Научная статья на тему 'Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями'

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1535
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дитятковский М. Ю.

Данная статья посвящена вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их отражения в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»1, Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законах субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Giving of the individual state authorities to the pxecutive city organs

This article has been dedicated by questions about giving of the individual state authorities to the executive city organs and their replacement into the Federal Law from the 28 august 1995 year № 154-FL «About general principals of organization of the executive organs at the RF», into the Federal Law from the 6 October 2003 year № 131-FL «About general principals of organization of the executive organs at the RF», and others local Laws of Russia Federation.

Текст научной работы на тему «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»

таких как миграция и естественный прирост, занятость и безработица населения и т.д.

6. Уралнис Б.Ц. Управление народонаселением в СССР. — М. 1977с.

Библиографический список

1. Есипов Н.С. Книги по народонаселению / Н.С. Есипов // Вопросы экономики. - 1965. - №2.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Изд. соц.-эконом. лит., 1962.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600с.

4. Струмилин С.Г. К проблеме рождаемости в рабочей среде / С.Г. Струмилин // Избранные произведении.. 1S64. - Т 3.

5. Уралнис Б.Ц. Народонаселение. - М. 1976. - 318с.

ПОТУДАНСКАЯ Вера Фёдоровна, д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления. ШАЙКИН Динмухаммед Нурланович, ст. преподаватель кафедры «Управление и бухгалтерский учёт».

Дата поступления статьи я редакцию: 17.05.06 г. © Потуданская В.Ф.Шайкин Д.Н.

удк342 м. ю. дитятковский

Омский государственный университет

НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Данная статья посвящена вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их отражения в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»*, Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законах субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средс тв. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» положения о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически отсутствовали (о соответствующем наделении упоминалось лишь в статьях 6, 38 и иных указанного Федерального закона). Поэтому глава'4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является первой попыткой урегулировать на федеральном законодательном уровне порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Кроме того, субъекты РФ также обладают правом регулировать порядок передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов РФ. Подобные законы приняты в настоящее время более чем в 40 субъектах РФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» впервые дает определение понятия «отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления». До этого определения указанного понятия содержались только в законах субъектов РФ о порядке

наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Так, отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения.

Данный подход к определению понятия «отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления» позволяет наиболее полно гарантировать соблюдение прав органов местного самоуправления при решении спорных вопросов, касающихся определения их полномочий, например, когда нормативные правовые акты органов государственной власти относят к полномочиям органов местного самоуправления гораздо большее число обязанностей, чем это сделано Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не нашел отражение вопрос о том, какими именно отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления. Круг отдельных государственных полномочий, которыми не могут наделяться органы местного самоуправления, составляют наиболее важные полномочия органов государ-

ственной власти и должностных лиц государственной власти РФ и ее субъектов, которые в силу своей значимости могут осуществляться только на государственном уровне. Например, органам местного самоуправления не должны передаваться полномочия Президента РФ, судебных органов и т.д., так как это будет противоречить Конституции РФ. Запреты на передачу тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления содержатся, в основном, в законах субъектов РФ. Например, это полномочия, отнесенные к исключительному ведению органов государственной власти субъектов РФ конституцией (уставом) субъекта РФ; полномочия по правовому регулированию порядка обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ и т.д.

В Федеральном законе 2003 года не дается определения понятия «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Под наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями можно понимать передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, осуществляемую путем исключения каких-либо полномочий из компетенции органов государственной власти или должностных лиц государственной власти и включения их в компетенцию органов местного самоуправления, либо предоставление органами государственной власти принадлежащих им или должностным лицам государственной власти прав по решению какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Таким образом, иными федеральными законами, а также законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, будут осуществляться органами местного самоуправления городских, сельских поселений, а также внутригородских территорий городов федерального значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Долгое время в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ являлся неразрешенным вопрос о том, в какой именно форме органам местного самоуправления должны передаваться финансовые средства для осуществления ими отдельных государственных полномочий. Так, регио-

нальным законодательством предусматривались такие формы передачи финансовых средств как: трансферты, дотации, субвенции, субсидии, финансовая помощь из средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов РФ, отчисления от регулирующих налогов в бюджеты муниципальных образований. Статья 60 Бюджетного кодекса РФ прямо предусматривала, что в местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает субвенции, предоставляемые местным бюджетам из соответствующих бюджетов, в качестве единственно возможной формы финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Под субвенцией в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Случаи и порядок такого использования должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Частью 6 статьи 19 Федерального закона от б октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляется 7 основных требований, которым должен соответствовать федеральный закон или закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отельными государственными полномочиями. Такой закон должен содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, орг аны местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 4 части 7 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы государственной власти субъектов РФ до 1 ноября 2005 года приводят в соответствие с требованиями главы 4 указанного Федерального закона законы субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями; Правительство РФ до 1 января 2005 года вносит в Государственную думу Федерального собрания РФ проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, в целях приведения данных федеральных законов в соответствие с требованиями главы 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

По-нашему мнению, при наделении органон местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо учитычать их мнения поданному вопросу. Органы государственной власти обязаны прислушиваться к позиции органов местного самоуправления по поводу соответствующего наделения, оценивать его объективность, и, только взвесив все «за» и «против», принимать решение о соответствующем наделении. Органы государственной власти должны воздерживаться от принятия решений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в случае, если из возражений соответствующих органов следует объективная невозможность исполнения ими указанных полномочий Вместе с тем указанная точка зрения не нашла своего отражения в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который не предусматривает осуществления таких механизмов.

Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Кроме тоги, в сошвеклвии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от б октября 2003 года N° 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам осуществления

отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Согласно статье 48 Федерального закона от б октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные пра' овые акты в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и заменами субъектов РФ, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено уполиомоч' -¡'.ним органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственно!"' власти субъекта РФ].

Федеральный закон от 6 октября 2003 года Ыа 131 -ФЗ «Об общих иринцгпах организации местного само-упрннлени»! в РФ» достаточно противоречив в определении видов органов местного самоуправления, которые .могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Правилом становится положение о том, что отдельные государственные полномочия осуществляются местной администрацией . Так, согласно частям 1, 3, пункту 2 части 11 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) утверждаются законом субъекта РФ в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ

Вместе с тем, по нашему мнению, нельзя согласиться с тем, что отдельные государственные полномочия могут осуществляться исключительно местной администрацией. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не исключается возможность принятия муниципальных правовых актов представительного органа муниципального образования по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Учитывая, что функция нормотворчества является определяющей в деятельности представительного органа муниципального образования, можно говорить о том, что, принимая правовой акт по вопросу осуществления отдельных государственных полно- 1 мочий, представительный орган муниципального образования осуществляет тем самым отдельные

государственные полномочия. Таким образом, отдельные государственные полномочия могут осуществляться не только местной администрацией, но и представительным органом муниципального образования.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий связано с расходованием финансовых средств, переданных органами государственной власти на соответствующее осуществление. В связи с этим частью 5 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляется, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, осуществление расходов местных бюджетов на реализацию органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муници-

пального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является единственным основанием для отказа органов местного самоуправления от исполнения указанных полномочий. До вступления соответствующего решения суда в законную силу органы местного самоуправления обязаны исполнять закон, предусматривающий их наделение отдельными государственными полномочиями, в том объеме, в каком он обеспечен материальными ресурсами и финансовыми средствами.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий должны содержаться в законе, предусматривающем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Вместе с тем, такие условия и порядок прекращения осуществления отдельных государственных полномочий содержаться в основанном не в конкретных законах субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления теми или иными отдельными государственными полномочиями, а в законах субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.

Например, в соответствии со статьей 11 Закона Амурской области от 31 декабря 1998 года № 121-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления Амурской области отдельными государственными полномочиями области» исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления прекращается в случае прекращения действия соответствующих отдельных государственных полномочий либо их досрочного прекращения. Завершение исполнения отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены на определенный срок, осуществляется по истечении этого срока. Основаниями для досрочного прекращения отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, являются:

1) нарушение при реализации переданных отдельных государственных полномочий федерального и областного законодательства;

2) неисполнение органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий;

3) неэффективное осуществление переданных отдельных государственных полномочий, использование не по назначению переданных материальных и финансовых средств;

4) непредоставление финансовых и материальных средств для выполнения государственных полномочий;

5) решение суда о невыполнении отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, вступившее в законную силу.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного

самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы государственной власти посредством осуществления контроля за реализацией отдельных государственных полномочий обеспечивают и гарантируют гражданам надлежащую реализацию этих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 77 Федеральног о закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государственной власти. Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать наименования органов государственной власти, осуществляющих контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Такими органами, как правило, являются законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, контрольный орган субъекта РФ, иные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Законами субъектов РФ о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, как правило, определяются формы осуществления государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона города Москвы от 14 июля 2004 года № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в следующих формах:

1) проведения комплексных проверок и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

2) ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

3) заслушивания информации, отчетов должностных лиц местного самоуправления о ходе реализации отдельных государственных полномочий;

4) назначения уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией переданных государственных полномочий;

5) запроса от органов местного самоуправления объяснений и необходимых сведений о реализации ими отдельных государственных полномочий;

6) выдачи предписаний руководителям органов местного самоуправления об устранении выявленных нарушений;

7) правовой экспертизы и анализа решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых по вопросам

реализации отдельных государственных полномочий;

8) анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий и внесения предложений в установленном законодательством порядке по совершенствованию деятельности указанных органов или по отзыву отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержаться указания об органах государстве нной власти, которым должны направляться отчеты органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, о сроках и формах предоставления соответствующей отчетности.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 9 Европейской Хартии местного самоуправления устанавливает, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, представленным им Конституцией или законом. При передаче материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий важно учитывать их соразмерность передаваемым полномочиям и, следовательно, достаточность для надлежащей реализации этих полномочий. От достаточности передаваемых органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий напрямую будут зависеть пределы реализации данных полномочий соответствующими органами, а также ответственность органов местного самоуправления за осуществление государственных полномочий. В связи с этим органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные ресурсы и финансовые средства, предназначенные для реализации переданных отдельных государственных полномочий, не по целевому назначению. В соответствии со статьями 283, 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с

Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматриваются иные положения, связанные с ответственностью органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Так, в соответствии со статьей 72 указанного Федерального закона ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно пункту 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случае, если при

осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Примечание

1 Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»,

ДИТЯТКОВСКИЙ Михаил Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета, руководитель департамента правового и организационного обеспечения деятельности министерства имущественных отношений Омской области.

Дата поступления статьи в редакцию: 24.01.06 г. © Дитятковский М.Ю.

УДк<" Н.М. НИКОЛАЕНКО

Омский государственный институт сервиса

ПРИНЦИП КОСМИЗМА

КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

В статье обосновывается тезис о том, что свойственная архаичному сознанию русского человека идея о живом единстве человека, человечества и Вселенной со временем не утратила своей смысложизненной значимости и стала характерной чертой национальной ментальности.

В основе принципа космизма лежит идея живого единства человека, человечества и Вселенной. Она органично связана со всей нашей духовностью и пронизывает все мировоззрение: от обыденных представлений о смысле и целях жизни и деятельности до философского освоения действительности через систему понятий и категорий.

Своими корнями космическое умонастроение уходит в мифологическое сознание наших предков. Древнерусской мифологии свойственны все характерные черты архаического мировоззрения, но при всей схожести с мифами других народов мифологическое .мировоззрение русского народа имело ряд особенностей, сыгравших не последнюю роль в том, что идея космизма стала доминировать в русском самосознании. Эти особенности наиболее четко проявляются в представлениях об устройстве мироздания, космогонических мифах и мифологии человека.

Важнейший элемент мифологической картины мира — пространство, основные свойства которого задаются семантикой самого слова 'пространство '. В языках многих народов мира оно имеет два противоположных смысла: "развертывание, распространение" и"разрезание,очерчивание". Архаи-

ческое сознание придавало особое значение последнему. Культурный мир возникает через выделение пространства из хаоса и сохраняет свое существование посредством отделения себя от хаоса пространством. Мифопоэтическое пространство — это фрагментарная совокупность заполненных вещами и событиями мест, со своим центром, периферией и границами.

В древнерусской мифологии представления о пространстве претерпевают некоторые изменения. Русское слово "пространство", в отличие от большинства его иностранных параллелей, взывает к таким близким друг другу смыслам, как "вширь", "вовне", "открытость", "воля" и тем самым обозначает не столько нечто отдельное, сколько широкое, развертывающееся вовне, свободное и безграничное. Это, конечно, не означает, что границ нет вообще. Но они теряют жесткость и непроницаемость, становятся подвижными и прозрачными. Кроме того, у пространства с "вечно убегающими вдаль" границами нет и четко фиксированного центра. В качестве центра в мифологии нашил предков фигурирует не только сакральное место, где когда-то совершился акт творения, но и тот участок пространства, в котором совершается новый акт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.