Научная статья на тему 'Исполнительность, мотивация, стиль реагирования'

Исполнительность, мотивация, стиль реагирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3284
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЯ / DILIGENCE / MOTIVATION / RESPONSIBILITY / WILL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прядеин Валерий Павлович

В статье рассматривается факторная структура исполнительности в зависимости от мотивации и стиля реагирования. Для решения задач исследования обосновывается применение многомерно-функционального подхода, разработанного профессором А. И. Крупновым для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В результате проведенного факторного анализа выявлено пять типов исполнительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diligence, Motivation, Reaction Style

The article covers the diligence factor structure depending on the motivation and the reaction style. For the research problems solving the author justifies usage of the system-functional approach developed by Professor A.I. Krupnov to diagnose some of personal characteristics and qualities. The conducted factor analysis resulted in identification of five types of diligence.

Текст научной работы на тему «Исполнительность, мотивация, стиль реагирования»

УДК 159.947.23

Исполнительность, мотивация, стиль реагирования

В. П. Прядеин

В статье рассматривается факторная структура исполнительности в зависимости от мотивации и стиля реагирования. Для решения задач исследования обосновывается применение многомерно-функционального подхода, разработанного профессором А. И. Крупновым для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В результате проведенного факторного анализа выявлено пять типов исполнительности.

Ключевые слова: исполнительность; мотивация; ответственность; воля.

Понятие «исполнительность» в психологических и педагогических словарях практически не представлено, несмотря на то, что об исполнительности ребенка и взрослого, о необходимости выполнения заданий говорится в различных разделах возрастной и педагогической психологии. Более того, в педагогике, по сути дела, на исполнительности, а не на ответственности до сих пор (к сожалению) строится весь процесс обучения и воспитания. Исполнительность как качество человека необходимо отличать от рассматриваемого в психологии труда исполнительного действия, которое связывается с уме -нием решать трудовую задачу.

Как компонент структуры деятельности, исполнительное действие может быть и целью, и средством достижения цели. Для его осущест-

вления необходима выработка двигательных навыков. Исполнительность не надо также путать с подчиненностью — зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.

Исполнитель лишен права выбора и принятия решения о начале исполнительского действия. В этом смысле оно изначально экстер-нально по своей природе. Вместе с тем, исполнитель может нести ответственность в виде наказания за качество его выполнения и за конечный результат перед лицом, давшим это задание, то есть нести наказание за узкий промежуток работы, а не за целостный акт деятельности. В этом смысле, с юридической точки зрения, ответственность несет лицо, отдавшее распоряжение о реализации действия.

Под исполнительностью мы понимаем подчинение требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. Исполнительность может проявляться при удовлетворении потребностей других лиц (сфера обслуживания), при обучении и усвоении навыков в различных видах деятельности, при выполнении приказов и требований со стороны отдельных лиц и общества в целом. Отношение к исполнительской деятельности может быть разнообразным в зависимости от инстанции, ставящей цели, личности руководителя (пола, возраста, опыта, авторитета и т. д.), направленности поставленных целей и мотивации исполнителя.

Для исследования исполнительности мы считаем необходимым, как минимум, применять многомерно-функциональный подход, разработанный профессором А. И. Крупновым (Москва, РУДН) для диагностики отдельных свойств и качеств личности. В соответствии с этим подходом, исполнительность рассматривалась в вопроснике с позиции в большей мере обусловленных врожденных компонентов психики (динамики — активности и пассивности; эмоциональности — стенических и астенических эмоций; регуляции — интернальной и экстернальной)

и с позиции прижизненно сформированных образований (мотивации — социоцентрической и эгоцентрической; когниции — осмысленности и осведомленности о самом качестве; результате — предметном, направленном на общественные цели, и субъектном, отражающем личные, эгоцентрические интересы) [3].

Нетрудно заметить, что каждый из компонентов исполнительности раскрывается через биполярные показатели: гармонические — активность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность, предметность — и агармонические — пассивность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность, осведомленность и субъектность. Рассматриваются их суммарные величины, а также преобладание исполнительности либо ответственности друг над другом (табл. 1).

В различных ситуациях деятельности и жизнедеятельности субъект выбирает в зависимости от их значимости тот или иной стиль реагирования: ответственный; исполнительский; волевой; попустительский (безалаберный). Каждый из стилей раскрывается посредством трех показателей и суммы их значений, диагностируемых с помощью специально созданного опросника [4] (табл. 2).

Исполнительность субъекта обусловлена мотивацией. При этом может быть как один доминирующий мотив, так и несколько — разной степени выраженности. В нашем случае образующими послужили пять групп мотивов: поощрение, награда; избегание наказания; карьера; безропотное выполнение приказов, распоряжений; осознанная добросовестность, долг. Каждая группа мотивов характеризуется посредством трех показателей и их суммы, диагностируемых с помощью опросника [4] (табл. 3).

Таблица 1

Содержательные характеристики показателей исполнительности

Исполнительность

Регуля- торно- динами- ческий компо- нент Гармонические параметры

Актив- ность Субъект характеризуется активностью, настойчивостью и инициативностью при выполнении порученного задания. Не пасует при возникновении препятствий на пути достижения поставленной перед ним цели

Стенич- ность Испытывает положительные эмоции в ходе исполнительского действия и при удачном его завершении. Испытывает чувство удовлетворения и гордости, если удается выполнить порученное раньше намеченного срока. С радостью принимает благодарность за проявленную инициативность

Интер- нальность Берясь за выполнение поручения, рассчитывает только на собственные силы. Если в процессе выполнения распоряжения происходит сбой или не достигается конечный результат, то обвиняет в этом только себя

Агармонические параметры

Пассив- ность Характеризуется необязательностью при исполнении порученного дела. Может забыть о его выполнении или не уложиться в срок. Порой умышленно затягивает выполнение задания, чтобы не получить нового или перепоручить задание кому-нибудь другому

Астенич- ность Субъекта характеризует неуверенность в собственных силах. Испытывает эмоции страха при получении распоряжения, сомневается в его выполнении. Выполнение срочных дел «выбивает его из колеи». Занимается самобичеванием, если возникают препятствия и трудности на пути достижения к цели, появляется высокая тревожность, которая не способствует выполнению не только этого, но и последующих распоряжений

Продолжение табл. 1

Экстер- нальность Считает, что неисполнение поручений зависит не от собственных ошибок, а от неудачного стечения обстоятельств, рока. Уверен, что окружающие несправедливо оценивают его прилежание

Моти- вацион- но-со- держа- тельный компо- нент Гармонические параметры

Осмыс- ленность Имеет ясное и четкое представление о качестве «исполнительность»

Социо- центрич- ность Охотно берется за исполнение заданий, поручений из желания помочь коллективу (бригаде, группе и т. п.). При выполнении поручений считает, что общественное выше личного. Не отказывается от выполнения трудных поручений, т. к. всегда хочет быть полезным обществу

Предмет- ность Для завершения порученных дел может пожертвовать личным во благо общественному. Его воодушевляет то, что своими действиями он способствует завершению коллективных дел, достижению конечного совместного результата. Думает о наиболее эффективных путях достижения цели, если речь идет о социально-значимом результате.

Агармонические параметры

Осведом- ленность Не имеет ясного представления о качестве «исполнительность»

Эгоцен- тричность Его исполнительность объясняется нежеланием иметь осложнения и стремлением избежать наказания. При выполнении порученного думает о личной выгоде, возможности получить поощрение, вознаграждение. Корыстен

Субъект- ность Думает, что имеет моральное право при достижении результата в том или ином задании не забывать и о собственной выгоде, действовать с максимальной пользой для себя. В целом считает, что если сам о себе не побеспокоишься — никто о тебе не побеспокоится, поэтому вначале делает все для себя, а потом завершает то, что поручено. Если образуются «окна», то начинает действовать только для себя

Окончание табл.1

Показатели преобладания

Преобладание исполнительности Предпочитает быть простым исполнителем, избегает личной ответственности. Более охотно выполнит просьбу, поручение, чем будет отвечать за их организацию и проведение.

Преобладание ответственности Не нуждается в дополнительном контроле при реализации распоряжений, приказов. Выполняет поручения самостоятельно и ответственно. Для него совесть — лучший контролер. Не может выполнить задание плохо, инициативен.

Таблица 2

Стиль реагирования: содержательные характеристики

Ответ- ственный Гарантия достижения результата Ответственность в деятельности: субъект самостоятелен, не требует дополнительного контроля, гарантирует завершение начатого

Альтруизм Субъект руководствуется чувством долга и совести. Выраженная эмпатия и соучастие к страждущим. Готовность оказать помощь и поддержку

Осторожность Осторожность и взвешенность принимаемых решений, тщательность выполнения заданий. Переживание за конечный результат

2 Гарантирование достижения на основе самостоятельно принятого решения, чувства долга и совести, с осознанием возможного наказания за невыполнение обещанного

Исполни- тельский Подчиняемость Исполнительность субъекта, вне зависимости от характера выполняемой работы

Ориентация на руководство Ориентация субъекта на исполнение распоряжений начальства, руководства

Безропотность Точное следование указаниям. Ориентация на предписания, нормативные требования. Безынициативность

Окончание табл.2

2 Подчинение собственного «Я» требованиям начальства, педагогов, родителей. Безропотное выполнение приказов, распоряжений

Волевой Решительность Целеустремленность, решительность, воля

Работоспособ- ность Высокая работоспособность, стремление к выполнению сложных дел, умение преодолевать субъективные трудности

Экстремаль- ность Склонность к работе в экстремальных условиях, связанных с риском. Социальная ориентация. Обязательность, самокритичность

2 Способность преодолевать внешние и внутренние трудности на пути достижения цели

Ситуа- тивный Негативизм Выраженное нежелание что-либо делать. Низкая самооценка собственных возможностей. Негативное отношение к выполнению поручений

Попуститель- ство Отказ от деятельности, необязательность, лень. Зависимость от настроения. Жизнь сегодняшним днем

Эгоцентризм Скептицизм, эгоцентризм, стремление к материальному благополучию

2 Безразличное, «наплевательское» отношение к деятельности и жизнедеятельности. Халатное отношение к поручениям и обязанностям

Таблица 3

Мотивация исполнительности: содержательные характеристики

Поощ- рение Награда Деятельность и выполнение поручений за реальное вознаграждение, награду

Деньги Прилежание, при учебе в школе — зависимость от поощрения со стороны учителей и вознаграждения от родителей. Готовность ради денег терпеть неприятности и делать все, что потребуют

Продолжение табл. 3

Стимул Исполнительность в надежде на возможное поощрение

2 Основной движущей силой исполнительности являются деньги, зарплата

Наказа- ние Избегание Считает, что для избежания наказания за плохое выполнение своих обязанностей, бездеятельность можно использовать различные методы: хитрость, непринятие ответственности на себя и др. Уверен, что наказание — один из основных методов воздействия на человека, от которых зависит качество выполняемой им работы

Пред- упреждение Мотив учебы в школе и выполнения работы — избежание наказания в той или иной форме. Отсюда соблюдение сроков выполняемой работы и осторожность в деятельности

Боязнь Соблюдение рабочей дисциплины, чтобы не получить взыскание. Стремление ничем не выделяться на фоне окружающих. Исполнительность и наказание — неразрывные понятия

2 Делает работу, выполняет поручения из-за страха наказания. Принятие наказания как должного явления и стремление его избежать при личной бездеятельности

Карьера Честолю- бие Честолюбие, карьеризм, стремление оказаться замеченным, быть на виду. Оперативное выполнение поручений

Изощрен- ность Уверен, что для того, чтобы занять «место под солнцем», хороши все методы: хитрость, критика окружающих и др

Старатель- ность Ради карьеры готов терпеть все. Стремление выделиться из окружающих за счет более качественного выполнения работы. Ориентация на мнение руководства

2 Стремление к карьере любыми способами

Окончание табл.3

Приказ Непритяза- тельность Выраженная исполнительность, как черта характера. Отсутствие стремления «хватать звезды с неба»

Безропот- ность Безропотное и безукоснительное выполнение распоряжений начальства. Доведение дел до конца

Подчиняе- мость Покорность обстоятельствам. Подчинение власти и силе. Отсутствие сомнений при выполнении приказов

2 Исполнительность, доходящая до безропотной покорности

Долг Обязатель- ность Человек слова. Сформированное со школьных времен чувство долга. Пунктуальность и обязательность

Добросо- вестность Постоянная готовность к предстоящей работе. Добросовестность. Тщательность выполняемой работы

Добропоря- дочность Правильный образ жизни. Качественное выполнение обязанностей. Стремление быть лучшим.

2 Субъект гарантирует выполнение обязанностей и обещаний

Мы разделяем точку зрения В. К. Вилюнаса о мотивации: «Существующие концепции мотивации различаются не только теоретическими и терминологическими установками <...> Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями — словом, достижению которых он посвящает свою жизнь» [1, с. 23].

Свою активность человек может проявлять как в деятельности, так и в жизнедеятельности. Об активности или пассивности человека в ко-

нечном итоге судят не только по величине прикладываемых им усилий, не по его энергичности, скорости выполняемых действий и т. п. (иначе говоря, не по динамическим характеристикам), а по его поведению, по совершаемым им поступкам. Разрабатывая свой подход к рассмотрению мотивации человека, мы придерживались положений, изложенных в исследовании Э. А. Голубевой «Структуры индивидуальности и личности: соотношение природного и социального факторов в различных подструктурах и системообразующих», которой была предложена, теоретически обоснована и во многом экспериментально подтверждена собственная концепция [2, с. 102]. Деятельность и жизнедеятельность человека, реализуемая в поведении, рассматривается

Э. А. Голубевой в единстве природного (т. е. организма, которому свойственна общая конституция, задатки) и социального (т. е. личности, идентифицируемой по ее направленности, мировоззрению, совести, сознанию).

Испытуемыми были 93 студента колледжа (35 девушек и 58 юношей) в возрасте 16—17 лет. Далее представлены данные факторного анализа, проведенного методом главных компонент, после Уаптах вращения (табл. 4). В факторной структуре нас в большей мере интересовало соотношение одинаковых факторов в мужской, женской выборках и их суммарном выражении, характеризующем возрастную группу в целом (в дальнейшем — возраст), а также специфическое содержание факторов.

В первую группу вошли первые факторы у девушек, юношей и всей возрастной группы. Они говорят о ведущей роли гармонических показателей исполнительности, которые соотносятся с ответственным стилем реагирования — гарантией достижения результата. Обеспечивает такое единство мотивация долга, в частности — обязательность субъекта.

Таблица 4

Факторная структура исполнительности

Показатели Девушки Юноши Возраст

I II III IV V I II III IV V I II III IV V

Исполнительность Операциональная(О) д Активи. 65 -06 50 24 - 14 66 -34 -03 08 32 -67 -33 -01 -05 29

Пассивн. -05 85 - 16 -23 12 - 19 83 -07 - 12 04 11 78 24 27 10

э Стеничн. 55 34 08 39 - 18 62 - 15 -07 29 32 -68 - 13 17 00 15

Аетенич. -06 74 18 25 00 38 48 25 13 01 -37 50 21 12 -03

Рг Интерн. 66 -03 23 34 -33 79 - 16 08 02 17 -68 -31 -01 16 21

Экстерн. 07 79 -01 -09 08 27 76 -01 00 00 -23 68 13 32 01

X гарм. 72 09 33 37 -25 83 -27 -02 17 34 -81 -31 07 03 26

X агарм. -02 95 -01 -05 09 18 92 06 00 02 - 18 84 25 30 04

Содержательная (С) М Социоцен. 79 03 -09 -09 14 78 46 00 07 - 16 -62 13 - 16 56 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эгоцентр. 07 58 54 04 -02 24 07 -07 28 78 -48 27 30 -40 27

К Осмыслен. 74 12 24 - 18 26 53 33 08 25 -08 -61 17 - 10 18 17

Осведомл. 27 41 16 -30 29 19 69 22 - 15 25 -26 64 - 14 19 19

Рз Предмета. 83 11 -03 -01 08 90 11 05 05 -02 -72 -01 - 16 43 25

Субъектн. 15 50 63 12 04 34 -07 11 38 50 -58 15 19 -40 09

X гарм. 88 10 04 - 11 18 86 35 05 14 - 10 - 74 11 - 16 45 24

X агарм. 22 62 53 -09 16 36 34 14 22 68 -57 49 13 -24 24

О + С I гарм.(Г) 91 10 20 13 -02 95 05 02 18 13 -88 - 10 -06 29 28

I агарм. (А) 10 90 26 -08 13 32 80 12 12 39 -43 80 23 07 15

ІГ+А 65 66 30 03 08 77 50 08 18 31 -82 43 10 22 27

Нсполн. Г-А 62 -63 -06 16 - 12 60 -66 -09 06 -22 -39 -75 -24 19 11

Переход исп. в отв. 58 -22 51 27 - 16 58 - 13 05 39 16 - 71 -28 06 -07 02

Преобл. исполнит. -04 85 - 15 -07 08 -03 69 22 02 -21 -03 70 09 28 -04

Выпуск № 6 / 2012 ПСИХОЛОГИЯ

Продолжение табл. 4

Показатели Девушки Юноши Возраст

I II III IV V I II III IV V I II III IV V

Стиль реагирования Ответ. Гарант, рез-та 56 -44 23 00 -20 51 - 19 20 43 25 -62 -34 -20 - 13 - 13

Альтруизм 39 -07 - 14 65 -03 48 - 11 -08 59 06 -58 -28 22 12 -26

Осторожность 66 -34 -01 -09 11 13 - 14 34 11 10 -31 - 14 -43 01 -08

I 74 - 41 07 24 -08 47 - 19 21 47 18 -68 -34 -20 00 -21

Нсп-ий Подчиняемость 27 -21 20 74 00 45 -01 -06 60 08 -62 -22 22 00 -28

Ориент. рук-во 20 -30 - 41 33 14 04 -04 51 10 08 - 16 -01 -41 08 -26

Безропотность - 11 - 18 -21 51 52 09 38 07 25 -34 -09 17 00 28 -43

I 15 -30 -21 68 31 31 15 28 49 -08 -43 -03 - 11 18 -48

Волевой Решительность - 14 20 33 64 -23 03 03 -36 66 32 -32 - 10 60 -24 -33

Работосп-ть 48 -27 45 17 00 27 09 11 57 23 -60 - 10 03 - 16 -25

Экстремальн. 13 02 -04 70 -08 30 39 - 15 54 -22 -40 04 37 28 -42

I 21 -02 35 69 - 14 24 21 -21 81 18 -59 -08 48 -08 -45

Ситуативный Негативизм - 16 43 -31 11 34 -36 60 22 - 19 - 10 26 59 -05 16 -26

Попустит-во -39 51 - 17 39 10 -06 64 -09 28 -21 04 48 43 19 -33

Эгоцентризм - 13 36 22 17 - 19 -22 22 -08 52 08 - 10 17 37 -30 -33

I -32 59 - 12 31 11 -29 70 03 25 - 12 10 58 34 04 -42

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Выпуск № 6 / 2012

Окончание табл. 4

Показатели Девушки Юноши Возраст

I II III IV V I II III IV V I II III IV V

Мотивация исполнительности Поощр. Награда -16 40 46 03 53 33 -20 21 24 45 -41 15 08 -49 22

Деньги 11 29 - 06 - 33 60 -28 32 51 - 06 43 00 59 -33 - 33 06

Стимул 23 09 63 15 25 32 01 23 38 12 -53 09 07 -26 - 01

I 08 38 49 - 08 67 18 05 46 26 50 -45 40 - 09 - 53 13

Наказан. Избегание 04 31 10 - 08 72 02 32 31 23 16 -22 49 - 16 -22 - 14

Предупрелден. - 01 - 04 16 38 60 32 06 38 22 13 -40 16 - 18 -23 -21

Боязнь - 13 - 03 - 07 - 10 72 - 09 22 32 -56 36 17 43 -40 - 16 20

I -05 13 07 04 92 11 32 53 - 12 37 - 19 55 -38 -30 -05

Карьера Честолюбие 29 - 02 72 13 00 39 -06 19 63 25 -68 -06 15 - 33 - 11

Изощренность 30 11 55 - 10 28 11 12 14 46 18 -44 15 09 -26 05

Старательность 12 02 31 -45 39 -20 - 18 55 04 08 - 02 15 -42 -42 02

I 34 05 77 - 15 28 18 -06 44 61 27 -61 11 - 05 - 50 -03

Приказ Непритязател. 08 06 -45 - 35 43 - 14 14 75 - 14 03 06 38 -67 - 11 - 17

Безропотность 34 - 05 - 15 06 - 02 25 06 52 23 - 07 -36 08 -33 -05 -28

Подчиняемость 13 25 -47 - 06 48 02 34 55 -28 14 - 02 50 -48 03 - 10

I 24 13 -51 - 18 44 03 25 86 - 12 06 - 12 46 -70 -06 -24

Долг Обязательность 39 - 16 11 29 - 37 40 - 12 20 49 - 17 -51 -23 - 02 03 - 31

Добросовестн. 54 - 16 - 19 06 - 37 28 - 13 51 13 - 35 -32 -20 -42 21 -26

Добропорядоч. 39 09 - 30 08 08 39 -07 48 - 07 - 10 -32 06 -47 08 -21

I 58 - 10 - 17 18 -29 52 - 15 56 28 -29 -54 - 17 -42 15 - 36

% объяси. дисперсии 18 15 11 09 10 18 14 10 11 07 23 15 08 07 05

Примечание: ноли и запятые опущены, значимые факторные нагрузки выделены.

Выпуск № 6 / 2012 ПСИХОЛОГИЯ

Первый фактор у девушек отличается от первого фактора у юношей большей выраженностью осторожности в ответственном стиле реагирования (66 — здесь и далее в круглых скобках будут приводиться факторные нагрузки) и большей добросовестностью (54) в мотивации долга. Иногда, исходя из логики сопоставляемых показателей, знаки по всему фактору изменялись на противоположные.

Отличительной особенностью юношей является тот факт, что наряду с положительными эмоциями (стеничность = 62) и достижением предметности — общественно значимого результата (90) реализуется и субъектно-значимый результат исполнительности (34) даже на фоне отрицательных эмоций (астеничность = 38). Этому способствует мотивация долга (52), обязательности (40) и добропорядочности (39). В оппозиции к рассматриваемым показателям находится негативизм (— 36) как ситуативный стиль реагирования. Другими словами, при таком типе реагирования попустительство невозможно.

Говоря о возрасте в целом, можно сказать, что на фоне гармонических показателей операционной сферы и большей осмысленности действий исполнительность сопровождается как социоцентрической (62), так и эгоцентрической (48) мотивацией. При этом испытуемые стремятся к достижению как социально- (72), так и личностно-значимого результата (58).

Помимо ответственного стиля реагирования (68) и перехода исполнительности в ответственность (71), у представителей юношеского возраста наряду с исполнительским присутствует волевой стиль реагирования. Отметим, что данный тип реагирования у девушек и юношей несовместим с ситуативным, попустительским стилем реагирования.

Мотивация исполнительности достаточно разнообразна. Это и поощрение (45), и предупреждение наказания (40), и стремление к карьере (61), и безропотное выполнение приказа (36), и все показатели долга.

Резюме. Данные первой группы факторов позволяют заключить, что речь идет об исполнительности, переходящей в ответственность, на фоне гармонических параметров и мотивации долга.

Во вторую группу вошли вторые факторы у девушек, юношей и по возрасту в целом. Она является, по сути, прямой противоположностью первой группы и говорит об отсутствии исполнительности (объединяет агармонические показатели), пассивности, отрицательных эмоциях, экстернальности и поверхностном представлении об исполнительности (осведомленности). Людям, относящимся к данному типу исполнительности, свойственны попустительство, ситуативный стиль реагирования, негативизм.

У девушек, в отличие от юношей, есть стремление к достижению субъектно-значимого результата (50). При эгоцентрической мотивации (58) достижение результата не гарантируется (— 44).

У юношей социоцентрическая мотивация (46), несмотря на то, что она присутствует, никак не отражается на результативной стороне исполнительности. Вместе с тем им свойственны мотивация подчиняе-мости приказу (34) и безропотный стиль реагирования (38), «уживающийся» с экстремальностью (39) — волевым стилем реагирования.

Возраст в целом дополнительно характеризуется отсутствием пе -рехода исполнительности в ответственность (— 28). Испытуемым чужд альтруизм (— 28) и подчиняемость (— 22) как стиль реагирования, у них отсутствует мотивация долга (— 17), добросовестности (— 20) и обязательности (— 23). Они не думают о карьере, ведущим видом поощрения признают деньги (59). Боятся (43) и стараются избегать (49) наказания (55). Реализуют приказы (46) из непритязательности (38) и подчиняемости (50).

Резюме. Данная группа факторов позволяет говорить о доминировании пассивной исполнительности, экстернальности, наличия отрицательных эмоций при выполнении поручений.

В третью группу вошли третьи факторы у юношей и пятый фактор у девушек, а также третий фактор по всей выборке. Эти факторы в большей мере характеризуют мотивацию исполнительности. Общими для всех рассматриваемых групп испытуемых являются суммарные компоненты, характеризующие мотивы приказа и избегания наказания.

У девушек мотив наказания (90) выражен по всем показателям и является доминирующим. У юношей доминирующим (с наибольшей факторной нагрузкой) является показатель мотивации приказа (86). Это же относится и к возрасту в целом (70). Во всех трех группах испытуемых не последнюю роль играют деньги как средство мотивации поощрения, а также мотивация непритязательности и подчиняемости. Однако есть и специфика в структуре отдельных факторов, входящих в данную группу.

Несмотрянато,чтоудевушекприказнеявляетсядоминирующиммо-тивом, только для них характерен безропотный стиль реагирования (52). Действенным для девушек является мотив наказания (92) и его составляющих.

Только у юношей выявлена значимая факторная нагрузка мотивации карьеры (44), в том числе и показная старательность (55). Это находит подтверждение в исполнительском стиле реагирования при ориентации на руководство (51).

Примечателен тот факт, что юноши, в отличие от девушек, соотносят мотивацию приказа (86) с мотивацией долга (56), добропорядочности (45), добросовестности (51).

Характеризуя юношеский возраст в целом, дополнительно можно указать на то, что в оппозиции к мотивации наказания, приказа и долга находится ситуативный эгоцентризм (— 37), попустительство (— 43) и волевой стиль реагирования (— 48), экстремальность (— 37), решительность (— 60).

Резюме. К реализации приказа представители юношеского возраста подходят осторожно, ориентируясь на мнение руководства, не напрягая воли, но и не попустительски. Они руководствуются эгоцентрической мотивацией и мотивацией долга. Стараются при этом избегать наказания, не отвергая денежного поощрения.

Четвертую группу образуют четвертые факторы у юношей и девушек и пятый в объединенной по возрасту группе. В большей мере группу характеризует волевой стиль реагирования. Однако значимая факторная нагрузка работоспособности есть только у юношей.

У девушек, несмотря на достаточно большие значения факторных нагрузок показателей волевого стиля реагирования, наибольшая нагрузка выявляется у подчиняемости (74) — исполнительского стиля реагирования. Обращает на себя внимание и безропотность (51). Возможно, что элементы воли как раз и необходимы для поддержания этих стилей реагирования.

В оппозиции к ним находится показная мотивация исполнительности (старательность = — 45). Этому противостоянию есть логическое объяснение — значимая факторная нагрузка альтруизма (65) — ответственного стиля реагирования.

У юношей параметр альтруизма также присутствует, однако у них есть и показатель гарантии достижения результата (43) — ответственного стиля реагирования. Выявляются и значимые параметры эгоцентризма (52) и субъектно-значимого результата (38). В большей степени исполнительность юношей отличается от исполнительности девушек отсутствием мотивации боязни наказания (— 56) и наличием мотивации карьеры (61), в которую вошли мотивация честолюбия (63) и мотивация ориентации на мнение руководства (46). Только у юношей есть мотивация обязательности (49), которая также «работает» на их волевой стиль реагирования.

Характеристики возраста в данной группе являются менее выраженными — всего 5 % объяснимой дисперсии. В этом факторе учтены исполнительский (48), волевой (45) и ситуативный (42) стили реагирования, которые сочетаются с мотивацией долга (36), безропотного выполнения приказа (28), подчиняемостью (28). В оппозиции к ним находится эгоцентрическая мотивация (— 27).

Резюме. Налицо альянс стилей реагирования со спецификой гендерной мотивации.

Пятая группа образована третьим фактором у девушек, пятым у юношей и четвертым в объединенной по возрасту группе. В нее вошли в основном показатели содержательной сферы многомерно функциональной диагностики исполнительности и мотивации исполнительности. Во всех трех группах наблюдаются значимые факторные нагрузки эгоцентрической мотивации и субъектно-значимого результата, которые сочетаются с мотивацией поощрения (наградой).

У девушек наибольшая нагрузка принадлежит мотивации карьеры (77), в которую вошли показатели честолюбия (72) и ориентации на мнение начальства (55). Оппозицию ей составляет мотивация приказа (— 51), включающая в себя непритязательность (— 45) и под-чиняемость (— 47). Объяснение видится в том, что девушки, исходя из эгоцентрической мотивации (54), а также мотивации карьеры (77) и поощрения (49), используя волевой стиль реагирования (работоспособность = 45), стремятся в своей исполнительности к достижению субъектно-значимого результата (63). При этом они проявляют активность (50), у них, в отличие от других групп испытуемых, осуществляется переход от исполнительности к ответственности (51). Другими словами, эгоцентрическая мотивация, мотивация карьеры движет девушками при движении к личностно значимому результату. Для его достижения они также способны взять на себя ответственность и проявить активность и работоспособность.

У юношей достижению субъектно-значимого результата (50) способствует эгоцентрическая мотивация (78) и мотивация поощрения (50) с параметрами награды (45) и денег (43). При этом, в отличие от девушек, они не проявляют активности, работоспособности и ответственности (нет значимых факторных нагрузок). Более того, в оппозиции к достижению юношами субъектно-значимого результата находится мотивация добросовестности (— 35) и безропотный стиль реагирования (— 34).

В характеристиках возраста в качестве оппозиции субъектнозначимому результату и эгоцентрической мотивации выступает общественно значимый результат (предметность = — 43) и социоцентри-ческая мотивация (— 56). Другими словами, в исполнительности происходит столкновение общественного и личного. Отметим, что достижение субъектно-значимого результата поддерживается мотивацией поощрения (53) и карьеры (50).

Резюме. Данная группа факторов говорит о приоритете достижения субъектно-значимого результата и эгоцентрической мотивации, то есть об ориентации в исполнительности прежде всего на самого себя.

В заключение можно сказать, что на основе рассмотрения пяти групп факторов можно говорить о пяти типах исполнительности:

1) исполнительность, переходящая в ответственность;

2) отсутствие исполнительности, негативное отношение к выполнению поручений;

3) исполнительность, основанная на мотивации приказа;

4) исполнительность и соответствующий — исполнительский — стиль реагирования, обусловленные гендерной принадлежностью;

5) исполнительность, основанная на приоритете эгоцентрической мотивации и ориентации на субъектно-значимый результат в исполнительской деятельности.

Литература

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - Москва : МГУ, 1990. - 288 с.

2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна : Феникс+, 2005. — 512 с.

3. Прядеин В. П. Ответственность как предмет психологического исследования / В. П. Прядеин. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2007.

— 209 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прядеин В. П. Психодиагностика личности : Тесты психологам-про-фессионалам : Научно-методическое пособие: в 2 частях / В. П. Прядеин.

— Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, 2012. — Ч. 1. —

362 с.

© Прядеин В. П., 2012

Diligence, Motivation, Reaction Style

V. Pryadein

The article covers the diligence factor structure depending on the motivation and the reaction style. For the research problems solving the author justifies usage of the system-functional approach developed by Professor A.I. Krupnov to diagnose some of personal characteristics and qualities. The conducted factor analysis resulted in identification of five types of diligence.

Key words: diligence; motivation; responsibility; will.

Прядеин Валерий Павлович, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии человека Института психологии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), prvalpavl@ yandex.ru.

Pryadein, V., Doctor of Psychology, professor, Human Psychology Department, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg), prvalpavl@ yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.