4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов. — М: Смысл, 2001 г. - 416 с.
5. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. / А.Г. Асмолов. - М.: «Смысл», 2002. - 480 с.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.
7. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды. 2-е изд. / Н.А. Бернштейн.
- М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 688 с.
8. Богданов В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теорий личности / В.А. Богданов // Вопросы психологии. - 1991.
- № 3. - С.45-53.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. / Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.
10. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С.96-109
11. Васильев И. А. Мотивация и контроль за действием. / И.А. Всильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М.: МГУ, 1991. — 144 с.
12. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф.Е. Василюк. - М.: Моск. ун-т, 1984. — 200 с.
13. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1986. — 208 с.
14. Выготский Л. С. Психология. / Л.С. Выготский. — М.: Апрель-экспресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 1008 с.
15. Зинченко В. П. Посох О. Мандельштама и Трубка М. Мамардашвили. / В.П. Зинченко. - М.: Мысль, 1997. — 327 с.
16. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - №3.
- С.113—121.
17. Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций / Т. Кун // www.lib.ru
18. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. / К. Левин — СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с.
20. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
21. Литвиненко Н. В. Возрастная динамика смысла жизни. /
Н.В. Литвиненко. — Омск: ОмГТУ, 2006. — 62 с.
22. Методологические и теоретические проблемы психологии. Под. ред. Е. В. Шороховой — М.: Наука, 1969. — 376 с.
23. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. / В.И. Моросанова. — М.: Наука. — 192 с.
24. Огиенко А.С. Символическая функция бессознательного. / А.С. Огиенко. — Омск: ОмГТУ, 2006. — 67 с.
25. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1996.
- №1. - С. 5-20
26. Петровский В. А. Личность в психологии. / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
28. Франкл В. Воля к смыслу: Пер. с англ. / В. Франкл. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368с.
29. Фрейд З. Я и Оно: Пер. с нем. / З. Фрейд. - Тбилиси: Мерами, 1991. — 425 с.
30. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С.3-12.
31. Эльконин Б. Д. Психология развития. / Б.Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. — 144 с.
32. Юнг К.Г. Человек и его символы. / К.Г. Юнг, фон Франц М.-Л., Дж. Л. Хендерсон, И.Якоби, А.Яффе — Под общ. ред. С.Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.
33. Юнг К.Г. Синхронистичность: Сборник: Пер. с англ./ К.Г. Юнг. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 320 с.
34. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С.64 — 76.
КУБАРЕВ Вячеслав Сергеевич, старший преподаватель кафедры «Психология труда и организационная психология».
Дата поступления статьи в редакцию: 17.01.2007 г.
© Кубарев В.С.
УДК 152.3
Т. Л. ШИМАНСКАЯ
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ:
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ
Приведены некоторые результаты исследования аутопсихологической компетентности личности. Рассмотрены основные критерии аутопсихологической компетентности личности беременной женщины. Выделены следующие критерии: осмысленность жизни, ответственное отношение к жизни, гибкость социального поведения, компетентность в межличностных отношениях, ответственное отношение к беременности, творческая направленность личности, способность использовать ресурсы.
Сегодня трансформации условий жизни и ценнос- и при этом оставаться социально успешным - задача тей настолько быстры и разнообразны, что человек сложная, требующая привлечения многих ресурсов. порой не успевает за событиями. Не потерять себя Одним из главных психолого-акмеологических усло-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007
вий активизации личностного потенциала человека, его внутренних ресурсов является аутопсихологическая компетентность (АК). Она предполагает готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. В ее основе лежит умение человека использовать и развивать собственные личностные ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, поведения. Высокий уровень АК предполагает возможность эффективного самоуправления на основе овладения внутренним ресурсом.
Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:
— рефлексивный компонент - способность человека осуществлять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;
— проективный компонент - способность индивида осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;
— интрокоммуникативный компонент как системообразующий внутренний диалог;
— конструктивный компонент, проявляющийся в способности осуществлять целенаправленные внут-риличностные изменения;
— организаторский компонент, выступающий в умении человека наращивать свои ресурсы для саморазвития;
— прогностический компонент как способность личности и умение предвосхищать ключевые моменты своего развития.
Структурные компоненты АК определяют ее критерии. Критерий (греч. кгИвпои) - мерило для оценки чего-либо, средство для проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т.п. [3, с. 207]. Теория и практика предъявляют общие требования к выделению и обоснованию критериев: они должны устанавливать связи со всеми компонентами исследуемой системы; качественные и количественные показатели должны выступать в единстве.
Критерии раскрываются через качественные показатели, которые, являясь компонентами критерия, в совокупности дают наиболее полное представление о явлении. Количественные показатели отражают степень приближенности исследуемого качества к норме.
Критерии аутопсихологической компетентности наиболее полно раскрыты в акмеологических исследованиях профессиональной деятельности. В психологии применительно к жизнедеятельности личности критерии АК не рассматривались.
Исследователь Т.Е. Егорова одним из важных критериев оценки АК считает такой уровень сознания человека, который способен преломлять в себе все противоречия и антагонизмы разных философских учений и вырабатывать свой язык понимания себя и других [1].
Специалист в области исследуемой проблемы Л.А. Степнова в своем исследовании АК государственных служащих в качестве интегративного критерия АК предлагает готовность и способность к самопониманию, саморазвитию, самореализации; умение использовать внутренний акмеологический резерв человека в профессиональной деятельности. При этом она выделяет следующие показатели АК:
— поведенческая и интеллектуальная гибкость, способность успешно адаптироваться, приспособляемость;
— способность управлять собственным развитием;
— профессиональная успешность и эффективность;
— оптимальность поведения как интегральный показатель способности использовать в принятии решения прошлый опыт, мнение других, собственную точку зрения;
— способность реализовать свой потенциал.
Помимо интегральных показателей, Л.А. Степнова
выделяет специальные показатели, позволяющие оценить уровень развития ряда структурных компонентов АК: самосознание, самоопределение, саморазвитие, профессиональное мышление [2].
В своем исследовании изучаемой проблемы мы опирались на идеи А.А. Деркача, И.В. Елшиной, Н. В. Кузьминой, А.П. Ситникова, Л.А. Степновой, взяв за основу при выделении критериев разработанную ими структуру АК.
Пилотажное исследование проводилось на базе родильного дома №2 Советского административного округа г. Омска. В эксперименте принимали участие первородящие женщины в количестве 48 человек.
Психодиагностический комплекс подбирался в соответствии со структурой аутопсихологической компетентности. В него вошли следующие методики:
— тест смысложизненных ориентаций СЖО (адаптированный вариант Д.А. Леонтьева);
— методика «Локус контроля» (версия для взрослых) — модификация методики «Уровень субъективного контроля» Е.Г. Ксенофонтовой;
— методика Р01 Э. Шострома (комплексное исследование личности);
— проективная методика «Человек — Человек под дождем — Дождь в сказочной стране» Е. Романовой, Т. Сытько (для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействиям стрессовых факторов);
— методика «Тест отношений беременной» Э.Г. Эйдемиллера.
Для выделения критериев мы использовали факторный анализ, в частности, такой его вид, как анализ главных компонент. В результате данной процедуры были выделены следующие факторы: осмысленность жизни, ответственное отношение к жизни, гибкость социального поведения, компетентность в межличностном общении, ответственное отношение к беременности, творческая направленность личности, способность использовать ресурсы.
Факторное решение оказалось устойчивым к вариантам вращения варимакс Г. Кайзера, что подтверждает достоверность выделенных факторов. Данные факторы являются интегративными критериями оценки аутокомпетентности.
Наибольшую информативность несет фактор «ответственное отношение к жизни» (18%). В основном данный фактор составили переменные, относящиеся к локусу контроля. Его положительный полюс определяется положительными значениями переменных: общая интернальность, интернальность в суждениях о жизни вообще, интернальность при описании личного опыта, интернальность в сфере достижений, интернальность в сфере неудач, профе ссионально-процессуальный аспект интернальности, готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее, профессионально-процессуальный аспект интернальности, шкала самоуважения. Отрицательный полюс этого фактора определяется такой переменной, как
отрицание активности.
Активная жизненная позиция, принятие ответственности за свою жизнь является непременным условием в самопознании и саморазвитии. Овладение процессами самоконтроля, саморегуляции, саморазвития, самореализации является необходимым условием развития аутопсихологической компетентности.
Следующий фактор - «осмысленность жизни» (информативность фактора -14%). Данный фактор составляют переменные, характеризующие смысл жизни человека: смысложизненные ориентации (цель в жизни, ее насыщенность и удовлетворенность самореализацией), а также внутренний локус контроля, с которым тесно связана осмысленность жизни, цели человека. Так, локус контроля «Жизнь» характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и локус контроля «Я» отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль. Смысл жизни человека является средством управления внутренним миром человека, обеспечивает понимание им своего жизненного пути, позволяет ориентироваться в интраиндивидном и внутрилич-ностном пространстве.
Такой фактор, как «гибкость социального поведения» (информативность фактора - 11%) состоит из пяти компонентов, имеющих положительные полюса: шкала поддержки, шкала гибкости поведения, шкала самопринятия, шкала принятия агрессии, шкала контактности. Формирование и развитие аутопсихологической компетентности связаны с конструированием личностно-развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации заложенного в личности потенциала. Такую среду невозможно создать, будучи в отрыве от социума.
Выделенный фактор «компетентность в межличностных отношениях» (информативность фактора 10%) по своей сути связан с предыдущим и является одним из его аспектов. Значение данного фактора положительное и определено следующими компонентами: интернальность в межличностном общении, интернальность в сфере семейных отношений, ответственность в сфере межличностных отношений, готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей. Развитие личности предполагает развитие системы его отношений. Зрелые, ответственные отношения являются залогом эффективности в жиз-неосуществлении личности.
Еще один фактор «ответственное отношение к беременности», (информативность фактора 5%) является специфичным, и может быть применим только к испытуемым, в роли которых выступают беременные женщины. Его биполярность определили положительное значение компонента оптимальный тип психологического компонента гестационной доминант (ПКГД) и отрицательный тип депрессивного типа ПКГД. Психологический компонент гестаци-онной доминанты представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включаю-
щихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации (от лат. gestatio
— беременность) и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы. Во время пренатального периода развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Осознание своей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь другого, полностью зависящего будущего человека, создание необходимых условий для благополучного вынашивания ребенка необходимо для формирования эффективных отношений и дальнейшего гармонического типа семейного воспитания ребенка. Ответственное отношение к беременности возможно с позиции сохранения целостности мира человека и нравственных норм, что можно выразить в тезисе: «Не может быть мне хорошо, если при этом плохо другому, потому что мы — части единого, целостного мира». Такая позиция принадлежит аутокомпетентному человеку.
Фактор «творческая направленность личности» (информативность фактора 4%) определяет возможности человека в построении своего авторского сценария жизни. Тесно с этим фактором связан фактор «способность использовать ресурсы» (информативность фактора 4%). Овладение и управление внутренним ресурсом необходимо для совершенствования жизнедеятельности личности в целом. Умение оптимально использовать внутренние и внешние ресурсы во многом и отличает аутокомпетентного человека.
Таким образом, выделенные нами факторы, которые одновременно выступают и критериями аутопсихологической компетентности личности, с одной стороны, соотносятся со структурными компонентами АК, с другой — дополняют их и содержательно раскрывают.
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект. №05-06-06109а)
Библиографический список
1. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис. канд. психол. н. — М., 1997.
2. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. д-ра психол. н. — М., 2003.
3. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
ШИМАНСКАЯ Т.Л.
Дата поступления статьи в редакцию: 07.02.2007 г. © Шиманская Т.Л.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007