Научная статья на тему 'Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта'

Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1656
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караева Ф.Е., Жанатаева А.Х.

В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики. В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности. На современном этапе развития рыночных отношений ориентация предприятий на получение максимальной прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, а также критерием выбора оптимальных направлений их деятельности. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. И в целом, если рассматривать конечную цель конкуренции, -это получение высоких доходов, прибыли и других различных выгод. Посредством конкурентной борьбы между товаропроизводителями достигается соответствующий отбор и регулирование процесса производства в рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта»

Конкурентоспособность

максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы

хозяйствующего субъекта

Ф.Е. КАРАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент

А.Х. ЖАНАТАЕВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия

В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики.

В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений , заинтересованных в результатах его деятельности. На современном этапе развития рыночных отношений ориентация предприятий на получение максимальной прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, а также критерием выбора оптимальных направлений их деятельности. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. И в целом, если рассматривать конечную цель конкуренции, — это получение высоких доходов, прибыли и других различных выгод. Посредством конкурентной борьбы между товаропроизводителями достигается соответствующий отбор и регулирование процесса производства в рыночной экономике.

При анализе конечных результатов деятельности предприятий перерабатывающей промышленности АПК можно использовать следующие показатели прибыли [1]:

— маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);

— прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

— общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

— чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

— капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

— потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т. д.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат—чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать в целях расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Кроме основного производства у предприятия отсутствуют другие виды финансовой деятельности. В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: либо превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; либо превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; либо превышение чистой (нераспределенной прибыли) над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании средств организации, ее основного и оборотного капитала.

Основную часть прибыли в ООО «Пищевик» получают от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП);ее структуры (Уд); себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц):

П=^ [у-рпобщ • щ (Ц - сд а)

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж

рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 1.

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую часть и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). В ООО «Пищевик» его величина составляет: 1рп = УРП1/УРП0 = 6478 / 9360 = 0,7.

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться также на 10 % и составить 2003,4 тыс. руб. (2862 ■ 0,7).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной

Таблица 1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель Базисный период Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции 18762 18132 27612

Полная себестоимость реализованной продукции 15900 14534 23400

Прибыль (убыток) 2862 2915 4212

Таблица 2

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом в ООО «Пищевик»

Показатель Факторы Порядок рас- Прибыль,

прибыли Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость чета тыс. руб.

П0 Ч0 Ч0 Ч0 Ч0 В0 - З0 2862

Пусл1 ч Ч0 Ч0 Ч0 П0 • I 0 рп 2003,4

П 2 усл2 ч ч Ч0 Ч0 В - З усл усл 2915

Пусл3 ч ч ч Ч0 В, - З 1 усл 13078

П1 ч ч ч ч В1 - З1 4212

продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

Е (урПй • Ц0) - Е (урПй • С0) = = 18132 - 14534 = 3598 тыс. руб. Требуется подсчитать также, сколько прибыли ООО «Пищевик» могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Е (УРПа • Ца) - Е (УРЛа • Со) = = 27612 - 14534 = 13078 тыс. руб. Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 2.

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: объема реализации продукции:

ЛДфп = Пусл1 - П0 =

2003,4 - 2862 - 858,6 тыс. руб.; структуры товарной продукции:

ДП = П , - П . = 2915 - 2003,4 =

стр усл2 усл1 '

+ 911,6 тыс. руб.; отпускных цен:

ДПц = Пусл3 - Пусл2 = 13078 - 2915 =

+ 10163 тыс. руб.; себестоимости реализованной продукции: ДП = П - П . = 4212 - 13078 =

с 1 усл3

Литература

- 8 866 тыс. руб.

Итого + 1350 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализа-ционных цен. Росту суммы прибыли на 911,6 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 8866тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизации прибыли, выживание фирмы и т. д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 511.

2. Бланк И. А. Управление прибылью. - К.: Ника-Центр, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.