Научная статья на тему 'Использование факторинга на российских предприятиях'

Использование факторинга на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1891
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / АУТСОРСИНГ / "ОТКРЫТЫЙ" ТИП ФАКТОРИНГА / "ЗАКРЫТЫЙ" ТИП ФАКТОРИНГА / ИМПОРТНЫЙ ФАКТОРИНГ / ЭКСПОРТНЫЙ ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чараева М. В.

Использование факторинговых операций способствует ликвидации финансовых разрывов и увеличению оборотного капитала предприятия, деятельность которого связана с предоставлением товарных кредитов широкой группе потребителей. В целом факторинг позволяет компании передать на аутсорсинг решение целого ряда задач, заниматься которыми самостоятельно дорого либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса. Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для концентрации усилий на основной деятельности, ускорения оборота капитала и соответственно увеличения прибыли, в результате улучшается структура его баланса за счет увеличения показателя соотношения собственного и привлеченного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование факторинга на российских предприятиях»

© Чараева М. В.,

к.э.н., доцент каф. «Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОРИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Факторинг, аутсорсинг, «открытый» тип факторинга, «закрытый» тип факторинга, импортный факторинг, экспортный факторинг.

Ликвидацию финансовых разрывов и увеличение оборотного капитала предприятия, деятельность которого связана с предоставлением товарных кредитов широкой группе потребителей, может предоставить использование факторинговых операций.

Операции факторинга в России имеют довольно четкую юридическую проработку — они полностью описаны в ст. 824 Гражданского кодекса РФ в версии «договора финансирования под уступку денежного требования», хотя сам термин «факторинг» в официальной отечественной юридической практике не прописан.

Факторинг (от английского слова «factor» — посредник) — это финансовая операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность другой компании в целях немедленного получения

большей части платежа и снижения издержек по ведению счетов.

В соответствии с принятой в 1988 г. Конвенцией о международном факторинге операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум два из четырех признаков: 1) наличие кредитования; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика; 3) инкассирование его задолженности; 4) страхование от кредитного риска.

На современном этапе факторинг развивается в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, кредитного и юридического характера. Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для концентрации усилий на основной, торговой деятельности, ускорения оборота капитала и соответственно увеличения прибыли. Уменьшается сумма баланса и улучшается его структура за счет увеличения показателя соотношения собственного и привлеченного капитала.

С 2005 г. спрос на факторинг в России только как на способ финансирования оборотных средств стал падать, при этом начал формироваться интерес к привлечению сторонних ресурсов для развития продаж предприятия — аутсорсингу. Эта тенденция характерна не только для России. Аутсорсинг — одно из самых востребованных в мире решений множества проблем. По данным исследований Института Аутсорсинга США, аутсорсинг бизнес-процессов — активно развивающийся вид оптимизации деятельности предприятий. Передача части работ на исполнение сторонней организации становится повседневной практикой и для многих отечественных компаний. Аутсорсинг используется при ведении бухгалтерского учета, подборе персонала, юридическом оформлении сделок, организации документооборота. Востребованность услуг сторонних подрядчиков для решения задач, способствующих эффективному развитию

бизнеса, не может не способствовать появлению новых предложений в этой сфере профессиональных услуг.

В этой связи обновление предлагаемого сегодня набора факторинговых мероприятий, с учетом стремительно растущего спроса на аутсорсинг, является залогом дальнейшего развития услуг в этой сфере. Основой нового предложения рынку может стать предоставление сервисов, отличных от финансирования, в том числе услуги по покрытию рисков, профессиональному управлению дебиторской задолженностью, а также коллекторские услуги.

Факторинг имеет ряд специфических отличий от других кредитных продуктов (табл. 1).

Краткосрочный кредит в банке на пополнение оборотных средств — операция разовая, ставить ее на поток бессмысленно и в целом не рентабельно.

К тому же если предприятие динамично развивается, то все, что может служить для банка залогом (основные производственные фонды, здания и сооружения), обычно уже оформлено в качестве обеспечения долгосрочных кредитов. Слабым аналогом факторинга может служить банковский овердрафт. Но по нему, как правило, можно получить не более 30 % от оборота по счету.

Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило в 60-70-х гг. XX в., хотя зачатки подобных операций, имеющих своей целью переуступку права требования долга, известны с XVIII в., когда купцы для обеспечения надлежащего оборота своей торговли в большей степени имели дело с хозяевами факторий, а не с непосредственными потребителями их продукции. Теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют около 900 компаний с суммарным оборотом около 600 млрд дол. США.

Таблица 1. Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов

ФАКТОРИНГ КРЕДИТ | ОВЕРДРАФТ

Финансирование погашается из денег, поступивших от дебиторов Клиента Кредит / овердрафт возвращается банку за счет собственных средств компании

Финансирование продолжается бессрочно Получение кредита / овердрафта не гарантирует получение нового, выдаются на определенный срок

Финансирование выплачивается при предоставлении накладной и счета-фактуры Для получения кредита / овердрафта предприятию необходимо оформить большое количество документов

Финансирование сопровождается сервисом, который включает: кредитный менеджмент, консалтинг и пр. Помимо предоставления денежных средств банк, как правило, не оказывает компании каких-либо дополнительных услуг

При факторинге переход предпрития-клиента на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в другой банк не требуется Кредит / овердрафт предусматривают переход компании на РКО в другой банк

Финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года Устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, не превышающие 30 дней

Финансирование выплачивается в день поставки товара Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцев

Для финансирования залоговое обеспечение не требуется Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа Овердрафтом предусмотрено поддержание оборота по расчетному счету в пропорции 5:1. Обеспечение в виде залога не требуется

Размер финансирования неограничен и может увеличивается по мере роста объема продаж компании Кредит выдается на заранее обусловленную сумму Лимит овердрафта устанавливается из расчета 15-30% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика

Источник: составлено автором.

Первые попытки развить факторинг в России предпринимались системообразующими банками, такими как «Российский кредит», «Инкомбанк», «Менатеп», «Тверьуниверсалбанк» в начале 90-х гг. прошлого века. Но тогда кропотливый труд в сфере финансов был непопулярен, с доходностью по ГКО факторинг не шёл ни в какое сравнение, и лишь в конце 90-х гг. за

этот вид деятельности взялись принципиально.

Факторинг в классическом смысле сейчас предлагает не более десятка банков и специализированных факторинговых компаний (табл.2).

Указанная в таблице 2 группа участников рынка в основном сформировалась, хотя приход новых игроков весьма вероятен.

Таблица 2. Крупнейшие факторинговые компании по количеству заключённых договоров в 2007 г.

№ Компания Количество заключённых договоров факторинга в 2007г., шт.МРСК Объем уступленных прав требований Фактору в 2007г., млн руб. Объем предоставленного Фактором финансирования в 2007г., млн руб. Количество городов в России, в которых есть представительство факторинговой компании на 01.01.08, шт. Общее количество представительств факторинговой компании на 01.01.08, шт.

1 Еврокоммерц* 1 795 120 961.6 107 619.4 55 57

2 МФК Траст 925 20 263.2 17 623.7 63 63

3 Северная Казна** 638 464.5 526.7 8 38

4 Промсвязьбанк 587 96 900.1 76 863.4 42 42

5 Национальная Факторинговая Компания 585 62 118.6 47 287.8 22 22

6 Металлинвестбанк 119 5 006.9 4 344.3 4 4

7 Юникредит Банк 112 13 756.7 11 721.3 23 23

8 Финансовый партнер 97 191.6 164.3 2 2

9 Стройкредит Факторинг 84 15 664.8 13 306.9 11 11

10 ТрансКредитФакторинг 73 14 591.1 12 132.0 6 6

11 Московский Кредитный Банк 62 12 600.0 10 800.0 н.д. н.д.

12 Татфондбанк 59 2 573.0 2 315.7 11 11

13 Русский Банк Развития 41 2 239.9 1 832.9 5 5

14 Петрокоммерц 37 54 069.8 44 066.0 18 18

15 Северный Морской Путь 29 2 288.8 2 020.2 5 5

16 УБРР*** 25 73.7 60.0 3 8

17 БСЖВ 23 12 237.1 10 395.3 н.д. н.д.

18 СДМ-Банк 21 420.0 336.0 2 н.д.

19 СКБ-Банк 19 4 596.6 3 556.3 42 83

20 Союз 18 7 657.4 6 412.1 н.д. 6

21 Артереал Групп 15 237.3 213.6 н.д. н.д.

22 Москоммерцбанк 14 1 739.0 1 358.9 н.д. н.д.

23 Центрокредит 11 3 296.3 3 216.8 1 н.д.

24 Казанский 3 554.1 496.4 2 3

25 Новикомбанк 3 33.6 28.8 н.д. н.д.

26 Ухтабанк 2 111.5 96.4 н.д. н.д.

Пробизнесбанк 188 12 659.4 10 418.6 7 7

Номос-банк 81 14 033.8 10 977.4 16 16

Церих 11 294.2 212.3 н.д. н.д.

Источник: Ийр: // rating.rbc.ru — Агентство РБК.Рейтинг.

Финансированием под уступку денежных требований занимается гораздо больше банков — около сотни. Эта группа не заинтересована в активном продвижении услуги, что связано с определёнными проблемами, возникающими при развитии факторинга в банке с точки зрения законодательных норм и их применения. Факторинг в этих банках предлагается в основном для полноты продуктовой линии. Как правило, состав этой группы очень быстро меняется в зависимости от спроса на услугу, поскольку издержки входа в этот сегмент невелики. Но иногда банки начинают с финансирования под уступку требования, а потом решают развивать классический факторинг, и зачастую это приводит руководство к решению о необходимости выведения факторингового бизнеса из банка и образованию дочерних факторинговых компаний. Так, например, произошло в «Транскредитфакторинге», Региональной факторинговой компании, Пробизнесбанке и некоторых других компаниях.

С точки зрения клиента факторинговой компании, полезность и целесообразность факторинга зависит от типа потребностей самого предприятия. Если исчерпаны ограниченные возможности кредитования, а объективная потребность в оборотных средствах сохраняется, то факторинг, как представляется, в данном случае - наиболее рациональное решение. Если же предприятие заинтересовано в страховании своих кредитных рисков, а также если условия работы с поставщиками комплектующих сильно зависят от ритмичности оплаты закупок, факторинг опять же будет едва ли не лучшим решением.

Кроме того, в настоящее время факторинг становится достаточно актуальным бизнесом как для банков, так и для их клиентов. Для клиентов, в частности, тем, что в последнее время одним из инструментов конкурентной борьбы стало предоставление покупателям товарных кредитов, сроки по которым могут достигать месяц и более.

Таким образом, у предприятия возникает дефицит наличности для запуска последующих производственных оборотов. Для восполнения дефицита предприятия обращаются в банк за кредитом либо в ином случае готовы продать свою дебиторскую задолженность с дисконтом.

Банкам же факторинг интересен тем, что это новый кредитный продукт, который они могут предложить, и что он чем дальше, тем больше востребован клиентами. Средняя ставка (дисконт) по факторинговым операциям составляет, как правило, не более 10 % от суммы дебиторской задолженности. Она может корректироваться в зависимости от сроков задолженности и риска по дебитору. За указанное вознаграждение банк фактически закрывает клиенту кассовый разрыв и берет на себя дальнейшие взаимоотношения с дебитором. При этом банк должен в первую очередь оценить прогнозную платежеспособность дебитора, не имея доступа (в большинстве случаев) к его отчетности и другим финансовым показателям. Выводы можно сделать, основываясь только на косвенных показателях, таких как платежные истории, имя дебитора, наличие или отсутствие негативной информации.

В целом оценить объем факторингового бизнеса в России на сегодняшний день достаточно сложно - статистика пока отсутствует. Однако бизнес этот развивается, и вполне вероятно, что к 2010 г. факторинговые операции будут составлять от 10 до 20 % совокупного кредитного портфеля российских кредитно-финансовых учреждений.

Базовая схема факторинга довольно проста (рис. 1). В ней участвуют три стороны: поставщик, его покупатели и факторинговая компания (фактор-компания, или фактор), оказывающая услуги поставщику. Между поставщиком и фактором подписывается договор факторингового обслуживания, который является независимым от договора поставки товара. Отношения же

производителя с потребителями оформляются договорами поставки или купли-продажи, отгрузка производится на условиях отсрочки платежа в соответствии с выбранной в контракте формой расчетов. В момент перехода товара в собственность потребителя возникает денежное требование, которое передается фактору. Имея его на руках, последний переводит на расчетный счет производителя-продавца до 90% суммы поставки (а в некоторых случаях в зависимости от формы факторинга - до 100% суммы поставки).

Таким образом, факторинг на сегодняшний день превращается в действенное средство обеспечения экономической безопасности отечественных предприятий и возвращает в бизнес производителя деньги, который тот инвестировал в склад потребителя или, например, в товар в пути. Это делает механизм финансирования удобным и доступным и, условно говоря, наделяет товарные накладные по отгрузкам с отсроч-

кой платежа качествами своего рода высоколиквидных ценных бумаг: при желании превратить их в деньги надо просто предоставить их фактор-компании. Третья сторона сделки - потребитель, имея отсрочку платежа, пользуется товаром или сам реализует его. По истечении отсрочки, указанной в договоре, он вносит деньги на специальный счет фактора. Удержав то, что ему причитается (выплаченное финансирование и комиссию), посредник остаток платежа (если он остался) переводит производителю и тем самым замыкает цепочку.

«Открытый» тип факторинга подразумевает, что должники производителя оповещаются об участии фактор-компании в их сделке, когда покупатели заранее знают, что будут осуществлять все расчеты с фактором. При «закрытом» факторинге в случае каких-либо затруднений фактор может появиться перед должником внезапно, но эта схема применима только в крайних случаях и нежелательна.

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Схема факторинговой операции

В международной деятельности предприятия такой посредник, как факторинговая компания, практически незаменим. Согласно общему принципу, импортный факторинг - это содействие импортеру в получении товарного кредита из-за рубежа, что достаточно актуально для российских производственных предприятий: западный производитель, как правило, заинтересован в развитии продаж на новых рынках, но при ограниченных рисках.

Экспортный факторинг - поддержка экспортеров, конкретно для России это, как правило, экспортеры леса и целлюлозы. Более «тяжелые» товарные группы (например, продукция тяжелого машиностроения) обслуживаются чаще всего лизинговыми схемами, а у главных российских экспортеров проблем с оборотными средствами в последнее время обычно не возникает.

Вознаграждение в сфере факторинга состоит из фиксированной ставки комиссии и процента, начисляемого на выплаченное финансирование. Вторая часть по смыслу есть не что иное, как процент за беззалого-вый кредит. Факторинговые компании снижают ее по надежным группам должников до 18-20 % годовых. Комиссия, или тариф на обслуживание зависит от количества переданных дебиторов на факторинговое обслуживание, объема переданных денежных требований, отсрочки платежа, предоставленной дебитору клиентом. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 7 % от оборота.

Главный потребитель факторинга на сегодняшний день - дистрибьюторские сети и крупные компании потребительского сектора.

Товарное кредитование включает в себя неизбежно целый ряд рисков. Прежде всего, это кредитный риск, т. е. отказ потребителя от платежа, а также риск нарушения ликвидности, т.е. риск несвоевременной оплаты. С риском ликвидности схема факторинга, как правило, справляется.

С точки зрения кредитного риска, принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). При факторинге без права регресса досрочный платеж фактора в пользу производителя для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. Таким образом, если потребитель не платит, то производитель не теряет до 90 % от суммы поставки. В случае использования схемы с регрессом компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок (обычно через один месяц) потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию, где денежное требование не выкупается, а принимается в обеспечение финансирования, в данном случае кредитный риск остается на продавце. И хотя ликвидный риск (риск неуплаты в срок) банк берет на себя, на Западе соотношение этих видов приблизительно 60: 40 в пользу схемы без регресса. Понятно, что в российской экономической среде такого принципа — полного страхования клиента - факторинговым компаниям пока не потянуть, поэтому более распространен факторинг с регрессом.

Тем не менее, все остальные риски схема без регресса покрывает достаточно успешно. Например, процентный риск. Он возникает у компаний, строящих свой бизнес на привлеченных оборотных средствах. При резких изменениях процентных ставок происходит дополнительное давление на стоимость товара производителя (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара). При факторинге, как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полугода или года).

Кроме того, должен учитываться и валютный риск (например, что весьма ак-

туально в настоящее время - риск динамики курса валюты в период отсрочки). В частности, на рынке, например, фармацевтики много иностранных препаратов, цена которых фиксируется в иностранной валюте. На практике приходится номинировать цены в условных единицах, что не выгодно конечным потребителям. При факторинге вероятность потерь в связи с этим риском резко снижается благодаря тому, что финансирование проводится сразу же при получении отгрузочных документов. Изменение же курса за период отсрочки вряд ли повлияет кардинальным образом на выручку.

Итак, немалая часть рисков при факторинге переносится на посредника.

Формулировка «финансирование по уступке прав требования», безусловно, напоминает замаскированный кредит, но есть несколько деталей, которые принципиально отличают факторинг от операции кредитования.

Схема факторинга принципиально не подразумевает залога. Посредник дает деньги производителю, а расплачиваются с фактор-компанией потребители. Поэтому лимиты при факторинге устанавливаются не на производителя, а на каждого из потребителей. Если дебиторы исчисляются сотнями, то общий риск диверсифицирован между ними. Чем больше потребителей, тем больше этих не связанных между собой дискретных денежных потоков, тем соответственно меньше кредитный риск. Именно благодаря этим особенностям факторинг работает без традиционных форм покрытия. Кроме того, при факторинге не требуется такого количества документов, как при кредите, а также нет дополнительных затрат на страхование и оформление сделки.

Однако необходимо учитывать, что факторинг всегда дороже кредита. Прежде всего, потому что регулярная сортировка должников и обязательств — очень трудоемкая часть работы. Официально она назы-

вается «поддержкой административного управления дебиторской задолженностью» и по праву считается одним из главных «коньков» факторинга. Сюда входят помощь в постановке системы кредитного контроля, система контактов и напоминаний покупателям о своевременности оплаты поставок производителя, информационная поддержка контроля состояния и движения дебиторской задолженности. С этой целью фактор, как правило, устанавливает у производителя свое специально разработанное программное обеспечение. Одним словом, производитель устраняется от должников — ими и самой задолженностью занимается банковская система в лице фактора.

Таким образом, по сути, факторинг позволяет компании передать на аутсорсинг решение целого ряда задач, заниматься которыми самостоятельно дорого либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса. Опыт развитых стран это подтверждает. В Великобритании, например, более 50% клиентов «факторов» (т.е. факторинговых компаний) — это предприятия с оборотом до 1,5 млн евро в месяц. И во Франции преимущественно факторингом пользуются предприятия малого и среднего бизнеса с месячным оборотом от 250 тыс. до 1 млн евро. Такая ситуация сложилась, поскольку крупные игроки имеют больше ресурсов для решения всех задач собственными силами. Эффект от аутсорсинга в крупной компании заметен гораздо меньше, чем в компании малой, где эффект практически моментально отражается на объёмах продаж.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Агеева Е.И. Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью // Финансовый менеджмент. -2004. — №6. — С. 22-33.

2. Войко А.В. Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование

финансовых результатов предприятия // Финансовый менеджмент. — 2004. —

№4. — С.37-42.

3. Гришина О. Плохо объяснили // Эксперт. — 2006. — №45. — С. 53-54.

4. Ивашкевич В.Б. Анализ дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет. 2003. — №6. — С. 55-59.

5. Законодательный тормоз // Эксперт. — 2005. — №15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Савельев В.М. Факторинг — форма обслуживания малого и среднего бизнеса // Финансы. 2004. — №2. — С. 48-50.

7. http://rating.rbc.ru — Агентство РБК. Рейтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.