Статья / Article
УДК / UDC 159.923 : 005 - 057.177(470) DOI 10.35231/18186653_2021_4_137
Факторная структура аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний
Е. П. Привалова
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. Аутопсихологическая компетентность (АПК) топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний (РКК) способствует эффективной деятельности предприятия и в целом развитию экономики страны. Цель данного научного исследования - на основе факторного анализа уточнить описательную модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК. Проведенное исследование позволило уточнить описательную модель аутопсихологической компетентности, предложенную нами в предыдущей статье, где были представлены структурные компоненты аутопсихологической компетентности - «самопознание» и «самосозидание», каждый из которых включал в себя несколько элементов [5].
Материалы и методы. Для достижения цели исследования применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, метод опроса (анкеты, тесты, опросники). Использованы следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), опросник самоорганизации деятельности (ОСД), самоактуализа-ционный тест (САТ), шкала аутентичности, опросник рефлексивности, тест-опросник личностной зрелости Жандар Манаков, шкала психологического благополучия Рифф (версия Шевеленковой - Фесенко), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) и копинг-тест Лаза-руса. Полученные данные были обработаны с использованием программы IBM SPSS Statistics 27.0.1 и применением факторного анализа [11].
Результаты исследования и их обсуждение. На основе факторного анализа была разработана факторная структура, которая в целом согласуется с теоретической описательной моделью, включающей блоки «самопознание» и «самосозидание», а также по сравнению с другими авторами уточняет психологическое содержание отдельных структурных элементов каждого из двух блоков описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК.
© Привалова Е. П., 2021
Выводы. Установлено, что аутопсихологическая компетентность топ-менеджеров и предпринимателей РКК представляет собой двухкомпонентную структуру: 1. Блок «Самопознание» и 2. Блок «Самосозидание». Каждый из блоков в свою очередь состоит из трёх элементов, в частности блок «Самопознание» включает в себя самопонимание, осмысленность и ответственность; а блок «Самосозидание» представлен из составляющих: самоопределение, самовыражение и саморегуляция.
Ключевые слова: акмеологический подход, структура аутопсихологической компетентности, топ-менеджеры, предприниматели, самопознание, самосозидание.
Для цитирования: Привалова Е.П. Факторная структура аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. -2021. - № 4. - С. 137-153. DOI 10.35231/18186653_2021_4_137
The Factor Structure of Auto-Psychological Competence of Top Managers and Entrepreneurs of Russian Commercial Companies
Elena P. Privalova
North-West Institute of Management under Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration, Saint-Petersburg, Russian Federation
Introduction. Auto-psychological competence (APC) of top managers and entrepreneurs of Russian commercial companies (RCC) contributes to the effective business operation and the overall development of the country's economy. The purpose of this research is to add clarity based on factor analysis to the descriptive model of auto-psychological competence of top managers and entrepreneurs of the RCC. The conducted research made it possible to add clarity to the descriptive model of auto-psychological competence that we proposed in our previous article, where we presented the structural components of auto-psychological competence: the Self-cognition block and the Self-actualization block, each of which included several elements [5].
Materials and methods. The purpose of the research was achieved with the use of following methods: analysis of literary sources, survey method (questionnaires, tests, surveys). The following approaches were used: the Life-Purpose Orientations test, the questionnaire of self-organization of activity, the Self-Actualization test, the Authenticity scale, the questionnaire on reflexivity, the self-report measure of personal maturity developed by Zhandar Manakov, Riff's Model of Psychological Well-being (Shevelenkova-Fesenko's version), the Level of Subjective Control questionnaire, the New Questionnaire of Tolerance/Intolerance for Uncertainty and Lazarus's Ways of Coping Questionnaire. The data obtained were processed with the use of the IBM SPSS Statistics 27.0.1 program and factor analysis [11].
Results. The factor analysis was used to develop a factor structure, which is generally consistent with the theoretical descriptive model that consists of Self-cognition and Self-actualization blocks; also, more clarity was added to the psychological content of individual
structural elements of each of the two blocks in the descriptive model of auto-psychological competence of top managers and entrepreneurs of the RCC, compared to the existing re-seach in this area by other authors.
Discussion and conclusions. It was established that the auto-psychological competence of top managers and entrepreneurs of RCC is a two-component structure: 1. Self-cognition block and 2. The Self-actualization block. Each of the blocks consists of three elements. In particular, the Self-cognition block includes self-understanding, mindfulness and responsibility; and the Self-actualization block consists of self-determination, self-expression and self-regulation.
Key words: acmeological approach, structure of auto-psychological competence, top managers, entrepreneurs, self-cognition, self-actualization.
For citation: Privalova, E. P. (2021) Faktornaya struktura autopsixologicheskoj kom-petentnosti top-menedzherov i predprinimatelej rossijskix kommercheskix kompanij [The Factor Structure of Auto-Psychological Competence of Top Managers and Entrepreneurs of Russian Commercial Companies]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 137-153. DOI 10.35231/18186653_2021_4_137 (In Russian).
Введение
Эффективность деятельности коммерческой компании напрямую зависит от её лидеров - топ-менеджеров и предпринимателей, так как специфика управленческой деятельности заключается в целесообразном воздействии на персонал и процессы, а также планировании, организации и принятии решений, касающихся тактических и стратегических целей предприятия [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Эффективная деятельность предпринимателей и топ-менеджеров опирается на их компетентность - способность к управлению людьми, процессами и организацией. Аутопсихологическая компетентность в свою очередь основывается на личностных и профессионально значимых качествах руководящего звена [1; 2; 3].
Ранее нами была сделана попытка уточнить модель аутопсихологи-ческой компетентности топ-менеджеров коммерческих предприятий, где мы описали модель аутопсихологической компетентности в соответствии с акмеологическим подходом, но, на наш взгляд, описанная модель нуждается в эмпирической проверке [5].
В нашем исследовании была сделана попытка апробировать ранее рассмотренную модель аутопсихологической компетентности и адаптировать ее к прикладному использованию акмеологами, организационными
психологами, топ-менеджерами и руководителями РКК для усовершенствования системы психолого-акмеологического сопровождения саморазвития организационных лидеров.
Цель исследования
С помощью факторного анализа уточнить структурную модель ауто-психологической компетентности, тем самым эмпирически проверить и операционизировать ранее разработанную описательную модель ауто-психологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК.
Обзор литературы
Аутопсихологическую компетентность в своих исследованиях рассматривали ряд авторов (Софьина В.Н. [10], Кузьмина Н.В. [8], Белов В.В. [2; 3], Привалова Е.П. [5], Астапенко Е.В. [1], Круглов О.А. [7], Степнова Л.А.1, Калюжная Н.Б.2
Акмеологический подход к рассмотрению аутопсихологической компетентности, по мнению авторов (Белов В.В., Привалова Е.П., Астапенко Е.В. и др.), является основополагающим. Данный подход ориентирован на раскрытие вершинных вариантов структуры развития личности и развития профессионализма деятельности, который доказал свою применимость и уместность разнообразным видам профессиональной деятельности (в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина) 3 [5; 8].
В 2011 г. Астапенко Е.В. провела исследование, которое позволило разработать комплексную теоретическую модель аутопсихологической компетентности менеджера среднего звена, включающую аксиологический, когнитивный, эмоциональный, регуляторный компоненты [1], но в
1 Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
2 Калюжная Н.Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Кострома, 2015. 26 с.
3 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 2003. 252 с.
данной работе отсутствует описание наполненности данных компонентов, что затрудняет их применение в практической работе акмеологов, организационных психологов, топ-менеджеров и предпринимателей.
Позднее, в 2020 г. нами была описана модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров с опорой на акмеологический подход. Мы пришли к выводу, что аутопсихологическая компетентность - это комплексная характеристика, отражающая направленное воздействие самой личностью в двух направлениях - самопознание и самосозидание в её интраиндивидном поле, где цель этого воздействия заключается в повышении уровня своей плодотворности и плодотворности окружающего мира. Каждый компонент включает в себя определенные характеристики. Самопознание включает в себя стремление к самоактуализации, ценностно-смысловые ориентации, осведомленность о способах самосовершенствования и повышения качества своей работы, умение анализировать свои недостатки, деловые и личностные качества, эффективно работать с информацией, планировать свою деятельность, умение разрабатывать программу для самосовершенствования на основе знаний о себе, зрелость личности профессионала, защиту организма от стрессовых реакций, адаптивность. Самосозидание включает в себя готовность к получению нового опыта, интерес к будущему, позитивное отношение к когнитивно-рефлексивным процессам, самопроектирование, надситуа-тивную активность личности, интернальный локус контроля, рефлексивные процессы когнитивно-рефлексивного характера, обеспечивающие реализацию внутренних и внешних действий, способность к личностному и профессиональному развитию и развитию личностного потенциала, умение устранять свои недостатки, развивать в лучшую сторону свои личностные и профессиональные качества1 [5].
Итак, на основе теоретического анализа данных, содержащихся в литературных источниках, аутопсихологическую компетентность можно представить как интегральное образование, содержащее два компонента
1 Калюжная Н.Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Кострома, 2015. 26 с.; Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
(самопознание и самосозидание), которые, в свою очередь, состоят из отдельных элементов, гипотетически описанных в модели аутопсихологи-ческой компетентности применительно для топ-менеджеров и предпринимателей РКК в работе В.В. Белова, Е.П. Приваловой [5].
Материалы и методы
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, метод опроса (анкеты, тесты, опросники). Использованы методики: тест «Смысложиз-ненные ориентации» (СЖО), опросник самоорганизации деятельности (ОСД), самоактуализационный тест (САТ), шкала аутентичности, опросник рефлексивности, тест-опросник личностной зрелости Жандар Манаков, шкала психологического благополучия Рифф (версия Шевеленковой - Фе-сенко), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) и копинг-тест Лазаруса. Полученные данные были обработаны с использованием программы IBM SPSS Statistics 27.0.1; для построения факторный структуры были использованы: метод главных компонент, метод максимального правдоподобия, метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера [11].
Респонденты
104 респондента: 58 топ-менеджеров и 46 предпринимателей российских коммерческих компаний, занимающихся различными видами деятельности (производство строительных материалов, строительные организации, гостиницы, яхт-клубы, сельскохозяйственная и клининговая деятельность), их возраст колеблется от 29 до 48 лет, в основном мужской пол.
Результаты исследования и их обсуждение
Для реализации цели исследования был использован факторный анализ. В исследовании приняли участие 104 субъекта, количество переменных 64. Соответственно, количество субъектов в исследовании было почти в два раза больше переменных, что позволяет использовать факторный анализ. Для минимизации числа переменных были использованы: метод главных компонент, метод максимального правдоподобия, метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера.
В результате факторного анализа осуществляется переход от набора начальных переменных к значительно меньшему количеству новых переменных-факторов. В этом случае фактор интерпретируется как причина общей изменчивости нескольких начальных переменных. Он отражает латентную часть структуры аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК1.
Структура факторов первоначально была определена с использованием метода главных компонент. Чтобы определить количество факторов, мы использовали критерий Варимакса нормализации Кайзера. Мы определили количество факторов примерно по точке изгиба на графике собственных значений до выхода на ось после резкого падения. Эта диаграмма показана на рис. 1.
График собственных значений
15
ф
1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58 61 64
Номер компонента
Рис. 1. График собственных значений
Основываясь на данных полученной цифры, переломный момент находится между 6 и 7 факторами, поэтому на основе критерия Кайзера было выбрано шесть факторов по 64 показателям. Поскольку при использовании факторного анализа происходит потеря данных, необходимо определить общую долю дисперсии, которая отражает полноту описания показателей2. В нашем случае общая доля дисперсии составляет 81,7%, что указывает на довольно полное отражение изменчивости исследуемых переменных.
1 Белова Е.В. Личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса: автореф. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 24 с.
2 Там же.
Кроме того, показатель статистической значимости для шести факторов составляет 0,05-0,01, что указывает на адекватность выбранных 6 факторов. Результаты анализа представлены в табл. 1. Полученная факторная структура позволяет содержательно интерпретировать результаты факторного анализа. Факторы были интерпретированы на основе матрицы факторных нагрузок с учетом значений нагрузки. Интерпретация фактора учитывала исходные переменные, которые имеют на него максимальные нагрузки по абсолютной величине1.
Таблица 1
Факторная структура АПК топ-менеджеров и предпринимателей РКК
Методики Показатели Факторы
1 2 3 4 5 6
Цели ,148 ,387 -,251 ,299 ,215 ,307
Тест Процесс жизни ,347 ,232
Смысложизненные ориентации (СЖО) Результат ,25 ,371 ,164
Локус контроля - Я ,202 -,178 ,444 ,15
Локус контроля - жизнь ,172 ,169 -,365 ,355 ,216 ,445
Планомерность ,207 ,1 -,179 ,165 ,171 ,168
Целеустремленность ,132 ,488 ,223 ,257
Опросник самоор- Настойчивость ,197
ганизации деятельности (ОСД) Фиксация ,131 ,249 ,129 ,324
Самоорганизация -,264
Ориентация на настоящее ,221 ,288 ,199 ,218
Общий уровень самоактуализации ,477 ,302 ,79 ,234
Ориентация во времени ,339 ,346 ,305 ,228
Поддержка ,494 ,315 ,706 ,29
Ценностная ориентация ,641 ,243 ,512 ,333
Гибкость поведения ,145 ,165 ,25 ,556 ,178
Сензитивность -,198 -,384 -,283 ,515
Самоактуализаци-онный тест Спонтанность ,504 ,163 ,112 ,572
Самоуважение -,147 ,211 -,22 ,253 ,501 ,423
(САТ) Самопринятие ,16 ,452 ,367 ,322 ,167
Представления о природе человека ,356 ,31 ,112
Синергия ,552 ,258 ,115 ,209
Принятие агрессии ,161 ,172 -,245 ,541
Контактность ,102 ,617
Познавательные потребности ,382 ,168
Креативность ,131 ,127 ,616 -,147
Самовыражение ,295 ,189 ,364 ,382 ,618
1 Белова Е.В. Личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса: автореф. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 24 с.
Шкала аутентичности Принятие внешнего влияния -,172 -,405 ,277 -,183 -,458
Самоотчуждение -,182 -,294 ,208 -,253 -,25
Опросник рефлексивности Рефлексивность ,429 -,304 ,243 ,212 ,468
Тест-опросник личностной зрелости (Жандар Манаков) Общая зрелость ,858 ,223 ,185
Мотивация достижений ,802 -,2 ,137
Отношений к своему «Я» ,771 ,162 ,107 ,135
Чувство гражданского долга ,605 -,105 ,217
Жизненная установка ,782 ,134 ,133 ,118
Психологическая близость с другим ,616 -,116 ,269 ,102
Шкала психологического благополучия Рифф (версия Шевеленковой -Фесенко) Позитивные отношения ,21 ,198 ,124 ,384 ,189 ,393
Автономия ,194 ,135 ,792 ,21
Управление средой ,131 -,141 ,71 ,158 ,166
Личностный рост ,133 ,796 ,174
Цели в жизни ,166 ,876 ,244
Самопринятие ,199 -,313 ,667 ,121
Психологическое благополучие ,127 ,134 ,964 ,121 ,145
Баланс аффекта -,514 ,349 -,362 -,121 -,276
Осмысленность жизни ,253 ,507 ,393 ,657
Человек как открытая система ,34 ,226 ,473 ,246 ,666
Опросник Уровень субъективного контроля Интернальность общая -,401 ,14
Интернальность достижений ,356 -,178 ,222 ,166 ,2
Интернальность неудач -,211 -,279 -,415 -,102 -,189
Интернальность семейных отношений -,345
Интернальность производственных отношений -,154 ,158 -,424
Интернальность межличностных отношений -,212 -,147 -,177 ,134 ,202 ,273
Интернальность здоровья и болезни -,116 -,45
Новый опросник толерантности к неопределенности Толерантность к неопределенности ,223 ,283 ,136 ,411 ,102 ,616
Интолерантность ,249 ,299 -,106 ,458 ,305 ,434
Межличностная интолерантность к неопределенности -,550
Копинг-тест Лазаруса Конфронтационный копинг -,133 ,162 -,333 ,113 ,156
Дистанцирование -,176 ,587 -,204 -,131
Самоконтроль ,501 ,44 -,219
Поиск социальной поддержки ,201 ,22 ,253 ,136 ,108 ,511
Принятие ответственности -,128 ,427 -,197 ,22
Бегство-избегание ,19 -,114 ,362
Планирование решения проблемы ,246 ,219 ,113 ,29 ,5
Положительная переоценка ,267 ,346 ,239 ,19 ,326
Итак, с использованием программы IBM SPSS Statistics 27.0.1 и критерия Варимакс с нормализацией Кайзера нами были выявлены шесть факторов, полученных на основе связей 64 исходных показателей. Интерпретируя эти данные, соотнесем результаты факторного анализа с ранее представленной описательной моделью АПК топ-менеджеров РКК [5].
В первый блок «Самопознание» с самой высокой факторной нагрузкой вошли такие показатели, как общая зрелость (,858), мотивация достижений (,802), отношение к своему «Я» (,771), чувство гражданского долга (,605), жизненная установка (,782), способность к психологической близости с другим человеком (,616), самоконтроль (,501), ценностная ориентация (,641), синергия (,552), баланс аффекта (-,514), межличностная интолерантность к неопределенности (-,55), дистанцирование (,587) (табл. 1).
В фактор 1 вошли следующие показатели в прямом значении: планомерность (,207), общая зрелость (,858), мотивация достижений (,802), отношение к своему «Я» (,771), чувство гражданского долга (,605), жизненная установка (,782), способность к психологической близости с другим человеком (,616), самоконтроль (,501), Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе знания человека о себе, как о личности с целями и ценностями, понимающего себя и других, так как, понимая себя, личность способна понять других; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самопознание» и называться «Осмысленность» (табл. 2).
В фактор 2 вошли следующие показатели в прямом значении: цели (,387), процесс жизни (,347), ценностная ориентация (,641), самопринятие (,452), представление о природе человека (,356), синергия (,552), интер-нальность достижений (,356), положительная переоценка (,346); в обратном значении: самоорганизация (-,264), самоотчуждение (-,294), баланс аффекта (-,514), межличностная интолерантность к неопределенности (-,55). Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе личностную осознанность, понимание себя и своего места в мире, психологическую зрелость, жизненную позицию, умение управлять своей жизнью и способность на доверительные отношения; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самопознание» и называться «Самопонимание» (табл. 2).
В фактор 3 вошли следующие показатели в прямом значении: ориентация на настоящее (,288), дистанцирование (,587), принятие ответственности (,427); в обратном значении: общая интернальность (-,401), интернальность неудач (-,415), интернальность семейных отношений (-,345), интернальность производственных отношений (-,424), интернальность здоровья и болезни (-,45), конфронтационный копинг (-,333). Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе субъективное благополучие и ответственность личности за свой вклад в свою и жизнь других; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самопознание» и называться «Ответственность» (табл. 2).
Таблица 2
Элементы блока аутопсихологической компетентности «Самопознание»
Самопознание
ФАКТОР 1 Осмысленность ФАКТОР 2 Самопонимание ФАКТОР 3 Ответственность
Планомерность ,207 Цели ,387 Ориентация на настоящее ,288
Общая зрелость ,858 Процесс жизни ,347 Общая интернальность -,401
Мотивация достижений ,802 Самоорганизация -,264 Интернальность неудач -,415
Отношение к своему «Я» ,771 Ценностная ориентация ,641 Интернальность семейных отношений -,345
Чувство гражданского долга ,605 Самопринятие ,452 Интернальность производственных отношений -,424
Жизненная установка ,782 Представления о природе человека ,356 Интернальность здоровья и болезни -,45
Способность к психологической близости с другим человеком ,616 Синергия ,552 Конфронтационный копинг -,333
Самоконтроль ,501 Самоотчуждение -,294 Дистанцирование ,587
Баланс аффекта -,514 Принятие ответственности ,427
Интернальность достижений ,356
Межличностная интолерантность к неопределенности -,55
Положительная переоценка ,346
Во второй блок «Самосозидание» с самой высокой факторной нагрузкой вошли такие показатели, как автономия (,792), управление средой (,71), личностный рост (,796), цели в жизни (,876), самопринятие (,667), психологическое благополучие (,964), общий уровень самоактуализации (,79), поддержка (,706), гибкость поведения (,556), сензитивность (,515), спонтанность (,572), самоуважение (,501), принятие агрессии (,541), контактность (,617), креативность (,616), аутентичность самовыражения (,618), осмысленность жизни (,657), человек как открытая система (,666), толерантность к неопределенности (,616), поиск социальной поддержки (,511), планирование решения проблемы (,5) (табл. 1).
В фактор 4 вошли следующие показатели в прямом значении: результат (,371), локус контроля - Я (,444), целеустремленность (,488), ориентация во времени (,346), автономия (,792), управление средой (,71), личностный рост (,796), цели в жизни (,876), самопринятие (,667), психологическое благополучие (,964), интолерантность (,458). Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе ориентацию личности на свои цели и задачи; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самосозидание» и называться «Самоопределение» (табл. 3).
В фактор 5 вошли следующие показатели в прямом значении: общий уровень самоактуализации (,79), поддержка (,706), гибкость поведения (,556), сензитивность (,515), спонтанность (,572), самоуважение (,501), принятие агрессии (,541), контактность (,617), познавательные потребности (,382), креативность (,616). Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе принятие своих и чужих проявлений и стремление к контакту; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самосозидание» и называться «Самовыражение» (табл. 3).
В фактор 6 вошли следующие показатели в прямом значении: локус контроля - жизнь (,445), фиксация (,324), аутентичность самовыражения (,618), рефлексивность (,468), позитивные отношения (,393), осмысленность жизни (,657), человек как открытая система (,666), интернальность межличностных отношений (,273), толерантность к неопределенности (,616), поиск социальной поддержки (,511), бегство-избегание (,362), планирование решения проблемы (,5); в обратном значении: принятие внешнего влияния (-,458). Исходя из психологической интерпретации данный фактор объединяет в себе ориентацию личности на контакт, самопринятие и поиск решения проблемной ситуации; поэтому данный фактор может трактоваться как элемент блока «Самосозидание» и называться «Саморегуляция» (табл. 3).
Таблица 3
Элементы блока аутопсихологической компетентности «<Самосозидание»
Самосозидание
ФАКТОР 4 Самоопределение ФАКТОР 5 Самовыражение ФАКТОР 6 Саморегуляция
Результат ,371 Общий уровень самоактуализации ,79 Локус контроля - жизнь ,445
Локус контроля - Я ,444 Поддержка ,706 Фиксация ,324
Целеустремленность ,488 Гибкость поведения ,556 Аутентичность самовыражения ,618
Ориентация во времени ,346 Сензитивность ,515 Принятие внешнего влияния -,458
Автономия ,792 Спонтанность ,572 Рефлексивность ,468
Управление средой ,71 Самоуважение ,501 Позитивные отношения ,393
Личностный рост ,796 Принятие агрессии ,541 Осмысленность жизни ,657
Цели в жизни ,876 Контактность ,617 Человек как открытая система ,666
Самопринятие ,667 Познавательные потребности ,382 Интернальность межличностных отношений ,273
Психологическое благополучие ,964 Креативность ,616 Толерантность к неопределенности ,616
Интолерантность ,458 Поиск социальной поддержки ,511
Бегство-избегание ,362
Планирование решения проблемы ,5
Интерпретируя полученные результаты, мы получили распределение исходных переменных по шести факторам и предложили психологическую интерпретацию этих факторов. Таким образом, факторный анализ на основании коэффициента корреляции показал распределение элементов, составляющих данные факторы, что дает нам возможность определить и уточнить описательную модель аутопсихологической компетентности.
На рис. 2 представлена уточненная описательная модель аутопсихо-логической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний.
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
САМОПОЗНАНИЕ
ОСМЫСЛЕННОСТЬ планомерность (.247), общая зрелость (,35В), мотивация до cm жений (.302), от о шен и е к свс ему «Я» (,771 ), чувство гра>вданского долга (,605), жизненная установка (,732), способность к шсихологической близости с другим челоЕеком (.616), самоконтроль (,501)
САМО ГОН И МАНИЕ
цели (,337), процесс жизни (.347), ценностная ориентация (.641), самопринягие (,452), предстаагение о природечелоЕека(.ЗЕб), синергия (,ЕЕ2)1 интернальность достижений (.ЗЕ6), положительная переоценка (.346); самоорганизация (-,264) самоотчунщение (-.294), баланс аффекта (-,514), меипичностная интолерантность к н ео п р едел ен н о сти (-. ЕЕ)
ОТВЕСТВЕННОСТЬ
ориентация на настоящее (.233), дистанцирование (.537), принятие ответствен н о сти (.427), общая интернальность (-.401), интернальность неудач (-.415), интернальность семейных отношений (-.345), интернальность производственных отношений (-.424), интернальность здороая и болезни (-,45) конфронтационный копинг (-.333}
САМОСОЗИДАНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
результат (.371), локус контроля - Я (,444), целеустремленность (.433), ориентация во Ерем ен и (.346) автономия (,792), управление средой (,71), личностный рост (,796), цели вжизни (,376), самопринятне (.667), психологическое благополучие (.964), интолерантность (.453)
САМОВЫРАЖЕНИЕ
общийуроЕегь сам о актуализации (,79), поддержка (,706), гибкость поведения (,ЕЕ6), сен зититость (,515), спонтанность (,572), самоуважение (,501), принятие агрессии (,541), контактность (.617), познавательные потребности (.332), креативность (.616)
САМО РЕ ГУЛЯ ЦИЯ
л о кус контроля - ?И1 зн ь (,445). фиксация (,324), аутентичность самовыражения (,613), рефлекситость(,463), позитивные отношения (.393). осмысленность жизни (,657), человек как открытая система (,666), интернальность межличностных отношений (,273), толерантность к неопределенности (,616), поиск социальной поддержи (,511), бегство-избегание(,362) планирсЕание решения
Рис. 2. Уточненная описательная модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний
С помощью факторного анализа нам удалось уменьшить размерности исходных данных, определить факторы каждого из блоков структуры аутопсихологической компетентности, тем самым эмпирически проверить и операционизировать описательную модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК.
Выводы
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Уточнено понимание аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний как интегративного образования, включающего в себя два блока «Самопонимание» и «Самосозидание».
2. Определены элементы блока «Самопознание» и дана их психологическая интерпретация аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний: осмысленность, самопонимание, ответственность.
3. Определены элементы блока «Самосозидание» аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний: самоопределение, самовыражение, саморегуляция.
Таким образом, предложенная нами описательная модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей РКК оказалась наиболее полной, а благодаря эмпирическому исследованию удалось операционализировать ее структурные элементы.
Список литературы
1. Астапенко Е.В. Аутопсихологическая компетентность как субъективно-акмеологическая детерминанта эффективности профессиональной деятельности менеджера // Российский психологический журнал. - 2011. - №2. - С. 33-36.
2. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. 2016. - С. 106-109.
3. Белов В.В. Подходы к исследованию духовно-нравственного развития личности и воспитания созидающего организационного лидера: акмеологическая концепция: сб. материалов второй всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - №3. - С. 9-13.
4. Белов В.В. Проблема организационного лидерства: акмеологический подход // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 40-50.
5. Белов В.В., Привалова Е.П. Акмеологический подход к разработке модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров организации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2020. - №4. - С. 216-233.
6. Конышев В.А. Эффективность менеджера успех деятельности предприятия // Вестник ОГУ. - 2012. - №2. - C. 308-311.
7. Круглов О. А. Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях // Акмеология. - 2013. - №1. С. 113118.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
9. Привалова Е.П. Проблема профессионально-психологического здоровья личности менеджеров: акмеологический подход // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. -2019. - №3. - С. 80-82.
10. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - №128.
11. Фомина Е.Е. Факторный анализ и категориальный метод главных компонент: сравнительный анализ и практическое применение для обработки результатов анкетирования // Гуманитарный вестник. - 2017. - №10. - 3 с.
References
1. Astapenko, E.V. (2011) Autopsikhologicheskaya kompetentnost' kak sub"ek-tivnoakmeologicheskaya determinanta ehffektivnosti professional'noj deyatel'nosti menedzhera [Autopsychological competence as subjective - acmeological determinant of manager's professional performance]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal - Russian Psychological Journal. Release 8. No 2. рр. 33-36. (In Russian).
2. Belov, V. V. (2016) Akmeologicheskij podkhod k issledovaniyu lichnosti lidera or-ganizacii [Acmeological approach to the research of the personality of the leader of the organization]. XI mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodykh uchenykh «Psikhologiya XXI veka. Teoriya i praktika sovremennoj psikhologil» [XI International Scientific and Practical Conference of Young Scientists "Psychology of the XXI Century. Theory and Practice of Modern Psychology"]. St. Peterburg. Conference Materials Collection. рр. 106-109. (In Russian).
3. Belov, V.V. (2019) Podkhody k issledovaniyu dukhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti i vospitaniya sozidayushchego organizacionnogo lidera: akmeologicheskaya kon-cepciya [Approaches to the study of the spiritual and moral development of the personality and the upbringing of a creative organizational leader: acmeological concept]. Vtoraya vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. Conference Materials Collection. St. Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina. No 3. рр. 9-13. (In Russian).
4. Belov, V. V. (2014) Problema organizacionnogo liderstva: akmeologicheskij podkhod [Organizational Leadership Challenge: An Acmeological Approach]. Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina - Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. St. Peterburg Vol. 5. No 1. рр. 40-50. (In Russian).
5. Belov, V.V., Privalova, E.P. (2020) Akmeologicheskij podkhod k razrabotke modeli autopsikhologicheskoj kompetentnosti top-menedzherov organizacii [Acmeological approach to developing a model of autopsychological competence of top managers of the organization] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina -Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. St. Peterburg. Vol. 4. рр. 216-233. (In Russian).
6. Konyshev, V.A. (2012) Ehffektivnost' menedzhera uspekh deyatel'nosti predpriya-tiya [Manager Performance Success]. Vestnik OGU - Vestnik OGU. No 2. рр. 308-311. (In Russian).
7. Kruglov, O.A. (2013) Predposylki regulyacii autopsikhologicheskikh akme-funkcij preodoleniya reakcij v stressovykh situaciyakh [Prerequisites for the regulation of autopsychological acme functions of overcoming reactions in stressful situations]. Zhurnal Ak-meologiya - Journal of Acmeology. No 1 (45). рр. 113-118. (In Russian).
8. Kuz'mina, N.V. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera pro-izvodstvennogo obucheniya [Professional personality of teacher and master of industrial training]. Moscow: Higher School. 119 p. (In Russian).
9. Privalova, E.P. (2019) Problema professional'no-psikhologicheskogo zdorov'ya lichnosti menedzherov: akmeologicheskij podkhod [The problem of the professional and psychological health of the individual managers: the acmeological approach] Vtoraya vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. Conference Materials Collection. St. Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina. No 2. pp. 156-161. (In Russian).
10. Sof'ina, V.N. (2010) Sistemnyj podkhod k analizu struktury professional'noj kom-petentnosti vypusknika vuza [Systematic approach to the analysis of the structure of professional competence of a university graduate]. St. Petersburg: News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. No 128. (In Russian).
11. Fomina, E.E. (2017) Faktornyj analiz i kategorial'nyj metod glavnykh komponent: sravnitel'nyj analiz i prakticheskoe primenenie dlya obrabotki rezul'tatov anketirovaniya [Factor analysis and categorical method of the main components: comparative analysis and practical application for processing the results of the questionnaire] Tver. Gumanitarnyj vestnik - Humanitarian Herald. No 10. Р. 3 (In Russian).
Об авторе
Привалова Елена Петровна, аспирант, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-8478-8728, e-mail: [email protected]
About the author
Elena P. Privalova, graduate student, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Peters-burg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-8478-8728, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 23.11.2021 Принята к публикации: 30.11.2021 Опубликована: 27.12.2021
Received: 23 November 2021 Accepted: 30 November 2021 Published: 27 December 2021