здоровья, финансовые проблемы, трудности при совмещении спортивных и учебных занятий и категория «другое», из них два являются ведущими: отсутствие роста спортивных результатов и состояние здоровья. Большой процент опрошенных (44%), заявили, что сожалеют о принятом решении, большинство из них уделяет не менее 4 дней в неделю занятиям спортом. Заключение. Данное исследование показывает факторы демотивации лыжников-гонщиков. На основе предложенных знаний у тренеров появляется возможность проведения профилактики возникновения демотивации, а также своевременной помощи спортсмену. Ключевые слова: лыжники-гонщики, факторы демотивации, детско-юношеские спортивные школы.

Для цитирования: Гибадуллин М.Р.*, Афанасьев В.А., Ибрагимов Р.Р., Ишмухаметова Н.Ф.,

Ильин С.Н. Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта.

2023; 18(3): 15-19.

Factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers

Marat R. Gibadullin'*, Vladislav A. Afanasev1, Renat R. Ibragimov2, Nailya F.

Ishmuhametova2, Sergey N. Ilyin3

1 Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Kazan, Russia ORCID: 0000-0001-6217-0054, gmr_001@mail.ru ORCID: 0009-0004-5670-2279, vladik998876@mail.ru 2 Kazan National Research Technological University

Kazan, Russia ORCID: 0009-0006-6537-4937, renat_1980@mail.ru ORCID: 8.0000-0003-4256-4368, inellyaf@mail.ru 3 Kazan State Institute of Culture Kazan, Russia ORCID: 0000-0002-2997-8788, silin8209@mail.ru

Abstract: The global problem of sports schools coaches in cross-country skiing is the loss of motivation among athletes for training sessions [3]. To choose a way to solve this problem, it is necessary to identify the main factors of ski racers' demotivation. Material. This article presents the results of a study to identify factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers. The scientific novelty consists in the identification of demotivation factors among ski racers in children's and youth sports schools. Practical significance: this study will be useful for coaches of sports schools in cross-country skiing when working with adolescents and young adults. Research methods: analysis and generalization of scientific literature, review, questionnaire, methods of mathematical statistics. The study involved 100 people (43% female and 57% male) aged 16 to 20 years who had previously been trained in cross-country skiing at a sports school, but stopped attending training sessions. Respondents were asked to answer a number of questions related to their skiing, as well as to determine for themselves the main reason for leaving the ski racing section. Results. According to the results of the study, it was revealed that the majority of respondents (43%) stopped training at the age of 18. We identified 5 main factors of demotivation: lack of growth in sports results, health status, financial problems, difficulties in combining sports and educational activities and the "other" category, two of them are leading: lack of growth in sports results and health status. A large percentage of respondents, namely 44%, said that they regret the decision, most of them devote at least 4 days a week to sports. Conclusion: this study shows the factors of ski racers' demotivation. Based on the proposed knowledge, coaches have the opportunity to prevent the occurrence of demotivation, as well as timely assistance to the athlete.

Keywords: cross-country skiers, demotivation factors, youth sports schools.

For citation: Marat R. Gibadullin*, Vladislav A. Afanasev, Renat R. Ibragimov, Nailya F. Ishmuhametova,

Sergey N. Ilyin. Factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers. Russian Journal

of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 15-19.

Введение

Одной из важнейших задач тренера детско-юношеской спортивной школы является подготовка спортивного резерва. Для этого тренеру необходимо на каждом этапе спортивной подготовки осуществлять отбор детей, обеспечивать безопасность образовательной среды, формировать двигательные навыки и способствовать воспитанию морально-волевых качеств, используя адекватные средства спортивной тренировки [2]. Зачастую этого достаточно, для того? чтобы у юного спортсмена сохранялась мотивация к спортивным занятиям и он смог продемонстрировать высокие спортивные результаты. Глобальной проблемой тренеров спортивных школ по лыжным гонкам является потеря мотивации у спортсменов к тренировочным занятиям [3]. Для выбора пути решения данной проблемы не-

обходимо выявить основные факторы демотива-ции лыжников-гонщиков [4].

Цель исследования - выявить факторы де-мотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ.

Материалы и методы

Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ, г. Казань, Россия. В нем приняли участие 100 человек (43% женского и 57% мужского полов) в возрасте от 16 до 20 лет, которые ранее занимались лыжными гонками, но прекратили посещение занятий. Среди ста 25% исследуемых имели звание мастера спорта России, 26% - разряд кандидата в мастера спорта России, 44% - 1-й спортивный разряд, 5% - 2 и 3-й спортивный разряд.

Рис. 1. Звание и разряд респондентов, принявших участие в исследовании

Для достижения нашей цели мы использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы; анкетирование [1], опрос.

Мы предложили респондентам ответить на ряд вопросов, связанных с их занятиями по лыжным гонкам в детско-юношеской спортивной школе, а также определить главную причину потери мотивации к регулярным занятиям.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

1) большинство респондентов (43%) прекратили посещение тренировочных занятий в возрасте 18 лет;

2) 31% - в возрасте 20 лет;

3) 17% - в возрасте 19 лет;

4) 6% - в возрасте 17 лет;

5) 3% - 16 лет.

1К лет 20 лет "19 лет I 17 лет "16 лет

Рис. 2. Возраст спортсменов, в котором они прекратили регулярные тренировочные занятия

Каждый респондент ответил на вопрос о том, что стало причиной ухода из лыжной секции. Ответы на данные вопросы были объединены в 5 больших групп факторов демотивации [2]:

1. Отсутствие роста спортивных результатов.

2. Состояние здоровья.

3. Финансовые проблемы.

4. Трудности при совмещении спортивных и учебных занятий.

5. Другое.

По результатам нашего исследования, для наибольшего количества спортсменов (28% от общего числа исследуемых) демотивирующей причиной являлось отсутствие роста спортивных результатов. 24% опрошенных ответили,

что причиной ухода из лыжной секции стали проблемы со здоровьем, 19% отдали предпочтение учебной деятельности. В эту категорию мы также относили ответы, связанные с переездом, т.к. переезды были связаны с поступлением в высшее учебное заведение. В категорию «финансовые проблемы» вошли ответы, связанные с материально-техническим оснащением тренировочного процесса, заработной платой, экипировкой, тренерскими ставками. Этот фактор стал ведущим для 17% опрошенных.

В категорию «другое» вошли следующие причины:

1) рождение ребенка;

2) призыв в армию;

3) несправедливый отбор в состав сборной группы. субъекта РФ;

4) конфликты с тренером, спортсменами из

Ф^ьпяры .шишикамни .1ыжн11К0В'ЮнщиЮ0в

М2% п%2«%

19%24%

Отсутствие ро^та спортннных результатов

■ Состодние адиривья

■ Трудности при совмещении слиртианычиучейнык -занятий

■ Финансовые проблемы Другое

Рис. 3. Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ

На вопрос: «Сожалеете ли вы о своем решении завершить тренировочные занятия в спортивной школе по лыжным гонкам» 56% респондентов ответили, что не сомневаются в своем решении, однако достаточно большое количество (44%) указали, что жалеют о прекращении тренировочных занятий по лыжным гонкам и считают свое решение поспешным.

Из исследуемых 46% человек продолжают регулярные занятия спортом (более 4 раз в неделю), 40% занимаются с частотой 1-2 раза в неделю и 14% не занимаются спортом. Считаем важным отметить, что все те, кто указал, что жалеет о решении завершить спортивную карьеру, регулярно занимаются спортом, часть из них приняли решение вступить в клуб любителей лыжных гонок и участвовать в массовых и любительских спортивных соревнованиях по лыжным гонкам.

Заключение

1. Проанализировав научно-методическую литературу, выявили, что многие тренеры спортивных школ по лыжным гонкам сталкиваются с ранним завершением спортивной карьеры в связи со многочисленными факторами демо-тивации. По этой причине не все спортсмены, несмотря на свою перспективность, добиваются успехов в лыжных гонках. Однако факторы де-мотивации спортсменов различны в зависимости от вида спорта. Таким образом, для профилактики возникновения демотивации, а также для своевременной помощи спортсмену необходимо знать основные факторы демотивации в

конкретном виде спорта.

2. Нами были проведены анкетирование и опрос с целью выявления факторов демотива-ции лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ. В результате исследования сформулированы 5 основных факторов демоти-вации: отсутствие роста спортивных результатов, состояние здоровья, финансовые проблемы, трудности при совмещении спортивных и учебных занятий и категория «другое», в которую вошли такие факторы, как рождение ребенка, призыв в армию, несправедливый отбор в состав сборной субъекта РФ, конфликты с тренером, спортсменами из группы.

По результатам нашего исследования ведущими факторами демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ выступают: отсутствие роста спортивных результатов - 28% (от общего числа исследуемых) и проблемы со здоровьем - для 24%.

Список литературы

1. Гибадуллин М.Р., Афанасьев В.А. Исследование раннего завершения спортивной карьеры в лыжных гонках. Актуальные проблемы и современные тенденции развития спортивной подготовки в циклических видах спорта. Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2023: 78-81.

2. Бабаева Ю.Д., Новова А.В., Варвичева Я.И. Взаимосвязь самоэффективности и прокрасти-нации у подростков. От истоков к современ-

ности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Материалы юбилейной конференции. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Коги-то-Центр". 2015: 396-398

3. Самыгин С.М., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012; 12/1: 199-203.

4. Сопов В.Ф. Мировоззренческие проблемы ментальности и взаимодействия психолога-консультанта с клиентом в современном спорте. Спортивный психолог. 2011; 1(22): 5-10.

5. Станибула С.Л., Будник Я. Психологическое сопровождение спортсменов в период кризиса перехода из массового спорта в спорт высших достижений. V Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика», 24-26 декабря 2014.

References

1. Gibadullin M.R., Afanasyev V.A. Investigation of the early completion of a sports career in crosscountry skiing. Aktual'nye problemy I sovremennye tendencii razvitiya sportivnoj podgotovki v ciklicheskih vidah sporta [Current problems and current trends in the development of sports training in cyclic sports]. Kazan: Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

2023: 78-81 [In Russ.].

2. Babaeva Yu.D., Novova A.V., Varvicheva Ya.I. The relationship of self-efficacy and procrastination in adolescents. Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizacii psihologicheskogo obchestva pri Moskovskom universitete. Materialy yubilejnoj konferencii [From the origins to the present: 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University. Materials of the anniversary conference]. Moscow: Kogito-Center Limited Liability Company. 2015: 396-398 [In Russ., In Engl.]

3. Samygin S.M., Samygin P.S., Popov M.Yu. Health in the system of value attitudes of modern Russian youth. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie I obchestvennye nauki. 2012; 12/1: 199-203 [In Russ.].

4. Sopov V.F. Ideological problems of mentality and interaction of a psychologist-consultant with a client in modern sports. Sportivnyj psiholog. 2011; 1(22): 5-10 [In Russ.].

5. Stanibula S.L., Budnik Ya. Psychological support of athletes during the crisis of transition from mass sports to high-performance sports. V Mezhdunarodnaya Nauchno-prakticheskaya konferenciya na osnove internet-foruma "Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya I praktika, 24-26 dekabrya 2014 goda [V International Scientific and Practical conference based on the Internet forum "Psychological support of education: theory and practice", December 2426, 2014] [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 13.08.2023

Гибадуллин Марат Рустамович - кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420035, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: gmr 001@mail.ru

Афанасьев Владислав Александрович - магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420035, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: vladikQ98876@mail.ru

Ибрагимов Ренат Рашидович - старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, дом 68, e-mail: renat 1980@mail.ru

Ишмухаметова Наиля Фаритовна - старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, дом 68, e-mail: nellyaf@mail.ru

Ильин Сергей Николаевич - старший преподаватель, Казанский государственный институт культуры, 420059, Россия, г. Казань, ул. Оренбиургский тракт, дом 3, e-mail: silin820Q@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.