Научная статья на тему 'Факторный подход к оценке условий развития конкурентной среды на региональном уровне'

Факторный подход к оценке условий развития конкурентной среды на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УСЛОВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COMPETITIVE ENVIRONMENT / REGION / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / CONDITIONS FOR REGIONAL DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS FACTORS / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Т.В., Кюрджиев С.П., Уварова Г.Г.

В статье рассматриваются основные условия развития конкурентной среды на региональном уровне; анализируются проблемы повышения конкурентоспособности субъектов РФ; выявляются препятствия и возможности их преодоления в процессе формирования конкурентных преимуществ российских регионов, способствующих в них экономическому росту; предлагаются направления совершенствования механизмов управления развитием региональной конкурентной среды. Авторы доказывают, что конкурентная политика в российских регионах должна сопрягаться с задачами устойчивого развития. В статье проведен анализ социологических опросов населения Ростовской области. Авторами определены основные тенденции и формы реализации конкурентной политики в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor approach to assessing the conditions for the development of a competitive environment at the 81 regional level

The article discusses the basic conditions for the development of a competitive environment at the regional level; the problems of increasing the competitiveness of the constituent entities of the Russian Federation are analyzed; obstacles and opportunities for overcoming them are identified in the process of creating competitive advantages of the Russian regions that contribute to their economic growth; the directions of improving mechanisms for managing the development of a regional competitive environment are proposed. The authors argues that competition policy in Rostov region should comply with purposes of sustainable development. The analysis of sociological surveys are presented in the article. The authors determine main tendencies and forms of implementation of competition policy in Rostov region.

Текст научной работы на тему «Факторный подход к оценке условий развития конкурентной среды на региональном уровне»

13. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда // Бухгалтерский учет. - 1986. - № 12. - С. 0.

14. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ в строительстве. - М, 1986.

15. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

16. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 3-2. - С. 247-251.

17. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 5 (55). - С. 115120.

18. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 176-181.

19. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - № 3 (71). - С. 143-148.

20. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 4 (60). - С. 121-127.

21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - [Электронный ресурс]

Sources:

1. Alekseenko N. V. Management of sustainable development of industrial enterprises. // Economics and management organization. - 2009. - No. 2. - S. 50-60

2. Benderskaya O.B. The essence of the category of financial stability of industrial enterprises // Bulletin of BelTU. - 2013. - No. 7. - S. 97-123

3. Betrozov M.Kh., Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. State regulation and strategic priorities for ensuring economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 3 (59). - S. 72-77.

4. Borodin A. Economic mechanisms of sustainable development // Economist. - 2012. - No. 4. - S. 63-67

5. Goncharov V.V. Management within the main phases of the management cycle. - M.: Moscow Scientific Research Insti-tute-PU, 2008. - 96 p.

6. Daft Richard. Organization Theory / Per. from English - M.: UNITY-DANA, 2006. - 699 p.

7. Kretinin V. Economic stability of the transforming economic system of the region: diss. Doct. ek. sciences. - M., 2007. -

372 p.

8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to managing the innovative potential of an industrial enterprise // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 123-125.

9. Lavrinenko Yu.N. Financial sustainability of industrial enterprises and its self-sufficiency in a market // Human. Economy. Society. - Belgorod, 2000. - S. 45-49

10. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

11. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.

12. Misakov V.S. State regulation as a factor and condition for modernization and the formation of a long-term trajectory of development of the national economy // In the collection: Sustainable Development: Problems, Concepts, Models: Materials of the international symposium on the 20th anniversary of the KBSC RAS. - 2013 .-- S. 78-83.

13. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. - 1986. - No. 12. - S. 0.

14. Misakov V.S. Functional-cost analysis in construction. - M, 1986.

15. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

16. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 3-2. - S. 247-251.

17. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S. 115-120.

18. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of these relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176-181.

19. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148.

20. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). - S. 121-127.

21. The official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. - [Electronic resource]

Т.В. Игнатова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, tignatova@aaanet.ru,

T.V. Ignatova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and En-trepreneurship, South Russian Institute of Management, RANEPA;

С.П. Кюрджиев - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и природопользования, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, ksp@aaanet.ru,

S.P. Kurdzhiev - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Finance and Environmental Management, South Russian Institute of Management, RANEPA;

Г.Г. Уварова - д.полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, финансов и природопользования, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, uvarova-gg@ranepa.ru,

G.G. Uvarova - D.Polit. Sci., Associate Professor, Professor, Chair of Economics, Finance and Nature Management, South Russian Institute of Management, RANEPA.

ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ FACTOR APPROACH TO THE EVALUATION OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE

ENVIRONMENT AT A REGIONAL LEVEL

Аннотация. в статье рассматриваются основные условия развития конкурентной среды на региональном уровне; анализируются проблемы повышения конкурентоспособности субъектов РФ; выявляются препятствия и возможности их преодоления в процессе формирования конкурентных преимуществ российских регионов, способствующих в них экономическому росту; предлагаются направления совершенствования механизмов управления развитием региональной конкурентной среды. Авторы доказывают, что конкурентная политика в российских регионах должна сопрягаться с задачами устойчивого развития. В статье проведен анализ социологических опросов населения Ростовской области. Авторами определены основные тенденции и формы реализации конкурентной политики в Ростовской области.

Annotation. the article discusses the basic conditions for the development of a competitive environment at the regional level; the problems of increasing the competitiveness of the constituent entities of the Russian Federation are analyzed; obstacles and opportunities for overcoming them are identified in the process of creating competitive advantages of the Russian regions that contribute to their economic growth; the directions of improving mechanisms for managing the development of a regional competitive environment are proposed. The authors argues that competition policy in Rostov region should comply with purposes of sustainable development. The analysis of sociological surveys are presented in the article. The authors determine main tendencies and forms of implementation of competition policy in Rostov region.

Ключевые слова: конкурентная среда, регион, социально-экономическая система, условия регионального развития, факторы конкурентоспособности, инновационное предпринимательство, региональное управление.

Keywords: competitive environment, region, socio-economic system, conditions for regional development, competitiveness factors, innovative entrepreneurship, regional management.

Сегодня конкуренция становится базовым условием, способным обеспечить устойчивость функционирования социально-экономических систем, в том числе и региональных, так как формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, повышению благосостояния населения, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории [1-3].

Ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности большинства российских регионов в настоящее время выступают: инвестиционная привлекательность; структура региональной экономики; бюджетная обеспеченность; уровень и качество жизни населения; развитость и качество базовой инфраструктуры; инновационная активность субъектов хозяйствования и др. В этих условиях трудно рассчитывать на динамичный экономический рост, что обусловливает необходимость совершенствования механизмов формирования и развития конкурентной среды на региональном уровне.

В современных условиях основная цель государственного регулирования экономики регионов России -обеспечение рационального хозяйствования, ориентированного на повышение эффективности, создание и развитие конкурентных условий. Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018 - 2020 годы, который представляет собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном уровне и определяет основные направления государственной политики, стратегические цели по развитию конкуренции. Для его реализации необходим анализ условий развития конкурентоспособности субъектов Российской Федерации, так как именно на региональном уровне происходит реализация задач по удовлетворению формулируемых населением социально-экономических потребностей. Чем более комфортные условия региональные власти смогут предложить хозяйствующим субъектам, чем большее количество последних будет инвестировать в экономику региона (как прямо, например, через проекты государственно-частного партнерства, так и косвенно - посредством уплаты налогов и сборов в региональный бюджет), что, в свою очередь, позволит нарастить ресурсы, используемые для решения социально-экономических проблем в регионе.

Сегодня регион выступает в качестве самостоятельного экономического агента в конкурентных процессах, а устойчивое развитие субъектов РФ достигается путем проведения логичной и результативной региональной политики, реализация которой связана с задачей повышения их конкурентоспособности.

С региональной конкурентоспособностью тесно связано такое понятие, как «конкурентная позиция региона», представляющая собой совокупность региональных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность как экономическая категория не является строго детерминированной, в настоящее время сложилось мно-

жество её трактовок. Так, в основе определения региональной конкурентоспособности, лежит понятие «способность», используемая для обеспечения высокого уровня жизни населения в регионе и реализации имеющегося у региона экономического потенциала [4]. Вместе с тем, региональную конкурентоспособность через призму категории «способность» можно связывать с обеспечением производства конкурентоспособных товаров и услуг в регионе, использованием различных факторов производства.

Зачастую региональную конкурентоспособность связывают с двумя основными аспектами: обеспечение высокого уровня доходов, как населения, так и регионального бюджета и эффективное использование имеющегося регионального потенциала в процессе производства товаров и услуг для регионального, межрегионального и мирового рынков.

Следует отметить, что раскрываться понятие «региональная конкурентоспособность» может также через категорию «положение», которое обусловливается различными экономическими, социальными, политическими и другими факторами, и которое подчеркивает значимость региона, или его отдельных товаропроизводителей как на внутри региональном рынке, так и на рынке внешнем (общем региональном) и (или) международном.

Анализ различных подходов к определению понятия и сущности конкурентоспособности региона, позволяет выделить основные свойства рассматриваемого экономического явления, к которым относятся: уровень жизни в регионе и иные показатели его социально-экономического развития, в том числе ВРП на душу населения; экономический потенциал региона; условия, способствующие удержанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в регионе, своих конкурентных преимуществ; инвестиционная привлекательность региона и др.

Рассматривая конкурентоспособность региона в качестве системы, считаем необходимым выделить те свойства, которыми конкурентоспособность в данном случае обладает: в качестве элементов системы применительно к конкурентоспособности можно выделить конкурентные преимущества; факторы, оказывающие влияние на развитие конкурентных преимуществ; критерии и показатели оценки, методы оценки и т.д.; между элементами системы существует тесная взаимосвязь, изменение одних, приводит к изменению друг элементов или их составных частей; элементы системы конкурентоспособности региона располагаются иерархично, они представляют собой целостный «организм», в связи с этим очевиден синергетический эффект; наличие выраженной системы управления конкурентоспособностью; как и любая система, конкурентоспособность региона имеет свою особую, главную цель существования, которую можно обозначить как «повышение уровня жизни населения в регионе и рост показателей его социально-экономического развития»; система конкурентоспособности региона имеет свою внутреннюю среду, при этом являясь открытой, данная система активно взаимодействует со средой внешней. Например, применяемые в отношении России иностранными государствами экономические санкции, оказали существенное влияние на выбор форм и методов обеспечения конкурентоспособности субъектов РФ.

Отдельно отметим, что рассматриваемая как система конкурентоспособность региона, входит в более крупную систему - социально-экономическую систему региона, которая в свою очередь является элементом еще более крупной - социально-экономической системы государства. Таким образом, понятие «конкурентоспособность» является многоаспектным, его сущность имеет двойственную природу (экономическую и социальную). Для регионов конкурентоспособность означает наличие преимуществ, позволяющих выстоять в условиях конкуренции за ограниченные ресурсы. Кроме того, среди важнейших условий и факторов развития конкурентоспособности регионов выделяют: географическое положение; климатические условия; обеспеченность региона ресурсами (в первую очередь полезными ископаемыми и трудовыми ресурсами); степень рациональности размещения производительных сил в регионе; трудовой потенциал региона, его интеллектуальный капитал; развитость институциональной среды региона; актуальность и своевременность развития экономических структур в регионе, соответствие их тенденций развития общегосударственным и мировым; устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей; развитие кластеров и степень внутренней интеграции и др. Кроме того, формирование и развитие региональных рынков также должно осуществляться с учетом конкурентных преимуществ субъектов РФ.

Государственное регулирование развития региональных рынков должно адаптироваться к новым вызовам внешней среды и соответствовать требованиям современной экономической и политической ситуации. В качестве одного из таких вызовов можно считать изменение форм влияния мировой экономики на процессы регионального развития.

Роль региональных рынков в национальной экономике определяется следующими характеристиками: региональный рынок является одним из ключевых элементов развития экономики региона; закономерностями формирования региональных рынков определяется система экономических отношений в регионе и характер регионального воспроизводственного процесса; воспроизводство производительных сил и всей системы экономических отношений в регионе осуществляется за счет совокупности связей субъектов региональной экономики (материальные, финансовые и информационные), реализующихся в системе региональных рынков, которая обеспечивает их эффективное взаимодействие; региональными рынками формируется экономическая среда, необходимая для функционирования всего регионального воспроизводственного процесса. Следовательно, региональный рынок можно определить в качестве системы экономических отношений, возникающих в регионе между производителями и потребителями по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Для регионального рынка, в структуру которого входят отраслевые и локальные рынки, создается

и реализуется своя стратегия развития. Существующие локальные рынки взаимодействуют на основе внутрирегиональных и межрегиональных связей.

Усиливающаяся регионализация экономики, развивающаяся конкурентная среда обусловливают рост значимости малого инновационного предпринимательства в регионах. Причем пути его развития на региональном уровне являются составной частью других стратегических ориентиров, включающих решение значимых социально-экономических задач на государственном уровне.

Регулирование развития малого инновационного предпринимательства в субъектах РФ должно осуществляться с учетом нормативно-правового обеспечения, выражающегося в действиях, формирующих широкую правовую среду функционирования данного сектора экономики (комплекс правовых гарантий, мер патентного права, нормативно-правовых актов, устанавливающих регламент деятельности малых инновационных предприятий, элементы системы поддержки и стимулирования развития и др.).

Перспективное направление развития поддержки инновационного предпринимательства связано со стимулированием формирования институциональных основ, создаваемых союзами, ассоциациями и обществами малых предприятий, действующих в научно-технической среде. При этом разработка и практическая реализация многих положений, отражающих государственные и региональные программы должны производиться в тесном сотрудничестве с этими институтами. Вместе с тем, в настоящее время для поддержки развития малого инновационного предпринимательства необходимо:

1.Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в данной сфере, направленное на поддержку развития малого инновационного предпринимательства, посредством внедрения в деятельность органов государственной власти механизма оценки, способного регулировать воздействие принимаемых нормативно-правовых актов на уровень развития конкурентных отношений в предпринимательской среде.

2. Осуществлять мониторинг динамики развитости малого предпринимательства в регионе, в том числе, через анализ системы критериев, к которым относятся статистические показатели уровня развития малого бизнеса; оценку, позволяющую проанализировать отраслевую структуру малого инновационного предпринимательства; составление прогноза в развитии малого бизнеса на краткосрочный и среднесрочный периоды.

3. Проводить социологические опросы организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в том числе с помощью: оценки уровня затрат, связанных с преодолением административного барьера, препятствующего развитию малого предпринимательства; проведения мониторинга, отражающего деятельность организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства; оценки эффективности деятельности субъектов малого инновационного предпринимательства; изучения потребности в спросе в предпринимательском секторе на ряд различных услуг: информационных, юридических, консультационных, а также услуг по подготовке и переподготовке кадров.

4.Создать методические основы для развития технологий финансирования малых предприятий, включающие: разработку системы нормативно-правовых актов, которые ориентированы на этот процесс; оценку эффективности функционирующих программ по развитию финансирования; проведение анкетных опросов и интервью с руководителями малых предприятий и индивидуальными предпринимателями в изучаемом регионе, в рамках анализа потребностей и спроса на услуги по финансированию, и перспективы его развития, учитывающие необходимость оценить объем и емкость рынка финансирования малого бизнеса на региональном уровне.

5. Подготовить технико-экономическое обоснование для создания фондов, аккумулирующих прямые, смешанные, венчурные инвестиции; формирования гарантийных фондов; целесообразности создания бизнес-инкубаторов и технопарков.

В целях развития конкурентной среды на территории Ростовской области, повышения уровня удовлетворенности хозяйствующих субъектов и населения области ее состоянием, а также качеством производимых товаров и услуг региональными органами управления проводится мониторинг состояния развития конкурентной среды на основании соответствующей методики, которая включает порядок проведения мониторинга, анкеты для потребителей и производителей товаров (работ, услуг), определяющие удовлетворенность качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках региона, требования по охвату респондентов (количественные и качественные показатели). С 2017 года в регионе применяется анкетирование в электронной форме, что позволяет увеличивать охват опрошенных и собрать большее количество анкет. Так, в 2018 году в рамках проекта Министерства экономического развития Ростовской области было опрошено 4 593 респондентов, что составляет 0,11 жителей Ростовской области (это на 46,1% больше числа опрошенных 2017 года) [5].

С целью оценки конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Ростовской области был проведен опрос представителей бизнеса. Всего от респондентов было получено 1 218 анкет. Свыше 40% всех субъектов предпринимательской деятельности, представители которых были опрошены, действовали на рынке более 5 лет; 24,5% предприятий и организаций осуществляли деятельность от 1 до 3 лет; около 20% вели бизнес на протяжении 3-5 лет; 12,4% приходилось на начинающих предпринимателей. В целом среди респондентов преобладали владельцы и руководители бизнеса, функционирующего на рынке более 3 лет - это более 57% опрошенных, имеющих опыт осуществления предпринимательской деятельности и способных объективно оценивать, как рыночную, так и конкурентную среду ведения бизнеса.

Большее число респондентов, как и в 2017 году, заявили, что их организации: представляют сферу услуг (33,6%); производят конечную продукцию (26,6%); осуществляют торговлю или дистрибуцию товаров и услуг,

произведенных другими компаниями (21,5%). Производством сырья, материалов, компонентов, которые будут использоваться для переработки, обработки, доработки другими организациями, а также для производства конечной продукции занимались 18,3% субъектов предпринимательской деятельности.

Опрос респондентов о географических рынках, представляемых бизнесом, показал, что основным рынком сбыта продукции (товаров, работ, услуг) практически в половине случаев (49,6%) являлся локальный рынок/ рынок отдельного муниципального образования. Часть опрошенных, отметившая рынок Ростовской области в качестве основного, составила 37,3%. В нескольких субъектах Российской Федерации реализовали продукцию (услуги) 12,1% респондентов. На рынки зарубежных стран ориентировались 1,1% опрошенных.

Важным фактором функционирования бизнеса является изменение числа конкурентов у субъектов предпринимательской деятельности на основном рынке. В 2017 году респондентами в большей степени отмечался рост конкурентов на рынке. Сокращение числа конкурентов в 2018 году в целом отметили 9,3% респондентов. Таким образом, положительной тенденцией является не только преобладание большого количества конкурентов на большинстве региональных рынков, но и рост их числа в целом. Высокая конкуренция на рынках товаров, работ и услуг должна стимулировать бизнес принимать меры по повышению конкурентоспособности продукции, использовать инновационные подходы, обеспечивающие повышение его эффективности.

К основным задачам по развитию конкуренции в регионе относится необходимость повышения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти, в том числе это касается вопроса состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг Ростовской области. Измерение оценки качества размещаемой в открытом доступе официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона (количество участников, данные о перспективах развития конкретных рынков, барьеры входа на рынки и т.д.) и деятельности, направленной на содействие развитию конкуренции осуществлялось с учетом трех параметров - уровень доступности, уровень понятности и удобство получения информации, по каждому из которых респондентами было высказано мнение о степени своей удовлетворенности. Так, уровень доступности официальной информации удовлетворяло 78,0% предпринимателей. Как неудовлетворительную доступность информации охарактеризовали 7,6% опрошенных. Аналогичная ситуация была отмечена и в распределении ответов как по уровню понятности, так и по удобству получения информации.

В итоге качество размещаемой в открытом доступе официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках Ростовской области и деятельности по содействию развитию конкуренции на основе анализа ответов респондентов можно считать удовлетворительным. Тем не менее, актуальной остается необходимость проведения мероприятий по повышению осведомленности бизнеса в части информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции. По мнению опрошенных наиболее сильное отрицательное влияние на деятельность бизнеса в регионе оказывали, как и годом ранее, высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. При этом на высокие налоги, пришлось 37,2% от общего числа ответов. В 2017 году на данный административный барьер указали 34,0% респондентов.

Вместе с тем, предприниматели пожелали указать свои варианты барьеров, с которыми столкнулся их бизнес. Так, ряд респондентов указал на: «наполненность рынка сетевыми магазинами», «бесконечные нововведения, требующие значительных финансовых затрат - чипы, кассы, матрицы» и прочие. В результате анализа структуры административных барьеров можно сделать вывод о необходимости, в первую очередь, снижения налоговой и административной нагрузки на бизнес, а также грамотного совершенствования законодательства, затрагивающего различные сферы предпринимательской деятельности, ведущего за собой стабилизацию правового поля, в рамках которого бизнес свою деятельность осуществляет.

Административные барьеры не только не решают тех проблем, в связи с которыми они создаются, но и затрудняют использование более эффективных методов госрегулирования.

В рамках социологической части мониторинга состояния и развития конкурентной среды в Ростовской области проводилось анкетирование в 55 муниципальных образованиях Ростовской области с общей выборкой в 3 375 респондентов, что составляет около 0,08% от численности населения региона. Проведенный опрос охватил 38,3% городских жителей и 61,7% жителей сельской местности. В результате анализа, больше всего участники опроса, по критериям «качество», «уровень цен» и «возможность выбора», были недовольны четырьмя различными рынками, а именно: рынком медицинских услуг, рынком услуг жилищно-коммунального хозяйства, рынком услуг перевозок пассажиров наземным транспортом и рынком жилищного строительства.

Субъекты предпринимательской деятельности оценивали удовлетворенность услугами естественных монополий по следующим трем параметрам: сроки получения доступа, сложность (количество) процедур подключения, стоимость подключения. При этом, анализ мнений респондентов показал, что в целом оценка респондентами услуг естественных монополий сложилась на удовлетворительном уровне. В частности, по срокам получения доступа в среднем каждый второй (годом ранее - каждый третий) представитель бизнеса оценил услуги субъектов естественных монополий как удовлетворительные. Более всего представителей бизнеса посчитало неудовлетворительными сроки подключения к газоснабжению (22,8% опрошенных), а также к электроснабжению (19,0% опрошенных). По итогам оценки потребителями качества услуг субъектов естественных монополий большая часть респондентов оказалась в большей мере удовлетворена услугами практически всех естественных монополий, за исключением услуг по водоочистке. Следует отметить, что неудовлетворенных в разной степени

услугами водоочистки оказалось более половины из числа опрошенных, при этом прослеживается наибольшая удовлетворенность услугами газоснабжения и электроснабжения.

В качестве основных направлений развития конкурентной среды в регионе большинством участников опроса было предложено установить контроль над ростом цен и обеспечить качество производимой и продаваемой продукции. Причем представителями субъектов предпринимательской деятельности данные методы также были выбраны в качестве основных.

Однако для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны. Поэтому актуальными направлениями совершенствования механизмов управления формированием и развитием региональной конкурентной среды также являются: совершенствование формирования экономических условий и тарифное регулирование; совершенствование процедур закупок путем дальнейшего внедрения цифровых технологий: общая автоматизация процессов закупки путем введения единых алгоритмов; автоматизация процессов закупочных процедур; автоматизация исполнения контракта; автоматизация контроля; системное развитие конкурентного доступа к государственным ресурсам.

Таким образом, развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой во многом обусловлено эффективностью государственной политики по ключевым направлениям: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой систем, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

Созданные в субъектах Российской Федерации органы, ответственные за развитие конкуренции в регионах и их инфраструктура, а также система, обеспечивающая взаимодействие органов власти всех уровней в целях содействия развитию конкуренции, должны стать неотъемлемой частью общей единой системы, реализующей государственную политику по развитию конкуренции. Важнейшей предстоящей задачей в сфере региональной политики, направленной на обеспечение содействия развитию конкуренции на региональном уровне является необходимость актуализации ее форм и методов, учитывая новые стратегические цели в развитии страны. В связи с этим, приоритетными направлениями в деятельности государственных органов власти и управления Ростовской области должно быть решение системных проблем, способных ограничивать развитие конкурентной среды в регионе, в том числе посредством согласования и формирования критериев, количественных показателей и индикаторов, оценивающих результативность решения отдельных задач и эффективность управления регионом как единым целым.

Источники:

1. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. An integral evaluation of the financial state of the regional enterprises // Economy of region. 2016. Т. 12, # 2. - Pp. 586-601.

2. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. Modeling of the international tax equilibrium of capital // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry: Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality 2017 (SERVE 2017), 21-22 October 2017 & 30 November 2017, Bali, Indonesia & Moscow, Russia - June 22, 2018. CRC Press Reference - 286 Pages

3. Matveeva L.G., Nikitaeva A.Y., Chernova O.A. Information as a strategic resource for regional development: institutional and technological aspects // TERRA ECONOMICUS. 2018. T.16. №18.

4. Starikova T.V., Adzhikova A.S., Ignatova T.V. Budget instruments to development of the textile industry // Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tekstil'noi Promyshlennosti. 2018. No. 5. P. 32-36.

5. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ростовской области в 2018 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/281/ (дата обращения 10.08.2019)

Sources:

1. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. An integral evaluation of the financial state of the regional enterprises // Economy of region. 2016. Т. 12, # 2. - Pp. 586-601.

2. Kyurdzhiev S.P., Peshkova E.P., Mambetova A.A. Modeling of the international tax equilibrium of capital // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry: Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality 2017 (SERVE 2017), 21-22 October 2017 & 30 November 2017, Bali, Indonesia & Moscow, Russia - June 22, 2018. CRC Press Reference - 286 Pages

3. Matveeva L.G., Nikitaeva A.Y., Chernova O.A. Information as a strategic resource for regional development: institutional and technological aspects // TERRA ECONOMICUS. 2018. T.16. №18.

4. Starikova T.V., Adzhikova A.S., Ignatova T.V. Budget instruments to development of the textile industry // Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Teknologiya Tekstil'noi Promyshlennosti. 2018. No. 5. P. 32-36.

5. Report on competition environment on markets of commodities, services and works in 2018.Source: https://www.don-land.ru/result-report/281/ (Date of reference:10.08.2019)

С.А. Кучеренко - доцент кафедры аудита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, mj357@ya.ru,

S.A. Kucherenko - associate Professor of the Department of economics and management at the enterprise, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.