ФАКТОРИНГ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКИХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСРЕДСТВОМ ФАКТОРИНГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. Н. ВОЛКОВ, кандидат технических наук, доцент, ректор Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
Ликвидацию финансовых разрывов и увеличение оборотного капитала предприятия, деятельность которого связана с предоставлением товарных кредитов широкой группе потребителей, может предоставить использование факторинговых операций.
Возможность занять деньги на короткое время, но в нужный момент, существенно может облегчить жизнь функционирующим субъектам хозяйствования. Финансирование «со стороны» становится еще более оправданным, если собственные поступления «на подходе». Еще лучше, если их получением потом займется тот, кто обеспечивал кредитование непосредственно самого предприятия. В отношении к обеспечению финансовой устойчивости и в целом экономической безопасности предприятий это здравое рассуждение преобразуется в финансовую услугу, именуемую «факторингом».
Факторинг (от английского слова «factor» — посредник) — это финансовая операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность другой компании в целях немедленного получения большей части платежа и снижения издержек по ведению счетов. Это целый комплекс услуг: теоретически он может существовать везде, где поставщик кредитует товаром потребителей (рисунок). Полноценную альтернативу ему придумать трудно.
Краткосрочный кредит в банке на пополнение оборотных средств — операция разовая, ставить ее на поток бессмысленно и в целом не рентабельно.
К тому же, если предприятие динамично развивается, то все, что может служить для банка залогом (основные производственные фонды, здания и сооружения), обычно уже оформлено в качестве обеспечения «длинных» кредитов. Слабым аналогом факторинга может служить банковский офер-драфт. Но по нему, как правило, можно получить не более 30 % от оборота по счету.
Многие операции, которые их участники называют факторингом, таковыми не являются. Например, покупка так называемых «мусорных» долгов с большим дисконтом. Если банк, предлагающий факторинговые услуги, настаивает на том, что и клиент, и его дебиторы должны перейти на его счета, это условие также не имеет отношения к факторингу. В чистом виде это такая услуга, которая помогает предприятию поддерживать необходимый уровень оборотных средств и управлять дебиторской задолженностью на постоянной основе.
Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило в 60-70-х гг. XX в., хотя зачатки подобных операций, имеющих своей целью переуступку права требования долга, известны с XVIII в., когда купцы для обеспечения надлежащего оборота своей торговли в большей степени имели дело с хозяевами факторий, а не с непосредственными потребителями их продукции. Теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют около 900 компаний с суммарным оборотом около 600 млрд дол. США.
Денежное требование
Производитель ^ Остаток (10%) платежа
А До 90|% суммы накладной Договор факторингового ] обслуживания \
Договор поставки или купли-продажи Отгрузка на условиях
Факторинговая компания
отсрочки платежа |
Оплата товара!на
I I
Потребитель
Схема факторинговой операции
Первые попытки развить факторинг в России предпринимались системообразующими банками, такими, как «Российский кредит», «Инкомбанк», «Менатеп», «Тверьуниверсалбанк» в начале 90-х гг. прошлого века. Но тогда кропотливый труд в сфере финансов был непопулярен, с доходностью по ГКО факторинг не шел ни в какое сравнение, и лишь в конце 90-х гг. за этот вид деятельности взялись принципиально. Сейчас бесспорным лидером рынка является инвестиционно-банковская группа (ИБГ) «Никойл», контролирующая 65-70 % всех факторинговых операций. По данным, представленным на сайте этой компании, общий объем факторинговых сделок в России в прошлом году составил примерно 600-650 млн дол. Между тем отсутствие статистики по данным операциям в прошлые годы не позволяет точно определить степень активизации применения факторинговых сделок, хотя общая тенденция их роста налицо.
Потенциальную емкость факторинговых операций в России ИБГ «Никойл» прогнозирует в размере 21,3 млрд дол. и считается, что данный рынок может удвоиться уже к 2010 г. Оборот по факторинговым операциям «Никойла» в 2003 г. составил чуть менее 400 млн дол. На различных этапах развития этого бизнеса с «Никойлом» работают такие банки, как «Промсвязьбанк», «Церих», «Диалог-Оптим», «Промбизнесбанк» и др.
Полезность и целесообразность факторинга для промышленных предприятий зависит от типа потребностей самой компании. Если исчерпаны ограниченные возможности кредитования, а объ-
ективная потребность в оборотных средствах сохраняется, то факторинг, как представляется, в данном случае — наиболее рациональное решение. Если же предприятие заинтересовано в страховании своих кредитных рисков, а также если условия работы с поставщиками комплектующих сильно зависят от ритмичности оплаты закупок, факторинг опять же будет едва ли не лучшим решением.
Если предприятие имеет большое количество потребителей в России и за рубежом (что характерно для некоторых отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса) и к тому же не одно, а несколько складских помещений, разбросанных в разных уголках страны, факторинг вновь станет необходимым решением, по крайней мере в части поддержки работы с потребителями, консолидации данных об отгрузках и повышения удобства работы с ними.
Кроме того, в настоящее время факторинг становится достаточно актуальным бизнесом как для банков, так и для их клиентов. Для клиентов, в частности, тем, что в последнее время одним из инструментов конкурентной борьбы стало предоставление покупателям товарных кредитов, сроки по которым могут достигать трех и более месяцев. Таким образом, у предприятия возникает дефицит наличности для запуска последующих производственных оборотов. Для восполнения дефицита предприятия обращаются в банк за кредитом либо в ином случае готовы продать свою дебиторскую задолженность с дисконтом.
Банкам же факторинг интересен тем, что это новый кредитный продукт, который они могут предложить, и что он, чем дальше, тем больше востребован клиентами. Средняя ставка (дисконт) по факторинговым операциям составляет, как правило, не более 10 % от суммы дебиторской задолженности. Она может корректироваться в зависимости от сроков задолженности и риска по дебитору. За указанное вознаграждение банк фактически закрывает клиенту кассовый разрыв и берет на себя дальнейшие взаимоотношения с дебитором. При этом банк должен в первую очередь оценить прогнозную платежеспособность дебитора, не имея доступа (в большинстве случаев)
к его отчетности и другим финансовым показателям. Выводы можно сделать, основываясь только на косвенных показателях, таких, как платежные истории, имя дебитора, наличие или отсутствие негативной информации.
В целом оценить объем факторингового бизнеса в России на сегодняшний день достаточно сложно — как уже было сказано выше, статистика пока отсутствует. Однако бизнес этот развивается и вполне вероятно, что к 2010 г. факторинговые операции будут составлять от 10 до 20 % совокупного кредитного портфеля российских кредитно-финансовых учреждений.
Операции факторинга в России имеют довольно четкую юридическую проработку — они полностью описаны в ст. 824 Гражданского кодекса РФ в версии «договора финансирования под уступку денежного требования», хотя сам термин «факторинг» в официальной отечественной юридической практике не прописан.
Базовая схема факторинга довольно проста. В ней участвуют три стороны: поставщик, его покупатели и факторинговая компания (фактор-компания, или фактор), оказывающая услуги поставщику. Между поставщиком и фактором подписывается договор факторингового обслуживания, который является независимым от договора поставки товара. Отношения же производителя с потребителями оформляются договорами поставки или купли-продажи, отгрузка производится на условиях отсрочки платежа в соответствии с выбранной в контракте формой расчетов. В момент перехода товара в собственность потребителя возникает денежное требование, которое передается фактору. Имея его на руках, последний проводит на расчетный счетпроизводителя-продавцадо 90 % суммы поставки.
Таким образом, факторинг на сегодняшний день превращается в действенное средство обеспечения экономической безопасности отечественных предприятий и возвращает в бизнес производителя деньги, который тот инвестировал в склад потребителя или, например, в товар в пути. Это делает механизм финансирования удобным и доступным и, условно говоря, наделяет товарные накладные по отгрузкам с отсрочкой платежа качествами своего рода высоколиквидных ценных бумаг: при желании превратить их в деньги надо просто предоставить их фактор-компании. Третья сторона сделки — потребитель, имея отсрочку платежа, пользуется товаром или сам реализует его. По истечении отсрочки, указанной в договоре, он вносит
деньги на специальный счет фактора. Удержав то, что ему причитается (выплаченное финансирование и комиссию), посредник остаток платежа (если он остался) переводит производителю и тем самым замыкает цепочку.
«Открытый» тип факторинга подразумевает, что должники производителя оповещаются об участии фактор-компании в их сделке, когда покупатели заранее знают, что будут осуществлять все расчеты с фактором. При «закрытом» факторинге в случае каких-либо затруднений фактор может появиться перед должником внезапно, но эта схема применима только в крайних случаях и нежелательна.
В международной деятельности предприятия такой посредник, как факторинговая компания, практически незаменим. Он возьмет на себя трудности согласования законов и практики разных стран и обеспечит грамотную координацию действий контрагентов. Согласно общему принципу, импортный факторинг — это содействие импортеру в получении товарного кредита из-за рубежа, что достаточно актуально для российских производственных предприятий: западный производитель, как правило, заинтересован в развитии продаж на новых рынках, но при ограниченных рисках.
Экспортный факторинг — поддержка экспортеров, конкретно для России это, как правило, экспортеры леса и целлюлозы. Более «тяжелые» товарные группы (например, продукция тяжелого машиностроения) обслуживаются чаще всего лизинговыми схемами, а у главных российских экспортеров проблем с оборотными средствами в последнее время обычно не возникает.
Вознаграждение в сфере факторинга состоит из фиксированной ставки комиссии и процента, начисляемого на выплаченное финансирование. Вторая часть по смыслу есть не что иное, как процент за беззалоговый кредит. Факторинговые компании снижают ее по надежным группам должников до 18-20 % годовых. Комиссия, или тариф на обслуживание зависит от количества переданных дебиторов на факторинговое обслуживание, объема переданных денежных требований, отсрочки платежа, предоставленной дебитору клиентом. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 7 % от оборота.
Главный потребитель факторинга на сегодняшний день —дистрибьюторские сети и крупные компании потребительского сектора. В России среди компаний, давно и стабильно использующих эту схему, можно назвать торговую сеть «Градиент»
(оптовый оператор на рынке бытовой химии, парфюмерии и косметики), «Балтимор» (всем известные кетчупы и майонез), «Русская кожа» (один из крупнейших в России производителей и экспортеров полуфабрикатов и изделий из кожи).
Товарное кредитование включает в себя неизбежно целый ряд рисков. Прежде всего, это кредитный риск, т. е. отказ потребителя от платежа, а также риск нарушения ликвидности, т. е. риск несвоевременной оплаты. С риском ликвидности схема факторинга, как правило, справляется — собственно, для этого она и придумана.
С точки зрения кредитного риска принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). При факторинге без права регресса досрочный платеж фактора в пользу производителя для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. Таким образом, если потребитель не платит, то производитель не теряет до 90 % от суммы поставки. В случае использования схемы с регрессом компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок (обычно через один месяц) потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию, где денежное требование не выкупается, а принимается в обеспечение финансирования, в данном случае кредитный риск остается на продавце. И хотя ликвидный риск (риск неуплаты в срок) банк берет на себя, на Западе соотношение этих видов приблизительно 60:40 в пользу схемы без регресса. Понятно, что в российской экономической среде такого принципа — полного страхования клиента — факторинговым компаниям пока не потянуть, поэтому у нас более распространен факторинг с регрессом.
По схеме факторинга с регрессом с 1999 г. с ИБГ «Никойл» работает уже упоминавшаяся выше торговая сеть «Градиент». Это сокращает оборачиваемость средств в 3-4 раза, а сейчас стоимость финансирования по этой схеме приближается к рыночной — в среднем на уровне 18 % годовых, что очень прилично для финансирования без залога. Но «Градиент» использует этот продукт комплексно — так, как его презентуют, и не рассматривает его только как финансирование. Например, в пакет входит обязательная проверка дебиторов, при этом специалисты обрабатывают всю имеющуюся первичную информацию. Зная, что все документы еще раз проверяются, финансовый директор
чувствует себя гораздо спокойнее. Кроме того, есть возможность получить данные по дебиторской задолженности в любом разрезе и в удобной для анализа форме.
Около 1 000 дебиторов «Градиента» переданы на обслуживание в ИБГ «Никойл», и потерь по дебиторской задолженности в настоящий момент, по свидетельству инвестиционно-банковской группы, практически не имеют.
Тем не менее все остальные риски схема без регресса покрывает достаточно успешно. Например, процентный риск. Он возникает у компаний, строящих свой бизнес на привлеченных оборотных средствах. При резких изменениях процентных ставок происходит дополнительное давление на стоимость товара производителя (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара). При факторинге, как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полугода или года).
Кроме того, должен учитываться и валютный риск (например, что весьма актуально в настоящее время — риск динамики курса валюты в период отсрочки). В частности, на рынке, например, фармации очень много иностранных препаратов, цена которых фиксируется в иностранной валюте. На практике приходится номинировать цены в условных единицах, что не выгодно конечным потребителям. При факторинге вероятность потерь в связи с этим риском резко снижается благодаря тому, что финансирование проводится сразу же при получении отгрузочных документов. Изменение же курса за период отсрочки вряд ли повлияет кардинальным образом на выручку.
Итак, немалая часть рисков при факторинге переносится на посредника. Разумеется, нести эту «рисковую корзину» бесплатно не будет никто, но в стандартной схеме их можно четко описать и «разложить по полочкам».
Формулировка «финансирование по уступке прав требования», безусловно, напоминает замаскированный кредит, но есть несколько деталей, которые принципиально отличают факторинг от операции кредитования.
Схема факторинга принципиально не подразумевает залога. Посредник дает деньги производителю, а расплачиваются с фактор-компанией потребители. Поэтому лимиты при факторинге устанавливаются не на производителя, а на каждого из потребителей. Если дебиторы исчисляются со-
тнями, то общий риск «размазан» по ним тонким слоем. Чем больше потребителей, тем больше этих не связанных между собой дискретных денежных потоков, тем соответственно меньше кредитный риск. Именно благодаря этим особенностям факторинг работает без традиционных форм покрытия. Кроме того, при факторинге не требуется такого количества бумаг, как при кредите, а также нет дополнительных затрат на страхование и оформление сделки.
Однако необходимо учитывать, что факторинг — услуга не для «бедных» предприятий, поскольку он всегда дороже кредита. Прежде всего потому, что регулярная сортировка должников и обязательств — очень трудоемкая часть работы. Официально она называется «поддержкой
административного управления дебиторской задолженностью» и по праву считается одним из главных «коньков» факторинга. Сюда входят помощь в постановке системы кредитного контроля, система контактов и напоминаний покупателям о своевременности оплаты поставок производителя, информационная поддержка контроля за состоянием и движением дебиторской задолженности. С этой целью фактор, как правило, устанавливает у производителя свое специально разработанное программное обеспечение. Одним словом, производитель устраняется от должников — ими и самой задолженностью занимается банковская система в лице фактора. Это еще имеет и положительный психологический аспект — дружба дружбой, а деньги должны приходить в срок.
Ф.СП-1
АБОНЕМЕНТ
7/222
(ИН/ЛЖ ИЩАМИЯ)
Финансы г/х-уедг/т
(НАИМПНОН I ншпТшния)
Количество комплектов
/
На 2005год по месяцам:
Куда
3
4
7
8
жж
9
Ж
10
ж
11 г^^ рг
12 Ж
(иочтоныи иштко
Кому
(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)
Куда
литер
пв место
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
(ИКЧ/ЖС Ш '¡АНИЯ)
Фииаисы и кредит
(н.ишпноилнт: иу^нню
Стои- подппсю! Руб. коп. Количество /
мость переадресован Руб. коп. комплектов
На2005год по месяцам:
3
7
8
10
XXXXXX
11
12
Кому
(ФЛАШ.'ШЯ ИНИЦИАЛЫ)