Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ И ВАРИАНТЫ ИХ ОТРАБОТКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ФАКТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ И ВАРИАНТЫ ИХ ОТРАБОТКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кальнер Н.В.

В статье описывается подход к систематизации факторов благополучия человека, который позволяет структурировать различные виды стресса, оказывающие отрицательное воздействие на уровень удовлетворенности собственной жизнью. Приводится тест, который дает возможность психологу за короткое время диагностировать те сферы жизни человека, которые оцениваются им как недостаточно благополучные, и затем целенаправленно отработать их в психологической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ И ВАРИАНТЫ ИХ ОТРАБОТКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

много направлений, которые объединены одним общим понятием «Йога». Несмотря на всё их многообразие, основная идея данных направлений связана с тем, что в человеке прочно связано физическое и психическое начало. Отдельным современным направлением становится йогатерапия, целью которой является развитие самосознания человека и его расширение. В Америке и Европейских странах на сегодняшний день терапия йогой признана официальным видом психотерапевтической работы. Однако в России йогатерапия пока существует на уровне теории. Важно отметить, что представители йогатерапии смогли убрать религиозную составляющую и сконцентрировать своё внимание на методах и техниках, позволяющих человеку развиваться. Благодаря им произошла адаптация учения йоги к практике психотерапии.

Список использованной литературы:

1. Бадмаев П. Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши [Текст] / П. Бадмаев. - М.: Пресс, 2001. - 132 с.

2. Евтимов В. Йога [Текст] / В. Евтимов. - М.: Медицина, 2006. - 207 с.

3. Козлов В.В. Йога как метод практической психологии: к проблеме дифференциации [Текст] / В.В. Козлов // В книге: Психология XXI столетия сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; Международная Академия Психологических Наук. - 2017. - С. 170-175.

4. Ланина Н.В. Психологические возможности йоги для личностного развития человека [Текст] / Н.В. Ланина // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. - 2016. - С. 215-221.

© Имаева Г.К., 2021

УДК-1

Кальнер Н.В.

Кандидат экономических наук, доцент, ИП Кальнер

Н.В., г. Москва, Россия

ФАКТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ И ВАРИАНТЫ ИХ ОТРАБОТКИ В

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье описывается подход к систематизации факторов благополучия человека, который позволяет структурировать различные виды стресса, оказывающие отрицательное воздействие на уровень удовлетворенности собственной жизнью. Приводится тест, который дает возможность психологу за короткое время диагностировать те сферы жизни человека, которые оцениваются им как недостаточно благополучные, и затем целенаправленно отработать их в психологической практике.

Ключевые слова

Благополучие, жизнестойкость, стрессоустойчивость, осознанность, саморегуляция.

Понятие благополучия субъективно, оно включает в себя множество осознанных и неосознанных факторов, по которым каждый человек самостоятельно решает, на сколько он удовлетворен той или иной стороной своей жизни.

Стресс от осознания конечности жизненно важных ресурсов (например, времени или здоровья) или от чувства вины, что ресурсов недостаточно по причинам, которыми человек сам управляет, напрямую оказывает влияние на уровень индивидуального и семейного благополучия.

Методология «SELF Empowerment» или в русском переводе «Самоподзарядка» [1, с. 208] помогает научиться черпать из стресса ресурс для самомотивации, стрессоустойчивости, саморегуляции и

развития жизнестойкости через осознанность влияния каждого из видов стресса на человека в данный момент времени.

С целью определения индивидуального уровня благополучия разработан тест (см. табл. 1), включающий основные факторы удовлетворенности своей жизнью.

Инструкция перед выполнением теста:

Старайтесь отвечать максимально честно, ведь от этого будет зависеть, на сколько точный результат Вы получите. Вам потребуется около 20 минут, чтобы Вам никто не мешал, и Вы могли не прерываясь, оценить все пронумерованные утверждения теста. Если Вы полностью согласны с утверждением, то поставьте 1 балл в пустом поле справа. Если частично согласны, то поставьте 0,5 балла. Если не согласны с утверждением, то поставьте 0 баллов. Подсчитайте удовлетворенность каждым из семи факторов отдельно в серых полях таблицы и итоговую удовлетворенность, сложив баллы по всем 35 утверждениям.

Таблица 1

Тест удовлетворенности качеством жизни

№ Утверждения Балл

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ

1 Я полностью управляю своим профессиональным графиком

2 Я умею расставлять приоритеты и обычно качественно и в срок выполняю ключевые задачи

3 У меня достаточно свободного времени для себя, своих близких и друзей

4 Я самостоятельно и с удовольствием выстраиваю свой личный график

5 Я спокойно отношусь к тому, что всё успеть невозможно

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ

6 Я доволен своим физическим состоянием и в целом являюсь здоровым человеком

7 У меня нормальное давление и я его регулярно измеряю

8 Мои шея и спина в целом здоровы, постоянных болей нет

9 Мой желудочно-кишечный тракт в целом здоров, постоянных болей нет

10 У меня нет хронических заболеваний, а если есть, то я держу их под контролем по назначению врачей

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ

11 Я хорошо сплю (7-9 часов ночью) и всегда высыпаюсь

12 Я с радостью и интересом встречаю каждый новый день своей жизни

13 У меня крепкая семья

14 У меня верные друзья

15 Я хорошо работаю и хорошо отдыхаю

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКТА

16 Мой мозг работает как хороший компьютер, я чувствую его силу

17 Я регулярно тренирую свой мозг: решаю математические примеры, изучаю иностранные языки, читаю научную литературу и т.п.

18 Я умный человек, способный разрешить любую проблемную ситуацию

19 Я легко справляюсь с рабочими задачами

20 Я люблю учиться и стараюсь не повторять своих ошибок

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

21 Я всегда осознаю свои эмоции, настроение и чувства

22 Я хорошо чувствую других людей: их эмоции и настроение

23 Я умею управлять своими эмоциями: могу по собственному желанию переключаться с одной эмоции на другую

24 Я умею управлять эмоциями других людей, могу вызывать у них доверие

25 Я всегда учитываю голос своей интуиции, и она мне помогает в жизни

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

26 Я удовлетворен уровнем своего дохода (дохода своей семьи)

27 Я эффективно управляю своими финансами (финансами своей семьи)

28 Я удовлетворен состоянием своего движимого и недвижимого имущества

29 Я эффективно распоряжаюсь всем своим имуществом

30 Я уверен в своем финансовом благополучии на долгие годы вперед

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ГАРМОНИЕИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

31 Я сам всего добился в жизни

32 Я знаю свои долгосрочные и среднесрочные цели на 20, 10, 5 лет

33 Я умею ставить перед собой цели и достигать их, даже если это сложно

34 Я вижу много возможностей и умею выбирать то, чего хочу на самом деле

35 Я хозяин своего счастья

ИТОГО

Источник: разработано автором.

Подсчет результатов теста:

Максимальное количеств баллов, которое можно набрать, составляет 35 баллов. Если Ваш результат составил 29-35 баллов, то Вы полностью благополучны и удовлетворены своей жизнью. Если у Вас получилось в итоге 22-28 баллов, то Вас можно считать в целом благополучным человеком, Вы достаточно эффективно используете все основные жизненные ресурсы. Если Ваш результат равен 14-21 баллам, то Вы чувствуете, что не удовлетворены своей текущей жизнью, и требуется коррекция, прежде всего, в целеполагании, осознанности и стрессоустойчивости. Если же Ваш результат теста менее 14 баллов, то Вы не считаете свою жизнь благополучной, не удовлетворены ею. Вам требуется коррекция многих аспектов удовлетворенности. Для этого требуется консультация психолога или коуча.

Психолог или коуч после проведения диагностики благополучия клиента с помощью вышеприведенного теста определяет, в каких аспектах удовлетворенности проявляются стресс-факторы (меньше всего набранных баллов) и подбирает корректирующие инструменты с целью снижения уровня стресса.

Например, если клиент недостаточно хорошо управляет временем, значит часто ощущает на себе влияние «временного стресса» [2, с. 82]: когда времени не хватает, человек все время не успевает, давят «дедлайны», происходят опоздания и разочарование в себе как в плохо организованном человеке.

Если нет удовлетворения своим физическим состоянием, значит ощущается «физический стресс»: когда человек не доволен своим весом, артериальным давлением или испытывает боли, а, возможно, и знает о хронических заболеваниях. Физический стресс способен очень серьезно повлиять на общий уровень стресса человека и ощущение полноты жизни, оценку уровня своего благополучия.

Когда клиент не удовлетворен своим психологическим здоровьем, значит он испытывает на себе влияние «психологического стресса»: человек чувствует напряжение, испытывает высокий уровень стресса, из-за чего ему сложно контролировать себя, полноценно работать, быть эффективным. Такие люди мало отдыхают, замыкаются в себе, ощущают свою невостребованность в жизни.

У части клиентов нет удовлетворенности своим интеллектом. Здесь имеется ввиду рациональный интеллект, который требуется для решения логических задач, выполнения сложных творческих или аналитических заданий. Такие люди чувствуют влияние «интеллектуального стресса»: им кажется, что они «наступают на одни и те же грабли», что в молодости они точно были умнее, чем сейчас: лучше работала память, легче выражали свои мысли, лучше считали и даже писали.

Иногда клиент недостаточно удовлетворен своим эмоциональным интеллектом. Это может выражаться в том, что человек часто «зависает» в плохом настроении, ему сложно переключиться с анализа собственных неудач на осознание своих прошлых побед. Такие люди испытывают настоящий «эмоциональный стресс», который усиливается невозможностью понять, что чувствуют другие, чем они «дышат». Трудно выстраивать доверительные отношения. Такие люди не слушают свою интуицию, а стараются подходить ко всему рационально.

Конечно, есть люди, недовольные собственным материальным положением. Они склонны испытывать «финансовый стресс», который порождается недовольством своими доходами, неумением экономно расходовать денежные средства, недостаточной эффективностью ведения хозяйства в целом. Все это ведет к неуверенности в завтрашнем дне - неуверенности в своем финансовом благополучии на всю жизнь. Пожалуй, этот стресс является одним из самых сильных, потому что затрагивает базовый уровень потребностей пирамиды Маслоу.

Наконец, много людей, которые не умеют ставить жизненные цели, не привязывают их к собственным ценностям и, тем более, не умеют или не хотят их достигать. Эти люди испытывают «стресс целеполагания»: ведь если не знать, куда идешь, то никогда там и не окажешься. Тут важно поработать с гармонизацией целей и ценностей, а также с умением ставить цели и достигать их.

Приведенный подход к систематизации факторов благополучия человека позволяет структурировать различные виды стресса, оказывающие отрицательное воздействие на уровень удовлетворенности собственной жизнью. Предложенный в работе тест дает возможность психологу за короткое время диагностировать те сферы жизни человека, которые оцениваются им как недостаточно благополучные, и

затем целенаправленно отработать их в психологической практике. Список использованной литературы:

1. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Концепция повышения жизнестойкости// Инновационные исследования: Теоретические основы и практическое применение: сборник статей Международной научно-практической конференции (24.05.2020г., г. Саратов). В 3 ч. Ч. 3 / - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020, С. 208-210.

2. Кальнер Н.В., Сагирова О.Н. Как черпать ресурс из временного стресса за счет настройки индивидуального тайм-менеджмента// Международный научный журнал «Символ науки». - 2020. - №7. С.82-84.

© Кальнер Н.В., 2021

УДК 364.2

В.И. Клепиков

курсант ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж Н.П. Гончерова

канд. экон. наук, старший преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,

г. Воронеж

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ КАК РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье исследуются сущность и значение терминов делегирование и мотивация. Выявлена особенность взаимосвязи делегирования и мотивации в процессе передачи задач и полномочий. А также, каковы основные аспекты эффективного делегирования полномочий и поддержания баланса мотивации. С какими трудностями сталкивается руководитель в процессе делегирования полномочий и какие методы используются для решения этих проблем.

Ключевые слова

Делегирование, мотивация, полномочия, ответственность, сотрудники.

Что нужно сделать, чтобы люди работали лучше и продуктивнее? Что заставляет вас работать? Эти и многие другие подобные проблемы неизбежно возникают при управлении коллективом. Да, руководство организации может разработать отличные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы для передачи и обработки информации, создать самое современное оборудование в организации и использовать самые современные технологии. Однако все это будет аннулировано, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут выполнять свои обязанности, не будут вести себя коллективно, они будут стремиться к достижению целей организации и выполнению ее миссии.

В современном мире рациональное разделение ответственности и полномочий на должности играет важную роль в эффективности бизнеса. Это может подчеркнуть важность делегирования полномочий.

Делегирование раскрывает сущность административной части управления и мотивации, позволяет понять психологическую сторону взаимоотношений для выполнения эффективной и результативной работы. Поскольку персонификация работы отслеживается во время делегирования, психологический фактор очень важен. При организации инновационной деятельности необходимо создавать условия, ведущие к осуществлению продуктивной совместной работы высокого качества. При выполнении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.