Научная статья на тему 'Факторная структура стиля исполнительности'

Факторная структура стиля исполнительности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / FACTOR / СТИЛЬ / STYLE / ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / EXECUTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прядеин Валерий Павлович, Ефимова Анастасия Анатольевна

В статье впервые на основе экспериментальных данных рассматривается корреляционное и факторное соотношение стиля исполнительности и исполнительности у представителей юношеского возраста с учётом гендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR STRUCTURE OF EXECUTIVE STYLE

In article, at first, on the basis of experimental data, the correlation and factor corresponding of stile of diligence and responsibility are considered in representatives of adolescents with gender differences.

Текст научной работы на тему «Факторная структура стиля исполнительности»

YAK 159.922.8 ББК 88.374

В.П. ПРЯДЕИН, ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА

А.А. ЕФИМОВА СТИАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

V.P. PRYADEIN, FACTOR STRUCTURE OF EXECUTIVE STYLE A.A. EFIMOVA

В статье впервые на основе экспериментальных данных рассматривается корреляционное и факторное соотношение стиля исполнительности и исполнительности у представителей юношеского возраста с учётом гендерных различий.

In article, at first, on the basis of experimental data, the correlation and factor corresponding of stile of diligence and responsibility are considered in representatives of adolescents with gender differences.

Ключевые слова: фактор, стиль, исполнительность.

Key words: factor, style, executive.

Под стилем исполнительности мы понимали способы выполнения действий связанных с подчинением другим лицам, в процессе реализации поставленных ими задач и целей.

Способы выполнения исполнительских действий характеризуются совокупностью технических приёмов, свойственных для этого стиля и отличающих его от других стилей.

Так отношение к реализации порученного, может колебаться и находиться в достаточно широком диапазоне - от необязательности и игнорирования до ответственного выполнения точно и в срок.

Необходимо отличать индивидуальный стиль деятельности как устойчивую характеристику личности и стиль исполнительности, который может меняться в зависимости от ряда переменных (авторитета лица, отдавшего распоряжение; согласия или не согласия с поставленной целью и путями её достижения; времени отпущенного для достижения намеченного результата и т. д.), так и быть относительно устойчивым, независимым, несмотря на разный характер выполняемых действий.

В одних из первых исследований (Климов 1969; Мерлин 1964, 1986 и др.) к отличительным признакам индивидуального стиля деятельности (ИСД) относили:

1) только те действия, которые обеспечивали успешность достижения результата;

2) индивидуальный стиль формируется в процессе деятельности в зависимости от типологических особенностей субъекта;

3) индивидуальный стиль включает в себя гностические, ориентировочные, исполнительные, контрольные компоненты деятельности (действия и операции), а также функциональные состояния.

Другими словами, «индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [2, с. 50].

М.Р. Щукин рассматривает структуру индивидуального стиля «как целостное образование, включающего в себя ряд особенностей в следующих сторонах деятельности: 1) в процессуально-операциональной, характеризующей систему приёмов деятельности, 2) в результативной, говорящей о реализации цели, достижении результата, 3) во внутренних условиях, 4) в от-

ражении субъектом внешних условий и требований деятельности. При этом в качестве определяющего звена в структуре стиля рассматривается взаимодействие внутренних условий. Оно характеризует саморегуляцию и обеспечивает индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной сторонах деятельности, а также в отражении субъектом внешних условий и требований» [1, с. 33].

Нас в большей мере интересовала внутренняя сторона стиля и её соотношение с параметрами исполнительности. Другими словами, в нашу задачу входило определение соотношения различных стилей исполнительности (ответственного, исполнительского, волевого, ситуативного) и их составляющих с многомерно-функциональными характеристиками исполнительности субъекта. К ним традиционно в школе А.И. Крупнова относят гармонические и агармонические параметры: в операционной сфере - динамические параметры (эргичность-аэргичность), эмоциональные (стеничность-астеничность), регуляторные (интернальность-экстернальность); в содержательной сфере -мотивационные параметры (социоцентрмчность-эгоцентричность), когнитивные (осмысленность-осведомлённость), результативные (предметность-субъектность). Кроме того мы ввели два дополнительных показателя - преобладание исполнительности и переход исполнительности в ответственность.

Исполнительность как таковая, а, следовательно, и исполнительский стиль относится к разряду произвольных действий, которые могут реализо-вываться субъектом, в зависимости от отношения к порученному и личной значимости достигаемой цели, по-разному.

Ситуативный стиль исполнительности - характерен для субъектов:

1) выполняющих задания из-за невозможности отказаться, с низкой самооценкой, сомневающихся в собственных возможностях, что порождает нежелание что-либо делать и негативное отношение к выполнению поручений;

2) у которых деятельность во многом зависит от настроения, живущих сегодняшним днём, с преобладающей необязательностью, отказом от деятельности и ленью при реализации порученного; 3) социально равнодушных, скептически относящихся к заданному, с выраженным эгоцентризмом, ищущих при выполнении задания, прежде всего, личную выгоду.

В целом субъекты с ситуативным стилем исполнительности отличаются безалаберностью, попустительством, эгоцентризмом, скептицизмом, безразличным, «наплевательским» отношением к деятельности и жизнедеятельности. Халатным отношением к поручениям и обязанностям.

Волевой стиль исполнительности - характерен для субъектов: 1) решительных и целеустремлённых; 2) с высокой работоспособностью, помехоустойчивыми, со стремлением к выполнению сложных дел, умеющих преодолевать субъективные трудности; 3) склонных к работе в экстремальных условиях связанных с риском, обязательных, самокритичных, социально ориентированных.

Ответственный стиль исполнительности - характерен для субъектов: 1) гарантирующих достижения результата, самостоятельных, обходящихся без дополнительного контроля, гарантирующих завершение начатого, достижение результата; 2) альтруистичных, руководствующихся чувством долга и совести с выраженной эмпатией и соучастием к окружающим. Трезво оценивающие свои способности; 3) осторожных и взвешенно принимающих решения, тщательно выполняющих задания.

В целом они гарантируют достижение на основе самостоятельно принятого решения, чувства долга и совести, с осознанием возможного наказания за невыполнение обещанного.

Исполнительский стиль исполнительности - характерен для субъектов: 1) выполняющих задания вне зависимости от его характера, содержания и обстоятельств; 2) ориентирующихся напрямую на распоряжения начальства, руководства; 3) безропотно, точно следующих указаниям, ориентирующихся на предписания, нормативные требования, неинициативных.

Субъекты с исполнительским стилем исполнительности подчиняют собственное «Я» требованиям начальства, педагогам, родителям и т. п. Безропотно выполняют приказы и распоряжения.

Сделаем одно принципиальное уточнение. Не надо смешивать индивидуальный стиль деятельности и исполнительский стиль при выполнении произвольных действий, необходимость выполнения которых навязана извне (начальником, руководителем, учителем, родителями и т. п.). Стиль исполнительности, это, по сути, отношение субъекта к порученному заданию, отношение к его выполнению. Субъект может как ответственно подойти к его реализации, если поставленные цели становятся его личными целями - он гарантирует их достижение, так и попустительски отнестись к порученному делу. Мотивация при этом может быть достаточно многообразной: недостаточное вознаграждение; сделаю потом, т. к. есть более важные дела; недостаточный авторитет отдающего распоряжение; отсутствие наказания за невыполнение задания и т. п.

Несколько иначе возможно проявление исполнительности субъекта при необходимости проявления воли. Воля необходима субъекту для реализации произвольных действий сверх нормативного характера. Он должен в первую очередь настроить себя на необходимость их выполнения - преодолеть внутренние противоречия («борьба мотивов») и, во-вторых, изыскать дополнительные энергетические ресурсы организма для преодоления внешних препятствий и трудностей. Возможен ли волевой стиль и волевой стиль исполнительности у субъекта в частности? Из литературы в качестве примера мы можем привести Овода, Павку Корчагина, Рахметова и др., возможно в жизни встречаются и их прототипы, но, как и субъекты, страдающие абулией (безволием), они находятся на полярных концах кривой нормального распределения. Многие отмечают, что любая биологическая система стремится к состоянию равновесия. Поэтому думается, что волевой стиль реагирования при выполнении исполнительских действий, относительно непродолжителен, фрагментарен и при отсутствии согласия субъекта с поставленной целью, не имеет отношения к воле, как таковой. Ранее нами было показано, что параметры выполнения навязанных действий даже со сверхнормативными характеристиками (сверхмаксимальными) не коррелируют с жизненными проявления воли.

Говоря о волевом стиле исполнительности в целом, можно предположить, что он фрагментарен и не может быть устойчивым (в отличие от индивидуального стиля деятельности), субъектам воля необходима, с одной стороны, для преодоления внешних трудностей, а с другой стороны, пока мало исследованной, воля (усилия) необходимы для «насилия над собой», подчинения «чужой воле», личности отдающей приказы, распоряжения, поручения.

Понятие исполнительского стиля не тождественно выполнению (исполнению) какой-либо программы действия, требующей определённых качеств, как это происходит у М.В. Приставкина (1998). Говоря о художественной гимнастике, он рассматривает не исполнительность, как качество, а разные варианты выполнения программы действий у гимнасток с различным уровнем развития специальных способностей: артистических, технических и композиционных, а также их соотношение с особенностями проявления свойств нервной системы. Все эти специальные способности тесно взаимосвязаны между собой и влияют на успешность выполнения всей деятельности. Ошибки, допущенные в реализации одного из компонентов, ведут к низкой оценке всей программы. Безусловно, в плане анализа, допустимо и изолированное рассмотрение этих отдельных сторон выполнения спортивной программы. Более того спортсменки, обладающие большей гибкостью, стараются в большей мере её и подчеркнуть, вуалируя недостатки, допустим, непопадания выполняемых упражнений в темп музыки. Другими словами, речь идёт об индивидуальном стиле деятельности - выполнении программы в художественной гимнастике, оцениваемом

исполнительском мастерстве,о приоритетных, выигрышных моментах в программе, акцентах расставляемых в программе тренером и спортсменкой, а не об исполнительском стиле.

Исполнительское мастерство, а не стиль исполнительности, во многом зависит от соотношения сложности программы и её художественного восприятия. В любом случае баллы будут низкими при провале одной из составных частей оцениваемой программы.

Не вызывает сомнения, что исполнительность субъекта, стиль её проявления, можно характеризовать и со стороны динамических характеристик: легкости (усилия), продолжительности (время), своевременности (сроки), пунктуальности (ошибки), инициативности (количество инноваций) и т. д.

Качественные характеристики различных стилей исполнительности очевидно могут быть расширены и за счёт других характеристик, как может быть расширен и сам реестр исполнительских стилей. Например, можно рассмотреть стили: «волокитчика» - откладывание выполнения порученного на последний срок; «спринтера» - реализация задания в минимальные по времени сроки; «аналитика» - предварительная разработки программы более рационального достижения результата и т. д. Можно предположить, что субъектам с ответственным стилем исполнительности присуще и качество ответственности, исполнительным субъектам присущ и исполнительский стиль реагирования в различных видах своего проявления (вне зависимости от обстоятельств, с ориентацией на распоряжения, безропотный).

В первую очередь нас интересовало соотношение различных стилей исполнительности и их качественных характеристик между собой (табл. 1).

Как видно из табл. 1, все суммарные показатели (53, 57, 61, 65), характеризующие ответственный, исполнительский волевой и ситуативный стили исполнительности коррелируют со своими образующими показателями у девушек, юношей и в их суммарном выражении (возраст). Это свидетельствует об их высокой надёжности при характеристике различных стилей исполнительности (все корреляции не выше 0,1% уровня значимости).

Связаны между собой и суммарные характеристики ответственного стиля с исполнительским и волевым. За исключением девушек, имеют связь исполнительский с волевым стилем исполнительности. К этой же тенденции (значимые корреляции у девушек, юношей и возраста) относится и ряд производных показателей как внутри стилей исполнительности, так и между ними.

Суммарный показатель ответственного стиля исполнительности связана с исполнительским стилем вне зависимости от обстоятельств и с ориентацией на распоряжения - корреляционная связь показателей 53 и 54, 53 и 55 (КСП 53 с 54, КСП 53 с 55).

Так, в ответственном стиле исполнительности общей закономерностью выступает корреляционная связь между 50 и 52 показателями, которая свидетельствует о том, что гарантия достижения результата связана с осторожностью принятия решения (и наоборот). В дальнейшем, осознавая возможность двустороннего истолкования корреляционных связей, мы будем останавливаться только на их однонаправленной интерпретации зависимости (но не влиянии, т. к. дисперсионного анализа не проводилось).

В волевом стиле исполнительности у девушек, юношей и возраста в целом действия в экстремальных условиях связаны с решительностью - КСП 58 с 60. Исполнительность вне зависимости от обстоятельств (у девушек, юношей и возраста) связана со всеми показателями волевого стиля исполнительности - КСП 54 с 58-61. Работоспособность и помехоустойчивость волевого стиля исполнительности помимо суммарной характеристики ответственного стиля исполнительности коррелирует с гарантией достижения результата (КСП 59 с 53 и с 50).

Стиль гарантии достижения ответственного результата соотносится с волевым стилем (КСП 50 с. 61).

В ряде случаев значимые суммарные показатели (возраст) образуются за счёт высоких значений корреляций или у юношей, или у девушек. Так, значимая связь возраста (0,36*) альтруизма и чувства долга с гарантией достижения результата (КСП 51 с 50) образуется только за счёт значимой корреляции у юношей (0,59***). У девушек она близка к нулю (0,06). И таких соотношений у юношей достаточно много: КСП 57 с 50, 59 с 57, 65 с 56. Смысл данных связей сводится к тому, что юноши с исполнительским стилем, в отличие от девушек, гарантируют достижение результата; они более работоспособны и помехоустойчивы; отличаются безропотностью, если у них преобладает ситуативный стиль исполнительности.

Есть и ряд других, но менее ярких связей, с той же закономерностью -значимая суммарная связь за счёт высокого значения корреляции у юношей. Например, КСП 56 с 62 - безропотная исполнительность из-за невозможности отказаться. Аналогичные соотношения наблюдаются и у девушек: КСП 63 с 50 - чем больше девушки зависят от настроения, тем меньше они гарантируют достижение результата; КСП 56 с 55 - безропотность при ориентации на распоряжения; КСП 58 с 50 - решительные девушки гарантируют достижение результата.

Вывод напрашивается сам собой - неправомерность, в ряде случаев, рассмотрения суммарных показателей без рассмотрения тендерных особенностей.

Есть связи и между единичными показателями различных стилей исполнительности. Так, чем более осторожны юноши при принятии решений, тем менее они решительны - КСП 52 с 58. Чем более у юношей выражен ситуативный стиль исполнительности, тем более они безропотны в исполнительском стиле исполнительности.

Чем более у девушек выражены альтруистичность и чувство долга, тем более они ориентируются на распоряжения - КСП 51 с 55. В экстремальных условиях девушки больше ориентируются на распоряжения - КСП 60 с 55. Чем более девушки помехоустойчивы, тем менее они зависимы от настроения - КСП 59 с 63. Социальное равнодушие у девушек наступает у девушек в ситуации, когда они не могут отказаться от исполнительности - КСП 64 с 62.

Есть корреляции одного показателя с несколькими. У девушек социальное равнодушие тем больше, чем меньше у них ориентация на распоряжения, безропотность исполнительности и исполнительский стиль в целом -КСП 64 с 55, 56, 57.

Решительность девушек в волевом стиле исполнительности ведёт к увеличению гарантии достижения результата, чувства долга и ответственного стиля исполнительности КСП 58 с 50, 52 и 53. Решительность ни в коей мере у девушек не связана с осторожностью принимаемых решений - КСП 58 с 52 = 0,01.

Наибольшее количество отрицательных связей наблюдается между показателями ответственного и ситуативного стилей исполнительности. Общий смысл их сводится к тому, что чем меньше спонтанности, хаоса и безалаберности у субъекта, тем более он привержен к ответственному стилю исполнительности. Вместе с тем есть и положительные зависимости. Так, КСП 64 и 61 можно истолковать как связь волевого стиля исполнительности с эгоцентрической частью ситуативного стиля. Логичным выглядит положительная корреляция экстремальности у юношей с ситуативностью - КСП 65 с 60.

Интеркорреляция исполнительности и стиля исполнительности представлена в табл. 2. Рассмотрим вначале корреляционные связи у девушек, но только те, которые отсутствуют у юношей.

Динамическая эргичность (активность) исполнительности у девушек связана с осторожным стилем принимаемых решений (КСП 28 с 52 = 0,51**), а их аэргичность (пассивность) исполнительности снижает ответственный стиль исполнительности (КСП 29 с 50, 52, 53). Их пассивность не способствует также исполнительности вне зависимости от обстоятельств (-0,43**), ра-

ботоспособности и помехоустойчивости (-0,41*), но способствует ситуативному, попустительскому стилю исполнительности (КСП 29 с 62,63, 65). Только у девушек социоцентрическая мотивация ведёт к осторожному стилю принимаемых решений (КСП 36 с 51) и отказу от социального равнодушия, эгоцентризма (КСП 36 с 64) и ситуативного стиля в целом (КСП 36 с 65). Напротив, эгоцентрическая мотивация способствует увеличению социального равнодушия (КСП 37 с 64).

Осторожному стилю принятия ответственных решений у девушек также способствует осмысленность исполнительности. Чем больше для девушек значимость субъектного результата, тем более у них проявляется социальное равнодушие, эгоцентризм (КСП 39 с 64). «Чистая» исполнительность (только гармонические характеристики) у девушек связана с повышенной работоспособностью, помехоустойчивостью (КСП 49 с 59). Переходу исполнительности в ответственность способствует осторожность принимаемых решений (КСП 40 с 52), а препятствует зависимость от настроения и ситуации, когда субъект лишён права выбора (КСП 40 с 63 и 62). В целом, преобладание исполнительности у девушек препятствует проявлению ответственного стиля исполнительности (КСП 41 с 50, 52, 53), повышению работоспособности, помехоустойчивости.

У юношей, как и у девушек, рассматривались только те корреляционные связи показателей между исполнительностью и стилями исполнительности, которые отсутствуют у лиц противоположного пола.

У юношей положительные эмоции способствуют гарантированному достижению ответственного результата (КСП 30 с 50), повышению работоспособности, помехоустойчивости. Однако чем больше субъект сталкивается с ситуацией, когда он не может отказаться от исполнительской деятельности, тем меньше у него выраженность положительных эмоций (КСП 62 с 30) и больше эмоций астенических (КСП 30 с 54).

Как это не выглядит парадоксально, но астенические эмоции у юношей в процессе исполнительности способствуют повышению приверженности к действию в волевом стиле исполнительности, в частности, к повышению работоспособности и помехоустойчивости в экстремальных условиях (КСП 31 с 59, 60), причём происходит это вне зависимости от обстоятельств (КСП 31 с 54 = 0,30*). Возможное объяснение видится в предположении П.В. Симонова, который определял волю, как потребность в преодолении препятствий.

В качестве оппозиции интернальности исполнительности у юношей стоит ситуативный стиль исполнительности (КСП 32 с 65 = -0,31). Эта зависимость вполне объяснима. Вряд ли безалаберный человек будет искать причины происходящего с ним в жизни в себе. Вместе с тем в отличие от девушек, юноши, несмотря на экстернальность исполнительности, могут безропотно придерживаться исполнительского стиля (КСП 33 с 56, 57) и действовать в экстремальных условиях (КСП 33 с 60).

Аналогично, в отличие от девушек, юноши руководствуясь социо-центрической мотивацией склонны к безропотному выполнению приказов, действию в экстремальных условиях в соответствии с волевым стилем исполнительности (КСП 36 с 56, 60, 61).

Эгоцентрическая мотивация у юношей также способствует проявлению почти всех рассматриваемых стилей исполнительности (кроме попустительского). В ответственном стиле исполнительности она повышает гарантию достижения результата, альтруизм и долг (КСП 37 с 50, 51, 53); в исполнительском стиле способствует достижению результата вне зависимости от обстоятельств (КСП 37 с 54); в волевом - повышает решительность, работоспособность, помехоустойчивость (КСП 37 с 58, 59, 61).

В когнитивном компоненте осмысленность исполнительности у юношей позволяет придерживаться: исполнительского стиля вне зависимости от обстоятельств (КСП 34 с 54); волевого стиля исполнительности, в том числе

и с экстремальным уклоном (КСП 34 с 60, 61); ситуативного стиля исполнительности в зависимости от настроения (КСП 34 с 63).

Осведомлённость - плохое представление о характере исполнительности у юношей, не снижает их работоспособности (КСП 35 с 59 = 0,34*), у девушек эта связь равна нулю (0,00).

Юноши начинают прибегать к ситуативному стилю исполнительности из-за невозможности отказаться от порученного (КСП 35 с 65, 62).

Общественно значимого результата (предметность) юноши достигают вне зависимости от обстоятельств (КСП 38 с 54, 57). Предметность реализуется и за счёт волевых компонентов исполнительности (КСП 38 с 59, 60, 61). Вместе с тем чем больше у юношей выраженность ситуативных действий, из-за невозможности отказаться, тем меньше будет стремление к достижению общественно значимого результата.

Личностно значимого результата (субъектность) юноши могут добиваться с использованием всех стилей исполнительности (кроме ситуативного): ответственного (КСП 39 с 50, 51, 53); исполнительского (КСП 39 с 55, 57); волевым (КСП 39 с 59, 61). Другими словами, можно говорить о том, что личностный результат в процессе выполнения распоряжений, поручений, приказов и т. п. играет заметную роль в исполнительности у юношей (не забывают и о себе). Преобладание исполнительности у юношей как черты характера приводит к тому, что у них начинает преобладать безропотный и ситуативный стиль исполнительности из-за невозможности отказаться от порученного (КСП 41 с 56, 62).

Переходу исполнительности в ответственность у юношей способствует приверженность к исполнительскому стилю (КСП 40 с 57) и способность действовать в экстремальных условиях (КСП 40 с 60).

Можно также отметить, что только юноши своей операционной составляющей исполнительности связаны с безропотным стилем исполнительности, а ориентация на распоряжение, как стиль исполнительности, отсутствует не только у девушек и юношей, но и у возраста в целом (отсутствие значимых корреляций с показателями исполнительности). Можно предположить, что в исполнительской деятельности субъект в большей мере ориентируется на себя, на достижение общественно значимого результата, а не на ожидание распоряжений и приказов.

В заключении перечислим значимые корреляции показателей исполнительности и стилей исполнительности характерные для девушек, юношей и возраста в целом.

Показатели операциональной, в большей мере природообуслов-ленной сферы:

- чем выше эргичность субъекта, тем больше гарантия достижения результата и ответственный стиль реагирования в целом (КСП 28 с 50, 53); больше исполнительский стиль реагирования вне зависимости от обстоятельств (КСП 28 с 54); больше работоспособность и помехоустойчивость (КСП 28 с 59); меньше ситуативный стиль реагирования исполнительности из-за невозможности отказаться (КСП 28 с 62);

- чем выше аэргичность (пассивность) субъекта, тем больше он прибегает к ситуативному стилю выполнению заданий, в том числе из-за невозможности отказаться и в зависимости от настроения (КСП 29 с 65, 62, 63);

- чем больше выраженность стеничности (положительных эмоций), тем выше: вероятность альтруизма и ответственного стиля реагирования (КСП 30 с 51, 53); исполнительский стиль вне зависимости от обстоятельств (КСП 30 с 54).

Решительность и волевой стиль реагирования (КСП 30 с 58, 61).

Интернальность субъекта способствует проявлению ответственного стиля реагирования (КСП 32 с 50, 51, 52, 53), действиям вне зависимости от обстоятельств (КСП 32 с 54), работоспособности и помехоустойчивости (КСП 32 с 59).

Экстернальность способствует только повышению ситуативного стиля реагирования в целом (КСП 33 с 65).

Показатели содержательной, в большей мере прижизненно сформировавшейся сферы:

- социоцентрическая мотивация способствует только повышению ответственного стиля исполнительности в целом (КСП 36 с 53);

- стремление к достижению предметности, общественно значимого результата исполнительности ведёт к повышению: альтруизма, долга и ответственного стиля исполнительности (КСП 38 с 51, 53); работоспособности и помехоустойчивости (КСП 38, с 59).

Переходу исполнительности в ответственность способствует:

- ответственный стиль исполнительности, альтруизм и гарантия достижения результата (КСП 40 с 53, 50, 51);

- исполнительский стиль исполнительности характеризующий деятельность субъекта вне зависимости от обстоятельств (КСП 40 с 54);

- волевой стиль исполнительности и работоспособность (КСП 40 с 61, 59).

Преобладанию исполнительности содействует ситуативный стиль

исполнительности и зависимость от настроения (КСП 41 с 65, 63).

Факторная структура исполнительности и стиля исполнительности представлена в табл. 3.

Первые факторы у девушек, юношей и возраста в целом, наибольшими нагрузками представлены как в операциональной, так и в содержательной сферах исполнительности и могут характеризоваться как факторы перехода исполнительности в ответственность. Это находит своё подтверждение и в ориентации на достижение социально значимого результата (значимые факторные нагрузки «предметности»). Вместе с тем имеется и определённая специфика в рассматриваемых факторах.

У девушек в первом факторе присутствует показатель «осторожность принимаемых решений» (0,63). У юношей эта нагрузка равна нулю (0,00). В целом, девушки имеют более выраженные характеристики по работоспособности, помехоустойчивости и ответственности как составляющей исполнительского стиля реагирования.

Однако следует отметить, что данные значимые характеристики есть и у юношей, но присутствуют они в третьем факторе с другим сочетанием параметров.

В торые фа кто ры в рассматриваемой половозрастной группе отражают агармонические показатели исполнительности, её преобладание и сочетание с ситуативными характеристиками.

Попустительский стиль исполнительности поддерживается экстер-нальной регуляцией, отрицательными эмоциями, пассивностью. Девушки при этом не гарантируют достижение ответственного результата (-0,49), но в отличие от юношей, при наличии эгоцентрической мотивации, стремятся к достижению субъектно-значимого результата (соответственно 0,52 и -0,02).

Третий фактор у девушек в большей мере представлен интерналь-ностью и волевой составляющей исполнительского стиля, который может проявляться вне зависимости от обстоятельств, ситуативно на фоне социального равнодушия. Осведомлённость, когнитивного компонента исполнительности, находится в оппозиции к перечисленным характеристикам.

Третий фактор у юношей отражает ответственную составляющую исполнительского стиля. При высокой работоспособности и помехоустойчивости (0,56), при наличии эгоцентрической мотивации (0,64) не только стремятся к достижению субъектно-значимого результата (0,62), но и ориентируются на распоряжения (0,49), гарантируя при этом достижение результата (0,58). Другими словами, субъект преследует личные цели, ответственно подходит к делу и уверен в своём успехе.

Третий фактор, фактор возраста, характеризуется в большей мере, чем у девушек, волевой составляющей исполнительского стиля. Наличие чувства долга (0,59) способствует исполнительности субъекта вне зависимости от обстоятельств (0,59).

Четвёртый фактор у девушек наибольшей факторной нагрузкой образован суммарным показателем исполнительского стиля реагирования. Его содержательную характеристику можно представить следующим образом: альтруистичные девушки, руководствующиеся чувством долга и ориентирующиеся на распоряжения, выполняют распоряжения не только в обычных, но и в экстремальных условиях.

Четвёртый фактор у юношей, в отличие от девушек, наибольшей факторной нагрузкой представлен суммарной характеристикой волевой составляющей исполнительского стиля реагирования. Собственно исполнительский стиль представлен двумя параметрами с небольшими факторными нагрузками (-0,49).

Своеобразие этого фактора заключается в том, что у юношей одновременно с волевым стилем реагирования присутствует и ситуативно-попустительский, который сопровождается социальным равнодушием и зависимостью от настроения. Альтруизм и чувство долга у юношей (0,53), скорее всего, проявляется ситуативно, в зависимости от настроения.

Ч е тв ё р ты й ф а к то р , характеризующий возраст в целом, является самостоятельным образованием. Психологический смысл его сводится к тому, что представители юношеского возраста с выраженной эгоцентрической мотивацией (наибольшая факторная нагрузка = 0,72) стремятся в процессе исполнительности только к достижению субъектно-значимого результата (0,68) и не склонны к безропотному подчинению (-0,57).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении отметим наиболее характерные особенности факторной структуры исполнительности и исполнительских стилей реагирования.

1. Гармонические характеристики исполнительности у девушек сочетаются с ответственным стилем исполнительности и сопровождаются, в отличие от юношей, осторожным принятием решений, согласуются с большей работоспособностью и помехоустойчивостью.

2. Ситуативный стиль реагирования у девушек, юношей и возраста в целом начинает доминировать над другими (волевым, исполнительским и ответственным) при преобладании агармонических характеристик исполнительности. Субъекты начинают действовать в зависимости от настроения и из-за невозможности отказаться от порученного.

3. Даже при наличии агармонических характеристик исполнительности девушки, в отличие от юношей, при наличии эгоцентрической мотивации стремятся к достижению социально значимого результата и не гарантируют достижения результата ответственного.

4. Ответственный стиль реагирования у юношей связан с эгоцентрической мотивацией при достижении личностно значимого результата.

5. Волевой стиль реагирования у представителей юношеского возраста проявляется вне зависимости от обстоятельств, если он подкреплён альтруизмом и чувством долга субъекта.

6. У девушек волевой стиль реагирования сопровождается решительностью вне зависимости от обстоятельств, как и у возраста в целом, на фоне социального равнодушия.

7. Исполнительный стиль реагирования у девушек в большей мере представлен исполнительской, а у юношей волевой составляющей.

8. В юношеском возрасте при наличии эгоцентрической мотивации и стремлении к достижению субъектно-значимого результата происходит отказ от безропотного выполнения приказов и распоряжений.

Таблица 1

Корреляция показателей стиля исполнительности у юношей (Ю), девушек (Д) и юношеского возраста в целом (Ю+Д)

№ 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

Ответственный с гарантией достижения 50 1,0

альтруистичность с чувством долга 51 д 06 1,0

Ю 59

У, 36

с осторожным принятием решений 52 д 55 19 1,0

ю 31 26

у, 39 20

суммарный 53 д 81 54 79 1,0

ю 81 78 71

у, 80 69 73

Исполнительский вне зависимости от обстоятельств 54 д 25 57 22 47 1,0

ю 53 46 21 51

"5 42 48 21 50

с ориентацией на распоряжения 55 Д 08 33 38 34 1,0

ю 21 -02 44 29 10

16 08 43 31 12

безропотный 56 Д -21 33 -01 02 33 54 1,0

Ю 09 18 -06 08 14 12

"5 -02 21 -03 06 19 27

суммарный 57 Д 04 53 26 35 62 78 85 1,0

Ю 43 33 32 47 65 65 62

У, 28 37 30 43 63 70 71

Волевой решительный 58 д 42 60 01 43 36 -11 01 14 1,0

ю 16 27 -35 07 40 -17 -04 06

у, 31 51 -09 32 37 -13 -01 11

работоспособный, помехоустойчивый 59 д 61 03 31 48 36 -06 -10 06 28 1,0

ю 42 43 34 51 65 09 13 46 33

у, 48 29 33 50 57 04 05 32 31

в экстремальных условиях 60 д 00 42 06 21 37 33 31 44 39 20 1,0

ю 10 39 00 20 44 -18 23 25 29 34

у, 06 40 01 20 42 -03 25 31 32 29

суммарный 61 д 36 32 00 34 52 03 07 25 79 69 71 1,0

ю 44 66 15 53 64 -09 15 36 79 73 69

у, 40 55 10 47 61 -06 12 32 79 71 69

Ситуативный из-за невозможности отказаться 62 д -31 -12 -17 -29 -12 06 10 03 06 -16 08 -01 1,0

ю -41 -36 09 -28 -34 07 28 -01 -25 -03 -03 -16

"5 -37 -27 01 -28 -27 06 21 00 -16 -07 01 -11

зависимость от настроения, необязательный 63 д -64 11 -42 -48 06 -07 14 05 25 -36 29 07 47 1,0

ю -14 09 -40 -22 00 -06 33 13 18 -08 42 23 30

-36 10 -40 -31 02 -07 25 09 20 -19 37 18 36

социальное равнодушие, эгоцентризм 64 тт 1? -11 -14 -01 07 -ОТ -35 п 10 -06 ■51 33 1,0

Ю 14 м Лм 2« -07 -111 45 Я 44 (14 46

13 05 -15 02 19 -20 -16 -09 48 18 12 38 15 33

суммарный 65 тт -от -от "ОТ 01 -06 -12 15 16 76 ««

Ю -Я -'Я -И -0« -Гй ЧЛ 1(Т К <Г4 ак «« «2 «К

-29 -05 -25 -28 -04 -09 15 01 23 -05 23 19 71 «0 66

Примечание. Здесь и в последующих таблицах нули и запятые опущены, значимые корреляции и факторные нагрузки выделены.

Содержательная (С)

Операциональная(О)

Исполнительности

ш а

Гарантия результата

Альтруизм, долг

Осторожность решений

Сумма

Вне завис, от обстоят.

Ориентацция на распор.

Безропотный

Сумма

Я<8

Решительный

£ ^ £ =

Работоспос. помехоуст.

Экстремальный

Сумма

Т ?

Из-за невозм. отказа

В зависим, от настроен.

Соц. равнод., эгоцентр.

■О £

Сумма

Окончание табл. 2

и>

Таблица 3

Факторный анализ исполнительности и стиля исполнительности

Показатели № Факторы после вращения

Д Ю В Девушки (Д) Юноши (Ю) Возраст (В)

I II I II I II I II III IV I II III IV I II III IV

Исполнительность Операционная(0) Динамический Эргичн. 28 84 04 72 -31 76 -17 80 -03 28 -05 61 -34 38 02 65 -25 18 36

Аэргичн. 29 -21 81 -29 79 -27 80 -13 85 -19 -06 -19 81 -15 03 -14 83 -13 -03

Эмоциональный Стеничн. 30 65 27 72 -10 69 06 57 23 42 14 63 -18 25 25 54 -02 33 36

Астеничн. 31 05 75 34 53 23 62 01 73 33 05 40 52 11 01 22 58 19 09

Регуля-торный Интернал. 32 83 -06 73 -13 76 -12 75 -13 43 01 75 -15 25 -09 69 -20 20 21

Экстернал. 33 -03 81 16 76 08 79 01 82 -02 -05 29 75 -05 04 19 78 01 -01

I гармонических 42 90 09 88 -23 89 -09 83 02 43 03 80 -28 37 09 75 -19 29 38

I агармонических 43 -09 94 07 93 00 94 -06 95 02 -03 20 92 -05 04 10 94 02 02

Содержательная (С) Мотивационный Социоцен. 36 66 06 61 48 62 30 75 12 -40 23 81 43 -06 02 83 27 -08 -22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эгоцентр. 37 23 68 53 11 39 38 21 60 31 -26 19 10 64 24 19 30 22 72

Когнитивный Осмыслен. 34 67 21 51 38 57 29 75 20 -19 -11 60 29 -06 26 64 25 04 06

Осведомл. 35 14 53 15 69 14 65 27 58 -47 00 13 74 29 -13 32 65 -24 07

Резуль-тативн. Предмегн. 38 76 12 77 15 75 17 81 15 -22 19 91 09 08 00 87 11 01 -03

Субъектн. 39 33 62 59 01 49 27 30 52 43 -34 26 -02 62 27 26 18 30 68

I гармонических 44 78 14 74 39 74 29 86 17 -31 11 90 31 -02 10 89 24 -01 -07

I агармонических 45 29 76 57 40 44 60 34 73 04 -23 27 40 70 17 35 53 10 61

о О I гармонич. (Г) 46 94 14 91 10 92 12 96 12 04 09 96 02 19 11 93 04 15 16

I агармонич. (А) 47 09 96 37 84 23 92 14 95 03 -13 28 84 36 12 25 88 07 34

Общая сумма (Г + А) 48 67 72 78 55 72 65 71 70 04 -03 76 51 33 14 74 57 13 31

Исполнит-ть (Г - А) 49 65 -65 52 -64 58 -66 63 -66 00 17 64 -71 -13 00 58 -70 07 -15

Переход исполн. в ответ-ть 40 78 -13 72 -06 74 -10 73 -20 33 -09 59 -13 31 23 59 -18 35 27

Преобладание исполнит-ти 41 -15 80 -10 71 -13 74 -11 83 -03 00 02 72 -14 01 00 75 -04 -12

Стиль реагирования Ответственный Гарантия резу-та 50 59 -40 74 -11 68 -24 57 -49 19 -29 46 -15 58 27 52 -32 31 26

Альтруизм, долг 51 51 -15 71 -04 63 -07 40 -10 27 62 47 -15 33 53 45 -15 59 -04

Осторож. решен. 52 59 -30 26 -09 36 -16 63 -30 -22 04 00 -01 64 -17 41 -19 -01 -04

Сумма 53 78 -41 73 -10 76 -22 75 -44 14 12 38 -13 68 25 62 -30 39 08

Исполнительский Вне завис. обстоят. 54 54 -20 70 07 66 -02 39 -21 54 43 49 -03 33 46 46 -10 63 -03

Ориент. на распор. 55 15 -33 17 05 17 -05 13 -20 -24 67 02 13 49 -25 28 -04 -01 -31

Безропотный 56 -05 -17 09 41 05 20 -11 -04 -09 77 12 38 -04 14 13 22 26 -57

Сумма 57 25 -31 51 26 43 06 16 -20 06 84 33 24 42 18 43 03 42 -44

Волевой Решительный 58 15 17 40 04 32 08 -04 08 88 07 05 -10 25 78 -05 -01 78 26

Работоспос. п-уст 59 61 -16 58 17 60 03 56 -25 34 -17 23 12 56 42 40 -05 49 20

Экстремальный 60 29 -04 37 43 35 26 15 00 41 61 36 30 -13 56 23 21 60 -26

Сумма 61 48 -01 60 26 57 16 31 -07 76 21 27 11 32 81 24 06 86 12

Ситуативный Из-за невозм. отк. 62 -25 38 -44 58 -37 50 -28 42 08 23 -38 64 -08 -13 -28 54 -01 -28

В завис. от настр. 63 -33 43 -06 65 -17 57 -41 48 25 41 08 54 -45 47 -21 57 37 -29

Соц. равнодушие 64 -01 32 06 25 03 23 -11 19 72 -40 -14 12 -06 74 -27 18 57 28

Сумма 65 -27 51 -22 71 -25 61 -37 50 48 12 -21 63 -28 47 -35 61 42 -15

% объяснимой дисперсии 27 23 30 20 28 20 26 22 12 10 23 19 13 10 24 19 12 09

Литература

1. Вяткин, Б.А. Психология стилей человека : учеб. пособие [Текст] / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Рос. академия образования ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь : Книжный мир, 2013. - 128 с.

2. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е.А. Климов. -Казань : Казанский гос. ун-т, 1969. - 278 с.

3. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин. - М. : Просвещение, 1964. - 303 с.

4. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 254 с.

5. Симонов, П.В. Мотивационный мозг [Текст] / П.В. Симонов. - М. : Наука, 1987. - 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.