Научная статья на тему 'Факторный анализ рождаемости (на примере Омской области)'

Факторный анализ рождаемости (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
951
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потуданская В. Ф., Шайкин Д. Н.

В статье представлена методика исследования рождаемости в Омской области. Применяя статистические данные о динамике этого показателя, размере пособия, выплачиваемого при рождении ребёнка в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, а также среднедушевых доходов населения, авторами определены резервы, способствующие росту рождаемости в регионе. Исследование является актуальным не только с точки зрения демографии, но и для других наук экономики, социологии и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor analysis of birth rate

The methodical approach for study of birth rate in Omsk region is introduced in this article. Using the statistical data of dynamics of the birth rate value, size of cash benefit paid under child being bom (in accordance with Federal Legislation of Russia Federation) and population incomes in Omsk region. Based on them the authors determined reserves contributing to the increment of birth rate in this region. The introduced research is relevant not only to the demography but also to economical and social sciences.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ рождаемости (на примере Омской области)»

ны. состоит в адаптации человека массового общества к существующему социальному порядку, с другой — приводит массы в движение, порождает и закрепляет социальные инновации.

У каждого героя есть смертельный враг -«злодей«, победа над которым неминуема. Справляясь со злом, герой выполняет функции «спасителя» и «защитника». Герой, чтобы оправдать самое свое существование, должен противостоять какой-то опасности, иначе в нем нет никакой необходимости. В роли «злодея» могут выступать как конкретные личности, например, Г. Зюганов, Усама бен Ладен, Саддам Хусейн, так и отвлеченные понятия: «империя зла», «ваххабизм», «коммунизм» и т.д. [5].

Таким образом, в современных политических мифах на каждом историческом этапе повторяется существующий набор архаических мифологем (идеи, мотив, сюжеты, образы) и их модификации. Различие лишь в техниках конструирования мифов. Как

уже говорилось выше, это зависит от таланта и «рукотворности» современных политтехнологов.

Библиографический список

1. Барт Р. Мифологии / Р. Барт,- М„ 2000. - 233-234 с.

2. Кассирер Э Техника современных политических мифов / Э. Кассирер. - М., 1990. ■ 59 с.

3. Московичи С. Вектолп / С. Московичи. - М, 1996.- 127 с.

4. Савельев А. Политическая мифология / А. Савельев,- М., 2003.-34 с.

5. Цуладзе А. Политическая мифология / А. Цуладзе - М-, 2003,- 384с

6. АФорь1ировашеюпдакапалип1кавРоса[и/АЦуладе - М , 1999.

ШУЛЬГА Надежда Викторовна, аспирант кафедры философия и социальные коммуникации.

Дата поступления статьи в редакцию: 07.02.06 г. © Шульга Н.В.

УДК 331.5,314.3 в. Ф. ПОТУДАНСКАЯ

Д. Н. ШАЙКИН

Омский государственный технический университет Северо-Каэахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РОЖДАЕМОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье представлена методика исследования рождаемости в Омской области. Применяя статистические данные о динамике этого показателя, размере пособия, выплачиваемого при рождении ребёнка в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, а также среднедушевых доходов населения, авторами определены резервы, способствующие росту рождаемости в регионе. Исследование является актуальным не только с точки зрения демографии, но и для других наук — экономики, социологии и т.д.

Первые группировки факторов рождаемости были предложены Б.Ц. Уралнисом и Н.С. Есиповым.

Так, например, Н.С. Есипов предлагает следующую группировку факторов рождаемости [1, с.131-132]:

1) уровень и направленность развития производительных сил общества;

2) социально-экономические особенности развития регионов;

3) материальный и культурный уровень населения;

4) природно-биологические условия. В свою очередь, Б.Ц. Уралнис выделяет социально-

экономические, правовые, исторические, этнографические, географические и биологические факторы, влияющие на динамику рождаемости [6, с. 105-106]. Определяющими здесь, по мнению исследователя, являются социально-экономические факторы, среди которых выделяется степень участия женщины в общественном труде, уровень удовлетворения материальных потребностей, степень обеспечения детскими учреждениями, уровень детской смертности, уровень развития культуры населения и системы здравоохранения. Мы считаем также, что социально-экономические факторы могут быть

Одним из основных вопросов исследования современного общества является изучение закономерностей его развития. Возрастает роль в исследовании различных факторов и взаимосвязей между ними, то есть причин, оказывающих влияние на течение таких демографических процессов, как рождаемость и смертность, определяющих динамику численности населения, являющегося главной производительной силой в экономике, Однако построение научно обоснованной классификации этих связей сопряжено со значительными трудностями, потому что при практическом рассмотрении действие многих факторов тесно переплетается между собой и проявляется не изолированно, а комплексно.

Вообще, фактор — это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты [3, с. 13911. В дополнение к этому термину следует отметить, что в демографии определяют также фактор уровня рождаемос-| ти. Это «совокупность некоторых обстоятельств, которые оказывают определенное влияние на число 1_, рождений в данной стране, в части страны или среди какой-либо народности» [5, с.219].

Таблица 1

Распределение населения Омской области по возрастным группам (человек)

Возрастные группы населения 2002 2003 2004 2005

Всё население, в том числе в возрасте, лет: 2 079 220 2 075 422 2 05В 510 2 046 635

0-4 89 641 90 267 93 291 97 819

5-9 105 512 104 087 99 565 94 1^9

10-14 158 642 155 496 140 665 128 963

15-19 199 415 198 850 194 276 186 342

20-24 173 201 174 363 180 357 1Б7 202

25-29 154 510 154 870 156 092 157 676

30-34 135 112 135 954 138 024 141 300

35-39 147 389 145 399 136 603 131 265

40-44 186 264 185 327 179 244 170 791

45-49 165 197 166 402 173 071 175 734

50-54 137 605 139 082 141 974 144 772

55-59 69 720 71 746 84 973 101 605

60-64 103 687 99 930 31 Гч;". 64 339

65-69 89 319 90 446 97 20?. 1П2 431

70 и более 163 468 163 203 161 527 162 238

возраст не указан 538

Источник: Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2ч. 41 / Омскстат. - Омск, 2605.

дополнены такими, как обеспеченность жильём, характер и степень занятости населения, уровень и качество бытового обслуживания и т.д.

Научные исследования, связанные с анализом факторов, оказывающих влияние на уровень рождаемости, носят противоречивый характер. Некоторые учёные, занимающиеся проблемами демографии, отмечают отрицательную зависимость между уровнем рождаемости и ростом благосостояния общества, другие, наоборот, положительную.

Известный экономист А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в Лондоне в 1776г., отмечает: «Бедность... как кажется, даже благоприятствует размножению. Истощённая голодом женщина в горной Шотландии часто имеет более двадцати детей, тогда как изнеженная пресыщенная дама часто неспособна произвести на свет и одного ребёнка и обыкновенно оказывается совершенно истощённой после рождения двух или трёх детей. Бесплодие, столь частое среди светских женщин, весьма редко встречается у женщин из низших слоёв народа. Роскошь, может быть, порождает в прекрасном поле страсть к наслаждениям, но, по-видимому, всегда ослабляет и часто совершенно уничтожает способность к деторождению» [2, с.73].

В 1934г. в СССР органами государственной бюджетной статистики было проведено первое крупное исследование дифференциальной рождаемости, в ходе которого были собраны статистические данные об её уровне, размере среднедушевых доходов населения, социально-профессиональном статусе женщин, занятости их наёмным трудом или в своём домашнем хозяйстве, длительности проживания в городе. Изучение факторов рождаемости по полученным результатам ставило целью выяснить зависимость между данным показателем, уровнем благосостояния общества, характеризуемым величиной дохода, жилищными условиями и т.д.

На основе этих данных академиком С . Г. Струми-линым было проведено исследование с помощью экономико-статистических методов. В итоге была установлена обратная корреляционная зависимость между рождаемостью и уровнем благосостояния. В своей статье «К проблеме рождаемости в рабочей среде» исследователь пишет, что «падающая в СССР за весь истекший период его бурной инду-

стриачизации рождаемость является совершенно законным и вполне последовательным результатом непрерывного роста в нашей стране уровня оплаты груда и благосостояния трудящихся в СССР» |4, с. 143). Следует отметить, что статья была написана в 1936г., а опубликована в 1957г. Полученные результаты не соответствовали политическим взглядам того времени, так как уровень рождаемости при социализме с ростом благосостояния общества должен расти, а не снижаться. Многие учёные посчитали, что полученные результаты явились следствием методологической ошибки в произведённых расчётах.

Вообще, изучение факторов рождаемости является важным аспектом как на национальном, так и на региональном уровнях. Вместе с тем, их анализ предполагает не только теоретическое исследование и изучение. Здесь необходимо определить сравнительную силу их влияния между собой, по отдельности и в целом на результат, то есть уровень рождаемости. Кроме этого, одной из важнейших задач является выявление резервов, скрытых в том или ийом факторе. При этом данные исследования должны производиться не изолировано, а во взаимосвязи факторов друг с другом. Выявление количественного влияния факторов рождаемости на динамику численности населения может обеспечить её рост или хотя бы поддержание на оптимальном уровне.

Решение данной проблемы в современных условиях является весьма актуальным для многих регионов России, особенно там, где численность населения сокращается.

Таблица 2

Динамика численности родившихся, суммы выплачиваемого пособия семье при рождении ребёнка и среднедушевых доходов населения в Омской области в 2001-2004гг.

Год Размер пособия, руб Численность родившихся, чел. Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

2001 1 725 18 235 2341,4

2002 5 175 20 406 3 074,3

2003 5 175 22 363 4 512,5

2004 5 175 21 928 5 416.5

Источник: Омский областной статистический ежегодник:

Стат. сб. в 2ч. 41 / Омскстат. - Омск, 2005.

Данные и необходимые расчёты для системы (2)

Таблица 3

Год Численность родившихся, чел, У Размер пособия, рубли, XI Среднедушевые денежные доходы населения, руб., Х2 Дополнительные расчёты

Х1Х1 XI Х2 УХ1 X2X2 УХ2 У

2001 18 235 1 725 2 341.4 2 975 625 4 038 915 31 455375 5 482 154 42 695 429 18 235

2002 20 406 5 175 3 074,3 26 780 625 15 909 503 105 601 050 9 451 320 62 734 166 20665

2003 22 363 5 175 4 512,5 26 780 625 23 352 188 115 728 525 20 362 656 100 913 038 21693

2004 21928 5 175 5 416,5 26 780 625 28 030 388 113 477 400 29 338 472 118 773 012 22 339

итого: 82 932 17 250 15 344,7 83 317 500 71 330 993 366 262 350 64 634 603 325 115 644 82 932

s

о.

2

о

S

о

в>

О

ш

3

О

По данным табл. 1 видно: численность населения Омской области уменьшается, что, на наш взгляд, является негативным демографическим явлением.

Основываясь на имеющихся статистических данных об уровне рождаемости, динамике средней заработной платы и выплачиваемом размере пособия в связи с рождением ребёнка, мы попытаемся определить зависимость между данными факторами на основе построения двухфакторной корреляционно-регрессионной модели, рассчитать резервы, которые заложены в них и направлены на увеличение роста уровня рождаемости в регионе. При этом в качестве результативного фактора в исследовании будет рождаемость, а два остальных независимых фактора — это размер средней заработной платы и пособия, выплачиваемого при рождении ребёнка.

Двухфакторная эконометрическая модель при этом выглядит следующим образом:

У«1.х2 = ао + «Vх, + Ш

где уж1х2 — расчётные значения зависимой переменной (результативного признака); х12 — независимые переменные (факторные признаки, оказывающие влияние на изменение уровня рождаемости); а„, 2 — параметры уравнения, которые находятся методом наименьших квадратов (МНК)1.

Коэффициенты регрессии а12 имеют смысл показателей силы связи между вариацией соответствующего факторного признака х12 и вариацией результативного признака. В ходе исследования выявляются также прямые и обратные связи между факторными признаками, вошедшими в модель. Если коэффициент регрессии а, меньше 0, то связь между факторным признаком и расчётным значением зависимой переменной ух1х2 — обратная, в противном случае — прямая.

Для решения уравнения множественной регрессии (1) применяется следующая система нормальных уравнений:

а0-п + а,-£х, + a2Zx2 = Zy а0-Ех, + a^Ix,2 + а2Тх(х2 = ly-x, a„-Zx 2 4- -I- a2Y.x2 = I yx2.

(2)

гдеп — количество обследуемых периодов.

После построения модели (1) рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие средние изменения результативного признака "у х1 х2при изменении факторных признаков х1 и хг на 1 %. В общем виде коэффициент эластичности имеет следующий вид:

Э,= агх,/я (3)

где аг — коэффициент регрессии при г-ом факторе; х, — среднее значение 1-го фактора; — среднее значение изучаемого показателя.

Значение данного коэффициента является резервом, который следует использовать для достижения более высокого уровня рождаемости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл.2 представлены необходимые данные для построения модели (1). Это динамика рождаемости, размера среднедушевых денежных доходов населения и суммы выплачиваемого пособия по рождению ребёнка в соответствии с Законом Российской Федерации №81-ФЗ от 26.04.1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

По данным табл.2 видно, что размер среднедушевых доходов населения Омской области имеет тенденцию роста. Так, например, в 2004г. по сравнению с 2001г. они увеличились более чем на 3 тыс. руб., составив 5 416,5 руб. Аналогичную тенденцию имеет и рождаемость. Несмотря на то, что в 2004г. численность родившихся по сравнению с 2003г. снизилась на 435 чел,, в целом она увеличилась по сравнению с 2001г. на 3 693 чел. и составила 21 928 чел.

В табл.3 представлены дополнительные данные для расчёта параметров модели (1). Система уравнений (2) примет следующий вид:

4-а„+ 17 250 а, + 15344,7 а., = 82932 17250а„ + 83317500 а, + 71330993а2 = 366262350 (4) 15344,7-ап+71330993 а ^64634603-0=325} 15644

Решив данную систему, имеем:

а„ = 15 607,99 а, = 0,5523 а, = 0,7151

(5)

'Метод наименьших квадратов (МНК) - метод решения систем уравнений, при котором в качестве решения принимается точка минимума суммы квадратов отклонений.

Теперь произведём расчёт коэффициентов эластичности по формуле (3):

Э = 0 1144

1 ( 11!ПМС!|] ИОСОбИП) ' ' ^ 1

Э =01323

2 сррлислуиичиля доходов поселения) '

Анализ частных коэффициентов эластичности показывает, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на рождаемость в Омской области в период 2001-2004гг. оказывал влияние размер среднедушевых доходов населения, повышение уровня которого на 1% привело к росту рождаемости на 0,1323%, а увеличение размера пособия на 1% привело к увеличению рождаемости на 0,1149%.

Отсюда можно сделать практические выводы и осуществлять мероприятия, направленные на увеличение уровня рождаемости в Омской области.

Предлагаемая методика, основанная на построении корреляционно-регрессионной зависимости, а также рассчитанные коэффициенты эластичности, дополняют существующие подходы по исследованию рождаемости. Мы также считаем, что представленные результаты целесообразно использовать государственным органам социальной защиты Омской области при проведении демографической политики, направленной на эффективное регулирование социально-экономических процессов,

таких как миграция и естественный прирост, занятость и безработица населения и т.д.

6. Уралнис Б.Ц. Управление народонаселением в СССР. — М. 1977с.

Библиографический список

1. Есипов Н.С. Книги по народонаселению / Н.С. Есипов // Вопросы экономики. - 1965. - №2.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Изд. соц.-эконом. лит., 1962.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600с.

4. Струмилин С.Г. К проблеме рождаемости в рабочей среде / С.Г. Струмилин // Избранные произведении.. 1S64. - Т 3.

5. Уралнис Б.Ц. Народонаселение. - М. 1976. - 318с.

ПОТУДАНСКАЯ Вера Фёдоровна, д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления. ШАЙКИН Динмухаммед Нурланович, ст. преподаватель кафедры «Управление и бухгалтерский учёт».

Дата поступления статьи я редакцию: 17.05.06 г. © Потуданская В.Ф.Шайкин Д.Н.

удк342 м. ю. дитятковский

Омский государственный университет

НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Данная статья посвящена вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их отражения в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»*, Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законах субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могуг наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средс тв. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» положения о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически отсутствовали (о соответствующем наделении упоминалось лишь в статьях 6, 38 и иных указанного Федерального закона). Поэтому глава'4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является первой попыткой урегулировать на федеральном законодательном уровне порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Кроме того, субъекты РФ также обладают правом регулировать порядок передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов РФ. Подобные законы приняты в настоящее время более чем в 40 субъектах РФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» впервые дает определение понятия «отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления». До этого определения указанного понятия содержались только в законах субъектов РФ о порядке

наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения.

Данный подход к определению понятия «отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления» позволяет наиболее полно гарантировать соблюдение прав органов местного самоуправления при решении спорных вопросов, касающихся определения их полномочий, например, когда нормативные правовые акты органов государственной власти относят к полномочиям органов местного самоуправления гораздо большее число обязанностей, чем это сделано Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не нашел отражение вопрос о том, какими именно отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления. Круг отдельных государственных полномочий, которыми не могут наделяться органы местного самоуправления, составляют наиболее важные полномочия органов государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.