Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МАРКЕТИГНОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / МИКРОКВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахова Наталия Николаевна, Федорова Марина Анатольевна, Федоров Максим Геннадьевич

Сегодня рынок высшего образования динамично развивается под влиянием процессов цифровизации, глобализации, а также становления инновационной экономики. Но данному развитию активно препятствует ряд глубоких структурных проблем, которые обострились в период экономического и демографического кризисов. Региональные вузы сталкиваются с серьезным вызовом в виде устойчивого снижения численности студентов, а также продолжающейся государственной политики оптимизации. Современный рынок высшего образования не успевает подстраиваться под требования рынка труда, что вызывает кадровый дисбаланс. Сказанное определило актуальность проводимого исследования, цель которого заключается в определении факторов, способствующих развитию рынка высшего образования. В ходе исследования проблемы развития рынка высшего образования в Орловской области было установлено, что существенное влияние на спрос и потребление образовательных услуг оказывают такие факторы, как: численность населения, его распределение по возрастным группам, уровень доходов населения, нормативно-правовое обеспечение сферы высшего образования, уровень занятости и миграционные процессы в регионе, а также численность обучающихся в вузах. Проведенное исследование показало, что в Орловской области отсутствует качественно налаженная связь между региональным рынком труда и рынком высшего образования, что приводит к нехватке определенных кадров в регионе и, как следствие, к дисбалансу на рынке труда. Выявленные негативные тенденции свидетельствуют о необходимости мобилизации региональными вузами внутренних сил, направленных на активизацию стратегии привлечения абитуриентов. Для привлечения максимального количества абитуриентов маркетинговая стратегия должна ориентироваться в большей части на позиционирование вуза во всех медиа. Проведение профессиональных проб на факультетах позволит привлечь в вуз талантливых выпускников-старшеклассников. Приток дополнительных денежных средств в региональные фонды может обеспечить внедрение системы микроквалификаций в процессе прохождения обучения и создание эндаумент-фондов. Названные мероприятия могут быть рассмотрены как система антикризисных мер, направленных на развитие рынка образовательных услуг в сфере высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астахова Наталия Николаевна, Федорова Марина Анатольевна, Федоров Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION MARKET IN THE OREL REGION

Higher education market is currently dynamically developing under the influence of the processes of digitalization, globalization, as well as the formation of an innovative economy. But this development is actively hindered by a number of deep structural problems that have worsened during the economic and demographic crises. Regional universities face a serious challenge in the form of a steady decline in the number of students, as well as the ongoing state policy of optimization. The modern higher education market does not have time to adapt to the requirements of the labor market, which causes a personnel imbalance. This has determined the relevance of the research, which purpose is to determine the factors of development of the higher education market. The study on issue in the Orel Region demonstrates that such factors as the population size, age groups distribution, income level of the population, the regulatory and legal provision of higher education, the level of employment and migration processes in the region have a significant impact on the demand and consumption of educational services, as well as the number of university students. The conducted research has shown that in the Orel Region there is no qualitatively established connection between the regional labor market and the higher education market, which leads to a shortage of certain personnel in the region and, as a result, to an imbalance in the labor market. The revealed negative trends indicate the need for regional universities to mobilize internal forces aimed at activating the strategy of attracting applicants. To attract the maximum number of applicants, the marketing strategy should focus mainly on the positioning of the university in all media. Conducting professional tests at the faculties will attract talented high school graduates to the university. The inflow of additional funds to regional funds can ensure the introduction of a system of a lesser qualification in the course of training and the creation of endowment funds. These measures can be considered as a system of anti-crisis measures aimed at developing the market of educational services in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 378:339.13.017 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-49-60

Поступила в редакцию / Received 22.09.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.11.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022

оригинальная статья

Факторный анализ функционирования и развития рынка высшего образования в Орловской области

Астахова Наталия Николаевна Ф , Федорова Марина Анатольевна ®

Федоров Максим Геннадьевич ©

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» 302026, Российская Федерация, г. Орел, ул. Комсомольская, 95

н mary fedorova 75@mail.ru

Аннотация. Сегодня рынок высшего образования динамично развивается под влиянием процессов цифровизации, глобализации, а также становления инновационной экономики. Но данному развитию активно препятствует ряд глубоких структурных проблем, которые обострились в период экономического и демографического кризисов. Региональные вузы сталкиваются с серьезным вызовом в виде устойчивого снижения численности студентов, а также продолжающейся государственной политики оптимизации. Современный рынок высшего образования не успевает подстраиваться под требования рынка труда, что вызывает кадровый дисбаланс. Сказанное определило актуальность проводимого исследования, цель которого заключается в определении факторов, способствующих развитию рынка высшего образования. В ходе исследования проблемы развития рынка высшего образования в Орловской области было установлено, что существенное влияние на спрос и потребление образовательных услуг оказывают такие факторы, как: численность населения, его распределение по возрастным группам, уровень доходов населения, нормативно-правовое обеспечение сферы высшего образования, уровень занятости и миграционные процессы в регионе, а также численность обучающихся в вузах. Проведенное исследование показало, что в Орловской области отсутствует качественно налаженная связь между региональным рынком труда и рынком высшего образования, что приводит к нехватке определенных кадров в регионе и, как следствие, к дисбалансу на рынке труда. Выявленные негативные тенденции свидетельствуют о необходимости мобилизации региональными вузами внутренних сил, направленных на активизацию стратегии привлечения абитуриентов. Для привлечения максимального количества абитуриентов маркетинговая стратегия должна ориентироваться в большей части на позиционирование вуза во всех медиа. Проведение профессиональных проб на факультетах позволит привлечь в вуз талантливых выпускников-старшеклассников. Приток дополнительных денежных средств в региональные фонды может обеспечить внедрение системы микроквалификаций в процессе прохождения обучения и создание эндаумент-фондов. Названные мероприятия могут быть рассмотрены как система антикризисных мер, направленных на развитие рынка образовательных услуг в сфере высшего образования. Ключевые слова: рынок высшего образования; образовательная услуга; маркетигновая стратегия; эндаумент-фонд; микроквалификация; профессиональная проба Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Астахова Н.Н., Федорова М.А., Федоров М.Г. Факторный анализ функционирования и развития рынка высшего образования в Орловской области // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 49-60. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-49-60

Управление:

стратегия и тактика

и » i* » »|>

» О »

© Астахова Н.Н., Федорова М.А., Федоров М.Г., 2022

original article

Factor analysis of functioning and development of higher education market in the Orel Region

Natalia N. Astakhova , Marina A. Fedorova ®

Maxim G. Fedorov

©

Orel State University named after I.S. Turgenev 95 Komsomolskaya St., Orel 302026, Russian Federation ® mary fedorova 75@mail.ru

Abstract. Higher education market is currently dynamically developing under the influence of the processes of digitalization, globalization, as well as the formation of an innovative economy. But this development is actively hindered by a number of deep structural problems that have worsened during the economic and demographic crises. Regional universities face a serious challenge in the form of a steady decline in the number of students, as well as the ongoing state policy of optimization. The modern higher education market does not have time to adapt to the requirements of the labor market, which causes a personnel imbalance. This has determined the relevance of the research, which purpose is to determine the factors of development of the higher education market. The study on issue in the Orel Region demonstrates that such factors as the population size, age groups distribution, income level of the population, the regulatory and legal provision of higher education, the level of employment and migration processes in the region have a significant impact on the demand and consumption of educational services, as well as the number of university students. The conducted research has shown that in the Orel Region there is no qualitatively established connection between the regional labor market and the higher education market, which leads to a shortage of certain personnel in the region and, as a result, to an imbalance in the labor market. The revealed negative trends indicate the need for regional universities to mobilize internal forces aimed at activating the strategy of attracting applicants. To attract the maximum number of applicants, the marketing strategy should focus mainly on the positioning of the university in all media. Conducting professional tests at the faculties will attract talented high school graduates to the university. The inflow of additional funds to regional funds can ensure the introduction of a system of a lesser qualification in the course of training and the creation of endowment funds. These measures can be considered as a system of anti-crisis measures aimed at developing the market of educational services in the field of higher education.

Keywords: higher education market; educational service; marketing strategy; endowment fund; lesser qualification; professional test

There is no conflict of interest

For citation: Astakhova N.N., Fedorova M.A., Fedorov M.G. Factor analysis of functioning and development of higher education market in the Orel Region. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 49-60. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-49-60

ВВЕДЕНИЕ

Сфера образования в Российской Федерации охватывает все организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также частных лиц, занимающихся образовательной деятельностью самостоятельно. Экономический аспект сферы образования раскрывается через способность данной сферы развиваться как на некоммерческой, так и на рыночной основе. В эпоху развития информа-

ционного общества происходит переосмысление экономической научной мысли касательно значения экономики образования как одного из определяющих факторов производства. Это неудивительно, так как вопросы влияния уровня образования на эффективность последующей трудовой деятельности изучаются на протяжении длительного времени. По нашему мнению, возрастание роли человеческих ресурсов становится не просто значительным, оно коренным образом меняет структуру эко-

номики и факторов, определяющих ее развитие. В этих условиях все сферы общественной деятельности, связанные с формированием человеческих ресурсов и их качеством, приобретают исключительное значение. Особенно усиливается влияние уровня качества предлагаемых образовательных услуг, ведь расходы на образование как государственные, так и личные, теоретически должны гарантировать последующую максимальную отдачу, выраженную в востребованности специалиста на рынке труда. В реальности этого зачастую не происходит. Такие результаты могут быть получены из-за ошибок в образовательных программах, устаревании или неактуальности методов обучения, а также в минимальном взаимодействии рынка образовательных услуг с рынком труда.

Сказанное актуализирует необходимость пристального рассмотрения проблем рынка высшего образования, игнорирование которых может привести к катаклизмам как внутри страны в целом, так и в регионе.

Рассмотрение категории «рынок образовательных услуг» с позиции герменевтического подхода позволило выделить три основных вектора в толковании данного термина:

- как социально-экономическая система, реализующая образовательную услугу (Р.М. Севек [1], Е.В. Сорокина, Е.А. Черкасова [2] и др.);

- как система экономических отношений, в которой образовательная услуга является товаром (Н.С. Батова, Н.В. Шуварин [3], Д.С. Гордеева [4] и др.);

- как совокупность физических и юридических лиц, участвующих в образовательном процессе (Г.Д. Бухарова [5], И.С. Березин [6] и др.).

В ходе анализ работ В.Б. Бансловой [7], О.Р. Верденхофа [8], Л.И. Гончаровой [9] и других авторов удалось также установить, что рынок образовательных услуг в силу перманентной востребованности на всех уровнях управления государством находится в стадии формирования и нуждается в установлении факторов, определяющих его функционирование. Рассмотрение данной проблемы относительно регионального рынка образовательных услуг в сфере высшего образования приобретает особую актуальность, так как ее решение позволяет не только совершенствовать развитие сферы высшего образования на ре-

гиональном уровне, но и в целом помогает обеспечивать непрерывное воспроизводство человеческого капитала.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды и монографии, учебные и периодические издания, посвященные вопросам формирования и функционирования рынка образовательных услуг. Также были использованы специальная литература и источники, содержащие статистическую информацию о состоянии регионального рынка высшего образования. Для проведения многофакторной оценки регионального рынка образования была использована методика И.Г. Ершовой [10] и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для полной характеристики современного состояния рынка высшего образования в Орловской области представим результаты факторного анализа по следующим показателям: численность населения, его распределение по возрастным группам, уровень доходов населения, уровень занятости и миграционные процессы в регионе, а также численность обучающихся в вузах. Первым этапом исследования в нашей работе стала оценка спроса на услуги высшего образования, который, в первую очередь, зависит от численности и распределения населения по возрастному признаку.

Наиболее значимыми в рассматриваемом аспекте являются возрастные группы «15-19 лет» и «20-24 года», так как представители именно этих возрастных категорий являются основными потребителями услуг высшего образования. В ходе анализа статистических дан-ных1 было произведено распределение численности населения Орловской области по возрастным группам в 2016-2020 гг., результаты которого представлены на рис. 1 и в табл. 1.

На рис. 1 можно отчетливо проследить снижение численности населения в возрасте от 20 до 24 лет. С 2016 г. по 2020 г. она сократилась на 11041 человека. Данная группа

1 Население // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. URL: https://orel.gks.ru/naselenie (дата обращения: 17.04.2021).

Распределение населения Орловской области по возрастным группам, человек

15-19 — 20-24 ...... 25-29 30-34

70000

20000

10000 0

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Распределение населения по возрастным группам в Орловском регионе в динамике Fig. 1. Population distribution of age groups in the Orel Region over a period of time

Распределение численности населения по возрастным группам в Орловской области в 2016-2020 гг.

Population distribution of age groups in the Orel Region in 2016-2020

Таблица 1 Table 1

Возрастная группа, лет Age group, years 2016,человек 2016, people 2017,человек 2017, people 2018,человек 2018, people 2019, человек 2019, people 2020,человек 2020, people

15-19 34872 32475 35718 36457 37187

20-24 43893 41070 37360 35193 32492

25-29 58864 56867 53876 50161 46701

30-34 56172 56222 56918 56695 57080

населения для рынка высших образовательных услуг является одной из ключевых - крупная доля выпускников, закончив учреждения среднего профессионального образования, зачастую планирует продолжить получение образования в высших учебных заведениях.

Далее особое внимание мы уделили численности школьников, получивших аттестат о среднем образовании, как группе будущих абитуриентов учреждений высшего образо-вания2. Данные распределения их по годам представлены в табл. 2.

2 Орловская область в цифрах. 2010, 2015-2018. Орел: Территориальный орган Федеральной службы

Как мы видим из табл. 2, произошло значительное снижение численности школьников, заканчивающих одиннадцать классов. Это еще одна негативная тенденция для развития регионального рынка высшего образования. Хотя в 2020 г. численность выпускников, получивших аттестат общего среднего образования, немного возросла - на 87 человек, можно предположить, что данная небольшая положительная динамика связана с

государственной статистики по Орловской области, 2019. 211 с.; Портал Орловской области. URL: https://orel-region.ru/index.php?head= 1 &unit=14916 (дата обращения: 13.04.2021).

Таблица 2

Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем образовании в Орловской области

Table 2

Number of students with a certificate of secondary education in the Orel Region

Показатель / Indicator 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Численность выпускников, получивших аттестат о среднем общем образовании, человек Number of students with a certificate of secondary education in the Orel Region, people 3512 3240 3214 2976 2917 2900 2987

В процентах к 2010 г., % As a percentage over 2010, % 100 92,3 91,5 84,7 83,0 82,5 85,1

Таблица 3

Доходы населения Орловской области

Table 3

Population income in the Orel Region

Показатель / Indicator 2016 2017 2018 2019 2020

Среднедушевые доходы населения, руб. Average per capita income of the population, rubles 23261 23979 24895 26024 26331

Темп роста, % Growth rate, % - 3,09 3,82 4,54 1,18

Среднемесячная заработная плата, руб. Average monthly salary, rubles 23127 24811 27476 29683 29700

Темп роста, % Growth rate, % - 7,28 10,74 8,03 0,06

Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году Real disposable incomes of the population, in % to the previous year 94,6 99,6 99,0 98,4 94,6

выдачей всем выпускникам школ аттестатов без результатов Единого государственного экзамена как последствие пандемии.

В связи с тем, что получение высшего образования в последнее время в большей мере сопряжено с платной образовательной услугой, то следующим этапом анализа явилось исследование среднедушевых доходов и среднемесячной заработной платы населения в Орловской области. В ходе анализа статистических данных3 было установлено следующее распределение доходов (табл. 3).

3 Орловская область в цифрах. 2010, 2015-2018. Орел: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, 2019. 211 с.; Портал Орловской области. URL: https://orel-region.ru/index.php?head= 1 &unit=14916 (дата обращения:

13.04.2021); Уровень жизни // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по

По оперативным данным Орловской статистики в первом квартале 2021 г. среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций составила 30323 руб. Из табл. 3 видно, что наблюдается негативная тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов жителей Орловской области. Снижение начинается с 2017 г. и достигает своего минимума в 2020 г. - в очень тяжелом для всей экономике году. Снижение реальных доходов населения крайне негативно сказывается на платежеспособности жителей региона. Это, в свою очередь, замедляет формирование спроса на образовательные услуги высшего образования, поскольку стоимость услуг высшего образования в редких случаях дос-

Орловской области. URL: https://orel.gks.ru/uruven jhizny (дата обращения: 16.03.2021).

тупна для людей, имеющих доходы ниже средних по региону.

Гармоничное развитие регионального рынка высшего образования неразрывно связано с возможностью рынка подготавливать кадры, в которых нуждается регион. Поэтому для оценки способности рынка высшего образования Орловской области взаимодействовать с рынком труда и его тенденциями, проанализируем общий уровень безработицы в регионе, а также структуру безработных по возрастным группам. В результате изучения статистических данных по Орловской области4 было установлено, что показатели безработицы как реальной, так и зарегистрированной существенно ухудшились в 2020 г. (табл. 4).

Это может вызвать следующие негативные последствия. Во-первых, затрудняется процесс трудоустройства выпускников высших учебных заведений. В 2020 тяжелом экономическом году произошло сокращение численности рабочих мест для уже существующего экономически активного населения, поэтому устроиться на работу по специальности стало тяжелее, чем в любое другое время. Во-вторых, региональный рынок образовательных услуг перестает выполнять одну из своих главных функций - обеспечение региона квалифицированными кадрами, потому что выпускники вынуждены покидать Орловскую область из-за недостатка рабочих мест. Помимо этого можно говорить о прогрессировании в регионе теневой экономики, так как общая численность реальных безработных увеличивается, а численность зарегистрированных снижается.

В табл. 5-6 представлена численность безработных и занятых в Орловской области по возрастным группам. Согласно данным таблицы наблюдается снижение процента занятых как в возрастной группе от 20 до 24 лет, так и в 25-29 лет.

Изменение в структуре безработных в Орловской области достаточно неоднородно.

4 Российский статистический ежегодник. 2020. М.: Росстат, 2020. 700 с.; Рынок труда и занятость населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: https://orel.gks.ru/rynok (дата обращения: 18.09.2022); Управление труда и занятости Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области. URL: https://job.orl.ru/reports/index (дата обращения: 07.04.2021).

По сравнению с 2016 г. процент безработных в возрасте от 20 до 24 лет в последующих годах снизился. Однако в 2017-2019 гг. процент возрос на 0,9. Процент безработного населения в возрасте 25-29 лет неравномерно изменялся на протяжении всего исследуемого периода - наименьшее значение он принимал в 2018 г. - 14,9 %, наибольшее значение в 2017 г. - 17,8 %. Это объясняется общероссийской тенденцией уменьшения численности молодежи в России в возрасте 15-29 лет. Как следствие, происходит снижение удельного веса данной возрастной группы в составе экономически активного населения. При этом при достаточно скептическом отношении работодателей к молодым сотрудникам, безработицу в данной возрастной группе может также вызывать несбалансированный выпуск специалистов с высшим образованием.

На рис. 2 довольно равномерно распределен во времени процент занятого населения как в возрасте 20-24 лет, так и в 25-29. Того же нельзя сказать о структуре безработных. Происходят довольно резкие изменения. Начиная с 2017 г., повышается процент безработного населения в возрасте 20-24 лет, в группу которых как раз таки и входит крупная доля выпускников высших учебных заведений. Также можно проследить интересную тенденцию. Например, в 2018 г., в возрастной группе 25-29 лет, снизился как процент занятых, так и процент безработных. Это может только подтвердить наши предположения о теневой экономике в регионе, а также о низкой способности региона удерживать выпускников местных высших учебных заведений.

Реально располагаемые доходы населения и повышение уровня безработицы в регионе являются одной из причин миграции населения из Орловской области. Данные о миграции населения в Орловской области, полученные в результате изучения статистических отчетов5, представлены в табл. 7.

5 Орловская область. 2010, 2015, 2017-2019. Орел: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, 2020. 259 с.

Таблица 4

Уровень зарегистрированной и незарегистрированной безработицы в Орловской области в 2016-2020 гг.

Table 4

Level of registered and unregistered unemployment in the Orel Region in 2016-2020

Показатель / Indicator 2016 2017 2018 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень безработицы, % Unemployment level, % 6,4 6,5 4,9 5,3 5,9 (на конец 2020 г., максимальное значение: август 2020 - 6,3) 5,9 (at the end of 2020, the maximum value in August 2020 is 6.3)

Уровень зарегистрированной безработицы, % Registrated unemployment level, % 1,2 0,9 0,9 0,8 2,1

Таблица 5

Изменения в структуре занятых в Орловской области в 2016-2019 гг.

Table 5

Structure changes of employed in the Orel Region in 2016-2019

Возрастная группа, лет Age group, years 2016, % 2017, % 2018, % 2019, %

20-24 6,9 6,8 6,0 6,1

25-29 13,0 13,4 13,2 12,2

Прочие Others 80,1 79,8 80,8 81,7

Итого Total 100 100 100 100

Таблица 6 Изменение в структуре безработных в Орловской области в 2016-2019 гг. Table 6 Structure changes of unemployed in the Orel Region in 2016-2019

Возрастная группа, лет Age group, years 2016, % 2017, % 2018, % 2019, %

20-24 25,0 17,0 17,3 17,9

25-29 16,6 17,8 14,9 16,0

Прочие Others 58,4 65,2 67,8 66,1

Итого Total 100 100 100 100

Рис. 2. Зависимость изменения в структуре безработных и занятых по возрастным группам в 2016-2019 гг. Fig. 2. Change dependency in unemployed and employed of various age groups in 2016-2019

Таблица 7

Миграционное движение населения Орловской области в 2016-2020 гг.

Table 7

Migration movement among population in the Orel Region in 2016-2020

Показатель / Indicator 2016 2017 2018 2019 2020

Прибыло Arrived 20836 19719 20991 19832 12360

Выбыло Departed 22435 22565 23706 20461 13033

Миграционный прирост (убыль) Migration increase (decrease) -1599 -2846 -2715 -629 -673

Таблица 8

Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Орловской области за 2010, 2015-2020 гг., всего человек

Table 8

Number of students in bachelor's, specialist's and master's degree programs in the Orel Region in 2010, 2015-2020, total people

Показатель / Indicator 2010/2011 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020

Численность студентов в Орловской области Number of students in the Orel Region 43213 31943 30666 30949 30340 28600

Темп прироста, % Growth rate, % - - -4,0 0,9 -2,0 -5,7

Численность студентов в России Number of students in Russia 7049800 5209000 4766500 4399500 4245900 4161700

Темп прироста, % Growth rate, % - - -8,5 -7,7 -3,5 -2,0

На протяжении всего исследуемого периода в Орловской области наблюдается миграционная убыль населения. Внутренняя миграция неразрывно связана с получением высшего образования, поскольку различия в социально-экономическом развитии регионов побуждают абитуриентов выходить на рынки высших образовательных услуг более крупных и привлекательных по уровню жизни регионов. Этот аспект играет огромную роль в функционировании и развитии рынка высшего образования в Орловской области, так как он является так называемым регионом-транзитом для студентов. Иными словами, это означает, что Орловская область стягивает к себе выпускников из других регионов, но после завершения обучения студенты предпочитают покинуть регион, нежели в нем остаться. Выпускники местных высших учебных заведений Орла из-за нестабильной экономики региона оказываются более востребованы в других областях. Таким образом, рынок высшего образования в Орлов-

ской области способен притягивать к себе абитуриентов из других городов, но региональный рынок труда оказывается зачастую неспособен их удержать, что и подтверждают показатели миграции в регионе. Сказанное свидетельствует о том, что Орловский рынок высшего образования больше работает на рынки труда других регионов, нежели на локальный рынок.

Сглаживанию указанной негативной тенденции для развития и функционирования рынка образовательных услуг в Орловской области способствует то, что Орловский региональный рынок высшего образования принимает участие в реализации приоритетного федерального проекта «Экспорт образования». В рамках реализации данной программы в Орловской области обучается около 4000 студентов, прибывших из-за рубежа. Перспективой дальнейшего развития данного проекта является увеличение притока иностранных студентов до 6000 человек. Но реальность выполнения данной перспективы в

настоящее время осложняется из-за ковид-ных ограничений и внешней политики.

Завершающим этапом анализа состояния рынка высшего образования в Орловской области станет анализ численности потребителей и производителей образовательной услуги в сфере высшего образования. Для оценки данного фактора проанализируем численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Орловской области за 2010, 2015-2020 гг.6

Как показывают статистические данные (табл. 8), наблюдается устойчивая динамика снижения численности студентов как в Орловском регионе, так и в общероссийском масштабе. Прирост студентов в Орловской области был лишь в 2017 г., в остальных исследуемых годах темп роста был отрицательным, как и в целом по России. Следует отметить, что снижение численности студентов по направлениям подготовки бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры наблюдается не только в Орловском регионе, но и в ряде соседствующих ему областей, а именно Курской, Липецкой, Брянской областях. Стабильная ситуация поддерживается лишь в Калужской области. Общее снижение численности студентов в российском масштабе объясняется большинством аналитиков как постепенное смещение демографической ямы с уровня общего образования на уровни среднего специального и высшего образования.

Рассчитав данные численности студентов на 10000 человек населения в Орловской области, мы выявили расхождение с теорией смещения демографической ямы.

На рис. 3 наглядно представлена тенденция снижения как численности населения, так и численности студентов. Однако снижение численности студентов происходит гораздо быстрее. Это значит, что списывать снижение студентов на рынке высшего образования исключительно на явление демографической ямы не стоит.

Анализ численности студентов по формам обучения в Орловской области в 2016-

6 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019. М.: Росстат, 2019. 1204 с.; Рейтинг регионов России по приросту численности населения. URL: https://1prime.ru-/state regulation/20210405/833386742.html (дата обращения: 03.05.2021).

2020 гг. показал, что на протяжении исследуемого периода наблюдается увеличение доли обучающихся очно. Если в 2016/2017 учебном году доля обучающихся студентов на заочной и очно-заочной формах обучения превышала долю очников на 2,6 %, то в нынешнее время большая часть студентов предпочитают очную форму обучения. Небольшой перевес сохраняется за студентами-очниками - они превышают долю заочников на 3,2 %. По нашему мнению, они предпочитают обучение на материально-технологической базе университетов самостоятельному обучению на заочной форме. Наглядно подтверждение сказанному представлено на рис. 4.

Одним из гарантов качества предоставляемых услуг высшего образования является профессорско-преподавательский состав. Поэтому анализ изменения численности профессорско-преподавательского состава станет важным показателем проводимого факторного анализа.

Проблема снижения численности преподавательского состава стоит крайне остро в региональных высших учебных заведениях. Как мы видим на рис. 5, Орловская область не стала исключением - с 2010 г. численность преподавательского состава сократилась на 1063 человека, что составляет почти 45 %. Такая ситуация вступает в существенную конфронтацию с ориентирами Стратегии научно-технического развития Российской Федерации до 2035 г. Особенно это расходится с реальностью в плане воспроизводства кадров для формирования и развития научно-технологического потенциала России. Все это усугубилось сменой системы финансирования региональных высших учебных заведений, а именно, системой нормативно-подушевого финансирования вкупе со снижением численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований. Все перечисленные факторы ведут к опасной тенденции снижения численности преподавательского состава. Опасность данной тенденции, во-первых, заключается в том, что снижается академическая сила высших учебных заведений. Во-вторых, снижается качество оказания услуг высшего образования, из-за повышения количества студентов на одного преподавателя.

Рис. 3. Сравнительная динамика изменения численности населения и численности студентов в Орловской области, за 2010, 2016-2020 гг. Fig. 3. Comparative dynamics of changes in population and number of students in the Orel Region, for 2010, 2016-2020

Рис. 4. Изменение долей студентов, обучающихся на очной и очно-заочной, заочной формах Fig. 4. Change in the proportion of students at full-time and mixed attendance, part-time forms of study

Рис. 5. Изменение численности преподавательского состава в высших учебных заведениях Орловской области Fig. 5. Change in number of teaching staff in higher educational institutions of the Orel Region

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав основные факторы спроса и предложения рынка высшего образования в Орловской области, было установлено, что на спрос образовательных услуг в сфере высшего образования оказывают наибольшее влияние численность и состав населения области, средняя заработная плата, реальные доходы населения, а также ситуация на рынке труда. Предложение на рынке высшего образования в Орле зависит от численности вузов, стоимости обучения и финансирования.

В Орловской области прослеживается тенденция укрупнения вузов. Также почти во всех высших учебных заведениях прослеживается динамика увеличения студентов, обучающихся на договорной основе, а также быстрое снижение профессорско-преподавательского состава.

Проведенное исследование показало, что в Орловской области отсутствует качественно налаженная связь между региональным рынком труда и рынком высшего образования, что приводит к нехватке определенных кадров в

регионе, а это приводит, как следствие, к дисбалансу на рынке труда.

Выявленные негативные тенденции свидетельствуют о необходимости мобилизации региональными вузами внутренних сил в период тяжелой кризисной ситуации. Нужно сделать упор на максимальную активизацию стратегии привлечения абитуриентов. В период нестабильной ситуации с ковидными ограничениями для привлечения максимального количества абитуриентов маркетинговая стратегия должна ориентироваться в большей части на позиционирование вуза во всех медиа. Проведение профессиональных проб на факультетах позволит привлечь в вуз талантливых выпускников-старшеклассников. Приток дополнительных денежных средств в региональные фонды может обеспечить внедрение системы микроквалификаций в процессе прохождения обучения и создание эндаумент-фондов [11]. Названные мероприятия, на наш взгляд, могут быть рассмотрены как система антикризисных мер, направленных на развитие рынка образовательных услуг в сфере высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Севек Р.М. Особенности взаимодействия на рынке образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

2. Сорокина Е.В., Черкасова Е.А. Рынок образовательных услуг как социально-экономическая система // Международный исследовательский журнал. 2020. № 7 (97). С. 126-129. DOI 10.23670/IRJ.2020.97.7.058

3. Батова Н.С., Шуварин Н.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9. С. 11-17.

4. Гордеева Д.С., Дегтярева Н.А. Экономика образования. Челябинск: Цицеро, 2017. 95 с.

5. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 208 с.

6. Березин И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг. URL: https ://www. marketolo gi.ru/publikatsii/stati/srednii i -klass-na-rvnke-obrazovatelnvkh-uslug/ (дата обращения: 04.01.2021).

7. Банслова В.Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития // Проблемы современной экономики. 2016. № 3 (59). С. 201-206.

8. Верденхофа О.Р., Димитрова С.И., Петрова М.М. Факторы влияния на рынок образовательных услуг // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2016. № 1 (3). С. 10-15.

9. Гончарова Л.И. Сущность рынка образовательных услуг как социально-экономической системы // Вестник СГЭУ. 2009. № 9 (59). С. 26-29.

10. Ершова И.Г. Государственное регулирование рынка образовательных услуг в экономике знаний // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 86-96.

11. Аубакирова Ж.Я., Бейсенбаев Ж.Т., Жапарова М.Ж. Эндаумент-фонды как форма реализации государственно-частного партнерства в высшем образовании: зарубежный опыт // Экономика: стратегия и практика. 2019. № 4. С. 81-92.

REFERENCES

1. Sevek R.M. Interaction features in the educational services market. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 6. (In Russian).

2. Sorokina E.V., Cherkasova E.A. Education services market as social and economic system. Mezhdunarodnyy issledovatel'skiy zhurnal = International Research Journal, 2020, no. 7 (97), pp. 126-129. (In Russian). DOI 10.23670/IRJ.2020.97.7.058

3. Batova N.S., Shuvarin N.V. Problems and prospects of development of the market of educational services. Vestnik NGIEI = Bulletin of NGIEI, 2015, no. 9, pp. 11-17. (In Russian).

4. Gordeeva D.S., Degtyareva N.A. Economics of Education. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2017, 95 p. (In Russian).

5. Bukharova G.D., Starikova L.D. Marketing in Education. Moscow, "Akademiya" Publ. Center, 2010, 208 p. (In Russian).

6. Berezin I.S. The middle class in the market of educational services. (In Russian). URL: https ://www. marketolo gi.ru/publikatsii/stati/srednii i -klass-na-rynke-obrazovatelnykh-uslug/ (accessed: 04.01.2021).

7. Banslova V.B. Russian market of educational services: stages and factors of its development (Russia, St. Petersburg). Problemy sovremennoy ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2016, no. 3 (59), pp. 201-206. (In Russian).

8. Verdenkhofa O.R., Dimitrova S.I., Petrova M.M. Factors of influence on the educational services market.

International Journal of Innovative Technologies in Economy, 2016, no. 1 (3), pp. 10-15. (In Russian).

9. Goncharova L.I. The essence of educational market as a social and economic system. Vestnik SGEU = Vestnik of Samara State University of Economics, 2009, no. 9 (59), pp. 26-29. (In Russian).

10. Ershova I.G. State regulation of the market of educational services in the knowledge economy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Management, 2014, no. 3, pp. 86-96. (In Russian).

11. Aubakirova Zh.Ya., Beysenbaev Zh.T., Zhaparova M.Zh. Endowment funds as a form of implementation of public-private partnership in higher education: foreign experience. Ekonomika: strategiya i praktika = Economics: the Strategy and Practice, 2019, no. 4, pp. 81-92. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Астахова Наталия Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры инноватики и прикладной экономики. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: nataliya-astahovа@,mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q1-9649-1788 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, формулировка цели и задач исследования, подготовка и корректировка текста статьи.

Федорова Марина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: mary fedorova 75@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-3137-64Q9 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и корректировка статьи.

Федоров Максим Геннадьевич - магистрант по направлению подготовки «Юриспруденция». Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: mf4427869@gmail.com ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-Q9Q9-894Q Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи.

Natalia N. Astakhova - Candidate of Economics, Associate Professor of Innovation and Applied Economics Department. Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation. E-mail: nataliya-astahova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9649-1788 Contribution: research issue statement, research purpose and objectives formulation, article text preparation and correction.

Marina A. Fedorova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychology and Pedagogy Department. Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation.

E-mail: mary fedorova 75@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3137-6409 Contribution: main study concept, article writing and editing.

Maxim G. Fedorov - Master's Degree Student in "Jurisprudence". Orel State University named after I.S. Turge-nev, Orel, Russian Federation. E-mail: mf4427869@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0909-8940 Contribution: literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.