Научная статья на тему 'Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли'

Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1896
1399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Н.В.

Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса. Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ. Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли»

анализ прибыли

БУХГАЛТЕРСКИМ ФИНАНСОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В АНАЛИЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ

Н.В. КЛИМОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета бухгалтерского учета, анализа и аудита Академия маркетинга и социально-информационных технологий —

ИМСИТ, г. Краснодар

Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой — это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.

Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ.

Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого — выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

В процессе анализа прибыли необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать динамику изменений показателей прибыли;

— оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;

— провести факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

— оценить влияние факторов на величину прочих доходов и расходов;

— проанализировать распределение прибыли на предприятии;

— оценить показатели рентабельности;

— рассчитать резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации.

Информационной базой для детального анализа прибыли является бухгалтерская отчетность, и в первую очередь форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит данные о размере выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг без НДС и акцизов; себестоимости проданных товаров; коммерческих и управленческих расходах; прочих доходах и расходах; чистой прибыли, а также расшифровку отдельных прибылей и убытков.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках во многих отношениях документ более важный, чем бухгалтерский баланс, поскольку в нем содержится информация о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях.

Важно отметить, что экономический анализ имеет неразрывную связь с бухгалтерским учетом, проявляя двойственный характер. С одной стороны, сведения бухучета являются главным источником информации экономического анализа (более 70 %). Не зная методики бухучета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, для того чтобы более качественно обеспечить анализ информацией,

сделать ее более аналитичной, правдивой, точной, доступной и понятной, постоянно совершенствуется бухгалтерская отчетность. В этом направлении значимая роль отводится управленческому учету.

Проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность. Чтобы обеспечить более глубокое исследование, выявить воздействие факторов на прибыль и рентабельность, сформулировать всесторонне обоснованные выводы, разработать стратегию наращивания доходности фирмы, требуется совершенствовать бухгалтерскую отчетность и внедрять управленческий учет в организации.

При оценке финансовых результатов деятельности коммерческих организаций необходимо учитывать некоторые особенности формирования и учета прибыли. Рассмотрим наиболее типичные из них.

1. Продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако денежные средства не поступили, тем не менее в бухгалтерском балансе (в части собственного капитала) и отчете о прибылях и убытках отражается прибыль отчетного года. В этом случае:

— в пассиве баланса величина прибыли, равная сумме долга от покупателей и заказчиков, не реальна, и это только право на нее, следовательно, завышена финансовая устойчивость организации;

— появление ложной прибыли потребует уплаты дивидендов и налогов при отсутствии реальных денежных средств;

— неоплаченные денежные средства за проданные товары (оказанные услуги) находятся в составе дебиторской задолженности, что снижает ликвидность и платежеспособность предприятия;

— если в течение трех лет дебиторская задолженность не будет погашена, то она будет списана на убытки фирмы.

Следовательно, отражение факта продажи по моменту отгрузки искажает финансовое состояние организации, и может возникнуть ситуация, когда организация финансово устойчива, но неплатежеспособна.

2. Предприятие приобрело имущество на сумму, превышающую величину прибыли. При этом в отчете о прибылях и убытках будет показана чистая прибыль, а величина денежных средств в активе баланса либо не отражена, либо незначительна из-за списания на

оплату. В результате в отчетном периоде на затраты относится только часть расходов, увеличивается сумма трудно реализуемых активов при одновременном сокращении (или отсутствии) абсолютно ликвидных средств. Следовательно, показатели финансового состояния организации, включая кредитоспособность, ухудшатся. Аналогичная ситуация возникает и при отражении расходов будущих периодов. Важно отметить, что если анализировать влияние прибыли на финансовое состояние за весь период окупаемости приобретенного имущества на основе дисконтирования стоимости, то за счет кумулятивного эффекта результат, как правило, положительный.

3. Признаки банкротства может иметь прибыльная организация, если вложены средства в низколиквидные активы, кредиторская задолженность не погашается, прибыль используется неэффективно. В результате утрачивается как ликвидность предприятия, так и его активов.

4. Имущество предприятия увеличилось, а прибыль — нет. Если применяемая методология учета не предписывает относить ценности, полученные безвозмездно, на счет прибыли, то имущественная масса увеличивается при отсутствии прибыли. При переоценке имущества или выявлении излишков при инвентаризации так же происходит увеличение актива баланса, но прибыль при этом отсутствует. Возможна и обратная ситуация, когда при уменьшении имущественной массы в случае возникновения сомнительной дебиторской задолженности или изъятия у предприятия какого-то имущества методология учета не позволяет отнести эти потери на уменьшение прибыли.

5. Предприятие по данным бухгалтерской отчетности (форма № 2) имеет прибыль до налогообложения, т. е. его производственно-хозяйственную деятельность можно считать эффективной. Однако по причине уплаты пеней и штрафов по налоговым платежам, отложенных налоговых обязательств предприятие реально имеет убыток. Следовательно, есть экономическая прибыль, а бухгалтерской прибыли нет.

6. Прибыль, исчисленная за все время существования предприятия, никогда не равна сумме прибылей, исчисленных за каждый отчетный период. Это связано с переоценками, изменениями в учетной политике и другими причинами. Однако реальная величина прибыли предприятия от момента возникновения и до ликвидации организации равна разности между полученным и вложенным капиталом.

7. Прибыль, показанная в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках, не рав-

на налогооблагаемой прибыли. Это обусловлено различиями в бухгалтерском и налоговом учете, основанных на методологических концепциях в интересах каждой группы лиц. Данный факт существенно осложняет анализ распределения величины прибыли.

8. Одна и та же сумма может рассматриваться разными заинтересованными группами и как прибыль, и как убыток. Например, выплата дивидендов, являющихся частью прибыли, для фирмы — расход. Для предприятия является расходом выплата командировочных своему работнику, однако налоговые органы увеличивают прибыль для целей налогообложения, считая часть командировочных расходов, превышающих установленный лимит, доходом работника, выплаченным ему из прибыли предприятия.

9. Объект основных средств продолжает эксплуатироваться при начислении полного износа. Это свидетельствует о малой связи реального износа с фактом его начисления в учете. Поэтому остаточная стоимость объектов основных средств не отражает их действительную стоимость. В условиях инфляции ликвидационная стоимость объекта может быть даже выше первоначальной. В этом случае объект с полностью возмещенной стоимостью продолжает использоваться в процессе хозяйственной деятельности и приносить предприятию прибыль. В данном случае экономическая прибыль будет больше бухгалтерской.

10. Учетный остаток активов почти никогда не равен реальному, что связано с ошибками в учете, естественной убылью ценностей, хищениями и пр., вследствие чего приходится регулярно проводить инвентаризации. Это означает, что прибыль в учете не тождественна реальному финансовому результату деятельности предприятия.

11. Дебиторская задолженность никогда не является действительно реальной и не может отражать средства, которые будут обязательно получены. При большом числе контрагентов часть дебиторской задолженности не будет погашена, следовательно, при их списании по окончании срока исковой давности предприятие получит убытки.

Перечисленные выше примеры доказательно свидетельствуют, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не всегда отражает действительный результат хозяйственной деятельности. Поэтому в процессе анализа необходимо различать понятия экономической и бухгалтерской прибыли. Экономическая прибыль организации рассматривается преимущественно как результат продажи товаров (работ, услуг), а бухгалтерская — результат работы капитала.

Одновременно следует выделить и их взаимосвязь. Например, влияние учета затрат на изменение величины прибыли от продажи товаров (работ, услуг), за счет которой формируется нераспределенная прибыль. Себестоимость, особенно в условиях растущей инфляции, оказывает существенное отрицательное воздействие на финансовый результат. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью, включая систему организации управленческого учета и бюджетирование.

Во-первых, величина налогооблагаемой прибыли зависит от метода учета затрат (ФИФО — по стоимости первой партии, средневзвешенной себестоимости, фактической себестоимости единицы товара). Финансовый результат на конец года будет завышен, если в учетной политике организации отражен метод ФИФО.

Во-вторых, методика и результаты анализа определяются степенью детализации затрат в учетной политике фирмы. Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты фирмы по более крупным позициям: материальные затраты; затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. В налоговом учете затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды объединены в одну группу расходов.

Группировка затрат по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции полностью, прошедшей производственный цикл и готовой к продаже или уже проданной, а также позволяет обоснованно установить величину снижения себестоимости продукции. Постатейное отражение затрат, в отличие от группировки издержек по экономическим элементам, раскрывает их целевое назначение, связь с технологическим процессом и необходимо для исчисления себестоимости отдельных видов товаров в многономенклатурном производстве.

Результаты анализа прибыли будут зависеть от организации раздельного учета постоянных и переменных затрат. Международные стандарты не предусматривают смешивание основных, накладных, постоянных и переменных затрат, поэтому их анализируют отдельно.

Постоянные расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, затраты на страхование, расходы на хранение, потери товаров и технологические отходы) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная оплата труда, сырье, материалы, электроэнергия,

ГСМ, транспортные расходы, затраты на рекламу, на тару, прочие расходы) изменяются пропорционально объему производства продукции. В то же время могут быть выделены условно постоянные и условно переменные затраты. Это те, которые без управленческого учета затруднительно отнести только к постоянным или переменным, и они имеют двойственный характер.

Особенность анализа постоянных и переменных затрат заключается в оценке степени их влияния на прибыль и безубыточный объем продаж. Ее преимущества заключаются в более достоверном определении степени влияния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат. Рассмотрим в сравнении две методики анализа прибыли от продажи конкретного вида товара, на величину которой оказывают влияние объем продаж, цена реализации и полная себестоимость.

Объем проданных товаров может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение величины прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Повышение цены при неизменных других факторах всегда приводит к увеличению финансового результата. Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однако темпы ее увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемов продаж.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (П) по отечественной методике:

П = К (Ц - С), (1)

где К - количество проданной продукции, нат. ед.; Ц - цена реализации, руб.; С - себестоимость единицы продукции, руб. Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом цепных подстановок:

Пщ = Пф - (2)

в том числе изменение прибыли за счет:

объема продаж:

П = Пусл1 - П^ (3)

где ПУСЛ1 = Кф (Цпл - Спл); (4)

цены реализации:

П = Пусл2 - ПуслР (5)

где Пусл2 = Кф (Цф - Спл); (6)

себестоимости продукции:

ДПс = Пф - Пусл2. (7)

Факторная модель прибыли от продажи продукции (П) по системе «директ-костинг» (маржинальная методика):

П = К (Ц - В) - А, (8)

где К - количество проданной продукции, нат. ед.;

Ц - цена реализации, руб.;

ПерЗ - удельные переменные затраты и условно переменные (в расчете на единицу продукции), руб.;

ПЗ - сумма постоянных и условно постоянных затрат, руб.

Факторный анализ проводится методом цепных подстановок:

ДПобщ = Пф - Ппл; (9)

Пусл1 = Кф (Цпл - ПерЗпл) - ПЗпл; (10) Пусл2 = Кф (Цф - ПерЗпл) - ПЗпл; (11) Пусл3 = Кфх (Цф - ПерЗф) - ПЗпл. (12)

Изменение прибыли за счет факторов:

- объема продаж:

ДПк = Пусл1 - Ппл; (13)

- цены реализации:

ДПц = Пусл2 - Пусл1; (14)

- удельных переменных затрат:

ДПВ = Пусл3 - Пусл2; (15)

- суммы постоянных затрат:

ДПА = Пф - Пусл3. (16)

Результаты расчета количественного влияния факторов на изменение прибыли от продажи товара С по отечественной и зарубежной методике находят отражение в таблице 1.

Расчет условных показателей:

Пусл1 = 19823 ■ (175,15 - 79,45) - 701,70 = 1195,361 тыс. руб.;

Пусл2 = 19823 ■ (191,34 - 79,45) - 701,70 = 1516,295 тыс. руб.;

Пусл3 = 19823 ■ (191,34 - 92,91) - 701,70 = 1249,478 тыс. руб.

Вывод. Расчетные данные позволяют констатировать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продажи продукции увеличилась на 139,23 тыс. руб. На ее повышение существенное влияние (на сумму 320,93 тыс. руб.) оказал рост цены реализации и незначительно (на сумму 60,73 тыс. руб.) возросший объем продаж. Опережение темпов роста цены относительно объемов реализуемых товаров следует оценить экономически обоснованно, поскольку увеличение прибыли происходит прежде всего за счет интенсивного фактора, не требующего значительных затрат. Кроме того, с ростом цены объемы продаж не снизились, следовательно, данный товар востребован покупателями. В то же время за счет повышения уровня себестоимости имеет место снижение величины прибыли на 242,43 тыс. руб.

Таблица 1

Исходные и расчетные данные факторного анализа прибыли от продажи товара С

Показатель Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение отчетного года к базисному году

Объем продаж, ед. 18 782 19 823 1041

Цена реализации, руб. 175,15 191,34 16,19

Себестоимость 1 ед., руб. 116,81 129,04 12,23

В том числе удельные переменные затраты, руб. 79,45 92,91 13,46

Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 701,70 716,20 14,50

Прибыль (убыток), тыс. руб. 1 095,74 1 234,97 139,23

Изменение прибыли (убытка) — всего, тыс. руб. X 139,23

В том числе за счет: по отечественной методике — объема продаж 60,73

— цены реализации 320,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— себестоимости продукции -242,43

по маржинальной методике — объема продаж 99,62

— цены реализации 320,94

— удельных переменных затрат -266,82

— постоянных затрат -14,51

Если проводить анализ расчетных значений показателей по зарубежной методике, то прослеживается, что увеличение объема продаж способствовало росту прибыли на 38,89 тыс. руб. больше, чем по отечественной методике. Из слагаемых себестоимости наибольшее отрицательное влияние оказывают постоянные затраты на сумму 266,82 тыс. руб. Важно отметить, что увеличение доли постоянных затрат снижает порог рентабельности и повышает финансовый риск предприятия. Таким образом, расчетные данные доказательно свидетельствуют о необходимости организации управленческого учета на предприятии, направленного на обособленный учет постоянных и переменных затрат.

В многономенклатурном производстве значимым фактором, влияющим на общую величину прибыли от продаж, является структура товарной продукции. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

В отечественной практике методика факторного анализа прибыли от продажи обстоятельно изложена в трудах Н. П. Любушина, Г. В. Савицкой, А. А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами. Тем не менее следует сделать акцент на факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в условиях ведения организацией

раздельного учета постоянных и переменных затрат, предусматривающего внедрение бухгалтерского управленческого учета.

Факторная модель прибыли от продажи по методике «директ-костинг»:

П = в£ (УдВ1 • ДМД ,) - ПЗ,

(17)

где П — величина прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

В — выручка от продажи; п — количество продаваемых товаров; УдВ;. — удельный вес выручки от продажи /-го товара в общей сумме выручки;

ДМД1 — доля маржинального дохода /-го товара в выручке от продажи данного товара:

ДМД, =

(Ц, - ПерЗ,)

Ц,

(18)

Ц — цена реализации ¿-го' товара;

ПерЗ;. — удельные переменные затраты ¿-го товара;

ПЗ — сумма постоянных расходов.

С внедрением методики анализа прибыли от продажи с учетом деления затрат на постоянные и переменные расширяются возможности стратегического анализа финансовых результатов, когда требуется обосновать управленческие решения на перспективу в зависимости от величины маржинального дохода. Пример расчета приведен в табл. 2.

Вывод. Компании необходимо придерживаться данной ассортиментной стратегии (повышение объемов продаж товаров с наибольшей долей маржинального дохода), поскольку она позволяет полу-

Таблица 2

Обоснование стратегического решения по увеличению объемов продаж

№ п/п Показатель Товар А Товар В ИТОГО

1 2 3 4 5

1 Фактический объем продаж, ед. 600 200 х

2 Прогнозируемый объем продаж, ед. 750 500 х

3 Цена реализации, руб. 80 140 х

4 Фактический удельный вес товара в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг), % 30 15 х

5 Прогнозируемый удельный вес товара в общей выручке от продажи товаров (работ, услуг), % 27 29 х

6 Фактическая выручка, тыс. руб. (1 ■ 3) 48 28 76

7 Прогнозируемая величина выручки, тыс. руб. (2 ■ 3) 60 70 130

8 Переменные затраты на единицу товара, руб. 65 110 х

9 Фактическая сумма переменных затрат, тыс. руб. (1 ■ 8) 39 22 61

10 Прогнозируемая сумма переменных затрат, тыс. руб. (2 ■ 8) 48,75 55 103,75

11 Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 5 3 8

12 Фактическая себестоимость, руб. (9 + 11) / 1 73,33 125,0 х

13 Прогнозируемая себестоимость, руб. (10 + 11) / 2 71,67 116 х

14 Доля маржинального дохода, руб. (3 - 8) / 3 0,19 0,21 х

15 Фактическая прибыль, тыс. руб. (6 - 9 - 11) 4 3 7

16 Прогнозируемая прибыль, тыс. руб. (7 - 10 - 11) 6,25 12 18,25

17 Фактическая рентабельность продаж, % (3 - 12) / 3 -100 % или (15 / 6 ■ 100 %) 8,3 10,7 9,2

18 Прогнозируемая рентабельность продаж, % (3 - 13) / 3 -100 % или (16 / 7 ■ 100 %) 10,4 17,1 14,0

чить наилучший финансовый результат. В целом за счет этих двух товаров прибыль возрастет в 2,6 раза, а рентабельность продаж - на 4,8 %, что в конечном счете ведет к наращиванию собственных источников финансирования и, как следствие - к повышению финансовой устойчивости компании.

Внедрение управленческого учета в части раздельного учета постоянных и переменных затрат одновременно повлияет и на совершенствование методики факторного анализа показателей рентабельности.

Факторная модель рентабельности производства по методике «директ-костинг»:

В<Г (УдВ, • ДМД<) - ПЗ Я =-!=-. (19)

X (К • ПерЗ1) - ПЗ

¿=1

Расчетное значение показывает, какую величину прибыли от продажи имеет фирма с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Факторная модель рентабельности продаж по методике «директ-костинг»:

В£ (УдВ, • ДМД1) - ПЗ Яр = -П-. (20)

X к Ц,

¿=1

Расчетное значение показывает, сколько прибыли имеет организация с каждого рубля выручки.

Факторный анализ проводится методом цепных подстановок. По расчетным данным определяется направление воздействия и степень влияния факторов на результативный показатель в целях разработки стратегических направлений по повышению уровня доходности фирмы.

Эффективность предпринимательской деятельности должна включать не только детализированный анализ формирования прибыли, но и оценку результативности ее использования. Контроль за распределением прибыли на практике осуществляется посредством представления соответствующей отчетности. Однако календарный год, за который представляется отчетность, является частью общего периода развития организации. Поэтому внешнее проявление показателей может искажать реальную действительность. Бухгалтерская отчетность из-за отсутствия ее полноты отражения не позволяет сделать подробный анализ распределения прибыли. Между тем можно выделить следующие направления использования прибыли: отчисления в бюджет в виде налогов, в резервный или аналогичные по назначению фонды, выплата доходов участникам организации и на развитие бизнеса. Последнее включает расширение производства, обновление

основных средств, техническое перевооружение, внедрение инноваций, материальное стимулирование работников организации, социальное развитие коллектива и т. д.

В процессе анализа использования прибыли необходимо установить обоснованность структуры ее распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями: рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного работника и на один рубль основных средств, коэффициент финансовой устойчивости и обеспеченности собственными оборотными средствами. Менеджмент финансовых результатов предполагает экономически обоснованное воздействие на факторы, способствующие наращиванию прибыли. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано при условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на рынки сбыта.

Распределение прибыли должно сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций. Законодательные акты Российской Федерации направлены на регламентацию одних сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат их исполнения зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это выражается в противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению прибыли.

Распределение прибыли возможно при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать при -нцип ограничения в распределении прибыли.

Сложность отражения распределения прибыли в бухгалтерском учете, в части ее реинвестирования в хозяйственную деятельность, вызвана отсутствием методики отражения в учете направления части капитала на производственное развитие организации. В нормативном регулировании бухгалтерского учета нет четкого понятия «расходы, связанные с производственным развитием организации». Средства чистой прибыли, направленные на развитие бизнеса, представляют собой капитализацию прибыли в активы предприятия, соответственно их отражение в учете осуществляется

Литература

записями на счетах активов, поэтому сумма собственного капитала организации не изменяется.

Таким образом, совершенно очевидно, что управление прибылью зависит от степени детализации экономического анализа, организации бухгалтерского финансового и управленческого учета. Выявленные проблемы анализа формирования и использования прибыли позволяют сформулировать и обозначить следующие основные моменты:

1. Прибыль—стратегический показатель развития бизнеса как с позиции предпринимателя (товаропроизводителя), так и региона и государства в целом.

2. Особенности формирования и учета прибыли приводят к искажению реального результата хозяйственной деятельности, в связи с чем следует различать понятия экономической и бухгалтерской прибыли, а также учитывать их взаимосвязь.

3. Результаты анализа прибыли и рентабельности, включая качество аналитических исследований и рациональность на их основе последующих управленческих решений, будут зависеть от организации раздельного учета постоянных и переменных затрат, внедрения системы бюджетирования на предприятии. В условиях ведения управленческого учета методика факторного анализа прибыли и рентабельности усложняется математически, но ее результаты становятся более прозрачными с экономической точки зрения. Одновременно расширяются возможности использования информации в стратегическом перспективном анализе финансовых результатов деятельности организации.

4. Несовершенство учета распределения чистой прибыли и отсутствие ее полноты отражения в бухгалтерской отчетности не позволяют сделать подробный анализ распределения прибыли. Основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип ограничения в распределении прибыли, сочетающий два подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций.

5. Необходимо установить обоснованность структуры распределения чистой прибыли по каждому направлению во взаимосвязи с показателями, характеризующими инвестиционную, экономическую, финансовую деятельность организации.

1. Климова Н. В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры). — М.: Вузовский учебник, 2008. — 287 с.

2. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 423 с.

3. Маркарьян Э. А. и др. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 576 с.

4. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. — 4-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.

5. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.