9.13. К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ И ИХ РОЛИ В ПОВЫШЕНИИ РОЖДАЕМОСТИ В 1990- 2000 ГГ.
Карданова Ирина Викторовна, старший преподаватель, кафедры государственно-правовых дисциплин
Место работы: ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», Северо-Кавказский филиал, г. Краснодар
19kiv64@gmail. com
Аннотация: В статье автором проанализирован один из методов государственной поддержки многодетных, одиноких матерей в виде пособий. Рассматривается их роль в повышении рождаемости в 1990-2000 гг. Приводятся статистические данные естественного прироста и рождаемости, соотношения размеров пособий и средней заработной платы в изучаемый период.
Ключевые слова: социальное обеспечение, политика повышения рождаемости, пособие, многодетные матери, одинокие матери, рождаемость, бедность, прожиточный минимум.
TO THE QUESTION ABOUT WELFARE PAYMENTS AND THEIR ROLE IN THE RISING BIRTHRATE IN 1990-2000 YEARS
Kardanova Irina Viktorovna, senior lecturer of department of State-legal disciplines
Place of employment: the North-Caucasus branch of the FGBOU VPO «Russian Academy of Justice» (Krasnodar region).
Annotation: In article the author analyzed one of the methods of government support to large families, single mothers in the form of allowances. It considered their role in the rising birthrate in 1917-1980 years. There are statistic data of natalityand birth rate, ratio of dimensions between welfare payment and average wage in the period under investigation.
Keywords: social welfare, the policy of raising the birth rate, allowance, mothers of large families, single mothers, birthrate, poorness, living wage
Провозглашение Россией суверенитета в 1990 году и распад СССР в 1991 году, проведение рыночных реформ изменили и без того сложную демографическую ситуацию. Вопрос о выработке в России демографической политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия стал актуальным, учитывая тот факт, что собственную демографическую политику РСФСР не формулировала и не проводила, до 1991 года ее политика была составной частью общесоюзной.
Напомним, что в 1990 г. в связи с переходом к рыночной экономике Госкомтрудом СССР была разработана Концепция социальной защиты населения, в которой сформулирован принцип всеобщности в гарантировании прямой поддержки всем нетрудоспособным членам общества. Были намечены возможные подходы к соотношению роли Центра и регионов [1, с. 197].
В правительственном постановлении «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку» от 2 августа 1990
г.[2] предусматривалось введение единовременного пособия при рождении ребенка в размере трехкратной минимальной заработной платы (70 рублей). Это пособие вводилось взамен ранее действовавших единовременных пособий при рождении ребенка, дифференцированных в зависимости от очередности рождения. Взамен ежемесячных пособий многодетным семьям на четвертого и последующего детей в возрасте до пяти лет, устанавливалось единое ежемесячное пособие на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет в размере 50 процентов минимальной заработной платы на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает двукратной величины минимальной заработной платы. (Смотри таблицу № 1)
Таблица 1
Минимальный размер оплаты труда, применявшийся до 1 июля 2000 г. во всех случаях, установленных
законодательством РФ
01.01.1998 83,49
01.08.1995 55000 Федеральный закон от 27.07.95 № 116-ФЗ
01.05.1995 43700 Федеральный закон от 20.04.95 № 43-ФЗ
01.07.1994 20500 Федеральный закон от 30.06.94 № 8-ФЗ
01.12.1993 14620 Указ Президента РФ от 05.12.93 № 2115
01.01.1993 2250 Закон РФ от 13.11.92 № 3891-1
01.01.1992 342 Закон РФ от 06.12.91 № 1991-1
01.10.1991 180 Закон РСФСР от 19.04.91
в соотв. с п. 2 постановления 70 Постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 12.12.72
Чтобы понять соответствие минимального размера оплаты труда (МРОТ) средней заработной плате (СЗП) по стране обратимся к таблице № 2 которая составлена на основании архивных данных [3].
Таблица 2
Средняя заработная плата (СЗП) выраженная в рублях,
долларах и килограммах картошки
Год Средняя зарплата в оборотных рублях соответствующего времени Средняя зарплата в килограммах картошки по соответствующим времени ценам Средняя зарплата в долларах США по соответствующему времени среднегодовому официальному курсу
1990 248,40 621 409,22
1992 5995 172 23,96
1993 58663 243 140,67
1994 220351 240 66,85
1995 472392 251 130,38
2000 2223 428 82,33
Реальную стоимость пособий на детей мы определили путём сравнительного анализа отношений размера пособий к среднему заработку, что и отразили в таблице (Смотри таблицу № 3).
Таблица 3
Соотношение размеров пособий
к среднемесячному за работку
Год Средняя заработная плата руб. (СЗП) Ежемесячное пособие на ребёнка (руб.) % соотношение к СЗП Единовременное пособие при рождении ребёнка (руб.) % соотношение к СЗП
1990 248,4 35 14,1 210 84,5
1992 5995 153,9 2,56 1026 17,1
1993 58663 400 0,68 2700 4,6
1994 220351 14620 6,6 - -
1995 472392 38500 8,15 825000 174,6
В этом же 1990-м году Госкомтрудом СССР были подготовлены «Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства», предусматривавшие введение системы государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни [4, с. 198].
Таблица 4
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России в 1990-2000 гг.
Год Рождаемость на 1000 жителей Смертность на 1000 жителей Среднее число детей, рожденных одной женщиной Естественный прирост на 1000 жителей
1990 13,4 11,2 1,89 2,3
1991 12,1 11,4 1,73 0,7
1992 10,7 12,2 1,55 -1,5
1993 9,3 14,5 1,36 -5,2
1994 9,5 15,7 1,39 -6,2
1995 9,2 15,0 1,34 -5,8
1996 8,9 14,2 1,27 -5,3
1997 8,6 13,7 1,21 -5,1
1998 8,8 13,6 1,23 -4,8
1999 8,3 14,7 1,16 -6,4
2000 8,7 15,3 1,20 -6,6
Как видно из таблицы № 4 в 1992 г. зафиксировано превышение смертности над рождаемостью после этого тема «вымирания» России стала одной из самых обсуждаемых. Государственная материальная помощь семье в содержании детей оказывалась, прежде всего, в виде пенсий и пособий. Что же предпринималось для улучшения демографической ситуации? Попытаемся ответить на этот вопрос путём анализа правового регулирования выплат пособий семьям с детьми, в том числе многодетным, в период после распада Советского Союза и до 2000 - х годов.
Согласно Указу Президента РСФСР от 18 декабря
1991 года № 296 «Об увеличении компенсационных выплат в 1991-1992 гг. и порядке индексации денежных доходов населения в 1992 году»[5] ежемесячное пособие на ребенка с 1 января 1992 года устанавливалось в процентном отношении к минимальному уровню оплаты труда - 342 рубля:
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим женщинам, не имеющим годичного стажа работы, и неработающим женщинам (при рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка); на детей в
возрасте от полутора до 6 лет; одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до 6 лет; на детей в
возрасте до 6 лет, родители которых уклоняются от
уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно - 45 процентов;
ежеквартальные компенсационные выплаты -
семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента:
- для детей в возрасте до 6 лет - 30 процентов;
- для детей в возрасте от 6 до 13 лет - 35 процентов;
- для детей в возрасте от 13 до 18 лет - 40 процентов.
Этим же указом устанавливалось, что при рождении каждого ребенка выплачивается с 1 января 1992 года единовременное пособие в сумме 3-х минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)
Спустя полгода устанавливается иной порядок выплаты ежемесячного пособия без привязки его к МРОТ в твёрдых размерах: 500, 450, 400, 200 рублей в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и типа семьи [6]. Размеры ежеквартальных компенсационных выплат, в связи с удорожанием товаров детского ассортимента: 250, 300, 350 рублей в зависимости от возраста ребенка. Единовременное пособие при рождении каждого ребенка устанавливалось в размере 2700 рублей.
В это же время принимается документ, определяющий на уровне Федерации меры
социальной поддержки многодетных семей: Указ
Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[7]. Указ фактически носит рекомендательный характер и наделяет правами по определению статуса многодетной семьи и перечня мер социальной поддержки субъектам федерации.
Согласно этому документу субъекты РФ обязаны обеспечивать установление для данной категории граждан следующих льгот:
1) скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе;
7) один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога;
9) предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
10) обеспечивать первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
11)содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
12) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.).
Также следует отметить, что в соответствии с Законом РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О
государственных пенсиях в РСФСР»[8] женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет устанавливалась пенсия на льготных основаниях (ст. 11). Эта же норма сохранилась и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[9].
Таким образом с 1990 года многодетным матерям стали выплачивать пособия на общих основаниях в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и типа семьи. Указ Президента РФ от 5 мая
1992 г. № 431 предусматривает меры социальной поддержки многодетным семьям, обязательства по которым переданы в субъекты РФ.
До 1994 г. система социальных пособий и комиссионных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат.
Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»[10] с 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение пособий:
1. Ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
2. Пособие по беременности и родам.
3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности.
4. Единовременное пособие при рождении ребенка.
5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.
С 1994 года, при выплате пособий семьям имеющим детей законодатель вновь возвращается к МРОТ. При этом финансирование единого ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет предусматривалось за счет средств национально-государственных и
административно-территориальных образований (абзац 1 пункта 7 Указа Президента РФ от 10 декабря
1993 года № 2122). В том же Указе было предписано
до 1 июля 1994 года разработать проект законодательного акта Российской Федерации, определяющего систему государственных пособий семьям, имеющих детей. Этим законодательным актом стал Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечивать гарантированную
государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Для того чтобы понять, являлась ли его величина достаточной для обеспечения ребенка всем необходимым, нужно знать уровень жизни населения в послевоенное время. Например, Например, в 1992 г. цена на хлеб составляла 43,3 руб., 1 дес. яиц 87,10 руб., молоко 22,40 руб. (1 л), сахар 135,50 руб. (1 кг), говядина 1 сорт 221,50 руб. (1 кг), картофель 34,9 руб. (1 кг), мука пшеничная 45,60 руб. (1 кг), масло сливочное 413,0 руб. (1 кг). А в 1995 г. цена на хлеб составляла 4811 руб., 1 дес. яиц 5345 руб., молоко 2812 руб. (1 л), сахар 4486 руб. (1 кг), говядина 1 сорт 12547 руб. (1 кг), картофель
1 882 руб. (1 кг), мука пшеничная 31 1 5руб. (1 кг), масло сливочное 20075 руб. (1 кг) [11].
Таким образом, на ежемесячные пособия можно было купить в 1992 году - 3,55 булки хлеба или 1,76 дес. яиц, а в 1995 году - 8 булок хлеба или 7,2 дес. яиц.
Анализ правового регулирования государственной поддержки многодетных семей позволил сделать следующие выводы: в процессе совершенствования государственной поддержки семьям имеющим детей, подход к определению размеров пособий неоднократно менялся. В 1990 -е годы приняты законодательные акты, направленные на повышение уровня жизни и социальной защищенности населения. Повышены размеры пособий на детей, в том числе до уровня минимальной заработной платы (70 рублей). Установлены новые виды пособий семьям с детьми. Вместе с тем, пособия многодетным семьям, установленные в 40-е годы в размерах 4 - 15 рублей и выплачиваемые только начиная с четвертого ребенка до пятилетнего возраста, по мнению руководства страны уже не могли оказывать влияния на улучшение материального положения семей, другими словами утратили свою социальную значимость. При этом автор пришла к выводу, что материальная поддержка многодетным семьям оказывала положительное влияние на улучшение демографической ситуации в стране, хотя её было недостаточно для решения демографической проблемы. Государственная поддержка семьи, материнства и детства должна осуществляется в различных формах, в том числе в моральной поддержке, в том числе путём предоставления государственных услуг.
Перечень предоставляемых пособий расширялся, но хотелось бы остановиться на ежемесячном пособии на ребёнка, который подвергся существенному изменению. Право на ежемесячное пособие на ребенка имел один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
Таким образом, федеральным законодателем установлено, что ежемесячное пособие выплачивается на каждого ребенка, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Однако, вскоре условия обеспечения этим пособием существенно изменились. Право на ежемесячное пособие на ребенка теперь предоставлялось семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышал величину прожиточного минимума с 2000 года (200 % величины прожиточного минимума в период с 23.12.1999 г.), установленного в субъекте Российской Федерации (Смотри таблицу № 5).
Таблица 5
А уже в 2000 году из «пособия для всех семей, где есть дети, оно превратилось в пособие на детей, которые живут в малоимущих семьях»,[12] тем самым круг субъектов значительно сузился. Впоследствии, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кардинально изменились подходы к порядку назначения, выплаты и размеру ежемесячного пособия на ребенка.
Список литературы:
1. Население России в XX веке: исторические очерки. В 3 т. Т. 3. Кн. 2: 1980-1990 гг. М., 2011.
2. О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку: Постановление Совмина СССР от
02.08.1990 № 759 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16948.htm (дата обращения:
31.07.2013).
3. Портал о России. [Электронный ресурс] -http://www.opoccuu.com/demograph.htm (дата обращения 25.07.2013 г.)
4. Население России в XX веке: исторические очерки...С. 198.
5. Об увеличении компенсационных выплат в 1991 - 1992 гг. и порядке индексации денежных доходов населения в 1992 году: Указ Президента РсфСр от 18.12.1991 № 296 // Российская газета.
24.12.1991.
6. О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 году: Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 1992 года №.515// Российские вести. № 13. 1992.
7. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 //Ведомости СНД и ВС РФ.
14.05.1992. № 19. Ст. 1044.
8. О государственных пенсиях в РСФСР: закон РСФСР от
20.11.1990 № 340-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Российская газета. № 247.
20.12.2001.
10. О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров: Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 13.12.1993. № 50. Ст. 4864.
11. Челнокова Р.Б. Социальное законодательство, направленное
на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие. «Проспект». 2009. См.: Справочно-поисковая система
«Консультант Плюс»: Постатейные комментарии и книги.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики [Электронный ресурс] -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ac counts/ (дата доступа 1.08.2013 г.)
Reference list:
1. The population of Russia in the XX century: historical sketches. In 3 t. T. 3 . Book 2: 1980-1990 of M, 2011.
2. About additional measures for social protection of families with children in connection with transition to the market: Resolution of Council of ministers of the USSR of 02.08.1990 No. 759 [An electronic
resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/usr_16948.htm (address date: 31.07.2013).
3. Portal about Russia. [An electronic resource] -http://www.opoccuu.com/demograph.htm (date of the address of
25.07.2013)
4. The population of Russia in the XX century: historical sketches
5. About increase in compensation payments in 1991 - 1992 and an order of indexation of the monetary income of the population in 1992: Decree of the President of RSFSR of 18.12.1991 No. 296 // Russian newspaper. 24.12.1991.
6. About increase of the sizes of social benefits and compensation payments in 1992: Decree of the President of the Russian Federation of May 21, 1992 No.515// Russian messages. No. 13. 1992 .
7. About measures for social support of large families: Decree of the President of the Russian Federation of 05.05.92 No. 431//SND and VS Russian Federation Sheets. 14.05.1992. No. 19. Art. 1044.
8. About the state pensions in RSFSR: law RSFSR of 20.11.1990 No. 340-1//SND and VS RSFSR Sheets. 1990 . No. 27. Art. 351.
9. About labor pensions in the Russian Federation: the federal law of December 17, 2001 No. 173-FZ//the Russian newspaper. No. 247.
20.12.2001.
10. About improvement of system of the welfare social benefits and compensation payments to the families having children, and increase of their sizes: Decree of the President of the Russian Federation of December 10, 1993//Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 13.12.1993. No. 50. Art. 4864.
11. Chelnokova R. B. The social legislation directed on protection against poverty in Russia. Scientific and practical grant. "Prospectus". 2009 . See: Help search engine "Consultant Plus": Itemized comments and books.
12. Official site of Federal State Statistics Service [Electronic resource] -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ac counts/ (date of access of 1.08.2013)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кардановой И. В. «К вопросу о государственных пособиях и нх роли в повышении рождаемости в 1990-2000 гг.»
Содержание статьи соответствует ее названию и заявленной цели. Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку обращаясь в целом к демографической проблеме, представляется целесообразным обратить внимание на генезис становления и развития государственной поддержки многодетных семей после распада СССР.
Статья И. В. Кардановой посвящена результатам проведенного исследования историко - правового регулирования государственной поддержки многодетных семей и семей имеющих детей. Автором проведен анализ и обобщены нормативные правовые акты устанавливающие пособия на детей многодетным матерям в период с 1990 по 2000 годы. Представлены статистические данные естественного прироста населения и влияние выплаты указанных пособий на увеличение рождаемости.
С начала 1990-х годов, по мнению руководства страны, пособия многодетным семьям, установленные в 40-е годы в размерах 4-15 рублей и выплачиваемые только начиная с четвертого ребенка до пятилетнего возраста, утратили свою социальную значимость. Проанализировав действующее законодательство, по теме исследования, автор пришла к выводу, что материальная поддержка многодетным семьям оказывала положительное влияние на улучшение демографической ситуации в стране, хотя её было недостаточно для решения проблемы.
Научна статья И. В. Кардановой «К вопросу о государственных пособиях и их роли в повышении рождаемости в 1990-2000 гг.» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Зав. кафедрой
государственно-правовых дисциплин СКФ ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
(г. Краснодар)
А.А. Сапфирова
Величина прожиточного минимума в целом по Российской _______________Федерации 2000 - 2004 гг._________________
2000 2001 2002 2003 2004
I квартал 1138 1396 1719 2047 2293
II квартал 1185 1507 1804 2137 2363
III квартал 1234 1524 1817 2121 2396
IV квартал 1285 1574 1893 2143 2451