Научная статья на тему 'Факторинговое обслуживание предприятий в мировой финансовой индустрии'

Факторинговое обслуживание предприятий в мировой финансовой индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатов С. Ю.

Работа посвящена изучению факторинга как разновидности торгово-комиссионных операций в мировой финансовой индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORING IN THE WORLD FINANCIAL INDUSTRY

The article studies factoring as a variety of commercial and commission operations in the world financial industry.

Текст научной работы на тему «Факторинговое обслуживание предприятий в мировой финансовой индустрии»

ФАКТОРИНГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНДУСТРИИ

С.Ю. КУРБАТОВ

Кафедра «Финансы и кредит»

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россш

Работа посвящена изучению факторинга как разновидности торгово-комиссионных операций в мировой финансовой индустрии.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионных операций, при которой банк или специализированная факторинговая компания покупают денежные требования поставщика к покупателю и осуществляют инкассирование его дебиторской задолженности (неоплаченные счета-фактуры клиента в процессе реализации им товаров и услуг) за определенное вознаграждение. На сегодняшний день факторинг представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор мировой финансовой индустрии. В развитых странах мира факторинг уже обособился в самостоятельный вид предпринимательства. По официальным данным оборот мирового рынка факторинга в 2005 г. превысил 1 трлн долл. В России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, факторинг успешно развивается, и к его использованию обращается все больше предприятий. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2005 г. объем бизнеса Факторов составил около 5,5-5,7 млрд. долл. Текущий потенциальный спрос российских предприятий на факторинг оценивается примерно в 10 млрд. долл. в год [3].

Организация факторингового обслуживания предприятий включает три блока: предварительную работу, работу по оформлению документов, мониторинг факторинговой сделки [1, с.50-52]. Необходимость первого и третьего блоков обусловлена проблемой риска неплатежа со стороны должников в связи с тем, что дебиторы, как правило, не обслуживаются в банке - финансовом агенте, а у последнего нет доступа к их финансовой отчетности. Основным способом решения проблемы неплатежа является тщательный отбор дебиторской задолженности клиента на стадии принятия решения о возможности его факторингового обслуживания (блок 1). Особенность факторинговых операций на данной стадии -необходимость сбора финансовым агентом максимума информации о клиенте и его дебиторах. Для этого следует учитывать опыт по использованию скоринговых систем, созданных кредитными организациями и бюро кредитных историй для физических лиц. Суть их в том, что принятию решения о выдаче кредита, определению кредитного лимита предшествует обработка данных потенциального заемщика с помощью специальной компьютерной программы, которая выставляет баллы. Интересен опыт ряда стран (например, США), в которых кредит, выданный как физическим, так и юридическим лицам, сопровождают коллекторские агентства: проводят профилактическую работу, предостерегая банк от выдачи некачественного кредита, подключаются к процессу возврата долга примерно через три месяца после нарушения заемщиком своих обязательств. Отметим, что в России коллекторские

агентства, в задачи которых входит возврат долгов, только начинают действовать в сфере потребительского кредитования.

Работа по оформлению документов (блок 2) является результатом принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в рамках которого проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, служит договор факторинга. Учет в нем всех юридических аспектов в определенной степени способствует эффективному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения. Мониторинг факторинговой сделки (блок 3) представляет собой совокупность действий по контролю выполнения клиентами и должниками своих обязательств перед Фактором. Этот этап организации факторингового обслуживания представляется самым важным, что обусловлено выполнением банком или специализированной компанией специфических функций, среди которых: оценка соответствия активов, размещенных в рамках договора факторинга, требованиям или условиям Фактора, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях; оценка текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников; контроль над сделками в проблемных отраслях экономики. Базой мониторинга факторинговых операций служит факторинговое досье, в котором должна быть сосредоточена вся необходимая документация по факторинговой сделке и все необходимые сведения о клиенте и должниках.

Совершенствованию организации факторингового обслуживания предприятий способствуют: (1) повышение надежности факторингового обслуживания клиентов; (2) создание для банков и специализированных компаний единой схемы расчета параметров факторинговой сделки; (3) разработка методов снижения факторинговых рисков; (4) создание автоматизированной системы информационной поддержки факторинга; (5) совершенствование национальной нормативно-правовой базы, регулирующей факторинговые операции. Повышение надежности факторингового обслуживания достигается при соблюдении следующих условиях: во-первых, факторинговом обслуживании дебитора поставщика, в связи с чем существенно уменьшается дебиторская задолженность поставщика; во-вторых, увеличении частоты поставок и уменьшении отсрочки платежа; в-третьих, увеличении числа дебиторов; в-четвертых, информировании Фактора со стороны клиента о неблагоприятных изменениях, произошедших с плательщиком, которые могут повлиять на степень рискованности операции. Единая схема расчета параметров факторинговой сделки включает в себя методики оценки финансового состояния клиентов и дебиторов, порядок формирования факторинговой комиссии, расчет лимитов финансирования. В настоящее время единые методики оценки финансового состояния клиентов и дебиторов не выработаны. Критерии отбора каждый финансовый агент определяет самостоятельно в зависимости от факторинговой политики, финансовых и прочих возможностей. Информационной базой для проведения анализа финансового состояния клиентов и дебиторов и качества выполнения их обязательств друг перед другом служит анкета клиента, которая включает в себя наличие рекламаций и их причины; информацию, характеризующую дебиторов клиента, - данные об объемах поставок (среднемесячном обороте дебиторской задолженности), отсрочках платежа, финансовую отчетность (по возможности). Принятию решения предшествует предварительная работа финансового агента, результатом которой будет принятие положительного или отрицательного решения о факторинговом обслуживании дебиторской задолженности того или иного покупателя соответствующего клиента.

При этом если организация работает с покупателями на основе долгосрочных договоров, то при переходе на факторинговое обслуживание производится контрольная поставка, по результатам которой определяется платежная дисциплина дебитора, устанавливается начальный лимит и открывается финансирование. По дебиторам, уже имеющим историю взаимоотношений с клиентами Фактора, процедура начала финансирования ускоряется. Порядок формирования факторинговой комиссии заключается в следующем. Комиссия Фактору за факторинговые операции складывается из нескольких составляющих - процентной ставки, платы за обработку документов, а также платы за управление дебиторской задолженностью. Факторы разрабатывают программное обеспечение, позволяющее снизить трудозатраты при обработке документов. Отметим, что фиксированная часть факторинговой комиссии, представляющая собой вознаграждение за управление дебиторской задолженностью и обработку документов по каждому дебитору, не зависит от суммы и срока финансирования. Это обстоятельство влияет на высокую стоимость факторинга тогда, когда сумма и срок финансирования невелики. На уменьшение стоимости факторингового обслуживания (примерно на 15-20%) влияет наличие у Фактора права регрессного требования к поставщику, поэтому последнему выгодно переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание. Как правило, первоначально с новым клиентом банк заключает договор с правом регресса; соглашение о факторинге без права регресса заключается после того, как банк поработает с фирмой некоторое время и удостоверится в надежности и платежеспособности контрагентов. В случае заключения договора без права регресса размер авансового платежа, как правило, уменьшается, а размер банковских комиссий за авансовый платеж и факторинговые услуги увеличивается. Это связано с возрастанием риска неполучения банком средств.

В реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но во многом зависят от дополнительного сервиса. Поэтому факторинг во всем мире объективно дороже кредитования, так как кроме финансирования оборотного капитала банк предоставляет клиенту дополнительные услуги. Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, в то время как размер банковского кредита фактически определяется прошлыми успехами, выраженными в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Благодаря этому факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, которые не могут рассчитывать на другие источники финансирования. Хотя формально факторинг не предполагает ограничений по суммам финансирования, Факторы устанавливают на каждую компанию определенный лимит, оценивая устойчивость и перспективность как бизнеса поставщика, так и его дебиторов. При этом принимается во внимание и статистика по клиентам из различных отраслей. Так, например, промышленные предприятия аккуратнее выплачивают задолженность, чем розничные сети и винные магазины. Под рисками факторинга понимают вероятность финансовых потерь Фактора из-за нарушения обязательств по договору факторинга между Фактором и его клиентом, уступающим дебиторскую задолженность, либо по договору поставки товара, заключенному между клиентом и его дебиторами. В научной литературе выделяют следующие группы рисков в сфере факторинга: (1) внешние риски, среди которых транспортный, кредитный,

ликвидный и форс-мажорные обстоятельства; (2) риски, имеющие всеобщий характер, к которым относят политический, экономический, валютный, процентный, системный, законодательный; (3) отраслевые риски, связанные со спецификой деятельности клиентов и их дебиторов; (4) риски, связанные с непроизводством товаров поставщиками или производством некачественных товаров [2]. Сокращению рисков факторинга будут способствовать следующие мероприятия: во-первых, определение категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности не могут стать клиентами Фактора; во-вторых, проведение расчетов максимальной суммы по операциям факторинга, в пределах которой оказание услуги может производиться без риска неполучения платежа; в-третът, урегулирование вопроса о праве регресса; в-четвертых, получение от клиента информации о неблагоприятных изменениях, произошедших с плательщиком, которые могут повлиять па степень рискованности операции; в-пятых, классификация кредитов по группам риска для сосредоточения внимания на наиболее ненадежных. По группе особенно ненадежных кредитов целесообразно проводить пофакторную экспертизу причин их возникновения. В зависимости от причин ухудшения хозяйственной деятельности должника строить дальнейшие с ним отношения, в том числе обращение в суд, объявление банкротства должника, использование права регресса.

Информационная поддержка факторинговых операций необходима для обеспечения интерфейса пользователя при работе с моделью потока и выбора стратегии деятельности Фактора, с одной стороны, и моделями типовых факторинговых операций, с другой. В настоящее время в качестве неотъемлемой услуги в рамках административного управления дебиторской задолженностью выступает предоставление поставщику программного обеспечения, позволяющего управлять информационными потоками между Фактором и поставщиком. В последнее время наметилась тенденция бесплатной установки клиентам «$-фактора», то есть специализированного программного обеспечения, автоматизирующего проведение факторинговых операций, и последующего его обновления. Клиентский модуль авторизированной системы помогает клиенту следить как за факторинговым обслуживанием, так и за структурой своей дебиторской задолженности. Его использование позволяет клиенту получать различную информацию, в том числе о выплатах Фактором финансирования по поставкам, о платежах дебиторов по поставкам, о платежной дисциплине дебиторов, об остатке долга дебитора, об обороте клиента по факторинговому обслуживанию. Данная информация может быть предоставлена как в электронном, так и в бумажном виде в форме отчетов.

На эффективность факторинговых операций влияет также квалификация и опыт сотрудников специализированных компаний или соответствующих подразделений банков, оказывающих услуги по факторинговому обслуживанию своим клиентам. Отметим, что дефицит квалифицированных кадров повлиял на рост операционных рисков, связанных с ошибками и сбоями в работе персонала и информационных систем. Проблема подготовки и переподготовки профессиональных кадров Факторов - наиболее важное направление повышения эффективности факторингового обслуживания предприятий в России. Ее решение заключается в разработке программы по организации подготовки специалистов в области факторинга, предполагающей как организацию обучения, так и переподготовку сотрудников банков. В целях обучения и повышения квалификации своих сотрудников многими банками созданы специальные учебные центры, проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам развития факторинга в нашей

стране. Повышение профессионального уровня специалистов, занимающихся предоставлением факторинговых услуг, было названо одним из приоритетных направлений деятельности на Четвертой ежегодной конференции ВЕФА (Вильнюс, сентябрь 2004 года) [4]. Международный факторинг изучается в МГУ им. М.В.Ломоносова и МГИМО (У). Проблемы факторинга обсуждались на Первой всероссийской конференции «Факторинг - финансовый инструмент интенсивного развития российских компаний. Особенности, практика, перспективы» (Москва, март 2005 г.); на конференции «Финансовая корпорация «НИКойл» и современные финансовые технологии на службе бизнеса: факторинг, лизинг, электронная коммерция, страхование» (Рязань, октябрь 2002 г.) и др. К числу конференций и семинаров, участие в которых может быть использовано в целях увеличения продаж факторинговых услуг, следует отнести и специализированные отраслевые выставки, где размещается стенд факторинговой компании.

Решение поставленной задачи требует определения модели профессиональных качеств, знаний и умений, отражающих специфику работы сотрудников факторинговых отделов банка, особые требования к ним как личностям и профессионалам, на приобретение которых и должен быть направлен процесс обучения. Основные черты рассматриваемой профессии связаны со знанием организационных и методических основ факторингового обслуживания; факторов, влияющих на результативность факторинговой деятельности; соблюдением профессиональной этики. Представляется, что данная модель должна быть отправной при составлении программ обучения, разработке систем отбора и повышения квалификации кадров в области факторингового обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛаврикМ.Ю. Работа с клиентами в процессе факторингового обслуживания.// Банковское дело. - 2005. - № 2.

2. Пушторский С. Факторинг - современное решение для сбытовой политики. // www.factoring.ru; Факторы от факторинга. Интервью с М.Трэйвишем. // Валютный спекулянт. - 2004. - № 8. - С. 30; Лаврик М.Ю. Риски факторинговых операций. // Банковское дело. - 2004. - № 7. - С. 46-47; Ефимова Ю. Как превратить долги в оборотные средства. // Финанс. - 2004, 9-15 февраля. - № 5. - С. 34-35.

3. Рубеиченко М. Двести процентов роста. //Эксперт. - № 19. - 2004, 24 мая.

4. Трейвиш М. Продажа факторинговых услуг: средства повышения ее эффективности.// Международные банковские операции. - 2006. - № 4.

FACTORING IN THE WORLD FINANCIAL INDUSTRY

S.Y. KOURBATOV

Finance and Credit Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article studies factoring as a variety of commercial and commission operations in the world financial industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.