Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСА'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕРВИС / ДОХОД / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин В.Н., Волохов Н.Н., Мохирев Е.В.

На современном этапе действия санкций, импортозамещения и модернизации экономики актуальной является задача факторного анализа прибыли с целью установления её фактического значения и зависимости от факторов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСА»

работы внутреннего аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ протоколом №3 от 27.04.99г.)

3. Воронина Л.И. Аудит: теория и практика: учебник для бакалавров. - М.: Омега-Л, 2012. - 675с.

4. Ендовицкий Д.А., Панина И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 272с.

Курочкин В. Н., д.т.н., с.н.с.

профессор

кафедра экономики и управления Волохов Н.Н., к. э. н.

доцент

кафедра экономики и управления

Мохирев Е.В. старший преподаватель кафедра экономики и управления Азово-Черноморский инженерный институт Россия, г. Зерноград Ростовской области ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИСА Аннотация. На современном этапе действия санкций, импортозамещения и модернизации экономики актуальной является задача факторного анализа прибыли с целью установления её фактического значения и зависимости от факторов производства.

Ключевые слова: факторный анализ, коммерческая организация, сервис, доход, прибыль, рентабельность, санкции, импортозамещение.

Как известно, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части: первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции (её величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы; в этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции); вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности [1]. Как собственникам, так и менеджменту коммерческой организации [2] важно знать факторы,

формирующие прибыль.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может быть не равна прибыли, отраженной в бухгалтерском учете. [3].

В связи с этом актуальной является задача факторного анализа прибыли с целью установления её фактического значения и зависимости от факторов производства.

Была поставлена цель: выполнить факторный анализ прибыльности коммерческой организации в условиях волатильности экономических условий функционирования (хозяйственной деятельности).

Как известно, финансовый результат деятельности организации представляет собой чистую прибыль или чистый убыток, причем конечный финансовый результат складывается из прибыли (убытка) от продаж.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние [6]. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами деятельности коммерческой организации сервиса отводится экономическому анализу, его основные задачи:

- систематический контроль за формированием финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности [4, 5, 6].

Например, по данным отчёта о прибылях и убытках коммерческой организации сервиса, снижение прибыли от реализации работ в 2014 году составило 25199 тыс. руб. Качество прибыли зависит от того, за счёт каких факторов произошёл её рост. Если увеличение прибыли обусловлено ростом объёма реализации работ (услуг) и снижением себестоимости выполняемых работ, то качество прибыли признаётся высоким. Если увеличение прибыли вызвано только ростом цен на выполняемые работы, то такое качество прибыли является низким. В нашем случае она снизилась, поэтому необходимо провести анализ и выяснить за счет каких факторов произошло это снижение.

Факторная модель прибыли от реализации продукции имеет вид

П = ШУРПобщ * Удi * (Щ - СО] (1)

где П - прибыль от реализации работ;

УРПобщ - объём реализации работ общий; Уда - удельный вес { - го вида работ в объёме реализации услуг; Ц - цена { - го вида работ; С1 - себестоимость { - го вида работ [5]. Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблицы (1), в которой за базисные показатели приняты показатели 2013 г., за отчётные - показатели 2014 г.

Таблица 1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации сервисных услуг коммерческой организации за 2013 и 2014 гг.

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчитанные на объём продаж отчётного периода Отчётный период

Выручка от реализации услуг, тыс. руб. £(УРПЮ*ЦЮ)= 2020*44,71+1017* 99,80+1731*50,31 +4258*24,67+2804 *15,73=428101,00 £(УРШ*ЦЮ)= 1040*44,71+689*99,8+12 41*50,31+3962*24,67+21 15*15,73=308706,80 £(УРШ*ЦП)= 1040*20,03+689*35,37+ 1241*22,96+3962*7,76+ 2115*9,31=124193,00

Полная себестоимость реализованных услуг, тыс. руб. £(УРПЮ*СЮ)= 2020*39,70+1017* 93,27*1731*45,38 *4258*23,15*2804 *14,43=392653,90 £(УРШ*СЮ)= 1040*39,70+689*93,27+1 241*45,38+3962*23,15+2 115*14,43=284107,36 Х(УРПП*СП) = 1040*19,95+689*33,18 + 1241*21,19+3962*6,42 +2115*8,79= 113945,00

Прибыль от реализации услуг, тыс. руб. 35447,10 24599,44 10248,00

На анализируемом предприятии индекс объёма продаж составляет

^РП = ^РШ1 /^РПЮ , (2)

где 1УРП - индекс объёма продаж;

УРПП - объём реализации { - го вида работ в отчётном году; УРПЮ - объём реализации { - го вида работ в базисном году [5]. 1УРП = 9047/11830 = 0,76.

Сумма прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине и базовой величине остальных факторов определяется по формуле [5]

Пусл1 = П0 * IVРП, (3)

где Пусл1 - прибыль при фактическом объёме продаж и базовой величине остальных факторов;

П0 - прибыль организации в базисном году.

Пусл1 = 35447,10*0,76 = 26939,79 тыс. руб.

Таким образом, если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы составить 26939,79 тыс. руб.

Сумма прибыли при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен определяется по формуле [5]

Пусл2 = £(УРШ1 * ЦЮ) - £(УРШ1 * СЮ), (4)

где Пусл2 - прибыль при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен;

ЦЮ - базовый уровень цен { - го вида работ;

СЮ - базовый уровень себестоимости { - го вида работ;

Пусл2 = 308706,80 - 284107,36=24599,44 тыс. руб.

Сумма прибыли при фактическом объёме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости и продукции

ПуслЗ = £(УРШ1 * ЦП) - £(УРШ1 * СЮ) (5)

где Пусл3 - прибыль при фактическом объёме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости и продукции;

ЦП - фактическая цена { - го вида работ;

Пусл3 = 124193,00- 284107,36 = -159914,36 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счёт каждого фактора

АПУРП = 26939,79 - 35447= -8507,21 тыс. руб.

ДПстр. = 24599,44 - 26939,79 = -2340,35 тыс. руб.

АПЦ = -159914,36 - 24599,44 = -184513,8 тыс. руб.

АПС = 10248 - (-159914,36) = + 170162,36 тыс. руб.

По результатам факторного анализа прибыли, можно сделать вывод, что снижение прибыли в 2014 году по сравнению с 2013 годом связано в первую очередь со снижением объёма выполнения работ на 2783 (м, м2), (прибыль снизилась на 24 %). Важную роль сыграло и снижение цен на реализуемые виды работ (услуг) в среднем на 59,43 %, за счёт чего прибыль снизилась на 184513,8 тыс. руб. (прибыль снизилась на 650 %). Снижение цен связано с падением спроса на выполняемые организацией виды работ, а также снижением себестоимости этих работ. Снижение прибыли на 2340,35 тыс. руб. за счёт структуры реализуемых работ (услуг) (прибыль снизилась на 8,68 %) обусловлено ростом в общем объёме реализации менее рентабельных видов работ по сравнению с более рентабельными. Положительно повлияло на динамику прибыли снижение себестоимости выполняемых работ в среднем на 58,54 %, за счёт чего прибыль увеличилась на 170162,36 тыс. руб. (прибыль увеличилась на 93,60 %). Снижение

себестоимости выполняемых работ связано со снижением цен на стройматериалы, погрузочно-разгрузочные работы, горюче-смазочные материалы, снижением цен на услуги субподрядных организаций, увеличением фонда заработной платы наёмных работников и т. д.

В процессе анализа финансовых результатов от реализации продукции рекомендуется также определить уровень рентабельности продукции и изучить влияние различных факторов на изменение этого показателя. Рентабельность продукции характеризует степень эффективности, прибыльности реализации продукции и рассчитывается следующим образом

где ЯП - рентабельность продукции;

ПРП - прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов;

ЗРП - затраты по реализованной продукции [5, 6].

Рентабельность продукции в целом по предприятию в 2014 году составила

ЯП = 10248/113945 = 8,99 %, что на 0,03 % ниже аналогичного показателя 2013 года (8,99-9,02).

Это значит, что в 2014 году предприятие имело прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции в размере 0,08 руб., в 2013 году - 0,09 руб.

Рентабельность продаж (оборота) характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и рассчитывается следующим образом

где Яоб - рентабельность продаж (оборота);

ВРП - выручка [5].

Рентабельность продаж (оборота) в 2014 году составила:

Яоб = 10248/124193=8,25 %, что на 0,03 % ниже аналогичного показателя 2013 года (8,25 - 8,28).

Это значит, что в 2014 году предприятие имеет прибыль в размере 0,0825 тыс. руб. с 1 рубля продаж, в 2013 году - 0,0828, тыс. руб.

В процессе анализа также необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Проведём анализ структуры и динамики прибыли коммерческой организации сервиса в таблице (2), основываясь на информации литературных источников [7, 8].

Таблица 2 - Динамика показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности коммерческой организации сервиса, тыс. руб.

RП = ПРП/ЗРП

(6)

Rоб = ПРП / ВРП,

(7)

За 2014 За 2013 По Темп

Показатели год год абсолютной роста,

сумма сумма величине %ы

1 2 3 4 5

Выручка (нетто) от продажи услуг 124193 428101 -303908 29,00

Себестоимость проданных услуг (113945) (392654) -278709 29,02

Валовая прибыль 10248 35447 -25199 28,91

Коммерческие расходы (7093) (23192) -16099 30,60

Управленческие расходы - - - -

Прибыль 3155 12255 -9100 25,74

%ы к получению - - - -

%ы к уплате (216) (1581) -1365 13,66

Доходы от участия в других - - - -

организациях

Налог на прибыль (347) (1034) -687 33,56

Чистая прибыль (нераспределенная 2362 8859 -6497 26,66

прибыль отчетного периода)

На основе проведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи товаров в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 303908 тыс. руб. или на 71 %. Это может быть связано со снижением качества продукции, потерей рынков сбыта и реализации продукции и значительным снижением конкурентоспособности. Себестоимость проданных товаров, услуг снизилась на 278709 тыс. руб. или на 29,02 %. Это связано с контролируемым ростом цен всего, что используется в производстве продукции, за исключением налогов и заработной платы работников. Исследованная коммерческая организация сервиса является прибыльным, но прибыль от продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 9100 тыс. руб. или 74,26 % и составила 3155 тыс. руб. Что касается финансовой деятельности, то % к получению не было, зато были проценты к уплате, которые снизились на 1365 тыс. руб. или на 86,34 %. Превышение расходов над доходами, несомненно, сказывается на уменьшении прибыли предприятия. Чистая прибыль уменьшилась на 6497 тыс. руб. или на 73,3%.

Использованные источники:

1 Курочкин В. Н., Украинцева И.В., Пономаренко Т.В. Анализ результативности хозяйственной деятельности торговой фирмы // В. Н. Курочкин, И.В. Украинцева, Т.В. Пономаренко - Современные технологии управления организацией №4(13) 2014 г. www.iupr.ru/e-zhumal-ekonomika-i-sotsium.

2 Курочкин В.Н. Эффективность функционирования хозяйственных обществ и их объединений в АПК. - Зерноград: Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, 2009. - 268 с.

3 Курочкин, В.Н. Управление показателями рентабельности коммерческой организации // Экономика и социум, 2013, № 4 www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Курочкин В.Н. Предисловие научного редактора // Финансовое состояние предприятий //Материалы тематической студенческой конференции. -Зерноград: ФГБОУ АЧГАА, 2013.

5 Экономический анализ: основы теории. Комплексный экономический анализ деятельности организации.: учебник / Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, А.АП. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. - М.: Высшее образование, 2007. - С. 64-69.

6 Филимонова Е. В., Курочкин В. Н. Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации. Интернет ресурс www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

7 Жиляскова Н. П., Старченко И.В., Чекарь В.Н. Совершенствование формирования и использования прибыли коммерческой организации на базе финансового анализа состояния / Н.П. Жиляскова, И.В. Старченко, В.Н. Чекарь. - Экономика и социум, 2015, № 2(16) www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

8 Волохов Н.Н., Курочкин В.Н., Мохирев Е.В. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / Н.Н. Волохов, В.Н. Курочкин, Е.В. Мохирев. - Экономика и социум, №3(16), 2015. www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

Кутузова А. С. бакалавр 4го курса ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел

МСФО В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация: В статье анализируется ситуация применения и признания в России международных стандартов финансовой отчетности. Рассмотрены причины, побуждающие российские организации к переходу на международные стандарты учета и финансовой отчетности.

Ключевые слова: отчетность, международные стандарты финансовой отчетности, переход на МСФО.

Россия прошла период «дикого» становления экономических отношений. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность претерпели значительные изменения с момента прекращения существования СССР. Необходимость поиска финансирования для становления и развития компаний заставили руководителей заниматься поиском стабильных и прозрачных систем финансового учета.

Еще в 1999 г. Международная организация комиссий по финансовым рынкам рекомендовала всем ее членам, среди которых были: Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссии по ценным бумагам Евросоюза, использовать МСФО как стандарт отчетности, применяемой при размещении и поддержании ценных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.