УДК 796.922 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123
Система подготовки высококвалифицированного лыжника-гонщика в период его тренировочной деятельности на этапе спортивной
специализации
Волков А.С.*
Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» г. Москва, Россия ORCID: 0009-0002-5128-4536, [email protected]*
Аннотация: Основная задача исследования заключалась в получении индивидуальной траектории параметров общего объёма циклической нагрузки (ООЦН) в различных специально-подготовительных средствах подготовки и зонах интенсивности серебряного призёра Олимпийских зимних игр в индивидуальном спринте в период его тренировочной деятельности в возрасте 14-16 лет на учебно-тренировочном этапе (УТЭ) 3-5-го годов обучения. Исследована многолетняя соревновательная практика спортсмена в период с 2006/07 по 2014/15 соревновательные сезоны. Научная новизна. Впервые анализировалась система спортивной подготовки серебряного призёра Олимпийских зимних игр 2010 г. в индивидуальном спринте Александра Панжинского. Выявлена многолетняя динамика соревновательной результативности и соотношения объёмов спортивной нагрузки специально-подготовительной направленности. Материалы и методы исследования. Проведён анализ спортивных дневников Заслуженного мастера спорта в период его тренировочной деятельности в возрасте 14-16 лет. Полученная индивидуальная траектория построения подготовки сравнивалась с обобщённой моделью динамики общего объёма циклической нагрузки в различных средствах и зонах интенсивности, представленной в учебном материале и примерной программе для специализированных спортивных школ [3]. Выявлена динамика результативности по занятому месту в соревновательных сезонах 2006/07-2014/15 в возрасте 17-25 лет. Всего проанализировано 109 протоколов соревнований официального календаря Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), Международной федерации лыжного спорта (FIS). Результаты. Сравнительный анализ спортивных дневников показал, что общий объём циклической нагрузки специально-подготовительных средств составил: на 3-м году УТЭ - 3289 км, на 4-м году УТЭ - 4246 км, на 5-м году УТЭ - 5378 км. На учебно-тренировочном этапе 4-го года обучения спортсмен выполнил объём больше на 957 км относительно 3-го года обучения, увеличение за год составило 22,6%. На 5-м году обучения учебно-тренировочного этапа выполнение объёма увеличилось уже на 1132 км относительно предыдущего года, прирост за год составил 21,1%. Наблюдается тенденция постепенного увеличения объёма во всех средствах специально-подготовительной направленности от 3-го к 5-му году обучения учебно-тренировочного этапа. Исследование позволило выявить выполнение спортсменом в 14-15 лет меньшего объёма нагрузки только в кроссе с имитацией лыжных ходов на подъёмах относительно данных обобщенной модели и примерной программы. Также было выявлено увеличение объёма нагрузки в кроссе с имитацией лыжных ходов на подъёмах, выполненного спортсменом в 16 лет, лыжероллерной и лыжной подготовке, выполненного спортсменом в 14-16 лет относительно данных обобщенной модели и примерной программы. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы тренерами при проектировании и реализации тренировочного процесса в системе подготовки спортивного резерва в лыжных гонках. Заключение. Полученные результаты исследования могут являться модельными характеристиками при проектировании и реализации спортивной подготовки лыжников-гонщиков, специализирующихся в классическом лыжном спринте. Ключевые слова: лыжные гонки, общий объём циклической нагрузки, средства специализированной подготовки, интенсивность, соревновательная деятельность, соревновательная результативность.
Для цитирования: Волков А.С.* Система подготовки высококвалифицированного лыжника-гонщика в период его тренировочной деятельности на этапе спортивной специализации.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.
2023; 18(2): 118-123. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123.
The system of training a highly qualified ski racer during his training activity
at the stage of sports specialization
Aleksandr S. Volkov*
Russian University of Sports "GTSOLIFK" Moscow, Russia [email protected] Absract: The main objective of the study was to obtain an individual trajectory of the cyclic load (OOCN) total volume parameters in various special-preparatory training facilities and intensity zones of the Olympic Winter Games silver medalist in individual sprint during his training activity at the age of 14-16 years at the training stage (UTE) of 3-5 years of training. The long-term competitive practice of the athlete in the period from 2006/07 to 2014/15 competitive seasons is investigated. Scientific novelty. For the first time, the system of the 2010 Olympic Winter Games silver medalist sports training in the individual sprint Alexander Panzhinsky was analyzed. The long-term dynamics of competitive performance and the ratio of the specially preparatory orientation sports load volume are revealed. Materials and methods of research. The analysis of the sports diaries of the Honored Master of Sports during his training activity at the age of 14-16 years was carried out. The obtained individual trajectory of training construction was compared with a generalized model of the total volume of cyclic load dynamics in various means and intensity zones, presented in the training material and the sample program for specialized sports schools [3]. The dynamics of performance by occupied place in the competitive seasons 2006/07-2014/15 at the age of 17-25 years was revealed. In total, 109 competition protocols of the Russian Ski Racing Federation (FLGR) and the International Ski Federation (FIS) official calendar were analyzed. Results. A comparative analysis of sports diaries showed that the total cyclic load of special training facilities was: in the 3rd year of UTE - 3289 km, in the 4th year of UTE - 4246 km, in the 5th year of UTE - 5378 km. At the training stage of the 4th year of training the athlete completed a volume of 957 km more than the 3rd year of training, an increase of 22.6% over the year. In the 5th year of the training stage, the volume already increased by 1,132 km compared to the previous year, the increase for the year was 21.1%. There is a tendency of gradual increase in the volume of all means of special-preparatory orientation from the 3rd to the 5th year of training of the training stage. The study revealed that the athlete at 14-15 years of age performed a smaller amount of load only in cross-country skiing with imitation of ski moves on the ascents relative to the data of the generalized model and the approximate program. There was also an increase in the amount of load in cross-country skiing with imitation of ski moves on ascents performed by an athlete at 16 years old, roller and ski training performed by an athlete at 14-16 years old relative to the data of the generalized model and the approximate program. Practical significance. The obtained results can be used by trainers in the design and implementation of the training process in the system of training sports reserves in crosscountry skiing. Conclusion. The obtained research results can be model characteristics in the design and implementation of sports training of ski racers specializing in classic ski sprint. Keywords: cross-country skiing, the total volume of cyclic load, means of specialized training, intensity, competitive activity, competitive performance.
Для цитирования: Aleksandr S. Volkov*. The system of training a highly qualified ski racer during
his training activity at the stage of sports specialization. Russian Journal of Physical Education and Sport.
2023; 18(2): 118-123. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123.
Актуальность
Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет, начиная с юношеского возраста. Основу системы подготовки лыжника составляет планирование тренировочной деятельности в соответствии с
календарным планом, индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности спортсмена. Подготовка на учебно-тренировочном этапе во многом определяет успех всей многолетней подготовки спортсмена, создавая предпосылки для перехода на этап совершенствования спортивного мастерства и прохождения отбора
в состав сборных молодёжных, а впоследствии и национальных, команд [1, 2, 4]. На современном этапе отмечаются признаки форсирования подготовки юных лыжников, что приводит к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма и нарушению важнейших закономерностей и принципов, лежащих в основе рационального построения многолетней подготовки [5], и может стать фактором, ограничивающим реализацию максимальных возможностей на этапе высшего спортивного мастерства.
Юные спортсмены стремятся к ранним победам в соревнованиях, копируя методику подготовки взрослых спортсменов, после чего утрачивают перспективы для дальнейшего спортивного совершенствования и покидают спорт, не выдерживая конкуренции [5].
Вопросы оптимизации спортивной подготовки лыжников 14-16 лет по-прежнему остаются актуальными и требуют дополнительного исследования в условиях введения в Федеральном стандарте спортивной подготовки (ФССП) по лыжным гонкам новых требований к выполнению разрядных нормативов на учебно-тренировочном этапе до 2 лет и свыше 2 лет. Однако объём спортивной нагрузки с использованием основных циклических средств в Федеральном стандарте спортивной подготовки по лыжным гонкам не нормируется [1, 6]. В связи с этим основные задачи данного исследования состояли в определении оптимальных объёмов тренировочных нагрузок, выполняемых с различной интенсивностью в годичном макроцикле подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет.
Материалы и методы
Исследование спортивных дневников позволило проанализировать параметры объёма и интенсивности выполненной нагрузки с использо-
ванием средств специально-подготовительнои направленности на учебно-тренировочном этапе 3-5-го годов обучения, которые сравнивались с обобщённой моделью динамики общего объёма циклической нагрузки в различных средствах подготовки и зонах интенсивности, представленной в учебном материале и примерной программе [3]. Выявлена динамика результативности по занятому месту в соревновательных сезонах 2006/07-2014/15 в возрасте 17-25 лет. Всего проанализировано 109 протоколов соревнований официального календаря Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), Международной федерации лыжного спорта (FIS). Статистический анализ полученных данных проводился с использованием программы «Анализ данных MS EXCEL».
Результаты и обсуждение
Анализ объёма нагрузки специально-подготовительной направленности в годичном цикле подготовки лыжника в сравнении с объёмом нагрузки, рекомендованного примерной программой и обобщённой моделью, позволил выявить следующие различия (таблица 1).
Так, на 3-м году учебно-тренировочного этапа в кроссовой подготовке наблюдалось уменьшение объёма относительно примерной программы на 213 км (-16%) и обобщённой модели на 229 км (-17%), а в лыжной подготовке, наоборот, увеличение объёма на 56 км (+4,3%) и на 21 км (+1,6%) соответственно. В лыжероллерной подготовке спортсмен выполнил объём больше на 47 км относительно примерной программы, что составило +5,6% и меньше по сравнению с обобщённой моделью на 3 км, или -0,4%. Годовой объём циклической нагрузки, выполненный спортсменом, меньше относительной программы на 110 км (-3,3%), а также относительно обобщённой модели на 211 км (-6,1%).
Таблица 1
Сравнительная характеристика параметров объёма нагрузки специально-подготовительной направленности в годичном макроцикле подготовки лыжника 14-16 лет
Гсци Объем !1Г||р', ;кг1 сшстк.^лаам пел п. ¡ид-и:. км ОЪШ.ИИ а&ъси. км
Кросс. [■ 1 :■ 1 и г. Л иэтсрилпсрц .1ыжи
14 1 ¡наяна. 1Г1ЯЛ.' гл 1Ш К47 1321 32Й9
Прим. про1такмз 1334 кснь ]ЭД 3399
ОЁ-э&щ, Н'ЛК-ь 13» К 50 13Ю 350В
.213,'.129 147 -3 156 '21 -110.-211
II! Яи(К№ЯВ |Г..1|Ч-' ГЛ 1342 1115 17К9 4246
Прим. про^акча 135Н 977 14|>5 ЗН00
Ой-.чЗш. ма/имь 1450 990 1570 40»
Л. км ■ 16 ]№ ■ 128 ■ 133 * 324.' '219 1446.'1246
14 {¡наыша. .ивйглл 1704 1443 2231 537Н
11р«ч. щпщшми 1443 т4 1691 430&
ОЁа&щ, яе.к.-ь 165& 13оа 1150 48»
Д. КМ ■261 '34 ■ 277 ■ 143 <540 ■ 2Л1 |57К
На 4-м году учебно-тренировочного этапа в кроссовой подготовке выполненный спортсменом объём оставался сниженным относительно примерной программы на 16 км (-1,2%) и обобщённой модели на 108 км
(-7,5%). Отметим, что в специализированной лыжной и лыжероллерной подготовке объём циклической нагрузки значительно превышает рекомендованный. Относительно примерной программы и обобщённой модели объём спортсмена вырос в лыжной подготовке на 324 км (+18,2%) и на 219 км (+12,3%), а в лыжероллер-ной подготовке - на 138 км (+12,4%) и на 135 км высил рост на 1078 км (+20,1%) и на 578 (+10,8%)
в сравнении с объёмом, рекомендованным примерной программой и обобщённой моделью соответственно (таблица 1).
программы и обобщённой модели, что больше на 446 км (+10,6%) и на 246 км (+5,8%).
Во всех средствах подготовки спортсмен на 5-м году учебно-тренировочного этапа выполнил больший объём нагрузки относительно примерной программы и обобщённой модели: в кроссовой подготовке, соответственно, на 261 км (+15,4%) и на 54 км (+3,2%), в лыжероллер-ной подготовке - на 277 км (+19,2%) и на 143 км (+10%), а в специализированной лыжной подготовке - на 540 км (+24,3%) и на 381 км (+17,1%). Общий объём циклической нагрузки за год пре-
(+12,2%) соответственно. Анализ годового объёма циклической нагрузки спортсмена выявил положительную динамику как относительно прошлого года, так и относительно примерной
Таблица 2
Сравнительная характеристика интенсивности тренировочной нагрузки индивидуальной модели спортсмена с примерной программой и обобщённой моделью
1ш ЛНТСИСЛ.ШЮСТП Объем : 1 й 1 т<'. 1 к 1-1 пи помам иитс спаос~п,
Гид ] 1мл1:г,1:1;, мЬ мидель Примните праграшы ¿ПП ОбаЁСиСЕИиХ мпэс.и. Л О 41
1 49 42.К 50 -1
3 ]] 51 44,7 1Ф1.3 .41
III ш
IV 32
1 43 4а 1 +■2.4 45 -2
]] 57 46,3 ♦ 117 55 ♦2
III
IV 3.7
1 39 39,Ь .0.6 40 -1
£ ]] 55 46,4 1 я.ь 55 ■
III А 1аз .4.3 5 •1
IV 3,7
Величину и характер физиологических сдвигов в большей степени определяет интенсивность. Анализ интенсивности тренировочной деятельности показал, что у спортсмена преобладала I и II зоны интенсивности на 3-м и 4-м году учебно-тренировочного этапа спортивной подготовки (таблица 2). Работа подобного характера способствует улучшению функционирования сердечно-сосудистой системы и поддержанию уровня аэробных возможностей. На 5-м
году учебно-тренировочного этапа спортсмен включал в тренировочный процесс упражнения, выполняемые в Ш-й зоне интенсивности для повышения уровня выносливости за счёт увеличения мощности как аэробного, так и анаэробного механизмов энергообеспечения. Физиологическая направленность работы в этой зоне связана с началом анаэробного обмена и накоплением лактата в крови, который не утилизируется до конца работы. Нагрузки в этой зоне интенсив-
ности являются наиболее оптимальными для увеличения максимального потребления кислорода.
В многолетней динамике общей результативности выявлено две стадии: стадия становления спортивного мастерства с последовательным улучшением соревновательного результата в пе-
Рис. 1
В возрасте 20-23 года зафиксирована демонстрация наивысших результатов. Намечена тенденция к узкой специализации в дисциплине «спринт» классическим стилем, что позволило в сезоне 2009-2010 гг. на Олимпийских зимних играх выиграть серебряную медаль, а на чемпионате мира 2011 г. стать бронзовым призёром в командном спринте. Нефорсированная, сбалансированная спортивная подготовка на этапе спортивной специализации позволила достигнуть высоких спортивных результатов талантливому лыжнику на этапе высшего спортивного мастерства. В последующий 4-летний цикл подготовки к Олимпийским зимним играм 2014 года была выбрана тренировочная направленность на специализацию в спринте свободным стилем. Однако такая подготовка не позволила спортсмену пройти отбор в состав олимпийской команды сборной страны.
Заключение
1. Анализ тренировочной деятельности показал, что у исследуемого спортсмена интенсивность и общий объём тренировочной нагрузки имели тенденцию к превышению рекомендованных: в 15 лет - на +10,6% и +5,8%, в 16 лет -на +20,1% и +10,8%.
2. В многолетней динамике соотношение средств спортивной подготовки призёра Олимпийских зимних игр относительно примерной
риод с 17 по 19 лет со средней результативностью по занятым местам в классическом стиле - 43,3 места, в свободном стиле - 40,9; стадия реализации максимальных достиженческих возможностей в период с 20 до 25 лет с результативностью в классическом стиле - 15,7 и в свободном стиле - 24,6 (рисунок 1).
программы и обобщённой модели следующее:
- в кроссовой подготовке в 14 и 15 лет - снижение на -16%, -17%, на -1,2%, -7,5%, в 16 лет -увеличение на +15,4%, +3,2%;
- в лыжероллерах в 14 лет объём больше на +5,6 % и меньше на -0,4%, в 15 и 16 лет - больше на +12,4%, +12,2%, +19,2% и +10%;
- в лыжной подготовке прирост объёма в 14 лет - +4,3% и +1,6%, в 15 лет - +18,2% и +12,3%, в 16 лет +24,3% и +17,1%.
3. В динамике соревновательной результативности отмечена лучшая средняя результативность по занятым местам в классическом стиле, что, на наш взгляд, явилось основой соревновательной специализации, реализованной в дисциплине индивидуального спринта классическим стилем. На этапах подготовки к Олимпийским зимним играм 2010 г. средняя результативность в классическом стиле превышала результативность в свободном стиле на 14 мест (53%).
4. Дальнейшее повышение качества спортивной подготовки обусловлено закономерной динамикой повышения общего объёма циклической нагрузки и сбалансированным соотношением средств подготовки специально-подготовительной направленности. Полученные результаты исследования могут являться модельными характеристиками при проектировании и реализации спортивной подготовки лыжников-гонщиков, специализирующихся в
й-£
Спортивные гснны
2№ 1'Т 200748 2001« 20« 10 ЯМЛ1 101] 12 2ШЛЭ 2ШШ 20Н15
1
11 21 31
У а - Н^&ЭХ +
И
Е я Л
I ■
I;
Динамика результативности спортсмена классическим и свободным стилями в многолетней системе подготовки
17
15
19
23
24
25
классическом лыжном спринте.
Список литературы
1. Баталов А.Г., Никонов С.Е., Бурдина М.Е. Особенности построения спортивной подготовки лыжников-гонщиков 15-16 лет. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 45-49. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-4-45-49.
2. Волков А.С., Бурдина М.Е. Нормирование объёма средств циклической нагрузки лыжников-гонщиков высокой квалификации в системе многолетней подготовки спортивного резерва. Молодые - науке: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых учёных. 2023: 45-49.
3. Квашук П.В., Кленин Н.Н. Лыжные гонки: примерная программа для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт. 2009: 72.
4. Новикова Н.Б., Иванова И.Г., Котелевская А.И., Головачёв А.И. Сравнительный анализ результативности сильнейших лыжников-гонщиков в юношеском и взрослом возрасте. Теория и практика физической культуры. 2022; 3: 97-99.
5. Платонов В.Н., Большакова И.В. Форсирование многолетней подготовки спортсменов и юношеские Олимпийские игры. Наука в олимпийском спорте. 2013; 2: 37-42.
6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»: офиц. текст. М.: Минспорта России. 2022: 24.
References
1. Aleksey G. Batalov, Sergey E. Nikonov, Marina E. Burdina. Features of the construction of sports
training of ski racers 15-16 years old. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul;tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 45-49. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-45-49 [In Russ., In Engl.].
2. Volkov A.S., Burdina M.E. Rationing of the amount of cyclic load of highly qualified skiers in the system of long-term training of the sports reserve. Molodye - nauke: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem studentov I molodyh uchenyh [Young - to science: materials of the II All-Russian Scientific and Practical conference with international participation of students and young scientists]. 2023; 45-49 [In Russ.].
3. Kvashuk P.V., Klenin N.N. Lyzhnye gonki: primernaya programma dlya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej detsko-yunosheskoh sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Ski racing: an approximate program for the system of additional education of children of children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve]. M.: Soviet sport. 2009: 72 [In Russ.].
4. Novikova N.B., Ivanova I.G., Kotelevskaya A.I., Golovachev A.I. Comparative analysis of the performance of the strongest ski racers in youth and adulthood. Teoriya I praktika fizicheskoj kultury = Theory and practice of physical culture. 2022; 3: 97-99 [In Russ., In Engl.].
5. Platonov V.N., Bolshakova I.V. Forcing the long-term training of athletes and the Youth Olympic Games. Nauka v Olimpijskom sporte. 2013; 2: 37-42.
6. Federal standard of sports training in the sport of "Cross-country skiing": ofic. text. M.: Ministry of Sports of Russia. 2022: 24.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Волков Александр Сергеевич - студент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: [email protected]