УДК 159.9.072
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Козловская Татьяна Николаевна.
г. Оренбург, Оренбургский государственный университет, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, кандидат педагогических наук, доцент, kozlovskajatn@mail.ru.
Аннотация. Работа посвящена исследованию исполнительности и ответственности в структуре личности студентов. В качестве респондентов были выбраны студенты одной из востребованных специальностей - юриспруденция.
Ключевые слова: ответственность, исполнительность, студенты.
EXECUTIVE AND RESPONSIBLE IN THE STRUCTURE OF THE MODERN
STUDENT'S PERSON
Kozlovskaya Tatyana Nikolaevna.
Orenburg, Orenburg State University, associate professor of the department of general psychology and personality psychology, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kozlovskajatn@mail.ru.
Abstract. The work is devoted to the study of responsibility and responsibility in the structure of a student's personality. As respondents, students of the most sought-after specialties, jurisprudence were chosen.
Key words: responsibility, diligence, students.
Среди основных критериев выбора профессии среди молодежи выступают престиж и высокая заработная плата. Однако престиж и привлекательная оплата труда обусловлены завышенными требованиями специальностей и работодателей, о чем большая часть юношей и девушек порой забывают.
Актуальность проведенной нами работы заключается в выявлении на ранней стадии соответствия/несоответствия личности студентов (на примере студентов направления подготовки «Юриспруденция») факторам
профессиональной пригодности работников правоохранительной деятельности, чтобы уже сейчас выявить некоторые профессионально важные «пустоты» и попытаться помочь заполнить их. В нашей работе поиск соответствия/несоответствия профессионально важных качеств был ограничен наиболее значимыми, по нашему мнению, качествами - ответственностью и исполнительностью.
Для исследования исполнительности и ответственности была сформирована репрезентативная выборка. В исследовании приняли участие студенты Оренбургского государственного университета по направлению подготовки -
юриспруденция. Исходя из целей и задач нашего исследования, ограничений на численность респондентов не было.
Общий объем выборки составил 63 человека. Выборка была разделена на две страты по половому различию (18 юношей и 45 девушек). Такое распределение выборки обеспечивает получение средних оценок по каждой выделенной страте и возможности сравнительного анализа выделенных страт, а также получение средних оценок по всей изучаемой совокупности.
Отбор респондентов для непосредственного включения их в выборку проводился в каждой страте независимо друг от друга систематическим методом. В ходе подготовительной работы полные списки респондентов каждой страты предварительно сортировались по одному признаку: численности респондентов в группе. Тем самым, осуществляя систематический отбор респондентов из отсортированных списков. Данный метод обеспечивает пропорциональное представительство в выборке респондентов разных полов.
Перед проведением исследования была проведена беседа со студентами, целью которой было получение первичной информации о знании особенностей будущей профессиональной деятельности и выявлении значимо важных профессиональных качеств.
Для диагностики исполнительности и ответственности нами были использованы методики:
1 Многомерно-функциональная диагностика исполнительности (ИСП-1К), разработанная А.И. Крупновым, для диагностики отдельных свойств и качеств личности [2].
2 Многомерно-функциональная диагностика ответственность К.В. Камышникова (оТВ - 70) [2].
3 Экспресс диагностика стиля исполнительности А.И. Крупнова (ИСП-2Э) [2]. Анализ результатов позволил сделать следующие выводы:
- по шкале Па (Пассивности) можно сказать, о том, что у респондентов слабое проявление такого качества как пассивность. Им не нужно постоянно напоминать о поручении, испытуемые не демонстрируют занятость, а истинно и всецело погружены в работу. Студенты данной выборки достаточно ответственны и самостоятельны: не пытаются увильнуть от работы или передать её другому. Следует отметить, что пассивность сильнее проявляется у представителей сильного пола. Можно заключить, что в данной выборке девушки более активны.
- у большинства респондентов показатель "преобладание исполнительности над ответственностью" выявлен как ситуативный. Если говорить о результатах по группе респондентов, то средний балл равен 24.6 из 49, что говорит не только о достаточно продуктивной простой исполнительности, но и о готовности понести ответственность за ход и результат действия.
- охарактеризовать данную группу испытуемых можно как достаточно самостоятельную. Респонденты, участвующие в исследовании требуют к себе контроля исключительно в сложных/экстремальных ситуациях. В целом группа тщательно выполняет взятые на себя задания и ответственно подходит к его решению. Следует обратить внимание, что в данной выборке девушек с сильным
проявлением данной характеристики в два раза больше юношей (46 % сильного проявления у девушек и 17 % у юношей).
- волевой стиль реагирования ярче выражен у представителей мужского пола 50 %, у девушек 27 % студенток с сильным проявлением данной характеристики. Слабого проявления волевого реагирования по всей выборке не наблюдалось (0 %). Группа в состоянии выполнять не только действия, где присутствует личная выгода, но и действия по принципу «надо», «должен».
В результате исследования соответствия/несоответствия личности студентов-юристов факторам профессиональной пригодности работников правоохранительной деятельности было выявлено, что:
1 В целом, студенты из выборки достаточно активны (девушки немного активней юношей), самостоятельны, исполнительны, взятое задание выполняют ответственно и качественно, ну а если приказ был получен от высшего руководства, то респондентов еще и переполняют положительные эмоции.
2 Реализация ответственных заданий не ставится в зависимость от других людей и внешних обстоятельств.
3 В работе большинство рассчитывают на себя, но в меру: себя не переоценивают, расстраиваются при неудачном выполнении ответственного задания.
4 Студенты готовы к рутинной работе, за исключением 17% юношей, которые отвергают простую исполнительность, так как им интересней браться за задания, за которые они несут личную ответственность.
5 Респонденты, в основном, общественное ставят выше личного, но всегда есть исключения, в нашем случае это 17% юношей, которые никогда не пожертвуют личным во благо общества, но, тем не менее, вся выборка готова к выполнению заданий по принципу «надо», «если не я, то кто?».
6 При анализе результатов вышеперечисленных методик, которые мы провели на студентах 2-го курса юридического факультета Оренбургского государственного университета можно сделать вывод, что респонденты не только ответственны и исполнительны, но и самостоятельны, просоциальны, активны, что говорит о том, что будущие сотрудники правоохранительных органов будут чрезвычайно продуктивны на своей работе и успешны в карьере.
В проведенном нами экспериментальном исследовании, мы пришли к выводу, что вся выборка обладает необходимыми качествами для овладения всеми тонкостями профессии в правоохранительных органах. Более чем уверенны, что данные студенты юридического факультета будут хорошими специалистами, так как ответственность и исполнительность подкреплены такими личностными положительными качествами как активность, самостоятельность, мотивация на качественное выполнение работы и, что не маловажно, респонденты ставят общественное выше личного.
Библиографический список:
1. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие/ В.П. Прядеин. - Екатеринбург.: УрГПУ, 2001. -209 с.
2. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты (монография)/ В.П. Прядеин. - Сургут: РИО СурГПУ, 2013. -245 с.