4. Nikulin, L.V. and Proskurov, D.V. (2019), "Physical training of law enforcement officers: problems and solutions", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles XXI All-Russian. scientific and practical conf., Irkutsk, pp. 104-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.02.2020
УДК 796.922
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ОСНОВЕ
НОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ
Сергей Петрович Голубничий, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва
Аннотация
Введение. Достижение высоких результатов в циклических видах спорта, к которым относятся и лыжные гонки, зависит от уровня развития специальной выносливости. В практике подготовки лыжников-гонщиков в России нет единой методики развития специальной выносливости. Исследование современных теоретических данных и практического опыта может быть актуальным для повышения эффективности тренировочного процесса. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику объективного дозирования тренировочных нагрузок при развитии специальной выносливости у юных спортсменов в лыжных гонках. Материал и методы: в исследовании приняли участие две равнозначные по уровню подготовленности и квалификации группы лыжников-гонщиков (юноши 15-17 лет): экспериментальная группа (ЭГ, n=22) и контрольная группа (КГ, n=22). Эксперимент проходил на базе Детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) г. Яхрома, Московской области. КГ тренировалась по общепринятой методике (планы тренировочных занятий для ДЮСШ). В ЭГ наряду с общепринятой методикой использовались специально разработанные программы развития специальной выносливости. Все микроциклы в годичном цикле подготовки были подразделены на два типа: содержащие специальные тренировочные нагрузки, направленные на развитие специальной выносливости и не содержащих таковых, как средство общей физической подготовки. Результаты исследования: у спортсменов ЭГ показатели специальной выносливости значительно выше, чем у КГ. Зафиксирован выраженный прирост результатов. Кроме того, доказаны благоприятные сдвиги физиологических параметров в ЭГ: МПК (мл/мин/кг) от начала подготовительного периода к концу этого периода увеличилось на 2,8%.
Выводы: в содержании тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости в микро, мезо и макроцикле подготовки лыжников гонщиков 15-17 лет выделено три варианта микроциклов (развивающий, поддерживающий, восстанавливающий). Содержание первых двух может варьироваться по преимущественной направленности тренировочных нагрузок на базовый фактор (критическую аэробную скорость) и основные факторы специальной выносливости (скоростная и стайерская выносливость).
Ключевые слова: лыжные гонки, структура тренировочного процесса, тренировочные периоды лыжной подготовки, специальная выносливость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p82-86
DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE BASED ON NORMALIZATION AND CONTROL OF TRAINING LOADS FOR SKIERS-RACERS AGED 15-17 YEARS
Sergey Petrovich Golubnichy, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow
Abstract
Introduction. Achieving high results in cyclical sports, which include cross-country skiing, depends on the level of development of special endurance. In the practice of training the ski racers in Russia, there
is no single method of developing special endurance. The study of modern theoretical data and practical experience can be relevant for improving the effectiveness of the training process. Purpose: to develop and experimentally justify the method of objective dosing of training loads in the development of special endurance in young athletes in ski racing. Material and methods: the study involved two groups of skiers (15-17-year-old boys) with the same level of training and qualification: the experimental group (EG, n=22) and the control group (KG, n=22). The experiment took place on the basis of children's youth sports school of the city of Yakhroma, Moscow region. KG trained according to the generally accepted method (plans of training sessions for the youth school). In EG, along with the generally accepted method, specially developed programs for the development of special endurance were used. All microcycles in the annual training cycle were divided into two types: containing special training loads aimed at the development of special endurance and not containing those, as a means of general physical training. Results: EG athletes have special endurance indicators significantly higher than those of KG. A marked increase in results was recorded. In addition, favorable shifts of physiological parameters in the EG were proved: the maximal oxygen consumption (ml/min/kg) from the beginning of the preparatory period to the end of this period increased by 2.8%.
Conclusions: in the content of training loads aimed at developing special endurance in the micro, meso and macrocycle training of skiers - racers 15-17 years old, three variants of microcycles are identified (developing, supporting, restoring). The content of the first two can vary according to the primary focus of training loads on the basic factor (critical aerobic speed) and the main factors of special endurance (speed and Stayer endurance).
Keywords: cross-country skiing, structure of the training process, training periods of ski training, special endurance.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития спорта одной из важнейших задач является разработка рациональных методик тренировки, направленных на расширение функциональных возможностей организма спортсменов.
Достижение высоких результатов в циклических видах спорта, к которым относятся и лыжные гонки, зависит от уровня развития специальной выносливости. Спортивная подготовленность занимающихся повышается в том случае, если нагрузка на всех этапах подготовки соответствует возрастающим функциональным возможностям организма. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно их постепенное возрастание с тенденцией к предельно возможным нагрузкам. Физиологический смысл такой тенденции сформулирован с научной позиции применительно к спортивной тренировке [5], выразив это в «принципе максимальных нагрузок».
Вопросы рационального распределения тренировочных нагрузок в процессе годичной и многолетней подготовки имеют важное значение при развитии специальной выносливости у лыжников-гонщиков. В связи с этим, многие авторы [2, 6] отмечают, что уровень специальной выносливости зависит от объема и интенсивности проделанной работы как в одном тренировочном занятии, так и в течение годичного цикла подготовки. Для циклических видов спорта, связанными с длительностью двигательных действий и развитием специальной выносливости более приемлемо волнообразное изменение и распределение нагрузок. Спортивную тренировку в лыжных гонках характеризует четко выраженная цикличность. Принцип цикличности позволяет строить тренировочный процесс, исходя из необходимости систематического повторения основных параметров тренировки, последовательно менять задания, решать проблемы целесообразного использования средств и методов соответственно их месту в структуре тренировочных циклов, регулировать и дозировать нагрузки по объему и интенсивности. Необходимо рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более или менее крупными формами циклической структуры тренировки [1, 7]. В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются постепенность и периодичность возрастания (скачкообразность) до максимальных значений, но это все должно быть связано с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Приспособление организма к тренировочным нагрузкам осуществляется не прямолинейно. Необходимы интервалы отдыха для функциональных и
восстановительных преобразований, обеспечивающих повышение уровня тренированности спортсмена. Время восстановления тем больше, чем выше нагрузки. В связи с этим в тренировочном процессе, наряду с отдыхом, необходимы временные перепады нагрузок, облегчающие течение биологических перестроек в организме.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику объективного дозирования тренировочных нагрузок при развитии специальной выносливости у юных спортсменов в лыжных гонках.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Участники. После предварительного тестирования были созданы две равнозначные по уровню подготовленности и квалификации группы лыжников-гонщиков (юноши 15-17 лет): экспериментальная группа (ЭГ, п=22) и контрольная группа (КГ, п=22).
Организация исследования. Исследование проводилось в подготовительный и соревновательный периоды на базе ДЮСШ г. Яхрома, Московской области. Учебно-тренировочные занятия в обеих группах проводились на определенных трассах, одинаковой смазке лыж, температуре воздуха не ниже 15 градусов, нормальном состоянии лыжни. КГ тренировалась по общепринятой методике (планы тренировочных занятий для ДЮСШ).
В ЭГ наряду с общепринятой методикой использовались специально разработанные программы развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков. Все микроциклы в годичном цикле подготовки были подразделены на два типа: содержащие специальные тренировочные нагрузки, направленные на развитие специальной выносливости; не содержащих таковых, как средство ОФП.
Первый тип был распределен на шесть вариантов по преимущественному воздействию на отдельные компоненты специальной выносливости лыжников-гонщиков (спринтерскую, скоростную, стайерскую) и по величине нагрузок. Первый вариант - микроцикл, в котором решалась задача развития спринтерской и скоростной выносливости. В содержание этого микроцикла входили две-три ударные (большие) - 90-100% объема тренировки, направленные на спринтерскую и скоростную выносливость. Основными средствами были упражнения на лыжероллерах и лыжах на коротких и средних отрезках до 600 метров. Основной метод переменных и интервальных нагрузок. Например, несколько серий 4 х 150 м.; 4 х 200 м.; 3 х 250 м. и т. д. Эти тренировочные занятия являлись ключевыми для данного микроцикла, определяющими его основную направленность, кроме них, в микроцикле использовались и тренировки другой направленности на скоростно-силовые качества, но они решали только задачи поддержания последних. Метод выполнения внутри серии - интервальный (продолжительность активного отдыха между отрезками в серии до 30 секунд), между сериями - повторный (активный отдых до 2 минут).
Второй вариант микроцикла - развивающий скоростную и стайерскую выносливость. Ключевыми тренировками являются 1 и 2 зоны, направленные на скоростную выносливость (объем 90-100%) и 1-2 на стайерскую выносливость, выполняемую повторно-серийным методом.
Третий микроцикл, развивающий стайерскую выносливость ключевыми тренировками (2-3) являются ударные тренировки на длинных отрезках, выполняемые повторным методом.
Четвертый, пятый и шестой варианты микроциклов повторяли по направленности основных тренировок первый, второй и третий варианты, но отличались тем, что объем тренировочных нагрузок был средним (50-60%) и решали задачу поддержания специальной выносливости.
Объемы нагрузок на одной тренировке с развивающим эффектом колебались в пределах плюс/минус 15% в зависимости от дня микроцикла и индивидуального состояния спортсменов. После дня отдыха относительная величина нагрузки была больше, после ударной тренировки - меньше.
В микроциклах решалась задача развития или подержания специальной выносливости. В первом случае обычно мезоциклы включали два-три микроцикла, направленные на развитие и поддержание специальной выносливости и один восстановительный микроцикл (2-4 дня).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, функциональная диагностика, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Объем выполняемой работы в контрольной и экспериментальной группах был практически одинаков. Объемы в километрах за 6-и недельный цикл составил примерно 184 км в ЭГ и 189 км в КГ. Тестирование в середине и в конце эксперимента показало, что более существенный прирост спортивного результата в ЭГ (таблица 1).
Таблица 1 - Спортивный результат в контрольной и экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента__
Показатели КГ ЭГ
До (Х±о) После (Х±о) До (Х±о) После (Х±о)
Дистанция 10 км (мин) 38,34±4,32 37,16±4,42 37,06±4,49 36,02±4,63*
МПК (мл/мин/кг) 58,9±4,6 63,4±4,23 57,3±3,4 64,7±3,51*
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; ЭГ -экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; * - достоверность различий (р <0,05).
У спортсменов ЭГ за период исследований отмечались благоприятные сдвиги физиологических параметров. Анализ результатов исследований показал, что МПК (мл/мин/кг) от начала подготовительного периода к концу этого периода увеличилась на 2,8%, отмечалась некоторая тенденция и в увеличении величины МПК (мл/мин/кг) в соревновательном периоде на 1,4%. Таким образом, выявлена эффективность направленной тренировки факторов специальной выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном и соревновательном периодах. Подводя итоги результатов педагогического эксперимента, можно отметить, что направленная тренировка развития факторов специальной выносливости, обладает достаточной эффективностью развития специальной выносливости. Программа тренировки ЭГ, реализованная в сезоне 2017-2019 году оказалась эффективной и привела к значительному улучшению спортивных результатов у лыжников-гонщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ литературы показал, что имеются существенные расхождения мнений и рекомендаций по структуре тренировочных нагрузок для развития и поддержания специальной выносливости и по методике контроля за ее состоянием у лыжников-гонщиков 1517 лет 1-11 разрядов.
2. Разработано содержание тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости в микро, мезо и макроцикле подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет. Выделено три варианта микроциклов (развивающий, поддерживающий, восстанавливающий), причем содержание первых двух может варьироваться по преимущественной направленности тренировочных нагрузок на базовый фактор (критическую аэробную скорость) и основные факторы специальной выносливости (скоростная и стайерская выносливость).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баталов, А.Г. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках / А.Г. Баталов, А.В. Ку-беев, В.Н. Манжосов // Труды ученых ГЦОЛИФКа. 75 лет : ежегодник. - Москва, 1993. - С. 217-225.
2. Васильева, М.Н. Построение тренировочного процесса зимних полиатлонистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения / М.Н. Васильева, В.В. Фарбей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 21-25.
3. Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре / О.В. Везеницын, Т.Н. Шутова, Ю.В. Круглова, С.Б. Маврина // European Social Science Journal. - 2018. -№ 8. - С. 220-226.
4. Совершенствование системы начальной подготовки спортсменок в мини-футболе / Т.П. Высоцкая, Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 4. - С. 169-173.
5. Пшеничникова, М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам / М.Г. Пшеничникова // Физиология адаптационных процессов. - Москва : Наука, 1986. - С. 124-221.
6. Фарбей, В.В. Построение многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, полиатлон) / В.В. Фарбей // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 50-53.
7. Optimization of the functional and speed-strength training of qualified skiers-racers during the preparatory period / O. Kamaev, V. Mulyk, S. Kotliar, K. Mulyk, O. Utkina, A. Nesterenko, T. Sidorova, A. Toporkov, T. Grynova // Journal of Physical Education and Sport. - 2020. - № 20 (1). - Р. 131-137.
8. Shutova, T.N. Training structure of powerlifters with regard to biological rhythms and operational functional condition / T.N. Shutova, T.P. Vysotskaya // Физическое воспитание студентов. - 2019. - № 1. - С. 45-50.
REFERENCES
1. Batalov, A.G., Kubeev, A.V. and Manzhosov, V.N. (1993), "Control of sports load in ski races", Works of scientist SCOLIPE. 75 years, Yearbook, Moscow, pp. 217-225.
2. Vasilyeva, M.N. and Farbey, V.V. (2013), "Building a training process for 9-10-year-old winter cyclists at the initial training stage of the first and second year of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (98), pp. 21-25.
3. Vezenicyn, O.V., Shutova, T.N., Kruglova, Yu.V. and Mavrina, S.B. (2018). "Development of students' endurance in the educational process of physical culture", European Social Science Journal, No. 8, pp. 220-226.
4. Vysotskaya, T.P., Shutova, T.N., Vyprikov, D.V. and Bodrov, I.M. (2018), "Improving the system of initial training of female athletes in mini-football", Izvestiya of the Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 169-173.
5. Pshenichnikova, M.G. (1986), "Adaptation to physical exertion", Physiology of adaptation processes, Nauka, Moscow, pp. 124-221.
6. Farbey, V.V. (2007), "Building long-term training of highly qualified athletes in winter all-around events (biathlon, cross-country skiing, polyathlon)", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 50-53.
7. Kamaev, O., Mulyk, V., Kotliar, S., Mulyk, K., Utkina, O., Nesterenko, A., Sidorova, T., Toporkov, A. and Grynova, T. (2020), "Optimization of the functional and speed-strength training of qualified skiers-racers during the preparatory period", Journal of Physical Education and Sport, No. 20 (1), pp. 131-137.
8. Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Training structure of powerlifters with regard to biological rhythms and operational functional condition", Physical education of students, No. 23(1), pp. 4550.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2020
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЁТНОГО СОСТАВА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Ильдар Нургалиевич Шапиров, преподаватель, Игорь Николаевич Мальцев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Сызрани
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы важности физической подготовки летного состава для выполнения боевых задач в неблагоприятных условиях горной местности. Тема, затронутая